Профилактика алкоголизма табакокурения наркомании и вич инфекции

Обновлено: 24.04.2024

В настоящее время остро стоит демографическая проблема - снижение численности населения вследствие превышения смертности над рождаемостью. Одним из важнейших факторов, усугубляющих развитие этого процесса, является высокий уровень злоупотребления алкоголем и табакокурение.

Актуальность организации профилактики алкоголизма и табакокурения обусловлена их значительным влиянием как фактора риска развития большинства неинфекционных заболеваний, снижения продолжительности жизни и преждевременной смертности населения. В прямой зависимости от уровня потребления алкоголя находится и частота преступлений, несчастных случаев и травм.

Злоупотребление алкоголя наряду с развитием собственно алкогольной зависимости - алкоголизма, приводит к алкогольной интоксикации и расстройству деятельности различных органов и систем - мозга, печени, поджелудочной железы, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.

К числу тяжелых социальных последствий употребления алкоголя относится явление детской беспризорности и безнадзорности.

Распространенность курения среди жителей РФ составляет среди мужчин 63,2% и женщин 9,7%, наблюдается негативная тенденция в распространенности табакокурения - увеличение числа курящих, в том числе женщин и детей; снижение среднего возраста начала курения от 8 до 10 лет.

В 2010 году будет подготовлена к принятию Национальная стратегия по борьбе против табака на период до 2014 года, внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Начнется реализация Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Мероприятия по первичной профилактике алкоголизма и табакокурения среди населения на региональном и местном уровне должны включать:

обучение педагогов по внедрению здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс;

целенаправленную работу медиков и педагогов по формированию навыков здорового образа жизни в воспитательных и образовательных учреждениях;

проведение в учебных заведениях тренингов по привлечению школьников и студенчества к участию в массовых акциях профилактической направленности в соответствии с датами, рекомендованными ВОЗ (Международный день отказа от курения, Всемирный день без табачного дыма и др.);

разработку для показа на ТВ и мультимедийных экранах городов видеороликов по профилактике табакокурения и алкоголизма, пропаганде здорового образа жизни.

Аналитическая записка о работе по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

В ОУ составлен план работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции на 2012-2013 учебный год. В соответствии с этим планом ведётся работа по следующим направлениям:

3. Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

ОУ работает в тесном контакте с участковым Комиссаровым В.М. и фельдшером ОВП Куликовой Н.М., которые проводят с детьми беседы.

При территориальном управлении создан Совет по профилактике. Возглавляет его специалист Т/У Баженова В.В. В марте был проведён рейд на дискотеку и по соблюдению комендантского часа.

4.Диагностическая работа дает возможность иметь представление о предпочтениях наших детей, их интересах и направленностях.

В ноябре было проведено анкетирование учащихся. Анкетирование старшеклассников по выявлению отношения к употреблению спиртных напитков и курению показало, что приоритет отдается общению со сверстниками, одним из ведущих увлечений является занятие спортом. Но, тем не менее, при опросе было выявлено, что 40 % подростков хотя бы один раз в жизни употребляли алкоголь, либо курили сигареты. Это еще раз подтверждает актуальность проблемы среди подростковой среды и важность профилактического направления по отношению к употреблению алкоголя и никотина. Но в то же время прослеживается высокий уровень нежелания иметь вредные привычки.

В ноябре прошло тестирование учащихся 7 -11 классов на выявление употребления психоактивных веществ. Учащихся, употребляющих наркотические вещества – нет.

5.Работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся. К категории неблагополучных относится 5 семей. Причины неблагополучия в том, что родители злоупотребляют спиртными напитками, нет надлежащего контроля со стороны родителей за воспитанием детей. С вышеуказанными категориями учащихся и их родителями проводится систематическая работа. За каждой такой семьей закреплен педагог (как правило, классный руководитель), осуществляется контроль внеурочной деятельности и занятости детей в каникулярное время. Семьи неоднократно посещаются в течение года, составляются акты обследования.

Проводятся общешкольные родительские собрания по пропаганде ЗОЖ с участием медицинских работников. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

6.Работа по профилактике ВИЧ - инфекции. В ОУ был составлен план-график работы по реализации программы профилактики ВИЧ- инфекции. В него включены родительские всеобучи, анкетирование родителей и учащихся, уроки и внеклассные мероприятия.

В кабинете биологии был оформлен профилактический уголок, посвящённый Всемирному Дню борьбы со СПИДом.

1.Работе по профилактике асоциального поведения в школе уделяется достойное внимание.

2. Разработан и реализуется комплексный план по повышению правовой культуры учащихся, по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции среди учащихся.

3.Хотелось бы, чтобы данную проблему осветили специалисты (врач-нарколог, врач-инфекционист).

4.Сложно проверить детей на дискотеке, т.к. часть учащихся посещает дискотеку в с. Усть- Салда .

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема: «Воспитательная работа в классах.

Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие и СПИДом. Не менее распространены, по статистике, в подростковой среде алкоголизм и табакокурение.

Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, получить своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию.

Направления нашей работы работы:

Работа с детьми:

-Общая воспитательная педагогическая работа с детьми

Работа с педагогическим составом:

-Подготовка учителей к ведению профилактической работы

Организационно – методическая работа

Работа с родителям:

-Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

Работа с организациями, ответственными за осуществление профилактической работы

Цели нашей работы:

1. выработать представление о негативном влиянии вредных привычек, ПАВ

2. создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек обучающихся

3. предоставить обучающимся объективную информацию о последствиях ПАВ

4. сформировать у обучающихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам,курению .

Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществляется по трем направлениям:

- профилактика и оздоровление –физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно—консультативная работа – беседы мед. работника , классные часы, родительские собрания, внеурочная деятельность. Ведется работа с семьями, находящимися в трудном положении. Проводятся индивидуальные беседы на дому с учащимися, а так же с родителями и опекунами учащихся, о правилах поведения.

В своей работе мы взаимодействуем с разными субьектами профилактики: отдел образования, инспектор ПДН, КДН и ЗП.

Главные ошибки современных семей:

-нехватка семейного общения;

-безразличность в делах детей;

-злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Ведется постоянная работа с родителями: профилактические беседы, индивидуальные консультации по пропаганде здорового образа жизни, оказывается помощь в организации отдыха и оздоровления детей, обеспечение детей льготным питанием.

План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования, организацию конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, состоящих на различных видах учета; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, ролевые игры, тренинги, классные и информационные часы и др.

Работа классных руководителей направлена на формирование у учащихся личной ответственности за своё здоровье, оказание помощи учащимся в осознании своего отношения к здоровью и возможным путям его сохранения.

Классные руководители уделяют большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того, чтобы бороться с вредными привычками, необходимо в первую очередь сформировать у учащихся отрицательное к ним отношение. С этой целью учителя организовали профилактическую просветительскую работу через внеурочную деятельность.

При этом роль классного руководителя заключается в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставлении максимальной возможности детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.

Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей.

Пропаганда здорового образа жизни носит навязчивый характер, классные руководители ее начинают с неформальных, не регламентируют строго время проведения, стараются узнать привычки, наклонности учеников, используют различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок.

В своем классе я проводила следующую работу:

3. Организованы просмотры видеофильмов о вреде наркотиков, викторины.

5. Проведение различных спортивных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни

6. Принимали участие в ряде акций по антинаркотической пропаганде.

8. Состоялись встречи с старшим инспектором ПДН отделения ОУУП и ПДН отдела МВД России по Новоаннинскому району капитаном полиции Афониным А.Ю. В своем выступлении он рассказал о видах наркотиков, о том, что становится с людьми, которые принимают наркотики, как становятся наркоманом, почему это происходит с нашими подростками, какая проводится работа отделом полиции по выявлении наркозависимых людей.

9. Принимали участие в проведение общешкольных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения

10. В школьной библиотеке библиотекарем в помощь классным руководителям сделана подборка материалов для бесед и классных часов по темам

Важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формирования здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В связи с этим со стороны классных руководителей установлен ежедневный контроль за успеваемостью учащихся, за посещаемостью уроков. Некоторые учащиеся нашей школы поставлены на профилактический учет в КДН, для них разработаны индивидуальные воспитательные программы.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Сценарий профилактического мероприятия

Возрастная группа детей: 10-16 лет

Составитель: Мешкова Ясемен Шахмурадовна,

классный руководитель 5а класса МКОУ Листопадовской СОШ

Пояснительная записка

Актуальность:

Цель: создание условий для формирования негативного отношения к употреблению наркотических и ПАВ среди школьников.

Повысить уровень информированности подростков по данной проблематике;

Стимулировать размышления подростков о причинах и последствиях наркомании;

Формировать устойчивую позицию отказа в отношении наркотиков;

Стимулировать распространение информации о проблеме наркомании.

Подготовительный этап

Оформить аудиторию (круглый стол; можно зажечь свечи).

Основной этап

Педагогическая задача: выявить уровень информированности данной группы подростков по обсуждаемым проблемам.

Однократное применение кокаина вызывает смерть.

Наркомания – это вредная привычка.

Наркотики оказывают мощный психотропный эффект.

СПИД – болезнь наркоманов.

Наркоманы не попадают в тюрьму.

У наркомана есть будущее.

Ответы комментируются.

Педагогическая задача: стимулировать чувство собственной уникальности через переживание ситуации зависимости.

Педагогическая задача: способствовать рефлексии отношения подростков к данной проблеме, получению информационного опыта.

Анаша – это наркотик.

Наркоманов нужно изолировать от общества.

Нужна ли легализация наркотиков?

Знаете ли вы, где можно взять наркотик?

Можно ли разрешить женщине-наркоманке родить ребенка.

Наркоманы чаще подвержены заражению СПИДом.

Наступает ли зависимость после первого употребления наркотиков?

Считаете ли вы, что в жизни можно попробовать все?

Знает ли вы, куда можно обратиться за помощью?

Отношение к наркотикам и наркоманам в обществе;

Каков риск стать зависимым от наркотиков;

Забота о здоровье будущего поколения.

Педагогическая задача: стимулировать размышления о причинах, побуждающих принимать наркотики, и осознание негативных последствий, связанных с этим.

Педагогическая задача: смоделировать варианты поведения в критической ситуации; научить мотивированно, отказываться от предложенных наркотиков.

Заключительный этап

Ведущий: «Как вы думаете, когда отказ звучит эффективнее – когда говоришь тихо или громко?

И в последний раз пусть поработают цветные карточки. Ответьте поднятие карточки на вопрос: было ли для вас это мероприятие полезным?

Наше мероприятие подошло к концу, и вы поняли, что наркотики приносят вред здоровью. Я предлагаю вам написать письмо с обращением к вашим сверстникам о вреде наркотиков.


Социально значимые заболевания представляют собой колоссальный ущерб для общества, связанный с высокой заболеваемостью, временной нетрудоспособностью, инвалидностью и смертностью. Комплексный подход к лечению требует огромных затрат на диагностику, реабилитацию, профилактику преждевременной смертности, социальную поддержку, а так же превентивную борьбу с преступностью (при наркомании и алкоголизме). К социально значимым заболеваниям относятся недуги, которые представляют угрозу сразу для большого числа людей. Их распространение связывают с высокой смертностью и даже повышенным показателем преступности. Признаки социально-значимого заболевания: Массовость. Патология быстро распространяется среди населения. Как правило, реальное число заболевших намного больше, чем по официальным данным. Высокий показатель ежегодного прироста количества пострадавших людей. Человек не может полноценно взаимодействовать с социумом. Заболевание представляет опасность для окружающих. Характер патологии может быть как инфекционным, так и неинфекционным.

Очевидно, что большинство социально значимых болезней связаны друг с другом и возникновение одной из них предрасполагает к развитию других. Основополагающей задачей по предотвращению социально значимых заболеваний является борьба с факторами риска их развития. Число факторов риска огромно и с каждым годом возрастает. Из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни, удельный вес которого в развитие заболеваний превышает 50 % всех факторов воздействий. Остальные 50% приходятся на генетические факторы, факторы окружающей среды, медицинские факторы. В то же время, по данным ВОЗ, приверженность здоровому образу жизни населения России очень низкая:

Детство и подростковый возраст – очень уязвимые периоды жизни. На этих этапах алкоголизация в основном носит неосознанный характер. В большинстве случаев ребенок начинает потреблять спиртное необдуманно и нисколько не задумывается о возможных последствиях. Кроме того, распитие спиртного чаще осуществляется не исходя из личных потребностей, а под воздействием сторонних факторов. Алкоголизм — страшная болезнь, которая по распространению на Земле занимает третье место после сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Вследствие неоднократных приемов алкоголя зависимость от него возрастает, при отсутствии алкоголя человек начинает ощущать болезненное состояние, которое тяжело переносится. Резко снижается трудоспособность, возникает головная боль, дрожат конечности, человека знобит - это характерные симптомы абстинентного синдрома (алкогольного похмелья). Чтобы добыть алкогольный напиток больной идет на любые действия, в том числе и преступные, готов снять из себя последнюю одежду, вынести все из дома. И никто в большинстве случаев не проводит параллели между собственным опытом употребления небольших доз алкоголя с последующей деградацией и превращением в человека с тяжелой алкогольной зависимостью.

Избыточный вес в детстве – значимый фактор ожирения во взрослом возрасте: 50% детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80%. В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у детей и подростков: в развитых странах мира 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением. Значимость проблемы ожирения определяется угрозой инвалидизации пациентов молодого возраста и снижением общей продолжительности жизни.

Не занимаются спортом-38 % мальчиков, 59 % девочек. И если совсем не заниматься спортом, то с организмом произойдет восемь неприятных вещей: испортится цвет лица, появится одышка, захочется больше сладкого, ухудшится работа мозга, ухудшится самочувствие, мышцы станут слабыми, упадет самооценка.

Успешная профилактика социально значимых заболеваний возможна следуя основным направлениям в деятельности по формированию здорового образа жизни:

-формирование навыков укрепления здоровья: личная гигиена, рациональное питание; оптимальное сочетание работы и отдыха; двигательная активность; закаливание; отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков);

-проведение профилактических осмотров-диспансеризации-ежегодно, профилактических прививок;

-текущая повседневная информация, беседы для больных с Артериальной гипертензией.

Формула здорового образа жизни-это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшения здоровья.

Читайте также: