Проекты по туберкулезу в кыргызстане

Обновлено: 15.04.2024

О программе и о средствах

Программа стимулирования медицинских работников за каждый успешно завершенный курс лечения туберкулеза была разработана Фондом обязательного медицинского страхования при Правительстве КР (ФОМС). Она начала внедряться с ноября 2017 года по Чуйской области.

Как рассказали в Фонде, размер выплат участвующим в процессе амбулаторного лечения больного туберкулезом, определяется с учетом возложенных на них функций, уровня трудовых затрат. Так, в зависимости от сложности случая и формы туберкулеза (чувствительный туберкулез, устойчивый туберкулез) размер бонуса составляет 12-24 тыс. сомов.

Выплаты также предусматриваются районным фтизиатрам и их медсестрам, ведущим мониторинг качества противотуберкулезной помощи и оказывающим методическую помощь специалистам семейной медицины, руководителям учреждений первичной медико-санитарной помощи с целью повышения их ответственности за общую координацию. Стоит отметить, что данные надбавки входят в состав заработной платы и не могут быть направлены на другие нужды организации здравоохранения.

За короткий срок программа показала хорошие результаты, и за период с ноября 2017 года по август 2018 года за успешное завершение лечения 624 пациентов, больных туберкулезом, медработникам было перечислено 9,5 млн. сомов. При этом, как уточняется, деньги изыскались в результате оптимизации самой противотуберкулезной службы Кыргызстана.

Как система работает на деле?

Она рассказала, с момента выявления признаков туберкулеза фельдшеры отправляют пациента к семейному врачу, а тот выдает направление фтизиатру. При сложных формах больные отправляются в Национальный центр фтизиатрии в Бишкеке для прохождения интенсивного лечение в течение нескольких месяцев.

Фельдшер поделилась, что помимо основного лечения, она и ее коллеги стараются оказывать моральную поддержку и всячески подбадривать подопечных, чтобы они не падали духом.

По словам фельдшера, раньше поддержку получали только пациенты. При этом сам же размер ее заработной платы составляет около 9 тыс. сомов в месяц. Участвуя в программе, Момбекова получила возможность немного увеличить свой оклад.

Гульжамал эже, единственная пациентка фельдшера из села Ак-Сай, подтвердила слова Момбековой. Ей сейчас 58 лет, и у нее пятеро детей. Всю свою жизнь она была домохозяйкой. Признаки туберкулеза, по ее словам, у нее были обнаружены в феврале 2017 года.

Гульжамал эже соблюдает диету, а от медикаментов у нее часто кружится голова и появляется тошнота. Не падать духом и соблюдать все правила терапии ей помогают родные, а также ее фельдшер.

Значимость программы: что было до ее запуска?

Противотуберкулезная служба Кыргызстана была построена еще в 1930-50 годах в соответствии с высокими стандартами Советского Союза. Но с тех пор мировая медицина заметно продвинулась, а постсоветский Кыргызстан не имел возможности ни поддерживать на уровне свою систему борьбы с туберкулезом, ни тем более внедрять новые достижения. Все это привело к тому, что проблема туберкулеза стала слишком серьезной, чтобы игнорировать ее теперь.

Раньше лечение туберкулеза осуществлялось, в основном, в специализированных больницах, для чего пациентам приходилось бросать работу, учебу, месяцами жить вдали от своих семей. Поддерживать родственника, длительно находящегося в больнице, семьям становилось трудно как психологически, так и экономически.

Между тем, больные, принимающие лечение, уже не являются инфекционными, не заражают окружающих и могут получать лечение по месту жительства, ведя привычный образ жизни в знакомых для себя условиях. К тому же, лечение больных за пределами больниц снижает риск внутрибольничной инфекции.

При этом, необходимо пояснить, что управление случаем туберкулеза состоит из медицинского, психологического и социального сопровождения пациента. Все это приводит к увеличению нагрузки на медработников, требует выполнения новых задач, часто выходящих за рамки их обычных функций, с применением новых знаний и навыков.

Цифры по туберкулезу

Уровень заболеваемости туберкулезом среди подростков в республике в 2017 году составил 76,7 на 100 тыс. населения, в 2016 году – 78,4 на 100 тыс. населения. В абсолютных числах в 2017 году выявлено 229 подростков, в 2016 г. – 243.

Показатель уровня смертности от туберкулеза в республике в последние годы также имеет тенденцию к постепенному снижению. В 2017 г. смертность составила 5,0 на 100 тыс. населения против 5,6 на 100 тыс. населения в 2016 году.

За 2016 год выявлено 1244 пациентов, у которых лабораторно подтвержден туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью. Из них 59 пациентов с широкой лекарственной устойчивостью, начали лечение 1163 человека (93,5%).Устойчивость к противотуберкулезным лекарственным средствам является серьезной проблемой общественного здравоохранения.

Программа

Правительства Кыргызской Республики

I. Общая оценка текущей ситуации

Кыргызская Республика – одна из стран с высоким уровнем туберкулеза по данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения и входит в число стран 27 стран с высоким уровнем множественной лекарственно-устойчивой формы туберкулеза (далее - МЛУ-ТБ).

В результате реализации предыдущих Национальных противотуберкулезных программ улучшилось качество диагностики и лечения больных туберкулезом, что привело к снижению уровня заболеваемости и смертности населения от туберкулеза.

Показатель заболеваемости туберкулезом снижен с 167,8 случаев на 100 000 населения (2001 г.) до 93,4 случаев (2016 г.), смертность от туберкулеза - с 27,0 случаев (2001 г.) до 5,6 случаев (2016 г.) на 100 000 населения. Почти в четыре раза снизилась заболеваемость детей: с 82,2 случаев (2002 г.) до 20,8 случаев на 100 000 населения (2016 г.). Эффективность лечения больных чувствительной формой туберкулеза в республике составила 80,5 %, больных с МЛУ-ТБ – 56,1 %, что ниже рекомендуемых показателей Всемирной организации здравоохранения (85 % и 75 % соответственно).

В результате внедрения современных молекулярных методов диагностики, увеличения охвата культуральными исследованиями и тестированием на лекарственную чувствительность увеличивается число подтвержденных случаев лекарственно-устойчивых форм туберкулеза.

II. Нормативная правовая база

III. Достижения и проблемы

Политическая приверженность государства в области контроля туберкулеза способствовала выделению финансовых средств из государственного бюджета на приобретение противотуберкулезных препаратов первого ряда начиная с 2016 года. Тем не менее, закупка противотуберкулезных препаратов второго ряда все еще осуществляется на средства Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее – ГФСТМ).

В стране внедрены и применяются современные и эффективные методы диагностики и лечения туберкулеза. В 2013 году запущено в эксплуатацию новое здание республиканской референс-лаборатории с современным оборудованием.

Больные лекарственно-устойчивой формой туберкулеза обеспечиваются качественными лекарствами, в том числе с 2017 года новыми противотуберкулезными препаратами и короткими схемами лечения.

Успешно внедряются современные подходы к ведению больных туберкулезом, МЛУ-ТБв сочетании с ВИЧ-инфекцией. Осуществляется взаимодействие между заинтересованными сторонами на всех уровнях оказания медицинской помощи.

Особую озабоченность вызывает качество лечения больных туберкулезом в организациях первичного звена здравоохранения. Недостаточное соблюдение пациент-ориентированного подхода в организации контролируемого лечения туберкулеза в амбулаторных условиях создает риск отрыва больных от лечения и нарушения режима лечения.

До настоящего времени не отработан вопрос социальной поддержки больных туберкулезом. Данный вопрос требует вовлечения всех заинтересованных сторон: государственные органы, неправительственные и донорские организации.

Одной из важных проблем остается высокий уровень заболеваемости туберкулезом внешних мигрантов, существует необходимость разработки и внедрения трансграничных механизмов их выявления и лечения. Стигма и дискриминация по отношению к больным туберкулезом в обществе способствуют позднему выявлению заболевания и отрыву от лечения.

IV. Цели

Целями Программы являются дальнейшее снижение уровня заболеваемости и смертности от туберкулеза в Кыргызской Республике, предотвращение роста заболеваемости туберкулезом с лекарственной устойчивостью.

V. Приоритеты

Основными приоритетными направлениями Программы являются профилактика, улучшение выявления и диагностики, повышение эффективности лечения больных туберкулезом, формирование пациент-ориентированной модели лечения, усиление взаимодействия с гражданским обществом в вопросах контроля туберкулеза.

Запланированные мероприятия будут осуществляться с акцентом на группы высокого риска развития туберкулеза, включающих контактных детей до 5 лет, лиц с ВИЧ-инфекцией, лиц с химической и алкогольной зависимостью, мигрантов, бывших заключенных, медицинских работников, лиц с хроническими заболеваниями, сопровождающимися снижением иммунного статуса.

1. Профилактика туберкулеза

Мероприятия по профилактике туберкулеза в рамках Программы отражены в Плане мероприятий по реализации настоящей Программы и включают специфическую иммунопрофилактику (вакцинация БЦЖ), химиопрофилактику для лиц из групп высокого риска. Необходимо вакцинирование БЦЖ всех здоровых новорожденных на 2-3 день жизни, с охватом новорожденных детей не менее 95 %.

Химиопрофилактика будет проводиться лицам, относящимся к группе высокого риска заболевания туберкулеза: контактные дети до 5 лет и с положительной пробой Манту, дети и взрослые с ВИЧ-инфекцией.

Программа предусматривает мероприятия по обследованию лиц, состоявших в контакте с больными туберкулезом, особенно с МЛУ-ТБ пациентами, решение вопроса финансирования рентгенологического обследования, в том числе компьютерной томографии для детей.

С целью снижения риска передачи и распространения туберкулезной инфекции во всех организациях здравоохранения будут усилены меры инфекционного контроля. Внедрение амбулаторного лечения будет являться мерой, направленной на сокращение риска внутрибольничного инфицирования туберкулезом.

2. Улучшение выявления и диагностики больных туберкулезом

Программой предусмотрен комплекс мер, включающий мероприятия по активному выявлению туберкулеза. В основе более детального анализа будет уточнен контингент группы высокого риска и определены наиболее эффективные методы скрининга на туберкулез. Будут разработаны подход и методология обследования контактных лиц, задачи первичного звена здравоохранения и службы общественного здравоохранения в вопросах раннего выявления туберкулеза.

С целью улучшения быстрой диагностики туберкулеза было закуплено и установлено в регионах 24 платформы GeneXpert. Программой предусматривается решение вопроса технического обслуживания данных платформ, обеспечения их картриджами, транспортировки патологического материала на исследование (мокрота, плевральная жидкость, мазок из зева, гной и др.).

3. Повышение качества и эффективности лечения больных туберкулезом

Бесперебойное обеспечение противотуберкулезными препаратами является залогом успеха противотуберкулезных мероприятий.

Программа предусматривает постепенный переход от донорского на государственное финансирование закупок противотуберкулезных препаратов для лечения лекарственно-устойчивых форм туберкулеза с обеспечением их качества.

В рамках Программы будут рассмотрены вопросы эффективного использования новых противотуберкулезных препаратов и внедрения укороченных схем лечения, внедрения эффективных пациент-ориентированных подходов к контролируемому лечению в амбулаторных условиях, психологического сопровождения в процессе лечения.

Программа предусматривает решение вопроса социальной помощи пациентам и членам их семей. На сегодняшний день поддержка больных осуществляется на средства ГФСТМ и включает продовольственные пакеты, денежные компенсации транспортных расходов и мотивационные выплаты больным для поддержания приверженности к лечению.

4. Совершенствование системы мониторинга и оценки

5. Взаимодействие с гражданским обществом

Гражданское общество является важным партнером Программы. Необходима разработка механизма его активного вовлечения в борьбу с туберкулезом, а также мероприятия по снижению стигмы и дискриминации по отношению к пациентам с туберкулезом. Гражданское общество включает неправительственные организации, общественные группы, религиозные организации, фонды, адвокативные группы и организации людей, имеющих различные заболевания.

6. Постепенное увеличение доли государственного финансирования противотуберкулезной службы

ГФСТМ предоставляет финансовую поддержку для закупки противотуберкулезных препаратов, реагентов, расходных материалов для лабораторных исследований, мотивационных выплат больным туберкулезом.

Учитывая ожидаемое сокращение финансирования со стороны ГФСТМ, начиная с 2018 года, возникает необходимость постепенного увеличения вклада государства в финансировании противотуберкулезных мероприятий.

VI. Мониторинг и оценка Программы

Мониторинг исполнения Программы будет осуществляться Министерством здравоохранения Кыргызской Республики согласно разработанному Плану мероприятий по ее реализации.

VII. Ресурсное обеспечение Программы

44 % потребности Программы будет финансироваться из средств государственного бюджета, 24 % – за счет международных организаций, 32 % – будет продолжен поиск источников финансирования. Государственные средства будут направлены на выплаты заработной платы медицинским работникам, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики, питание пациентов в больницах и коммунальные услуги противотуберкулезных организаций.

VIII. Выполнение Плана по реализации Программы

Координация исполнения мероприятий Плана по реализации Программы будет осуществляться Министерством здравоохранения Кыргызской Республики посредством:

- обеспечения мониторинга реализации Плана по реализации Программы;

- сотрудничества с международными партнерами, местными неправительственными организациями, заинтересованными государственными органами.

Обзор проекта:

Вводная информация:

3-ая цель устойчивого развития, поставленная ООН, - обеспечить здоровый образ жизни и способствовать благополучию для всех в любом возрасте, в том числе положить конец эпидемиям СПИДа и туберкулеза к 2030 году. С этой целью ПРООН эффективно реализует гранты ГФСТМ в Кыргызской Республике с 2011 года.

Основные направления деятельности:

ВИЧ: в рамках проекта качественные медицинские препараты для людей, живущих с ВИЧ. Проект работает с 17 НПО и 2 государственными медицинскими организациями по профилактике ВИЧ в ключевых группах населения (мужчины, практикующие секс с мужчинами, секс-работники, люди, употребляющие инъекционные наркотики, люди, живущие с ВИЧ, и их партнеры, заключенные). Активности включают в себя предоставление консультаций и психологической поддержки, бесплатное и регулярное экспресс тестирование на ВИЧ среди сообществ, предоставление профилактических материалов (презервативы, шприцы), метадоновую терапию и центры пребывания для наиболее уязвимых; проведение мероприятий по изменению поведения; продвижение адвокации, защиты прав и снижения стигмы и дискриминации.

ТБ: в рамках проекта закупаются качественные лекарственные препараты для лечения МЛУ / ШЛУ-ТБ (туберкулеза с множественной или широкой лекарственной устойчивостью), что позволяет системе здравоохранения предоставлять бесплатное лечение всем пациентам в Кыргызстане. ПРООН обеспечивает своевременный заказ и доставку лекарств, их безопасное хранение и распределение. Проект также поддерживает кейс-менеджеров чтобы помогать пациентам, получающим лечение от МЛУ / ШЛУ-ТБ, и таким образом сокращает количество пациентов, прерывающих свое лечение, осуществляет мотивационные выплаты ТБ пациентам и продвигает альтернативные методы лечения, такие как видео контролируемое лечение. Проект стремится к раннему выявлению туберкулеза, в том числе у детей, путем поддержки таких мероприятий, как компьютерная томография (КТ) и отслеживание контактов. Кроме того, проект поддерживает лаборатории по всей стране и систему транспортировки мокроты и противотуберкулезных препаратов для своевременного выявления туберкулеза и мониторинга лечения, чтобы гарантировать наилучшие результаты. Как и в компоненте по ВИЧ, программа также поддерживает адвокационные мероприятия в сфере туберкулеза, изменения в законодательстве, снижение стигмы и защиту прав пациентов.

Covid-19: проект быстро адаптировался к пандемии Covid-19, закупив необходимое оборудование для системы здравоохранения и помогая партнерам адаптировать свои меры в ответ на ВИЧ и ТБ в этом контексте. Программа продолжает снижать риски среди служб по борьбе с ТБ и ВИЧ и помогает им продолжать свою работу.

Ожидаемые результаты:

Общие цели Программы по ВИЧ и ТБ включают следующее:

(а) минимизировать влияние эпидемии ВИЧ за счет снижения заболеваемости и смертности на 50% к 2023 году по сравнению с 2015 годом в качестве этапа на пути к ликвидации эпидемии в Кыргызстане к 2030 году;

(б) повысить показатель успешности лечения лекарственно-устойчивых форм туберкулеза до 75% к 2023 году.

Задачи Программы включают следующее:

(б) обеспечить, чтобы 90% людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), знали о своем ВИЧ-статусе;

(d) снизить до менее 2% передачу ВИЧ от матери ребенку, что приведет к его элиминации;

(e) cнизить уровень стигмы и дискриминации до нуля в государственных организациях, предоставляющих услуги, связанные с ВИЧ, КГН и ЛЖВ;

(f) свести к нулю количество законов, других нормативных актов и практик, дискриминирующих ЛЖВ и КГН;

(g) Обеспечить координацию и устойчивое финансирование мер в ответ на ВИЧ путем постепенного увеличения доли государственного финансирования программ профилактики и лечения ВИЧ до 60% к 2023 году;

(h) Обеспечить всеобщий доступ к своевременной и качественной диагностике и лечению всех форм ТБ, включая МЛУ и ТБ с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ).

Статус: Активный

Дата начала: 1 января 2021 г.

Предполагаемая дата окончания: 31 декабря 2023 г.

Географический охват: Кыргызская Республика

Предметная область: Здоровье

Координатор проекта: Итана Лабович

Партнеры: Министерство здравоохранения Кыргызской Республики, Республиканский центр СПИД, Национальный центр фтизиатрии, Республиканский центр наркологии, НПО, Региональные центры СПИД и центры по борьбе с туберкулезом.

Источник финансирования: Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.


Во время встреч участники активно обсуждали вопросы, касающиеся борьбы с туберкулезом, и пришли к общему выводу о том, что необходимо объединять усилия различных структур в этой сфере. Большинство собравшихся отметили, что законодательно необходимо более четко определить полномочия и компетенции ОМСУ в вопросе социальной защиты для того, чтобы местные органы власти могли эффективнее оказывать помощь уязвимым слоям населения, в том числе людям с туберкулезом.



Алымбаева А., социальный работник

Финансовая уязвимость женщин с туберкулезом

Как распознать внелегочные формы туберкулеза?

Другие партнеры в стране

Национальный центр фтизиатрии при Министерстве здравоохранения КР

Обучение пациентов вопросам лекарственно-устойчивого туберкулеза (продолжение)

Начало статьи читайте в предыдущем выпуске бюллетеня (март 2021 | №011)

1.4. Диагностика туберкулеза

1.5. Что делает людей более уязвимыми к туберкулезу?

• Заболеть туберкулезом может любой человек, но определенные факторы могут увеличить риск развития активного туберкулеза:

• Ослабленная иммунная система: Иммунная система является защитой организма против инфекций и болезней. Если во время инфицирования туберкулезом у человека хорошее здоровье, он может оставаться здоровым в течение долгого времени. Однако, некоторые условия ослабляют иммунную систему, тем самым увеличивая риск заболевания активным туберкулезом. К таким условиям относятся ВИЧ-инфекция, диабет, наличие онкологических заболеваний, недоедание, курение, использование наркотиков и злоупотребление алкоголем.

• Факторы, связанные с бедностью: к ним относятся перенаселенные жилища с плохой вентиляцией и недостатком свежего воздуха, недоедание и ограниченный доступ к медицинским услугам.

• Места скопления людей: к таким местам, где большое количество людей находится вместе в течение длительного времени, относятся заводы, фабрики, шахты, бары, тюрьмы, больницы и поликлиники, городские трущобы.

• Юридические ограничения на определенные виды деятельности: Подобные ограничения могут препятствовать доступу к услугам по туберкулезу. Например, мигранты, люди, принимающие наркотики, и секс-работники могут не получать медицинские услуги в связи с туберкулезом или другими заболеваниями, так как они опасаются быть установленными полномочными органами и, соответственно, арестованными или наказанными.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ БЮЛЛЕТЕНЯ

Автор: Токтогонова А.А., ведущий научный сотрудник терапевтических клиник Национального центра фтизиатрии, д.м.н.

Как пандемия COVID-19 отражается на выявлении туберкулеза

Думать об этом уже сейчас призывают не только в Кыргызстане, но и во всем мире. Вот так выглядит краткий пресс-дайджест:

В данное время Министерство здравоохранения и социального развития работает над мерами по минимизированию негативного влияния пандемии на ситуацию с туберкулезом. Скорее всего, речь пойдет о лекарственно-устойчивых его формах, поэтому приоритетом будет организовать условия для выявления всех не выявленных ранее случаев и улучшения доступа к лечению. В том числе:

• усиление потенциала первичной медико-санитарной помощи, обеспечивающей амбулаторное лечение туберкулеза;

• завершение цифровизации противотуберкулезной службы;

• организация бесперебойных поставок противотуберкулезных препаратов;

• внедрение современных подходов в лечении лекарственно-устойчивого туберкулеза;

• консолидация действий медработников, органов МСУ, сообществ и др. для социальной поддержки пациентов с туберкулезом с целью предупреждения прерывания и отрывов от лечения.

Расширение вовлечения общественных помощников, введение гибкого графика выдачи им противотуберкулезных препаратов, применение видеоконтролируемого лечения – это пункты изданного весной 2020 года приказа Минздрава, закрепившего экстренные меры по обеспечению контролируемого лечения пациентов с туберкулезом в чрезвычайных условиях. Один из этих пунктов – повсеместное внедрение системы транспортировки биоматериалов в противотуберкулезную службу страны, осуществляемое также при технической поддержке USAID. Переоценить ее значение невозможно, потому что именно от оперативной и качественной доставки биоматериалов, т.е. сданных пациентами анализов на лабораторное исследование, зависит их дальнейшее лечение. При этом некоторые анализы могут быть исследованы в лабораториях районных центров семейной медицины, а другие должны быть доставлены в Национальную референс лабораторию в Бишкеке для проведения исследований на более сложном лабораторном оборудовании. По словам специалистов, именно тут система транспортировки биоматериалов, осуществляемая одной из государственных транспортных компаний, выдержала самое жесткое испытание пандемией.

Новая система транспортировки помогает решать еще одну большую задачу – на обратном пути доставляя противотуберкулезные лекарства, транспортная компания обеспечивает бесперебойные поставки медикаментов в регионы.

Вот таким неожиданным образом жизнь испытала на прочность предпринимаемые в настоящее время меры по реформированию противотуберкулезной службы Кыргызстана. Стало ясно, что работу в данном направлении нужно продолжать. И тут дело не только в COVID-19 – эксперты призывают не забывать о том, что Кыргызстан по-прежнему входит в 30 стран мира с самым высоким бременем лекарственно-устойчивого туберкулеза.

Четыре причины, почему информационная система Кыргызской Республики по туберкулезу сработала для COVID-19


Перевод оригинальной статьи с английского языка

1 ИСУЛД универсальна

2 ИСУЛД удобна в использовании и имеет национальный охват

Во время вспышки COVID-19 ИСУЛД уже использовалась Национальной референс лабораторией при Национальном центре фтизиатрии и 30 другими лабораториями по всей стране. С тех пор система была развернута еще в 36 лабораториях, и ее охват продолжает расширяться. ИСУЛД использует простой интерфейс, а штрих-коды на образцах анализов автоматизируют процесс ввода данных, сокращая время, которое лаборанты тратят на ввод информации вручную. Поскольку ИСУЛД является программой, основанной на веб-технологиях, любой, у кого есть учетные данные и подключение к Интернету, может получить доступ к системе с любого устройства (компьютера, планшета, телефона и т. д.).

3 ИСУЛД интегрирована с другими национальными информационными системами

4 ИСУЛД оптимизирована для использования данных

Панель управления ИСУЛД поддерживает визуализацию и дезагрегирование данных, а также распространение информации. Данные могут быть дезагрегированы по региону, лаборатории, результатам и дате, а также могут быть экспортированы в различных форматах. Доступ к качественным данным позволяет медицинским работникам принимать своевременные решения о лечении, а эпидемиологам – отслеживать и отображать случаи в режиме реального времени и перераспределять ресурсы для сдерживания инфекции, вызывающей COVID-19. Например, данные ИСУЛД показали, что проведение анализов занимает слишком много времени из-за ограниченных человеческих ресурсов. В ответ правительство увеличило количество технических специалистов в некоторых лабораториях. Данные ИСУЛД также способствовали распределению присылаемых на анализы биоматериалов таким образом, чтобы нагрузка была распределена равномерно между лабораториями.

• Политическая воля имеет решающее значение для быстрого и качественного внедрения информационной системы.

• Интеграция с национальной государственной информационной системой и синхронизация с электронной медицинской картой способствует своевременному получению результатов, сокращает количество ошибок и время, затрачиваемое на ввод данных, и обеспечивает прозрачность данных. Интеграция систем также позволяет лечащим врачам видеть полную историю болезни пациента при принятии решения о лечении.

• Хотя пользователи могут получить доступ к ИСУЛД через веб-браузер на мобильном телефоне, мобильное приложение облегчит доступ к системе и ее использование.

• Обучение на рабочем месте и постоянная техподдержка повышают удобство работы с системой и нормализуют ее использование.

• Следует поощрять пользователей оставлять отзывы и предложения по обновлению и улучшению ИСУЛД.

Пациенты с туберкулезом, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, теперь могут воспользоваться временным жильем, предоставленным ПРООН


Директор НЦФ выразил надежду, что благодаря совместным усилиям проекта и специалистов Национального центра фтизиатрии бюллетень станет одной из площадок, которая объединит все заинтересованные стороны, на его страницах медицинские работники смогут делиться научными наблюдениями, практическими советами, передовыми методами лечения туберкулеза.


Об откровенном за чашкой чая

Каждая патронажная сестра и Экс-ТБ волонтер организуют встречи с 5-6 пациентами с туберкулезом и членами их семьей дважды в месяц. Встречи проходят на базе ЦСМ или ГСВ в специально отведенных для этого кабинетах. Темы для обсуждения выбираются самые разные: начиная с профилактики и лечения туберкулеза, заканчивая темами, касающимися взаимоотношений в семье и на работе.

Как известно, многим пациентам морально тяжело в период лечения, так как они сталкиваются со многими трудностями, в том числе со стигмой и дискриминацией со стороны сообщества, медицинских работников и даже семьи. Поэтому встречи в группах взаимопомощи проводятся Экс-ТБ волонтерами, которые на своем личном примере показывают, что туберкулез победим, что излечиться полностью и вернуться к прежней жизни может каждый. Экс-ТБ волонтеры делятся своим опытом, тем самым повышая приверженность лечению, мотивируя ТБ пациентов не прерывать прием препаратов и преодолеть данный недуг.



Эти встречи позитивно влияют на пациентов, ведь за чашкой чая в кругу людей со схожими проблемами всегда легче раскрыться и получить поддержку. ТБ пациенты знают, что члены группы взаимопомощи всегда поймут и помогут им.


Многие участники групп взаимопомощи после того, как справятся с болезнью, становятся Экс-ТБ волонтерами. Они хотят делиться своим опытом с пациентами, мотивируя их к лечению собственным примером.


Закрытие COVID-отделения в НЦФ

Из специализированного отделения, открытого в Национальном центре фтизиатрии на время пандемии COVID-19, выписали последних пациентов. С мая месяца в этом отделении, рассчитанном на 38 коек, вылечили более 300 человек, большинство из которых поступало сюда в тяжелом состоянии. Теперь отделение подготовят к его первоначальному предназначению.

Результаты на COVID-19 теперь можно получить онлайн


Такая система позволяет пациентам сократить время ожидания, избавляет от необходимости тратить деньги и время на дорогу в медицинское учреждение и позволяет избежать рисков заражения благодаря минимизации контактов и взаимодействия с врачами, лаборантами и другими пациентами. Пациенты также могут сохранить результаты анализов в формате pdf и при необходимости распечатать документ.

В настоящее время информационная система ИСУЛД для COVID-19 реализована в 12 государственных лабораториях. Система обеспечена всеми необходимыми мерами защиты информации персонального характера. Для получения результатов теста пациенту необходимо ввести предоставленный код и номер телефона или свой личный идентификационный номер (ПИН/ИНН). Если код и номер телефона или ПИН/ИНН совпадают, пациенту предоставляется доступ. Использование ПИН/ИНН также позволяет подключить ИСУЛД к другим информационным системам, созданным для борьбы с COVID-19.

Информационная система управления лабораторными данными изначально была разработана для регистрации и учета лабораторных исследований в специализированных туберкулезных лабораториях и была оценена как надежная и универсальная система. В будущем возможно использование ИСУЛД для регистрации и учета лабораторных анализов любого спектра в государственных и частных лабораториях.

Оборудование, цифровое здравоохранение и тренинги: как мы боремся с COVID-19

Как отметил заместитель постоянного представителя ПРООН в Кыргызской Республике Дженти Кирш-Вуд: "В ПРООН мы стремимся поддерживать медицинские услуги для всех, включая наиболее уязвимые группы населения. "Никто не должен остаться в стороне в этих глобальных усилиях по ликвидации Covid-19."

Совместно с Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией ПРООН делает все возможное, чтобы свести к минимуму воздействие пандемии на лечение ВИЧ и туберкулеза и продолжать оказывать помощь нуждающимся.

Читайте также: