Приказ о реализации программы ликвидации кори в российской федерации к году

Обновлено: 24.04.2024

от 12 апреля 2010 года N 23

О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005-2010

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав результаты реализации Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году (далее - Программа), отмечаю следующее:

С 2003 года наблюдается стойкое снижение заболеваемости корью с ежегодным темпом снижения около 50%, благодаря чему в 2007 году показатель заболеваемости корью достиг уровня 1,0 на 1 млн. населения, а в 2008 и 2009 годах - менее 1,0 на миллион населения, что соответствует критерию элиминации (ликвидации) кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Одним из убедительных свидетельств региональной элиминации кори является рост удельного веса завозных случаев кори - с 1% (в 2003 году) до 63,0% (в 2008 году). Импортирование кори имело место не только из стран ближнего зарубежья - Украины, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, но и из ОАЭ, Индонезии, Индии, Китая, Египта, Таиланда, Испании и других стран. При этом не наблюдалось устойчивой, в течение 6 и более месяцев, передачи импортированного штамма вируса кори, что было доказано результатами молекулярно-генетических исследований.

Контингент заболевших взрослых (63%) также не был привит против кори или не имел сведений о прививках.

Удерживать стабильно низкий уровень заболеваемости корью позволило наличие в стране эффективной живой коревой вакцины, высокий уровень коллективного иммунитета населения и эффективный эпидемиологический надзор за корью с обязательным лабораторным подтверждением каждого случая кори.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4736; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.25; 2006, N 27, ст.2879; 2007, N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; N 52 (ч.I), ст.6236; 2009, N 1, ст.21; N 30, ст.3739.

Прогноз эпидемической ситуации по кори позволяет утверждать, что при повсеместном поддержании высокого охвата прививками показатель заболеваемости корью не превысит 1,0 на млн. населения в ближайшие годы. Вместе с тем необходимо учитывать наличие в стране контингентов, не привитых против кори и восприимчивых к вирусу кори. В целях создания барьера, препятствующего распространению инфекции, следует обеспечить уровень охвата населения прививками против кори не менее 95% во всех субъектах Российской Федерации.

В целях повышения эффективности эпидемиологического надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости с 2007 года в стране организовано серологическое обследование лиц с "экзантемными" заболеваниями. Осуществление рутинного и активного надзора за инфекцией подтвердило отсутствие местных случаев кори на большинстве территорий Российской Федерации.

Таким образом, в период реализации Программы были разработаны и внедрены в практику здравоохранения мероприятия, которые позволили не только закрепить предыдущие успехи в борьбе с корью, но и достичь критериев элиминации инфекции. Данные эпидемиологического надзора за корью позволяют прогнозировать благополучную эпидемиологическую обстановку и свидетельствуют о возможности начала в 2010 году процедуры сертификации - документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17)

1. Утвердить состав Национальной Сертификационной Комиссии - Комиссии по подтверждению статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори (приложение N 1).

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, региональных центров по надзору за корью и краснухой, директору ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора (Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой) при определении статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори, руководствоваться критериями элиминации кори и индикаторами качества эпидемиологического надзора, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (Руководство по организации эпидемиологического надзора за корью, краснухой и синдромом врожденной краснухи в Европейском регионе ВОЗ, ВОЗ 2003 и 2009 годы (далее - Руководство) (прилагаются справочно, приложение N 2).

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

3.1. Представить статистические данные, необходимые для подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори (приложения N 3-9), в региональные центры по надзору за корью и краснухой согласно установленным срокам (приложение N 11).

3.2.2. Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори.

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

5.1. Рассмотреть на санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос о ходе и результатах реализации Программы ликвидации кори в субъекте Российской Федерации, достижении критериев элиминации кори.

5.2. Рассмотреть при необходимости вопрос о выделении дополнительных ассигнований на реализацию мероприятий по поддержанию эпидемиологического благополучия по кори в субъектах Российской Федерации.

5.3. Оказывать содействие органам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации и проведении мероприятий в рамках процедуры документального подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори.

6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

6.1. Оказать содействие управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори, по установленной форме и аналитического материала по выполнению программы элиминации кори на территории субъекта Российской Федерации для представления в региональный центр по надзору за корью и краснухой в установленные сроки.

6.2.3. Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори.

7. ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам документального подтверждения элиминации кори на территориях субъектов Российской Федерации.

8. Комиссии по подтверждению статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори:

8.1. Провести экспертную оценку сведений, подтверждающих элиминацию эндемичной кори в субъектах Российской Федерации, представленных ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой).

8.2. Подготовить экспертное заключение об элиминации эндемичной кори на территории Российской Федерации, рекомендации о возможности представления материалов по подтверждению статуса территории Российской Федерации как свободной от эндемичной кори во Всемирную организацию здравоохранения.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

13 августа 2010 года,

регистрационный N 18149

Приложение N 1

Состав Национальной Сертификационной Комиссии - Комиссии по подтверждению статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори

Директор ГУ "Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им.М.П.Чумакова" РАМН (по согласованию), д.м.н., профессор

Русакова Е.В. (зам. председателя)

ГУ "Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Н.Ф.Гамалеи" РАМН, д.м.н., профессор (по согласованию)

Заведующий отделением ГУ "Научный центр здоровья детей" РАМН, д.м.н., профессор (по согласованию)

Ведущий научный сотрудник клинического отдела ГУ "Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им.М.П.Чумакова" РАМН, к.м.н. (по согласованию)

Чернявская О.П. (секретарь)

Заведующая эпидемиологическим отделом ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора

Ведущий научный сотрудник ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора, д.м.н., профессор

Зам. директора ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора, д.м.н.

Главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, д.м.н., профессор (по согласованию)

Заведующий лабораторией оценки побочного действия МИБП и стандартизации НД ФГУН "ГИСК им.Л.А.Тарасевича" Роспотребнадзора, к.м.н.


I. Критерии элиминации (ликвидации) кори

1. Показатель заболеваемости корью (исключая завозные случаи кори) - менее 1 случая кори на 1 млн. населения или отсутствие случаев кори.

2. Вторичные случаи кори в очаге не превышают двух генераций воспроизведения инфекции (стр.23, Руководство ВОЗ, 2009).

3. Отсутствие эндемичного штамма вируса кори на территории (по данным генотипирования) на протяжении не менее 12 мес. (стр.23, Руководство ВОЗ, 2009).

4. Охват прививками против кори:

4.1. Детей в возрасте 1 года и 6 лет - не менее 95% в каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении (стр.23, Руководство ВОЗ, 2009).

II. Индикаторы качества эпидемиологического надзора за корью в период элиминации (ликвидации) кори

Рутинный надзор

1. Процент случаев кори, обследованных эпидемиологически в течение 48 часов после регистрации, не менее 80% (стр.22, Руководство ВОЗ, 2009).

2. Процент случаев кори с установленным источником заражения не менее 70% (стр.22, Руководство ВОЗ, 2009).

3. Процент очагов кори без распространения не менее 90%.

4. Лабораторное обследование больных корью и подозрительных на корь не менее 95% (стр.22, Руководство ВОЗ, 2009).

5. Процент случаев с адекватными пробами для диагностики не менее 80% (стр.37, Руководство ВОЗ, 2003).

6. Процент случаев с получением результатов лабораторных исследований в течение 7 дней после доставки в лабораторию (заполняется региональным центром) не менее 80% (стр.37, Руководство ВОЗ, 2003).

7. Процент генотипированных очагов кори (заполняется Национальным центром) не менее 80% (стр.22, Руководство ВОЗ, 2009).

Во исполнение решений коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.12.2010 года, в целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации приказываю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

1.1. В срок до 30.04.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в регионе, ходе подготовки документации для подтверждения статуса субъектов, свободных от эндемичной кори, обратив особое внимание на достоверность охвата профилактическими прививками взрослого и детского населения.

1.2. По итогам рассмотрения, при необходимости, внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке региональных программ по борьбе с инфекционными болезнями (в том числе с корью), предусмотрев в них возможность привлечения финансовых средств на закупку дополнительного объема вакцины против кори для иммунизации взрослого населения.

1.3.1. Эффективность надзора за организацией иммунопрофилактики населения и достоверностью сведений о профилактических прививках против кори, представляемых лечебно-профилактическими организациями для формирования отчетных форм.

1.3.2. Контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении вакцины против кори.

1.3.3. Представление в установленные сроки в Национальную сертификационную комиссию необходимых материалов для подтверждения статуса субъектов Российской Федерации, как территорий свободных от эндемичной кори.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1.1. В срок до 15.02.2010 проведение углубленного анализа фактического состояния иммунизации детей и взрослых против кори в субъектах Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений, терапевтических, педиатрических участков), приняв необходимые меры по обеспечению достоверности представляемых данных.

2.1.2. В срок до 01.03.2010 проведение при необходимости корректировки планов профилактических прививок населения против кори на 2011 год в рамках национального календаря профилактических прививок с учетом проведенного анализа.

2.1.3. Проведение в первоочередном порядке двукратной иммунизации против кори контингентов из групп риска (не привитых или привитых однократно): медицинских работников, педагогов, работников торговли с охватом не менее 95% от числа подлежащих прививкам, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения, особенно на территориях с высоким риском завоза кори из сопредельных стран.

2.1.4. Принятие необходимых мер по систематическому обеспечению требований "холодовой" цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины.

2.3. В срок до 01.06.2011 организовать проведение обучающих семинаров для медицинских работников по клинике, диагностике и профилактике кори.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. В срок до 01.06.2011 организовать в соответствии с планом проверок на 2011 год проверки лечебно-профилактических учреждений по организации иммунопрофилактики населения, обратив особое внимание на достоверность представляемых сведений о прививках и причины заболеваемости корью среди привитых детей и взрослых.

3.2.1. Соблюдение сроков сбора, доставки и лабораторного исследования образцов для серологического подтверждения диагноза кори в установленном порядке.

3.2.2. Активное выявление и обязательное лабораторное подтверждение случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации (ежегодно).

3.2.3. Своевременное проведение полного комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов кори в соответствии с требованиями действующих нормативно-методических документов.

3.3. В срок до 01.03.2011 принять меры по организации межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения) специалистов других ведомств.

3.4. Организовать проведение регулярной работы по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.

3.5. Принять меры по укреплению международного сотрудничества по вопросам реализации Программы ликвидации кори, в первую очередь на приграничных территориях.

4. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Амурской области (В.Т. Смирнов) в срок до 10.02.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос о недостоверности представляемых данных о состоянии иммунизации населения против кори с предложением о проведении проверок всех ЛПУ Амурской области с последующим обеспечением охвата прививками выявленных не привитых детей и взрослых.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Пермскому и Камчатскому краям, республикам Дагестан, Саха (Якутия), Тыва, Чувашия, Бурятия, Татарстан, Северная Осетия (Алания), Адыгея, Карачаево-Черкесской и Чеченской республикам, Московской, Волгоградской, Ленинградской, Калужской, Мурманской, Амурской, Новосибирской, Тюменской, Ростовской, Смоленской, Ярославской, Томской, Архангельской областям, Ханты-Мансийскому и Чукотскому автономным округам обеспечить проведение активного эпиднадзора за больными экзантемными заболеваниями с достижением целевого показателя (не менее 2-х больных на 100 тыс. населения).

6. Директору ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" (В.А. Алешкин):

6.1. В срок до 05.02.2011 представить предложения по внесению изменений в национальный календарь профилактических прививок.

6.2. В срок до 20.02.2011 провести анализ работы региональных центров по надзору за корью и краснухой Российской Федерации с прикрепленными территориями и дать предложения по оптимизации их деятельности.

6.3. В срок до 25.02.2011 представить финансовые расчеты в соответствии с потребностью национальной лабораторной сети в препаратах для лабораторно-диагностических исследований, включая молекулярно-генетические, а также в оборудовании для укрепления материально-технической базы национальной и региональных лабораторий.

6.4. В срок до 01.03.2011 представить проекты документов по изменению/дополнению в действующие нормативно-правовые и методические документы по профилактике кори и краснухи.

6.5. В срок до 15.03.2011 представить отчет о деятельности Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой по вопросам международного сотрудничества со странами СНГ по итогам за год и предложения по его расширению и укреплению.

7. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):

7.1. В срок до 20.02.2011 подготовить проект нормативно-правового акта о дополнительных мероприятиях по иммунизации населения Российской Федерации против кори.

7.2. В срок до 20.03.2011 подготовить проект нормативно-правового документа по оптимизации деятельности национальной системы по надзору за корью и краснухой с учетом предложений Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой.

7.3. Организовать в течение 2011 года выборочные проверки готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от кори.

7.4. В срок до 20.02.2011 подготовить обращение в адрес руководителя Федеральной таможенной службы с просьбой о содействии в перемещении биологического материала через российскую границу, получаемого Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой, в рамках международного сотрудничества.

8. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (В.Ю. Смоленский) совместно с Управлением эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):

8.1. В срок до 30.03.2010 подготовить предложения к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации о финансировании участия Российской Федерации в международных усилиях по элиминации кори, предусмотрев мероприятия по содействию странам СНГ в борьбе с корью.

8.2. В срок до 01.05.2011 подготовить предложения о вынесении на рассмотрение руководителей служб, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор в странах СНГ, ШОС, вопросов о расширении международного сотрудничества в области реализации Программы ликвидации кори, включая иммунизацию трудовых мигрантов, и ответственности сторон при заносе инфекции, с последующим включением данных положений в соответствующие соглашения и договора о сотрудничестве.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 февраля 2011 г. N 28 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации"

от 21 марта 2003 года N 117

Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 - имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.

1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.

2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России", главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".

3. Директору ГУ "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году". О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну:

4.1. Обеспечить направление в ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Минздрава России:

- ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;

- ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.

4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий "Руководства по лабораторной диагностике кори", рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.

5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (приложение N 1), рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (приложение N 3), правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (приложение N 4).

5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (приложение N 5).

6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:

6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.

6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России" организовать региональные совещания по вопросам реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".

8. ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России":

8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.

8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2003 года N 117

Стандартное определение случая заболевания корью

Стандартное определение случая заболевания, предложенное ВОЗ: любой человек с температурой 38°С и выше, пятнисто-папулезной сыпью и хотя бы с одним из следующих симптомов: кашель, насморк, конъюнктивит (красные глаза), или любой человек с подозрением на корь.

Эпидемиологическая классификация случаев кори:

- случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных выше, следует считать "подозрительным";

- случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори, следует считать "вероятным";

- случай острого заболевания, классифицированный как "подозрительный" или "вероятный", после лабораторного подтверждения диагноза считается "подтвержденным".

При этом лабораторно подтвержденный случай кори не обязательно должен отвечать стандартному клиническому определению случая (атипичные, стертые формы).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза кори из-за невозможности проведения исследований "вероятный" случай автоматически классифицируется как "подтвержденный".

Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или при эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями данного заболевания.

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2003 года N 117

Рекомендации по выявлению, диагностике, лабораторному
обследованию и регистрации больных корью и подозрительных
на это заболевание

Выявление больных корью и подозрительных на это заболевание осуществляется врачами лечебно-профилактических учреждений во время амбулаторного приема, посещения больного на дому, лечения в стационаре, при диспансерном наблюдении и медицинском наблюдении за лицами в очагах кори.

Больные корью и подозрительные на это заболевание подлежат обязательному серологическому обследованию. Взятие крови у больного на 4-5 день с момента появления сыпи организует лечебно-профилактическое учреждение, где выявлен больной. При госпитализации больного взятие крови осуществляется в стационаре. При изоляции больного на дому забор крови осуществляется в домашних условиях специалистами лечебно-профилактического учреждения, в котором был выявлен больной. Отобранная кровь центрифугируется, и сыворотка (при невозможности центрифугирования - кровь) с сопроводительным документом - "Направление на лабораторное исследование" в 2 экземплярах (заполнив часть А) направляются в лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации.

Доставка сыворотки (крови) в центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации должна быть осуществлена в срок не позднее 48 часов с момента отбора материала. Ответственным за своевременное взятие серологического материала и его доставку в вирусологическую лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации является руководитель лечебно-профилактического учреждения, в котором выявлен больной.

Контроль за доставкой материала от больного возлагается на руководителя территориального центра госсанэпиднадзора.

В случае сомнительного результата при исследовании первой сыворотки (или при отрицательном результате серологического обследования больного в первые три дня сыпи), по запросу лаборатории центра госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью (далее - региональный центр), у больного берут кровь повторно, через 1-2 недели, но не позднее 1,5 месяцев с момента заболевания. Доставка второй сыворотки осуществляется аналогично первой (с заполнением соответствующего "Направления на лабораторное исследование").

Центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации направляет сыворотки крови от больных корью и подозрительных на это заболевание с сопроводительным документом "Направление на лабораторное исследование" в 2 экземплярах, (заполнив часть В) в лабораторию регионального центра надзора за корью не позднее 72 часов с момента взятия материала; сообщает в региональный центр надзора за корью о маршруте отправленного материала.

Региональный центр надзора за корью проводит исследование сывороток крови от больных корью и подозрительных на это заболевание в течение 72 часов с момента поступления материала и сообщает о результатах серологических исследований в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации, направивший материал, заполнив часть С "Направления на лабораторное исследование".

Территориальный центр госсанэпиднадзора проводит эпидемиологическое расследование случая заболевания корью или подозрительного на эту инфекцию (независимо от возраста заболевшего) в течение 24 часов с момента получения экстренного извещения. Сообщает о случае заболевания корью или случае, подозрительном на корь, в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации. Врач-эпидемиолог, совместно с лечащим врачом, заполняет карту эпидемиологического расследования случая кори или подозрительного на это заболевание.

После получения результатов лабораторного исследования сыворотки крови и установления окончательного диагноза (подтвержденного или неподтвержденного) полученные данные вносятся в карту, которая направляется в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации, в ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского Минздрава России" (далее - Национальный центр по надзору за корью) и по запросу - в региональный центр не позднее 48 часов с момента получения результатов лабораторного исследования.

В случае смерти больного заполняется "Извещение на умершего от кори", которое вместе с картой эпидрасследования направляется в Национальный центр по надзору за корью.

Региональный центр ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет "Сведения о заболевших корью в разных возрастных группах".

Кроме того, ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вирусологическая лаборатория регионального центра направляет в лабораторию Национального центра все оставшиеся после исследования сыворотки больных корью и подозрительных на это заболевание, а также "Отчет о своевременности поступления и качестве сывороток крови больных корью и подозрительных на эту инфекцию".

Приложение N 1
к Рекомендациям по выявлению,
диагностике, лабораторному обследованию
и регистрации больных корью
и подозрительных на это заболевание
от 21 марта 2003 года N 117

Карта эпидемиологического расследования случая заболевания
корью или подозрительного на эту инфекцию

Заполняется на всех лиц, у которых медицинский работник подозревает корь!

от 19 августа 2002 года N 270

Об утверждении программы ликвидации кори
на территории Российской Федерации к 2010 году

В соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения о глобальной ликвидации кори в Европейском регионе к 2010 году

1. Утвердить программу ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году (приложение).

2. Департаменту госсанэпиднадзора (С.И.Иванов), Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский) в срок до 15 сентября 2002 года разработать план мероприятий по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации и представить его на утверждение в установленном порядке.

3. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать территориальные программы ликвидации кори к 2010 году.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации представить на рассмотрение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации план мероприятий по ликвидации кори для включения его в территориальные программы по профилактике инфекционных заболеваний.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 19.08.2002 N 270

ПРОГРАММА
ликвидации кори на территории Российской Федерации

История борьбы с корью насчитывает более 200 лет, однако реальная возможность снижения заболеваемости этой инфекцией проявилась только в 1954 году благодаря исследованиям J.Enders и Т.Peebles, выделившим от больного вирус кори и продемонстрировавшим его размножение в культуре клеток. Эти исследования явились в дальнейшем основой создания эффективных коревых вакцин, применение которых привело к существенному снижению заболеваемости корью, смертности и летальности от этой инфекции во многих странах мира. *1)

Широкое применение коревых вакцин позволило Всемирной организации здравоохранения (1990 год) определить две глобальные задачи: добиться к 1995 году снижения смертности от кори на 95% и снижения заболеваемости корью - на 90%.

В рамках Расширенной программы иммунизации были выдвинуты дополнительные задачи: достижение охвата вакцинацией на первом году жизни не менее 90% на уровне стран, регионов, районов и снижение летальности от кори до уровня менее 1% во всех странах.

Хотя ни одна из этих целей в глобальном масштабе достигнута не была, тем не менее к концу 1995 года примерно в 2/3 стран - членов ВОЗ заболеваемость корью снизилась на 90% и примерно в 1/2 стран мира смертность от кори уменьшилась на 95% и более.

Успехи вакцинопрофилактики, интенсивное развитие эпидемиологии, вирусологии и иммунологии позволили сформулировать задачу ликвидации кори (снижение показателя заболеваемости до нуля) на отдельных географических территориях. Возможность элиминации кори базируется на следующих научных предпосылках:

- во всем мире имеется единый антигенный вариант вируса кори;

- после заболевания корью остается стойкий, практически пожизненный иммунитет;

- вирус кори не имеет других экологических ниш, кроме человека;

- отсутствует носительство вируса кори в открытой форме;

- вирус кори характеризуется определенной пластичностью, что позволяет создать высоко иммуногенную аттенуированную вакцину.

В 1994 году Американский регион первым провозгласил своей целью ликвидацию кори к 2000 году. В 1998 году еще два региона поставили задачу ликвидации кори: Европейский регион к 2007 году, Восточно-средиземноморский - 2010 году. Глобальную эрадикацию кори планируется осуществить к 2010-2020 годам как задачу XXI века в рамках программы ВОЗ "Здоровье для всех".

Специфическая профилактика кори в России, осуществляемая в стране более 30 лет, а также проведение эпидемиологического надзора за инфекцией привели к резкому снижению заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с довакцинальным периодом), практически полной ликвидации смертности и летальности.

При анализе динамики заболеваемости корью на территории Российской Федерации за период с 1986 по 2000 год, охватывающий два последних эпидемических цикла, выявляется четкая тенденция к ее неуклонному снижению. Каждый последующий периодический подъем заболеваемости ниже предыдущего в 1,7 раза. В последние 6 лет регистрируются чрезвычайно низкие цифры заболеваемости (2,0-5,4), в среднем не превышая 4,1 на 100 тыс.населения. Преобладающими являются территории (75%) с низким уровнем заболеваемости - менее 5,0 на 100 тыс.населения. Сглаживаются сезонность, выравниваются показатели заболеваемости городского и сельского населения, а также заболеваемость разных возрастных групп населения. В последние годы показатель заболеваемости детского населения достиг низких цифр и колеблется от 0,06 в 1997 году до 0,2 на 1000 в 1995 году.

Вместе с тем в настоящее время сохраняются значительные колебания показателей заболеваемости (от 0,06 до 11,4 на 100 тыс.населения) на разных территориях России, наблюдается активное включение в эпидемический процесс (ЭП) кори подростков (15-17 лет) и лиц старшего возраста, обусловленное недостаточным уровнем коллективного противокоревого иммунитета. Кроме того, участились случаи кори у ревакцинированных, показатель заболеваемости которых приблизился к аналогичному показателю среди вакцинированных - 0,3 и 0,2 соответственно. Нередко возникают определенные трудности при раннем распознавании кори и дифференциальной диагностике с другими экзантемными заболеваниями, т.к. у 50% привитых детей наблюдается легкая и атипичная форма кори. Приведенные данные говорят о необходимости усиления мероприятий по борьбе с корью.

Тем не менее, стабилизация показателей заболеваемости корью на большинстве территорий России на спорадическом уровне, повсеместное и неуклонное повышение охвата вакцинацией (от 68% в 1996 году до 93% в 2000 году) и ревакцинацией (в среднем 90%) живой коревой вакциной (ЖКВ) детей в декретированные сроки, наличие в России высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16 позволяет разработать национальную программу элиминации кори в России и включиться в программу ЕРБ ВОЗ по глобальной элиминации этой инфекции.

Целью национальной программы является ликвидация кори в Российской Федерации к 2007 году и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010 году.

Мероприятия, предусмотренные национальной программой ликвидации кори, планируется осуществить в три этапа:

Первый этап (2002-2004 годы) - достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне на всех территориях России.

Второй этап (2005-2007 годы) - создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в России.

Основными принципами ликвидации кори являются:

- достижение высокого (не менее 95-98%) уровня охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной ЖКВ;

- эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий полное и активное выявление всех случаев кори и их лабораторное подтверждение, а также своевременное принятие управленческих решений и контроль их выполнения.

Исходя из основных принципов, для достижения ликвидации кори в России необходимо решение следующих основных задач:

- достижение высокого уровня охвата детей вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в декретированные сроки (не менее 95-98%) в разрезе каждого субъекта и по России в целом;

- совершенствование системы эпиднадзора за корью и другими экзантемными заболеваниями с активным выявлением всех случаев кори и их обязательным лабораторным подтверждением;

- совершенствование производства и контроля качества препаратов для профилактики и диагностики кори; организация эффективной системы транспортировки и хранения препаратов;

- повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;

- развитие информационно-мобилизационной системы по вопросам выполнения программы ликвидации кори;

- проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач ликвидации кори;

- развитие международного сотрудничества по проблеме глобальной ликвидации кори.

Решение поставленных задач ликвидации кори в России требует координации деятельности учреждений Минздрава России и других заинтересованных министерств, ведомств.

1. Достижение и поддержание высокого уровня (не менее 95-98%)
охвата вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ населения
Российской Федерации

Ликвидация кори может быть достигнута только при условии создания у населения надежного коллективного иммунитета против этой инфекции. Основой предупреждения распространения кори является успешное применение доступной, высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16, индуцирующей напряженный иммунитет, сохраняющийся в течение длительного времени. Высокий охват прививками детского населения на каждом педиатрическом участке позволит не только уменьшить число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения. Охват прививками ЖКВ не должен снижаться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии регистрируемых случаев заболеваний корью на территории.

На разных этапах реализации программы ликвидации кори возможно потребуется разработка и внедрение дополнительных стратегий, основой которых является постоянное поддержание высокого уровня коллективного иммунитета.

Основными направлениями реализации задачи является:

- проведение плановой вакцинации и ревакцинации детей в декретированные сроки с охватом не менее 95-98% в разрезе каждого субъекта Российской Федерации;

- проведение ревакцинирующих прививок учащимся ПТУ, техникумов, колледжей и 1-х курсов ВУЗов, не болевших корью и не получивших ранее второй дозы коревой вакцины;

- своевременное проведение прививок в очагах кори неиммунным детям, подросткам и взрослым, ранее не болевшим корью, не имеющих сведений о прививках или имеющим только одну прививку;

- определение дополнительных мероприятий по борьбе с корью на территориях с разным уровнем заболеваемости.

Обязательными мероприятиями, направленными на повышение невосприимчивости населения к вирусу кори, являются:

- совмещение прививок коревой вакциной с другими прививками регионального календаря прививок;

- сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори за счет подготовки детей из "групп риска" для иммунизации в консультативно-диагностических центрах (кабинетах) специфической иммунопрофилактики;

- совершенствование системы учета и отчетности о профилактических прививках населения региона;

- учет и анализ поствакцинальных осложнений;

- внедрение в практику здравоохранения прививочного сертификата;

- проведение ежегодного расчета потребности регионов в живой коревой вакцине;

- обеспечение в полном объеме лечебно-профилактических учреждений живой коревой вакциной, приобретенной за счет средств федерального и местного бюджета.

2. Совершенствование системы эпидемиологического надзора
за корью

Для достижения поставленной цели необходим эффективный эпидемиологический надзор за корью, в ходе которого разрабатывается прогноз заболеваемости и планируются оперативные мероприятия по предупреждению распространения инфекции с последующей ее ликвидацией.

В условиях низкой заболеваемости корью существенно возрастает значимость серологического мониторинга, позволяющего своевременно определить группы "риска" и выяснить причины увеличения числа серонегативных к вирусу кори лиц.

Для объективной оценки сложившейся на территории эпидемической ситуации в отношении кори чрезвычайную актуальность приобретает активное выявление всех случаев заболевания корью и их обязательное лабораторное подтверждение. Учитывая трудности, возникающие при постановке диагноза кори у ранее привитых против этой инфекции, которые нередко (50%) переболевают корью в легкой, трудно диагностируемой форме, важно проводить лабораторное обследование всех случаев заболевания корью или подозрительных на эту инфекцию.

При решении задач ликвидации кори необходимо также проводить изучение биологической и молекулярно-генетической характеристики циркулирующих среди населения коревых штаммов, что позволит контролировать их географическое распространение с учетом местных и завозных случаев кори и пополнить глобальную генетическую карту вируса кори.

Основными направлениями реализации задачи являются:

- обеспечение лабораторного обследования всех случаев кори и подозрительных на эту инфекцию с целью подтверждения диагноза "корь";

- проведение многофакторного эпидемиологического анализа заболеваемости корью, привитости, состояния специфического иммунитета населения в стране в целом и в разрезе административных территорий; составление прогноза заболеваемости, разработка и реализация дополнительных мероприятий по предупреждению вспышек кори;

- изучение молекулярно-генетической характеристики штаммов вируса кори с целью слежения за циркуляцией их среди населения.

Обязательными мероприятиями при проведении эпидемиологического надзора за корью являются:

- внедрение стандартного определения "случая кори" с целью повышения оперативности противоэпидемических мероприятий;

- разработка и внедрение дополнительных форм и схем эпидемиологического анализа, обеспечивающих полноту и высокую достоверность информации о развитии эпидемического процесса;

- анализ клинических проявлений коревой инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболеваний, частоты возникновения осложнений);

- проведение выборочных серологических обследований с целью оценки коллективного иммунитета и принятие оперативных решений по его коррекции;

- разработка и внедрение критериев оценки эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- разработка и реализация региональных программ ликвидации кори;

- организация национального и региональных центров по надзору за корью с определением их задач и функций как единой системы управления эпидемическим процессом коревой инфекции с целью принятия адекватных и оперативных мер по предупреждению распространения и ликвидации кори.

Читайте также: