Профилактика вич в национальном проекте здоровья

Обновлено: 28.03.2024

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

от 15 января 2009 года N 22

О дополнительных мерах по реализации национального проекта "Здоровье"
по разделу "Профилактика вич-инфекции, гепатитов В и С,
выявление и лечение больных вич" на 2009 г.

В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и администрацией Брянской области о взаимодействии в реализации проекта в сфере здравоохранения N 17 от 27.01.2006 в целях реализации комплексного плана мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявление и лечение больных ВИЧ" в 2009 г.

1. Утвердить план мероприятий, направленных на реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на 2009 год по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявление и лечение больных ВИЧ", согласно приложению.

2. Главному врачу ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Брянской области" Локшиной Р.И. обеспечить:

2.1. Координацию профилактических, лечебно-диагностических и противоэпидемических мероприятий по сдерживанию темпов распространения ВИЧ-инфекции в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и областной подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" согласно плану мероприятий.

2.2. Подготовку специалистов УФСИН по Брянской области по вопросам реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", раздел "Профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов B и C, выявление и лечение ВИЧ".

3. Главному врачу областной инфекционной больницы Гращенкову В.Д. обеспечить:

3.1. Координацию мероприятий по профилактике, лечению и диспансеризации больных острыми и хроническими формами вирусных гепатитов B и C в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" согласно плану мероприятий:

3.2. Предоставление ежемесячной информации в ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Брянской области" по форме ПНП "Сведения о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявлению и лечению больных ВИЧ" ежемесячно к 29-му числу отчетного месяца.

4. Главным врачам ЛПУ Брянской области обеспечить:

4.1. Скрининговое обследование населения на вирусные гепатиты B и C и ВИЧ-инфекцию, не допуская необоснованных обследований.

4.2. 100%-ную диспансеризацию больных ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами В и С в соответствии со стандартами обследования по Приказам МЗ N 475 от 09.07.2007 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека" и МЗ N 571 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным хроническим вирусным гепатитом" от 21.07.2006 с целью своевременного обследования всех нуждающихся в высокоактивной противовирусной терапии.

4.3. Представление в ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Брянской области" копии историй болезни (включая посмертные эпикризы, протоколы вскрытий, акты судебно-медицинского исследования трупов) умерших ВИЧ-инфицированных пациентов в месячный срок после их смерти;

- ежемесячной информации по форме ПНП "Роспотребнадзора" к 29-му числу отчетного месяца.

4.4. Подготовку врачей-инфекционистов, педиатров, терапевтов по вопросам лечения, диспансеризации и профилактики вирусных гепатитов B и C - I - II квартал 2009 г.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя директора ДЗ Бабакова И.И.

Приложение N 1
к Приказу ДЗ
от 15.01.2009 N 22

План
мероприятий, направленных на реализацию приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения на 2009 год по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов
В и С, выявление и лечение больных ВИЧ-инфекцией
и вирусными гепатитами B и C"

Инфекция вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) превратилась за последние годы в серьезную проблему общественного здравоохранения во всем мире.

ВИЧ-инфекция - вирусное заболевание, последней стадией которого является СПИД. Коварство ВИЧ-инфекции связано с тем, что чаще всего внедрение в организм человека вируса иммунодефицита и его размножение длительное время не вызывает никаких симптомов. Единственный надежный способ определить ВИЧ-статус человека - это прохождение теста на ВИЧ. Первые признаки ВИЧ неопределенные, например, через несколько недель после инфицирования, у зараженного человека может повыситься температура до 37,5-38,0 о С, увеличиваются лимфатические узлы, иногда возникает неприятное ощущение в горле, боли при глотании, появляются красные пятна на коже, нередко бывает понос. На возникновение подобных симптомов ВИЧ-инфицированные не обращают внимания, принимая их за признаки простуды или пищевого отравления. Их трудно отличить от симптомов обычной простуды или гриппа. Тем более, эти первоначальные симптомы ВИЧ бывают не у всех заразившихся и довольно быстро исчезают. Присутствие ВИЧ в организме может быть практически незаметным в течение нескольких лет.

Основной причиной заражения в области продолжает оставаться половой гетеросексуальный (обычный) путь (74,5% от всех случаев заражения).

В Российской Федерации эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции остается сложной, и сегодня на государственном уровне принимается целый комплекс мер по предотвращению распространения этой инфекции и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Раздел Профилактика ВИЧ-инфекции Национального проекта Здоровье преследует в первую очередь 3 цели. Это – обеспечение максимально эффективного обследования групп риска населения на наличие ВИЧ; обеспечение антиретровирусной терапией всех нуждающихся ВИЧ-инфицированных с целью повышения продолжительности их жизни, повышения ее качества и снижения опасности самого ВИЧ-инфицированного для окружающих; снижение до минимума передачи ВИЧ от инфицированной матери ее ребенку.

Всего в рамках Национального проекта в 2011 году на ВИЧ-инфекцию в Курской области обследовано 217521 человек из числа российских граждан.

Ежегодно в последние годы области выявляется от 100 до 110 новых ВИЧ-инфицированных жителей области. В декабре 2011 года выявлено с ВИЧ-инфекцией 6 человек, в январе 2012 г. еще 6. В течение года 2 ВИЧ-инфицированных скончалось, в т.ч. в декабре 1.

На конец 2011 года на диспансерном учете в Курской области состояло 589 ВИЧ-инфицированных жителя области.

По нацпроекту Здоровье в минувшем году получено 529571 единиц АРВ-препаратов для лечения ВИЧ-инфекции и гепатитов на сумму 45699829,87 рублей.

В течение года на антиретровирусной терапии находилось 244 ВИЧ-инфицированных пациента, т.е. все нуждающиеся.

От матери к ребенку ВИЧ может передаваться во время беременности, при родах, в процессе грудного вскармливания. На каждом из перечисленных этапов профилактика инфицирования проводится путем специального курса антиретровирусной терапии, использования специальных методов родовспоможения, заменой грудного вскармливания искусственным.

Эти действия могут свести до нуля риск передачи вируса от матери ребёнку. Поэтому беременным женщинам и женщинам, планирующим завести ребёнка, важно знать свой ВИЧ-статус. А ВИЧ-инфицированная женщина может при своевременном начатом лечении родить здорового ребенка.

В соответствии с национальным проектом Здоровьев области проводится полная трехэтапная вертикальная профилактика ВИЧ-инфекции, которой в настоящее время подвержены 10 беременных ВИЧ-инфицированных женщин.

width=200

В приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения входят разделы, обеспечивающие профилактическую направленность, в том числе: профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ дополнительная иммунизация населения в рамках календаря профилактических прививок, а также гриппа.

1. Целями дополнительной иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта являются:

Снижение заболеваемости населения гепатитом В не менее чем в 3 раза к 2008 году, для чего планируется привить в течение 2-х лет 25 млн. человек, из них в 2006 году 10 млн. человек

Снижение заболеваемости краснухой к 2008 году в 10 раз и ликвидация синдрома врожденной краснухи, для чего необходимо привить 15 млн. человек, из них в 2006 году 5 млн. человек

Ежегодная иммунизация инактивированной вакциной против полиомиелита 150 тысяч детей раннего возраста с отягощенным соматическим анамнезом

Снижение заболеваемости гриппом в период эпидемического подъема, а также числа осложнений и летальных исходов, для чего планируется иммунизация 22 млн. человек из групп риска (дети, посещающие дошкольные учреждения, учащиеся 1-4 классов, медицинские работники, работники образовательных учреждений, взрослые старше 60 лет).

В целях подготовки к реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения были изданы нормативные правовые акты, которыми регламентирован алгоритм действий по проведению дополнительной иммунизации населения для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

- Проект федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ Об иммунопрофилактике инфекционных болезней, в соответствии с которым прививок против гриппа включены национальный календарь. Данный проект закона принят во втором чтении на пленарном заседании 21 апреля 2006 года Государственной Думы и проводится работа по подготовке к третьему чтению.

- Приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.06 № 27О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Минздрава России от 27 июня 2001 года № 229 О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, которым определены контингенты, подлежащие прививкам в 2006-2007 годах.

- Приказ Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 года № 220-А О мерах по обеспечению централизованных закупок в рамках Национального календаря профилактических прививок, а также вакцин против гриппа.

На основании заявок органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальных управлений Роспотребнадзора в 2005 году определена численность контингентов, подлежащих дополнительной иммунизации и потребность в вакцинах.

В рамках реализации мероприятий по обеспечению выполнения Национального календаря профилактических прививок Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию заключило 14 государственных контрактов на поставку медицинских иммунобиологических препаратов.

В соответствии с поквартальными графиками обеспечения вакцинами субъектов Российской Федерации вакцина против гепатита В для проведения 2 -х аппликаций поступила во все субъекты Российской Федерации. За прошедший период охват первой прививкой против гепатита В по Российской Федерации составил 73,4 %, второй — 31,7%.

Поставка вакцины против краснухи в субъекты Российской Федерации начата с апреля 2006 года.

В полном объеме заключены контракты на закупку вакцины против гриппа. Поставка вакцины будет осуществлена в течение 3 квартала 2006 года в соответствии с утвержденным планом-графиком перед началом сезонного подъема заболеваемости гриппа и ОРВИ.

2. Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ.

Случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всех субъектах Российской Федерации. В 2006 году число лиц нуждающихся в лечении составит 15 тысяч человек, к 2007 году — 30 тысяч, химиопрофилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку — около 7 тысяч пар мать-дитя. Несмотря на значительный рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией, планируемая в стране работа в соответствии с национальным приоритетным проектом в сфере здравоохранения позволит удержать эпидемию сконцентрированной в основном в уязвимых группах населения и сдержать массовый выход инфекции в общую популяцию населения.

В целях подготовки к реализации мероприятий блока Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ изданы нормативно-правовые акты:

— Постановление Правительства Российской Федерации № 870 от 31.12.2005 Об обеспечении государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 2006 году за счет средств федерального бюджета диагностическими средствами и антиретровирусными препаратами в целях профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, оборудованием и расходными материалами для неонатального скрининга, которым утверждены перечень централизованно закупаемых в 2006г. за счет средств федерального бюджета диагностических средств, антиретровирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных ВИЧ и препаратов для мониторинга эффективности и лечения лиц, больных гепатитами В и С и правила направления в 2006г. средств федерального бюджета на централизованную закупку этого оборудования, лекарственных препаратов и диагностикумов в государственные и муниципальные учреждения.

— Постановление Правительства Российской Федерации № 140 от 20 марта 2006 года О передаче в 2006 году в собственность муниципальных образований диагностических средств и антиретровирусных препаратов в целях профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, оборудования и расходных материалов для неонатального скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В соответствии с заявками субъектов Российской Федерации составлен план распределения антиретровирусных препаратов и диагностических тест- систем длявыявления и мониторинга лечения пациентов с ВИЧ-инфекцией по субъектам Российской Федерации.

С участием ведущих специалистов в области лечения вирусных гепатитов разработаны предложения по формированию перечня диагностических препаратов для мониторинга лечения вирусных гепатитов и распределению диагностикумов в субъекты Российской Федерации.

Проведена инвентаризация проектов по профилактике ВИЧ-инфекции, которые проводятся в настоящее время в субъектах Российской Федерации с участием международных организаций.

Разработан перечень программ по профилактике ВИЧ-инфекции, которые проводятся в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Эти программы были определены как ведущие после консультаций с международными организациями (ЮНЭЙДС, МОТ, ЮНИСЕФ, Программой развития ООН), российскими экспертами из государственных структур и общественных организаций.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в феврале 2006года проведен конкурс и по его итогам определены организации, с которыми заключены государственные контракты на проведение следующих профилактических программ.

1. Мероприятия по информированию и обучению населения включают информационные кампании с использованием всех средств массовых коммуникаций, включая федеральные и региональные телеканалы, региональные радиостанции, печатные СМИ, наружную рекламу и интернет.

— повышение уровня информированности населения по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа и формирование ответственных форм поведения

— привлечение региональных СМИ для проведения кампании по профилактике ВИЧ/СПИД в не менее чем 45 субъектах Российской Федерации

— повышение доверия населения к государственным системам профилактики ВИЧ/СПИД и создание позитивного образа системы здравоохранения, на примере государственных учреждений, занимающихся профилактикой и лечением ВИЧ/СПИДа в не менее чем 45 регионах Российской Федерации.

2. Мероприятия, по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения.

— организация и проведение профилактических мероприятий среди потребителей инъекционных наркотиков лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату и лиц, находящихся в учреждениях ФСИН

— подготовка квалифицированных кадров для реализации профилактических программ среди представителей уязвимых групп населения из числа работников государственных и неправительственных организаций, а также волонтеров.

3. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

— разработка, издание и распространение обучающих материалов для медицинских работников, ВИЧ-инфицированных женщин и населения.

4. Мероприятия по снижению дискриминации и повышению толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИД и членам их семей и вовлечению людей, живущих с ВИЧ/СПИД в реализацию сохранения и повышения приверженности антиретровирусной терапии ВИЧ/СПИД.

— разработка системы мероприятий по снижению стигмы и дискриминации в отношении к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом

— информирование и просвещение широких слоев населения по вопросам ВИЧ/СПИД, включая информацию о путях передачи, правах лиц живущих с ВИЧ/СПИД, уязвимых группах, о понятиях — стигма и дискриминация в связи с ВИЧ

— создание навыков и распространение знаний среди людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, позволяющим им преодолеть внутреннюю стигму и противостоять дискриминации.

— создание информационного портала по вопросам стигмы, дискриминации лиц живущих с ВИЧ/СПИД, а также повышения приверженности лиц живущих с ВИЧ/СПИД.

Для подготовки медицинских работников 16.03.06. в г. Москва проведена всероссийская конференция Вирусный гепатит С и ВИЧ-инфекция.

В настоящее время составлен план и проводятся обучающие семинары по федеральным округам для медицинских специалистов по вопросам организации лечения, сохранения приверженности назначаемой терапии, диагностике ВИЧ-инфекции с учетом анализа заявок субъектов Российской Федерации. Большая роль в организации сертификационных учебных циклов отведена ВУЗам и кафедрам последипломной подготовки.


Более 90% всех государственных денег, выделенных на профилактику ВИЧ-инфекции в 2018 г., ушли фирмам, которые не имеют отношения к здравоохранению. И лишь 9% достались социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО) и медицинским учреждениям. К таким выводам пришли авторы мониторинга государственных аукционов, проведенного при поддержке Общественной группы по профилактике социальных заболеваний и содействию охране здоровья при Минэкономразвития России. Причем выводы, сделанные в этом году, почти полностью совпадают с прошлогодними.


Всем сестрам по серьгам

В основу исследования легли данные из 19 субъектов РФ. Общая сумма проанализированных аукционов – почти 135 млн руб. Самой щедрой из территорий, вошедших в мониторинг, оказалась, разумеется, Москва, с бюджетом на профилактику ВИЧ более 60 млн руб. Далее с большим отрывом идут Ростовская область – 12 млн, Красноярский край – 6,8 млн, Республика Татарстан – 6,5 млн, Волгоградская область – 6,1 млн, Иркутская область – 5,8 млн руб.

Победители аукционов: вид деятельности и суммы контрактов


Итого. Почти 10 млн руб. заработали региональные теле- и радиокомпании, 15 млн – рекламные агентства, без малого 6 млн – торговые предприятия. Не остались в стороне и ИТ-компании, выигравшие контракты на 58 млн руб. Почти 70% денег потрачено на изготовление рекламно-информационных материалов, причем зачастую львиная доля пошла на разработку дизайна и макетов, а не на печать тиражей. В 2017 г. эта цифра была ниже – 43%.

Только 22 закупки из 75 прошли конкурентно, то есть при наличии более одного участника. Впрочем, на то есть объективные причины. НКО трудно участвовать в тендерах по закону № 44-ФЗ. У них нет свободных средств, чтобы обеспечить заявку на участие, да и на реализацию проекта с постоплатой контракта – тоже. Зачастую максимум, на что они могут претендовать, – стать субподрядчиком у ООО или ИП.

Кто в экспресс-тест, кто – по презервативы

Авторы мониторинга констатируют отсутствие единых стандартов/требований по проведению профилактических мероприятий, а также четких целей, задач и оценок эффективности. Каждый регион самостоятельно решает, как проводить профилактику, среди какого населения. В итоге за 8 месяцев 2018 г. 84% от всех затраченных средств пошли на профилактические меры для широкого круга граждан, только 7% – для представителей групп риска. Эти данные повторяют результаты 2017 г.

По-настоящему эффективных и небанальных проектов и программ единицы. В основном имеет место формальный подход и освоение бюджетных средств, а меры, принимаемые Минздравом России, никак не отражают особенностей распространения ВИЧ-инфекции в стране.

Хуже всего обстоит профилактика среди уязвимых групп – секс-работников, наркоманов, мужчин, практикующих секс с мужчинами. Потому что это табуированные группы. Но поскольку они могут являться источниками заражения, крайне важно обеспечивать им индивидуальное сопровождение, распространять среди них презервативы, добиваться приверженности ретровирусной терапии и ответственного сексуального поведения.

Сами с усами

С января 2018 г. программы работы Глобального фонда по борьбе со СПИДом в России завершены. С июля 2019 г. финансирование фондом будет полностью прекращено. А потому, по мнению экспертов, ситуация с профилактикой ВИЧ в нашей стране станет еще плачевнее.

Опасения вызывает и недавняя инициатива Министерства юстиции РФ, которое предлагает обязать НКО согласовывать с Минздравом свои программы профилактики ВИЧ, финансирование которых ведется извне или с участием иностранных инвесторов. В случае неповиновения и отказа прекратить реализовать программу можно будет ликвидировать такие НКО. Эксперты считают, что если такие поправки в закон будут внесены, это самым негативным образом отразится на профилактике заболевания.

от 20 октября 2016 года N 2203-р

2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Государственной стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить региональные программы противодействия распространению ВИЧ-инфекции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 октября 2016 года N 2203-р

Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

I. Общие положения

Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее - Стратегия) определяет цель, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации по предупреждению распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция).

Стратегия разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", а также с учетом пункта 55 декларации "Преобразование нашего мира: Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25 сентября 2015 года, определяющего, что "каждое правительство устанавливает свои собственные национальные цели, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия".

Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также добровольцев по противодействию распространению ВИЧ-инфекции.

II. Современное состояние проблемы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты В и С), и синдрома приобретенного иммунодефицита (далее соответственно - заболевания, ассоциированные с ВИЧ-инфекцией, СПИД).

В группы населения повышенного риска входят лица с рискованным в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведением: потребляющие инъекционные наркотики, занимающиеся проституцией, вступающие в нетрадиционные сексуальные отношения.

К уязвимым группам населения относятся лица, потенциально подверженные риску заражения ВИЧ-инфекцией в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах: подростки и молодежь, беременные женщины, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, мигранты, пары, в которых один из партнеров относится к группам населения повышенного риска, медицинские работники и некоторые другие лица.

Особо уязвимые группы населения составляют осужденные и лица, содержащиеся под стражей, которые подвергаются риску заражения ВИЧ-инфекцией при совместном нахождении с представителями групп населения повышенного риска в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

С 2006 года отмечается ежегодный рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции в среднем на 10 процентов в год. При этом 22 субъекта Российской Федерации определяют 50 процентов от общего числа новых случаев ВИЧ-инфекции и сохранение напряженной эпидемиологической ситуации.

В стране ежегодно увеличивается количество лиц, обследованных на ВИЧ-инфекцию. В 2015 году прошли медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию 28,3 млн. граждан Российской Федерации и около 2 млн. иностранных граждан. Миграция остается одним из неблагоприятных факторов распространения ВИЧ-инфекции. В 2015 году число случаев ВИЧ-инфекции, выявленных среди иностранных граждан, выросло в 2 раза по сравнению с 2013 годом.

Средняя частота выявления ВИЧ-инфекции в 2015 году составила 4,2 на 1000 проведенных анализов. При этом среди лиц, входящих в ключевые группы населения, выявление ВИЧ-инфекции существенно выше и составляет 51,5 на 1000 проведенных анализов среди потребителей инъекционных наркотиков и 31,1 на 1000 проведенных анализов среди лиц, находящихся в местах лишения свободы. Однако охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию лиц, потребляющих инъекционные наркотики, остается низким.

В 2015 году более чем в 50 процентах случаев заражение ВИЧ-инфекцией произошло путем передачи через кровь (преимущественно при инъекционном потреблении наркотиков в немедицинских целях). Около 48 процентов случаев заражения ВИЧ-инфекцией составил контактный путь передачи, то есть при половых контактах.

Ежегодно регистрируется увеличение количества беременных, зараженных вирусом иммунодефицита человека. В 1987-2015 годах в России от матерей, зараженных вирусом иммунодефицита человека, родились 145287 детей, у 6 процентов из них была подтверждена ВИЧ-инфекция. С 2006 по 2015 год риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку снизился с 10,5 процента до 2,2 процента, что соответствует лучшему международному опыту профилактики такого пути передачи вируса иммунодефицита человека.

Текущий охват населения Российской Федерации медицинским освидетельствованием для выявления ВИЧ-инфекции и антиретровирусной терапией является недостаточным, а темпы его расширения слишком низкие для достижения глобальных результатов по сокращению распространения ВИЧ-инфекции в стране.

III. Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является предупреждение развития эпидемии, связанной с распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, путем снижения числа новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией среди населения и снижения смертности от СПИДа.

Достижение цели Стратегии предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:

повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

разработка и внедрение межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции, направленных на работу в ключевых группах населения, с привлечением к реализации этих программ социально ориентированных некоммерческих организаций;

обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека, включающего в том числе увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию, увеличение охвата лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией, дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, разработку и внедрение технологий социальной адаптации и реабилитации лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также мер их социальной поддержки;

совершенствование нормативного правового регулирования по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-инфекции и оказании медицинской помощи лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно-обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции;

совершенствование организации деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

IV. Направления решения задач по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

1. Информирование граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции и профилактика ВИЧ-инфекции

Общий уровень информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции еще недостаточен, а работа по профилактике ВИЧ-инфекции организована преимущественно среди обучающихся и работающих.

Профилактика ВИЧ-инфекции включает реализацию комплекса мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ-инфекцией, которые направлены на население в целом (первичная профилактика) и на ключевые группы населения.

Приоритетным направлением первичной профилактики ВИЧ-инфекции с 2016 года становится информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции, в том числе через специализированный федеральный информационный ресурс по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, включающий в себя проведение масштабных коммуникационных кампаний, комплексных коммуникационных проектов, всероссийских акций, ежегодных форумов специалистов, а также работу специализированного информационного портала по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Деятельность такого информационного ресурса по противодействию распространению ВИЧ-инфекции позволит сформировать у населения навыки ответственного отношения к своему здоровью, безопасного в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведения, укреплять традиционные семейные и морально-нравственные ценности, а также снижать дискриминацию лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека.

Расширение охвата первичной профилактикой ВИЧ-инфекции на рабочих местах планируется развивать в рамках генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

В ключевых группах населения необходимо проводить не только профилактику ВИЧ-инфекции, но и профилактику заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, которые повышают риск развития осложнений и смерти.

Выполнение данной задачи предусматривается осуществлять путем разработки и реализации адресных мер для ключевых групп населения, включающих в том числе выявление в ключевых группах населения лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, содействие их обращению за медицинской помощью, оказание им социальной поддержки, а также путем проведения профилактики ВИЧ-инфекции в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.

При этом в целях стратегического планирования деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо обеспечить проведение мониторинга и оценки эффективности реализации разработанных и внедренных профилактических программ.

2. Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека

Увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию

Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, которое включает лабораторное исследование и консультирование, позволяет обеспечить раннее выявление заболевания и своевременное начало лечения, а также предотвратить новые случаи заражения ВИЧ-инфекцией посредством индивидуальной работы с пациентами с впервые установленным диагнозом ВИЧ-инфекции.

Для реализации этой задачи необходимо:

формировать у населения мотивацию к регулярному прохождению медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию;

расширить категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию;

предусмотреть возможность проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию всех пациентов, обратившихся за медицинской помощью по поводу инфекций, передаваемых половым путем, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза;

повысить уровень охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию среди женщин детородного возраста;

разработать и внедрить программы профилактики для пар, в которых один из партнеров заражен вирусом иммунодефицита человека, включающие проведение медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию половых партнеров беременных женщин в таких парах;

обеспечить максимальный охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, в отношении которых планируются осуществление диагностических мероприятий или лечения с применением инвазивных манипуляций или хирургических вмешательств, сопровождающихся высоким риском передачи ВИЧ-инфекции через кровь;

предлагать проведение медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию всем обращающимся в медицинские организации за медицинской помощью в субъектах Российской Федерации, где отмечается интенсивный рост новых случаев ВИЧ-инфекции, уделяя особое внимание гражданам в возрасте от 18 до 49 лет;

создавать условия и мотивацию для проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию в группах населения повышенного риска.

Увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку

Обеспечение лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией позволяет не только существенно увеличить продолжительность жизни таких пациентов, но является одним из самых эффективных средств предупреждения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции среди населения.

Раннее выявление ВИЧ-инфекции и увеличение охвата антиретровирусной терапией не менее 60 процентов от всех лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, позволит снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции, а увеличение охвата лечением не менее 90 процентов от всех лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, значительно улучшит эпидемиологическую ситуацию.

Переход на раннее начало применения антиретровирусной терапии позволит снизить число осложнений у лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и увеличить продолжительность их жизни.

Охват антиретровирусной терапией в 2015 году составил 37,3 процента лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека и состоящих под диспансерным наблюдением, или 200 тыс. человек.

В целях выполнения задач по увеличению охватом антиретровирусной терапией предусматривается:

создание и ведение федерального регистра лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека;

реализация комплекса мер по снижению цен на антиретровирусные препараты, в том числе за счет централизации государственных закупок, широкого применения воспроизведенных лекарственных препаратов, заключения соглашений по цене, организации производства антиретровирусных препаратов на территории Российской Федерации в рамках реализации политики импортозамещения, обеспечения бесперебойных поставок лекарственных препаратов и диагностических средств;

совершенствование методов медицинской профилактики, диагностики и лечения при сочетании ВИЧ-инфекции с туберкулезом, гепатитами В и С;

расширение мер по медицинскому сопровождению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также обеспечение этих лиц и членов их семей мерами социальной поддержки;

создание системы оказания паллиативной помощи лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

разработка межведомственных программ индивидуального сопровождения беременных, зараженных вирусом иммунодефицита человека, включающих в том числе проведение медикаментозной профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

обеспечение всех детей, зараженных вирусом иммунодефицита человека, необходимой антиретровирусной терапией, а также создание условий для регулярного приема ими антиретровирусных лекарственных препаратов на протяжении жизни;

Читайте также: