Профилактика вич инфекции среди молодежи дипломная работа

Обновлено: 25.04.2024

Понятие социального явления. Проектирование профилактических мероприятий. Нормативно-правовое обеспечение профилактики ВИЧ-инфекции. Анализ эпидемиологической ситуации. Необходимость совершенствования системы профилактики среди молодежи г. Вологда.

Рубрика Социология и обществознание
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 17.06.2017
Размер файла 347,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

При показателе в среднем по области 121,3% на 3 территориях план обследования населения на ВИЧ - инфекцию выполнен ниже 70% (Вологодский, Междуреченский, Никольский районы); на 1 территории выполнение плана составило от 71 до 81% (Усть - Кубенский район); на 9 территориях от 81 до 91% (Сямженский, Бабаевский, Грязовецкий, Кирилловский, Вашкинский, Сокольский, Устюженский, Шекснинский, Череповецкий); на 4 территориях от 91 до 100% (Белозерский, Вожегодский, Кадуйский, Харовский районы) На 100% и выше план обследования населения на ВИЧ - инфекцию выполнен в Бабушкинском, В-Устюгском, Верховажском, Вытегорском, Кичм-Городецком, Нюксенском, Тарногсклм, Тотемском, Чагодощенском районах, г. Вологда и Череповец (11 территорий).

В таблице 1 представлена численность впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции с разбивкой по возрастным группам в период с 2013 по 2016 год.

Таблица 2.1 - Численность впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции

По области в целом

2016 год (за 4 месяца)

Основные характеристики по профилактике ВИЧ-инфекции в Вологодской области представлены в таблице 2.2 [25].

Таблица 2.2 - Характеристики по профилактике ВИЧ-инфекции в Вологодской области

Финансирование мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, млн. руб.

Обследовано на антитела, тыс. чел.

Охват населения обследованиями, %

Показатель заболеваемости ВИЧ - инфекцией в области по сравнению со среднероссийским уровнем.

По данным таблицы видно, что охват населения обследованиями возрос по сравнению с 2014 годом на 13,9%, по сравнению с 2013 годом - на 8,5%, но остается достаточно невысоким - 20,4%.

Финансирование профилактических мероприятий увеличилось на 55,4% в 2015 году по сравнению с 2014 и на 1,01% по сравнению с 2013 годом.

Численность обследованных на антитела в 2015 году увеличилась на 1,13% по сравнению с 2014 годом и на 1,08% по сравнению с 2013 годом.

На лечение одного больного расходуется 67521,73 рублей в год, при этом терапию необходимо проходить всю жизнь. В это же время на проведение профилактики заболеваемости ВИЧ-инфекцией на одного жителя России в год приходится порядка 69 копеек [26].

На данный момент Центр по профилактике инфекционных заболеваний ведет разнообразную деятельность в области профилактики, например:

- организация и проведение конкурсов;

- проведение тренингов, лекций, бесед по профилактике ВИЧ/СПИД;

Развернутый отчет по профилактической работы Центра за 2013-2015 года представлен в таблице 3.

Кино/ видео показы

Тренинги для волонтеров

Консультации на приеме

Рабочие встречи с организациями

Интервью/ ТВ показ

Информация на сайт

Распространено информации/ литературы

Разработано методических материалов

Издано новой продукции

По данным таблице видно, что в 2015 году по сравнению с 2014 на 33% увеличилось число проводимых лекций, на 24,5% увеличилось число тренингов, число проводимых акций увеличилось на 15 единиц.

Также в 2015 году значительно увеличилось распространение литературы в 22,3 раза по сравнению с 2014 и в 28,4 раза по сравнению с 2013 годом, что говорит о понимании важности распространения материалов о ВИЧ-инфекции.

В целом за 2015 уменьшилось количество мероприятий на 35% по сравнению с 2014 год. В первую очередь это связано с уменьшением консультаций на приеме на 17%. При этом число участников мероприятий уменьшилось лишь на 1,17% в сравнении с предыдущим 2014 годом и увеличилось на 77% по сравнению с 2013 годом, так как увеличилось число участников на семинарах/тренингах на 19,1% и 52,7%, в викторинах в 3,79 раза и 2,4 раза; в акциях в 13,3 и 8,5 раз по сравнению с 2014 и 2013 годами соответственно.

Деятельность по изготовлению информационных материалов отображена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - деятельность по изготовлению информационных материалов

Количество изданных экземпляров

Проанализировав таблицу 2.4 можно сказать, что издательская деятельность Центра в 2015 году близка к уровню 2013 года (увеличилась на 1%). При этом по сравнению с 2014 годом она упала на 18,5%.

В 2015 году количество наименований изданных материалов увеличилось на 14% по сравнению с 2014 годом и в 4 раза по сравнению с 2013 годом.

Рисунок 2.2 - Распределение профилактических мероприятий в г. Вологда по месяцам

По рисунку 2.2 видно как распределяются мероприятия по профилактике по месяцам в течение года. Сильным недостатком является отсутствие систематического освещения данной проблемы среди учащихся и всеобщего охвата молодой аудитории, так как в основном мероприятия приурочены ко Дню борьбы со СПИД/ВИЧ (1 декабря).

Количество мероприятий, проводимых Центром в СОШ, и количество участников представлено в таблице 4.

Таблица 2.5 - Мероприятия, проводимые в СОШ

% от общего числа

% от общего числа

По таблице 2.5 можно сделать вывод о том, что удельный вес мероприятий для школьников в общем числе мероприятий Центра достаточно мал, охват учащихся школ также невелик по отношению к общему числу участников.

Также было проведено исследование среди учащейся молодёжи г. Вологда, которое позволило выявить, что у 63,5% учащихся тема ВИЧ не освещалась в учебном заведении, но 79% опрошенных желают этого. Также всего лишь 57% читают тему ВИЧ актуальной для каждого.

Среди опрошенных 55% не знают свой статус ВИЧ, а 52% не знают где пройти тест на ВИЧ/СПИД.

Результаты исследования по возрастным категориям представлены в таблице 2.6. Анкета опроса учащихся в приложении 1.

Таблица 2.6 - Результаты исследования среди учащихся по возрастным категориям

Тема ВИЧ не освещалась в учебном заведении, %

Желают, чтобы тема ВИЧ освещалась в учебном заведении, %

Считают, что проблема ВИЧ касается каждого, %

Не знают свой статус ВИЧ,%

Не знают, где пройти тест на ВИЧ, %

В целом среди опрошенных:

Как видно из исследования самыми не проинформированными о теме ВИЧ/СПИД оказалась группа учащихся в возрасте от 15 до 19 лет.

1. Можно ли снизить риск ВИЧ-инфицирования, если иметь половые контакты только с одним верным партнером, у которого нет ВИЧ-инфекции?

2. Можно ли снизить риск ВИЧ-инфицирования, если использовать презерватив при каждом сексуальном контакте?

3. Может ли здоровый на вид человек иметь ВИЧ?

4. Можно ли заразиться ВИЧ через укус комара?

5. Можно ли заразиться ВИЧ, если принимать пищу совместно с ВИЧ-инфицированным?

Таблица 2.7 - Результаты анкетирования

Процент ответивших верно на вопрос 1, %

Процент ответивших верно на вопрос 2, %

Процент ответивших верно на вопрос 3, %

Процент ответивших верно на вопрос 4, %

Процент ответивших верно на вопрос 5, %

Процент ответивших верно на все вопросы теста, %

В целом среди опрошенных:

Например, в 2010 году была предпринята попытка провести занятия с учениками в 5 школах города, но сотрудники Центра получили запрет на обсуждение ряда вопросов, без которых обсуждение проблемы ВИЧ/СПИДа не имеет смысла.

При опросе в 2013 г. работниками Центра социологии образования РАО большой группы московских школьников установили, что доля мальчиков, имеющих сексуальный опыт, увеличивается с 5,9% в седьмом классе до 27,6% в девятом и 56,3% в одиннадцатом классе, а доля девушек -- соответственно с 2,7 до 12,9% и 35,2%.

С учетом все более раннего возраста начала сексуальной возрастает потребность полового воспитания среди молодежи в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа.

Сотрудники Центра рассказали, что в первую очередь необходимо показать серьезность ситуации именно учителям, но зачастую сделать это достаточно сложно, поэтому выход в школы не имеет широкого распространения.

Также был проведен опрос среди директоров школ города Вологда. Проанализировав данные, можно сделать вывод, что лишь 19% директоров согласны, чтобы Центр провел тренинг для учеников; 39% согласны, но с некоторыми ограничениями, например, не затрагивать тему полового воспитания; 42% отказались бы от тренинга, так как считают, что детей данная проблема не касается, либо им слишком рано знать об этом. Таким образом большинство директоров школ сдерживают рост профилактических мероприятий для молодежи города и мешают учащимся с раннего возраста осознавать значимые проблемы и знать, как данных проблем можно избежать.

На данный момент работа с СОШ проходит по системе договоренности: например, педсостав уже знает сотрудников отдела, и в каком формате проходят тренинги и семинары с детьми, учителя видят положительный результат данной работы, поэтому ежегодно приглашают специалистов Центра.

Еще одним способом взаимодействия Центра и СОШ может стать обязательное проведение семинаров по данной теме школе в результате указаний методических рекомендаций для школ от Департамента Образования Вологодской области. В таком случае администрация СОШ сама связывается с Центром по профилактике инфекционных заболеваний и договаривается о времени и месте проведения слушания.

Также было установлено, что главными пробелами в знаниях являются такие темы как права ВИЧ-инфицированного человека, толерантность к ВИЧ-больному и деторождение у больных.

По результатам исследования виден низкий уровень освещения темы ВИЧ в учебных заведениях. Также уязвимость несовершеннолетних и молодежи перед ВИЧ-инфекцией связана не только с неполнотой у них адекватной информации о ВИЧ/СПИДе, ее бессвязностью, бессистемностью, но и с тем, что молодежь нередко не может соединить полученные знания реального риска с необходимостью безопасного и ответственного поведения. Поэтому следует разработать комплекс мероприятий по работе профилактического органа со школами города Вологды, цель которых - обширное раскрытие темы ВИЧ/СПИД и выработка необходимых жизненных навыков.

В последние годы было получено много данных о методах в сфере образования, которые являются наиболее эффективными. В частности была выявлена важность обеспечения взаимодействия различных действующих лиц государственных ведомств и гражданского общества в области профилактического образования. Было доказано, что если сама целевая группа (например, молодежь) включена в процесс разработки и внедрения профилактического образования, то возможность достижения положительных результатов намного выше. Также было показано, что принятие информации о ВИЧ и СПИДе сильнее влияет на поведение, когда происходит в контексте приобретения жизненных навыков, формирования чувства ответственности и уверенности в себе. Во многих странах программы профилактического образования на основе жизненных навыков разработаны и включены в учебные планы при официальной поддержке Министерства образования.

Проекты, которые предусматривают профилактику ВИЧ-инфекции, в которых целевую группу составляет молодое поколение, представляют собой такой тип проектов, которые нуждаются в растущем вовлечении молодых людей.

В Вологде же на данный момент отсутствуют систематические работы по профилактике ВИЧ/СПИДа среди молодежи, учащиеся не вовлекаются в процесс разработки и внедрения профилактического образования.

Также отсутствуют каналы информации по проблемам, которые интересуют молодёжь в сфере заболевания. То есть центр по профилактике не знает, что конкретно уже знают учащиеся и какие темы необходимо затрагивать при освещении вопросов о ВИЧ/СПИД.

В связи с вышеизложенным предлагается ряд мер по внедрению системы профилактики ВИЧ/СПИДа среди молодежи.

3. СОВЕРШЕНСВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

3.1 Обоснование необходимости совершенствования системы профилактики ВИЧ-инфекции среди молодежи г. Вологда

На данный момент в России развитию здравоохранения уделяется приоритетное внимание. Однако, к сожалению, по-прежнему остро стоит вопрос распространения ВИЧ/СПИД, особенно среди молодежи. Число зараженных с каждым днем растет. Это, несомненно, вопрос национальной безопасности и настоящая трагедия для страны.

Фонд социально-культурных инициатив совместно с другими общественными организациями выступили с инициативой привлечь внимание к проблеме распространения ВИЧ/СПИД на территории Российской Федерации.

Всероссийская акция по борьбе с ВИЧ/СПИД приурочена к Всемирному дню памяти жертв СПИДа, который проходит во всем мире в третье воскресенье мая, в этом году - 15 мая 2016 г.

Главная задача Акции - привлечение внимания общественности к проблеме распространения заболевания на территории России, информирование жителей страны об основных способах профилактики, методах его своевременной диагностики и необратимости последствий в случае его развития; формирование сознательного и ответственного поведения у молодежи (в особенности - у студентов).

Проект поддержали Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Союз ректоров России, ведущие государственные вузы России, а также Русская Православная Церковь и Союз студенческих СМИ [6].

При этом данная акция обошла Вологду стороной. Следовательно. Наш город необходимо просвещать иными методами.

Таким образом, мы наблюдаем значимость профилактики ВИЧ-инфекции не только на федерльном, но и местном уровне.

3.2 Разработка проекта по профилактике социальных явлений среди молодежи в г. Вологда

Предлагаю внедрение проекта профилактики ВИЧ-инфекции среди учеников 9-11 классов.

Предлагается внедрение проекта для учеников старших классов для информирования о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Цель мероприятия: повышение уровня знаний учащихся младших учебных заведений, специалистов учреждений образования по вопросам выявления, лечения, профилактики ВИЧ-инфекции, дискриминации и толерантности к людям, живущих с ВИЧ/СПИДом.

- проведение обучающих семинаров для учащихся образовательных учреждений города Вологды.

Семинары проходят в школе на внеурочных занятиях. Информация выдается медицинскими работниками и ВИЧ-инфицированными гражданами;

- распространение информационных материалов среди учащихся и педагогов;

- проведение социологических исследований среди молодежи с целью изучения информированности по проблеме ВИЧ-инфекции;

- прохождение учениками анализа на ВИЧ инфекцию в лабораториях.

Данный проект предполагает взаимодействие департамента образования вологодской области с Центром по профилактике и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями.

От департамента образования предполагается обязать директоров всех школ пройти тренинг в Центре с целью получения точной информации об актуальности данной проблемы для молодежи, понимания как будет проходить тренинг с учениками, снятия барьеров передачи информации для молодого поколения со стороны учителей. Данный этап был внедрен, так как по результатам опроса бoльшая часть директоров школ отказались бы от проведения данного тренинга для учащихся в силу разны х причин.

Предварительно Департамент здравоохранения согласует сроки проведения семинара с Центром, далее директоры школ разбиваются на две группы и рассылаются указания департаментом образования в СОШ города Вологда.

После прохождения директорами школ семинара Центр и администрации школ согласуют сроки проведения тренингов для учащихся СОШ и рассылаются анкеты для учащихся старших классов на знание темы ВИЧ/СПИД, которые помогут правильно расставить приоритеты тренинга.

Следовательно, проект включает в себя следующие этапы:

1.1. Подготовка необходимых информационных материалов для проведения семинаров со стороны Центра.

1.2. Согласование сроков проведения семинара в центре для Директоров школ с департаментом образования вологодской области.

1.3. Рассылка департаментом образования указаний для СОШ города Вологда об обязательном присутствии на семинаре в центре борьбы со СПИД.

2.1. Прохождение директорами СОШ тренинга в Центре.

2.2. Согласование сроков тренинга для учеников 9-11 классов.

2.3. Проведение первичного анкетирования среди учащихся 9-11 классов.

2.4. Отсылка анкет учащихся школами Центр и Анализ первичного анкетирования в Центре борьбы со СПИД.

2.5. Проведение тренингов центром борьбы со СПИД для учеников школ города Вологда.

2.6. Проведение повторного анкетирования среди учащихся старших классов для выявления улучшений знаний темы ВИЧ/СПИД.

2.7. Формирование из желающих групп для сдачи анализов на проверку ВИЧ-статуса.

III этап: Подведение результатов проекта.

Срок проведение проекта: 13 недель

Исполнители основных мероприятий:

- Департамент образования Вологодской области;

- Вологодский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями;

- школы города Вологда.

- начальник отдела медико-социальной реабилитации, правовой помощи и профилактической работы Вологодский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД;

- директоры школ города Вологда.

Последовательность работ проекта представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1-- Последовательность работ проекта

На данной схеме мы отчетливо видим, что некоторые работы идут параллельно друг друга, а некоторые лишь по завершению предыдущей. Это говорит о важности распределения всех этапов работ грамотно во времени для достижения положительных результатов проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичная профилактика ВИЧ-инфекции в студенческой среде будет эффективной при соблюдении следующих условий:

- создание социально-воспитательной среды в педагогическом вузе;

- студенческая молодежь владеет достоверными и научно обоснованными знаниями по различным аспектам проблемы ВИЧ-инфекции;

- профилактика ВИЧ-инфекции отражает процесс формирования культуры здоровья и ЗОЖ студенческой молодежи;

ГЛАВА I. ВИЧ – инфекции (СПИД) – как комплекс социально- педагогических проблем. . ……..….…..…8

1.1. История возникновения и распространения ВИЧ. …. 8

1.2. Состояние заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и Республике Башкортостан. 10

1.3. Состояние проблемы профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан . ……………….……. …..19

1.4. Организация профилактики СПИДа в Республике Башкортостан. 22

ГЛАВА ΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………. ……………25

Методы исследования. 25

Организация исследования. 26

Результаты исследования и их обсуждение. 28

Актуальность исследования. СПИД является глобальной проблемой для современного общества. Над ее решением сегодня бьются лучшие умы человечества. Однако на сегодняшний день у ученых нет единого мнения о характере ее природы. И потому изучение различных проявлений СПИДа как социальной проблемы является на сегодня актуальной исследовательской задачей.

Ежедневно в мире вирусом иммунодефицита заражается около16000 человек. Несмотря на усилия медиков, смертность от СПИДа остаётся высокой. Если в 1996 г. От него умерло 1,5 млн. заболевших, в 1998 г. – 2,3 млн., то в 2000 г. – 3,5 млн. человек. К концу 90-х годов СПИД вошёл в число пяти ведущих причин смертности в мире. Сегодня ВИЧ – инфицированных является один из каждых ста сексуально активных мужчин планеты.

Характерные черты распространения вируса к настоящему времени ясны и принципиально новые данные о факторах, движущих пандемию, в последние годы практически не поступают. Пандемия ВИЧ – СПИДа продолжает оставаться гетерогенной, динамичной и все же не всегда предсказуемой. Даже в странах одного региона распространение инфекции имеет свои особенности, и факторы риска реализуются в разных странах при различных обстоятельствах.

Для России в плане распространения ВИЧ-инфекции переломным стал 1996 год – во второй его половине в стране началась эпидемия среди наркоманов. Традиционный путь выявления контактных и их обследование при данной хронически проградиентно протекающей инфекции оказалось мало эффективным. Роль эпидемиологического расследования на протяжении 1991 – 1999 гг. упала с 17,9% до 6,7%. Причем крупномасштабные мероприятия по эпидемиологическому надзору и обеспечению предупреждения заражения ВИЧ требуют больших финансовых затрат и приводят к оттоку средств от других медицинских программ. До сих пор отсутствуют вакцина и эффективные лечебные препараты против ВИЧ – инфекции.

Для Российской Федерации, как и для других стран, проблема ВИЧ – инфекции остается чрезвычайно актуальной и представляет реальную угрозу социально – экономическому развитию страны.

В настоящее время Россия темпам прироста числа ВИЧ – инфицированных занимает одно из лидирующих мест в мире. Ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации перестала быть проблемой отдельных регионов и приобрела характер широкомасштабной эпидемии. Пик заболеваемости пришелся на 2001 год, когда в России было выявлено более 87 тысяч ВИЧ – инфицированных. Число инфицированных ВИЧ выросло со 121случая на 1000 тыс. населения в 2001 году до 195 случаев в 2004 году.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных постоянно возрастает доля женщин детородного возраста. Как следствие этого, увеличивается число беременных с ВИЧ – инфекцией – с 300 случаев в 1999 году до 3500 в 2004 году, при этом у многих из них ВИЧ – инфекция выявляется только при поступлении на роды. Ежегодно возрастает число детей, рожденных от ВИЧ – инфицированных матерей, причем в последнее время участились случаи выявления ВИЧ – инфекции среди социально благополучных женщин.

Следует отметить, что в России изначально грамотно налажена система эпидемиологического надзора за ВИЧ – инфекцией, организована сеть центров по профилактике и борьбе со СПИДом; из них один федеральный, 6 окружных, 106 территориальных. Кроме этого, работает более 1200 специализированных лабораторий и кабинетов анонимного обследования. Все это позволяет наиболее точно отслеживать ситуацию по ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации, а также способствует более оперативному реагированию, принятию необходимых мер и реализации федеральных программ по борьбе с данной инфекцией должна оставаться профилактика.

В этой связи проведение исследований, направленных на разработку механизмов по совершенствованию организаций и повышение эффективности работы по профилактики ВИЧ/СПИДа в студенческой среде средствами образования, представляет в современных условиях научный и практический интерес и определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, способствующих эффективной первичной профилактике ВИЧ инфекции в студенческой среде.

Объект исследования: состояние информированности студентов по вопросам профилактики ВИЧ – инфекции.

Предмет исследования: педагогические условия профилактики ВИЧ-инфекции в студенческой среде.

Гипотеза исследования: первичная профилактика ВИЧ-инфекции в студенческой среде будет эффективной при соблюдении следующих условий:

- создание социально-воспитательной среды в педагогическом вузе;

- студенческая молодежь владеет достоверными и научно обоснованными знаниями по различным аспектам проблемы ВИЧ-инфекции;

- профилактика ВИЧ-инфекции отражает процесс формирования культуры здоровья и ЗОЖ студенческой молодежи;

- используется комплекс педагогических условий для активизации профилактики ВИЧ – инфекции в студенческой среде.

Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи исследования:

1. Дать характеристику современному состоянию проблемы ВИЧ инфекции в мире, России и Республике Башкортостан.

2. Изучить отношение студентов – будущих учителей к социально-опасной патологии.

3. Выявить уровень информированности студенческой молодежи по различным аспектам ВИЧ – инфекции.

4. Определить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному взаимодействию субъектов профилактики ВИЧ-инфекции в студенческой среде.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов исследования:

- теоретические методы (анализ специальной научной и научно-методической литературы, данных официальной статистики Министерства здравоохранения РБ, обобщение, сравнение);

- диагностические (изучение полученных по ходу исследования результатов, опрос, тестирование);

Базой исследования послужил Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие 70 студентов – будущих учителей факультета Физической культуры.

Для изучения информированности студентов по различным аспектам ВИЧ-инфекции нами была разработана анкета №1. Оценку уровня информированности студентов проводили согласно разработанной нами шкалы.

Для выявления отношения студентов – будущих учителей к социально-опасной патологии нами была разработана специальная анкета (№2), состоящая из 12 вопросов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

Первый (подготовительный) этап включал изучение научной и научно-методической литературы, а также статистическую информацию по исследуемой проблеме, подбор метода диагностики уровня знаний студентов по вопросам ВИЧ-инфекции, разработку анкеты.

Второй этап состоял в проведении тестирования и анонимного анкетирования, выявлении педагогических условий профилактики ВИЧ – инфекции в студенческой среде.

Третий этап (заключительный) был посвящен обработке и анализу эмпирического материала, оформлению выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа изложена на __ страницах, состоит из _____ . Библиографический список содержит ___ наименований.

ГЛАВА I. ВИЧ – инфекции (СПИД) – как комплекс социально- педагогических проблем

История возникновения и распространения ВИЧ

Проблема распространения ВИЧ-инфекции является актуальной для мирового сообщества на протяжении 26 лет. В настоящее время мир переживает пандемию ВИЧ-инфекции, которая вследствие длительного течения и неизбежного смертельного исхода наносит человечеству серьёзный ущерб.

В начале 80-х годов в медицинских журналах стали появляться статьи, описывавшие симптомы заболевания, обнаруженного среди гомосексуалистов, а также у наркоманов, пользовавшихся общими шприцами. Проблема успела привлечь к себе намного больше внимания, чем какая-либо из появившихся в последнее время болезней. Синдром приобретенного иммунодефицита, больше известный как СПИД, угрожает жизни значительной части человечества.

По оценке экспертов Всемирной Организации Здравоохранения и программы ООН по ВИЧ/СПИДу в мире насчитывается более 42 млн, в том числе 2,5 млн. детей в возрасте до 15 лет. Умерли более 25 млн. человек. Ежедневно число ВИЧ-инфицированных лиц увеличивается в среднем на 14 тысяч новых случаев заражения.

Согласно терминологии ВОЗ, СПИД – это вирусная болезнь, препятствующая борьбе организма против инфекций и раковых заболеваний. Зараженные СПИД люди легко поражаются большим количеством необычных и угрожающих жизни болезней. Эти болезни зачастую поддаются лечению, однако, успешных способов лечения, лежащей в их основе иммунной недостаточности, вызываемой вирусом не имеется.

Возбудитель СПИДа – ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Название это было принято в 1986 году в качестве термина для обозначения вируса, вызывающего СПИД. Это название позволяет отличить вирус СПИДа от других ретровирусов и указывает на автономные виды. Этот вирус стал известен также как HTLV-III (человеческий лимфотропный ретровирус третьего типа), LAV (вирус ассоциируемый с лимфоаденопатией), ARV (ретровирус, ассоциируемый со СПИД). Он поражает иммунную систему человека и лишает его способности сопротивляться инфекции.

Никто в точности не знает, когда ВИЧ пришел к нам. Возможно, что раньше люди, на самом деле скончавшиеся от СПИДа, признавались умершими от одной из многочисленных инфекций, вызываемых этой болезнью, или, что медицинский персонал просто не мог знать, с чем ему приходится иметь дело. Превалирующая теория (хотя она остается всего лишь теорией) о происхождении ВИЧ сводится к тому, что вирус начал впервые поражать людей в Центральной Африке около ста лет назад. Он мог существовать исключительно в маленьких, удаленных общинах, до тех пор, пока перемены в жизни африканцев не принесли его в города, откуда инфицированные люди распространили его по остальному миру. Изменения образа жизни, например, увеличение числа международных поездок, играют огромную роль в распространении подобных эпидемий. Зимой 1980/81 года в госпиталь Нью-Йоркского университета поступили несколько человек с незнакомой для врачей формой т.н. саркомы Капоши. В США и странах Западной Европы саркома Капоши наблюдается исключительно редко: 1-2 случая на 10 млн. населения, причем, как правило, только у мужчин старше 60 лет. Мужчины же поступившие в Нью-Йоркский госпиталь были в возрасте до 30 лет. Все они оказались гомосексуалистами. Саркома Капоши протекала у них злокачественно, и большая часть их погибла в течение 20 месяцев.

В 1981 году СПИД обнаружился и в странах Западной Европы. К июлю 1985 года СПИД уже зарегистрировали в 40 странах мира. В марте 1987 года первый больной был выявлен и в России. Болезнь продолжала наступать, охватывая всё более широкие слои общества, в том числе и детей.

1.2. Состояние заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Последние 15 лет в России отмечается резкий рост социально обусловленных заболеваний, в том числе и ВИЧ/СПИДа. По оценке Минздравсоцразвития РФ темпы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации остаются одними из самых высоких в мире. В России ежедневно регистрируется 100 новых ВИЧ-инфицированных лиц. По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на конец 2009 года, в Российской Федерации выявлено 516 167 ВИЧ-инфицированных жителей, из них 4474 ребёнка в возрасте до 15 лет (2979 детей инфицированы при перинатальном контакте). Число новых случаев ВИЧ-инфекции в 2009 году составило 45182, что на 13% превышает показатели предыдущего года.

Вместе с тем, учитывая латентный характер инфекционного распространения, действительное количество ВИЧ-инфицированных может составлять от 600 тыс. до 2 млн. человек в возрасте 15-49 лет.

Поражённость ВИЧ-инфекцией населения Российской Федерации в 2009 году увеличилась до 335,4 на 100 тыс. населения (306,0 на 100 тыс. населения на 31.12.2008 года). На диспансерном наблюдении до уточнения ВИЧ-статуса находятся 23268 детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа приняла особенно интенсивный характер в наиболее развитых в экономическом отношении регионах, где сосредоточен крупный капитал и развито наркопотребление (г. Санкт – Петербург, Ленинградская, Свердловская, Московская, Самарская области, Ханты – Мансийский автономный округ), а также в пограничных регионах, через которые осуществляется наркотрафик (Приморский край, Калининградская, Оренбургская, Челябинская, Иркутская области).

Последствия распространения данных заболеваний создают серьезную угрозу безопасности страны. Профилактика и лечение этих заболеваний является важнейшей медико – социальной проблемой, требующей немалых экономических затрат. Невозможно остановить эпидемию, не осуществляя комплексных мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ – инфекции среди уязвимых групп населения и обеспечение представителей данных групп лечебными и профилактическими мероприятиями.

Республика Башкортостан входит в число регионов со средним уровнем распространенности ВИЧ – инфекции. За весь период наблюдения, начиная с 1987 года и по состоянию на 1 января 2010 года, в республике лабораторно выявлено – 9434 ВИЧ – инфицированных, умерло – 1526, из них 102 – больных СПИДом.

На учете состоит 7429 ВИЧ – инфицированных (в т.ч. прибыли из других регионов РФ 277 чел), из них мужчин – 4692 (63,2 %), женщин – 2737 (36,8 %), охвачено диспансерным наблюдением 6694 чел. – 90,1 % от числа состоящих на учете. Количество ВИЧ – инфицированных среди городского населения составляет 57,1 %, среди сельского – 28,6 % среди лиц без определенного места жительства 0,6 % в учреждениях системы ГУ ФСИН РФ по находятся 13,7 % ВИЧ – инфицированных.

Показатель пораженности ВИЧ – инфекцией в республике на 31.12.09 года составил 183,1 на 100 тыс. населения, что ниже показателя по Российской Федерации и Приволжскому Федеральному округу в 1,9 раза (рис. 1).


Рис. 1 . Уровень пораженности населения ВИЧ – инфекцией в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и в Республике Башкортостан на 31.12.2009 г. (на 100 тыс. населения)

Начиная с 2004 года, наблюдается рост числа новых случаев заражения ВИЧ – инфекцией (рис. 2).


Рис. 2. Абсолютное число впервые выявленных ВИЧ-инфицированных за период 1987-2009 гг.

По состоянию на 31.12.2009 года, среди установленных путей передачи кумулятивно за все годы, парентеральный путь передачи ВИЧ – инфекции составил – 57,93 %, половой – 40,96 %, вертикальный (от матери к ребенку во время беременности и родов) – 1,09 %, через грудное молоко – 0,02%.

Читайте также: