Приведите три примера инфекций дыхательных путей

Обновлено: 27.03.2024

Инфекции дыхательных путей (острые респираторные заболевания, ОРЗ) могут вызвать бактерии, вирусы и грибы. Среди бактериальных возбудителей чаще встречаются Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniae, Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, Staphylococcus aureus, представители семейства Enterobacteriaceae, Legionella pneumophila, возбудители коклюша и дифтерии. Среди вирусных возбудителей ОРЗ наибольшее значение имеют представители четырех семейств РНК-содержащих вирусов (ортомиксовирусы, парамиксовирусы, коронавирусы и пикорнавирусы) и двух семейств ДНК-содержащих вирусов (аденовирусы, парвовирусы). Дети дошкольного возраста подвержены ОРЗ, в среднем, 4–8 раз в год, школьники – 2–6 раз в год, взрослые – 2–3 раза в год. В контингентах часто болеющих детей эпизоды ОРЗ регистрируются от 10 до 12 раз в год. ОРЗ могут протекать в легкой, в средне-тяжелой и в тяжелой (круп, бронхиты, бронхиолиты, пневмонии) формах.

Общими показаниями для лабораторного обследования с целью проведения этиологической диагностики ОРЗ является наличие у пациента остро возникшего заболевания с локальными симптомами поражения дыхательных путей при наличии общеинтоксикационного синдрома.

Инфекционные болезни дыхательных путей необходимо дифференцировать от других заболеваний/состояний неинфекционной природы (аллергия, тромбоэмболия легочной артерии, эндокардит трикуспидального клапана, облитерирующий бронхиолит, системные васкулиты, инфаркт легкого, легочная эозинофилия и пр.) на основании результатов клинико-рентгенологического и лабораторного обследований. Следует принимать во внимание, что пневмонии могут развиваться вследствие инфицирования возбудителями особо-опасных и природно-очаговых инфекций (орнитоз, Ку-лихорадка, легочная форма сибирской язвы, туляремия и др.), в связи с чем, необходимо тщательно собирать и анализировать эпидемиологический анамнез. У лиц со сниженной активностью иммунной системы, ОРЗ могут вызывать также энтеровирусы, вирусы герпеса, цитомегаловирус, кандиды, аспергиллы, криптококки, пневмоцисты. Следует проводить дифференциальную диагностику коклюшной инфекции от острых бронхитов, вызванных другими возбудителями. Дифференциальная диагностика гриппа и других ОРЗ возможна только с помощью лабораторных методов исследования.

Лабораторные исследования, применяемые с целью этиологической диагностики инфекций верхних и нижних дыхательных путей, включают прямые (обнаружение возбудителя, его генома и АГ) и косвенные (обнаружение АТ) методы диагностики.

Микроскопия (бактериоскопия) окрашенного по Граму мазка мокроты и СМЖ позволяет определить лишь доминирующий морфотип потенциального бактериального патогена. Ценность метода и решаемые задачи различаются в зависимости от того, из какого локуса организма отобран клинический материал. Целью исследования материала из стерильных локусов – кровь, СМЖ, плевральная жидкость и т. д., является определение доминирующего морфотипа потенциального бактериального патогена и отношения к окраске по Граму. Кроме того, выявляется характер воспалительной реакции (лейкоцитоз или лимфоцитоз). Целью исследования материала из нестерильных локусов – мокрота, БАЛ, отделяемое из уха или придаточных пазух, – служит определение его пригодности для бактериологического посева и определение характера воспаления. Критерием пригодности мокроты служит наличие менее 10 эпителиальных клеток и более 25 нейтрофильных лейкоцитов в поле зрения. Бактериоскопия мазков из носо- и ротоглотки не информативна, поэтому не проводится.

Культуральный метод применяется для выделения и идентификации чистой культуры патогена. В клинической практике метод используют для выявления бак териальных возбудителей ОРЗ (Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae и др.) за исключением Mycoplasma pneumoniae и Chlamydophila pneumoniae. Бактериологический посев клинического материала проводится с целью дальнейшей культуральной и биохимической идентификации возбудителя, определения антибиотикочувствительности. Показанием для исследования крови служит пневмония, септические состояния, менингит. Метод позволяет обнаруживать возбудитель не более чем у 10–20% госпитализированных больных внебольничной пневмонией.

Среди вирусных возбудителей ОРЗ культивирование возможно для вирусов гриппа А и В, респираторно-синцитиального вируса, вирусов парагриппа 1–3 типов, метапневмовируса человека и аденовирусов, однако как рутинная процедура данный метод используется только для вирусов гриппа. Исследование характеризуется достаточно большой продолжительностью, но незаменимо при необходимости детального изучения патогенности, чувствительности к антимикробным препаратам, антигенных и других свойств изолятов микроорганизмов. Аналитические характеристики культуральных исследований во многом зависят от качества используемых сред, а также иммунологических и биохимических идентификационных тестов.

Для обнаружения АГ пневмококка, гемофильной палочки и ряда других бактериальных патогенов в стерильных видах клинического материала (кровь, СМЖ) применяют латекс-агглютинацию; для исследования материала из нестерильных локусов (мокрота, БАЛ и др.) метод не предназначен. Чувствительность и специфичность наборов реагентов разных производителей составляет 99–100% и 85–98%, соответственно.

Обнаружение фрагментов генома возбудителей инфекционных болезней дыхательных путей в большинстве случаев наиболее эффективно и востребовано для ранней диагностики и скрининга с целью последующего получения чистой культуры возбудителя. Для рутинных исследований применяются тесты на основе ПЦР, которые позволяют обнаружить РНК/ДНК патогенов непосредственно в образцах биологического материала. Максимальный уровень специфичности и чувствительности имеют наборы реагентов с использованием гибридизационно-флуоресцентной детекции продуктов амплификации. Для диагностики заболеваний, вызванных условно- патогенными бактериями, в связи с их возможным носительством в верхних дыхательных путях, целесообразно применять только количественные тесты на основе ПЦР в сочетании с исследованием материала из нижних дыхательных путей.

Обнаружение специфических АТ в сыворотках больных ОРЗ методами ИФА, РТГА, РСК предназначено для ретроспективного подтверждения диагноза при инфицировании Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniae, Legionella pneumophila, Coxiella burnetii и вирусных инфекций. Ограничением такого способа диагностики является необходимость подтверждения появления специфических АТ (сероконверсии) 4-кратным нарастанием титра специфических АТ в образцах сыворотки крови, полученных последовательно в острый период заболевания и в период реконвалесценции (спустя 10 дней – 1 месяц). Достоверность результата увеличивается в случае проведения исследования в обеих сыворотках одновременно. Определение АТ IgM считается более ценным с клинической точки зрения, поскольку они появляются в ранние сроки инфицирования и могут служить маркером недавно перенесенной инфекции.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

1.Найдите среди перечисленных названий заболеваний те, которые являются инфекционными: а)разные виды гриппа; б)инфаркт миокарда; в)гепатит; г)остеохондроз; д)педикулёз; е)холера ж)столбняк.

2.Назовите основные группы инфекционных заболеваний(не более четырех)

3.Приведите три примера инфекций дыхательных путей.

4.Приведите три примера инфекций наружных покровов.

5.Назовите основные периоды течения инфекционного заболевания.

6.Укажите возможные величины инкубационных периодов для разных заболеваний.

7.Назовите виды выздоровления по характеру восстановления функций организма.

8.Приведите названия четырех инфекционных заболеваний, для профилактики которых в нашей стране ведётся обязательная регистрация.

9.Составьте фразу из фрагментов(ответ представьте последовательностью букв, на пример в,а,д…);:

а)…человека к заболеваниям, в том числе и инфекционным…;

б)…при профилактике заболеваний проводят комплекс…;

в)…повышению невосприимчивости организма…;

г)…оздоровительных мероприятий, способствующих…

10.Дополните фразу; “Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям за счет выработки им антител и фагоцитоза, называется ________”

11. Способность организма обезвреживать чужеродный и потенциально опасный биоматериал (микроорганизмы, трансплантат, токсины, опухолевые клетки, клетки, инфицированные вирусом) называется _______10_______ ________11________

12.Дополните фразу:” Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, возникшая в результате вакцинации или переносного заболевания, называется _______”

13.Дополните фразу:” Приобретенный иммунитет ______ по наследству ”.

1.Назовите заболевание, называемое “чума ХХ века”и укажите, к каким заболеваниям по способности эпидемии оно относится.

2.Приведите три примера кишечных инфекций.

3.Приведите три примера инфекций кровеносной системы.

4.Укажите,как зависит подверженность человека к инфекциям от образа жизни человека.

5.Дополните фразу: “Промежуток времени от момента заражения до появления первых признаков инфекционного заболевания называется _______ _______”

6.Укажите примерную длительность начального периода инфекционного заболевания и три наиболее важных признака.

7.Укажите,как называется комплекс мероприятий, позволяющих уменьшить риск тех или иных заболеваний, в том числе и инфекционных.

8.Дополните фразу:” комплекс мероприятий направленных на снижение риска заболеваний ,в том числе и инфекционных, способствующих устранению причин этих заболеваний, называется ___________”.

9.Назовите главный комплекс профилактических мер против инфекционных заболеваний, который осуществляется конкретным человеком.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

389.Назовите основные группы инфекционных заболеваний(не более четырех)

391.Приведите три примера инфекций дыхательных путей.

393.Приведите три примера инфекций наружных покровов.

395.Назовите основные периоды течения инфекционного заболевания.

397.Укажите возможные величины инкубационных периодов для разных заболеваний.

399.Назовите виды выздоровления по характеру восстановления функций организма.

401.Приведите названия четырех инфекционных заболеваний, для профилактики которых в нашей стране ведётся обязательная регистрация.

403.Составьте фразу из фрагментов(ответ представьте последовательностью букв, на пример в,а,д…);:

а)…человека к заболеваниям, в том числе и инфекционным…;

б)…при профилактике заболеваний проводят комплекс…;

в)…повышению невосприимчивости организма…;

г)…оздоровительных мероприятий, способствующих…

405.Дополните фразу; “Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям за счет выработки им антител и фагоцитоза, называется ________”

409. Способность организма обезвреживать чужеродный и потенциально опасный биоматериал (микроорганизмы, трансплантат, токсины, опухолевые клетки, клетки, инфицированные вирусом) называется _______10_______ ________11________

411.Дополните фразу:”Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, возникшая в результате вакцинации или переносного заболевания, называется _______”.

388.Назовите заболевание, называемое “чума ХХ века”и укажите, к каким заболеваниям по способности эпидемии оно относится.

390.Приведите три примера кишечных инфекций.

392.Приведите три примера инфекций кровеносной системы.

394.Укажите,как зависит подверженность человека к инфекциям от образа жизни человека.

396.Дополните фразу: “Промежуток времени от момента заражения до появления первых признаков инфекционного заболевания называется _______ _______”

398.Укажите примерную длительность начального периода инфекционного заболевания и три наиболее важных признака.

400.Укажите,как называется комплекс мероприятий, позволяющих уменьшить риск тех или иных заболеваний, в том числе и инфекционных.

402.Дополните фразу:”комплекс мероприятий направленных на снижение риска заболеваний ,в том числе и инфекционных, способствующих устранению причин этих заболеваний, называется ___________”.

404.Назовите главный комплекс профилактических мер против инфекционных заболеваний, который осуществляется конкретным человеком.

408. Назовите виды иммунитетов (4).

410. Приведите пример врождённого иммунитета . (невосприимчивость..)

412.Приведите пример приобретенного иммунитета.

414.Назовите виды иммунитета по характеру его выработки организмом.

418.Назовите синоним понятия ”дезинфекция”.

420.Укажите,что включает в себя понятие “дезинфекция в широком смысле”.

422.Дополните фразу:”Уничтожение членистоногих(насекомых, клещей), являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, называется _______”(выберите ответ):

а)собственно дезинфекцией; б)дезинсекцией; в)дератизацией

г)дезинфекцией в широком смысле

413,Дополните фразу:”Приобретенный иммунитет ______ по наследству”.

417.Назовите четыре группы мер, позволяющих предотвратить распространение инфекции из очага возникновения.

421.Дополните фразу:”_____ -это уничтожение грызунов, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний”.

419.Дополните фразу:”Уничтожение возбудителей заразных(инфекционных) заболеваний называется собственно ________”.

387. А)В)Е)Ж)

388. СПИД,ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ.

389.Кишечные,кровяные,инфекции дыхательных путей и наружн.покровов орг-ма.

390.Брюшной тиф, дизентерия, ботулизм.

391.Грипп,дифтерия ,туберкулёз.

392.Возвратный тиф, клещевой энцефалит, сыпной тиф

393.Вирусный гепатит С, ВИЧ-инфекция, сифилис.

394.Люди,ведущие здоровый образ жизни, подвержены И.Б. меньше,чем те,которые…

395.Инкубационный(скрытый)период основных проявлений и период угасания симпто-

397.От нескольких часов(пищевые отравления) до года (бешенство) и неск-ких лет.

398.Несколько суток,; повышение температуры тела, головная боль, общая слабость.

399.Полное и неполное.

401.Холера,ВИЧ-инфекция,гепатиты,туберкулёз(отв.может быт иным).

403. б,г,в,а.

404.Система приёмов личной гигиены.

410. Невосприимчивость человека к чуме животных.

412.Невосприимчивость организма к заболеванию оспой после прививки.

415.При перенесении Инф. забол-ния и вакц-ции; пожизненно ,иногда несколько лет.

416.Введение в организм антител; 3-4 недели.

420.Уничтожение возбудителей инфекций, уничтожение насекомых – переносчиков

инфекций(дезинсекция) и уничтожение грызунов, переносчиков инфекций(дератизация)


Болезни дыхательных путей зачастую обостряются в холодный период года. Существует много разновидностей заболеваний верхних и нижних их отделов. Наиболее часто встречаются бронхиты, трахеиты, пневмония и т.д. Болезни дыхательных путей, особенно у детей, чаще всего возникают вследствие переохлаждения, а также недолеченных простудных заболеваний.

Симптомы

Болезни дыхательных путей имеют различные симптомы. Симптоматика этих недугов напрямую зависит от особенностей заболевания. Наиболее распространенными из них является кашель, сила которого возрастает в утреннее и ночное время. Также к симптомам болезней верхних дыхательных путей относятся болевые ощущения в глотке и повышенная утомляемость.

Болезни нижних дыхательных путей характеризуются наличием отдышки, болей в области груди во время вдоха, слабость. Также очень часто пациенты жалуются на появление:

  • Головной боли;
  • Состояние озноба;
  • Болевые ощущения в мышцах;
  • Обильное потение и т.д.

Все эти симптомы являются сигналом тревоги, которые требуют немедленного обращения больного в медицинское учреждение.

Лечение

При болезнях дыхательных путей требуются комплексное лечение, которое заключается в применении противовирусных препаратов, а также иммуномодуляторов. Также лечение болезней дыхательных путей требует произведения разнообразных физиопроцедур.

К основным из них относят паровые и ультразвуковые ингаляции, баночные массажи, магнитотерапия. Очень часто наряду с медикаментозной и симптоматической терапией используют и фитопрепараты. Применять эти средства самовольно не стоит. Лучше всего изначально посоветоваться с лечащим врачом. Курс лечения верхних дыхательных путей напрямую зависит от особенностей заболевания. В среднем курс лечения пациента составляет две недели.

Также процедуры могут проводиться в домашних условиях. При ринитах необходимо закапывать нос соком алоэ и делать ингаляции, для которых применяется теплая вода и сода. Высокоэффективными средствами при лечении этого заболевания является прополис, трава душица, ромашка и т.д. Эффективными методами фарадизации при ларингите, фарингите, тонзиллите являются употребление лимона, полоскание горла отварами из ромашки, мать-и-мачехи, эвкалипта, цвета липы и т.д.

Не смотря на то, что лечение народными средствами достаточно эффективное, лучше всего обратиться к врачу при первых признаках заболеваний дыхательных путей, который сможет поставить правильный диагноз и назначить рациональное лечение.

Профилактика

В целях профилактики необходимо придерживаться баланса между работой и отдыхом, а также обеспечить здоровый сон. Для профилактики болезней дыхательных путей у детей необходимо регулярно выполнять разнообразные дыхательные упражнения, а также очень часто пребывать на свежем воздухе, независимо от времени года. Лучше всего приучить детский организм к закаливанию, что убережет его от возникновение заболеваний в дальнейшем. Болезни дыхательных путей могут иметь очень серьезные последствия.

Поэтому при первых проявлениях этого заболевания лучше всего обратиться в медицинское учреждение, где смогут поставить пациенту правильный диагноз и назначить рациональное лечение. Для этого человеку не обходимо знать такие факты о болезнях дыхательных путей, как причины и симптомы. Благодаря этому при первых признаках заболевания вы сможете начать его лечение.


Если обратиться к статистике, то инфекции – самая частая причина обращения за медицинской помощью. Спровоцировать их могут различные патогены: вирусы, бактерии, грибки и др. Вирусы и бактерии могут стать причиной клинически схожих инфекций, но ситуации требуют разного лечения. Чем бактериальная и вирусная инфекция отличаются?

Основы микробиологии

Бактерии – одноклеточные микроорганизмы, поражающие разнообразием. Они имеют множество форм и особенностей, некоторые из них способны выживать в немыслимых условиях.

Человеческий микробиом насчитывает сотни видов бактерий и каждый выполняет определенные функции, например, сдерживают рост патогенных микроорганизмов, поддерживают обменные процессы и многое другое. Известно, что лишь 1% бактерий вызывают болезни.

Вирусы – еще меньше чем бактерии, для нормальной жизнедеятельности нуждаются в клетках хозяина, где они могут жить и развиваться. Некоторые вирусы могут уничтожать клетки, где они развиваются.

Способы передачи

В путях передачи инфекций много общего. Основной путь передачи — от человека к человеку при близком контакте, например, при поцелуях.

Контакт с биологическими жидкостями человека, например, во время полового акта, при кашле и чихании. Так передаются не только вирусные инфекции, например, ВИЧ, ОРВИ и новая коронавирусная инфекция, но и бактериальные. Некоторые вирусы и бактерии передаются при соприкосновении с зараженными поверхностями, где вирусы и бактерии живут в биологических средах. Еще один возможный путь передачи — при укусах животных и насекомых.

Клиническая картина

Вирусы и бактерии вызывают схожие болезни по симптомам: лихорадка, насморк, кашель, головная боль, слабость и снижение работоспособности. Но при детальном рассмотрении и изучении найдется и масса отличий, которые заметит только врач.

Вирусные инфекции распространены в большей степени, поэтому, при появлении симптомов, часто предполагают именно ее. Дифференцировать одно от другого помогают следующие отличия и критерии:

  • Инкубационный период у вирусов более короткий, в сравнении с бактериями. Например, у бактериальных инфекций – симптомы появляются спустя 7-10-14 дней после заражения, а иногда и больше. Вирусные инфекции проявляются через 1-5 дней после заражения.
  • Клиническая картина вирусных инфекций более четкая, все характерные симптомы проявляются буквально сразу или между их появлением короткий промежуток времени. Если говорить о бактериальной инфекции, то они развиваются медленнее, но с полным набором симптомов.

Вирусные инфекции могут поражать здорового человека, а вот бактериальные развиваются на фоне ослабленного иммунитета или же являются осложнением перенесенного заболевания.

Конечно, главное отличие – способы и методы специфического лечения. Антибиотики никак не действуют на вирусы, а противовирусные на бактерии.

Особенности диагностики

В медицине существует такое понятие, как дифференциальный диагноз – методы диагностики, которые помогут отличить одно заболевание от другого со схожей клинической картиной. Бактериальные и вирусные инфекции способны вызывать респираторные заболевания, и чтобы определить причину, проводят дифференциальный диагноз – анализ симптомов.

Например, выделения из носа при вирусных инфекциях жидкие, прозрачные, часто носят серозный характер. А вот при бактериальных – густые, могут иметь желтый или зеленый оттенок, что говорит о наличии гнойного процесса.

Естественной реакцией организма на проникновение вируса или бактерии является повышение температуры тела. При вирусной инфекции температура повышается резко и быстро,может держаться несколько дней. При бактериальной инфекции — постепенно и начало болезни сложно проследить.

При вирусных инфекциях сложно определить область поражения. Пациенты отмечают, что болит сразу все: горло, грудь, мышцы, голова. Однако при бактериальной инфекции легко определить область поражения: болит горло при ангине, боль в груди при бронхите, боль при мочеиспускании при циститах и др.

Длительность болезни также варьируется. Например, при вирусной инфекции улучшение наступает на 5-7 день болезни, а вот бактериальные инфекции протекают длительнее.

Особенности диагностики

В большинстве случаев, поставить предварительный диагноз удается на основе жалоб, внешнего и инструментального осмотра. Некоторые вирусные и бактериальные инфекции имеют весьма специфичные симптомы. При постановке диагноза учитывают еще и данные об эпидемиологической обстановке.

Но все же чаще при бактериальных инфекциях требуются дополнительные методы обследования, в том числе и лабораторные. В соответствии с этим, врач обязательно назначает следующие анализы:

  • общий анализ крови;
  • изучение слизи, выделяемой мокроты, других выделений и мазков;
  • анализ мочи, стула;
  • соскоб кожи;
  • изучение спинномозговой жидкости при тяжелом течении болезни.

При бактериальных инфекциях такие исследования проводятся с целью определения вида возбудителя, а также его антибиотикочувствительности.

Особенности лечения

Вирусные и бактериальные инфекции – совершенно разные диагнозы, имеющие особенности клинического течения, а также лечения. И, в случае ошибки при назначении лечения, повышается вероятность осложнений, развития основного заболевания. Иногда это представляет угрозу для здоровья и жизни.

Лечение бактериальных инфекций

Антибиотики – группа лекарств, назначаемых исключительно при лечении бактериальных инфекций. Существует разные виды антибиотиков, которые направленно действуют на бактерии определенного класса или же широкого спектра. При формировании острых заболеваний с серьезным и быстрым течением могут назначаться антибиотики широкого спектра действия, а после, когда результаты по определению антибиотикочувствительности дадут результат, могут назначаться узкоспециализированные лекарства.

Неконтролируемый, необоснованный прием антибиотиков, когда пациент бросает их пить раньше срока, это может привести к формированию антибиотикоустойчивой флоры и в дальнейшем лечение окажется неэффективным.

Лечение вирусных инфекций

Для многих вирусных инфекций нет специфического лечения. Обычно разрабатывается симптоматическое, направленное на устранение симптомов, снижения температуры. Но все же лечение определяется конкретным вирусом и болезнью, которое он спровоцировал.

При вирусных инфекциях врач назначает противовирусные препараты, которые подавляют жизненный цикл некоторых вирусов.

Ну и главное, стоит помнить, что некоторые серьезные бактериальные и вирусные инфекции можно предотвратить при помощи вакцинации.

Читайте также: