Психологическая интоксикация клиента это

Обновлено: 19.04.2024

Существуют различные типологии клиентов, знание и понимание которых практически определяет успешность консультативного процесса. Так, в основе классификации клиентов В.В. Столина (1989) лежит ориентационный критерий.

Деловая ориентация существует в двух основных видах:

Рентная (потребительская) ориентация также может быть разделена на два вида:

Таким образом, к успеху психологического консультирования может привести только адекватная деловая ориентация клиента. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентаций. Однако проблема заключается в том, что проявление названных ориентаций может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознанно.

Пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними выделяет Н.Н. Обозов (1993).

1. По характеру запроса на психологическую помощь можно выделить следующие типы клиентов:

♦ не уверенный в себе клиент – много размышляет над ситуацией и взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к консультанту – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. С точки зрения Н.Н. Обозова, консультант, работая с таким клиентом, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах;

♦ уверенный в себе клиент – обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения. Однако несмотря на то что этот человек уверен в себе, он на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. По отношению к такому клиенту консультанту следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент;

♦ клиент все знающий и доверяющий только себе – все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте, склонен запускать свои проблемы. Позиция консультанта – доброжелательное участие и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на второй план, что создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы;

2. По особенностям восприятия психических явлений можно выделить следующие типы клиентов:

♦ рационалистичный, прагматически ориентированный клиент – стремится к точному знанию информации о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремления является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека и трудно поддается объективации, рациональному анализу. Такого клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов. Его интересует не то, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит;

♦ интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент. Его привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики. Обратной стороной данной ориентации является неприятие рационального. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет. Это необходимо учитывать в работе с ним.

3. По способу работы со своими проблемами можно выделить следующие типы клиентов:

♦ клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для консультантов тип клиентов;

♦ клиент, который в ситуации затруднения стремится сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Например, при неудаче на экзамене студентка ее может объяснять себе тем, что попался плохой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуации, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может быть не заметна. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.

4. В зависимости от пола клиента. Согласно данным, приводимым Н.Н. Обозовым (1993), мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Соответственно консультанты-мужчины и консультанты-женщины по-разному видят себя в роли консультанта, готовят себя к этому. Женщины в большей мере стремятся к сопереживающему, сочувствующему стилю общения, обращая внимание в первую очередь на отзывчивость, чуткость. Можно сказать, что женщины более ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины. Мужчины в психологическом консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения. Они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации и на психологическую информацию. Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно рекомендовать делать акцент на рабочий стиль отношений, подачу информации, когнитивный анализ ситуации. Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стремиться к сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии. Мужчины-клиенты больше предпочитают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность к сочувствию.

5. В зависимости от особенностей телосложения клиента можно выделить следующие типы клиентов:

♦ лица с атлетическим телосложением – обычно стремятся доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах;

♦ лица с астеническим телосложением – чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Как правило, это люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство;

♦ лица с пикническим телосложением – с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.

Одной из распространенных в использовании классификаций клиентов является модель, разработанная в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). В основе этой классификации лежат репрезентативные системы – пути, по которым человек получает, хранит и кодирует информацию в своем мозге (картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы). Репрезентация определяет, как организован опыт клиента и как он описывает окружающий мир: в ощущениях (кинестетика), образах (визуализация), звуках (аудиальность). Зрительные образы, воспоминания об увиденном определяют визуальную модальность. Услышанное и сохраненное в слуховой памяти – основа аудиальной модальности. Опыт прикосновений, телесных ощущений, движений составляет базу кинестетической модальности. Внутреннее описание мира клиента находит свое отражение в тех словах (предикатах), которые клиент использует в своей речи. Исходя из этой классификации, клиентов подразделяют на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Есть еще одна категория – те, кто склонен опираться на логические построения, рациональные доводы, абстракции и символы. Их называют дигиталами или дискретами. Однако это обычно приобретенное, потому что в непосредственном переживании абстракции и символы человеку не даны. Определить тип клиента можно по доминированию различных предикатов в речи клиента: визуальных (ярко, выглядеть, выявить, казаться, наблюдать, смутно, мрачно, туманно, фокусироваться, смотреть, представлять и др.), аудиальных (бесшумно, гармония, жаловаться, звучать, мелодичный, резонанс, тихо, упоминать, шумный и др.), кинестетических (волнующий, давление, жесткий, застенчивый, комфортно, настроение, ранить, торопиться, страдать, теплый, удобно и др.) или дигитальных (быть осведомленным, знать, мотивировать, осознать, постигать, считать, бессмысленный и др.), а также по движению зрачков глаз.

Эмоциональная зависимость или психологическая интоксикация

Давайте представим себе абсолютно независимого человека. Какой его портрет? Представляется человек с высоко поднятой головой, распрямленными плечами, дышащий полной грудью, такой шагающий гордо по жизни. Здорово. Женщина в клиентском кресле, которая мечтает об эмоциональной независимости от мужчин, выглядит совсем по-другому. Напряженная поза, глаза заплаканы, голова немного втянута в плечи. Ее только что бросил очередной любовник, на которого у нее были серьезные планы. А на сердце еще не зарубцевалось старое. Уходя, этот замечательный парень позаботился о себе и своем эмоциональном комфорте при расставании, обвинил ее во всех тяжких, взвалил на нее всю вину за ту боль которую она же переживает и в праведном гневе удалился в поисках новой любовницы. Она два дня плакала, еще три дня виноватила и истязала себя, еще пять дней, всхлипывая, не вылезала из интернета, пытаясь объяснить себе, почему так произошло. Объяснила: все дело в ее эмоциональной зависимости.

Вообще, нам, людям очень важно все объяснять, не объяснимое, особенно что-то очень плохое необъяснимое, оно вдвойне страшно. Мы подгоняем под факты любые объяснения, а затем подгоняем под эти объяснения любые факты, лишь бы объяснить. Но нам нравятся далеко не все объяснения, даже если они простые, логичные. Особенно нам не нравятся такие объяснения, которые подвергают сомнению наше знание о себе, о том, что я хороший, о том, что меня любят, о том, что я замечательная жена (муж) и т.п. Мы готовы перелопатить тонны психологического знания, в котором, если честно, не очень то понимаем, с целью, нет, не разобраться, а найти то объяснение, которое устроит.

И вот клиентский запрос: хочу избавиться от зависимости от мужчин. Женщина, которая могла бы реализовать все свои потребности в семье, в хорошем муже, в радующих ее детях, прожить абсолютно счастливую и удачную жизнь, такую о которой мечтала, которую впитала с молоком матери в своих семейных кодах, начинает строить бетонный забор между собой и мужчинами, фактически закапывая свою мечту. Да у нее плохо получалось, но может быть стоило научиться, чтобы получалось хорошо, а не отказываться от мечты?

Я, вот, не уверен, что именно нужно клиенту, но мне кажется, что психологу неправильно диагностировать у клиента зависимость и назначать ему курс лечения.

А Вы как считаете, что надо делать с таким клиентом?

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите "Сказать спасибо".

Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации психологических проблем, уровнем и глубиной понимания, проникновения в проблему, а также своими установками и ожиданиями в отношении возможностей консультирования, собственными представлениями о том, какую конкретно помощь следует ожидать от профессионального психолога.

Бывает, что, придя к консультанту по поводу какой-либо частной психологической проблемы, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Клиент может прийти к пониманию того, что необходима длительная и упорная работа над собой, связанная с перестройкой системы установок и ожиданий, привычных способов разрешения жизненных ситуаций, типичных эмоциональных реакций, что необходимо кардинальное преобразование собственного психологического мира. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью – это может случиться не скоро или не случится никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии – основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

4.1.1. Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска в плане пограничных нервно-психических расстройств. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

В психологическую консультацию обычно обращаются не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для получения обстоятельной консультации психолога необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно повторяющиеся неудачи, психологические конфликты и проблемы вынуждают этих людей, чувствующих себя в целом физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью профессиональному психологу сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично. Сам факт, что человек обращается за психологической помощью, означает, что он в ней нуждается, пусть не в такой, на которую он претендует, и помощь эту ему необходимо оказать.

Тревожно-мнительные клиенты . Эти пациенты постоянно заняты обдумыванием трудностей, проблем, которые могут встретиться в будущем. Они озабочены возможными осложнениями актуальной жизненной ситуации, неблагоприятного развития событий, возможных последствий тех или иных действий. Постоянно во всем сомневаются и буквально преследуют своими сомнениями и колебаниями своего консультанта, по малейшему поводу обращаются за дополнительными разъяснениями. Прежде чем принять какое-либо решение, тревожно-мнительные клиенты тщательно изучают, взвешивают и анализируют все возможные положительные и отрицательные последствия, но даже после многократного обдумывания и проговаривания всех деталей актуальной жизненной ситуации и всех возможных вариантов поведения у пациентов остаются сомнения, которыми они делятся с окружающими. Если быстрого эффекта, ожидаемого от процесса психологического консультирования, не наступает, то своими страхами, сомнениями и колебаниями клиенты буквально преследуют психолога. Они постоянно и во всем сомневаются, обращаются все с новыми проблемам. Часто и после окончания процесса консультирования они без достаточных оснований продолжают посещать консультанта, требуя к себе постоянного внимания. Тревожно-мнительная акцентуация характера у таких клиентов является прогностически неблагоприятной, поскольку на фоне хронической тревоги возможно формирование и пограничной нервно-психической патологии, и психосоматических нарушений, и нарушений поведения в виде, например, аддиктивного поведения.

4.1.3. Клиент сопротивляется

Консультанту часто приходится сталкиваться с реакцией сопротивления у клиента, когда тот, обычно не вполне осознавая это, препятствует психологу в его желании понять психологическую проблематику клиента, проанализировать ее и помочь разрешить. Причин такого поведения, когда клиент фактически уклоняется от предлагаемой помощи, может быть много: страх перед изменениями и необходимостью меняться самому, нежелание понимать и принимать свои негативные черты, избегание интенсивной интеллектуальной деятельности, требующей значительных психологических усилий; склонность к манипуляциям в межличностных отношениях. Проявления поведения сопротивления также многообразны – молчание или бурные сцены со слезами, поверхностность со стремлением развлекаться, рассказывать анекдоты, сплетничать о посторонних людях; игнорирование психологической помощи, отказ от посещения консультации, агрессия, сексуальная провокация и многие другие формы поведения, направленные на то, чтобы отвлечь консультанта от психологической проблематики клиента.

А. Ф. Копьев описал несколько типичных и не всегда распознаваемых начинающими психологами форм блокады диалогической интенции:

Манипуляция-пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми, его жизнь – активный поиск путей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психологе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, отчаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полюбить его таким, какой он есть на самом деле, поэтому прибегает к манипуляции.

4.1.4. Проблема доступа к клиенту

Один из ключевых вопросов консультирования – насколько оно действительно помогает клиенту в решении его психологических проблем. Можем ли мы изменить другого человека, сделать его добрее, умнее, терпимее; можем ли мы научить его жить иначе, иначе реагировать на жизненные неурядицы и невзгоды? Действительно ли наши клиенты способны к изменениям, действительно ли они могут принять предлагаемую психологическую помощь и воспользоваться ею?

Каковы бы ни были теоретические пристрастия консультанта, каких бы теорий личности он не придерживался в своей работе с клиентами, в любом случае он понимает, что все люди разные, все живут в своем собственном пристрастном и субъективном психологическом мире, ориентируясь на собственную систему ценностей, пристрастий, убеждений и установок. Говоря, может быть, на одном и том же языке, люди вкладывают в произносимые слова разное содержание. Поэтому индивидуальная работа с клиентом всегда требует чего-то большего, чем умения применять психотерапевтические техники, эмпатию и аутентичность; она во многом опирается на интуицию консультанта, на его жизненный опыт, на его способность постигать внутренний мир другого человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.1. Клиент

4.1. Клиент Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации

Глава 9 КЛИЕНТ–ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 9 КЛИЕНТ–ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с

Глава 4 Клиент

Глава 4 Клиент Сегодня от терапевта ждут, что он будет работать с любыми проблемами и клиентами. Именно супервизор готовит терапевта к выполнению этой нереальной задачи. В идеальной учебной программе обучающиеся в качестве терапевтов или наблюдателей из-за зеркала

Контекст, другие и клиент

Контекст, другие и клиент Клиенты легко учатся создавать сцены в реальной жизни, в воспоминаниях, в воображении и ощущать себя своим Ребенком в этих сценах. Если происходит только это, результаты можно назвать совершенно антитерапевтическими. Клиент снова и снова

Клиент

Клиент, психотерапевт, супервизор.

Клиент, психотерапевт, супервизор. Это та самая игра, которая так неназойливо углубляет интерес участников друг к другу и к самим себе.На том осеннем марафоне с Лерой Александровной мы так и не успели в нее сыграть. Но я обещал рассказать о ней. Это теперь с радостью и

Клиент доны Карлетты

Клиент доны Карлетты Мэри спросила дону Карлетту, можно ли ей рассказать о своих наблюдениях работы доны Карлетты с одной женщиной во время семинара; тогда Мэри делала подробные записи. Дона Карлетта согласилась. Клиентка испытывала подавленность в отношении самой себя

Клиент – это вы

Клиент – это вы Мадам Фламбе взволнованно и очень театрально сказала, что сеансы разбора случаев привели к совершенно потрясающему открытию. То есть с годами Орел увидел, что терапевты чаще всего заходят в тупик с клиентами, которые работают над процессами и краями,

Клиент – это не вы!

Клиент – это не вы! Мадам Фламбе продолжала: «До сих пор мы узнали, что иногда затруднения с клиентом связаны с тем фактом, что вы проходите через сходные этапы развития. Однако, – предостерегла она, – в некоторых ситуациях вы можете думать, что клиент похож на вас, но ваше

Пациент (клиент)

Поставщик и клиент

А как же клиент?

А как же клиент? В то время как психотерапевт наблюдает за клиентом и анализирует полученную от него информацию, клиент не должен быть пассивным. Перед ним стоит задача, от разрешения которой зависит успех терапии. На самом раннем этапе первичной консультации он должен

Как клиент реагирует на психотерапевта

Как клиент реагирует на психотерапевта В этой главе мы рассматривали различные аспекты знакомства с клиентом. Никогда не надо забывать, что одновременно и клиент знакомится с психотерапевтом. Имея в виду цели этой книги, мы не будем интерпретировать мысли клиента о

С чем клиент приходит на терапию?

С чем клиент приходит на терапию? Каждого клиента можно характеризовать с трех сторон. Во-первых, со стороны его прошлого опыта, культуры, личности, физических особенностей – все это изменить нельзя. Во-вторых, со стороны способов его поведения и общения, которые,

Манипуляция-пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми, его жизнь – активный поиск путей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психологе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, отчаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полюбить его таким, какой он есть на самом деле, поэтому прибегает к манипуляции.

Типы клиентов и особенности взаимоотношений
психолог – клиент

Эту проблему рассматривали многие авторы. Обозов Н.Н. [1993] позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

по характеру запроса на психологическую помощь;

по особенностям восприятия психических явлений;

по способу работы со своими проблемами;

в зависимости от пола клиента;

в зависимости от особенностей телосложения клиента.

Рассмотрим теперь эти основания более подробно.

По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие
типы:

Уверенный в себе клиент. Обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения, От психолога ему нужнаинформация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Возникает вопрос: если этот человек столь уверен в себе, зачем он тогда вообще обращается к психологу? Ответ может быть такой: Несмотря на то, что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в последнее время он все более на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между двумя сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя рольведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации. Таким образом мы будем способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Неглуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям, в силу их резонерских особенностей, нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника зачастую приводит их и в консультацию. Доброжелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на задний план. Это создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы.

По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:

Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент. Считает личность уникальным, таинственным образованием. Привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути. Интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной личностной ориентации на интуитивное познание является неприятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание, представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, мало полезным и мало интересным. Склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ – тест Германа Рошарха, Люшера цвета выбора тест. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет. Это необходимо учитывать в работе с этим клиентом.

По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы:

Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.

Влияние пола клиента на процесс консультирования

Согласно данным, приводимым Обозовым Н.Н. [1993], мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Соответственно, психологи-консультанты мужчины и психологи-консультанты женщины по-разному видят себя в роли психолога-консультанта, готовят себя к этой роли.

Мужчины в консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения. Они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации, на психологическую информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как серьезность, внимательность, чувство долга.

Было установлено, что мужчины-клиенты больше предпочитают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность к сочувствию.

Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно рекомендовать более ориентироваться на рабочий стиль отношений, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуации.

Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стремиться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии.

Обозов Н.Н. [1993] приводит сведения, согласно которым большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их деятельности, у женщин – в семейно-брачных отношениях.

Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования

Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах.

Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности.

Это, как правило, люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уникальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку.

В психологическом консультировании (как, впрочем, и в жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно.

Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.

В работе с перечисленными выше типами клиентов психолог может использовать различные ролевые позиции. Самоукина Наталия Васильевна [1997] выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге применительно к различным типам клиентов:

Психолог – нейтральный советчик. Выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации.

Психолог-зеркало. Психолог объясняет, что объективно происходит, рисует для клиента объективное отражение события, помогает понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию.

Самоукина Н. В. [1997] полагает, что позиции нейтральный советчик или программист подойдут для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек. Позиции зеркало и программист более подойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума.

С точки зрения Бельской Е.Г. существуют три предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений:

У клиента есть проблема.

Консультант является экспертом.

Что-то должно быть сделано с проблемой.

Трудные клиенты имеют склонность на вербальном (словесном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылками, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них.

Метакоммуникационный уровень – уровень подоплеки, того, что лежит за словами, того, что существует реально, помимо слов.

Бельская Е.Г. [1998, с.70 — 73] выделяет в метакоммуникационном уровне коммуникации три аспекта:

Экспрессивный аспект. Это то, что партнеры выражают помимо вербалики, то, как они хотят, чтобы их поняли.

Атрибутивный аспект. То, как они понимают друг друга, какой образ видят в другом, какие качества склонны приписывать друг другу.

Командный аспект. Каких действий они хотят друг от друга, какого поведения они неявно требуют друг от друга.

В соответствии с этими аспектами можно выделить три возможных типа отрицания предпосылок нормальных консультативных отношений:

Я сомневаюсь в Вашей компетентности. Тут можно выделить два варианта:

Обратное резюмирование – попросить клиента самого подытожить сказанное, сделать резюме.

Подчас психолог сталкивается в консультации с клиентом, который очень склонен к критике . Это может препятствовать конструктивному взаимодействию психолога-консультанта и клиента. Бельская Е.Г. [1998, с. 74 — 76] описала несколько конструктивных методов реакции психолога-консультанта на критику :

Метод сочувствия и разоружения. Он заключается в том, чтобы:

Задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду, при этом избегать роли судьи или защитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. Вопросы следует задавать с сочувствием, даже если клиент несправедлив.

Разоружение критики. Вне зависимости от правильности утверждений критика, нужно найти способ согласиться с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для общения. Основная ошибка в ситуации критики – доминирующая тенденция защитить себя от любых несправедливых нападок. Каждая попытка защитить себя лишь подогревает пыл противника.

Метод самоконтроля. Актуален не только для психологов-консультантов, но и для преподавателей. Ориентирован на случай выскочки, который:

критикует настойчиво, но является некомпетентным в том, что критикует, не вникает в представленный материал;

не очень хорошо воспринимается в своем кругу общения;

его стиль критики носит подавляющий, унижающий характер.

Как реагировать на такого критика:

Немедленно поблагодарить за комментарии.

Подчеркнуть, что поднятые вопросы достаточно важны.

Отметить необходимость знаний поставленных вопросов – пусть это вдохновляет его на самостоятельную работу.

Предложить обсудить эту тему после изучения.

Событие. Ситуация должна быть описана клиенту объективно. Это помогает клиенту увидеть свои действия в новом свете.

Отклик психолога. Показать какое воздействие поступки клиента оказали на Вас. Это должно его подтолкнуть на пересмотр его поведения.

Изложение клиенту версии предполагаемого исхода. Делается это для того, чтобы дать возможность клиенту ощутить свободу выбора. Необходимо предложить несколько версий развития ситуации и оставить вариант исхода открытым. Можно предложить клиенту свой вариант поведения в сложившейся ситуации.

Современное общество испытывает информационный удар, ведь любые данные стали доступны широком кругу людей, льётся на общество в самом легкодоступном виде из телевизора, интернета и радио. Однако не каждому дано переварить весь этот поток без осложнений. А у некоторых психика не выдерживает этого напора.

Психологическая интоксикация

Психологическая интоксикация развивается на фоне переизбытка информации, которую пациент пытается по-своему классифицировать, размышляя над бессознательной мотивацией поведения тех или иных личностей, постепенно увлекаясь такого рода психоанализом себя, своих близких и родственников. По сути это рассуждательный и непродуктивный интерес к таким наукам, как психология и психотерапия. Больной пытается осознать и подать себя с точки зрения выгодных для него психологических концепций, которые позволяют ему избежать ответственности за своё поведение, вывести себя за рамки влияния категорий нравственности.

В итоге истинная жизнь, чувства, поступки и мысли зашумливаются постоянными размышлениями. Интоксикация психологическая становится всё более распространённым явлением. И этим человечество обязано свободному доступу всех желающих к психологическим знаниям. Результатом такой информированности является развивающаяся у определенного числа людей иллюзии того, что наука психология знает как жить правильно, не допуская развития комплексов и появления ошибок. Больной, находящийся под влиянием данной идеи, часто бывает парадоксально энтузиастичен, и, даже, не испытывая на данный временной промежуток никаких проблем или затруднений, всё равно, как бы впрок, обращается к врачу. Однако хуже всего то, что симптомы психологической интоксикации вовсе не ограничиваются самокопанием. Хотя оно тоже рано или поздно приводит к кризису и взрыву. Пациенту свойственны попытки точно также разобраться во внутреннем мире окружающих его людей – родителях, жене, детях, друзьях, коллегах. Больной много читает специфической литературы и ищет в себе и окружающих всё то, что встречает в книгах. Не удивительно, что многое получается найти.

Различие подходов между разными научными школами и отсутствие конкретики в моделях, которые они предлагают, окончательно запутывают больного и он не способен принимать никакие жизненные решения. Любую мотивацию он ставит под сомнение и находит несколько бессознательных механизмов, которые противоречат друг другу. Действия подменены бесконечными, не приносящими никаких реальных плодов наукообразными психоаналитическими пережёвываниями. Иногда состояние интоксикации такого рода, приводит пациента к мысли о необходимости подвергнуть психоанализу своих близких. Это приводит к разладам в отношениях, потере друзей, ссорам и разводам.

Метафизическая интоксикация

Особенности психогенеза патологии

Всё дело в том, что как средний, так и старший подростковый возраст характеризуется интенсификацией развития абстрактной формы мышления, а особенно выраженным он становится в случае наличия шизоидных и психастенических черт личности. Это стимулирует мыслительную и познавательную деятельность, выраженную через рассуждения.

Что делать при метафизической интоксикации?

Конечно, ребёнок перерастёт всё это, однако задача педагогов, психологов и родителей облегчить и ускорить процесс становления у него правильных идей и ценностей, а также не допустить манипулирования такими неокрепшими душами со стороны нечистоплотных политиков и членов преступных сообществ.

Читайте также: