Приказ 117 о реализации программы о ликвидации кори

Обновлено: 23.04.2024

Согласно рекомендации экспертов ВОЗ показателем достижения элиминации кори в стране является уровень заболеваемости менее 1 случая кори на миллион жителей. Если учесть, что в 50% европейских стран этот уровень стабильно регистрируется в течение нескольких лет, то показатель заболеваемости корью в России все еще остается высоким.

Эпиднеблагополучие по коревой инфекции сохраняется, в основном, за счет взрослого населения, удельный вес которого в общей структуре заболеваемости все возрастает и в 2005г. составил 78,7%.

Оценивая прививочный статус заболевших установлено, что 59,2% из них составляли лица, не имеющие сведений о прививках. Выраженная доля этой категории населения во многом определяется вовлечением в эпидпроцесс лиц старшего возраста без сведений о прививках (41% среди заболевших корью приходится на возрастную группу 20-29 лет).

Приведенные данные еще раз подчеркивают необходимость активизации и завершения работы по иммунизации взрослого населения, предусмотренной постановлением Главного

Несмотря на стабильно высокий охват прививками против кори детского населения (96-98%), в 2005 году доля не привитых среди заболевших (без учета детей до года) практически не снизилась - 14,8% (в 2004г. - 14,9%).

В 2005 г., как и в 2004г., формировались очаги кори разной степени интенсивности. В целом по России по-прежнему преобладали очаги с 1 случаем заболевания – 86,2% (282 очага). На долю очагов с распространением инфекции приходилось 13,8% (45 очагов). Несколько больше половины всех очагов с распространением кори, как и в прошлом году, приходилось на очаги с 2 случаями заболеваниями (55,6%).

Из 45 очагов с распространением - 12 (26,7%) были сформированы в результате заноса инфекции из ближнего зарубежья: 6 очагов - в результате заноса кори с территории Казахстана, в 2 очагах источником инфекции послужил больной из Азербайджана, еще в 2 очагах – больные корью прибыли с Украины. По одному очагу сформировали больные, прибывшие из Грузии и Узбекистана.

По данным Национального научно-методического центра по надзору за корью в настоящее время наметилась тенденция к улучшению качества эпидемиологического расследования случаев кори. На втором этапе реализации программы элиминации кори в России специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора, особенно в Новосибирской, Курской областях, Краснодарском и Алтайском краях, более четко прослеживаются цепочки передачи инфекции.

Проведенный анализ позволил выявить слабые места в реализации программы ликвидации кори, в частности установить вновь формирующиеся группы риска, нередко являющиеся источником инфекции и определяющие заболеваемость на территории. Для устранения имеющихся недостатков необходимо не только поддерживать высокий уровень охвата прививками против кори детей в декретированные сроки и увеличить темпы проведения вакцинации взрослых до 35 лет, но и систематически контролировать состояние привитости против кори в коллективах разного уровня и, прежде всего, в коллективах риска заболевания – в детских домах и домах ребенка разного профиля, в средних и высших учебных заведениях при формировании новых коллективов (обращая внимание на студентов из соседних государств), воинских коллективах, на предприятиях малого бизнеса, среди приезжих строителей и работников торговли.

Определению истинного числа заболевших корью в России во многом способствовала работа в рамках совместного с ЕРБ ВОЗ пилотного проекта по активному выявлению случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями. Однако полученные к настоящему времени данные (итоги 1 и 2 этапов проекта) не позволяют сделать достоверного заключения о критериях выборки обследуемого контингента с экзантемой и лихорадкой с учетом численности населения. При этом с учетом возможного объема исследований, можно сделать предварительный вывод о целесообразности обследования больных с пятнисто-папулезной сыпью и температурой из расчета 2 на 100 тысяч населения.

Внедрение в практику активного поиска больных корью среди лиц с лихорадкой и сыпью, независимо от первичного диагноза, в условиях спорадической заболеваемости корью должно стать обязательным дополнением к системе надзора за этой инфекцией.

Данное мероприятие позволит не только установить истинное число больных корью на каждой конкретной территории, но и подтвердить отсутствие местных случаев кори в отдельных регионах, что в последующем явится основным критерием оценки результативности выполнения Программы ликвидации кори в России и сертификации территорий, свободных от кори.

В целях усиления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации необходимо:

3. Активизировать пропагандистскую работу среди населения с использованием СМИ в целях снижения отказов от проведения прививок.

4. Обеспечить своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах коревой инфекции, обратив особое внимание на организацию и проведение комплекса мероприятий в группах риска (студентов средних и высших учебных заведений, военнослужащих, приезжих из стран СНГ, медицинских работников).

7.1. Обеспечить исследование сывороток крови больных с лихорадкой и сыпью на содержание противокоревых IgM – антител в сроки, предусмотренные приказом Минздрава России от 23.03.2003 № 117.

7.3. Оставшиеся после исследования сыворотки направлять в Национальный научно-методический центр по надзору за корью для дальнейшего изучения.

8.2. Общее методическое руководство работой по активному выявлению случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями.

Минимальное количество больных с экзантемой и лихорадкой, подлежащих обязательному серологическому обследованию на наличие IgM-антител к вирусу кори.

от 21 марта 2003 года N 117

Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 - имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.

1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.

2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России", главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".

3. Директору ГУ "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году". О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну:

4.1. Обеспечить направление в ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Минздрава России:

- ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;

- ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.

4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий "Руководства по лабораторной диагностике кори", рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.

5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (приложение N 1), рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (приложение N 3), правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (приложение N 4).

5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (приложение N 5).

6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:

6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.

6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России" организовать региональные совещания по вопросам реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".

8. ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России":

8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.

8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2003 года N 117

Стандартное определение случая заболевания корью

Стандартное определение случая заболевания, предложенное ВОЗ: любой человек с температурой 38°С и выше, пятнисто-папулезной сыпью и хотя бы с одним из следующих симптомов: кашель, насморк, конъюнктивит (красные глаза), или любой человек с подозрением на корь.

Эпидемиологическая классификация случаев кори:

- случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных выше, следует считать "подозрительным";

- случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори, следует считать "вероятным";

- случай острого заболевания, классифицированный как "подозрительный" или "вероятный", после лабораторного подтверждения диагноза считается "подтвержденным".

При этом лабораторно подтвержденный случай кори не обязательно должен отвечать стандартному клиническому определению случая (атипичные, стертые формы).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза кори из-за невозможности проведения исследований "вероятный" случай автоматически классифицируется как "подтвержденный".

Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или при эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями данного заболевания.

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2003 года N 117

Рекомендации по выявлению, диагностике, лабораторному
обследованию и регистрации больных корью и подозрительных
на это заболевание

Выявление больных корью и подозрительных на это заболевание осуществляется врачами лечебно-профилактических учреждений во время амбулаторного приема, посещения больного на дому, лечения в стационаре, при диспансерном наблюдении и медицинском наблюдении за лицами в очагах кори.

Больные корью и подозрительные на это заболевание подлежат обязательному серологическому обследованию. Взятие крови у больного на 4-5 день с момента появления сыпи организует лечебно-профилактическое учреждение, где выявлен больной. При госпитализации больного взятие крови осуществляется в стационаре. При изоляции больного на дому забор крови осуществляется в домашних условиях специалистами лечебно-профилактического учреждения, в котором был выявлен больной. Отобранная кровь центрифугируется, и сыворотка (при невозможности центрифугирования - кровь) с сопроводительным документом - "Направление на лабораторное исследование" в 2 экземплярах (заполнив часть А) направляются в лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации.

Доставка сыворотки (крови) в центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации должна быть осуществлена в срок не позднее 48 часов с момента отбора материала. Ответственным за своевременное взятие серологического материала и его доставку в вирусологическую лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации является руководитель лечебно-профилактического учреждения, в котором выявлен больной.

Контроль за доставкой материала от больного возлагается на руководителя территориального центра госсанэпиднадзора.

В случае сомнительного результата при исследовании первой сыворотки (или при отрицательном результате серологического обследования больного в первые три дня сыпи), по запросу лаборатории центра госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью (далее - региональный центр), у больного берут кровь повторно, через 1-2 недели, но не позднее 1,5 месяцев с момента заболевания. Доставка второй сыворотки осуществляется аналогично первой (с заполнением соответствующего "Направления на лабораторное исследование").

Центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации направляет сыворотки крови от больных корью и подозрительных на это заболевание с сопроводительным документом "Направление на лабораторное исследование" в 2 экземплярах, (заполнив часть В) в лабораторию регионального центра надзора за корью не позднее 72 часов с момента взятия материала; сообщает в региональный центр надзора за корью о маршруте отправленного материала.

Региональный центр надзора за корью проводит исследование сывороток крови от больных корью и подозрительных на это заболевание в течение 72 часов с момента поступления материала и сообщает о результатах серологических исследований в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации, направивший материал, заполнив часть С "Направления на лабораторное исследование".

Территориальный центр госсанэпиднадзора проводит эпидемиологическое расследование случая заболевания корью или подозрительного на эту инфекцию (независимо от возраста заболевшего) в течение 24 часов с момента получения экстренного извещения. Сообщает о случае заболевания корью или случае, подозрительном на корь, в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации. Врач-эпидемиолог, совместно с лечащим врачом, заполняет карту эпидемиологического расследования случая кори или подозрительного на это заболевание.

После получения результатов лабораторного исследования сыворотки крови и установления окончательного диагноза (подтвержденного или неподтвержденного) полученные данные вносятся в карту, которая направляется в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации, в ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России" (далее - Национальный центр по надзору за корью) и по запросу - в региональный центр не позднее 48 часов с момента получения результатов лабораторного исследования.

В случае смерти больного заполняется "Извещение на умершего от кори", которое вместе с картой эпидрасследования направляется в Национальный центр по надзору за корью.

Региональный центр ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет "Сведения о заболевших корью в разных возрастных группах".

Кроме того, ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вирусологическая лаборатория регионального центра направляет в лабораторию Национального центра все оставшиеся после исследования сыворотки больных корью и подозрительных на это заболевание, а также "Отчет о своевременности поступления и качестве сывороток крови больных корью и подозрительных на эту инфекцию".

Приложение N 1
к Рекомендациям по выявлению,
диагностике, лабораторному обследованию
и регистрации больных корью
и подозрительных на это заболевание
от 21 марта 2003 года N 117

Карта эпидемиологического расследования случая заболевания
корью или подозрительного на эту инфекцию

Заполняется на всех лиц, у которых медицинский работник подозревает корь!

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 июня 2003 года N 233

ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

от 30 июня 2003 года N 172

В Удмуртской Республике (УР) с 1998 г. заболеваемость корью регистрируется на уровне ниже 1,0 на 100 тысяч населения. Среди детей отсутствуют случаи заболевания с 1999 г. В 2002 году больных корью по республике не выявлено.

Благополучное развитие эпидемической ситуации по кори обусловлено поддержанием на регламентируемом уровне (не менее 95%) показателей охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированных возрастах. Охват вакцинацией детей в возрасте 24 месяца составляет 99,2%, ревакцинацией в возрасте 6 месяцев - 96,6%. Подростки привиты на 98,9%.

В целях реализации Программы ликвидации кори в Удмуртской Республике, как и в целом по Российской Федерации, к 2010 году и во исполнение приказа Минздрава России от 21.03.2003 N 117 "О реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г." приказываем:

1. Утвердить региональный план действий по реализации Программы ликвидации кори к 2010 г. в Удмуртской Республике (приложение N 1).

2. Утвердить отчетные формы для выполнения Программы ликвидации кори к 2010 г. в Удмуртской Республике (приложение N 2, 4, 5).

3. Начальникам Управлений здравоохранения г.г. Ижевска, Воткинска, Глазова, Сарапула, главным государственным санитарным врачам в городах и районах, главным врачам лечебно-профилактических учреждений:

3.1. Считать ликвидацию кори в Удмуртской Республике к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения Удмуртской Республики;

3.2. Проводить организационные, лечебные, противоэпидемические мероприятия по ликвидации кори в соответствии с положениями приказа Минздрава РФ от 21.03.2003 N 117 "О реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г.";

3.3. Обеспечить еженедельную подачу информации на случаи подозрения или заболевания корью, в т.ч. "нулевой" информации в ЦГСЭН в УР согласно установленной форме (приложение N 2);

3.4. Обеспечить подачу информации по мере выявления больных лиц в отделение профилактики ВКИ и иммунизации ЦГСЭН в УР:

3.4.1. Ежемесячно до 5 числа, следующего за отчетным месяцем, согласно приложению N 5 приказа МЗ РФ от 21.03.2003 N 117;

3.4.2. Ежегодно при сдаче годового отчета согласно приложениям N 1, 2, 3, 4 приказа МЗ РФ от 21.03.2003 N 117;

3.4.3. В течение 24 - 48 часов по окончании эпидемиологического расследования случая кори или подозрительного на это заболевание карту эпидемиологического расследования согласно приложению N 1 приказа МЗ РФ от 21.03.2003 N 117;

3.4.4. В течение 24 часов экстренных извещений на случаи заболевания корью или подозрительных на это заболевание;

3.5. Обеспечить доставку биологических проб от больных корью или подозрительных на эту инфекцию в пластиковых пробирках при условии соблюдения "холодовой цепи" в вирусологическую лабораторию ЦГСЭН в УР в течение 24 часов от забора материала и наличия направления согласно приложению N 2 приказа МЗ РФ от 21.03.2003 N 117;

3.6. Подготовить списочный состав лиц в возрасте до 35 лет, не имеющих прививок против кори и ранее не болевших этой инфекцией, с подачей информации в ЦГСЭН в УР до 01.09.2003 согласно утвержденной форме (приложение N 5);

3.7. Провести до 01.08.2003 обучение работников лечебно-профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора по вопросам диагностики, лечения и профилактики кори внедрения в практику данного приказа Минздрава УР и ЦГСЭН в УР;

3.9. Утвердить лиц, ответственных за реализацию Программы ликвидации кори в городах и районах УР с представлением данных в ЦГСЭН в УР до 01.08.2003 по утвержденной форме (приложение N 4).

4. Главным государственным санитарным врачам в городах и районах обеспечить:

4.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание;

4.2. Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции;

4.3. Контроль за своевременностью подачи еженедельной отчетной информации, в т.ч. "нулевой", на случаи подозрения или заболевания корью;

4.4. Контроль за качеством и своевременностью доставки биологических проб от больных корью и подозрительных на это заболевание;

4.5. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.

5. Возложить ответственность за координацию, планирование и реализацию мероприятий по ликвидации кори в Удмуртской Республике на заведующего отделением профилактики воздушно-капельных инфекций ЦГСЭН в УР, главного эпидемиолога МЗ УР Данилову Веру Васильевну.

6. Заместителю министра здравоохранения Тыцкой Э.И., заместителю главного государственного санитарного врача ЦГСЭН в УР Кощееву А.П. разработать Республиканскую программу по ликвидации кори в Удмуртской Республике к 2010 г. до 01.08.2010 и представить на рассмотрение на очередное заседание коллегии Министерства здравоохранения Удмуртской Республики.

7. Провести 16.09.2003 республиканское совещание организаторов здравоохранения, главных врачей центров госсанэпиднадзора в городах и районах, педиатров, инфекционистов, эпидемиологов по вопросам реализации в УР Программы ликвидации кори в УР к 2010 г. (приложение N 3);

7.1. Главному врачу 1 РКБ Повышеву Н.М. обеспечить аудиторию для проведения совещания.

8. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей министра здравоохранения Тыцкую Э.И. и Ромаданову Т.В., заместителя главного государственного санитарного врача в УР Кощеева А.П.

Главный государственный
санитарный врач
Н.А.ЗАБРОДИН

Приложение N 1
к приказу
МЗ УР N 233,
ЦГСЭН в УР N 172
от 30 июня 2003 года

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2003 Г. ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ К 2010 Г. В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 117
"О реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году"

ГАРАНТ:

См. также Национальный план мероприятий на 2005 - 2007 гг. по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ 1 июля 2005 г.

О реализации Национальной программы ликвидации кори в Российской Федерации см. также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 марта 2005 г. N 0100/2299-05-32

Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 - имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.

В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году приказываю:

1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.

2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России", главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г".

3. Директору ГУ "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году". О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну,

4.1. Обеспечить направление в ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского" Минздрава России:

- ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;

- ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.

4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий "Руководства по лабораторной диагностике кори", рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.

5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (приложение N 1), рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (приложение N 3), правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (приложение N 4).

5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (приложение N 5).

6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:

6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.

6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России" организовать региональные совещания по вопросам реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".

8. ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России":

8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.

8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

от 5 февраля 2010 года N 33

Об обследовании больных с экзантемой и лихорадкой в рамках реализации программы ликвидации кори

В стране сложилась устойчивая эпидемиологическая ситуация по заболеваемости корью. Показатели заболеваемости этой инфекцией за последние 2 года не превышают показателя 0,1 на 100 тыс. населения, что соответствует критериям ВОЗ, свидетельствующим об элиминации эндемичной кори на территории Российской Федерации.

В условиях регистрации спорадической заболеваемости корью или ее отсутствия в ряде субъектов Российской Федерации при лабораторном обследовании выявлены случаи кори у больных с лихорадкой и экзантемой (токсикодермия, дерматит, аллергическая сыпь, краснуха, псевдотуберкулез, иерсиниоз, скарлатина, ветряная оспа, инфекционная эритема, инфекционный мононуклеоз, энтеровирусная инфекция).

Для осуществления активного поиска и выявления случаев кори у таких больных необходимо исследование сывороток крови заболевших на содержание IgM-противокоревых антител.

Оптимальным критерием полноты выявления всех случаев кори среди больных с лихорадкой и экзантемой, с учетом рекомендаций ВОЗ, является 2 обследованных на 100 тыс. населения.

В целях полноты выявления случаев кори и ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году

1.1. Правила проведения активного эпидемиологического надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости (приложение N 1).

1.2. Расчетное количество больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, подлежащих обязательному серологическому обследованию на наличие Ig M-антител к вирусу кори (приложение N 2).

1.3. Форму направления в лабораторию регионального центра эпидемиологического надзора за корью и краснухой (приложение N 3).

1.4. Форму карты эпидемиологического расследования случая заболевания корью или подозрительного на эту инфекцию (приложение N 4).

1.5. Форму списка больных с пятнисто-папуллезной сыпью и лихорадкой, обследованных на наличие IgМ-антител к вирусу кори в вирусологической лаборатории Федеральных государственных учреждениях здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" с функциями контроля за корью и краснухой (далее - региональный центр), представляемого в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой (далее - Национальный центр) (приложение N 5).

1.7. Форму отчета о своевременности поступления и качества сывороток крови больных экзантемными заболеваниями (приложение N 7).

1.8. Шифры субъектов Российской Федерации (приложение N 8).

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Осуществлять эпидемиологический надзор за корью в соответствии с правилами проведения активного надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости (приложение N 1).

2.2. Организовать совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.2.1. Забор сыворотки крови от больных с пятнисто-папулезной сыпью (экзантемой) и лихорадкой для лабораторного обследования на наличие коревых IgM.

2.2.2 Обследование больных с пятнисто-папулезной сыпью (экзантемой) и лихорадкой из расчета не менее 2 человек на 100 тыс. населения субъекта Российской Федерации (приложение N 2).

2.2.3. Направление сывороток крови от больных в лабораторию регионального центра эпидемиологического надзора за корью и краснухой с оформлением направления в соответствии с утвержденной формой (приложение N 3).

2.3. Обеспечить доставку сывороток крови от больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой в вирусологическую лабораторию регионального центра эпидемиологического надзора за корью и краснухой в течение 72 часов от момента её взятия.

2.4. Обеспечить надзор за своевременностью и полнотой лабораторного обследования больных с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью в инфекционных стационарах и поликлинических отделениях.

2.5. Обеспечить проведение эпидемиологического расследования каждого лабораторно подтвержденного случая кори с заполнением "Карты эпидрасследования случая заболевания корью или подозрительного на эту инфекцию" (приложение N 4) и представление ее в Национальный центр.

3. Главным врачам Федеральных государственных учреждений здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в г.Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Амурской областях, Пермском, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан, директору ФГУН "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Л.Пастера" Роспотребнадзора обеспечить:

3.1. Исследование сывороток крови на наличие коревых антител (IgM и IgG) от больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой.

3.2. Направление в Национальный центр сыворотки крови больных корью, выявленных при активном надзоре, для дополнительного исследования - 1 раз в квартал, а также копии историй болезни по запросу Национального центра.

3.3. Представление в Национальный центр в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным:

3.3.1. Списков больных с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью, обследованных на содержание в сыворотке крови противокоревых IgM по установленной форме (приложение N 5).

3.3.2. Ежемесячной информации о результатах лабораторного исследования сывороток (приложение N 6).

3.3.3. Ежеквартального отчета о своевременности поступления и качестве сывороток крови (приложение N 7) в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

3.4. Систематический ввод данных поимённого учёта больных корью в единую международную систему CISID с указанием эпидномера и шифра территории (приложение N 8).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагается на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова.

Приложение N 1
к приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 5 февраля 2010 года

Правила проведения активного надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости

1. Поиск и обследование больных проводить в течение года из расчета 2 на 100 тыс. населения.

2. Обследовать больных только с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой с температурой тела 37,5 градусов и выше (при обследовании больных с диагнозом "краснуха" обязательно наличие температуры тела 38,0 градусов и выше).

3. Исключить из обследования лиц, вакцинированных против кори менее 6 месяцев назад.

4. Из очагов "краснухи?", "скарлатины?" и других заболеваний, клиническим проявлением которых является лихорадка и пятнисто-папулезная сыпь, обследовать только первые два-три случая.

Приложение N 2
к приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 5 февраля 2010 года

Количество больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, подлежащих обязательному серологическому обследованию на наличие Ig M-антител к вирусу кори

Читайте также: