Приказ 113 по дифтерии по казахстану

Обновлено: 22.04.2024

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 февраля 1997 года N 36

О совершенствовании мероприятий по
профилактике дифтерии

Проведенная органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпидслужбы организационная и практическая работа по совершенствованию вакцинопрофилактики и государственного санитарно-эпидемиологического надзора позволила достичь положительных результатов в борьбе с дифтерией. В 1995 году впервые отмечено снижение заболеваемости этой инфекцией по сравнению с 1994 годом на 9,8%, смертность от этой инфекции снизилась с 0,72 в 1994 году до 0,61 в 1995 году.

За 10 месяцев 1996 года число больных дифтерией по сравнению с аналогичным периодом 1995 года сократилось в 2,6 раза и составило 11722 против 30284, у детей соответственно - 3761 и 10247. Показатель заболеваемости за этот период снизился с 18,0 на 100 тысяч населения в 1995 году до 7,1 в 1996 году, у детей - с 27,7 до 10,4 на 100 тысяч детей. Количество летальных исходов от дифтерии уменьшилось с 908 в 1995 году до 230 человек за 10 месяцев 1996 года.

Снижение заболеваемости и смертности стало возможным в результате проведения организационных и практических мероприятий, направленных на повышение уровня коллективного иммунитета среди населения. Охват детей прививками против дифтерии в возрасте 1 года (к 24 месяцам) увеличился с 68% в 1990 году до 92,6% в 1995 году. За период проведения массовой иммунизации населения привито 70 млн.взрослых или 83% от общей их численности.

Вместе с тем эпидемиологическая обстановка по дифтерии в ряде субъектов Российской Федерации остается напряженной. Уровень заболеваемости дифтерией в Магаданской области за 10 месяцев 1996 года составил 63,7, Псковской области - 29,7, Республиках Карелия, Коми, Ленинградской и Иркутской областях - 23-25,0 на 100 тысяч населения.

Низким остается охват законченной вакцинацией детей по достижении ими 12 месяцев жизни, который в 1995 году в целом по стране составил 77% против установленного уровня - 95%. Только в Республике Карачаево-Черкессия, Мордовской Республике, Амурской, Калининградской и Самарской областях более 90% детей в этом возрасте получили законченный курс вакцинации, в то же время в Республиках Тыва, Коми, Костромской области указанный показатель составил только 31-65%. Из общего числа детей, заболевших дифтерией, - 16% больных и 95% умерших не были привиты против этой инфекции.

В 26 субъектах Российской Федерации в 1995 году не достигнут 80% охват прививками взрослого населения, в том числе в Республике Тыва он не превысил 31%, Республике Коми - 55%, Костромской области - 65%. На взрослое население, преимущественно в возрасте 30-50 лет, приходится до 65% от общего числа заболевших, около половины из них непривиты против этой инфекции. Каждый четвертый непривитый взрослый заболел токсической формой дифтерии, и у 20% из них заболевание закончилось летальным исходом. Не в полной мере решены вопросы организации иммунизации взрослых из групп повышенного риска заражения, в первую очередь, лиц без определенного места жительства, неработающих, страдающих хроническим алкоголизмом, на которых приходится до 40% умерших.

В целях совершенствования организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с дифтерией и снижения заболеваемости этой инфекцией в Российской Федерации

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Председателям комитетов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главным врачам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации:

1.1. Обеспечить внедрение и контроль выполнения мероприятий по профилактике дифтерии в соответствии с методическими указаниями "Профилактика дифтерии" (приложение).

1.2. Проанализировать состояние заболеваемости дифтерией и охвата прививками по возрастным группам населения, диагностики и качества оказания медицинской помощи больным, выполнения рекомендаций Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России по профилактике этой инфекции. Разработать с учетом эпидемиологической ситуации планы дополнительных мероприятий, предусмотрев в них:

- 95% охват детей в возрасте 12 месяцев законченной
вакцинацией против дифтерии, коклюша и столбняка;

- 95% охват детей в возрасте 24 месяцев первой ревакцинацией
против дифтерии, коклюша и столбняка;

- 90% охват взрослого населения в каждой возрастной группе.

1.3. Завершить в течение 1997 года проведение 2-кратной иммунизации против дифтерии с интервалом 30 дней взрослых лиц старше 40 лет, привитых в 1993-1995 годы однократно АДС-М-анатоксином.

1.4. Обеспечить своевременное и полное выявление, лабораторное обследование больных с подозрением на дифтерию, обследование с профилактической целью на носительство возбудителя дифтерии персонала, поступающего на работу в дома ребенка, детские дома, стационары психоневрологического профиля, психоневрологические интернаты для детей и взрослых, противотуберкулезные детские санатории детей и взрослых, направляемых в эти учреждения.

1.5. При проведении контроля коллективного иммунитета у населения обеспечить планирование серологических исследований в городах и районах с учетом эпидемиологической обстановки по дифтерии (уровень заболеваемости, смертности, наличие токсических форм дифтерии у привитых лиц), охвата профилактическими прививками в отдельных возрастных группах.

1.6. Совместно с органами и учреждениями внутренних дел, социальной защиты населения, службой занятости населения, миграционной службой обеспечить иммунизацию:

- лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства, в создаваемых центрах социальной реабилитации и государственных (муниципальных) учреждениях социальной помощи для указанных лиц;

- лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество в действующих приемниках-распределителях органов внутренних дел;

- лиц, ведущих асоциальный образ жизни;

- безработных, вынужденных переселенцев и беженцев.

2. Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Монисов А.А.):

- разработать и представить в установленном порядке на утверждение до 01.04.97 "План мероприятий по борьбе с дифтерией на 1997-2000 годы";

- организовать подготовку методических указаний "Эпидемиологический надзор за дифтерией".

3. Считать утратившими силу:

- Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 27.10.92 N 266/86 "О неотложных мерах по профилактике дифтерии".

- Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 02.11.94 N 235/130 "О внесении изменений в схему иммунизации против дифтерии".

- Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 30.10.95 N 297/112 "О мерах по стабилизации и снижению заболеваемости дифтерией".

- Приказ Госкомсанэпиднадзора России от 21.12.93 N 141 "О неотложных мерах по предупреждению заболеваний дифтерией в Российской Федерации".

- Методические рекомендации "Тактика иммунизации взрослых против дифтерии", утвержденные Минздравом РСФСР 16.02.91.

- Письмо Минздравмедпрома России от 13.10.93 N 05-16/40-16 "О введении рекомендаций по стандартному определению заболевания дифтерией".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г.Г.

Приложение
к приказу Минздрава России
от 03.02.97 N 36

* Методические указания разработаны на основании действующих нормативно-распорядительных документов коллективом авторов: Максимова Н.М., Маркина С.С., Богатырева Э.Я. (Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского), Жилина Н.Я. (Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России).

1. Общие сведения о дифтерии

Дифтерия - токсикоинфекция. Возбудитель дифтерии коринебактерия дифтерии, продуцирующая токсин, который вызывает повреждающее действие на органы и ткани организма.

Возбудитель дифтерии неоднороден по культуральным, морфологическим и ферментативным свойствам и подразделяется на три биоварианта: МИТИС, ГРАВИС и ИНТЕРМЕДИУС. Токсигенные коринебактерии всех вариантов продуцируют идентичный токсин. Нетоксигенная коринебактерия дифтерии не вызывает заболевание.

Ведущий путь передачи возбудителя дифтерии воздушно-капельный. Кроме того, заражение может произойти при употреблении инфицированных продуктов и через различные контаминированные предметы.

2. Принципы профилактики

Основным методом предупреждения дифтерии является:

2.1. Вакцинопрофилактика, направленная на третье звено эпидемического процесса, т.е. на создание невосприимчивости населения к этой инфекции. У привитых против дифтерии людей вырабатывается антитоксический иммунитет, который защищает от токсических форм дифтерии.

2.2. Проведение противоэпидемических мероприятий по локализации очага инфекции.

3. Стандартное определение случая заболевания дифтерией

3.1. Случаи дифтерии следует классифицировать согласно следующим критериям:

3.1.1. Подозрительным на заболевание дифтерией является наличие:

ангины, тонзиллита, назофарингита, ларингита с патологическими наложениями (островчатыми или пленчатыми), паратонзиллярного абсцесса.

3.1.2. Подозрительными на заболевание дифтерией являются также лица с перечисленными в п.3.1.1 заболеваниями и:

имевшие контакт с больным дифтерией, прибывшие из местности, неблагополучной по этой инфекции, не имеющие определенного места жительства.

3.1.3. Вероятным случаем заболевания дифтерией является наличие перечисленных признаков плюс один или несколько из нижеперечисленных в пп.3.2 и 3.3 симптомов, установление эпидемиологической связи с лабораторно подтвержденным случаем дифтерии.

3.2. Локализованные формы:

- дифтерия гортани - осиплость голоса, сухой кашель, затруднение вдоха, одышка, цианоз кожи лица, вынужденное сидячее положение с запрокинутой головой;

- дифтерия носа - обильные слизисто-сукровичные выделения из носа, пленчатые наложения на перегородке носа;

- дифтерия глаз - резкий отек век, обильное слизисто-гнойное отделяемое, яркая гиперемия конъюнктивы, пленка на конъюнктиве одного или обоих век.

3.3. Токсические формы: резкое повышение температуры с первых часов заболевания до 39-40 град. С; головная боль, озноб, повторная рвота, боли в животе, бледность кожи, общая слабость, вялость; отек миндалин с распространением на дужки, язычок, твердое и мягкое небо; плотные налеты на миндалинах, быстро увеличивающиеся и распространяющиеся за их пределы; диффузная гиперемия слизистой ротоглотки; значительное увеличение и болезненность региональных лимфоузлов; боли в шее; отек подкожной клетчатки шеи, возникающий над увеличенными региональными лимфоузлами, с распространением на лицо и шею до ключицы и ниже; приторно-сладкий запах изо рта; распространение налетов на носоглоточные миндалины, затрудненное носовое дыхание; кровоизлияния на коже и слизистых, носовые кровотечения, кровоточивость десен; кровоизлияния в местах инъекций; стеноз гортани, затрудненное дыхание, афония; миокардит, нарушение ритма сердечных сокращений; полинейропатия (парез мягкого неба, вялые парезы с атрофией мышц, расстройство чувствительности, корешковые боли, ослабленные сухожильные рефлексы); острая почечная недостаточность; инфекционно-токсический шок.

3.4. Окончательный диагноз дифтерии устанавливается при наличии налета и лабораторного подтверждения (выделение токсигенного штамма коринебактерий дифтерии) в мазках из зева, носа и других поврежденных участков и (или) нескольких типичных клинических признаков и эпидемиологической ситуации.

3.5. Сочетание нескольких типичных признаков является показанием для начала специфической терапии.

3.6. При отсутствии пленчатых налетов и обнаружении в мазках токсигенных коринебактерий дифтерии следует устанавливать диагноз "Бактерионосительство дифтерии".

4. Выявление больных и носителей токсигенных коринебактерий
дифтерии

4.1. Врачи всех специальностей, средние медицинские работники лечебно-профилактических, детских, подростковых и оздоровительных учреждений, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязаны выявлять больных дифтерией, лиц с подозрением на это заболевание и носителей токсигенных коринебактерий дифтерии при всех видах оказания медицинской помощи: обращении населения в лечебно-профилактические учреждения; оказании медицинской помощи на дому; приеме у частнопрактикующих врачей; прохождении периодических профилактических медицинских осмотров, а также предварительных медицинских осмотрах при поступлении на работу; медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больными дифтерией или носителями токсигенных штаммов возбудителя этой инфекции в очагах инфекции.

4.2. В целях раннего выявления дифтерии участковый врач (врач-педиатр, врач-терапевт) обязан активно наблюдать за больными ангиной с патологическими наложениями на миндалинах в течение 3-х дней от первичного обращения с обязательным проведением бактериологического обследования больного на дифтерию в течение первых суток. Взятие и транспортировка материалов для исследования проводится в соответствии с приложением 1.

4.3. При наблюдении за больным ангиной должна соблюдаться четкая преемственность на всех этапах - от момента обращения за медицинской помощью (фельдшерско-акушерский пункт, скорая и неотложная медицинская помощь, поликлиника) до госпитализации. Медицинские работники скорой и неотложной медицинской помощи, цеховые врачи обязаны передавать активные вызовы на больных ангинами участковым фельдшерам, участковым врачам-педиатрам и врачам терапевтам.







В соответствии с подпунктом 96) пунктом 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

в Правилах оказания скорой медицинской помощи, утвержденных указанным приказом:

пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Транспортировка пациента при угрозе его жизни (острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность) осуществляется в приемное отделение ближайшей медицинской организации, оказывающей экстренную стационарную медицинскую помощь.";

пункт 28 изложить в следующей редакции:

"28. Согласно медицинской сортировке, условно выделяют 3 группы пациентов:

первая группа (красная зона) – пациенты, состояние которых представляет непосредственную угрозу жизни или имеющие высокий риск ухудшения и требующие экстренной медицинской помощи;

вторая группа (желтая зона) – пациенты, состояние которых представляет потенциальную угрозу для здоровья или может прогрессировать с развитием ситуации, требующей экстренной медицинской помощи;

третья группа (зеленая зона) – пациенты, состояние которых не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья и не требует госпитализации.";

пункты 38, 39, 40, 41, 42 изложить в следующей редакции:

"38. В структуру областных и городских ССМП входят станция СМП, подстанции СМП, районные отделения СМП и отделения санитарной авиации.

39. В составе ССМП областей, городов республиканского значения и столицы создаются Call–центры (колл-центры), которые обеспечиваются средствами оперативной связи со службами органов внутренних дел и гражданской защиты населения региона, подстанциями СМП, отделениями СМП при ПМСП, приемными отделениями медицинских организаций и информируют население по вопросам оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.

40. ССМП областей, городов республиканского значения и столицы оборудуются автоматизированными системами управления по приему и обработке вызовов и системами, позволяющими вести мониторинг за санитарным автотранспортом посредством навигационных систем, а также системой компьютерной записи диалогов с абонентами и автоматическим определителем номера телефона, с которого поступает вызов. Хранение записей диалогов осуществляется не менее 2 лет.

41. ССМП областей, городов республиканского значения и столицы обеспечиваются медицинскими изделиями и лекарственными средствами согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

42. В режиме чрезвычайной ситуации ССМП областей, городов республиканского значения и столицы:

2) направляют в зону чрезвычайной ситуации бригады СМП по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

3) проводят лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) экстренно предоставляют информацию о пострадавших при чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, происшествиях и случаях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также умерших от полученных травм в территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местный орган государственного управления здравоохранения области, городов республиканского значения, столицы и Национальный координационный центр экстренной медицины.";

дополнить пунктами 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51 следующего содержания:

"43. При чрезвычайной происшествии, с числом пострадавших 3 и более человек, бригада СМП первая прибывшая на место чрезвычайной ситуации в первую очередь осуществляет медицинскую сортировку.

По результатам медицинской сортировки (триаж) бригада СМП оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим с последующей транспортировкой в медицинские организации по показаниям.

44. Экстренная медицинская помощь оказывается специалистами, прошедшими обучение по международным признанным стандартам оказания скорой и неотложной помощи: "Базовая реанимация" - Basic Life Support (BLS), "Расширенная сердечно - легочная реанимация" - Advanced Cardiac Life Support (ACLS), "Расширенная сердечно - легочная реанимация в педиатрии" - Pediatric Advanced Life Support (PALS), "Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах" - Prehospital Trauma Life Support (PHTLS). В целях отработки практических навыков специалистами областных и городских станций скорой помощи по оказанию экстренной медицинской помощи на базе областных и городских ССМП организуются симуляционные кабинеты.

45. Для обеспечения доступности услуг скорой медицинской помощи сельскому населению, по решению местных органов государственного управления здравоохранения области в труднодоступных населенных пунктах (отсутствие дорожных покрытий, горная местность), участках, отдаленных от доступа медицинской помощи могут создаваться дополнительные подстанции (отделения) областных ССМП.

46. В целях обеспечения оперативной работы медицинского персонала, рационального использования санитарного автотранспорта и медицинского оборудования санитарный автотранспорт подразделяется на следующие классы:

класс А: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий и транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами в сопровождении медицинского персонала;

класс В: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе;

класс С: санитарный автотранспорт (реанимобиль), предназначенный для проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии силами специализированной бригады, а также транспортировки пациентов по линии санитарной авиации.

47. При отсутствии санитарного автотранспорта необходимого класса выезд бригады осуществляется на имеющемся свободном санитарном автотранспорте. Выездная бригада продолжает проведение лечебных мероприятий до приезда санитарного автотранспорта необходимого класса или обеспечивает транспортировку пациента в ближайшую медицинскую организацию, оказывающую стационарную помощь.

48. Использование санитарного автотранспорта в немедицинских целях не допускается. Первый руководитель ССМП обеспечивает соблюдение данного пункта.

49. Отделение санитарной авиации оказывает медицинские услуги на региональном и межрегиональном уровнях посредством санитарного автотранспорта.

Основаниями для использования санитарного транспорта отделения санитарной авиации являются:

доставка квалифицированных специалистов для оказания медицинской помощи (консультация и/или операция) в медицинскую организацию по месту нахождения пациента (ов) из-за отсутствия медицинского оборудования и (или) квалифицированного специалиста (ов), соответствующей специальности и (или) квалификации;

транспортировка пациента(ов) из медицинской организации районного уровня в медицинскую организацию городского, областного, республиканского уровней для оказания специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи;

транспортировка пациента (ов) и мобильной бригады санитарной авиации (МБСА) санитарным автотранспортом между аэропортом и медицинской организацией при выполнении оперативной заявки на воздушном судне;

доставка органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации в соответствующую медицинскую организацию.

50. Диспетчер отделения санитарной авиации принимает заявку на медицинскую услугу от медицинской организации, оказывающей стационарную помощь и передает врачу-координатору отделения санитарной авиации.

51. Врач-координатор отделения санитарной авиации:

изучает поступившую заявку, медицинскую документацию пациента;

определяет объем медицинской услуги;

формирует состав МБСА в соответствии с профилем патологии пациента (ов);

организовывает транспортировку (доставку) санитарным автотранспортом квалифицированных специалистов (МБСА), пациента(ов), органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации, биоматериала.";

приложение 3 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

приложение 4 изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Актаеву Л. М.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Эпидемия дифтерии начавшаяся в 1990 году в России и на Украине, к 1995 году охватила все республики бывшего Союза.

Дефицит вакцин и средств на их закупку в период 1992-1994 гг., большое количество медотводов, недостатки в осуществлении плановой иммунизации населения явились причиной последовательного накопления восприимчивых к дифтерии контингентов, в том числе среди подростков и взрослых, и привели к стремительному росту инфекции. Ситуация усугубилась резко возросшими миграционными процессами в обществе, развитием коммерческих шоп-туров.

Слабая подготовленность врачей по диагностике дифтерии, особенно на ранних стадиях болезни, неосведомленность населения об опасности дифтерии и роли иммунизации в предупреждении инфекции, привели к регистрации тяжелых, запущенных, комбинированных форм, нередко заканчивающихся летальными исходами. Летальность в 1995 и 1996 гг. составила 6,0 и 6,8%. Из-за дефицита вакцин на ранних этапах подъема инфекции не были проведены массовые дополнительные прививки всего населения против дифтерии.

Национальные дни иммунизации, организованные в 1995-1996 гг., в период проведения которых было привито около 10 млн. человек, позволили стабилизировать заболеваемость и добиться ее снижения по всей территории республики.

В этой ситуации очень важно определить стратегию и тактику дальнейшей борьбы по стабильному снижению заболеваемости дифтерией и доведению ее до спорадического уровня.

Основным приоритетным направлением в борьбе с инфекцией и предупреждением летальных исходов является обеспечение высокого уровня охвата населения первичным комплексом иммунизации (АКДС-4) детей до 2-х лет - не менее 95%, иммунизацией подростков и взрослых не менее 90%.

Для обеспечения единого подхода в диагностике и учете случаев дифтерии необходимо внедрить в практику стандартное определение случая дифтерии, провести соответствующую подготовку медработников по данному вопросу.

Предупреждение повторных заболеваний и снижение бактерионосительства в очаге возможно путем быстрого определения тесных контактов и проведения им профилактического лечения антибиотиками.

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями периодичности и сроков наблюдения, обязательного минимума и кратности диагностических исследований согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения
Республики Казахстан
А. Цой

Приложение 1 к приказу
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 23 октября 2020 года
№ ҚР ДСМ-149/2020

Правила организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями, периодичности и сроков наблюдения, обязательного минимума и кратности диагностических исследований

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями, периодичности и сроков наблюдения, обязательного минимума и кратности диагностических исследований (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее - Кодекс) и определяют порядок организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями .

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;

2) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);

3) динамическое наблюдение – систематическое наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также оказание необходимой медицинской помощи по результатам данного наблюдения;

4) клинический протокол – научно доказанные рекомендации по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи при определенном заболевании или состоянии пациента;

5) обязательное социальное медицинское страхование (далее – ОСМС) – комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования;

6) система обязательного социального медицинского страхования – совокупность норм и правил, устанавливаемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального медицинского страхования;

7) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) – объем медицинской помощи, предоставляемой за счет бюджетных средств.

Глава 2. Порядок организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями, периодичности и сроков наблюдения, обязательного минимума и кратности диагностических исследований

3. Оказание медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями осуществляется в организациях первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической помощи, в зависимости от места прикрепления пациента в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи, утвержденного уполномоченным органом согласно подпункту 82) статьи 7 Кодекса.

4. Обеспечение оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями осуществляется в соответствии со стандартами в области здравоохранения, утвержденными уполномоченным органом согласно подпункту 32) статьи 7 Кодекса.

5. Оказание медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями осуществляется путем динамического наблюдения в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, в целях предупреждения осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.

6. Оказание медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями осуществляется:

1) по перечню заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению в организациях первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) согласно Правилам оказания ПМСП, утвержденным уполномоченным органом согласно подпункту 82) статьи 7 Кодекса.

Периодичность и сроки наблюдения, обязательного минимума и кратность диагностических исследований при хронических заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению в организациях ПМСП в рамках ГОБМП определяются согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

2) по перечню заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению на уровне консультативно-диагностической помощи (далее – КДП), согласно Правилам оказания КДП, утвержденным уполномоченным органом согласно подпункту 82) статьи 7 Кодекса.

Оказание медицинской помощи на уровне КДП осуществляется при социально-значимых заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению профильными специалистами в рамках ГОБМП и при хронических заболеваниях, подлежащих наблюдению профильными специалистами рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС.

Периодичность и сроки наблюдения, обязательного минимума и кратность диагностических исследований при социально-значимых заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению профильными специалистами в рамках ГОБМП определяются согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Периодичность и сроки наблюдения, обязательного минимума и кратность диагностических исследований при хронических заболеваниях, подлежащих наблюдению профильными специалистами рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС определяются согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

7. Наблюдение, в том числе диагностические исследования, лиц с заболеваниями, не предусмотренными в Перечнях согласно приложению 1, 2 и 3 к настоящим Правилам проводится в соответствии с перечнями медицинской помощи в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС и клиническим протоколам.

8. Оказание медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями осуществляют специалисты организаций ПМСП и КДП: врачи ПМСП (врач общей практики, участковый врач терапевт/ участковый педиатр), средние медицинские работники (участковая медицинская сестра или фельдшер) и профильные специалисты в соответствии с медицинскими показаниями. При наличии показаний привлекаются социальные работники в области здравоохранения, психологи и специалисты кабинетов здорового образа жизни.

9. При оказании медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями врач ПМСП осуществляет:

1) первичный осмотр, сбор, запись жалоб и анамнеза заболевания;

2) физикальный осмотр пациента;

3) оценку результатов диагностических исследований;

4) оценку результатов обучения пациента самопомощи в зависимости от заболевания;

5) корректировку индивидуального плана немедикаментозного и медикаментозного лечения, дневника самоконтроля пациента с учетом результатов осмотра, данных обследования, рекомендаций профильных специалистов, специалистов ЗОЖ;

6) направление на стационарозамещающее и (или) стационарное лечение при выявлении признаков обострения и прогрессирования заболевания, наличии показаний для медицинского наблюдения в стационарных условиях;

7) направление на медицинскую реабилитацию согласно стандарту организации оказания медицинской реабилитации населению Республики Казахстан, утвержденному уполномоченным органом согласно подпункту 32) статьи 7 Кодекса, при наличии медицинской информационной системы в электронном формате;

8) выдачу рекомендаций на оформление документов для направления на медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ), в соответствии с Правилами проведения медико-социальной экспертизы, утвержденным уполномоченным органом в области социальной защиты населения, при наличии медицинской информационной системы в электронном формате.

10. При отсутствии жалоб, признаков осложнения и прогрессирования заболевания по результатам осмотра, отклонений показателей лабораторных и инструментальных исследований от нормы у пациентов с хроническими заболеваниями согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам врач ПМСП проводит коррекцию лечения, дает рекомендации по ведению здорового образа жизни.

11. В сроки согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам пациент с хроническим заболеванием подлежит осмотру профильного специалиста.

12. Профильный специалист представляет врачу ПМСП медицинское заключение по форме (консультативно-диагностическое заключение), утвержденной уполномоченным органом согласно подпункту 31) статьи 7 Кодекса, в котором указывает результаты проведенного обследования и рекомендации по дальнейшему ведению пациента, при наличии медицинской информационной системы в электронном формате.

13. Врач ПМСП после получения консультативно-диагностического заключения осуществляет дальнейшее наблюдение за пациентом в соответствии с рекомендациями профильного специалиста.

14. При наличии показаний пациент направляется на госпитализацию в круглосуточный или дневной стационар в соответствии с профилем заболевания.

Стационарная помощь лицам с хроническими заболеваниями оказывается в соответствии с Правилами оказания стационарной помощи, утвержденными уполномоченным органом согласно подпункту 82) статьи 7 Кодекса.

Стационарозамещающая помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания стационарозамещающей помощи, утвержденными уполномоченным органом согласно подпункту 82) статьи 7 Кодекса.

15. Врач дневного или круглосуточного стационара при выписке, оформляет выписку из медицинской карты стационарного больного по форме утвержденной уполномоченным органом согласно подпункту 31) статьи 7 Кодекса, где указываются проведенный объем диагностических исследований, лечебных мероприятий и рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению. Электронная версия выписки высылается в организацию ПМСП по месту прикрепления.

16. Врач ПМСП после получения выписки из медицинской карты стационарного больного, в то числе в системах электронного здравоохранения осуществляет дальнейшее наблюдение за пациентом с учетом рекомендаций врача дневного или круглосуточного стационара.

17. Лицо с хроническим заболеванием ставится на учет для динамического наблюдения в организацию ПМСП по месту прикрепления на основании одного из трех документов:

1) заключения врача ПМСП;

2) консультативного заключения профильного специалиста;

3) выписки из медицинской карты стационарного больного.

При оформлении лица, впервые взятого на динамическое наблюдение, участковая медицинская сестра заполняет вкладной лист 5 к медицинской карте амбулаторного пациента по форме утвержденного уполномоченным органом согласно подпункту 31) статьи 7 Кодекса, в том числе посредством информационных систем.

При отсутствии технической возможности оформляется в бумажном виде, с последующим внесением в информационную систему.

18. Мониторинг выполнения лечения осуществляет средний медицинский работник (далее - СМР).

19. При повторных явках СМР опрашивает лица, проводит физикальное обследование, направляет на лабораторные и инструментальные исследования согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам.

20. При отсутствии жалоб, признаков обострения и прогрессирования заболевания при физикальном осмотре, отклонений показателей результатов лабораторных и инструментальных исследований от нормы СМР:

проводит беседу и дает рекомендации по ведению здорового образа жизни, при необходимости направляет к специалистам ЗОЖ;

разъясняет пациенту с высоким риском развития осложнений или угрожающего жизни состояния правила действий при их развитии и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи;

назначает дату следующей явки с внесением даты в форму утвержденной уполномоченным органом согласно подпункту 31) статьи 7 Кодекса.

При наличии жалоб, признаков обострения, осложнения и прогрессирования заболевания по результатам осмотра, отклонений показателей результатов лабораторных и инструментальных исследований от нормы СМР направляет пациента к врачу ПМСП на внеплановый осмотр.

21. Контроль за организацией работы СМР по вопросам динамического наблюдения, включая ведение учетной документации и внесение данных в информационную систему осуществляют врач ПМСП и руководитель медицинской организации.

Лицам с хроническими заболеваниями при наличии показаний организация ПМСП оказывает услуги восстановительного лечения и медицинской реабилитации, паллиативной помощи с оказанием специальных социально-медицинских услуг.

22. Лекарственное обеспечение лиц с хроническими заболеваниями осуществляется в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 108 Кодекса.

23. Лицам с хроническими заболеваниями динамическое наблюдение проводится и в рамках программы управления заболеваниями (далее - ПУЗ).

24. При динамическом наблюдении специалисты проводят отбор пациентов для участия в ПУЗ по трем нозологиям: артериальная гипертензия, сахарный диабет 2 типа, хроническая сердечная недостаточность.

25. Критериями для отбора пациентов, участвующих в ПУЗ являются:

пациенты с первичной артериальной гипертензией (неосложненная);

пациенты с сахарным диабетом 2 типа (компенсированные и субкомпенсированные);

пациенты с хронической сердечной недостаточностью II-IV классов по NYHA с фракцией выброса менее 40% или с фракцией выброса более 40% и диастолическая дисфункция левого желудочка по данным эхокардиографии.

26. В ПУЗ могут привлекаться пациенты с несколькими заболеваниями, соответствующие критериям отбора, изложенными в пункте 25.

27. При согласии пациента в участии ПУЗ участковая медицинская сестра заключает договор в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Участковая медицинская сестра обеспечивает ввод электронной формы договора об участии в ПУЗ в информационную систему электронного здравоохранения "Единая платежная система".

28. Наблюдение пациента по ПУЗ осуществляют специалисты участка ПМСП, имеющие соответствующие свидетельства о повышении квалификации. Координатором ПУЗ в пределах участка организации ПМСП является участковый врач (врач общей практики, участковый врач-терапевт (педиатр)).

29. Для эффективного внедрения ПУЗ в организациях ПМСП рекомендуется создание мультидисциплинарной группы, состоящей из специалистов ПМСП, привлеченного психолога, специалиста ЗОЖ, профильного специалиста и других заинтересованных специалистов.

30. При динамическом наблюдении пациентов по ПУЗ врач ПМСП и СМР по компетенции заполняет карту наблюдения за пациентом, участвующим в ПУЗ. В карту наблюдения вводится информация о пациенте, данные объективного осмотра, результаты лабораторных и инструментальных методов исследования.

31. Заполнение карты наблюдения осуществляется при каждом посещении пациента в организацию ПМСП с последующим внесением СМР актуализированных данных в регистр пациентов ПУЗ.

32. На основе данных регистра пациентов ПУЗ врачом ПМСП на регулярной основе проводится сегментация пациентов. В результате сегментации пациентов определяется кратность динамического наблюдения (осмотра СМР и врача ПМСП), лабораторных и инструментальных исследований, осмотры профильных специалистов.

34. Оповещение (дозвон) к пациентам также проводится для приглашения на лабораторные и инструментальные исследования для обеспечения последующего наблюдения за пациентом.

35. Обучение пациента элементам самопомощи обеспечивают специалисты ПМСП с учетом уровня индивидуальных особенностей пациента.

36. В рамках ПУЗ пациент составляет индивидуальный план действий на короткий срок (не более 2-х недель), включающий объем физических нагрузок, режим питания, образ жизни, исключение вредных привычек.

37. Мониторинг эффективности программы оценивается на основе достижения целевых индикаторов.

38. Снятие с учета лиц с хроническими заболеваниями осуществляется по критериям и срокам наблюдения согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам.

39. Основаниями для прекращения динамического наблюдения лиц с хроническими заболеваниями в организации ПМСП являются:

1) смена места прикрепления (обеспечение передачи актива в организацию ПМСП по месту прикрепления пациента);

В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:

заголовок изложить в следующей редакции:

"Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сферах качества оказания медицинских услуг, обращения лекарственных средств и медицинских изделий";

в Критериях оценки степени риска в сфере качества оказания медицинских услуг, утвержденных указанным совместным приказом:

пункты 7 и 8 изложить в следующей редакции:

"7. К высокой степени риска относятся субъекты (объекты) контроля, оказывающие стационарную (за исключением субъектов (объектов), оказывающих восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход), стационарозамещающую (за исключением субъектов (объектов), оказывающих восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход), амбулаторно-поликлиническую (за исключением субъектов (объектов), оказывающих восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию, специализированную дерматокосметологическую помощь с применением инвазивных методов и использованием лекарственных средств и медицинских изделий, доврачебную помощь), стоматологическую, наркологическую, психиатрическую, фтизиатрическую, онкологическую, кардиохирургическую, скорую медицинскую помощь, в том числе в форме санитарной авиации, организации, оказывающие лабораторные услуги, помощь ВИЧ-инфицированным, службы крови.

8. Не отнесенные к высокой степени риска - субъекты (объекты) контроля, осуществляющие восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию, оказывающие доврачебную помощь, паллиативную помощь и сестринский уход, традиционную медицину; организации, оказывающие специализированную дерматокосметологическую помощь с применением инвазивных методов и использованием лекарственных средств и медицинских изделий.";

критерии оценки степени риска в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденные указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

проверочный лист в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в отношении всех субъектов (объектов) фармацевтической деятельности, утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;

проверочный лист в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в отношении медицинских организаций по вопросам лекарственного обеспечения, утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;

проверочный лист в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в отношении субъектов (объектов) фармацевтической деятельности, осуществляющих производство лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;

проверочный лист в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в отношении субъектов (объектов) фармацевтической деятельности, осуществляющих изготовление лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему совместному приказу;

проверочный лист в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в отношении субъектов (объектов) фармацевтической деятельности, осуществляющих оптовую реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 6 к настоящему совместному приказу;

проверочный лист в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в отношении субъектов (объектов) фармацевтической деятельности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему совместному приказу.

2. Комитету фармации Министерства здравоохранения Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего совместного приказа на официальных интернет-ресурсах Министерства здравоохранения Республики Казахстан и Министерства национальной экономики Республики Казахстан после его официального опубликования;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Читайте также: