Приказ 171 мз ссср от 2 7 04 90 г об эпидемиологическом надзоре за малярией

Обновлено: 24.04.2024

В целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, приказываю:

Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для взрослых по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний (далее - ФДРКЦ для взрослых) на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет);

Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для детей по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний (далее - ФДРКЦ для детей) на базе обособленного структурного подразделения - Российская детская клиническая больница федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для беременных по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний (далее - ФДРКЦ для беременных) на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;

резервный Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.

3. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний" Министерства здравоохранения Российской Федерации (И.А. Васильева):

обеспечить проведение дистанционных семинаров для медицинских работников по особенностям клинического течения, диагностике и лечению инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19;

обеспечить круглосуточную консультативную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в случае выявления лиц с подозрением на инфекционное заболевание, вызванное коронавирусом штамма COVID-19;

создать выездные мультидисциплинарные бригады в целях осуществления организационно-методической поддержки субъектов Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи пациентам с инфекционным заболеванием, вызванным коронавирусом штамма COVID-19.

4. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью" Министерства здравоохранения Российской Федерации (С.М. Юдин) осуществлять оперативный мониторинг заболеваемости внебольничными пневмониями и подозрениями на инфекционное заболевание, вызванное коронавирусом штамма COVID-19.

5. Рекомендовать руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

а) создать и организовать функционирование:

дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии для взрослых по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний (далее - ДРКЦ для взрослых) на базе дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии, осуществляющих деятельность в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология";

дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии для детей по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний (далее - ДРКЦ для детей) на базе центров анестезиологии и реанимации для детей, осуществляющих деятельность в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 909н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология";

дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии для беременных по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний (далее - ДРКЦ для беременных) на базе акушерских дистанционных консультативных центров с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома, осуществляющих деятельность в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)";

б) организовать взаимодействие ДРКЦ для взрослых с ФДРКЦ и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний" Министерства здравоохранения Российской Федерации;

обеспечить организацию проведения лабораторных исследований в целях установления возбудителя внебольничных пневмоний, а в случае невозможности установления возбудителя - обеспечить оперативное информирование Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России (Н.А. Костенко).

порядок взаимодействия федеральных дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний с дистанционными консультативными центрами анестезиологии-реаниматологии в субъектах Российской Федерации по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний согласно приложению N 1;

форму протокола консультации с применением телемедицинских технологий согласно приложению N 2;

временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, согласно приложению N 3;

временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, согласно приложению N 4;

алгоритм действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями согласно приложению N 5;

основные принципы организации медицинской помощи пациентам с инфекционным заболеванием, вызванным коронавирусом штамма COVID-19, в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, согласно приложению N 6;

алгоритм действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями и вирусными пневмониями согласно приложению N 7;

протокол мероприятий по недопущению внутрибольничного распространения инфекционных заболеваний, вызванных коронавирусом штамма COVID-19 в медицинской организации согласно приложению N 8.

к приказу Министерства здравоохранения

от 16 марта 2020 г. N 171

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ

ЦЕНТРОВ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ ПО ВОПРОСАМ

ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗВАННОГО

КОРОНАВИРУСОМ ШТАММА COVID-19, И ПНЕВМОНИЙ С ДИСТАНЦИОННЫМИ

КОНСУЛЬТАТИВНЫМИ ЦЕНТРАМИ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ДИАГНОСТИКИ

И ЛЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗВАННОГО

КОРОНАВИРУСОМ ШТАММА COVID-19, И ПНЕВМОНИЙ

1. Настоящий Порядок определяет алгоритм взаимодействия Федерального дистанционного консультативного центра анестезиологии-реаниматологии для взрослых по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний, Федерального дистанционного консультативного центра анестезиологии-реаниматологии для детей по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний, Федерального дистанционного консультативного центра анестезиологии-реаниматологии для беременных по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний, резервного Федерального дистанционного консультативного центра анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний (далее - ФДКЦ) с дистанционными консультативными центрами анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, и пневмоний в субъектах Российской Федерации (далее - региональные центры) и при оказании медицинской помощи, включая проведение консультаций, с применением телемедицинских технологий (далее - ТМК) при инфекционном заболевании, вызванном коронавирусом штамма COVID-19.

2. Порядок разработан с целью оперативного получения работниками региональных центров консультаций по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с инфекционным заболеванием, вызванным коронавирусом штамма COVID-19 и (или) пневмонией (далее - пациенты).

3. Основные функции ФДКЦ:

оказание дистанционных консультаций с применением телемедицинских технологий в соответствии с Порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий для передачи данных и информации о пациентах для оптимизации их терапии и маршрутизации по запросам региональных центров;

определение лиц (с указанием ФИО, должности, контактных данных), ответственных за организацию проведения ТМК, включая работу по подготовке протокола консультации с применением телемедицинских технологий, техническое сопровождение ТМК;

организация дежурств врачей-специалистов (врача-анестезиолога-реаниматолога, врача-инфекциониста, врача-акушера-гинеколога, врача-пульмонолога) ежедневно, в круглосуточном режиме (24/7);

организация получения информации для осуществления ТМК (результатов лабораторных и инструментальных методов исследования (ультразвуковое исследование, рентгенологическое исследование, компьютерная и магнитно-резонансная томография) и данных с приборов слежения (мониторов), в том числе, в обязательном порядке, данных пульсоксиметрии, аппаратов искусственной вентиляции легких);

проведение ТМК с обязательным заполнением протокола консультации с применением телемедицинских технологий по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему приказу.

4. Основные функции регионального центра:

обеспечение проведения ежедневно, в круглосуточном режиме (24/7) ТМК с врачами-специалистами ФДКЦ, передачи данных и информации о пациентах, поступивших из медицинских организаций субъекта Российской Федерации, с целью получения рекомендаций по оптимизации терапии и маршрутизации указанных пациентов;

определение лиц (с указанием ФИО, должности, контактных данных), ответственных за организацию проведения ТМК, включая работу по передаче данных и информации о пациентах, техническое сопровождение ТМК;

организация передачи информации для осуществления ТМК (результатов лабораторных и инструментальных методов исследования (ультразвуковое исследование, рентгенологическое исследование, компьютерная и магнитно-резонансная томография) и данных с приборов слежения (мониторов), в том числе, в обязательном порядке, данных пульсоксиметрии, аппаратов искусственной вентиляции легких);

организация дистанционного динамического наблюдения за пациентами, с учетом рекомендаций врача-специалиста ФДКЦ, до разрешения ситуации;

организация мониторинга наличия в региональных медицинских организациях пациентов и их динамического наблюдения; при прогрессировании заболевания - незамедлительная организация ТМК врача-специалиста ФДКЦ.

5. Для проведения ТМК пациентов региональные центры предоставляют в ФДКЦ следующие сведения:

наименование и адрес медицинской организации субъекта Российской Федерации, направившей данные пациента для консультации в региональный центр;

запрос на консультацию в ФДКЦ;

ФИО, должность врача-специалиста регионального центра, направившего запрос на консультацию в ФДКЦ;

ФИО, дата рождения, пол пациента;

Страховой Номер Индивидуального Лицевого Счета пациента;

N полиса ОМС/ЕНП пациента;

анамнез заболевания пациента;

перенесенные и хронические заболевания;

объективные данные о состоянии пациента;

диагноз сопутствующий, осложнения;

результаты лабораторных исследований пациента с указанием даты проведения исследований;

результаты инструментальных исследований пациента с указанием даты проведения исследований;

результаты с приборов слежения (мониторов), в том числе данных пульсоксиметрии, аппаратов искусственной вентиляции легких с указанием даты проведения обследований;

данные консультаций пациента врачами-специалистами медицинской организации субъекта Российской Федерации;

проводимое лечение, его эффективность.

Контактная информация лиц - работников ФДКЦ, ответственных

за проведение ТМК

Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для взрослых по вопросам COVID-19 и пневмонии

Фомин Виктор Викторович

проректор по клинической работе и дополнительному профессиональному образованию ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для детей по вопросам COVID-19 и пневмонии

Прометной Дмитрий Владимирович

эксперт-аналитик Управления по реализации функции НМИЦ ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Минздрава России

Шамшева Ольга Васильевна

заведующая кафедрой инфекционных болезней у детей педиатрического факультета ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Минздрава России

Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для беременных по вопросам COVID-19 и пневмонии

Николаева Анастасия Владимировна

главный врач ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Минздрава России

Климов Владимир Анатольевич

руководитель службы организации медицинской помощи ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Минздрава России

Резервный Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии по вопросам COVID-19 и пневмонии

Гусаров Виталий Геннадьевич

главный врач ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Минздрава России

Силаева Наталья Александровна

заместитель генерального директора ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Минздрава России

ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных болезней" Минздрава России

Тестов Вадим Витальевич

заместитель директора ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных болезней" Минздрава России

Дмитриев Александр Сергеевич

врач-инфекционист ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных болезней" Минздрава России

к приказу Министерства здравоохранения

от 16 марта 2020 г. N 171

консультации с применением телемедицинских технологий

Номер запроса о проведении телемедицинской консультации

Цель телемедицинской консультации

Наименование регионального центра

ФИО, должность врача-специалиста регионального центра, направившего запрос на телемедицинскую консультацию в ФДКЦ

1. Приказ МЗ СССР N 171 от 27.04.90 г. "Об эпидемиологическом надзоре за малярией".

ГАРАНТ:

Приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 242 вышеназванный приказ признан не действующим на территории РФ

2. Санитарные правила и нормы СанПиН 3.2.569-96 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

ГАРАНТ:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 106 cанитарные правила СанПиН 3.2.569-96 признаны утратившими силу с 30 июня 2003 г. См. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 105

3. "Руководство по эпидемиологическому надзору за малярией в СССР", Москва, 1989 г.

4. Методические указания по клинике, диагностике и лечению тропической малярии, Москва, 1988 г.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача по г.Москве от 03.05.95 г. N 7 "О дополнительных мерах по предупреждению завоза особо опасных инфекций и паразитарных заболеваний на территории г.Москвы".

6. Постановление Главного государственного санитарного врача по г.Москве от 03.06.97 г. N 9 "Об усилении санитарной охраны территории г.Москвы от завоза инфекционных заболеваний".

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.02.98 г. N 6 "О мерах профилактики заболеваний малярией".

8. Постановление Главного государственного санитарного врача по г.Москве от 02.02.98 г. N 3 "О проведении внеочередной аттестации специалистов туристических фирм и агентств по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний в 1998 г.".

ГАРАНТ:

См. также приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1976 г. N 930 "Об улучшении работы по выявлению больных малярией и паразитоносителей"

Заместитель председателя
Комитета здравоохранения

Заместитель главного врача
ЦГСЭН в г.Москве

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Малярия продолжает оставаться широко распространенной в мире болезнью, являясь важной проблемой здравоохранения в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. По подсчетам ВОЗ, число новых случаев в мире ежегодно достигает 100 миллионов. В целом за последние 10 лет ситуация в мире изменилась незначительно, однако во многих районах Азии, Африки и Латинской Америки наблюдается ее ухудшение.

За последние годы возрос завоз малярии на территорию СССР. За счет развивающихся международных связей и ограниченного контингента советских войск в Афганистане число завозных случаев малярии в XI пятилетке по сравнению с предыдущей выросло в 3,8 раза, оставаясь на высоком уровне в течение 1986-1989 гг.

Среди завозных случаев 76,8% составляет трехдневная малярия, местная передача которой возможна на большей части территории страны. Ежегодно в СССР регистрируют вторичные от завозных случаи заражения через комаров и заражения от доноров при гемотрансфузии.

Малярия эндемичная в Таджикской и Азербайджанской ССР, где существуют стойкие очаги. Вследствие неудовлетворительной организации эпиднадзора за малярией в этих республиках, на фоне некоторого снижения заболеваемости населения в активных очагах, происходит распространение инфекции на ранее оздоровленные территории. Интенсивная миграция населения внутри страны приводит к выносу малярии из эндемичных зон в другие регионы СССР.

Основными причинами сложившейся ситуации по малярии в стране являются: позднее выявление больных и паразитоносителей, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние и нарушения правил эксплуатации гидросооружений, способствующие росту численности переносчика, несвоевременное и некачественное проведение противомалярийных мероприятий.

В то же время работа учреждений санитарно-эпидемиологической службы не в должной мере направлена на осуществление эпидемиологического надзора за малярией. Санитарно-эпидемиологические станции не проводят изучения природных и социальных факторов, влияющих на маляриогенность территории и эпидпроцесс малярии, не осуществляют должного контроля за ранним выявлением источников инфекции (в соответствии с показаниями), за работой ведомств, предприятий и учреждений, не выполняющих мероприятия по профилактике малярии.

Повсеместно в поликлиниках, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи выявляются серьезные недостатки в организации диагностики малярии. Вследствие низкого уровня диагностики, недоучета эпиданамнеза, неудовлетворительной организации профилактической работы ежегодно несколько случаев заболеваний тропической малярией заканчиваются летальным исходом. Крайне неудовлетворительно организовано санитарное просвещение по вопросам профилактики малярии, особенно среди лиц, выезжающих в тропические страны.

С целью совершенствования профилактических и противоэпидемических мероприятий по малярии на территории СССР утверждаю:

1. "Методические указания по организации эпидемиологического надзора за малярией на территории СССР" (приложение 1).

2. Изменение в "Перечне внеочередных донесений, представляемых Министерству здравоохранения СССР", утвержденном приказом Министра здравоохранения СССР от 4 сентября 1984 г. N 1025-ДСП (приложение 2).

3. "Инструкцию о порядке заполнения "Карты эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания" форма N 357/у (приложение 3).

1. Министрам здравоохранения союзных, автономных республик, заведующим краевыми и областными отделами здравоохранения:

1.1. Обеспечить внедрение мероприятий эпидемиологического надзора за малярией в соответствии с утвержденными методическими указаниями (приложение 1);

1.2. Представлять в Главное эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР копии "Карты эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания" (уч. ф. N 357/у) на каждый случай заболевания малярией или паразитоносительства по окончании эпидемиологического обследования, заполненной в соответствии с инструкцией (приложение 3). Копии карт представляются Республиканскими санитарно-эпидемиологическими станциями Минздравов союзных (автономных) республик, не имеющих областного деления, и областными (краевыми) санитарно-эпидемиологическими станциями.

1.3. Принять меры по улучшению диагностики и лечения больных малярией, оснащению инфекционных стационаров медицинской техникой, обеспечению неснижаемого запаса лекарственных средств для лечения хлорохинустойчивой малярии, в т.ч. для внутривенного введения.

1.4. Потребовать от главных специалистов органов здравоохранения улучшить методическую работу и усилить контроль за своевременным выявлением, диагностикой и лечением больных малярией.

2. Главным государственным санитарным врачам союзных и автономных республик, краев и областей:

2.1. Усилить эпидемиологический надзор за проведением противомалярийных мероприятий при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений и эксплуатации анофелогенных водоемов.

2.2. Обеспечить энтомологические наблюдения за сезонным ходом численности переносчиков малярии, местами их выплода и проведение комароистребительных мероприятий по эпидемиологическим показаниям.

3. Институту медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского Минздрава СССР (т. Сергиев В.П.) обеспечить:

3.1. Научно-методическое руководство эпиднадзором за малярией в стране.

3.2. Анализ карт эпидемиологического обследования очагов малярии, подготовку информационного письма "Малярия" - ежегодно во II квартале.

4. Всесоюзному центру профилактической медицины Минздрава СССР (т. Оганов Р.М.) и Институту медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского Минздрава СССР (т. Сергиев В.П.) в течение 1990 г. разработать памятку по профилактике тропических болезней для советских граждан, выезжающих в страны с жарким климатом.

5. Считать утратившими силу приказы Минздрава СССР от 23.09.76 г. N 930 "Об улучшении работы по выявлению больных малярией и паразитоносителей" и от 9.10.65 г. N 600 "Об усилении мероприятий по профилактике завоза малярии и других паразитарных заболеваний в СССР".

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР т. Наркевича М.И.

Разрешаю размножить данный приказ в необходимом количестве экземпляров.

к приказу Минздрава СССР

от 27 апреля 1990 г. N 171

Методические указания
по организации эпидемиологического надзора за малярией на территории СССР

Эпидемиологический надзор за малярией - это система противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на поддержание благополучия по малярии, включающая сбор и оценку информации о заболеваемости малярией и маляриогенности территории, проведение необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий, анализ и оценку их эффективности.

Эпиднадзор за малярией представляет собой целенаправленную совместную деятельность работников лечебно-профилактической сети и санитарно-эпидемиологической службы.

Система эпиднадзора за малярией выполняет 4 основных функции:

Информационная функция включает учет и регистрацию случаев и очагов малярии, сбор данных о природных и социальных факторах, влияющих на эпидемический процесс и маляриогенность территории, оценку полученной информации, выпуск информационных писем и обеспечение данными медицинских учреждений и заинтересованных ведомств. Сбор первичной информации осуществляют эпидемиологи (паразитологи), энтомологи и их помощники районной (городской) СЭС. Объем информации в зависимости от эндемичности территории определяет областная (республиканская) СЭС.

Диагностическая функция системы эпиднадзора за малярией наиболее обширна. Это - оперативная работа лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической служб, первая из них проводит выявление больных (клиническую и паразитологическую диагностику), вторая - эпидемиологическую диагностику, включающую обследование больного и очага, наблюдение за очагом, ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ, изучение причин и условий существования эпидемического процесса на данной территории.

Ретроспективный эпиданализ показывает многолетнюю и сезонную динамику заболеваемости малярией, эпидемиологически опасные территории, уровень заболеваемости в различных контингентах и группах риска, позволяет оценить эффективность проведенных противомалярийных мероприятий и вероятность восстановления местной передачи.

Оперативный эпиданализ включает слежение за динамикой эпидпроцесса во времени и пространстве, природными и социальными факторами, влияющими на него в данных условиях, энтомологические наблюдения за переносчиком и местами выплода, оперативную оценку ситуации и установление причин роста заболеваемости, определение уровня заболеваемости и риска заражения в разных возрастных группах.

Кроме этого, необходимо анализировать продолжительность отдельных этапов выявления больных малярией от начала симптомов заболевания до обращения (выявления), взятия препаратов крови, доставки их в лабораторию, установление диагноза, начала лечения больного.

Необходимым элементом эпиданализа на эндемичных территориях является классификация случаев и очагов малярии (см. приложение N 3). При эпиданализе используют эпидемиологические, паразитологические, серологические, картографические, статистические методы. На основании ретроспективного и оперативного анализа составляют прогноз маляриологической ситуации на данной территории. Оценка допускает два варианта - прогноз благоприятный или ухудшение ситуации по сравнению с исходной.

Контрольная функция, ежегодно осуществляемая СЭС, состоит из контроля за проведением и оценки эффективности противомалярийных мероприятий, коррекции качества работы системы эпиднадзора.

Организационно-методическая или управленческая функция предусматривает планирование и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, рациональную расстановку исполнителей различных звеньев, подготовку кадров по диагностике, клинике, эпидемиологии малярии, выпуск методических указаний и рекомендаций, памяток и т.д. В зависимости от эпидситуации санэпидслужба организует и проводит противомалярийные мероприятия совместно с лечебно-профилактическими учреждениями.

Планирование и проведение противомалярийных мероприятии (таб. 1) должно осуществляться с учетом наличия или отсутствия местной передачи малярии на маляриогенных территориях*(1).

В соответствии с настоящими методическими указаниями в I квартале года областные, городские отделы здравоохранения разрабатывают комплексный план противомалярийных мероприятий совместно с представителями различных ведомственных и хозяйственных организаций, участие которых должно обеспечивать более высокую эффективность работы. Содержание комплексного плана включает противомалярийные мероприятия (табл. 1) с указанием контингентов, объема работы, сроков и ответственных исполнителей. План согласуют с руководителем облздравотдела и утверждают в исполкоме советов депутатов трудящихся.

В районах с местной передачей при появлении локальных вспышек и росте заболеваемости малярией организуют штаб по борьбе с малярией, в состав которого входят представители органов здравоохранения агропромышленного объединения, коммунального хозяйства, УВД и др., проводящий еженедельно оперативные заседания в соответствии с эпидситуацией.

На немаляриогенных территориях работники лечебно-профилактического учреждения (лечащий врач, клинический лаборант) должны обладать достаточными знаниями, чтобы суметь выявить больного малярией (завозной случай или прививной) и провести радикальное лечение.

При регистрации малярии на маляриогенных территориях объем мероприятий зависит от интенсивности передачи и должен решаться в конкретном случае при согласовании с вышестоящей СЭС. При завозе трехдневной малярии в течение эпидсезона период проведения соответствующих мероприятий в очаге должен включать следующий эпидсезон, ввиду длительной инкубации. Период проведения мероприятий, предназначенных для оздоровления активных очагов распространяется также на следующие 2 календарных года после регистрации последнего случая малярии.

Для рационального проведения противомалярийных мероприятий необходимо учитывать длительность существования очага во времени и его пространственную структуру. Эти данные могут быть получены в результате эпидемиологического и энтомологического обследования, ретроспективного и оперативного анализа заболеваемости малярией.

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Принять необходимые меры по обеспечению медицинских организаций противомалярийными препаратами для радикального лечения трехдневной малярии и осложненных форм тропической малярии.

1.2. Рассмотреть возможность восстановления производства противомалярийных препаратов.

2. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

2.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об усилении мер по профилактике малярии и эффективности проводимых мероприятий по предупреждению малярии.

2.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике малярии, в том числе на проведение дезинсекционных мероприятий по уничтожению комаров (имаго, личинок), где возможна передача трехдневной малярии.

3. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

3.1. Установить строгий контроль за работой медицинских организаций по вопросам своевременной диагностики малярии.

3.2. Поручить руководителям медицинских организаций взять под личный контроль вопросы своевременности выявления и госпитализации больных малярией, проведения лабораторного обследования, оказания им квалифицированной медицинской помощи, регистрации заболеваний и представления экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание.

3.3. Иметь необходимый запас противомалярийных препаратов для радикального лечения трехдневной малярии и резистентной к хлорохину формы тропической малярии.

3.4. Организовать ежегодную подготовку и тестирование медицинских работников медицинских организаций, прежде всего подразделений скорой и неотложной медицинской помощи, по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики малярии.

3.5. Проведение обследования на малярию лиц, прибывших в течение последних трех лет из эндемичных по малярии территорий, обратившихся за медицинской помощью при повышении у них температуры.

3.6.Обеспечить систематическое гигиеническое обучение населения по предупреждению заражения малярией.

4. Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы, командирующих сотрудников в страны субтропического и тропического пояса или организующих путешествия в эти страны, информировать выезжающих:

- о возможности заражения малярией и необходимости соблюдения мер профилактики (защита от укусов комаров и употребление химиопрофилактических препаратов, эффективных в стране пребывания);

- о необходимости после возвращения при возникновении любого лихорадочного заболевания срочно обращаться к врачу и сообщать ему о сроках пребывания в странах субтропического и тропического пояса и приеме химиопрофилактических препаратов.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту усилить контроль:

5.1. За реализацией мероприятий по предупреждению завоза малярии из эндемичных стран и ее распространения в соответствии с требованиями санитарных правил 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

5.2. За проведением мероприятий по предупреждению заражения малярией организациями, командирующими сотрудников в страны субтропического и тропического пояса.

5.3. За проведением профилактических мероприятий по малярии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий в страны, эндемичные по малярии.

5.4. За своевременным (не позднее одного месяца с момента регистрации случая) предоставлением карт эпидемиологического расследования случаев малярии в Роспотребнадзор.

5.5. За оперативным предоставлением внеочередных донесений на летальные случаи от тропической малярии и случаи малярии с местной передачей в Роспотребнадзор.

5.6. За качественным проведением ларвицидных обработок в городах с обязательным использованием специализированных технических средств.

5.7. За проведением обработок инсектицидами остаточного действия мест проживания мигрантов (недостроенных зданий, нелегальных перевалочных баз, общежитий и иных мест проживания мигрантов).

6. Главным врачам Федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

6.1. Обеспечить качественное проведение лабораторной диагностики малярии.

6.2. Направлять препараты крови (толстую каплю и тонкий мазок) от больных малярией для подтверждения лабораторного диагноза в Референс-центр по мониторингу за малярией, функционирующий на базе научно исследовательского института медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, в недельный срок.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Принят ряд мер по усилению эффективности проводимых мероприятий по предупреждению малярии. В частности, Минздраву России рекомендовано принять необходимые меры по обеспечению медорганизаций противомалярийными препаратами, а также рассмотреть возможность восстановления их производства. Региональным госорганам следует усилить профилактические меры, а также выделить на это финансовые средства, в том числе, на проведение дезинсекционных мероприятий.

Медорганизациям поручено своевременно выявлять и госпитализировать больных, проводить лабораторное обследование и представлять экстренные извещения о случаях подозрения на заболевание. Они должны иметь необходимый запас противомалярийных препаратов, проводить обследования на малярию лиц, прибывших в течение последних 3 лет из эндемичных по малярии территорий, обратившихся за медпомощью при повышении у них температуры.

Организации, командирующие сотрудников в страны субтропического и тропического пояса или организующих путешествия в эти страны, должны информировать выезжающих о возможности заражения малярией и необходимости соблюдения мер профилактики.

Даны соответствующие рекомендации транспортным организациям.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2015 г. N 65 "О дополнительных мерах по предупреждению восстановления малярии в Российской Федерации"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Читайте также: