Приказ об эпидемиологическом надзоре за энтеровирусной инфекции

Обновлено: 23.04.2024

от 27 июля 2011 года N 106

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.1) ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21; 2007, N 1 (ч.1) ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2950-11 "Профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции" (приложение).

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 27 июля 2011 года N 106

Профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции

Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.2950-11

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение и распространение энтеровирусной инфекции (ЭВИ) среди населения на территории Российской Федерации.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Общие положения

2.1. Энтеровирусные (неполио) инфекции (ЭВИ) представляют собой группу острых инфекционных заболеваний вирусной этиологии, вызываемых различными представителями энтеровирусов.

Энтеровирусы отличаются высокой устойчивостью во внешней среде, способны сохранять жизнеспособность в воде поверхностных водоемов и влажной почве до 2 месяцев.

2.3. Источником инфекций является человек (больной или носитель). Инкубационный период составляет в среднем от 1 до 10 дней. Среди заболевших ЭВИ преобладают дети.

ЭВИ свойственна высокая контагиозность для неиммунных лиц.

Передача ЭВИ осуществляется при реализации фекально-орального механизма (водным, пищевым и контактно-бытовым путями) и аэрозольного механизма (воздушно-капельным и пылевым путями).

2.4. ЭВИ распространена повсеместно. Заболевание встречается в виде спорадических случаев, локальных вспышек (чаще в детских коллективах), эпидемий.

Причиной формирования локальных очагов с групповой заболеваемостью может являться занос инфекции в учреждение, на территорию и возможность ее распространения в условиях несоблюдения требований санитарного законодательства как по условиям размещения, так и по состоянию систем водопользования и организации питания.

Эпидемиологическую значимость представляет вода открытых водоемов, загрязненная сточными водами, как в качестве источников питьевого водоснабжения, так и используемая в качестве рекреационных зон для купания населения.

2.5. Отмечается преимущественно летне-осенняя сезонность заболеваемости ЭВИ. Локальные вспышки ЭВИ могут регистрироваться в течение всего года, часто вне зависимости от сезонного эпидемического подъема заболеваемости.

2.6. ЭВИ характеризуются полиморфизмом клинических проявлений и множественными поражениями органов и систем: серозный менингит, геморрагический конъюнктивит, увеит, синдром острого вялого паралича (ОВП), заболевания с респираторным синдромом и другие.

Один и тот же серотип энтеровируса способен вызывать развитие нескольких клинических синдромов и, наоборот, различные серотипы энтеровирусов могут вызвать сходные клинические проявления болезни. Наибольшую опасность представляют тяжелые клинические формы с поражением нервной системы.

Выраженный полиморфизм клинических проявлений и отсутствие патогномоничных основных симптомов значительно осложняет клиническую диагностику ЭВИ, особенно его спорадических случаев, поэтому при установлении диагноза заболевания необходим тщательный сбор эпидемиологического анамнеза и проведение лабораторных исследований.

2.7. Обследованию на ЭВИ подлежат лица при наличии у них одного или нескольких из следующих клинических симптомов/синдромов:

Вступает в силу с 17 ноября 2021 г.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

А.Ю.Попова

Приложение к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. № 29

Изменения, вносимые в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

1. В пункте 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление) цифры "2022" заменить цифрами "2024".

2. В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением:

1) в подпункте 3.1.1:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"- лиц с диагнозом "внебольничная пневмония", "острая респираторная вирусная инфекция" и "грипп";";

б) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.".

2.2. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.".

2.3. В абзаце втором пункта 3.4 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.4. Абзац первый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:

"3.5. Медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке" в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.".

2.5. Дополнить сноской 1 следующего содержания:

2.6. Пункт 3.7 дополнить абзацем следующего содержания:

"При проведении в медицинской организации лечебно-диагностических процедур лицу с заболеванием COVID-19, находящемуся на амбулаторном лечении, такой организацией должен обеспечиваться режим, исключающий контакт с иными лицами, за исключением лиц, являющихся работниками медицинской организации.".

2.7. Пункт 3.8 изложить в следующей редакции:

"3.8. Лицо, контактировавшее с больным COVID-19, должно находиться в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).

Изоляции не подлежат лица, прошедшие полный курс вакцинации против COVID-19 в течение последних шести месяцев, и лица, переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев, при отсутствии у них симптомов заболевания.

Выявление лиц, контактировавших с больным COVID-19, осуществляется по месту их фактического проживания территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также медицинской организацией в очаге по месту жительства больного COVID-19 с последующей передачей информации в указанный территориальный орган.

2.8. В пункте 3.12 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)".

2.9. В пункте 3.15 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.10. В пункте 4.2:

1) абзац восьмой дополнить словами ", проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям 2 .";

2) дополнить сноской 2 следующего содержания:

3) в подпункте 4.2.1 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.11. В пункте 4.6 слова "(далее - ОРВИ)" исключить.

2.12. Пункт 6.2 дополнить абзацами следующего содержания:

обработки поверхностей пассажирского салона, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

влажной уборки пола пассажирского салона.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими эксплуатацию помещений железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов, в аэропортах, морских, речных портах, должно обеспечиваться не реже 2 раз в сутки проведение с применением препаратов вирулицидного действия:

обработки поверхностей, указанных помещений, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НОМЕНКЛАТУРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) приказываю:

1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.

2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;

5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;

6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.

2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;

5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.

Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).

3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.

4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:

снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;

предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;

обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации ;

проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;

проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;

обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;

проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания ;

проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц ;

проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации ;

проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации ;

обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств ;

соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;

предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций ;

СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности; медицинской деятельности; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.

рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.

5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).

6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.

7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:

проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;

оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;

осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;

рассматривает подготовленную врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом или лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, программу профилактики ИСМП и рекомендует ее к утверждению в медицинской организации.

Комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации до 30 января текущего года.

Председателем Комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя медицинской организации.

В состав Комиссии включаются врач-эпидемиолог, главная (старшая) медицинская сестра, заведующие структурными подразделениями, врач-бактериолог, врач-клинический фармаколог, врач-инфекционист, врач-патологоанатом и другие работники медицинской организации.

Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом, утверждаемым руководителем медицинской организации. Форма проведения заседаний Комиссии определяется руководителем медицинской организации.

Комиссия с целью реализации своих задач и выполнения функций может запрашивать у работников медицинской организации письменные и устные объяснения по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения по снижению риска возникновения случаев ИСМП, необходимым противоэпидемическим мероприятиям, по материально-техническому обеспечению для профилактики ИСМП.

Решение Комиссии оформляется протоколом.

Председатель Комиссии ежеквартально и по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе Комиссии.

Контроль за деятельностью Комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.

8. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по профилактике ИСМП возлагается на руководителя медицинской организации.

9. Руководителем медицинской организации в целях выявления и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации устанавливаются:

перечень состояний и нозологических форм заболеваний ИСМП, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, на основе номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, утвержденной настоящим Приказом (приложение N 2 к настоящему Приказу), с учетом вида медицинской организации, профиля, условий и форм оказания медицинской помощи;

стандартные операционные процедуры по выявлению и регистрации случаев ИСМП, в том числе алгоритмы действий медицинских работников при выявлении случаев ИСМП, порядок передачи информации о выявлении и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации;

порядок представления руководителю медицинской организации информации об анализе заболеваемости ИСМП.

10. Информация о подозрении на случай ИСМП при выявлении незамедлительно подается медицинским работником структурного подразделения медицинской организации врачу-эпидемиологу, в эпидемиологический отдел, лицу, уполномоченному руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).

11. На основании полученной информации о подозрении на случай ИСМП проводится эпидемиологическое расследование предполагаемого случая ИСМП, которое осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.

12. Случай инфекционного заболевания определяется как ИСМП на основе совокупности клинико-анамнестических, лабораторных, инструментальных и эпидемиологических данных, по результатам эпидемиологического расследования с учетом критериев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка.

13. Информация о выявленных случаях ИСМП учитывается и анализируется в рамках мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

О случае ИСМП передается экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

14. Анализ заболеваемости ИСМП в медицинской организации осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией на основе результатов эпидемиологического мониторинга, микробиологического мониторинга, мониторинга проведения инвазивных процедур, оценки факторов риска возникновения и распространения ИСМП в медицинской организации.

15. Оценка качества проведения мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется путем плановых и целевых (внеплановых) проверок медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .

16. В целях повышения эффективности выявления и регистрации случаев ИСМП, а также улучшения качества профилактических мероприятий медицинские работники с высшим образованием и средним профессиональным образованием проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов.

Приложение
к Порядку проведения профилактических
мероприятий, выявления и регистрации
в медицинской организации случаев
возникновения инфекционных болезней,
связанных с оказанием медицинской
помощи, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

НОМЕНКЛАТУРА
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Клинические (нозологические) группы инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами

Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)

A48.0; T79.3; T81.4; T82.6; T82.7; T83.5; T83.6; T84.5 - T84.7; T85.7; T87.4; T88.8; G04.2; G04.8; G04.9

Другие коды МКБ-10 нозологических форм в соответствии с областью хирургического вмешательства (J85; J86; K65; N98.0; O04.0; O04.5; O07.0; O08.0 и другие)

Инфекции, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, иммунизацией, в том числе катетер-ассоциированные инфекции кровотока

G00; I80.8; J15.0 - J15.6; J15.8; J15.9; J16; J18; J20 - J22; L00; L01; L02; L03; L08.0; L08.8; L08.9; M86.0 - M86.2; M86.8; M86.9; P36; P38; P39; T80.2; T83.5

Нозологические формы инфекционных болезней, вызываемые патогенными микроорганизмами, и паразитарных болезней

Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)

"Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на 2018 - 2022 гг.".

Основание для разработки Программы

- ежегодные сезонные эпидемические подъемы заболеваемости ЭВИ,

- регистрация эпидемических очагов с групповыми случаями заболеваний,

- возможность завоза с сопредельных территорий и государств новых эпидемических вариантов неполиомиелитных энтеровирусов,

- необходимость оптимизации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,

- дополнительный вид надзора в рамках поддержания свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

Основные разработчики Программы

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора, ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора, ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора, ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН"

Совершенствование мониторинга заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией, а также циркуляции штаммов неполиомиелитных энтеровирусов с целью оценки ситуации, повышения точности прогнозирования и своевременного принятия управленческих решений; снижение рисков для распространения ЭВИ и формирования очагов с множественными случаями заболеваний, снижение числа тяжелых клинических форм ЭВИ, приводящих к инвалидизации и летальным исходам.

изучение эпидемического процесса энтеровирусной (неполио) инфекции;

установление закономерностей развития эпидемических подъемов заболеваемости;

раннее выявление эпидемических штаммов неполиомиелитных энтеровирусов;

совершенствование лабораторной диагностики энтеровирусной (неполио) инфекции;

совершенствование системы эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией;

оптимизация системы санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

подготовка квалифицированных кадров по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики энтеровирусной (неполио) инфекции.

Уровни заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией, в том числе энтеровирусным менингитом (ЭВМ)

количество летальных исходов от энтеровирусной (неполио) инфекции в течение года;

число эпидемических вспышек, вызванных энтеровирусами

удельный вес лабораторно подтвержденных и этиологически расшифрованных случаев энтеровирусной (неполио) инфекции

удельный вес этиологически расшифрованных эпидемических очагов энтеровирусной (неполио) инфекции

адекватность объема отбора проб для исследований на неполио-энтеровирусы

удельный вес положительных проб на неполио-энтеровирусы, полученных при исследовании различными методами

определение типовой структуры неполио-энтеровирусов, циркулирующих на различных территориях Российской Федерации

Объемы и источники финансирования программы

Федеральный бюджет, финансовые средства, выделенные на реализацию региональных и ведомственных отраслевых программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также финансовые средства из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Поддержание низких уровней заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией в субъектах Российской Федерации

уменьшение числа случаев инвалидизации и предотвращение летальных исходов;

снижение числа регистрируемых вспышек энтеровирусной (неполио) инфекции;

определение рисков заноса эпидемических вариантов энтеровирусов;

актуализация нормативных и методических документов по организации эпиднадзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией, лабораторному обеспечению эпиднадзора за ЭВИ;

совершенствование и внедрение в практику профилактических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекции, формирование эпидемических очагов.

Срок Программы реализации

2018 - 2022 годы

Характеристика проблемы, на решение которой

Актуальность проблемы ЭВИ и ее эпидемиологическая значимость определяется высокой контагиозностью, широким распространением, возникновением эпидемических подъемов и вспышечной заболеваемости, устойчивостью вируса во внешней среде, длительностью выделения возбудителя с фекалиями, в т.ч. у лиц без клинической картины заболевания, отсутствием средств специфической профилактики, многообразием возбудителей ЭВИ, вызывающих полиморфные клинические проявления, возможностью тяжелых последствий вплоть до летальных исходов. Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости ЭВИ (июль - октябрь), групповые очаги заболеваний, остается риск завоза инфекции с сопредельных государств.

В рамках реализации ведомственной целевой программы "Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на 2015 - 2017 гг." (далее - Программа) проводилась работа по совершенствованию санитарного законодательства и методического обеспечения в части надзора за энтеровирусной инфекцией в Российской Федерации. За период действия Программы приняты меры по актуализации методических указаний МУ 3.1.1.2363-08 "Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции" и МУК 4.2.2357-08 "Организация и проведение вирусологических исследований материалов из объектов окружающей среды на полиовирусы, другие (неполио) энтеровирусы".

В целях совершенствования эпидемиологического надзора за ЭВИ, повышения качества лабораторной диагностики ЭВИ в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 19.12.2016 N 1236 "О совершенствовании эпидемиологического надзора за ЭВИ" на базе ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" создан методический центр по изучению энтеровирусных инфекций, обеспечено его взаимодействие с Референс-центром по мониторингу за энтеровирусными инфекциями (ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора).

В целях оптимизации взаимодействия Референс-центра по мониторингу за энтеровирусными инфекциями, региональных научно-методических центров по изучению энтеровирусных инфекций (ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора и ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора) с территориальными органами и организациями Роспотребнадзора проведено закрепление субъектов страны за соответствующими научно-исследовательскими организациями, заключены соглашения о сотрудничестве.

В период реализации Программы отмечался рост заболеваемости ЭВИ, что может быть связано как со сменой доминирующих штаммов энтеровирусов (ЭВ), так и с улучшением надзора в ряде субъектов Российской Федерации, регистрацией не только случаев энтеровирусного менингита (ЭВМ), но и малых форм.

Лабораторное подтверждение диагноза ЭВИ (суммарно всеми методами) за прошедший период увеличилось на 7,9% и составило 97,3%.

Проведен анализ пейзажа типов энтеровирусов (ЭВ) в субъектах Российской Федерации, генотипирование и анализ филогенетических взаимосвязей энтеровирусов, выявленных в клинических образцах и в пробах из объектов окружающей среды. В 2015 - 2017 гг. в Российской Федерации активно циркулировали представители вида Энтеровирус А (ЭВА) и наблюдался высокий уровень заболеваемости малыми формами ЭВИ. При этом вирус Коксаки А6 сохранял доминирующее положение среди ЭВА. Данный вирус выделялся у больных всеми формами ЭВИ, но преимущественно при малых формах.

Кроме того, за прошедший период действия Программы возобновилась циркуляция ЭВ71 генотипа С1 (последний раз в Российской Федерации выделялся в 2007 г.), идентифицирован вирус нового, недавно открытого, типа ЭВА120.

Впервые в Российской Федерации у больных ЭВМ был обнаружен энтеровирус 75. Также случаи заболеваний ЭВМ были связаны с активизацией циркуляции вируса ЕСНО9, продолжившейся циркуляцией вируса ЕСНО30 генотипа h и редкого вируса ЕСНО33, который был генетически отличен от ранее выделенных российских штаммов. Установлено, что штаммы вируса ЕСНО30, идентифицированные в ряде субъектов страны, относятся к новому для Российской Федерации геноварианту, сформировавшемуся в результате отдельного заноса на территорию страны, ориентировочно в конце 2016 г. - начале 2017 г.

Несмотря на проделанную работу остается ряд проблем в осуществлении эпиднадзора за ЭВИ, которые требуют решения.

За период реализации программы не получены молекулярно-генетические характеристики ЭВ, циркулирующих в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Чеченской республиках.

Систематические положительные находки ЭВ в сточных водах при отсутствии регистрации ЭВИ, возможно, свидетельствуют о недостатках в работе по выявлению больных.

Не в полном объеме проводится работа по установлению причин и условий возникновения эпидемических подъемов заболеваемости ЭВИ.

Не во всех случаях идентификация энтеровирусов проводится до их типа. В стандартах оказания медицинской помощи отсутствуют исследования на ЭВ. Трудности в диагностике ЭВИ не всегда позволяют своевременно и адекватно оценить проявления эпидемического процесса и масштабы циркуляции ЭВ, что приводит к несвоевременности начала противоэпидемических мероприятий.

Необходима оценка существующих методов лабораторной диагностики ЭВИ, разработка подходов к прогнозированию ситуации.

В связи с тем, что в международных базах данных практически не представлены геномные последовательности ЭВ, циркулирующих в Турции, Египте, Афганистане, Пакистане, других африканских странах, ряде стран Средней и Юго-Восточной Азии, Украине, остается актуальной характеристика ЭВ, выделенных от лиц, прибывших из зон активного туризма и политически нестабильных регионов, трудовых мигрантов.

Все это определяет необходимость дальнейшего совершенствования эпидемиологического надзора за ЭВИ.

1. Программные мероприятия

Достижение целей и решение задач Программы реализуется путем скоординированного выполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Организационное обеспечение и мероприятия Программы осуществляется в соответствии с действующими законодательством.

В рамках Программы обеспечивается поддержка перспективных исследований и разработок.

2. Направления деятельности

Задача N 1: Изучение эпидемического процесса энтеровирусной (неполио) инфекции

В рамках реализации Программы дополнительно предусматривается:

- совершенствование взаимодействий управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, Референс-центром по мониторингу ЭВИ, региональными научно-методическими центрами по изучению энтеровирусной инфекции по выявлению, лабораторному обследованию случаев энтеровирусной (неполио) инфекции, проведению выделения и типирования возбудителей;

- изучение эпидемического процесса в многолетней динамике во взаимосвязи с молекулярно-генетической характеристикой популяции возбудителя для определения закономерностей возникновения эпидемических подъемов заболеваемости;

- изучение манифестных форм ЭВИ;

- исследование клинических материалов от больных с симптомами ЭВИ (серозные менингиты, экзантема, полиомиелитоподобные заболевания, герпангины, конъюнктивиты и проч.) и проб из объектов окружающей среды;

- молекулярный мониторинг циркуляции ЭВ разных типов с целью выявления эпидемических вариантов.

- взаимодействие и обмен информационными материалами с международными организациями по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики энтеровирусных (неполио) инфекций.

Задача N 2: Определение закономерностей развития эпидемических подъемов заболеваемости и формирования локальных очагов

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- анализ и обобщение данных по территориальной, социальной, половой и возрастной структуре больных манифестными формами ЭВИ с конкретными вариантами возбудителей;

- определение наличия или отсутствия зависимости интенсивности эпидемического процесса ЭВИ от раннего присутствия циркуляции конкретного серотипа НПЭВ на территории с учетом данных по спорадической заболеваемости и "носительству" у практически здоровых лиц;

- выявление зависимости степени тяжести манифестных форм заболевания от циркулирующего возбудителя;

- изучение роли различных факторов передачи инфекции в зависимости от формы ЭВИ и этиологического агента.

Задача N 3: Раннее выявление эпидемических штаммов неполиомиелитных энтеровирусов

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- молекулярно-генетическое изучение штаммов возбудителей, выделенных от людей (при спорадических случаях, во время эпидемических подъемов заболеваемости, в локальных очагах с групповой заболеваемостью, от "здоровых" носителей) и из объектов окружающей среды;

- молекулярно-генетическая характеристика энтеровирусов, выделенных от лиц, проживающих на слабо охарактеризованных территориях Северо-Кавказского федерального округа, а также от лиц прибывших из зон активного туризма, от лиц прибывших на территорию Российской Федерации в связи с гуманитарной ситуацией в Украине и мигрантов из Средней Азии;

- оценку идентичности изолятов, сопоставление с международным банком данных;

- изучение изменчивости возбудителей.

Задача N 4: Совершенствование лабораторной диагностики энтеровирусной (неполио) инфекции

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- укрепление и обновление материальной базы лабораторий;

- разработку новых и совершенствование существующих медицинских иммунобиологических препаратов и молекулярно-биологических систем для детекции и идентификации НПЭВ, в т.ч. поливалентных сывороток для типирования энтеровирусов, наборов реагентов для секвенирования;

- анализ результатов применения существующих методов/методик для детекции НПЭВ в разных типах клинического материла, а также проб и объектов окружающей среды.

Задача N 5: Совершенствование системы эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- повышение качества мониторинга заболеваемости за счет учета различных клинических форм ЭВИ и увеличения удельного веса этиологически расшифрованных случаев;

- проработку вопросов по включению в стандарты лечения и обследования больных с ЭВИ лабораторного обследования на данную инфекцию;

- определение наиболее значимых путей передачи при различных клинических формах энтеровирусной (неполио) инфекции;

- обобщение и анализ данных по циркуляции НПЭВ среди людей и выделению возбудителей из объектов окружающей среды;

- характеристику циркулирующих среди населения НПЭВ, в том числе в межэпидемический период, на определенных территориях;

- разработку подходов к проведению оценки и прогнозированию эпидемиологической ситуации;

- повышение качества контроля эффективности проводимых мероприятий.

Задача N 6: оптимизация системы санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- разработку схем экстренной неспецифической профилактики в очагах энтеровирусной (неполио) инфекции;

- ускорение проведения диагностических исследований (с учетом клиники и лабораторных данных) в эпидемических очагах ЭВИ с целью более раннего начала адекватных противоэпидемических мероприятий;

- разработку превентивных профилактических мер на основании прогнозов эпидемиологической ситуации.

Задача N 7: Разработка и совершенствование нормативных и методических документов, подготовка квалифицированных кадров по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики энтеровирусных инфекций

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- подготовку и актуализацию нормативных, методических и информационных документов;

- проведение совещаний, конференций и обучающих семинаров по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики ЭВИ;

- международное сотрудничество по вопросам обмена опытом по проблеме ЭВИ.

3. Организационная деятельность

Реализации задач Программы предполагается силами специалистов Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФБУЗ "Центров гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора, ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора, ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора, ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН".

Научную и практическую помощь оказывает Референс-центр по мониторингу за энтеровирусными инфекциями (ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора), региональные научно-методические центры по изучению ЭВИ (ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора, ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора), ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН" в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Управление эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Задайте вопрос юристу:

Читайте также: