Приказ регламентирующий мероприятия по предупреждению распространения чесотки

Обновлено: 27.03.2024

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НОМЕНКЛАТУРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) приказываю:

1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.

2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;

5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;

6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.

2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;

5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.

Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).

3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.

4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:

снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;

предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;

обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации ;

проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;

проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;

обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;

проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания ;

проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц ;

проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации ;

проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации ;

обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств ;

соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;

предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций ;

СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности; медицинской деятельности; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.

рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.

5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).

6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.

7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:

проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;

оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;

осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;

рассматривает подготовленную врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом или лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, программу профилактики ИСМП и рекомендует ее к утверждению в медицинской организации.

Комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации до 30 января текущего года.

Председателем Комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя медицинской организации.

В состав Комиссии включаются врач-эпидемиолог, главная (старшая) медицинская сестра, заведующие структурными подразделениями, врач-бактериолог, врач-клинический фармаколог, врач-инфекционист, врач-патологоанатом и другие работники медицинской организации.

Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом, утверждаемым руководителем медицинской организации. Форма проведения заседаний Комиссии определяется руководителем медицинской организации.

Комиссия с целью реализации своих задач и выполнения функций может запрашивать у работников медицинской организации письменные и устные объяснения по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения по снижению риска возникновения случаев ИСМП, необходимым противоэпидемическим мероприятиям, по материально-техническому обеспечению для профилактики ИСМП.

Решение Комиссии оформляется протоколом.

Председатель Комиссии ежеквартально и по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе Комиссии.

Контроль за деятельностью Комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.

8. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по профилактике ИСМП возлагается на руководителя медицинской организации.

9. Руководителем медицинской организации в целях выявления и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации устанавливаются:

перечень состояний и нозологических форм заболеваний ИСМП, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, на основе номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, утвержденной настоящим Приказом (приложение N 2 к настоящему Приказу), с учетом вида медицинской организации, профиля, условий и форм оказания медицинской помощи;

стандартные операционные процедуры по выявлению и регистрации случаев ИСМП, в том числе алгоритмы действий медицинских работников при выявлении случаев ИСМП, порядок передачи информации о выявлении и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации;

порядок представления руководителю медицинской организации информации об анализе заболеваемости ИСМП.

10. Информация о подозрении на случай ИСМП при выявлении незамедлительно подается медицинским работником структурного подразделения медицинской организации врачу-эпидемиологу, в эпидемиологический отдел, лицу, уполномоченному руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).

11. На основании полученной информации о подозрении на случай ИСМП проводится эпидемиологическое расследование предполагаемого случая ИСМП, которое осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.

12. Случай инфекционного заболевания определяется как ИСМП на основе совокупности клинико-анамнестических, лабораторных, инструментальных и эпидемиологических данных, по результатам эпидемиологического расследования с учетом критериев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка.

13. Информация о выявленных случаях ИСМП учитывается и анализируется в рамках мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

О случае ИСМП передается экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

14. Анализ заболеваемости ИСМП в медицинской организации осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией на основе результатов эпидемиологического мониторинга, микробиологического мониторинга, мониторинга проведения инвазивных процедур, оценки факторов риска возникновения и распространения ИСМП в медицинской организации.

15. Оценка качества проведения мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется путем плановых и целевых (внеплановых) проверок медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .

16. В целях повышения эффективности выявления и регистрации случаев ИСМП, а также улучшения качества профилактических мероприятий медицинские работники с высшим образованием и средним профессиональным образованием проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов.

Приложение
к Порядку проведения профилактических
мероприятий, выявления и регистрации
в медицинской организации случаев
возникновения инфекционных болезней,
связанных с оказанием медицинской
помощи, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

НОМЕНКЛАТУРА
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Клинические (нозологические) группы инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами

Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)

A48.0; T79.3; T81.4; T82.6; T82.7; T83.5; T83.6; T84.5 - T84.7; T85.7; T87.4; T88.8; G04.2; G04.8; G04.9

Другие коды МКБ-10 нозологических форм в соответствии с областью хирургического вмешательства (J85; J86; K65; N98.0; O04.0; O04.5; O07.0; O08.0 и другие)

Инфекции, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, иммунизацией, в том числе катетер-ассоциированные инфекции кровотока

G00; I80.8; J15.0 - J15.6; J15.8; J15.9; J16; J18; J20 - J22; L00; L01; L02; L03; L08.0; L08.8; L08.9; M86.0 - M86.2; M86.8; M86.9; P36; P38; P39; T80.2; T83.5

Нозологические формы инфекционных болезней, вызываемые патогенными микроорганизмами, и паразитарных болезней

Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)

УТВЕРЖДЕНЫ
зам. министра здравоохранения СССР
А.Серенко от 29.08.68 N 06-14/15,
зам. министра здравоохранения СССР
П.Бургасовым от 30.08.68

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по диагностике, лечению, профилактике и дезинфекции при чесотке

____________________________________________________________________
Не действуют на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 3 декабря 2020 года N 1283
____________________________________________________________________

Чесотка - заразное паразитарное заболевание кожи, возбудителем которого является чесоточный клещ.

Заражение происходит путем непосредственного контакта с больным, а также через нательное и постельное белье, одежду, полотенце, мочалки, перчатки и др., при пользовании общей кроватью, при половых сношениях и т.д. Нередки случаи заражения в банях, душевых, общежитиях, гостиницах, если в них не соблюдается установленный санитарный режим. Отмечаются также случаи заражения от домашних животных (кошек, собак, лошадей, коров и пр.). Чесотка имеет распространение и среди диких животных, принимая иногда характер эпизоотии, чаще всего в осенне-зимний период года.

Меры борьбы с чесоткой среди животных

Ввиду того что, как указывалось выше, домашние животные могут являться переносчиками чесотки на человека, необходимо проводить следующие мероприятия:

1) при обнаружении чесотки у человека, бывшего в контакте с животным (кошка, собака и др.), последнее необходимо подвергнуть осмотру в ветеринарном лечебном учреждении;

2) в колхозах, совхозах и индивидуальных хозяйствах весь скот должен периодически подвергаться ветеринарному осмотру на предмет выявления чесотки;

3) бродячие собаки и кошки подлежат вылову и уничтожению.

Собаки, кошки и другие домашние животные подвергаются тщательной обработке препаратами ДДТ, используемыми в виде 10% дуста или 5% мыла ДДТ, 1-2% раствором хлорофоса.

Для лечения чесотки, возникшей при заражении от животных, М.П.Демьянович и В.Н.Добронравов рекомендуют больным произвести 3-4-дневную обработку 60% раствором гипосульфита и 6% раствором соляной кислоты (метод М.П.Демьяновича). После этого на очаги поражения следует применять мазь Вилькинсона или 50% серно-нафталановую мазь, или карбол-фуксиновую жидкость Кастеллани*. Одежду и постельные принадлежности, особенно перьевые и пуховые подушки и одеяла, следует подвергнуть тщательной дезинсекции в пароформалиновой камере.

* Приготовление жидкости Кастеллани: 10,0 основного фуксина растворяется в 100,0 96° спирта. 40,0 чистого фенола расплавляют на водяной бане и растворяют в 800 мл дистиллированной воды. Растворенный в спирте фуксин и раствор фенола соединяют и добавляют 10 г борной кислоты. Полученная смесь ставится на водяную баню, вода которой доводится до кипения и кипит в течение 15 минут. После этого смесь должна остывать 2 часа, затем к ней прибавляют 40 мл ацетона; раствор взбалтывается. После следующего двухчасового интервала в эту смесь, тщательно размешивая ее, вводят 80,0 резорцина.

Организационные мероприятия по борьбе с чесоткой

При распространении в области, крае, районе, городе чесотки следует разработать комплексный план лечебно-профилактических мероприятий. План этих мероприятий целесообразно составлять поквартально, предусматривая участие в борьбе с чесоткой, кроме дерматовенерологов, также педиатров, работников общемедицинской сети, санэпидстанции, дезинфекционной станции, а также администрации учебных заведений, промышленных предприятий, колхозов, совхозов, лесхозов и т.п. Для обеспечения действенного участия в работе последних план следует обсудить на заседании обл. (рай, гор.) исполкома и утвердить.

В комплексном плане должны быть предусмотрены следующие мероприятия: организация скабиозориев; обеспечение изоляции больных чесоткой из закрытых коллективов, общежитии, многодетных семей, перенаселенных квартир; проведение массовых профилактических осмотров (студентов, учащихся и рабочих, проживающих в общежитиях; школьников перед началом учебного года; детей детских учреждений после возвращения с дач; в случаях повышенной заболеваемости в сельской местности - подворные обходы); проведение дезинфекции в очагах чесотки (общежития, детские учреждения, в семьях и т.п.); организация семинаров по клинике, диагностике, лечению и профилактике чесотки для врачей педиатров, школьных врачей и медсестер, работников общемедицинской сети; осуществление санитарно-просветительной работы среди населения; строительство бань, приобретение дезинфекционных камер и т.п. Очень важен строгий контроль за своевременностью выполнения запланированных мероприятий.

В связи с тем, что чесотка является паразитарным заболеванием, большое значение в борьбе с ней имеет активное участие работников санитарно-эпидемиологических станций. В необходимых случаях последние должны помогать дерматовенерологам в организации скабиозориев и добиваться улучшения санитарного состояния общежитий, бань, душевых установок промпредприятий и др.

Опыт Украинской ССР, РСФСР (Кемеровская обл., Татарская АССР) показал целесообразность создания при облздравотделах специальных комиссий по борьбе с чесоткой. Председателем такой комиссии назначается зав. лечебно-профилактическим сектором обл. (гор.) здравотдела, в районе - главный врач центральной районной больницы. В состав комиссии входят: главный врач обл. (гор.) вендиспансера (в районе - райвендиспансера или врач венкабинета поликлиники), главврач обл. (гор., рай) санэпидстанции, начальник планово-финансового сектора обл. (гор.) здравотдела и начальник аптечного управления (отдела). Такой состав комиссии позволяет оперативно решать вопросы финансирования, снабжения медицинской сети медикаментами, дезинфекционными камерами и т.п.

В случае необходимости к проведению массовых профилактических мероприятий по борьбе с чесоткой должны привлекаться и врачи поликлиник (осмотр на чесотку лиц, обращающихся к специалистам), студенты последних курсов мединститутов, медицинских училищ.

Санитарно-просветительная работа осуществляется дерматовенерологами, педиатрами, школьными медработниками, работниками общей медицинской сети, медсанчастей, членами общества "Знание", а также организацией Красного Креста и Красного Полумесяца и т.д.

Рекомендуется чтение лекций, проведение бесед, составление листовок, памяток, диктантов для школьников, выступление по телевидению, радио, демонстрация кинофильмов и др.

1. В борьбе с чесоткой наиболее существенное значение имеет ранняя диагностика заболевания, своевременное и рациональное лечение выявленных больных и источников инфекции, а также тщательный контроль за лицами, имевшими контакт с больными.

Одновременно необходимо осуществить уничтожение паразитов на вещах и предметах, которыми пользовался больной, в помещениях и обследовать в очагах кошек, собак. При обнаружении у них заболевания чесоткой - провести лечение.

2. На амбулаторном приеме у больного чесоткой необходимо выяснить, от кого он заразился, где и с кем проживает. Все сведения об источнике, о членах семьи и других лицах, проживающих с больным в одной комнате или имевших с ним бытовой контакт, следует внести в амбулаторную карту больного на предмет привлечения их к обследованию и в случае обнаружения заболевания - к лечению.

3. Выявление заболевших чесоткой следует проводить активным путем:

а) ежемесячно во время профилактических осмотров детских коллективов (школы, детские сады, ясли, пионерские лагеря и т.п.);

б) с августа по октябрь включительно, каждые семь дней следует проводить профилактические осмотры в школах-интернатах, детских садах и яслях, в школах механизации и других профессиональных училищах;

в) при обращении больных в поликлиники, амбулатории, медсанчасти; во время приема на стационарное лечение в лечебно-профилактическое учреждение любого профиля, в том числе и детское;

г) путем медицинского наблюдения за коллективами, проживающими в общежитии.

4. При выявлении больного чесоткой в семье, в организованном коллективе (в детских садах, яслях, школах и др.) врач (средний медработник) направляет больного на лечение к дерматовенерологу. Стационарным больным лечение проводят на месте.

5. При выявлении больного в семье, в организованном коллективе (школах, яслях, детских садах), общежитии проводят осмотр всех лиц, имевших контакт с заболевшим, в том числе обслуживающего персонала этих учреждений.

6. На период лечения запрещают посещение детского сада, яслей, школы до полного выздоровления и проведения всего комплекса противоэпидемических мероприятий (дезинсекции, санитарной обработки больного и контактировавших лиц, согласно пп.19, 20).

Ребенка допускают в коллектив по справке лечебно-профилактического учреждения о полном выздоровлении после проведения соответствующих противоэпидемических мероприятий.

7. В зависимости от эпидемиологических показаний проводят подворные обходы в населенном пункте в целях выявления больных чесоткой.

8. Эпидемиологическое наблюдение за очагом в организованных коллективах проводят санитарно-эпидемиологические станции (санэпидотделы районных больниц) в течение 1,5 месяцев.

9. Наблюдение за очагом в семье осуществляется в течение 1,5 месяцев кожно-венерологическим диспансером, соответствующими кабинетами поликлиник, центральных и номерных районных больниц.

Мероприятия при выявлении больного чесоткой

10. На каждого выявленного больного чесоткой врач (средний медработник) заполняет извещение по ф. N 281 и направляет в кожно-венерологический диспансер (при отсутствии его - в центральную районную больницу) по месту жительства больного.

11. Врач, фельдшер, выявивший больного чесоткой как в организованном коллективе (детском саду, школе и др.), так и в семье, обязан сообщить (по почте, нарочным или по телефону) в санитарно-эпидемиологическую или дезинфекционную станцию или санитарно-эпидемиологический отдел районной больницы о времени проведения заключительной дезинфекции в очаге.

12. Больной направляется на лечение в том же белье и одежде, в которых он находился дома. Переодевание больного в чистое белье не допускается.

13. В случаях лечения больного чесоткой в домашних условиях лечащий врач организует текущую дезинфекцию.

14. Заключительная дезинфекция проводится в очагах чесотки: после госпитализации больного или по окончании амбулаторного лечения. В случае изоляции больного на месте в школе-интернате, яслях и др. заключительная дезинфекция проводится дважды: после выявления больного - во всей группе, по окончании его лечения - в изоляторе.

15. Заключительную дезинфекцию выполняют в городах не позднее 6 часов после получения сигнала, в сельской местности - не позднее 12 часов.

16. Дезинфекционная станция, дезинфекционный отдел (отделение) санитарно-эпидемиологической станции (санитарно-эпидемиологического отдела районной больницы) осуществляют методическое руководство и контроль за качеством проводимой текущей дезинфекции (визуальный, химический).

Дезинфекционные мероприятия в очаге чесотки

А. ТЕКУЩАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ

17. Текущую дезинфекцию проводят у больных, лечащихся в домашних условиях, в скабиозориях, в стационарах, лечебно-профилактических учреждениях, при организации лечения в изоляторе школы-интерната, яслей, детского дома и др.

18. Текущую дезинфекцию в домашних условиях выполняет ухаживающий за больным член семьи или сам больной, в лечебно-профилактических учреждениях, детских коллективах и др. - средний медицинский персонал.

19. При организации текущей дезинфекции:

а) в организованном коллективе - больного помещают в изолятор до выздоровления;

б) в домашних условиях - выделяют отдельную кровать и предметы индивидуального пользования (белье, полотенце, постельные принадлежности, игрушки и др.). Все предметы больного содержат отдельно от членов семьи;

в) грязное белье собирают в наволочку, предварительно импрегнировав ее одним из дезинсекционных средств (п.21);

г) белье незамедлительно обеззараживают путем кипячения в 1-2% растворе соды или любого стирального порошка в течение 5-10 минут с момента закипания. При невозможности кипячения белье погружают в один из дезинсекционных растворов, указанных в п.23.

Верхнюю одежду (платье, костюм) проглаживают утюгом через увлажненную ткань;

д) влажную уборку помещения проводят ежедневно, а в детских коллективах 2-3 раза в день горячим 1-2% мыльно-содовым раствором, промывая пол, тщательно протирая предметы обстановки.

Уборочный материал после использования кипятят или погружают в один из растворов, указанных в п.22;

е) после ухода за больным, уборки помещения и др. тщательно моют руки с мылом (лучше инсектицидным).

Б. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ

20. При заключительной дезинфекции проводят:

а) санитарную обработку (больного и контактных в очаге);

б) дезинсекцию одежды;

в) дезинсекцию постельных принадлежностей, предметов обстановки и помещения.

Все эти мероприятия проводят одновременно: люди проходят санитарную обработку в санитарном пропускнике или приспособленной бане, вещи обрабатывают в дезинфекционной камере (в отдельных случаях, при отсутствии камер, дезинсекционными средствами). Помещения, предметы обстановки обрабатывают дезинсекционными средствами.

21. Постельные принадлежности больного, верхняя одежда, дорожки, ковры, мягкие игрушки и др., а также вещи, которые соприкасались с вещами больного, подлежат камерной обработке.

Вещи для камерного обеззараживания упаковывают в специальные мешки, пропитанные 1% эмульсией ДДТ или ГХЦГ, или 1% водным раствором хлорофоса.

22. Дезинсекцию помещения очага проводят влажным методом путем орошения из гидропульта одним из следующих препаратов: 25% эмульсией ДДТ или 15% эмульсией ГХЦГ в 4% концентрации (по активнодействующему веществу - АДВ), 2% раствором хлорофоса, 0,3% эмульсией карбофоса при расходе от 50 до 150 мл на 1 м площади пола, 3-5% раствором лизола при расходе 0,5 л на 1 м.

Указанные рабочие растворы лучше применять в горячем виде.

Для дезинсекции помещений используют также 10% дуст ДДТ или 6-12% дуст ГХЦГ, 5% дуст ацетофоса или метилацетофоса, 5% дуст карбофоса, порошок пиретрума (из расчета 25 г на 1 м площади пола).

23. Белье нательное, постельное кипятят с любым стиральным порошком или с мылом и содой в течение 5-10 минут с момента закипания (изделия из капрона также кипятят). При невозможности кипячения его обрабатывают одним из указанных инсектицидов: стирают 5% мылом ДДТ или 10% мылом метилацетофоса при расходе 30-70 г на 1 кг сухого белья или замачивают в 2% эмульсии мыла "К", 0,5-1% эмульсии ДДТ, или в 0,5-1% водном растворе метилацетофоса (ацетофоса), или в 0,3% эмульсии карбофоса (по АДВ), или 1% растворе хлорофоса в течение 1 часа (при расходе 4 л раствора на 1 кг сухого белья) с последующей обычной стиркой.

24. Мягкую мебель и другие вещи орошают 1% эмульсией ДДТ или 1% водным раствором метилацетофоса (ацетофоса), 1% раствором хлорофоса, 0,3% эмульсией карбофоса (по АДВ). Полированную мебель протирают ветошью, смоченной в керосине или жидкостях "Полироль", "Глянец" и др.

25. Обувь протирают тампонами, смоченными в 10% растворе формалина, оставляя их внутри на 20 минут, или 5% растворе лизола (на 30 минут). По окончании экспозиции обувь - проветрить и просушить.

26. При наличии следов пребывания грызунов (норы, погрызы, помет и др.) в очаге проводят дератизацию.

27. Обеззараживание вещей в камерах проводят по следующим режимам:

а) в паровых камерах при температуре 100° по термометру на исходящей из камеры паровой трубе при экспозиции 5 минут и норме загрузки 15 комплектов на 1 м полезной площади (для камеры Крупина емкостью 2,76 м она составляет 1,3 м). Вещи развешивают на плечиках. Дезинсекцию постельных принадлежностей проводят при температуре 104-111° по термометру на исходящей из камеры паровой трубе, давлении 0,2-0,5 атмосферы по манометру, норме загрузки - 50 кг на 1 м камеры и экспозиции - 10 минут. Вещи загружают навалом;

от 22 августа 2014 года N 50

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007 N 1 (ч.1), ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366, ст.3377 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (приложение).

в Министерстве юстиции

12 ноября 2014 года,

регистрационный N 34659

Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

В настоящих Санитарно-эпидемиологических правилх и нормативах учтены:

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний.

1.3. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Общие положения

2.1. В целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения.

2.2. Санитарная охрана территории Российской Федерации по предупреждению завоза паразитарных болезней из других стран осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

3.1. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - эпидемиологический надзор) за паразитарными болезнями включают непрерывное наблюдение должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемическим процессом с целью оценки ситуации в популяции людей и в объектах окружающей среды, разработку и корректировку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения, распространения паразитарных болезней среди населения и формирование эпидемических очагов с групповой заболеваемостью.

3.2. Мероприятия эпидемиологического надзора за паразитарными болезнями включают:

- постоянную оценку масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости паразитарных болезней;

- выявление тенденций эпидемического процесса;

- выявление регионов, областей, населенных пунктов с высоким уровнем заболеваемости и риском заражения;

- выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости паразитарными болезнями на территории; контроль и обоснованную оценку масштабов их распространенности;

- оценку качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- планирование последовательности мероприятий и сроков их реализации;

- разработку прогнозов эпидемиологической ситуации.

3.3. Основным инструментом эпидемиологического надзора является эпидемиологическая диагностика.

Эпидемиологическая диагностика осуществляется помощью ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости.

3.4. Многолетний ретроспективный эпидемиологический анализ проводится не менее чем за последние 5 лет и предусматривает:

- анализ многолетней динамики заболеваемости (пораженности);

- анализ заболеваемости по территориям;

- анализ заболеваемости по возрастным группам, полу, контингентам населения;

- анализ эпидемических очагов паразитарных болезней по конкретным нозологическим формам;

- анализ по факторам риска с учетом источников и факторов передачи паразитоза;

- анализ лабораторной диагностики паразитозов;

- выводы и предложения по разработке профилактических мероприятий.

Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости паразитозами должен проводиться ежегодно.

3.5. Оперативный эпидемиологический анализ проводится в условии эпидемического подъема заболеваемости или регистрации эпидемических очагов групповой заболеваемости. Эпидемиологический анализ включает постоянное наблюдение за динамикой заболеваемости с учетом определенного этиологического агента, оценку санитарно-эпидемиологической ситуации, формулирование предварительного и окончательного эпидемиологического диагноза с установлением причин и условий подъема заболеваемости или формирования эпидемического очага.

3.6. По эпидемическим показаниям (внепланово) должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимается решение о кратности и объеме лабораторных исследований почвы, сточных вод и их осадков, вод поверхностных водоёмов, которые используются для целей рекреации и в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вод плавательных бассейнов, питьевой воды на различных этапах водоподготовки.

IV. Выявление, регистрация и учет паразитарных болезней

4.1. Выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи.

Обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации; персонал детских дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям; дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц; дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

4.2. Отбор биологических проб для исследования на паразитозы проводится медицинскими работниками медицинских организаций, образовательных и иных организаций.

4.3. Доставка биологического материала в лабораторию производится в герметичных контейнерах, обеспечивающих его сохранность и безопасность транспортировки.

4.4. Лабораторные исследования на выявление возбудителей паразитозов осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на выполнение работ с микроорганизмами III-IV групп патогенности.

4.5. Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций.

4.6. В целях ежегодного планового обследования детей на паразитозы руководителями образовательных организаций совместно с медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) разрабатывается график отбора и доставки проб биологического материала на исследование.

4.7. О каждом случае паразитозов медицинские работники медицинских организаций (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) в течение 12 часов направляют экстренное извещение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.8. При выявлении лиц, пораженных паразитозами, должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится эпидемиологическое расследование с заполнением карты эпидемиологического расследования случая паразитарного заболевания.

4.9. В случае изменения или уточнения диагноза медицинские работники медицинских организаций сообщают по телефону, а затем в течение 12 часов направляют экстренное извещение в письменной форме об изменении или уточнении диагноза в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.10. Каждый случай паразитарных заболеваний подлежит регистрации и учету в журнале учета инфекционных заболеваний по месту их выявления.

4.11. Инвазированные подлежат лечению в амбулаторных или стационарных условиях на основании их информированного добровольного согласия и с учетом права на отказ от медицинского вмешательства.

4.12. В целях активного выявления и предупреждения распространения паразитарных болезней проводятся плановые профилактические обследования должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - декретированные группы населения).

4.13. При угрозе возникновения и распространения паразитарных заболеваний должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдают гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе в рамках лабораторного обследования и медицинского наблюдения и выполнения работ по дезинфекции, дезинвазии, дезинсекции и дератизации.

4.14. Организация и проведение плановых и по эпидемическим показаниям обследований декретированных групп населения на наличие паразитарных болезней обеспечивается руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями по месту их работу.

4.15. Все выявленные инвазированные лица обеспечиваются диспансерным наблюдением в соответствующих медицинских организациях.

4.16. На каждого инвазированного заполняется форма диспансерного наблюдения.

4.17. Снятие с диспансерного учёта осуществляется после проведения лечения и получения отрицательных результатов лабораторного исследования биологического материала.

4.18. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность регистрации и учета случаев паразитозов, а также оперативное и полное информирование о них несет руководитель медицинской организации по месту выявления больного.

V. Требования к мероприятиям по профилактике отдельных групп паразитарных болезней

5. Мероприятия по профилактике малярии.

5.1. Сбор и анализ данных о местных или завозных случаях малярии осуществляется медицинскими организациями и органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 ноября 2020 года N 912

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Министр природных
ресурсов и экологии
Российской Федерации
Д.Н.Кобылкин

в Министерстве юстиции

16 декабря 2020 года,

регистрационный N 61509

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минприроды России
от 9 ноября 2020 года N 912

Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов

I. Общие положения

1. Предупреждение распространения вредных организмов в лесах включает в себя проведение:

а) профилактических мероприятий по защите лесов;

б) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений;

в) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.

Часть 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50; 2020, N 31, ст.5028).

2. Проведение мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов обеспечивается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50; 2020, N 31, ст.5028) (далее - уполномоченные органы) (далее - Лесной кодекс) в соответствии с правилами санитарной безопасности в лесах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса.

3. Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов; на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду уполномоченными органами.

4. Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса.

5. Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и иных мер санитарной безопасности в лесах, представляется для внесения в государственный лесной реестр в порядке, установленном частью 9 статьи 91 Лесного кодекса, а информация в части проведения сплошных и выборочных санитарных рубок, рубок аварийных деревьев представляется в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

6. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов осуществляется с учетом особенностей режима особой охраны территорий.

7. Не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов:

1) в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования;

2) в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений;

3) в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 Лесного кодекса акта лесопатологического обследования на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Часть 4 статьи 60.7 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 53, ст.8464).

8. В случае выявления в лесах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, для профилактики их распространения осуществляется комплекс мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений в части, не противоречащей лесному законодательству.

II. Профилактические мероприятия

9. Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчивости лесов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса.

10. Профилактические мероприятия проводятся с целью предотвращения формирования очагов вредных лесных организмов и (или) с целью предотвращения нанесения ущерба лесам вредными лесными организмами и осуществляются как на постоянной основе в течение ряда лет, так и в течение одного - двух лет.

11. Профилактические мероприятия планируются на основании прогноза развития вспышек массового размножения вредных лесных организмов в лесах, в которых прогнозируется формирование очагов, или в случае, когда применение иных мер защиты леса запрещено федеральными законами.

Результаты планирования профилактических мероприятий отражаются в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов.

12. Основанием для назначения профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований (далее - ЛПО).

13. Профилактические мероприятия подразделяются на лесохозяйственные и биотехнические.

14. К профилактическим лесохозяйственным мероприятиям относятся:

а) использование удобрений и минеральных добавок для повышения устойчивости лесных насаждений в неблагоприятные периоды (засуха, повреждение насекомыми);

б) лечение деревьев;

в) применение пестицидов и биологических средств защиты леса для предотвращения появления очагов вредных организмов.

15. Лечение деревьев осуществляется в первую очередь на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности. Лечение деревьев заключается в обрезке отдельных усыхающих и поврежденных ветвей, удалении плодовых тел дереворазрушающих грибов, лечении ран, санации дупел.

16. Применение пестицидов и биологических средств защиты леса, в том числе способом внутристволового инъектирования деревьев, для предотвращения появления очагов вредных организмов в первую очередь производится на участках ценных лесов, объектах лесного семеноводства, в питомниках, лесах, расположенных вблизи населенных пунктов, на основании прогнозных данных на начальной фазе развития очага вредного организма. При этом не допускается использование пестицидов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, действующий на период проведения мероприятий (далее - пестициды).

17. Внутристволовое инъектирование деревьев осуществляется с целью снижения численности стволовых вредителей, гнилевых, сосудистых и иных болезней с использованием пестицидов и регламентов их применения.

18. Профилактическими биотехническими мероприятиями являются:

а) улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и других насекомоядных животных;

б) охрана местообитаний, выпуск, расселение и интродукция насекомых-энтомофагов;

в) посев травянистых нектароносных растений;

г) использование феромонов.

19. Улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и других насекомоядных животных заключается в их охране, посадке деревьев и кустарников для гнездования, развешивании скворечников и дуплянок, подкормке, посадке ремиз (полос или куртин из древесных или кустарниковых растений, служащих местами укрытия и кормления полезных птиц), сохранении и создании в лесу источников воды.

20. Охрана местообитаний насекомых-энтомофагов заключается в создании условий, способствующих поддержанию численности природных популяций энтомофагов в конкретных участках леса, а также обеспечивающих их сохранение и накопление.

21. Использование энтомофагов в качестве средства профилактики формирования очагов и (или) предотвращения нанесения ущерба лесам осуществляется следующими методами:

а) выпуск энтомофагов (метод сезонной колонизации) - лабораторное разведение и выпуск накопленного запаса энтомофагов на лесных участках;

б) расселение энтомофагов (внутриареальное расселение) - массовое переселение специализированных паразитов и хищников (олигофагов), возбудителей заболеваний из старых очагов вредных организмов во вновь возникающие очаги в пределах зоны, где эти естественные враги отсутствуют или ещё не накопились.

в) интродукция энтомофагов - изыскание эффективных естественных врагов на родине вредителя и их последующее переселение (акклиматизация) в новые районы.

22. Посев травянистых нектароносных растений производится в непосредственной близости от лесотаксационных выделов или их частей, на которых возникают очаги вредных насекомых, или по опушкам этих лесотаксационных выделов или их частей.

23. Использование феромонов необходимо для раннего выявления очагов, отслеживания динамики численности популяций вредителей, а в определенных случаях - и для их истребления путем массового отлова, а также для определения сроков проведения защитных мероприятий и оценки их эффективности.

III. Санитарно-оздоровительные мероприятия

24. Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).

25. СОМ назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными неблагоприятными факторами, а также в очагах болезней леса и массового размножения вредных насекомых, вызвавших повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности и устойчивости лесных насаждений, нарушению их целевых функций.

При проведении СОМ должны соблюдаться требования охраны животного мира, редких и исчезающих видов растений и уникальных растительных сообществ.

26. К СОМ относятся рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке).

27. Планирование объемов СОМ отражается в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и/или ЛПО.

28. Сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, решения о передаче лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, отражаются в лесной декларации.

29. При распределении объемов СОМ по кварталам года учитываются степень и время повреждения лесных насаждений, биология древесной породы, вредных насекомых и возбудителей заболеваний. Во избежание распространения инфекции сплошные и выборочные санитарные рубки следует проводить преимущественно в зимний период.

30. СОМ не планируются в лесных насаждениях 4 и 5 бонитетов, за исключением случаев угрозы возникновения и распространения в этих лесных насаждениях очагов вредных организмов, а также в лесничествах, где лесные насаждения данных бонитетов являются преобладающими.

31. СОМ планируются в защитных и эксплуатационных лесах, кроме заповедных участков.

32. Отвод лесосек для проведения СОМ проводится в вегетационный период, кроме лесотаксационных выделов или их частей, поврежденных ветрами и верховыми пожарами, или в чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях (8 и более единиц вечнозеленых и хвойных пород в составе насаждений, за исключением лиственницы).

33. Размер лесосек и сроки примыкания для проведения СОМ не лимитируется. Доля ликвидной, в том числе деловой древесины, устанавливается на основании материальной оценки лесосек.

34. Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки.

35. При проведении сплошных санитарных рубок в лесных насаждениях обязательным условием является обеспечение лесовосстановления способами, предусмотренными правилами лесовосстановления, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса.

Читайте также: