Приходи заговор от лихорадки

Обновлено: 24.04.2024

В русской культурной традиции образы лихорадок персонифицировались в женском облике. Лихорадок могли представлять в образе девушек или женщин в белом одеянии, с непокрытой головой, распущенными волосами и без пояса, что считалось недопустимым в традиционном обществе; либо в образе безобразных косматых сгорбленных старух с клюкой, что сближало их с обликом мифологических существ низшей демонологии и колдуний. По поверьям, лихорадка стучит своей клюкой в дома, и если кто откроет такой старухе, тот обязательно заболеет.

Лихорадки, в зависимости от того, с каким симптомом болезни они соотносятся, поражают разные части тела человека и вызывают разные болевые ощущения. В старых заговорах встречаются перечисления имен лихорадок вместе с определением того, что делает каждая из них:

В крестьянском сознании появление лихорадок могло связываться не только с мифологическими пространственными образами, но и с конкретными реками и водоемами. Так, во многих местностях у русских лихорадки считались особенно опасными в конце зимы и весной и что легче всего заболеть лихорадкой на воде. Поэтому во избежание опасности весной старались как можно реже переправляться через реки.

В Тульской губернии верили в то, что лихорадки появляются из-под земли в определенное — опасное — время: в полдень или на закате солнца, что также сближает их образ с мифологическими персонажами низшей демонологии и нечистой силой вообще.


В русских поверьях и заговорах лихорадок считали дочерями, реже — сестрами царя Ирода, с именем которого связано евангельское событие усекновения головы Иоанна Крестителя. Правитель Галилеи Ирод Антипа был обличен Иоанном Крестителем за то, что отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней при жизни прежнего мужа, нарушив тем самым древние иудейские обычаи. Согласно Евангелию, падчерица Ирода (Саломея) настолько угодила ему своей пляской на празднике по случаю его дня рождения, что отчим обещал исполнить любое ее желание. По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. После казни Иоанна Предтечи его голову преподнесли ей на блюде. Имя преступного правителя и мотив пляски его падчерицы на русской почве соединились с образом опаснейшей болезни: лихорадок называли не только Иродовыми дочерьми, но и трясовицами. Основной симптом лихорадки соотносился в народном сознании с пляской. Согласно сложившимся позже народным легендам, дочери царя Ирода за смерть Иоанна Крестителя подверглись Божьему проклятию и были обращены им в орудие наказания людей болезнями.

Защитные меры против лихорадки обусловливались разнообразными представлениями об этой болезни. По народным представлениям не заболеет лихорадкой тот, кто соблюдает православные обычаи, например постится в пятницы, предшествующие Троице и Успению Богородицы. Считали также, что тря-совиц отгоняет крест. В качестве оберега от болезни носили на веревочке нательного креста написанную на бумаге молитву.

Существовали и предметные обереги от лихорадок. В Саратовской губернии хорошим предохранительным средством считали ношение змеиной шкурки или пояса, через который трижды переползала змея. К архаичной магической практике восходит изготовление кукол, оберегающих человека от болезни. Так, в Российском Этнографическом Музее в Санкт-Петербурге хранится коллекция кукол-лихорадок, привезенных в 1930-е годы из Воронежской области. Это двенадцать антропоморфных изображений длиной около 10 см, скрученных из пестрых лоскутков; лица кукол нарисованы карандашом. Этих кукол вешали в хате возле печки, и они, согласно местным поверьям, должны были служить магическим средством, отгоняющим лихорадок от хозяев дома.

Способы лечения от лихорадки были разнообразными. На юго-западе России верили, что избавиться от нее можно следующим образом: страстной свечой выжечь на потолке крест, соскрести сажу, насыпать ее в освященную воду и выпить. Повсеместно считали, что от лихорадки помогают почки освященной вербы: их заваривали и отвар давали больному. По поверьям от лихорадки помогало ношение сушеной лягушки в ладанке или привешивание живой лягушки в мешочке на груди. В Тверской губернии от лихорадки на шею вешали сушеную летучую мышь, клали под подушку паука, окуривали больного табаком. На Кубани, чтобы излечить ребенка от лихорадки, мать ходила на кладбище и брала с семидесяти семи могил по щепотке земли в узелок, который затем вешала на шею больному.

А вот как рассказывали об изгнании лихорадки в Олонецкой губернии:

По мнению исследователей, образы лихорадок-трясовиц, входящих в довольно большой ряд персонифицированных болезней, восходят к книжному источнику. Представления о двенадцати демонах — олицетворениях болезней — очень древние и известны многим народам. Один из источников славянских заговоров видят в греческой легенде о Сисинии, который, защищая детей своей сестры Милетины, вступил в борьбу со злым демоном Гило, губившим младенцев. Средством борьбы с этим духом, согласно легенде, оказывается перечисление его двенадцати с половиной имен. Многие имена лихорадок, сохранившиеся в русских заговорах, — ахоха, лекта, хампоя и другие — восходят к греческим словам. Многие же со временем были заменены народными словами с ясным для простого человека значением — хрипуша, дряхлея, пухлея, зябуха, дремлея, ветрея и подобные. В русских заговорах Сисиний выступает как главный противоборец лихорадок.

В Древней Руси молитвы и заговоры от лихорадок помещались в канонические церковные книги. Позже подобные тексты отвергались церковью и переходили в разряд апокрифических, что обусловило их перемещение из письменных источников в сферу устного бытования, сблизив с фольклорными произведениями. Заговоры, в которых присутствуют образы сестер-трясо-виц, сохранились в многочисленных записях начиная с XVIII века и по сию пору.

Лихорадка

Лихорадка

Лихорадка Лихорадка – в славянской мифологии так звали женского духа, который вселялся в людей и вызывал болезни.Изображалась лихорадка в образе женщины демонического вида. Чтобы задобрить лихо, древние славяне часто называли её ласково и приветливо – добруха, кумоха,

Лихорадка

Лихорадка Лихорадка – в славянской мифологии так звали женского духа, который вселялся в людей и вызывал болезни.Изображалась лихорадка в образе женщины демонического вида. Чтобы задобрить лихо, древние славяне часто называли её ласково и приветливо – добруха, кумоха,

Fiévre Лихорадка

Fi?vre Лихорадка 1921 — Франция (46 мин)· Произв. Alhambra Films· Реж. ЛУИ ДЕЛЛЮК? Сцен. Луи Деллюк· Опер. Альфонс Жильбори, Жорж Люка· В ролях Эв Франсис (Сара), Ван Даэль (Милитис), Елена Саграри (девушка с Востока), Гастон Модо (Топинелли), Футит (мужчина в серой шляпе), Ивонн Орель

МЕДНАЯ ЛИХОРАДКА

МЕДНАЯ ЛИХОРАДКА Редкий день в Литве в начале 90-х годов обходился без сенсационных происшествий, связанных с кражей меди. Основательно обчистив кладбища, храмы и даже знаменитую Крестовую гору, воры начали проявлять незаурядную изобретательность в поисках медных

ТЮРЕМНАЯ ЛИХОРАДКА

ТЮРЕМНАЯ ЛИХОРАДКА Эта зловредная и часто смертельная эпидемия нередко посещала старый Ньюгейт и тюрьмы других городов Англии.Судебное разбирательство, состоявшееся в Оксфорде в году 1577, явило собой пример смертельного воздействия на людей тюремной лихорадки и

Приходи вчера! — (народн.) никогда. Марья Иродовна, приходи ко мнѣ вчера ( заговоръ отъ лихорадки; также мысленный отвѣтъ домовому, коли почудится, что кто то зоветъ по имени). Ср. Даль. Толковый слов. (Лихоманка) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

приходи вчера! — (народн.) никогда Марья Иродовна, приходи ко мне вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто то зовет по имени) Ср. Даль. Толковый слов. (Лихоманка) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Приходи вчера — Разг. Ирон. Насмешливая фраза, употребляемая с целью отделаться от просителя. БМС 1998, 104; ЗС 1996, 295, 343 … Большой словарь русских поговорок

Дома нет, приходи вчера. — (заговор от лихорадки, падежа и проч.). См. ЗДОРОВЬЕ ХВОРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ВЧЕРА — ВЧЕРА, вчерась нареч. (вечеро сь), накануне сегодня, вчерашний день, в течение дня предшедшего нынешнему. А где тот хлеб, что вчера съели? И то забыли, что вчерась говорили. Вчера варена, вчера и выхлебана. Кто вчера солгал, тому и завтра (и… … Толковый словарь Даля

ВЧЕРА — Приходи вчера. Разг. Ирон. Насмешливая фраза, употребляемая с целью отделаться от просителя. БМС 1998, 104; ЗС 1996, 295, 343. Хоть вчера со двора. Сиб. Совершенно безразлично кому л., все нипочем кому л. ФСС, 33 … Большой словарь русских поговорок

Марья Иродовна, приходи ко мне вчера. — (заговор от лихорадки). См. ЗДОРОВЬЕ ХВОРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЗДОРОВЬЕ - ХВОРЬ — Кровь с молоком. Чуть не лопнет. Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо. Суди не по годам, а по ребрам (по зубам). Здоров, как бык, как боров. Силен, как лесник. Здоров, как бык, и не знаю, как быть. Сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет. Сожму в … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЛИХОЙ — (слово двусмысленное как благой), молодецкий, хватский, бойкий, проворный, щегольской, удалой, ухорский, смелый и решительный; | злой, злобный, мстительный; лукавый. Лихой малый, лихие кони, лихой наездник. | Лихой человек, лихое дело, лихая… … Толковый словарь Даля

СУЕВЕРИЯ - ПРИМЕТЫ — Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет. Кто вербу посадит сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату). Большой урожай рябины к тяжкому году, к оспе (к морозу). Большой иней во… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Разг. Ирон. Насмешливая фраза, употребляемая с целью отделаться от просителя. БМС 1998, 104; ЗС 1996, 295, 343.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Приходи вчера" в других словарях:

Приходи вчера! — (народн.) никогда. Марья Иродовна, приходи ко мнѣ вчера ( заговоръ отъ лихорадки; также мысленный отвѣтъ домовому, коли почудится, что кто то зоветъ по имени). Ср. Даль. Толковый слов. (Лихоманка) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Приходи вчера. — (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто то зовет по имени). См. СУЕВЕРИЯ ПРИМЕТЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

приходи вчера! — (народн.) никогда Марья Иродовна, приходи ко мне вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто то зовет по имени) Ср. Даль. Толковый слов. (Лихоманка) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Дома нет, приходи вчера. — (заговор от лихорадки, падежа и проч.). См. ЗДОРОВЬЕ ХВОРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ВЧЕРА — ВЧЕРА, вчерась нареч. (вечеро сь), накануне сегодня, вчерашний день, в течение дня предшедшего нынешнему. А где тот хлеб, что вчера съели? И то забыли, что вчерась говорили. Вчера варена, вчера и выхлебана. Кто вчера солгал, тому и завтра (и… … Толковый словарь Даля

ВЧЕРА — Приходи вчера. Разг. Ирон. Насмешливая фраза, употребляемая с целью отделаться от просителя. БМС 1998, 104; ЗС 1996, 295, 343. Хоть вчера со двора. Сиб. Совершенно безразлично кому л., все нипочем кому л. ФСС, 33 … Большой словарь русских поговорок

Марья Иродовна, приходи ко мне вчера. — (заговор от лихорадки). См. ЗДОРОВЬЕ ХВОРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЗДОРОВЬЕ - ХВОРЬ — Кровь с молоком. Чуть не лопнет. Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо. Суди не по годам, а по ребрам (по зубам). Здоров, как бык, как боров. Силен, как лесник. Здоров, как бык, и не знаю, как быть. Сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет. Сожму в … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЛИХОЙ — (слово двусмысленное как благой), молодецкий, хватский, бойкий, проворный, щегольской, удалой, ухорский, смелый и решительный; | злой, злобный, мстительный; лукавый. Лихой малый, лихие кони, лихой наездник. | Лихой человек, лихое дело, лихая… … Толковый словарь Даля

СУЕВЕРИЯ - ПРИМЕТЫ — Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет. Кто вербу посадит сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату). Большой урожай рябины к тяжкому году, к оспе (к морозу). Большой иней во… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Этот заговор читают над водой, крестообразно смахивая хворь со лба, подбородка и щёк. Затем этой водой умывают больного.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лечение лихорадки в бане

Лечение лихорадки в бане Вы внимательно изучили все вышеприведенные правила, заготовили необходимые веники и травы и теперь можете приступать к работе. Тщательно помойте и протопите баню. Пока в ней еще не слишком жарко, разложите на полоке сено, накройте его белой

Лечение малярии, лихорадки

Лечение малярии, лихорадки Мы сочли нелишним рядом с типично народными средствами лечения всех этих заболеваний привести столь же народные старинные заговоры и заклятия болезней. Больных можно пользовать и тем и другим среджством вместе или по отдельности. Ни одно из

Хороший заговор от лихорадки

Хороший заговор от лихорадки Господи, благослови, истинный Христос! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь! Во граде Ефесте на лобном месте, под листом, под манистом стояли три гробницы; в первой гробнице – во второй гробнице – в третьей гробнице – ходил святой Симон по

Любовный заговор (заговор, имеющий силу до самой смерти)

Любовный заговор (заговор, имеющий силу до самой смерти) В один день в трех церквах подайте записки за упокой и за здравие того, кого вы хотите приворожить. После этого пойдите на кладбище, найдите там три могилы, в которых похоронены мужчины, носившие такое же имя, как и у

ОТ ЛИХОРАДКИ

ОТ ЛИХОРАДКИ Если болезнь тяжелой лихорадкой сопровождается, то помогите себе заговором. Возьмите белое полотенце, налейте в миску воду. Хорошо, если кто из родных вам воды принесет из родника или реки, или сами вы запас такой воды дома держите – живая вода силу природную

Заговор от лихорадки

Заговор от лихорадки Этот заговор читается три раза на рассвете и три раза на закате у постели больного.«В синем море-океане раскинулся остров Буян, на том широком острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь, а на вершине того камня Алатыря сидят три старца седовласых, в

Заговор от простуды и лихорадки

Заговор от простуды и лихорадки «В далеких горах Афонских, в высоких горах Афонских стоит дуб вековой, мокрецкий; под дубом тем вековым, мокрецким сидят семьдесят старцев седовласых, во главе со старцем Пафнутием. А к старцам тем седовласым подошли семьдесят дев

Заговор от эпилепсии и лихорадки (вариант 1)

Заговор от эпилепсии и лихорадки (вариант 1) Для этого заговора нужно будет обвязать осину поясом от платья или брючным ремнём, после чего, встать рядом с деревом и шёпотом прочитать заговор.«Дерево осина, дерево осина, забери ты мою трясину-Дерево осина, дерево осина,

Заговор от эпилепсии и лихорадки (вариант 2)

Заговор от полипов кишечника (очень хороший заговор)

Заговор от полипов кишечника (очень хороший заговор) Как рана у Христа заросла и следа не оставила, так и ты болезнь отпади без следа, от раба Божия (имя). Сойди на мертвую ниву, на серый мох, на сухой пень. С этого дня, с этого часа, с этой, минуты, с моего наказа. Аминь. Аминь.

Заговор от озноба и лихорадки

Заговор от озноба и лихорадки Иногда человека знобит и лихорадит от простуды или от пережитого стресса. Этот заговор тут же успокоит и усмирит любую лихорадку и любой озноб. Читают заговор девять раз:Во имя Отца и Сына и Святого Духа. У царя Ирода 12 детей, 12 дочерей, и всего

От лихорадки промежности

От лихорадки промежности Наговаривают воду и подмываются ею утром и вечером. Читают так:Слова мои будьте лепки, дела, мои будьте крепки. Первый – семь, второй – семь, третий – семь, четвертый – семь, пятый – семь, шестой – семь, седьмой – семь. Господи благослови. Утренняя

37. Заговор от лихорадки

37. Заговор от лихорадки Ащо кто сию молитву хощет читать за здравие тела от дияволиц сих и проклятых трясовиц, сие да творит и читает над главою болящего. И ты, сними крест с себя, и положи в приуготовленную воду в сосуде и глаголи сие: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

От лихорадки

От лихорадки Этот заговор читают над водой, крестообразно смахивая хворь со лба, подбородка и щек. Затем этой водой умывают больного: Заря-заряница, красная девица, избавь раба Божьего (имярек) от матухи, от знобухи, от летучки, от Марьи Продовик и от всех двенадцати

От лихорадки

От лихорадки На горах Афонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом сидят тринадесять старцев с старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясых. И рече старец Пафнутий, с тремянадесять старцами: кто сии к нам идоша? И рече ему двенадесять девицы:

Заговор читается по 12 раз утром и вечером.

86. "На реке Поразливе, под дубом, под Подливом, сидят три апостола и Гавриил Архангел, с праведным Симеоном[19] святым. Навстречу Симеону святому идут двенадцать девиц полуоборотом, простоволосые, распоясаны. Спросил Симеон святой: чьи вы дочери? – Мы Иродовы дочери. – Откуда идёте? – С наветряной стороны, людей знобить, кости ломить, огнем палить. Сломил Симеон святый по три прута-лозы в руку, и дал им по сту лоз по спине. – Не бей нас, Симеон святый, не будем ходить народ знобить, кости ломить, огнём палить. Кто сию молитву три раза в сутки прочитает, к тому человеку мы не можем прикоснуться. Аминь, аминь, аминь".

89. "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Сидяще Св. Отец и Сын на горе Елеонской, а под дубом 12 дев-трясовиц. И рече им Господь: окаянные дьявольницы, кто вы и куда идете? – И отвечаша одна из них: мы есть трясовицы, Ирода царя дочери, идём мучить ваш род человеческий. Услыша это, сын Божий глаголя: Боже, избави Твой род человеческий от окаянных дьявольниц, молитвами архистратига Михаила и четырех евангелистов, Матфея, Марка, Луки к Иоанна Богослова. Их же окаянных поймаша и мучили жeлезными дубцами н даша им множество ран, а оне, дьявольницы, глаголаша: "Св. ангелы и архангелы, и св. Евангелисты, не мучьте нас: где имена ваши славные будут, того ради будем от тех людей бегать за три поприща. Св. отец Сисиний[22], с ангелами, архангелами и св. евангелистами, спросили: окаянные дьянольницы, как имена ваши? Рцыте нам. Первая – рече: мне имя Трясуха; вторая – Знобуха – зноблю человека всего, и тот не может в печи согреться; третья – Ломуха – ложусь у человека в голове и закладываю уши, и он глух; четвертая – Простудна – ложусь у человека под ребрами; пятая – Корхотия – ложусь у человека под дыханием, и если он вкусит чего, то его сорвёт; шестая – Корхуша – от рук и ног жилы свожу; седьмая – Лостения – ломлю у человека все кости; восьмая – Желтуха – как желты цветы в поле, так и человек желтеет; девятая – Утробница – нагоняю на людей опухоль; десятая – Полюбия – ночью спать не даю и к себе не допускаю, из ума человека свожу; одиннадцатая – Серпужа – свожу жилы в одни место; двенадцатая – Невианна – я есмь всех лютей и проклятей из дочерей Ирода царя – усекнула главу Иоанну Предтече.

90. Не будет человек иметь вреда от той болезни, кто носит эту молитву, в чистоте, на здравие тела и на отогнание болезни. Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Аминь".

Взять крест с болящего, положить в воду и дать ему выпить.

Читайте также: