Профилактическая работа в школе по вич

Обновлено: 24.04.2024

По состоянию на 1 марта 2018г. в Республике Беларусь 25 074 случая ВИЧ-инфекции; 19 519 человек, живущих с ВИЧ; 205,6 на 100 тысяч населения показатель распространенности.

По кумулятивным данным (1987–01.03.2018г.) 35,4% (8 883 человека) инфицированных вирусом иммунодефицита человека заразились парентеральным путем (при внутривенном введении наркотических веществ), удельный вес лиц, инфицирование которых произошло половым путем, составляет 62,4% (15 643 случая). Такова тенденция прослеживается во всех регионах республики, за исключением г. Минска, где по-прежнему доминирующим путем передачи остается парентеральный путь. На другие пути передачи (вертикальный, неустановленный) приходится 2,2% (548 человек).

В целом по республике удельный вес женщин из общего числа ВИЧ-инфицированных составляет 40,0% (10005 человек), мужчин – 60,0% (15069 человек). За 2 месяца 2018 года удельный вес женщин – 35,3% (137 человек), мужчин – 64,7% (251человек).

Распространение ВИЧ-инфекции среди молодых людей является одним из негативных факторов, влияющих на демографическую, экономическую, социальную ситуацию в стране.

По данным социологических исследований молодые люди, в силу своих поведенческих стереотипов практикуют опасные формы поведения в плане заражения ВИЧ (злоупотребление наркотическими средствами, рискованное сексуальное поведение). Снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции возможно за счет формирования нравственной культуры личности, реализации информационно-просветительских программ, направленных на изменение поведения молодежи с участием широкого круга государственных и общественных организаций. Учреждения образования, являются важнейшими социальными институтами в области обучения и воспитания молодежи, и не могут ни с кем сравниться по количеству охваченных молодых людей.

Задачи:

При осуществлении профилактической работы не просто воспитываем необходимость соблюдения соответствующих мер безопасности по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией, но и формируем убеждение, что этот вирус не передается воздушно-капельным и бытовым путем и в отношении ВИЧ-инфицированных в обществе не должны иметь место дискриминирующие проявления и паническая боязнь общения с ними.

2. Подход, основанный на развитии жизненных навыков, который опирается на то, что люди ведут себя рискованно в отношении сохранения своего здоровья, поскольку не обладают навыками безопасного и ответственного поведения, общения, решения конфликтных ситуаций, способности сказать “нет”, отстоять свои позиции. Данный подход предполагает непрерывную длительную, комплексную работу, использование разнообразных методов профилактики, включая развитие различных жизненных навыков, повышение личной уверенности и жизненной компетентности учащихся и их родителей.

3. Подход ценностной альтернативы опирается на факт того, что значимая альтернативная деятельность способствует отказу от практики рискованного поведения. Встречи со священником, посещение церкви, приглашение родителей из многодетных семей с целью формирования у учащихся и молодежи нравственной культуры, ценностей здорового образа жизни, целомудренных отношений, верности в любви, приоритета семейных ценностей.

4. Социальный подход основан на учете роли социальных факторов, которые способствуют или препятствуют рискованному поведению. Он реализуется социальной службой школы через ролевые игры и методики усиления определенных видов ответственного поведения. Это подход эмоционального обучения, он концентрируется на ощущениях, переживаемых человеком, его умении их распознавать и управлять ими. Данный подход опирается на факт того, что рискованное поведение чаще всего практикуется молодыми людьми, имеющими проблемы в определении и выражении эмоций, низкую самооценку, трудности во взаимодействии с близким окружением (семья, друзья). В шестой школьный день педагогом психологом проводятся тренинги помощи преодоления, в развитии важных личностных качеств и формировании адекватной самооценки.

При организации и проведении профилактической работы по проблеме ВИЧ и СПИД необходимо учитывать типы и уровни профилактики.
Типы профилактики:

Личностный уровень – воздействие, направленное на отдельного человека с целью повышения его нравственной культуры, сохранения здоровья.

Семейный уровень (уровень ближайшего окружения) – воздействие, направленное на семью и ближайшее окружение (друзья и все, кто непосредственно взаимодействует с человеком) с целью создания условий, при которых сама среда будет носить безопасный характер и помогать формировать ценности здоровья, заботы о себе.

Социальный уровень – воздействие на общество в целом, с целью изменения общественных норм по отношению к социально-нежелательным (рискованным) практикам через проведение профилактических мероприятий среди детей и молодежи Республики Беларусь.

Все виды профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ и СПИД большое значение имеет учет специфики принципов, методов, средств и форм ее проведения.

К основным принципам, которыми руководствуемся в работе по данному направлению относятся принципы: научности, доступности, объективности и достоверности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, системности и последовательности, связи с жизнью, целенаправленности, согласованности, рациональности, профессиональной ответственности, учета особенностей региона и типа поселения.

Принцип научности, объективности, достоверности требует, чтобы излагаемая информация по проблеме ВИЧ и СПИД основывалась на научных данных, не была искажена, не содержала сенсационных предположений и гипотез. Таким образом информацию для размещения на сайте, родительских собраний, классных и информационных часов используем только из официальных или специализированных источников.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предусматривает, чтобы обучение и воспитание строились на уровне возможностей участников профилактического процесса, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, общение с родителями и воспитателями. В младшем и среднем возрасте – учебная деятельность и общение с учителями, в подростковом и старшем школьном возрасте –общение со сверстниками, получение знаний в ходе учебно-воспитательного процесса. Это не означает, что в каждом возрасте следует заниматься только этими видами деятельности, но следует учитывать доминирующие из них. Это будет способствовать повышению эффективности проводимой профилактической работы.

Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов темы. Данный принцип предполагает, что профилактические мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной профилактика становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система информирования и обучения представляет собой последовательное и пошаговое действие в области информирования молодёжи о проблеме ВИЧ и СПИД, истории болезни, основных стадиях её течения, признаках, путях передачи и мерах профилактики. Необходимо, чтобы полученные знания, практические навыки закреплялись у участников профилактического процесса.

Принцип связи с жизнью вытекает из учения о единстве теории и практики и предполагает подкрепление первой конкретными фактами тех ситуаций, которые существуют в области ВИЧ и СПИД сегодня. Говоря с молодежью о ВИЧ-инфекции необходимо подбирать убедительные примеры, иллюстрирующие научные понятия и законы.

Принцип целенаправленности предупреждает стихийность, придает целеустремленность, сознательный и творческий характер. Приступая к работе по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо продумать конкретный план действий в данном направлении, формы, методы работы со всеми участниками педагогического процесса.

Принцип согласованности. В вопросах профилактики ВИЧ-инфекции учебно-воспитательные учреждения (школа, внешкольные учреждения) и родители должны быть партнерами и дополнять друг друга.

Принцип профессиональной ответственности. Ответственность организаторов содержит в себе требования, направленные на то, чтобы работу с молодёжью в области профилактики ВИЧ-инфекции осуществляли подготовленные люди. Принцип нацеливает организаторов этой работы на ответственность за предоставляемую информацию, которая должна быть научно обоснована. В то же время профилактическая работа должна вестись в рамках нравственности, этических норм, защиты психического и физического здоровья учащихся.

Принцип рационального сочетания различных форм и методов работы предполагает широкое и разнообразное их использование при организации профилактических мероприятий.

Принцип регионального подхода. В профилактике ВИЧ-инфекции необходимо учитывать особенности региона, типа поселения (город, село) для проведения наиболее эффективной работы по этой проблеме. Это зависит от готовности аудитории воспринимать ту или иную информацию по проблеме ВИЧ и СПИД, от конкретной средовой ситуации, позиции родителей, самой молодёжи, учителей, вероисповедания и других факторов, которые исследуются организаторами профилактической работы до её начала.

Основные направления профилактики ВИЧ-инфекции:

  1. Формирование нравственной культуры, ценностей здорового образа жизни, целомудренных отношений, верности в любви, приоритета семьи.
  2. Формирование навыков безопасного поведения в ситуациях, приводящих к возможному риску заражения.
  3. Информирование о путях передачи ВИЧ-инфекции.
  4. Информирование о мерах предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией с учетом путей передачи.
  5. Информирование о диагностике и лечении ВИЧ-инфекции.
  6. Предотвращение стигмы и дискриминации людей живущих с ВИЧ.

Наиболее действенными путями профилактики ВИЧ-инфекции являются педагогически выверенные с учетом возраста участников разного рода деловые интерактивные игры, викторины, самостоятельная работа с литературой, лекции, беседы, разъяснения связанных с ВИЧ-инфекцией специфических ситуаций, консультации и т.п.

В планировании работы по профилактике ВИЧ-инфекции особое внимание должно уделяется подготовке и проведению Всемирного дня борьбы со СПИДом (1-е декабря), а также Международного дня памяти жертв СПИДа (3-е воскресенье мая). В рамках этих мероприятий проводим:

Самым доступным и эффективным направлением осуществления первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание подростков и молодежи, которое предполагает формирование социально безопасной модели поведения.

Воспитание гармоничной, нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения.

Только методологически обоснованная, организационно и методически выверенная и социально-психолого-педагогически обеспеченная систематическая работа может содействовать воспитанию у подростков и молодежи установок нравственного и физического здоровья.

Приложение 1

Акции. 2017/2018 учебный год

14 ноября 2017 года. Акция "Мы против курения"

07 октября 2017 года. Акция "Чистый лес"

30 сентября 2017 года. Акция "Уважай старость"

23 сентября 2017 года. Акция "Школа волонтера"

21 августа 2017 года. Акция "Стань волонтером"

09 июня 2017 года. Акция "Помощь одиноким"

Волонтеры школы вместе с Красным крестом посетили пожилых людей, в силу обстоятельств нуждающихся в попечении организации

Марии Николаевне –87. Детей нет, родственников поблизости тоже, но есть преклонный возраст и проблемы со здоровьем, Мария Николаевна инвалид с детства. Из гостей только сердобольная соседка и медсестра Красного Креста. Сегодня в ее квартире многолюдно. Юные волонтеры пришли не просто пообщаться, хотя общения для этих людей первостепенно, но и помочь конкретными действиями. Сострадать и сопереживать, а еще помогать— этому надо учить с детства. Таких подопечных как Мария Николаевна у Мозырской организации Красного Креста 16. Эти люди нуждаются в регулярной помощи и заботе.

Акции. 2016/2017 учебный год

12 октября 2016 года. Акция "Забота"

На площади Примостовая прошла благотворительная акция ко Дню Матери

Акции. 2015/2016 учебный год

2 апреля 2016 года. Акция "Помощь больным детям"

На площади Примостовая прошла благотворительная акция по сбору средств на лечение четырехлетнего Кирилла Кузьменко.

Четырехлетний мальчик из Гомеля Кирилл Кузьменко нуждается в дорогостоящем лечении. Его мама за помощью обратилась в Красный Крест. Мозырские волонтеры не остались в стороне. На площади Примостовая силами волонтеров нашей школы прошла благотворительная акция по сбору средств.

24 марта 2016 года. Акция "Белая ромашка"

Наши волонтеры не смогли остаться в стороне и приняли участие в акции.

1 марта 2016 года. Акция, приуроченная к международному дню борьбы с наркоманией

Активисты гимназии имени Я. Купалы, 1, 5, 7, 12 и 13 средних школ города поддержали инициативу учащихся 10 школы. Стенгазеты, листовки и буклеты распределяются по городским маршрутам. На этот раз внимание пассажиров благодаря стараниям школьников будут привлекать не только привычные рекламные проспекты, но и красочные баннеры с социальным призывом.

С помощью печатных материалов учащиеся хотят обратить внимание случайных прохожих на социальную болезнь 21 века. И здесь главные адресаты акции, те, кто находятся в зоне риска, т.е. сами подростки.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Профилактическая работа в школе по предупреждению распространения ВИЧ –инфекции и употребления ПАВ

Педагог-психолог МБОУ ШСОШ № 10

Тарханян Эмма Жирайровна

Важным фактором злоупотребления ПАВ, следовательно, и распространения ВИЧ-инфекции, является снижение у большинства детей нравственной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Вместе с тем наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен.

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.

3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

5. Демонстративный протест.

Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут, как способствовать, так и препятствовать развитию вредных привычек. Чтобы адекватно строить профилактическую работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.

Существуют также факторы, которые удерживают подростков от употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке.

К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих.

Формирование ценностей, альтернативных ПАВ, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педагогов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.

Семья сегодня стала наиболее слабым и уязвимым звеном в системе мер по созданию у детей жизненной среды, надежно защищенной от наркотиков, алкоголя, табака.

Практически все родители, столкнувшиеся с проблемой потребления ПАВ, оказываются застигнутыми врасплох. Существующая кризисная социальная ситуация привела к разрушению системы ценностей, норм морали и поведения, что привело к таким негативным явлениям, как наркотики, ВИЧ-инфекция. Одной из причин оказалась некомпетентность в данном вопросе, сказывается низкий уровень информированности населения, а также порой искаженность сведений о ПАВ.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации профилактической системы, целью которой является: создание условий для формиро вания у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотиче ских веществ, ведения здорового образа жизни.

Профилактическая работа включает в себя три компонента

Научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит. В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска, психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Профилактическая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Профилактическая работа с родителями:

- Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей;

- Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

2. Профилактическая работа с детьми:

Во время проведения занятий с подростками по профилактике зависимости от ПАВ мы решаем двойную задачу.

С одной стороны, на занятиях развиваются недостающие им навыки, обсуждаются важные проблемы: общения, отношения с людьми, проблемы конфликтов и стрессов.

С другой стороны, в ходе занятий вырабатывается целый комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы, с тем, чтобы подростки могли принимать решения о неупотреблении алкоголя и других психо-активных веществ на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.

Занятия основаны на уважении личности человека, его прав. При этом происходит обучение социально-психологическим навыкам и навыкам здорового образа жизни. Занятия можно проводить в разных формах: тренинги, игры , викторины, анкетирование, тестирование.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем".

Очень важно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.).

Кроме того, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ имеет установление с ребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата в семье.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Средней школы № _______

от ____________ .№ ______

ВИЧ – инфекции в школе № ______

Сроки реализации 2015 – 2020 г. г.

Пояснительная записка

Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям.

Стабильно высокий уровень пораженности населения ВИЧ-инфекцией, как в России, так и в Свердловской области является следствием недостаточного уровня информированности молодых людей об актуальности проблемы ВИЧ-инфекции, наряду с практикой рискованного поведения. Ситуация усугубляется отсутствием настороженности молодых людей в отношении наличия у них факторов риска инфицирования ВИЧ.

В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Несмотря на выраженную тенденцию вовлечения в эпид.процесс ВИЧ- инфекции старших возрастных групп, наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц молодого возраста.

Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно констатировать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.

Молодёжь – мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди школьников не вызывает сомнения.

Программа профилактики ВИЧ – инфекции в школе, формирование толерантного отношения к ВИЧ – положительным людям направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков, формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию как биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в данном направлении являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения.

Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач :

1.Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования.

2.Формирование у обучающихся толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

3.Организация систематической работы с родителями учащихся по информированию их о проблемах, связанных с ВИЧ-инфицированием, созданию поддерживающей воспитательной семейной среды.

4.Привитие норм ответственного поведения несовершеннолетних с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности.

Основные принципы информирования о ВИЧ:

не нанесение вреда неправильной (ложной) или неправильно понятой информацией; • исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);

нейтральность в подаче информации;

осведомленное согласие на получение профилактической информации;

взаимоуважение в процессе информирования;

всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов);

личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции;

адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации);

создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой).

Основные направления деятельности:

-Информационное просвещение в области ВИЧ/СПИД всех участников образовательного процесса (обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.)

-Обучение ответственному поведению.

-Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность

Организационные формы деятельности по предупреждению ВИЧ-инфекции:

фрагменты уроков и (или) отдельные уроков рамках учебных предметов биология, литература, обществознание, ОБЖ, история; - консультации, организуемые для учащихся и родителей;

вне учебные и внеурочные массовые акции;

тематические классные часы;

Ожидаемые результаты

Высокий уровень информированности, проявляющийся в знании механизмов распространения ВИЧ – инфекции, способов профилактики заражения.

Устойчивая личностная позиция участников образовательного процесса в вопросах морально – нравственных ценностей.

Снижение подверженности факторам риска ВИЧ-инфицирования.

Толерантное отношение к ВИЧ - позитивным людям и их окружению.

Содержание деятельности

Направление / мероприятия

Ответственные

Информационное просвещение работников ш колы

По мере поступления информации

Председатель профсоюзной ячейки

Анкетирование с целью выяснения степени информированности в вопросах ВИЧ - профилактики

Распространение печатной информации

1 раз в четверть

Подготовка и пополнение копилки информационно – методических материалов для использования в работе с учащимися на бумажных и электронных носителях

Повышение квалификации в вопросах профилактики ВИЧ с использованием вебинаров, семинаров, курсовой переподготовки

Информационное просвещение родителей (законных представителей) учащихся

Получение информированного согласия родителей 8 – 11 классов на проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции с их ребёнком (форма в приложении 1)

1 раз в полугодие

Размещение информации по вопросам профилактики ВИЧ на официальном сайте школы

Распространение печатной информации

1 раз в полугодие

Индивидуальные консультации по запросам

По мере поступления запроса

Педагог-психолог Школьный врач

Информационное просвещение учащихся (В программе принимают участие те учащиеся, родители которых дали письменное согласие.)

Классные часы по профилактике вредных привычек 1-6 класс, профилактике ВИЧ/СПИДа07-11 классы

1 раз в полугодие

1 раз в четверть

Включение вопросов профилактики ВИЧ инфекции по предметам ОБЖ, обществознание, биология, экономика, география, литература, физическая культура.

По плану педагога

Посещение и нтерактивны х выста вок

Ежегодно 1 декабря

Классные часы по темам профилактики ВИЧ – инфекции с использованием современных образовательных технологий

Обучение ответственному поведению

Классные часы в рамах направления

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

По плану кл. руководителей

Встречи с выпускниками с целью знакомства учеников с возможностями профессионального и жизненного определения

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

ВложениеРазмер
konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx 103.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди

Методическая разработка классного часа

Тараканова Анна Васильевна

МАОУ Бутурлинская средняя

имени В.И. Казакова

ул. Школьная, д. 2

Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания. [1]

Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

- дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

- вызвать интерес к проблеме.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

- Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

- Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

Социальный педагог (выводы):

Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

- Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатиях;
  • при объятиях;
  • при использовании питьевыми фонтанчиками;
  • через посуду и столовые приборы;
  • через пищевые продукты;
  • через постельное и нательное белье;
  • через деньги;
  • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
  • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
  • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
  • при играх с домашними животными;
  • при уходе за больными.

Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).

После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

- во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

- во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

Если хочешь быть здоровым, помни:

- среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

-заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами;

-наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ-инфекцией;

-на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте;

- опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

- идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

- алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

- ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

- при желании каждый человек может пройти анонимное обследование. [5]

Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2). [6]

Итоги классного часа.

Рефлексия (Слайд 11).

- Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

[1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

[2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

[3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

[4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

[6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конкурсная программа для классных руководителей "Самый классный классный"

Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями.

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател.


Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя".


Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу.


Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.


Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.


Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

В современном российском обществе продолжает оставаться реальной проблема употребления психоактивных веществ. Растет число ВИЧ-положительных. В связи с этим соит вопрос ранней профилактики употребления ПАВ и распространения ВИЧ/
СПИДа

ВложениеРазмер
navigator_2013_ispravlennyy.doc 168 КБ

Предварительный просмотр:

Директор МОУ средней

общеобразовательной школы № 5

дополнительная образовательная программа

(для учащихся 9 классов)

Срок реализации дополнительной программы 1 год

Курочкина Наталья Николаевна

Программа принята на заседании

Программа: Программа профилактики ВИЧ/СПИДа и употребления психоактивных веществ для учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ, их родителей и педагогов. -М., 2007.

  1. Введение…………………………………………………………..… 3
  2. Пояснительная записка…………………………………………..… 4
  3. Ожидаемые результаты…………………………………………. 6
  4. Учебно-тематический план…………………………………….…. 7
  5. Содержание программы…………………………………………… 11
  6. Методическое обеспечение …………………………………….… 17
  7. Список литературы. 18

В современном российском обществе продолжат оставаться реальной проблема употребления психоактивных веществ, особенно подростки. Растет число ВИЧ- положительных.

По данным Министерства образования и науки, численность подростков, употребляющих психоактивные вещества, достигает 4 миллионов человек, в том числе наркозависимых — около 1 миллиона.

Все это ощутимый экономический, социальный и моральный ущерб обществу. Поэтому разработка программ профилактики ВИЧ/СПИДа и употребления ПАВ является одним из приоритетных направлений в области образования и здравоохранения.

Целевая группа: подростки 14–16 лет (учащиеся 9–10 классов общеобразовательных школ).

Приемы и методы работы : ролевые игры, упражнения по тематике занятия,

групповые дискуссии, беседы, мини-лекции, моделирование ситуаций, тесты, мини-сочинения, коллажи, конкурсы, мозговые штурмы.

  • формировани позитивных ценностей и установок личности;
  • формирование активной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Техническое оснащение занятий, материалы: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), рабочие тетради учащихся, канцелярские принадлежности (ручки, цветные карандаши, фломастеры, бумага, краски), диагностическое оборудование и

методики, видеофильмы, ТСО.

  • формирование у подростков позитивных ценностей и установок личности относительно собственного здоровья, как необходимого условия для предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики ВИЧ/СПИДа.
  • повышение уровня самоконтроля;
  • умение сопротивляться предложения употреблять ПАВ;
  • формирования навыков принятия решения, критического мышления;
  • формирования навыков разрешения конфликтов.

Личность и индивидуальность

2.Личность и индивидуальности

3.Уважительное отношение к своей и чужой личности

ВИЧ-инфекция и СПИД.

4.Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом

Зависимость. Что это?

6. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей.

7. Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности.

Цели и смысл жизни.

8 Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности.

9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом.

10.Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах.

11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру.

Самостоятельность, выбор, ответственность.

12. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения

П ринятие решения. Уверенность в себе.

13.Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.

14 .Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения.

Творчество и самовыражение.

15.Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи.

Эмоции и чувства

16.Разнообразие эмоций и чувств.

17. Выражение своих эмоций и чувств

18. Понятие стресс и позитивное отношение к нему

19. Способы преодоления стресса.

20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других.

Общение, дружба, социальная поддержка.

21.Понятие социальная поддержка

22.Дружба, дружеские отношения.

23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении

Групповые нормы. Конформизм.

24. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы

25.представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ

26. Созидательный потенциал конфликтных ситуаций

27.Возможность решения большинства житейских конфликтов

28. Опасное и безопасное поведение.

29.Определение опасных ситуаций.

Манипуляция в СМИ.

30.Приемы психологическое манипулирования.

32.Критическое отношение к рекламе.

Здоровый образ жизни.

33.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции.

34. Обратная связь.

1. Вводное занятие .

2. Личность и индивидуальность

3. Уважительное отношение к своей и чужой личности

4. Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом

6. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей.

7.Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности.

8. Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности.

9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом.

10.Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах.

11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру.

12. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения

Теоретическая часть. Примеры принятия различных решений

1 3.Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.

14 .Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения.

15.Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи.

16.Разнообразие эмоций и чувств.

17. Выражение своих эмоций и чувств

18. Понятие стресс и позитивное отношение к нему

19. Способы преодоления стресса.

20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других.

21.Понятие социальная поддержка

22.Дружба, дружеские отношения.

23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении

24. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы

Теоретическая часть. Актуализация знаний участников, упражнение городок

25.Представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ

26. Созидательный потенциал конфликтных ситуаций

27.Возможность решения большинства житейских конфликтов

28. Опасное и безопасное поведение.

29.Определение опасных ситуаций.

30.Приемы психологическое манипулирования.

Теоретическая часть. Актуализация знаний и опыта участников

32.Критическое отношение к рекламе.

33.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции.

Методическое обеспечение программы

Приемы и методы

Форма подведения итогов.

Личность и индивидуальность

2.Личность и индивидуальности

3.Уважительное отношение к своей и чужой личности

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Групповая дискусия, упражнения

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Схемы, диаграммы, таблички с надписями

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

ВИЧ-инфекция и СПИД.

4.Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практику м

Зависимость. Что это?

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

6. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей.

7. Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Цели и смысл жизни.

8 Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности.

9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

10.Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах.

11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Самостоятельность, выбор, ответственность.

12. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения

Примеры, мозговой штурм

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

П ринятие решения. Уверенность в себе.

13.Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.

14 .Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения.

Мини-лекция, ролевая игра

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Творчество и самовыражение.

15.Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Эмоции и чувства

16.Разнообразие эмоций и чувств.

17. Выражение своих эмоций и чувств

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

18. Понятие стресс и позитивное отношение к нему

19. Способы преодоления стресса.

20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Мозговой штурм, упражнение

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Общение, дружба, социальная поддержка.

21.Понятие социальная поддержка

22.Дружба, дружеские отношения.

23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Групповые нормы. Конформизм.

24. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы

25.Представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ

Актуализация знаний, упражнение

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

26. Созидательный потенциал конфликтных ситуаций

27.Возможность решения большинства житейских конфликтов

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

28. Опасное и безопасное поведение.

29.Определение опасных ситуаций.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Беседа, ролевая игра

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Манипуляция в СМИ.

30.Приемы психологическое манипулирования.

32.Критическое отношение к рекламе.

Упражнения, мозговой штурм

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Актуализация знаний, мозговой штурм

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Беседа, ролевая игра

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

Здоровый образ жизни.

33.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции.

Мозговой штурм, упражнение

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум

34. Обратная связь.

2. Аршинова В.В., Рубанова М.Н., Митькина Е.И., Черноризов А.М., Исаичев С.А.,

Глебов В.В. Программа курса занятий по формированию устойчивого развития

личности как основы профилактики злоупотребления психоактивными веществами

среди детей и подростков // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. – № 1.

3. ВИЧ/СПИД/ЗППП: подготовка учащихся к безопасным формам поведения. Пособие для преподавателей / Под общ. ред. О.М. Романенко. Казань, 2000.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2003.

5. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек, или Будь счастливой и

привлекательной. СПб.: Питер, 2005.

6. Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков, или Будь сильным и успешным. СПб.: Питер, 2005.

7. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002.

9. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕРСЭ, 2004.

10. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. Семейный психолог отвечает. М.: Генезис, 2004.

11. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования.

12. Подростковая наркомания: профилактика подростковой наркомании: Комплект

наглядно-методических пособий (слайды) / Составители С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. М.: Планетариум, 2003.

13. Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу.

Руководство для сотрудников интернатов и детских домов / Авторы-составители

15. Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков: Методическое пособие /

Под ред. В.Н. Касаткина. М.: Образование и здоровье, 2005.

16. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2006.

17. Профилактика наркозависимости: нормативные, информационные и методические материалы. Сборник методических материалов / Составители Е.В.Конева, О.А. Коряковцева. Департамент по делам молодежи администрации Ярославской области, 2002.

18. Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Педагогическое общество России, 2000.

19. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб.: Речь, 2002.

20. Родионов В.А. Я и все-все-все. Формирование социальных навыков как условие

здорового жизненного стиля. Тренинговые занятия для учащихся 5–9 классов.

21. Родионов В.А., Ступницкая М.А, Кардашина О.В. Я и другие: Тренинги социальных навыков: Для учащихся 1–11-х кл. Ярославль: Академия развития, 2002.

22. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

несовершеннолетними и молодежью / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и

Л.С. Шпилени. СПб., 2003.

23. Руководство практического психолога. Психологические программы развития

личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

25. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика

наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001.

26. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической

зависимости для детей 9–12 лет. М., 2000.

28. Фаловски К. Опасные наркотики. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.

30. Я выбираю мир! Образовательная программа по предупреждению жестокости и

насилия для детей, подростков, их родителей и педагогов / Под общ. ред. Т.Д.Пестич.

Ярославль: Медико-педагогическая школа, 1997.

32.Синягина Н.Ю.,Технологии диагностики при проведнии антинаркотической профилактической работы. -М: Московский городской фонд поддержки книгоиздания,2004

34.Профилактика потрбления ПАВ среди детей и подростков, методическое пособие для социальных педагогов. Нижний Новгород, 2004

35.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.: ЧеРо, 2007.

36.Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс Коммуникотивный тренинг. Речь ,Санкт-Петербург, 2006

37.Что такое наркотики и как человек превращается в наркомана (методическое пособие для педегогов и родителей). Департамент здравоохранения Нижгородской области,2007

Читайте также: