Психолог в туберкулезном диспансере

Обновлено: 15.04.2024

В статье будет рассказано об обязанностях клинического психолога в психоневрологическом диспансере (ПНД), объеме работы, методиках, которые понадобятся, ответственности. Это будет полезно психологам, планирующим свою работу там.

Психдиспансер – это место, где принимают врачи психиатры. Здесь лечат больных, выписывают рецепты на лекарства, выдают разнообразные справки, направляют на госпитализацию в психиатрическую больницу, делают некоторые процедуры (уколы, капельницы, электроэнцефалографию ЭЭГ и др.). В ПНД еще принимает врач-психотерапевт и клинический психолог.

Обычно в ПНД два клинических психолога, попасть к ним можно только после направления психиатра.

Атрибуты клинического психолога:

Психолог принимает и детей и взрослых. Пациент приходит к психологу с направлением, где указано, что хочет от психолога психиатр. Это могут быть следующие задачи:

  • Диагностика интеллекта по Векслеру для ребенка или взрослого. Точная оценка интеллекта (IQ) позволяет определить учебный маршрут для ребенка (эта оценка нужна для комиссии ПМПК), степень умственной отсталости.
  • Диагностика эмоционально-личностной сферы. Для людей, которых подозревают в отклонениях или диагноз которых хочет уточнить психиатр.
  • Патопсихологическая диагностика (или экспериментально психологическое исследование ЭПИ). Эта диагностика позволяет оценить мышление и сделать тонкую дифференциальную диагностику. Наиболее ценная информация для всех.
  • Оценка глубины деменции. Для пожилых людей. Иногда психиатр и сам это делает, используя MMSE-тест.
  • Оценка суицидального риска. Как дополнение к диагностике личности или может стоять отдельной задачей.

Детей на приеме намного больше, чем взрослых, и тест Векслера это самая ходовая методика, которая позволяет определить интеллект.

Для диагностики мышления взрослых применяют следующие методики: аналогии, классификацию предметов по Рубинштейн или Собчик, исключение предметов (те же авторы), сравнение понятий, метафоры и пословицы, таблицы Шульте, кубки Коса, матрицы Равена черно-белые и др.

Детские методики на мышление: исключение предметов по Белопольской, классификация предметов для детей (например, по Семаго), матрицы Равена цветные, доски Сегена, кубики Коса, таблицы Шульте и др.

Для диагностики личности применяют множество проективных методик: Тест Роршаха, ТАТ, САТ, рисунок несуществующего животного (РНЖ), незаконченные предложения, тест Люшера, тест Руки. Из опросников это, кончено, MMPI (ММИЛ в адаптации Березина), шкалы депрессии Бэка (для взрослых и подростков), шкала тревоги, опросник Личко для подростков.

Работа клинического психолога в ПНД

В общем и целом психолог в ПНД выполняет функцию помощника психиатра, это человек, который как бы берет анализы психики для врача и помогает ему понять, что с пациентом происходит. Некоторые врачи ценят и уважают психологов, некоторые не считаю их за равных специалистов и откровенно насмехаются.

Консультативной или психотерапевтической работой психолог не занимается в ПНД, на это просто нет времени. Хотя иногда я записывала некоторых по своему усмотрению. А вообще, если психолог считает, что пациенту показана психотерапия, то больного можно записать к врачу-психотерапевту, чаще на группу.

Работая в ПНД можно получить хороший опыт психодиагностики всех групп населения (здоровые, больные, пограничные, дети, взрослые, пожилые, просто все), получить представление о психопатологии, узнать, что психиатры все разные и их взгляды на патологию тоже разные (многие, по моим наблюдениям, глубоко верующие люди, может это помогает самим не сойти с ума, постоянно контактируя с горем и безумием).

Ключевые слова: приверженность лечению; больные туберкулезом легких; психологические факторы комплаентности.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Всемирная организация здравоохранения ставит перед собой цель покончить с эпидемией туберкулеза в мире к 2030 году [4]. В настоящее время туберкулез является одной из 10 причин смертности в мире. Для достижения данной цели необходимы планомерные действия со стороны медицинского сообщества, государственных и социальных служб в плане обеспечения своевременной диагностики, профилактики и лечения туберкулеза. С 2012 по 2016 год отмечено значительное снижение смертности от туберкулёза — на 26,4%, с 12,5 до 9,2 на 100 тыс. населения. Долгие годы считалось, что туберкулез — это заболевание социально неблагополучных слоев населения. Но, согласно отчетным данным, лица БОМЖ составляют незначительную долю среди всех заболевших туберкулезом в стране (к примеру, в 2014 г. — 2084 чел., или 2,4% от всех заболевших), что может быть связано как с их сравнительно небольшой численностью, так и с трудностями выявления заболевания среди данной категории населения. Больные, выявленные медицинской службой ФСИН, продолжают оказывать определенное влияние на показатель заболеваемости туберкулезом в стране в целом, хотя это влияние ежегодно уменьшается (9,3%, или 8079 больных, в 2014 г.). Одна треть людей в мире, страдающих ВИЧ, инфицирована туберкулезом [Там же]. Пациенты данных категорий могут использовать диагноз с целью получения инвалидности и других льгот, но в большинстве случаев не соблюдают предписаний врача, ставя под угрозу свою жизнь и здоровье окружающих, так как туберкулез заразен, а при срывах лечения может принимать устойчивую форму. В работе с такими пациентами требуется поддержка социальных и правоохранительных органов и служб.

Туберкулез в первую очередь поражает людей в самом трудоспособном возрасте (20—30 лет). Среди пациентов тубдиспансеров есть люди с высшим образованием, специалисты различных профессий, студенты и дети в возрасте до 14 лет. Столкнувшись с подобным диагнозом, многие испытывают шок, отрицают случившееся, а осознав, испытывают чувство стыда и обиды, многие скрывают свой диагноз от родственников, друзей и сослуживцев. Подобный комплекс деструктивных эмоций в совокупности с социальной изолированностью является не самым благоприятным фактором для формирования положительной установки на процесс лечения.

Лечение туберкулеза имеет свою специфику, так пациент вынужден находиться длительное время в условиях стационара, принимать по нескольку препаратов в день, которые к тому же имеют ряд побочных эффектов, на протяжении 6—8 месяцев без перерыва. Эффективность лечения туберкулеза во многом обусловлена способностью пациента строго соблюдать режим приема лекарственных препаратов, так как срывы в лечении могут привести к устойчивым формам заболевания. Согласно определению ВОЗ, приверженность к лечению — явление сложное и недостаточно изученное, и ни одно из его определений нельзя считать абсолютно точным. В частности, во время съезда ВОЗ было постановлено, что приверженность любому виду лечения определяет следующее поведение: обращение за медицинской помощью, выполнение предписаний, ответственный прием лекарств, проведение иммунизаций, строгое соблюдение назначений, изменение поведения, направленное на соблюдение личной гигиены, самоконтроль астмы или диабета, курение, контрацепция, исключение беспорядочных половых связей, здоровое питание и повышение уровня физической активности — все это примеры приверженности лечению. При этом подчёркивается, что роль врача не ограничивается озвучиванием предписаний, а роль пациента — пассивным их восприятием. Высокая приверженность к лечению проявляется открытым сотрудничеством врача и пациента, свободным обсуждением всех возможных аспектов лечения (не только медикаментозного), нюансов и затруднений, возникающих в его процессе. Очевидно, что для достижения такого уровня взаимодействия необходимы усилия самого пациента, лечащего врача и системы здравоохранения. Кроме того, само заболевание, в силу собственных клинических особенностей, может влиять на приверженность лечению. Таким образом, приверженность определяется целым рядом факторов, объединяемых в четыре группы: факторы, связанные с заболеванием, лечением, системой оказания медицинской помощи (включая отношение медицинского персонала к больному) и с самим пациентом [2; 16; 19].

В настоящее время наиболее эффективной является модель взаимоотношений между пациентом и врачом, в основе которой лежит принцип партнерства, что подразумевает совместное преодоление болезни и разделение ответственности [1; 8]. Доказано, что даже при использовании современных препаратов и эффективных методов лечения у пациентов могут возникать проблемы в ходе лечения. Одной из причин является низкая мотивация пациентов к лечению. Особенно остро эта проблема встает в ситуации хронических заболеваний, в частности туберкулеза легких, когда строгое соблюдение врачебных предписаний является залогом успеха терапии.

На пути лечения задача пациента — не только вовремя принимать лекарства, но и сформировать установки, способствующие адаптивному преодолению болезни. А задача врача заключается в своевременном отслеживании дезадаптивных стратегий в поведении пациента и их трансформации [5; 14; 20].

В настоящее время существует целый спектр психосоциальных практик, используемых в нашей стране с целью повышения приверженности лечению больных туберкулезом легких: материальные поощрения пациентов в виде выдачи продуктовых и гигиенических наборов, оплата проезда к месту лечения, организация горячего питания при проведении амбулаторной терапии, внедрение стационарзамещающих технологий, обучение пациентов, развитие психологической помощи, интеграция медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы и гражданского здравоохранения [5; 9]. Особый интерес представляет опыт Кемеровской области по повышению приверженности лечению больных туберкулезом, где применение комплекса различных методов позволило значительно снизить показатель преждевременного прекращения лечения впервые выявленных больных. Главной особенностью данного проекта является гибкий подход к организации лечебного процесса, командная работа персонала, разрушение барьеров в лечении, тесное взаимодействие с другими службами (наркологическая, социальная и т.д.), толерантное отношение к пациентам [11; 15; 17].

Цель данной работы — исследовать уровень социальной, эмоциональной и поведенческой комплаентности и преобладающих поведенческих реакций пациентов с туберкулезом легочной локализации. Разработать рекомендации по использованию методов и приемов стимуляции позитивных установок больного на лечение и обучению способам самомотивации, контроля негативных эмоций, связанных с болезнью и лечением в условиях стационара.

Материалы и методы исследования

Результаты оценки общего уровня комплаентности (ОК) показали, что средний показатель по выборке составляет 65,8 балла, что характерно для средне-выраженного уровня ОК. Это характеризует исследуемых как пациентов, пессимистично относящихся к лечению, не уверенных в положительном результате, они не стремятся точно соблюдать режим, так как постоянно сомневаются в его необходимости. Высокий уровень ОК присутствует лишь у 7,77% (7 чел.), низкий уровень ОК выражен у 3,33% (3 чел.) пациентов.

Анализ результатов оценки преобладающего типа отношения к болезни (ТОБ) указывает на то, что у большинства опрошенных пациентов преобладает эргопатический тип (35,55% — 32 чел.), который характеризуется стремлением продолжать работу, сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве. По мнению больных, их тревожит неопределенность дальнейшей профессиональной карьеры, так как наличие туберкулеза в диагнозе может стать причиной утраты трудоспособности или невозможности работы по своей специальности. Беспокойство за свою дальнейшую судьбу, наличие материальных проблем негативно сказываются на эмоциональном состоянии, заставляет их скрывать болезнь от сослуживцев, знакомых [9; 10].

Вторым по степени выраженности является анозогнозический тип отношения к болезни (17,77% — 16 чел.). Пациенты с данным ТОБ в ходе интервью указывают на отсутствие у них каких-либо клинических симптомов болезни, имея в анамнезе отрицательные результаты бактериального посева, сомневаются в точности диагноза, необходимости приема препаратов и стационарного лечения. Группу риска составляют безработные пациенты, так как по оценкам врачей, именно безработные больные чаще нарушают больничный режим и имеют перерывы в приеме лекарств. Отсутствие необходимости в листе нетрудоспособности, а также тяжелых клинических проявлений болезни (в особенности на начальных этапах) субъективно создает восприятие себя как здорового и, как следствие, приводит к срывам в лечении. Кроме того, именно данная категория больных имеет вредные привычки и, несмотря на диагноз, не желает от них отказываться. По данным исследования, 87,77% (79 чел.) пациентов курят, и на момент лечения никто из них не отказался от данной зависимости [10].

У больных с сенситивным типом отношения к болезни (12,22% — 11 чел.) на первый план в структуре болезни выступает эмоциональный уровень. Они отмечают колебания в настроении, опасаясь неблагожелательного отношения со стороны знакомых, скрывают диагноз, вынуждены перестраивать свои отношения с окружающими [9; 10].

Результаты исследования указывают на недостаточную приверженность пациентов лечению, обусловленную дезадаптивными установками по отношению к болезни, а именно снижением значимости или отрицанием диагноза, подавлением эмоциональных переживаний, наличием тревоги, пессимизма, погружением в образ больного и т. д. В связи с этим важна система комплексного воздействия на пациента, направленная на изменение отношения к болезни, формирование стойкой мотивации к лечению, принятие личной ответственности пациента, основанного на уверенности в излечимости заболевания [7; 12; 13]. Особое значение здесь приобретает работа медицинского психолога по психологическому сопровождению пациентов, находящихся на лечении в стационаре [3; 6].

В качестве основных мишеней психологической помощи можно выделить следующие показатели в работе с пациентами: признание диагноза и необходимости лечения, работа с тревогой и самоконтроль лечения. Далее перечислены примерные техники и приемы в работе с пациентами с туберкулезом легочной локализации, направленные на повышение самомотивации к лечению.

1. Пример построения клинической беседы с пациентом [2]. Условно беседу можно разделить на три блока: признание диагноза, тревога и вселение надежды. Ниже приведен примерный список вопросов для использования в беседе с пациентами.

Использование активной деятельности снижает уровень тревоги и позволяет отвлечься от тревожных мыслей. С этой целью можно использовать гимнастику, дыхательные упражнения, релаксацию, аутотренинг. В целом психологическая помощь в работе с тревогой должна быть направлена на создание для пациента системы самопомощи, способов самоуспокоения; при этом используется индивидуальный подход.

В качестве инструмента для самоконтроля лечения можно предложить ведение дневника самонаблюдения, где выделяются соответствующие параметры: настроение (с указанием причин как положительных, так и отрицательных эмоций), физическое самочувствие, прием лекарств, дополнительные процедуры и т.п.

1. Гартфельдер Д.В., Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Клинико-психологические характеристики личности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в связи с задачами профилактики // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2014. – Т. 14. – № 4. – С. 60–62.

3. Григорьева Н.В. Особенности психических состояний у пациентов, перенесших инсульт различной степени тяжести // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 234–240.

6. Николаев Е.Л., Петунова С.А. О подготовке медицинских психологов для учреждений здравоохранения // Актуальные проблемы формирования компетентностно ориентированной образовательной среды: материалы III Междунар. учеб.-метод. конф. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. – С. 287–289.

7. Петунова С.А. Социально-психологическая адаптация безработных. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 187 с.

8. Петунова С.А. О формировании коммуникативной компетентности врача в профессиональной деятельности // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Междунар. учебно-методической конференции. – Чебоксары, 2014. – С. 252–257.

10. Петунова С.А. Психосоциальные особенности отношения к заболеванию у больных туберкулезом легочной локализации // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015b. – Т. 11. – № 4. – С. 60–78.

11. Петунова С.А. Отношение пациента к лечению как психологическая проблема // Современные проблемы здоровья и благополучия личности: коллективная монография / Д.В. Гартфельдер, Е.Ю. Лазарева, Ф.В. Орлов [и др.]; под ред. Е.Л. Николаева. – Чебоксары, 2017. – С. 29–42.

12. Петунова С.А., Ермакова И.В. Фазы развития специфических реакций больных туберкулезом легких // Теоретичесике и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической коференции 31 января 2015 г. Часть 3. – Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. – С. 91–93.

13. Петунова С.А., Николаев Е.Л. Вопросы организации психотерапевтического и информационно-образовательного воздействия на больных туберкулезом // Современные подходы к продвижению здоровья: материалы V Международной научно-практической конференции (Гомель, 15–16 мая 2014 года). Выпуск 5. – Гомель: ГомГМУ 2014. – С. 183–185.

14. Петунова С.А., Николаев Е.Л., Викторов О.Н. Роль личности больного туберкулезом в формировании приверженности лечению // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: cборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 56. – Ч. 3. – С. 315–321.

17. Современные проблемы здоровья и благополучия личности: коллективная монография / Д.В. Гартфельдер, Е.Ю. Лазарева, Ф.В. Орлов [и др.]; под ред. Е.Л. Николаева. – Чебоксары, 2017. – 160 с.

18. Antecedents of adherence to medical recommendations: Results from the medical outcomes study / C.D. Sherbourne, R.D. Hays, L. Ordway [et al.] // Journal of Behavioral Medicine. – 1992. – Vol. 15. – № 5. – P. 447–468.

19. Barber N. Should we consider non-compliance a medical error? // Qual Saf Health Care. – 2002. – Vol. 11. – № 1. – Р. 81–84.

20. Petunova S.A., Nikolaev E.L. Mental health risks in unemployed residents of Chuvashia // Psihijatrija Danas. – 2012. – Vol. 44. – № S. – P. 147.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Одним из этапов лечения больных данного профиля является санаторный, получающий все большее распространение на современном этапе. В отличие от других посетителей санаториев больные туберкулезом госпитализируются туда на длительный период времени, на этом этапе санаторий становится их постоянным местом пребывания. Они покидают свои семьи и вынуждены приспосабливаться к новым условиям существования. Расставание с семьей и близкими на несколько месяцев (на столько может затянуться санаторный этап лечения) может вызвать сложную эмоциональную реакцию пациента, не всегда способствующую улучшению его соматического состояния.

Домашняя обстановка, которую он должен покинуть на длительное время, может быть самой разной. Возможно, уклад семьи таков, что выбывание его из семьи грозит для семьи очень сложными последствиями. Например, в семье тяжелый больной или маленький ребенок, требующий постоянного постороннего ухода, в котором тем или иным образом задействованы все члены семьи. Возможно, выбывание из семьи создает дискомфорт для самого больного (например, в период супружеских конфликтов, переходного подросткового возраста детей).

Учитывая перечисленные факторы, фтизиатр, настойчиво направляя больного на санаторное лечение и встречая его упорный отказ, должен тщательно проанализировать, что препятствует больному получить такой эффективный этап лечения и стоит ли продолжать настаивать на нем. Находясь вдали от дома и испытывая постоянный страх и тревогу за происходящее там, маловероятно, что пациент сможет эффективно лечиться. Однако опасения могут быть малообоснованными, в этом случае врач должен вникнуть в проблемы пациента, развеять его опасения и настоять на санаторном лечении. Если больной, находящийся на лечении в санатории, сильно обеспокоен обстановкой в семье, на работе, неоценимую помощь могут оказать посещения его семьи медицинским персоналом противотуберкулезных диспансеров, связь с местом работы больного и т. п. Санатории фтизиатрического профиля имеют ряд отличий от обычных санаториев, они обусловлены длительным пребыванием в них пациентов, страдающих серьезным недугом, но в большинстве случаев с субъективно нормальным самочувствием. В целях избежания ощущения изолированности от жизни для пациентов разрабатываются комплексы посильных физкультурно-спортивных мероприятий, используются элементы трудотерапии. Для них разрабатываются целые программы культурно-массовых мероприятий, которые способствуют поддержанию их душевного равновесия.

На первом этапе ведения фтизиатрических больных необходимо завоевания их доверия. Они должны поверить в возможность выздоровления, принять условия лечения как единственно возможные в данной ситуации, продемонстрировать желание сотрудничать с врачом и медицинской сестрой. Наиболее сложны в установлении контактов тяжелые, погибающие больные, особенно если учесть тот факт, что вовремя диагностированный туберкулез у социально адаптированных больных хорошо поддается лечению. Неизлечимыми обычно являются лица с сопутствующей патологией, особенно алкоголизмом. Среди них можно встретить представителей разных типов (инфантильных, агрессивных, гневливых, примитивных), но всех их объединяет одна черта – социальная неадаптированность. Эффект от лечения туберкулеза в данном случае возможен только при параллельном лечении алкоголизма.

В результате лечения туберкулезного процесса могут развиваться психиатрические осложнения. Основную часть составляют делириозные расстройства, спровоцированные приемом медикаментов. Статистические данные свидетельствуют, что шизофрения развивается у больных туберкулезом легких чаще, чем обычно.

После окончания стационарного и санаторного этапов лечения пациент передается под наблюдение фтизиатра по местожительству, т. е. в противотуберкулезный диспансер. Основная задача врача на данном этапе – не допустить рецидива заболевания и способствовать адаптации больного в семье и трудовом коллективе. Огромное значение приобретает разъяснительная работа, которую медицинский персонал (чаще средний) должен провести прежде всего в трудовом коллективе, куда возвращается больной после длительного отсутствия. Вернувшемуся пациенту не удастся избежать массы вопросов сослуживцев, он должен уметь правильно ответить на них. Неопровержимо и твердо им самим и медицинским персоналом должен утверждаться факт его социальной безопасности, незаразности. Но пациент должен помнить, что в течение некоторого времени в его интересах избегать физических перегрузок, переохлаждений, пребывания в сырых помещениях для избежания рецидива туберкулезного процесса. Если у больного какой-то период времени сохраняются объективные симптомы перенесенного заболевания в виде сухого кашля, одышки, он должен твердо помнить и тоже однозначно утверждать окружающим, что эти проявления связаны с осложнениями, но не с бактериовыделением.

С семьей также необходима разъяснительная работа для избежания паники, особенно если в семье есть маленькие дети. Родственников необходимо убедить, что на амбулаторное долечивание выписывается больной, не являющийся бактериовыделителем, но туберкулез, как и любое другое серьезное заболевание, может дать рецидив, и тогда пациент станет социально опасным. Такие разъяснения необходимы для создания мотивации для дальнейшего долечивания и регулярного наблюдения в амбулаторных условиях, посещения противотуберкулезного диспансера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 14. Психологические аспекты работы с пациентами психиатра

Тема 14. Психологические аспекты работы с пациентами психиатра Особенности работы с данной категорией больных определяются прежде всего тем, что понять психически больного человека сложнее, чем пациента любого другого профиля. Основное их отличие заключается в

Тема 20. Психологические школы

Тема 20. Психологические школы Общие факторы психотерапии для всех школ Психотерапевтические изменения могут затрагивать отдельные психические функции или систему личности в целом. Методы коррекции нарушенных функций различаются по механизмам и средствам научения. 1.

8.9. Психологические особенности спасателей

8.9. Психологические особенности спасателей Деятельность спасателей проходит в условиях высокой вероятности воздействия на них непредсказуемых, опасных для жизни, физического и психического здоровья факторов. Это вызывает у спасателей состояние тревоги, а порой и

4.11. Потеря работы и ее психологические последствия

4.11. Потеря работы и ее психологические последствия Риск потери работы является одним из основных источников беспокойства современного работника. Ежегодно тысячи людей теряют работу из-за закрытия предприятий и сокращений. В Европе уровень безработицы до

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПЕРЕНОСОМ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПЕРЕНОСОМ Поскольку интерпретация переноса играет важнейшую роль в экспрессивной психотерапии, я посвятил описанию соответствующей стратегии и тактики работы с переносом целую отдельную главу (гл. 7). Тут же я привожу лишь самые общие

Особенности работы с трудными пациентами

Особенности работы с трудными пациентами В каждой группе встречаются пациенты, требующие особого внимания ведущего. Поведение таких пациентов затрудняет групповую работу, мешает выработке групповых норм. И сам пациент не в состоянии использовать потенциал группы для

9.2.2. Психологические особенности террористов

9.2.2. Психологические особенности террористов Психологический портрет террориста может быть создан только в вероятностном плане. Деятельность этих лиц законспирирована, а обследование в местах лишения свободы сталкивается со многими превосходящими факторами,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СОБОЙ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СОБОЙ Что делать в том случае, если осознаёшь, что надо простить человека за обиду, прощаешь в сознании, а в подсознании обида не проходит. Как от этого избавиться?— Сначала надо понять, что обиды — это лекарство и спасение наше и наших детей.Потом

Я работаю в противотуберкулезном диспансере с пациентами, больными туберкулезом. В обязанности входят консультации всех впервые поступающих на диагностику и лечение, мотивирование на лечение, психологическое сопровождение во время лечения и прочее. Также работа с запросами пациентов: депрессии, проживание горя и т. д. Ну и, конечно, экстренные случаи в роде суицидальных попыток.

Разные люди очень по-разному реагируют на это заболевание. В основном, конечно, через пару дней человек более-менее адаптируется к ситуации и более спокойно относится к происходящему. Но бывают и депрессии, и суицидальные мысли (и попытки). А про проживание горя — дело в том, что у многих людей болезни предшествовали тяжелые жизненные события: смерть близкого человека, развод, потеря бизнеса. С последствиями этих событий я тоже работаю.

Полагаю, что отсутствие поддержки при диагнозе может влиять очень сильно. Но, конечно, не для всех. Если человек ищет помощь, поддержку и готов сотрудничать со мной (в плане доверия и открытости), то ему будет проще.

Могу привести пример: пару лет назад работала с пациентом, у которого не было ни родственников, ни друзей. И лечиться он тоже не хотел: не видел смысла. Говорил: "Проживу, сколько Бог отмерил". Но в итоге он вылечился и даже познакомился с женщиной. Надеюсь, у него все хорошо сейчас.

Еще немаловажную роль играет фактор самовнушения: человек концентрируется на негативных моментах лечения (социальная изоляция, казенная обстановка и т. д.), выискивает в интернете список побочных эффектов от препаратов и страдает от этого. А кто-то вообще верит, что никогда не вылечится. В этой ситуации я помогаю сместить восприятие на другие моменты: например, улучшение самочувствия. Это тоже помогает.

Излечение туберкулеза на ранних стадиях болезни приближается к 100%. Это безусловно в том случае, если пациент лечится, не употребляет алкоголь. "Запущенные" формы лечатся чуть хуже — излечение в более 70% случаев. Наши показатели выше средне-российских. Пользуясь случаем, скажу — туберкулез вылечивается полностью! Не ведитесь на мифы о том, что он останется на всю жизнь!

Психологией я интересовалась давно, что такое клиническая психология, когда поступала — не знала. Но решила, что это будет интереснее, чем обычная психология. И не ошиблась. У меня высшее образование по специальности "Клиническая психология". Кстати, я училась в гуманитарном ВУЗе. До этого работала в школе педагогом-психологом. Ну, и частная практика.

Мне доводилось видеть смертельно больных. Эмоции смешанные. Пациенты, с которыми мне приходилось работать и которые сами знали, что умрут, как правило, не верили в это. У них была надежда на чудо и в тоже время отчаяние. Один из них строчил жалобы в последние дни своей жизни. Помню, как он тряс у меня перед лицом пакетом с таблетками (их там было, наверное, штук 50) и кричал: "Разве у меня от них вырастет легкое?! Меня не лечат!" А у меня был один вопрос: почему он эти таблетки не принимает. Были также случаи, когда я узнавала, что пациент умер, и это было неожиданно. Как будто ничто не предвещало.

Это работа не является мечтой всей моей жизни. Колоссальные эмоциональные нагрузки, каждый день сталкиваюсь с людским горем. А насчет сменить — пока что не вижу вариантов. Вообще, хотела бы преподавать, но не в ВУЗе, а в профессиональной организации. Для тех, кто повышает квалификацию, осваивает новый метод работы.

Очень тяжело работать с психологически нарушенными пациентами. Они плохо тестируют реальность, не устанавливают причинно-следственные связи, могут истолковать мои слова практически как угодно. Работа с ними — зачастую неблагодарная. Кстати, это не обязательно маргинальные люди, среди них есть и вполне социализированные. Еще тяжело работать с пациентами, которые провоцируют на агрессию.

Много пациентов с алкогольной зависимостью. Самое сложное с ними — осознание того, что у них есть проблемы с алкоголем. Они, как правило, не идут на контакт, не приходят на консультации. В остальном — это такие же люди, только с очень тяжелой судьбой и измененным восприятием. Они очень не защищены в социальном плане. Негатива к ним не испытываю.

Без работы над собой самого человека ни один психолог не поможет (это мое мнение). Если человек не хочет ничего менять и не принимает другую точку зрения — отсутствие результата зависит, скорее, от него. Но чтобы изменить свою жизнь — не обязательно идти к психологу. Психолог — это помощник и попутчик, который сопровождает пациента, направляет и поддерживает, а не делает все за человека.

Для того чтобы устроиться на работу и считаться специалистом, увы, достаточно просто закончить ВУЗ. И потом раз в пять лет повышать квалификацию (это, как правило, происходит формально, только на бумаге). ВУЗовское образование в плане академических знаний — это очень круто. Но в практическом смысле после ВУЗа я ничего не умела.

Чтобы консультировать (не говоря о психотерапии), нужно освоить дополнительно какой-либо метод. Это все, конечно, стоит денег. Плюс для практикующего психолога обязательно посещать супервизии и пройти личную терапию в том методе, в котором он работает. Это стандарты Европейского образования психологов. И у нас, увы, обучение по этим стандартам проводят не ВУЗы, а профессиональные ассоциации. Если говорить в общем, то психолог "обречен" на постоянное обучение и личностный рост.


Друзья, я хочу поговорить о том, как люди справляются с таким заболеванием как туберкулез. Что они проживают, как расстраиваются и как радуются, о их преодолении и стремлении жить.

Эта статья – обращение ко всем, кто когда - либо сталкивался с таким заболеванием, к родственникам больным, к самим пациентам, к врачам, ко всем интересующимся.

Я работаю медицинским психологом в туберкулезном стационаре уже достаточное время. И за это время я видела все: горе, печаль, любовь, ответственность, предательство, крах, отчаяние, поддержку, злость, надежду и веру.

Не секрет, что туберкулез заболевание не простое, очень много информации как положительной, так и отрицательной гуляет в просторах интернета и формирует не всегда адекватное мнение. Однако, благодаря медицине данное заболевание ЛЕЧИТСЯ. Не все поступившие в инфекционную больницу понимают это.

С чем сталкивается человек, когда узнает о своем диагнозе?

Хм…представьте..всю жизнь человек ходит на двух ногах, и вдруг так получается ему приходится ходить на одной ноге! Или даже на голове! Полная переориентировка в пространстве, жизни, поведении. Полностью перестройка ценностей, ритма жизни, отношений.

Как преодоление любого недуга, принятие болезни проходит несколько этапов, фаз.

Дальше фаза принятия. Это наиболее рациональная психологическая реакция, хотя до нее доходит далеко не каждый. Больные мобилизуют свои усилия, чтобы несмотря на заболевание, продолжать жить.

Вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Человек может остановиться на какой-то стадии или даже вернуться на предыдущую. Однако знание этих стадий необходимо для правильного понимания того, что происходит в душе человека, столкнувшегося с тяжелой болезнью, и выработки оптимальной стратегии взаимодействия с ним.

Не простой путь проходит человек, попадая с стены больницы. Не простой путь проходит и семья человека. Много нюансов, много переживаний, много информации. Действительно не просто. Все условия для решения данной проблемы есть, есть больницы, есть процедуры, есть врачи и психологи. Есть все чтобы преодолеть недуг. Стоит только начать. Без страха и сомнений. Преодолевая, человек становится обновленным. Что-то из разряда новообразований, новых качеств и новых стратегий жить. Все возможно.

Читайте также: