Приказ мз рф 36 о совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии

Обновлено: 13.05.2024

В соответствии с частью 6 статьи 63 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктом 5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922; 2017, N 7, ст. 1066; N 33, ст. 5202; N 37, ст. 5535; N 40, ст. 5864; N 52, ст. 8131; 2018, N 13, ст. 1805; N 18, ст. 2638; N 36, ст. 5634; N 41, ст. 6273; N 48, ст. 7431; N 50, ст. 7774; 2019, N 1, ст. 31; N 4, ст. 330), приказываю:

Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией согласно приложению N 1;

форму N 001-ПЗ/у "Медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания" согласно приложению N 2.

к приказу Министерства здравоохранения

от 31 января 2019 г. N 36н

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ПРОФЕССИЕЙ

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения экспертизы связи заболевания с профессией в целях установления наличия причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.

2. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в рамках расследования и учета острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), осуществляемых в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (далее - Положение), в отношении:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2015, N 1, ст. 262.

а) работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

б) граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору;

в) студентов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учащихся общеобразовательных организаций, работающих по трудовому договору во время практики в организациях;

г) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;

д) других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

3. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской или иной организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по "профпатологии" и "экспертизе связи заболевания с профессией" (далее - центр профессиональной патологии).

4. Для экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией гражданин направляется в центр профессиональной патологии медицинской организацией, установившей предварительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление), непосредственно после оказания гражданину специализированной медицинской помощи с выдачей ему направления.

5. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление), для проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией в день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, представляет в центр профессиональной патологии следующие документы:

а) выписку из медицинской документации, содержащую клинические данные состояния здоровья гражданина;

б) санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.

6. Для экспертизы связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией гражданин направляется в центр профессиональной патологии врачом-профпатологом медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации), установившим предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление), в тридцатидневный срок после установления предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) с выдачей ему направления.

7. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз "хроническое профессиональное заболевание (отравление)", в день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, представляет в центр профессиональной патологии следующие документы:

а) выписку из медицинской документации гражданина, содержащую клинические данные состояния здоровья гражданина;

б) сведения о результатах обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

в) санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника;

г) копии трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности или иных документов, подтверждающих трудовые отношения между работником и работодателем.

8. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз "хроническое профессиональное заболевание (отравление)", в день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, также представляет в центр профессиональной патологии результаты специальной оценки условий труда рабочего места работника (при наличии).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 18, ст. 2512).

9. Документы, указанные в пунктах 4 - 7, 20 настоящего Порядка, могут быть представлены на бумажном носителе путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

10. Документы, указанные в пунктах 4 - 7 и 20 настоящего Порядка, регистрируются в день их поступления в центр профессиональной патологии.

11. Для проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) или хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией в центре профессиональной патологии формируется постоянно действующая врачебная комиссия по проведению экспертизы связи заболевания с профессией (далее - врачебная комиссия).

Экспертиза связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией проводится в течение 10 рабочих дней с момента представления в центр профессиональной патологии документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, и включает в себя рассмотрение данных документов.

12. По результатам проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией врачебная комиссия выносит одно из следующих решений:

а) о наличии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью - и устанавливает заключительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления);

б) об отсутствии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью (острого профессионального заболевания (отравления).

13. Экспертиза связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией проводится врачами-специалистами - членами врачебной комиссии в течение 30 рабочих дней с момента представления в центр профессиональной патологии документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, и включает в себя рассмотрение данных документов, результатов осмотров врачами-специалистами и исследований, проведенных в центре профессиональной патологии по назначению врачебной комиссии указанного центра.

14. В случае если время проведения дополнительных осмотров врачами-специалистами и исследований превышает установленный в пункте 13 настоящего Порядка срок проведения экспертизы связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией, срок проведения данной экспертизы по решению врачебной комиссии продлевается до получения результатов указанных осмотров и исследований, но не более чем на 30 рабочих дней.

15. По результатам проведения экспертизы связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией врачебная комиссия устанавливает заключительный диагноз хронического профессионального заболевания (отравления) и выносит одно из следующих решений:

а) о наличии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью;

б) об отсутствии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью (хронического профессионального заболевания (отравления).

16. Сведения о принятых решениях, указанных в пунктах 12 и 15 настоящего Порядка, и мотивированное обоснование установленного диагноза (при его наличии) отражаются в протоколе врачебной комиссии, а также вносятся в медицинскую документацию пациента.

17. На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем центра профессиональной патологии медицинский работник в течение одного рабочего дня с момента вынесения врачебной комиссией одного из решений, указанных в пунктах 12 и 15 настоящего Порядка, оформляет медицинское заключение о наличии или об отсутствии у гражданина профессионального заболевания (далее - медицинское заключение) по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему приказу.

18. Медицинское заключение оформляется на бумажном носителе в четырех экземплярах, из которых:

а) один экземпляр выдается гражданину (его законному представителю);

б) второй экземпляр направляется в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации;

в) третий экземпляр направляется в медицинскую организацию, установившую предварительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления) или хронического профессионального заболевания (отравления);

г) четвертый экземпляр хранится в медицинской документации гражданина в центре профессиональной патологии в течение 50 лет.

19. Установленный диагноз "острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление)" может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации , .

Создан на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет).

20. В целях изменения или отмены установленного диагноза "острое профессиональное заболевание (отравление) или хроническое профессиональное заболевание (отравление)" гражданин (его законный представитель) может обратиться в центр профессиональной патологии с заявлением о проведении экспертизы связи заболевания с профессией (далее - заявление) в свободной форме, содержащим согласие гражданина на запрос медицинской документации, необходимой для проведения экспертизы связи заболевания с профессией, а также документов, указанных в пунктах 5 и 7 настоящего Порядка.

21. Для проведения экспертизы связи заболевания с профессией в особо сложных случаях гражданин направляется в центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации врачебной комиссией центра профессиональной патологии с выдачей ему направления.

22. В день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 21 настоящего Порядка, центр профессиональной патологии представляет медицинское заключение, указанное в пункте 17 настоящего Порядка, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, в случае, если гражданину установлен предварительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление), или в пункте 7 настоящего Порядка, если гражданину установлен предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление).

23. Проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также формирование врачебной комиссии центра профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответственно пунктами 10 - 18 настоящего Порядка.

24. На основании указанного в пункте 20 настоящего Порядка заявления гражданина (если заявление подано в центр профессиональной патологии, ранее не проводивший экспертизу связи заболевания с профессией данного гражданина) центр профессиональной патологии при необходимости запрашивает у центра профессиональной патологии, выдавшего медицинское заключение, копии документов, указанных в пунктах 5, 7 и 17 настоящего Порядка.

25. При оформлении медицинского заключения по результатам экспертизы связи заболевания с профессией, проведенной врачебной комиссией центра профессиональной патологии или центра профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка, в строке "Заключение врачебной комиссии", помимо информации о наличии или об отсутствии у гражданина профессионального заболевания (отравления), указывается одно из следующих положений:

а) об оставлении ранее установленного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления) без изменений;

б) об отмене ранее установленного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

в) об изменении ранее установленного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

г) об установлении впервые диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления).

26. Медицинское заключение врачебной комиссии центра профессиональной патологии в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Порядка, направляется в центр профессиональной патологии, выдавший медицинское заключение.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 февраля 1997 года N 36

О совершенствовании мероприятий по
профилактике дифтерии

Проведенная органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпидслужбы организационная и практическая работа по совершенствованию вакцинопрофилактики и государственного санитарно-эпидемиологического надзора позволила достичь положительных результатов в борьбе с дифтерией. В 1995 году впервые отмечено снижение заболеваемости этой инфекцией по сравнению с 1994 годом на 9,8%, смертность от этой инфекции снизилась с 0,72 в 1994 году до 0,61 в 1995 году.

За 10 месяцев 1996 года число больных дифтерией по сравнению с аналогичным периодом 1995 года сократилось в 2,6 раза и составило 11722 против 30284, у детей соответственно - 3761 и 10247. Показатель заболеваемости за этот период снизился с 18,0 на 100 тысяч населения в 1995 году до 7,1 в 1996 году, у детей - с 27,7 до 10,4 на 100 тысяч детей. Количество летальных исходов от дифтерии уменьшилось с 908 в 1995 году до 230 человек за 10 месяцев 1996 года.

Снижение заболеваемости и смертности стало возможным в результате проведения организационных и практических мероприятий, направленных на повышение уровня коллективного иммунитета среди населения. Охват детей прививками против дифтерии в возрасте 1 года (к 24 месяцам) увеличился с 68% в 1990 году до 92,6% в 1995 году. За период проведения массовой иммунизации населения привито 70 млн.взрослых или 83% от общей их численности.

Вместе с тем эпидемиологическая обстановка по дифтерии в ряде субъектов Российской Федерации остается напряженной. Уровень заболеваемости дифтерией в Магаданской области за 10 месяцев 1996 года составил 63,7, Псковской области - 29,7, Республиках Карелия, Коми, Ленинградской и Иркутской областях - 23-25,0 на 100 тысяч населения.

Низким остается охват законченной вакцинацией детей по достижении ими 12 месяцев жизни, который в 1995 году в целом по стране составил 77% против установленного уровня - 95%. Только в Республике Карачаево-Черкессия, Мордовской Республике, Амурской, Калининградской и Самарской областях более 90% детей в этом возрасте получили законченный курс вакцинации, в то же время в Республиках Тыва, Коми, Костромской области указанный показатель составил только 31-65%. Из общего числа детей, заболевших дифтерией, - 16% больных и 95% умерших не были привиты против этой инфекции.

В 26 субъектах Российской Федерации в 1995 году не достигнут 80% охват прививками взрослого населения, в том числе в Республике Тыва он не превысил 31%, Республике Коми - 55%, Костромской области - 65%. На взрослое население, преимущественно в возрасте 30-50 лет, приходится до 65% от общего числа заболевших, около половины из них непривиты против этой инфекции. Каждый четвертый непривитый взрослый заболел токсической формой дифтерии, и у 20% из них заболевание закончилось летальным исходом. Не в полной мере решены вопросы организации иммунизации взрослых из групп повышенного риска заражения, в первую очередь, лиц без определенного места жительства, неработающих, страдающих хроническим алкоголизмом, на которых приходится до 40% умерших.

В целях совершенствования организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с дифтерией и снижения заболеваемости этой инфекцией в Российской Федерации

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Председателям комитетов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главным врачам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации:

1.1. Обеспечить внедрение и контроль выполнения мероприятий по профилактике дифтерии в соответствии с методическими указаниями "Профилактика дифтерии" (приложение).

1.2. Проанализировать состояние заболеваемости дифтерией и охвата прививками по возрастным группам населения, диагностики и качества оказания медицинской помощи больным, выполнения рекомендаций Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России по профилактике этой инфекции. Разработать с учетом эпидемиологической ситуации планы дополнительных мероприятий, предусмотрев в них:

- 95% охват детей в возрасте 12 месяцев законченной
вакцинацией против дифтерии, коклюша и столбняка;

- 95% охват детей в возрасте 24 месяцев первой ревакцинацией
против дифтерии, коклюша и столбняка;

- 90% охват взрослого населения в каждой возрастной группе.

1.3. Завершить в течение 1997 года проведение 2-кратной иммунизации против дифтерии с интервалом 30 дней взрослых лиц старше 40 лет, привитых в 1993-1995 годы однократно АДС-М-анатоксином.

1.4. Обеспечить своевременное и полное выявление, лабораторное обследование больных с подозрением на дифтерию, обследование с профилактической целью на носительство возбудителя дифтерии персонала, поступающего на работу в дома ребенка, детские дома, стационары психоневрологического профиля, психоневрологические интернаты для детей и взрослых, противотуберкулезные детские санатории детей и взрослых, направляемых в эти учреждения.

1.5. При проведении контроля коллективного иммунитета у населения обеспечить планирование серологических исследований в городах и районах с учетом эпидемиологической обстановки по дифтерии (уровень заболеваемости, смертности, наличие токсических форм дифтерии у привитых лиц), охвата профилактическими прививками в отдельных возрастных группах.

1.6. Совместно с органами и учреждениями внутренних дел, социальной защиты населения, службой занятости населения, миграционной службой обеспечить иммунизацию:

- лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства, в создаваемых центрах социальной реабилитации и государственных (муниципальных) учреждениях социальной помощи для указанных лиц;

- лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество в действующих приемниках-распределителях органов внутренних дел;

- лиц, ведущих асоциальный образ жизни;

- безработных, вынужденных переселенцев и беженцев.

2. Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Монисов А.А.):

- разработать и представить в установленном порядке на утверждение до 01.04.97 "План мероприятий по борьбе с дифтерией на 1997-2000 годы";

- организовать подготовку методических указаний "Эпидемиологический надзор за дифтерией".

3. Считать утратившими силу:

- Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 27.10.92 N 266/86 "О неотложных мерах по профилактике дифтерии".

- Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 02.11.94 N 235/130 "О внесении изменений в схему иммунизации против дифтерии".

- Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 30.10.95 N 297/112 "О мерах по стабилизации и снижению заболеваемости дифтерией".

- Приказ Госкомсанэпиднадзора России от 21.12.93 N 141 "О неотложных мерах по предупреждению заболеваний дифтерией в Российской Федерации".

- Методические рекомендации "Тактика иммунизации взрослых против дифтерии", утвержденные Минздравом РСФСР 16.02.91.

- Письмо Минздравмедпрома России от 13.10.93 N 05-16/40-16 "О введении рекомендаций по стандартному определению заболевания дифтерией".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г.Г.

Приложение
к приказу Минздрава России
от 03.02.97 N 36

* Методические указания разработаны на основании действующих нормативно-распорядительных документов коллективом авторов: Максимова Н.М., Маркина С.С., Богатырева Э.Я. (Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского), Жилина Н.Я. (Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России).

1. Общие сведения о дифтерии

Дифтерия - токсикоинфекция. Возбудитель дифтерии коринебактерия дифтерии, продуцирующая токсин, который вызывает повреждающее действие на органы и ткани организма.

Возбудитель дифтерии неоднороден по культуральным, морфологическим и ферментативным свойствам и подразделяется на три биоварианта: МИТИС, ГРАВИС и ИНТЕРМЕДИУС. Токсигенные коринебактерии всех вариантов продуцируют идентичный токсин. Нетоксигенная коринебактерия дифтерии не вызывает заболевание.

Ведущий путь передачи возбудителя дифтерии воздушно-капельный. Кроме того, заражение может произойти при употреблении инфицированных продуктов и через различные контаминированные предметы.

2. Принципы профилактики

Основным методом предупреждения дифтерии является:

2.1. Вакцинопрофилактика, направленная на третье звено эпидемического процесса, т.е. на создание невосприимчивости населения к этой инфекции. У привитых против дифтерии людей вырабатывается антитоксический иммунитет, который защищает от токсических форм дифтерии.

2.2. Проведение противоэпидемических мероприятий по локализации очага инфекции.

3. Стандартное определение случая заболевания дифтерией

3.1. Случаи дифтерии следует классифицировать согласно следующим критериям:

3.1.1. Подозрительным на заболевание дифтерией является наличие:

ангины, тонзиллита, назофарингита, ларингита с патологическими наложениями (островчатыми или пленчатыми), паратонзиллярного абсцесса.

3.1.2. Подозрительными на заболевание дифтерией являются также лица с перечисленными в п.3.1.1 заболеваниями и:

имевшие контакт с больным дифтерией, прибывшие из местности, неблагополучной по этой инфекции, не имеющие определенного места жительства.

3.1.3. Вероятным случаем заболевания дифтерией является наличие перечисленных признаков плюс один или несколько из нижеперечисленных в пп.3.2 и 3.3 симптомов, установление эпидемиологической связи с лабораторно подтвержденным случаем дифтерии.

3.2. Локализованные формы:

- дифтерия гортани - осиплость голоса, сухой кашель, затруднение вдоха, одышка, цианоз кожи лица, вынужденное сидячее положение с запрокинутой головой;

- дифтерия носа - обильные слизисто-сукровичные выделения из носа, пленчатые наложения на перегородке носа;

- дифтерия глаз - резкий отек век, обильное слизисто-гнойное отделяемое, яркая гиперемия конъюнктивы, пленка на конъюнктиве одного или обоих век.

3.3. Токсические формы: резкое повышение температуры с первых часов заболевания до 39-40 град. С; головная боль, озноб, повторная рвота, боли в животе, бледность кожи, общая слабость, вялость; отек миндалин с распространением на дужки, язычок, твердое и мягкое небо; плотные налеты на миндалинах, быстро увеличивающиеся и распространяющиеся за их пределы; диффузная гиперемия слизистой ротоглотки; значительное увеличение и болезненность региональных лимфоузлов; боли в шее; отек подкожной клетчатки шеи, возникающий над увеличенными региональными лимфоузлами, с распространением на лицо и шею до ключицы и ниже; приторно-сладкий запах изо рта; распространение налетов на носоглоточные миндалины, затрудненное носовое дыхание; кровоизлияния на коже и слизистых, носовые кровотечения, кровоточивость десен; кровоизлияния в местах инъекций; стеноз гортани, затрудненное дыхание, афония; миокардит, нарушение ритма сердечных сокращений; полинейропатия (парез мягкого неба, вялые парезы с атрофией мышц, расстройство чувствительности, корешковые боли, ослабленные сухожильные рефлексы); острая почечная недостаточность; инфекционно-токсический шок.

3.4. Окончательный диагноз дифтерии устанавливается при наличии налета и лабораторного подтверждения (выделение токсигенного штамма коринебактерий дифтерии) в мазках из зева, носа и других поврежденных участков и (или) нескольких типичных клинических признаков и эпидемиологической ситуации.

3.5. Сочетание нескольких типичных признаков является показанием для начала специфической терапии.

3.6. При отсутствии пленчатых налетов и обнаружении в мазках токсигенных коринебактерий дифтерии следует устанавливать диагноз "Бактерионосительство дифтерии".

4. Выявление больных и носителей токсигенных коринебактерий
дифтерии

4.1. Врачи всех специальностей, средние медицинские работники лечебно-профилактических, детских, подростковых и оздоровительных учреждений, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязаны выявлять больных дифтерией, лиц с подозрением на это заболевание и носителей токсигенных коринебактерий дифтерии при всех видах оказания медицинской помощи: обращении населения в лечебно-профилактические учреждения; оказании медицинской помощи на дому; приеме у частнопрактикующих врачей; прохождении периодических профилактических медицинских осмотров, а также предварительных медицинских осмотрах при поступлении на работу; медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больными дифтерией или носителями токсигенных штаммов возбудителя этой инфекции в очагах инфекции.

4.2. В целях раннего выявления дифтерии участковый врач (врач-педиатр, врач-терапевт) обязан активно наблюдать за больными ангиной с патологическими наложениями на миндалинах в течение 3-х дней от первичного обращения с обязательным проведением бактериологического обследования больного на дифтерию в течение первых суток. Взятие и транспортировка материалов для исследования проводится в соответствии с приложением 1.

4.3. При наблюдении за больным ангиной должна соблюдаться четкая преемственность на всех этапах - от момента обращения за медицинской помощью (фельдшерско-акушерский пункт, скорая и неотложная медицинская помощь, поликлиника) до госпитализации. Медицинские работники скорой и неотложной медицинской помощи, цеховые врачи обязаны передавать активные вызовы на больных ангинами участковым фельдшерам, участковым врачам-педиатрам и врачам терапевтам.

от 28 августа 2001 года N 305-р

ЦЕНТР ГОССАНЭПИДНАДЗОРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

от 28 августа 2001 года N 33

О мерах по снижению заболеваемости дифтерией
взрослого населения в Санкт-Петербурге

Эпидемическая ситуация по заболеваемости дифтерией в 2001 г. продолжает оставаться неблагополучной. Рост дифтерии отмечается с 2000 г.

За 7 мес. 2001 г. заболеваемость дифтерией по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. увеличилась в 3 раза и в 8 раз превысила показатель по Российской Федерации.

1. Руководителям органов здравоохранения территориальных управлений административных районов, руководителям государственных учреждений здравоохранения, главным врачам центров госсанэпиднадзора в районах:

1.1. Провести анализ состояния заболеваемости, лабораторной, клинической диагностики и вакцинопрофилактики дифтерии на территории административного района с оценкой причин возникших случаев заболеваний, полноты проводимых мероприятий в очагах дифтерии и иммунизации населения.

1.2. Заслушать в период до 20 сентября 2001 года в территориальном управлении административного района ход выполнения комплексного плана мероприятий по усилению профилактики дифтерии. Внести коррективы в мероприятия с учетом заболеваемости, обеспечить контроль их выполнения и ежемесячное заслушивание выполнения плана с руководителями учреждений здравоохранения.

1.3. Активизировать информационно-разъяснительную работу с населением по профилактике дифтерии с учетом эпидемиологического неблагополучия в данный период.

2. Руководителям органов здравоохранения территориальных управлений административных районов, руководителям учреждений здравоохранения:

2.1. Провести в сентябре 2001 года учет контингента взрослого населения, подлежащего вакцинации, работающего на предприятиях и в учреждениях района, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Обеспечить учет состояния привитости, выдачу сертификата о профилактических прививках всем привитым и вакцинацию подлежащих в прививочных кабинетах поликлиник, медико-санитарных частей, здравпунктов или выездными прививочными бригадами.

2.2. Обеспечить учет и иммунизацию неорганизованного населения, включая лиц пожилого и старческого возраста и население декретированных возрастов по месту жительства.

2.3. Обеспечить иммунизацию взрослого населения в прививочных кабинетах при любом обращении в поликлинику.

2.4. Сведения о количестве работающего и неорганизованного населения, количестве подлежащих прививкам в 2001-2003 гг. представить до 01.10.2001 г. в центр госсанэпиднадзора района на согласование.

2.5. Обеспечить иммунизацию против дифтерии при проведении экстренной профилактики столбняка при травмах.

2.6. Внедрить до конца 2001 г. во взрослых поликлиниках компьютерную систему учета проживающего и работающего населения, учета и планирования прививок по месту жительства и работы в соответствии с совместным распоряжением Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и Центра госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге N 246-р/20 от 26.06.2000 г. "Об усилении эпидемиологического надзора за дифтерией в Санкт-Петербурге".

2.7. Провести в 2001-2003 гг. иммунизацию взрослых:

- всех непривитых, не имеющих сведений о прививках или привитых однократно - по полной схеме: двухкратная вакцинация с интервалом в 30 дней, с последующей ревакцинацией через 6 месяцев и затем в декретированном возрасте;

- лиц до 34 лет, не получивших предыдущую возрастную ревакцинацию, привить однократно с последующей ревакцинацией в декретированном возрасте, соблюдая минимальный интервал 1 год;

- лиц 35 лет и старше, привитых двухкратно, ревакцинировать однократно, с интервалом не менее 6 месяцев от предыдущей прививки, с последующей ревакцинацией в декретированном возрасте, включая лиц старческого и пожилого возраста.

2.8. Определить количество лиц, подлежащих вакцинации в 2001-2003 гг., уточнить необходимое количество вакцины. Дополнительную заявку по району на 2001 и 2002 годы согласовать с центрами госсанэпиднадзора в районах и представить в оргметодотдел инфекционной службы Комитета по здравоохранению (Миргородская ул., д.3, тел. 277-61-52) в срок до 01.10.2001 г.

2.9. Обеспечить постановку диагноза строго в соответствии со стандартным определением случая заболевания дифтерией (приложение 1).

3. Главному инфекционисту Комитета по здравоохранению Рахмановой А.Г., начальнику отдела амбулаторной помощи Управления лечебно-профилактической помощи взрослому населению Засухиной Т.Н., заведующему эпидемиологическим отделом Центра госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге Паркову О.В.:

3.1. Провести в срок до 15.09.2001 г. совещания по заболеваемости, клинике, диагностике и профилактике дифтерии с руководителями лечебно-профилактических учреждений взрослой сети. Ежемесячно давать информацию руководителям о состоянии заболеваемости и привитости взрослого населения.

3.2. Провести в сентябре 2001 года городской семинар для врачей поликлиник, ЛОР-отделений, скорой помощи по вопросам диагностики, лечения и тактики ведения больных дифтерией и ее осложнениям.

3.3. Провести в сентябре 2001 года городской семинар по организации вакцинации против дифтерии с начмедами и ответственными за прививочную работу в поликлиниках.

3.4. Обеспечить в средствах массовой информации выступления по заболеваемости населения дифтерией в Санкт-Петербурге, вопросам клиники и профилактики.

3.5. Проводить разбор каждого летального исхода от дифтерии на городских лечебно-контрольных комиссиях.

4. Главному инфекционисту Комитета по здравоохранению Рахмановой А.Г.:

4.1. Обеспечить контроль за состоянием диагностики дифтерии в амбулаторно-поликлинической сети города и за работой комиссии по дифтерии при инфекционной больнице N 30 им.С.П.Боткина.

4.2. Обеспечить контроль за ходом вакцинации взрослого населения.

5. Директору Центра медицинской профилактики Владимировой Г.А.:

5.1. Обеспечить в сентябре-октябре 2001 года переиздание санитарно-просветительской литературы по дифтерии для населения и лечебно-профилактических учреждений города.

6. Заместителю председателя Комитета по здравоохранению по вопросам организации медицинской помощи населению, председателю комиссии по профилактике и борьбе с инфекционными и паразитарными заболеваниями Жолобову В.Е.:

6.1. Включить в план комиссии систематическое заслушивание эпидситуации по дифтерии и мерах по ее профилактике в районах и лечебно-профилактических учреждениях с отчетами руководителей на каждом заседании.

7. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в районах:

7.1. Обеспечить эпидемиологический надзор за заболеваемостью дифтерией, ежемесячное информирование территориальных управлений административных районов, руководителей органов и учреждений здравоохранения о ходе вакцинопрофилактики и проведении противоэпидемических мероприятий по дифтерии.

7.2. Провести до конца сентября 2001 года совещания с руководителями лечебно-профилактических учреждений по вопросам заболеваемости дифтерией. Оказать методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.

7.3. Ужесточить контроль за организацией и ходом вакцинации населения и проведением противоэпидемических мероприятий в очагах в различных организациях и предприятиях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

7.4. Привлечь специалистов санитарно-гигиенических подразделений к контролю за состоянием привитости против дифтерии работающих на поднадзорных объектах.

7.5. Представить до 15.10.2001 г. в Центр госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге уточненные сведения о контингентах населения, количестве подлежащих прививкам против дифтерии и потребность в вакцине на IV кв. 2001-2003 гг.

8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя по вопросам организации медицинской помощи населению Жолобова В.Е. и первого заместителя главного врача Центра госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге Коржаева Ю.Н.

Председатель Комитета по здравоохранению
Администрации Санкт-Петербурга
А.В.Каган

Главный государственный санитарный врач
по Санкт-Петербургу
В.И.Курчанов

Приложение 1
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
Администрации Санкт-Петербурга
и Центра госсанэпиднадзора
в Санкт-Петербурге
от 28.08.2001 N 305-р/33

Стандартное определение случая заболевания дифтерией

1. Случаи дифтерии следует классифицировать согласно следующим критериям:

1.1. Подозрительным на заболевание дифтерией является наличие:

ангины, тонзиллита, назофарингита, ларингита с патологическими наложениями (островчатыми или пленчатыми), паратонзиллярного абсцесса.

1.2. Подозрительным на заболевание дифтерией являются также лица с перечисленными в п.1.1 заболеваниями и:

- имевшие контакт с больным дифтерией;

- прибывшие из местности, неблагополучной по этой инфекции;

- не имеющие определенного места жительства.

1.3. Вероятным случаем заболевания дифтерией является наличие перечисленных признаков плюс один или несколько из нижеприведенных в п.2 и 3 симптомов, установление эпидемиологической связи с лабораторно подтвержденным случаем дифтерии.

2. Локализованные формы:

- дифтерия гортани - осиплость голоса, сухой кашель, затруднение вдоха, одышка, цианоз кожи лица, вынужденное сидячее положение с запрокинутой головой;

- дифтерия носа - обильные слизисто-сукровичные выделения из носа, пленчатые наложения на перегородке носа;

- дифтерия глаз - резкий отек век, обильное слизисто-гнойное отделяемое, яркая гиперемия конъюнктивы, пленка на конъюнктиве одного или обоих век.

3. Токсические формы:

- резкое повышение температуры с первых часов заболевания до 39-40 °С;

- головная боль, озноб, повторная рвота, боли в животе, бледность кожи, общая слабость, вялость;

- отек миндалин с распространением на дужки, язычок, твердое и мягкое небо;

- плотные налеты на миндалинах, быстро увеличивающиеся и распространяющиеся за их пределы;

- диффузная гиперемия слизистой ротоглотки;

- значительное увеличение и болезненность региональных лимфоузлов;

- отек подкожной клетчатки шеи, возникающий над увеличенными региональными лимфоузлами, с распространением на лицо и шею до ключицы и ниже;

- приторно-сладкий запах изо рта;

- распространение налетов на носоглоточные миндалины, затрудненное носовое дыхание;

- кровоизлияния на коже и слизистых, носовые кровотечения, кровоточивость десен;

- кровоизлияния в местах инъекций;

- стеноз гортани, затрудненное дыхание, афония;

- миокардит, нарушение ритма сердечных сокращений;

- полинейропатия (парез мягкого неба, вялые парезы с атрофией мышц, расстройство чувствительности, корешковые боли, ослабленные сухожильные рефлексы);

- острая почечная недостаточность;

4. Окончательный диагноз дифтерии устанавливается при наличии налета и лабораторного подтверждения (выделение токсигенного штамма котинебактерий дифтерии) в мазках из зева, носа и других поврежденных участков и (или) нескольких типичных клинических признаков и эпидемиологической ситуации.

5. Сочетание нескольких типичных признаков является показанием для начала специфической терапии.

6. При отсутствии пленчатых налетов и обнаружении в мазках токсигенных коринебактерий дифтерии следует устанавливать диагноз "Бактерионосительство дифтерии".

О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии

Приказ

Проведенная органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпидслужбы организационная и практическая работа по совершенствованию вакцинопрофилактики и государственного санитарно-эпидемиологического надзора позволила достичь положительных результатов в борьбе с дифтерией. В 1995 г. впервые отмечено снижение заболеваемости этой инфекцией по сравнению с 1994 г. на 9,8%, смертность от этой инфекции снизилась с 0,72 в 1994 г. до 0,61 в 1995 г.

За 10 месяцев 1996 г. число больных дифтерией по сравнению с аналогичным периодом 1995 г. сократилось в 2,6 раза и составило 11722 против 30284, у детей соответственно – 3761 и 10247. Показатель заболеваемости за этот период снизился с 18,0 на 100 тысяч населения в 1995 г. до 7,1 в 1996 г., у детей – с 27,7 до 10,4 на 100 тысяч детей. Количество летальных исходов от дифтерии уменьшилось с 908 в 1995 г. до 230 человек за 10 месяцев 1996 г.

Снижение заболеваемости и смертности стало возможным в результате проведения организационных и практических мероприятий, направленных на повышение уровня коллективного иммунитета среди населения. Охват детей прививками против дифтерии в возрасте 1 года (к 24 месяцам) увеличился с 68% в 1990 г. до 92,6% в 1995 г. За период проведения массовой иммунизации населения привито 70 млн. взрослых, или 83% от общей их численности.

Вместе с тем эпидемиологическая обстановка по дифтерии в ряде субъектов Российской Федерации остается напряженной. Уровень заболеваемости дифтерией в Магаданской области за 10 месяцев 1996 г. составил 63,7, Псковской области – 29,7, Республиках Карелия, Коми, Ленинградской и Иркутской областях – 23 – 25,0 на 100 тысяч населения.

Низким остается охват законченной вакцинацией детей по достижении ими 12 месяцев жизни, который в 1995 г. в целом по стране составил 77% против установленного уровня – 95%. Только в Республике Карачаево-Черкесия, Мордовской Республике, Амурской, Калининградской и Самарской областях более 90% детей в этом возрасте получили законченный курс вакцинации, в то же время в Республиках Тыва, Коми, Костромской области указанный показатель составил только 31 – 65%. Из общего числа детей, заболевших дифтерией, 16% больных и 95% умерших не были привиты против этой инфекции.

В 26 субъектах Российской Федерации в 1995 г. не достигнут 80% охват прививками взрослого населения, в том числе в Республике Тыва он не превысил 31%, Республике Коми – 55%, Костромской области – 65%. На взрослое население, преимущественно в возрасте 30 – 50 лет, приходится до 65% от общего числа заболевших, около половины из них не привиты против этой инфекции. Каждый четвертый непривитый взрослый заболел токсической формой дифтерии, и у 20% из них заболевание закончилось летальным исходом. Не в полной мере решены вопросы организации иммунизации взрослых из групп повышенного риска заражения, в первую очередь, лиц без определенного места жительства, неработающих, страдающих хроническим алкоголизмом, на которых приходится до 40% умерших.

В целях совершенствования организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с дифтерией и снижения заболеваемости этой инфекцией в Российской Федерации приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, председателям комитетов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главным врачам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации:

1.2. Проанализировать состояние заболеваемости дифтерией и охвата прививками по возрастным группам населения, диагностики и качества оказания медицинской помощи больным, выполнения рекомендаций Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России по профилактике этой инфекции. Разработать с учетом эпидемиологической ситуации планы дополнительных мероприятий, предусмотрев в них:

– 95% охват детей в возрасте 12 месяцев законченной вакцинацией против дифтерии, коклюша и столбняка;

– 95% охват детей в возрасте 24 месяцев первой ревакцинацией против дифтерии, коклюша и столбняка;

– 90% охват взрослого населения в каждой возрастной группе.

1.3. Завершить в течение 1997 г. проведение 2-кратной иммунизации против дифтерии с интервалом 30 дней взрослых лиц старше 40 лет, привитых в 1993 – 1995 гг. однократно АДС-М-анатоксином.

1.4. Обеспечить своевременное и полное выявление, лабораторное обследование больных с подозрением на дифтерию, обследование с профилактической целью на носительство возбудителя дифтерии персонала, поступающего на работу в дома ребенка, детские дома, стационары психоневрологического профиля, психоневрологические интернаты для детей и взрослых, противотуберкулезные детские санатории, детей и взрослых, направляемых в эти учреждения.

1.5. При проведении контроля коллективного иммунитета у населения обеспечить планирование серологических исследований в городах и районах с учетом эпидемиологической обстановки по дифтерии (уровень заболеваемости, смертности, наличие токсических форм дифтерии у привитых лиц), охвата профилактическими прививками в отдельных возрастных группах.

1.6. Совместно с органами и учреждениями внутренних дел, социальной защиты населения, службой занятости населения, миграционной службой обеспечить иммунизацию:

– лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства, в создаваемых центрах социальной реабилитации и государственных (муниципальных) учреждениях социальной помощи для указанных лиц;

– лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в действующих приемниках-распределителях органов внутренних дел;

– лиц, ведущих асоциальный образ жизни;

– безработных, вынужденных переселенцев и беженцев.

2. Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Монисов А. А.):

3. Считать утратившими силу:

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г. Г.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т. Б. Дмитриева

Законы, Постановления, Приказы, Санитарно-эпидемиологические правила, Методические указания

Документы Министерства здравоохранения Республики Крым

Статьи по теме:

  • Национальный календарь прививок
  • Подготовка к прививке
  • Прививка перед детским садом
  • Вакцинация перед школой
  • Знаете ли ВЫ, что такое прививка?
  • Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Памятка
  • Иммунизации иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Все вакцины в РФ
  • Болезни, предотвратимые с помощью вакцин
  • Перечень работ, требующие обязательных профпрививок
  • Порядок проведения гражданам профпрививок
  • Мифы о прививках

Диспансеризация

Информация для керчан

medicina11

Информация о порядке прохождения ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ взрослого населения.

По закону РФ, раз в три года Вы можете пройти диспансеризацию БЕСПЛАТНО. Приглашаем на диспансеризацию в 2021 году , если Ваш год рождения: 2001, 1998, 1995, 1992, 1989, 1986, 1983, 1980, 1977, 1974, 1971, 1968, 1965, 1962, 1959, 1956, 1953, 1950, 1947, 1944, 1941, 1938, 1935, 1932, 1929, 1926, 1923, 1920.

Диспансеризация проводится раз в 3 года для граждан от 18 до 39 лет, ежегодно - от 40 лет.

Исключение составляют категории граждан, которым диспансеризация проводится ежегодно вне зависимости от возраста (в объеме, предусмотренном для граждан ближайшей возрастной категории):

Контакты

Администрация, Поликлиника №1

298309, Россия, Республика Крым,
г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 53
регистратура : 3-45-06

(36561) 3-45-06

298309, Россия, Республика Крым,
г. Керчь, ул. 1 Митридатская, 47А
регистратура: 2-27-61

298309, Россия, Республика Крым,
г. Керчь, ул. Парковая, 1
регистратура: 3-45-75

Читайте также: