Профилактика наркомании вич инфекции вредных привычек

Обновлено: 11.05.2024

ВИЧ остается одной из основных проблем глобального общественного здравоохранения: на сегодняшний день он унес более 35 миллионов человеческих жизней. В 2017 г. от причин, связанных с ВИЧ, во всем мире умерло 940 000 человек.

На конец 2017 г. в мире насчитывалось примерно 36,9 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией, а 1,8 миллиона человек приобрели ВИЧ-инфекцию в 2017 году.
По состоянию на конец 2017 г. 21,7 млн человек с ВИЧ-инфекцией получали пожизненную антиретровирусную терапию (АРТ)

По всему миру АРТ охватывает 80% беременных и кормящих грудью женщин с ВИЧ-инфекцией.

Наиболее пораженным регионом ВОЗ является Африканский регион — здесь в 2017 г. проживало 25,7 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией. На Африканский регион приходится также почти две трети общего глобального числа новых случаев инфицирования ВИЧ.

ВИЧ-инфекцию часто диагностируют с помощью диагностических экспресс-тестов (ДЭТ), которые выявляют наличие или отсутствие антител к ВИЧ. В большинстве случаев результаты тестов можно получить в тот же день; это важно для незамедлительной постановки диагноза и раннего предоставления лечения и ухода.

Ключевыми группами населения являются группы лиц, подвергающихся повышенному риску инфицирования ВИЧ, независимо от типа эпидемии или местных условий. К таким группам относятся: мужчины, имеющие секс с мужчинами, лица, употребляющие инъекционные наркотики, лица, находящиеся в местах лишения свободы и других условиях изолированного пребывания, секс-работники и их клиенты, а также трансгендерные лица.

Ключевые группы населения нередко сталкиваются с правовыми и социальными проблемами, которые возникают в связи с их поведенческими характеристиками, делают их более уязвимыми к ВИЧ и затрудняют доступ к программам тестирования и лечения.

В 2017 г., согласно оценкам, 47% новых случаев инфицирования произошло среди представителей ключевых групп населения и их партнеров.

Лекарства, излечивающего от ВИЧ-инфекции, нет. Однако благодаря эффективному лечению антиретровирусными препаратами (АРВ) вирус можно контролировать и предотвращать его передачу, что позволяет людям с ВИЧ и тем, кто подвергается значительному риску, жить здоровой, долгой и продуктивной жизнью.

По оценкам, в настоящее время только 75% людей с ВИЧ знают свой статус. В 2017 году 21,7 миллиона человек, живущих с ВИЧ, получали антиретровирусную терапию (АРТ) во всем мире.

За период с 2000 по 2017 г. число новых ВИЧ-инфекций уменьшилось на 36%, а уровни смертности, связанной с ВИЧ, снизились на 38%, при этом благодаря АРТ за тот же период было спасено 11,4 миллиона человеческих жизней. Это достижение стало результатом масштабных усилий в рамках национальных программ по ВИЧ при поддержке гражданского общества и целого ряда партнеров в области развития.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает иммунную систему и ослабляет системы защиты людей от инфекций и некоторых типов рака. Вирус разрушает и ослабляет функцию иммунных клеток, поэтому у инфицированных людей постепенно развивается иммунодефицит. Иммунная функция обычно измеряется числом клеток CD4.

Иммунодефицит приводит к повышенной чувствительности к широкому ряду инфекций, онкологических и других заболеваний, которым могут противостоять люди со здоровыми иммунными системами.

Самой поздней стадией ВИЧ-инфекции является синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), который у разных людей может развиться через 2–15 лет. Для СПИДа характерно развитие некоторых типов рака, инфекций или других тяжелых клинических проявлений.

Признаки и симптомы
Симптомы ВИЧ варьируются в зависимости от стадии инфекции. На протяжении нескольких первых месяцев люди с ВИЧ, как правило, наиболее заразны, но многие из них узнают о своем статусе лишь на более поздних стадиях. На протяжении нескольких первых недель после инфицирования у людей может не появляться никаких симптомов или развиться гриппоподобная болезнь, включая лихорадку, головную боль, сыпь или боль в горле.

По мере того как инфекция постепенно ослабляет иммунную систему, у людей могут появляться другие признаки и симптомы, такие как опухшие лимфоузлы, потеря веса, лихорадка, диарея и кашель. При отсутствии лечения у них могут развиться такие тяжелые болезни, как туберкулез, криптококковый менингит, тяжелые бактериальные инфекции и онкологические заболевания, в частности лимфомы и саркома Капоши, а также другие.

Передача инфекции
ВИЧ может передаваться через разные жидкости организма инфицированных людей, такие как кровь, грудное молоко, семенная жидкость и вагинальные выделения. Люди не могут заразиться при обычных повседневных контактах, таких как поцелуи, объятия и пожатие рук, или при совместном пользовании личными предметами и употреблении продуктов питания или воды.

Факторы риска
Формы поведения и условия, повышающие риск заражения людей ВИЧ, включают в себя:

незащищенный анальный или вагинальный секс;
наличие другой инфекции, передаваемой половым путем, такой как сифилис, герпес, хламидиоз, гонорея и бактериальный вагиноз;
совместное пользование зараженными иглами, шприцами и другим инъекционным оборудованием и растворами наркотиков при употреблении инъекционных наркотиков;
небезопасные инъекции, переливания крови, пересадки тканей, медицинские процедуры, включающие нестерильные разрезы или прокалывание;
случайные травмы от укола иглой, в том числе среди работников здравоохранения.

Диагностика
Серологические тесты, такие как ДЭТ или иммуноферментный анализ (ИФА), выявляют наличие или отсутствие антител к антигенам ВИЧ-1/2 и/или ВИЧ-p24. Никакой тест на ВИЧ по отдельности не позволяет поставить ВИЧ-позитивный диагноз. Такие тесты важно проводить в комбинации друг с другом и в определенной, специально подобранной последовательности, зависящей от распространенности ВИЧ среди тестируемого населения. ВИЧ-инфекцию можно выявлять с высокой степенью точности, выполняя преквалифицированные ВОЗ тесты в соответствии с утвержденным алгоритмом исследования.

Важно отметить, что серологические тесты не выявляют напрямую сам ВИЧ, а обнаруживают антитела, вырабатываемые организмом человека в процессе борьбы его иммунной системы с чужеродными патогенами.

У большинства людей антитела к ВИЧ вырабатываются в течение 28 дней, и поэтому на ранней стадии инфекции, в течение так называемого периода серонегативного окна, антитела не выявляются. Этот ранний период инфекции является периодом наибольшей инфекционности, однако передача ВИЧ может происходить на всех стадиях инфекции.

Надлежащей практикой является также проведение повторного тестирования всех людей, первоначально диагностированных как ВИЧ-позитивные, до их включения в программы по уходу и/или лечению для исключения каких-либо потенциальных ошибок в тестировании или отчетности. Не следует, однако, повторять тесты уже после того, как лицу был поставлен диагноз ВИЧ и начато лечение.

Особую трудность представляет собой тестирование и диагностика младенцев, контактировавших с ВИЧ-инфекцией. Для обнаружения ВИЧ-инфекции у новорожденных и детей в возрасте до 18 месяцев недостаточно серологического тестирования, поэтому для выявления наличия вируса у младенцев, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, должно проводиться вирусологическое тестирование (по достижении ими шести недель или сразу после рождения). В настоящее время, однако, получают распространение новые технологии, позволяющие провести тест в месте оказания помощи и получить результат в тот же день, ускорив тем самым предоставление ухода и лечения.

Услуги тестирования на ВИЧ
Тестирование на ВИЧ должно быть добровольным, и должно признаваться право на отказ от тестирования. Обязательное или принудительное тестирование по инициативе медицинского учреждения, органа власти, партнера или члена семьи недопустимо, так как подрывает надлежащую практику общественного здравоохранения и нарушает права человека.

Вводятся новые технологии, позволяющие людям тестироваться самостоятельно, и многие страны вводят самотестирование в качестве дополнительного варианта для содействия диагностике ВИЧ. Самотестирование на ВИЧ — процесс, в ходе которого человек, желающий знать свой ВИЧ-статус, берет образец для анализа, проводит тест и в одиночку либо вместе с доверенным лицом интерпретирует его результаты. Самотестирование на ВИЧ не позволяет поставить окончательный ВИЧ-позитивный диагноз; это первоначальный тест, требующий дальнейшего тестирования, проводимого работником здравоохранения.

Все услуги по тестированию на ВИЧ должны предоставляться с соблюдением пяти принципов, рекомендуемых ВОЗ:

информированное согласие;
конфиденциальность;
консультирование;
правильные результаты тестирования;
связь (со службами по уходу, лечению и другими службами).

Профилактика
Риск ВИЧ-инфицирования можно снизить путем ограничения воздействия факторов риска. Основные подходы к профилактике ВИЧ, часто используемые в сочетании друг с другом, описаны ниже.

Использование мужских и женских презервативов
Правильное и постоянное использование мужских и женских презервативов во время вагинального или анального секса может защитить от распространения инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ. Фактические данные свидетельствуют о том, что мужские латексные презервативы защищают на 85% или более от передачи ВИЧ и от других инфекций, передаваемых половым путем (ИППП).

Тестирование на ВИЧ и ИППП и консультирование
Всем людям, подвергающимся воздействию каких-либо факторов риска, настоятельно рекомендуется тестирование на ВИЧ и другие ИППП, с тем чтобы они могли узнать о своем инфекционном статусе и незамедлительно получить доступ к необходимым услугам по профилактике и лечению. ВОЗ также рекомендует предлагать тестирование партнерам или парам. Помимо этого, ВОЗ рекомендует использовать схемы содействия в информировании партнеров о ВИЧ-инфекции, позволяющие помогать ВИЧ-инфицированным людям сообщать о своем статусе партнерам, либо самостоятельно, либо при поддержке поставщиков медицинских услуг.

Тестирование на туберкулез, консультирование и направление на лечение
Туберкулез является самой распространенной клинически выраженной болезнью и причиной смерти среди людей с ВИЧ. Без выявления и лечения она приводит к смертельному исходу и является основной причиной смерти среди людей с ВИЧ — примерно каждый третий случай смерти, связанной с ВИЧ, происходит от туберкулеза.

Раннее выявление этой инфекции и незамедлительное предоставление противотуберкулезных препаратов и АРТ могут предотвращать эти случаи смерти. Службы помощи ВИЧ-инфицированным должны регулярно предлагать пациентам скрининг на туберкулез, а всем пациентам с предполагаемым или диагностированным туберкулезом должно предлагаться тестирование на ВИЧ. Всем людям, у которых диагностированы ВИЧ и активный туберкулез, рекомендуется незамедлительно предоставлять эффективное лечение от туберкулеза (в том числе туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью) и АРТ. Всем людям с ВИЧ без туберкулеза в активной форме должна предлагаться профилактическая терапия туберкулеза.

Добровольная медицинская мужская циркумцизия (ДММЦ)
Медицинская мужская циркумцизия (обрезание крайней плоти) снижает риск приобретения мужчинами ВИЧ-инфекции при гетеросексуальных контактах примерно на 60%. Это одна из основных мер профилактики, поддерживаемая в 15 странах в Восточной и Южной Африке (ВЮА) с высокими уровнями распространенности ВИЧ и низкими показателями мужской циркумцизии. ДММЦ также считается эффективным способом охватить мужчин и юношей подросткового возраста, которые нечасто обращаются за медицинской помощью. С тех пор как в 2007 г. ДММЦ была рекомендована ВОЗ в качестве дополнительной стратегии профилактики, почти 15 миллионам мальчиков подросткового возраста и мужчин в ВЮА был оказан комплекс услуг, включающий тестирование на ВИЧ и информирование о безопасном сексе и использовании презервативов.

Использование антиретровирусной терапии для профилактики
Профилактические преимущества АРТ
Испытание, проведенное в 2011 году, показало, что в случае соблюдения ВИЧ-позитивным человеком эффективной схемы АРТ риск передачи вируса его неинфицированному сексуальному партнеру может быть снижен на 96%. Рекомендация ВОЗ в отношении АРТ для всех людей с ВИЧ будет способствовать значительному снижению уровней передачи ВИЧ.

Предэкспозиционная профилактика (ПрЭП) для ВИЧ-негативного партнера
Пероральная ПрЭП ВИЧ — это ежедневный прием людьми, неинфицированными ВИЧ, АРВ в целях предотвращения ВИЧ-инфицирования. Было проведено более 10 рандомизированных контролируемых исследований, продемонстрировавших эффективность ПрЭП в снижении уровней передачи ВИЧ среди целого ряда групп населения, включая серодискордантные гетеросексуальные пары (пары, в которых один партнер инфицирован, а другой — нет), мужчин, имеющих секс с мужчинами, трансгендерных женщин, гетеросексуальные пары высокого риска и потребителей инъекционных наркотиков.

ВОЗ рекомендует ПрЭП в качестве одного из вариантов профилактики для людей, подвергающихся значительному риску ВИЧ-инфицирования, в качестве составной части комбинированных подходов к профилактике. ВОЗ также распространила данные рекомендации на ВИЧ-негативных женщин в период беременности или кормления грудью.

Уменьшение вреда для потребителей инъекционных наркотиков
Люди, употребляющие инъекционные наркотики, могут соблюдать меры предосторожности для предотвращения ВИЧ-инфекции путем использования стерильного инъекционного оборудования, включая иглы и шприцы, для каждой инъекции, а также отказа от совместного с другими использования приспособлений для употребления наркотиков и растворов наркотических веществ. Лечение зависимости, и, в частности, опиоидная заместительная терапия для людей с опиоидной зависимостью, также помогает уменьшить риск передачи ВИЧ и способствует соблюдению режима лечения ВИЧ. Полный пакет мероприятий по профилактике и лечению ВИЧ включает:

программы по распространению игл и шприцев;
опиоидную заместительную терапию для людей с опиоидной зависимостью и лечение зависимости от других психоактивных средств на основе фактических данных;
тестирование и консультирование в отношении ВИЧ;
лечение и уход при ВИЧ;
информирование и разъяснительную работу по вопросам снижения вреда, а также выдачу налоксона;
обеспечение доступа к презервативам;
ведение ИППП, туберкулеза и вирусного гепатита.

Ликвидация передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку
Передача ВИЧ от ВИЧ-позитивной матери ее ребенку во время беременности, схваток, родов или грудного вскармливания называется вертикальной передачей инфекции, или передачей инфекции от матери ребенку (ПИМР). При отсутствии каких-либо мер вмешательства показатели передачи ВИЧ от матери к ребенку варьируются в пределах 15-45%. Такую передачу инфекции можно почти полностью предотвратить при условии, что и мать и ребенок получают АРВ-препараты на как можно более ранних этапах беременности и в период грудного вскармливания.

ВОЗ рекомендует предоставление пожизненной АРТ всем людям с ВИЧ, независимо от числа клеток CD4 или клинической стадии болезни, в том числе женщинам во время беременности или грудного вскармливания. В 2017 г. 80% из предположительно 1,1 миллиона беременных женщин с ВИЧ во всем мире получали антиретровирусные препараты для предотвращения передачи инфекции их детям. Все больше стран достигает очень низких показателей ПИМР, а в некоторых странах (Армения, Беларусь, Куба и Таиланд) была официально подтверждена ликвидация ПИМР ВИЧ как проблемы общественного здравоохранения. Некоторые страны с высоким бременем ВИЧ-инфекции также делают шаги в направлении устранения этой проблемы.

Лечение
ВИЧ можно ослаблять с помощью комбинированной АРТ, состоящей из трех или более препаратов АРВ. АРТ не излечивает ВИЧ-инфекцию, но подавляет репликацию вируса в организме человека и содействует укреплению его иммунной системы и восстановлению ее способности бороться с инфекциями.

В 2016 году ВОЗ выпустила второе издание Сводного руководства по использованию антиретровирусных препаратов для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции. В этом руководстве рекомендуется обеспечивать пожизненной АРТ всех людей с ВИЧ, включая детей, подростков и взрослых, беременных и кормящих женщин независимо от клинического статуса или числа клеток CD4. К середине 2018 г. эту рекомендацию приняли 163 страны, в которых проживает 98% всех людей с ВИЧ в мире.

Сводное руководство по использованию антиретровирусных препаратов для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции — на английском языке
В руководство 2016 г. включены новые альтернативные варианты АРВ, отличающиеся большей переносимостью и эффективностью и меньшей частотой прерывания лечения по сравнению с используемыми в настоящее время лекарственными средствами: долутегравир + низкодозовый эфавиренз в качестве терапии первого ряда и ралтегавир + дарунавир/ритонавир в качестве терапии второго ряда.

Переход на долутегравир уже начался в странах с низким и средним уровнем доходом и, как ожидается, повысит стабильность схемы лечения и качество помощи людям с ВИЧ. Несмотря на улучшения, варианты лечения младенцев и детей младшего возраста по-прежнему ограничены. По этой причине ВОЗ и партнеры координируют усилия для содействия более быстрой и результативной разработке и внедрению подходящих для этих возрастов педиатрических форм или антиретровирусных средств.

С учетом новых рекомендаций ВОЗ в отношении лечения всех людей с ВИЧ, число людей, отвечающих критериям АРТ, увеличилось с 28 миллионов до 36,9 миллиона человек.

В 2017 г. 21,7 миллиона человек с ВИЧ в мире получали АРТ, таким образом, в глобальном масштабе ею было охвачено 59% взрослых пациентов и детей. Тем не менее, требуются дополнительные усилия по расширению лечения, особенно детей и подростков. В 2017 г. только 52% из них получали препараты АРВ, поэтому ВОЗ оказывает поддержку странам в активизации их усилий по своевременной диагностике и лечению лиц из числа этих уязвимых групп населения.

Расширение доступа к лечению является одной из центральных задач, выдвинутых на 2020 г., с тем чтобы вернуться к запланированным темпам ликвидации эпидемии СПИДа к 2030 году.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема: «Воспитательная работа в классах.

Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие и СПИДом. Не менее распространены, по статистике, в подростковой среде алкоголизм и табакокурение.

Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, получить своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию.

Направления нашей работы работы:

Работа с детьми:

-Общая воспитательная педагогическая работа с детьми

Работа с педагогическим составом:

-Подготовка учителей к ведению профилактической работы

Организационно – методическая работа

Работа с родителям:

-Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

Работа с организациями, ответственными за осуществление профилактической работы

Цели нашей работы:

1. выработать представление о негативном влиянии вредных привычек, ПАВ

2. создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек обучающихся

3. предоставить обучающимся объективную информацию о последствиях ПАВ

4. сформировать у обучающихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам,курению .

Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществляется по трем направлениям:

- профилактика и оздоровление –физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно—консультативная работа – беседы мед. работника , классные часы, родительские собрания, внеурочная деятельность. Ведется работа с семьями, находящимися в трудном положении. Проводятся индивидуальные беседы на дому с учащимися, а так же с родителями и опекунами учащихся, о правилах поведения.

В своей работе мы взаимодействуем с разными субьектами профилактики: отдел образования, инспектор ПДН, КДН и ЗП.

Главные ошибки современных семей:

-нехватка семейного общения;

-безразличность в делах детей;

-злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Ведется постоянная работа с родителями: профилактические беседы, индивидуальные консультации по пропаганде здорового образа жизни, оказывается помощь в организации отдыха и оздоровления детей, обеспечение детей льготным питанием.

План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования, организацию конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, состоящих на различных видах учета; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, ролевые игры, тренинги, классные и информационные часы и др.

Работа классных руководителей направлена на формирование у учащихся личной ответственности за своё здоровье, оказание помощи учащимся в осознании своего отношения к здоровью и возможным путям его сохранения.

Классные руководители уделяют большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того, чтобы бороться с вредными привычками, необходимо в первую очередь сформировать у учащихся отрицательное к ним отношение. С этой целью учителя организовали профилактическую просветительскую работу через внеурочную деятельность.

При этом роль классного руководителя заключается в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставлении максимальной возможности детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.

Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей.

Пропаганда здорового образа жизни носит навязчивый характер, классные руководители ее начинают с неформальных, не регламентируют строго время проведения, стараются узнать привычки, наклонности учеников, используют различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок.

В своем классе я проводила следующую работу:

3. Организованы просмотры видеофильмов о вреде наркотиков, викторины.

5. Проведение различных спортивных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни

6. Принимали участие в ряде акций по антинаркотической пропаганде.

8. Состоялись встречи с старшим инспектором ПДН отделения ОУУП и ПДН отдела МВД России по Новоаннинскому району капитаном полиции Афониным А.Ю. В своем выступлении он рассказал о видах наркотиков, о том, что становится с людьми, которые принимают наркотики, как становятся наркоманом, почему это происходит с нашими подростками, какая проводится работа отделом полиции по выявлении наркозависимых людей.

9. Принимали участие в проведение общешкольных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения

10. В школьной библиотеке библиотекарем в помощь классным руководителям сделана подборка материалов для бесед и классных часов по темам

Важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формирования здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В связи с этим со стороны классных руководителей установлен ежедневный контроль за успеваемостью учащихся, за посещаемостью уроков. Некоторые учащиеся нашей школы поставлены на профилактический учет в КДН, для них разработаны индивидуальные воспитательные программы.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Сценарий профилактического мероприятия

Возрастная группа детей: 10-16 лет

Составитель: Мешкова Ясемен Шахмурадовна,

классный руководитель 5а класса МКОУ Листопадовской СОШ

Пояснительная записка

Актуальность:

Цель: создание условий для формирования негативного отношения к употреблению наркотических и ПАВ среди школьников.

Повысить уровень информированности подростков по данной проблематике;

Стимулировать размышления подростков о причинах и последствиях наркомании;

Формировать устойчивую позицию отказа в отношении наркотиков;

Стимулировать распространение информации о проблеме наркомании.

Подготовительный этап

Оформить аудиторию (круглый стол; можно зажечь свечи).

Основной этап

Педагогическая задача: выявить уровень информированности данной группы подростков по обсуждаемым проблемам.

Однократное применение кокаина вызывает смерть.

Наркомания – это вредная привычка.

Наркотики оказывают мощный психотропный эффект.

СПИД – болезнь наркоманов.

Наркоманы не попадают в тюрьму.

У наркомана есть будущее.

Ответы комментируются.

Педагогическая задача: стимулировать чувство собственной уникальности через переживание ситуации зависимости.

Педагогическая задача: способствовать рефлексии отношения подростков к данной проблеме, получению информационного опыта.

Анаша – это наркотик.

Наркоманов нужно изолировать от общества.

Нужна ли легализация наркотиков?

Знаете ли вы, где можно взять наркотик?

Можно ли разрешить женщине-наркоманке родить ребенка.

Наркоманы чаще подвержены заражению СПИДом.

Наступает ли зависимость после первого употребления наркотиков?

Считаете ли вы, что в жизни можно попробовать все?

Знает ли вы, куда можно обратиться за помощью?

Отношение к наркотикам и наркоманам в обществе;

Каков риск стать зависимым от наркотиков;

Забота о здоровье будущего поколения.

Педагогическая задача: стимулировать размышления о причинах, побуждающих принимать наркотики, и осознание негативных последствий, связанных с этим.

Педагогическая задача: смоделировать варианты поведения в критической ситуации; научить мотивированно, отказываться от предложенных наркотиков.

Заключительный этап

Ведущий: «Как вы думаете, когда отказ звучит эффективнее – когда говоришь тихо или громко?

И в последний раз пусть поработают цветные карточки. Ответьте поднятие карточки на вопрос: было ли для вас это мероприятие полезным?

Наше мероприятие подошло к концу, и вы поняли, что наркотики приносят вред здоровью. Я предлагаю вам написать письмо с обращением к вашим сверстникам о вреде наркотиков.

В условиях современного развития общества, с его социально-экономической нестабиль­ностью, ростом детской преступности, наркомании, алкоголизма и проституции среди несо­вершеннолетних ведущая роль в становлении личности ребенка принадлежит семье и школе, т.к. семья является источником первоначальной социализации, а школа является центром со­циально-культурной и образовательной работы с развивающейся и формирующейся лично­стью ребенка.

Превентивное обучение представляет собой молодую область педагогической деятельно­сти, в которой тесно переплетены педагогика, практическая психология и медицинская про­филактика.

Цель превентивного обучения - научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоро­вье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление психо­активных веществ и ВИЧ-инфекция. Стержнем превентивного обучения является формиро­вание личной ответственности учащихся за свои поступки и здоровье. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рацио­нального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группо­вого давления.

Переход к развивающему обучению, т.е. центрированному прежде всего не на усвоении знаний, а на развитии личности, мотивации, когнитивных структур, построенное как решение практических задач - это одна из основных тенденций современного превентивного обучения. Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными, а используются актив­ные методы обучения в группе - кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дис­куссия, ролевое моделирование, "аквариум", упражнения-энергизаторы.. Активно усвоенное знание становится личностным знанием, т.е. включенным в структуру личности, связанным с деятельностью, образом мира, навыками, мотивацией.

В последнее время социально-психологический тренинг стал одним из самых эффектив­ных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое развора­чивается в рамках так называемого "группового процесса" (это определенный путь эволюции любой тренинговой группы, проходящей через стадии знакомства, внутригрупповой агрес­сии, сплоченности и глубокого, наполненного положительными эмоциями общения), обеспе­чивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познава­тельной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга. Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созда­нием на первом этапе тренинга "правил группы". В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д.

Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.

Кооперативное обучение - это метод групповой работы, при котором участники объеди­няются в небольшие группы от 2 до 8 человек (оптимальное количество-5 человек), взаимо­действуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-рас­пределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать каче­ства социальной и личностной компетентности учащихся.

Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построен­ных игр интенсифицировать межличностное общение и активно решать поставленные за­дачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу - доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значи­мых ситуациях.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и уста­новки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с раз­ных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.

Энергизатор - короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обу­чение, получить удовольствия от учебы. Энергизаторы позволяют ученикам проявить различные способности: телесно-кинестети­ческие, музыкально-ритмические, визуально-пространственные, способности к межличностному взаимодействию.

"Аквариум" - это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего - являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества учащихся и аналитические умения.

Преимущество активных методов превентивного обучения неоспоримо, так как они способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.


Социально значимые заболевания представляют собой колоссальный ущерб для общества, связанный с высокой заболеваемостью, временной нетрудоспособностью, инвалидностью и смертностью. Комплексный подход к лечению требует огромных затрат на диагностику, реабилитацию, профилактику преждевременной смертности, социальную поддержку, а так же превентивную борьбу с преступностью (при наркомании и алкоголизме). К социально значимым заболеваниям относятся недуги, которые представляют угрозу сразу для большого числа людей. Их распространение связывают с высокой смертностью и даже повышенным показателем преступности. Признаки социально-значимого заболевания: Массовость. Патология быстро распространяется среди населения. Как правило, реальное число заболевших намного больше, чем по официальным данным. Высокий показатель ежегодного прироста количества пострадавших людей. Человек не может полноценно взаимодействовать с социумом. Заболевание представляет опасность для окружающих. Характер патологии может быть как инфекционным, так и неинфекционным.

Очевидно, что большинство социально значимых болезней связаны друг с другом и возникновение одной из них предрасполагает к развитию других. Основополагающей задачей по предотвращению социально значимых заболеваний является борьба с факторами риска их развития. Число факторов риска огромно и с каждым годом возрастает. Из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни, удельный вес которого в развитие заболеваний превышает 50 % всех факторов воздействий. Остальные 50% приходятся на генетические факторы, факторы окружающей среды, медицинские факторы. В то же время, по данным ВОЗ, приверженность здоровому образу жизни населения России очень низкая:

Детство и подростковый возраст – очень уязвимые периоды жизни. На этих этапах алкоголизация в основном носит неосознанный характер. В большинстве случаев ребенок начинает потреблять спиртное необдуманно и нисколько не задумывается о возможных последствиях. Кроме того, распитие спиртного чаще осуществляется не исходя из личных потребностей, а под воздействием сторонних факторов. Алкоголизм — страшная болезнь, которая по распространению на Земле занимает третье место после сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Вследствие неоднократных приемов алкоголя зависимость от него возрастает, при отсутствии алкоголя человек начинает ощущать болезненное состояние, которое тяжело переносится. Резко снижается трудоспособность, возникает головная боль, дрожат конечности, человека знобит - это характерные симптомы абстинентного синдрома (алкогольного похмелья). Чтобы добыть алкогольный напиток больной идет на любые действия, в том числе и преступные, готов снять из себя последнюю одежду, вынести все из дома. И никто в большинстве случаев не проводит параллели между собственным опытом употребления небольших доз алкоголя с последующей деградацией и превращением в человека с тяжелой алкогольной зависимостью.

Избыточный вес в детстве – значимый фактор ожирения во взрослом возрасте: 50% детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80%. В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у детей и подростков: в развитых странах мира 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением. Значимость проблемы ожирения определяется угрозой инвалидизации пациентов молодого возраста и снижением общей продолжительности жизни.

Не занимаются спортом-38 % мальчиков, 59 % девочек. И если совсем не заниматься спортом, то с организмом произойдет восемь неприятных вещей: испортится цвет лица, появится одышка, захочется больше сладкого, ухудшится работа мозга, ухудшится самочувствие, мышцы станут слабыми, упадет самооценка.

Успешная профилактика социально значимых заболеваний возможна следуя основным направлениям в деятельности по формированию здорового образа жизни:

-формирование навыков укрепления здоровья: личная гигиена, рациональное питание; оптимальное сочетание работы и отдыха; двигательная активность; закаливание; отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков);

-проведение профилактических осмотров-диспансеризации-ежегодно, профилактических прививок;

-текущая повседневная информация, беседы для больных с Артериальной гипертензией.

Формула здорового образа жизни-это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшения здоровья.

Читайте также: