Психология у детей с вич

Обновлено: 27.03.2024

Хотя во многом эпидемия ВИЧ/СПИДа уникальна, один из главных ее уроков лишь повторяет, что известно человечеству испокон веков: одержать вверх над болезнью и преодолеть тяжелую ситуацию больше шансов у того, кто берет на себя ответственность за свою жизнь и не довольствуется ролью жертвы. Многие ВИЧ-инфицированные прекрасно осознают это и стремятся, как можно больше узнать о ВИЧ-инфекции, о новых лекарствах и методах лечения, о своих правах и путях защиты.

Несмотря на многочисленные трудности, диагноз ВИЧ-инфекция не означает, что человек должен отказаться от своих планов и интересов, от учебы, работы и развлечений, от любви и секса. Все больше людей находят решение проблем, связанных с наличием ВИЧ-инфекции в организме, многие обнаруживают, что их жизнь не изменилась кардинально и предпринимают шаги, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни.

Людям, живущим с ВИЧ-инфекцией, зачастую приходится сталкиваться с социально-психологическими проблемами задолго до того, как им понадобится медицинская помощь. Очень важно уделять особое внимание решению этих проблем. Эмоциональное самочувствие ВИЧ-положительных требует не менее серьезного подхода, чем физическое. Научиться жить с ВИЧ - сложная задача, она требует немало сил, а также поддержки и помощи со стороны близких и специалистов.

У большинства ВИЧ-инфицированных бывают тяжелые периоды в жизни, для которых характерны депрессия, тревожность, страх, нарушение сна, ночные кошмары, трудности концентрации внимания, чувство беспомощности, безнадежность, мысли о смерти. Эти и другие эмоциональные кризисы мешают заботиться о своем здоровье и порой приводят к трудно исправимым ошибкам. В период кризиса человек сталкивается сразу с несколькими проблемами и не видит выхода из сложившейся ситуации. В таком состоянии ему сложно разобраться даже в собственных чувствах и желаниях. Существуют несколько периодов, во время которых ВИЧ-инфицированные особенно уязвимы перед кризисом.

Появление первых болезненных симптомов. Зачастую эти проявления не имеют отношения к ВИЧ-инфекции, но ВИЧ-инфицированный может воспринять их как симптомы развития заболевания. До этого момента человек только знал о наличии вируса, теперь для него ВИЧ становится видимым, а симптомы - доказательством диагноза.

Необходимость регулярно принимать лекарства. Большинство людей с ВИЧ-инфекцией - молодые люди, которые не имели ранее опыта ежедневного приема лекарственных препаратов. Некоторых из них пугает мысль о неспособности иммунной системы самостоятельно бороться с вирусом, других - сложность приема препаратов и возможность появления побочных эффектов.

Серьезные болезненные симптомы. Болезненные симптомы сами по себе являются тяжелым испытанием для человека и многие ВИЧ-инфицированные не могут свыкнуться с тем, что их жизнь будет связана с болью и лекарствами, а постоянное обращение за медицинской помощью вынудит сменить либо бросить работу или прекратить учебу.

Тяжелая болезнь или смерть знакомого ВИЧ-инфицированного. Потеря близкого человека всегда тяжелый удар. Особенно тяжело воспринимают смерть от СПИДа близ­кие люди, сами живущие с ВИЧ-инфекцией. Мысли о возможности приближения собственной смерти приводят к се­рьезным эмоциональным кризисам.

Помимо этого, у каждого могут быть свои кризисы в зависимости от ценностей, которые оказались под угрозой в связи с ВИЧ-инфекцией: учеба, карьера, личные отношения, создание или сохранение семьи, любимое занятие. Все эти кризисные ситуации связаны с эмоциональ­ными потерями и глубокими негативными переживаниями. Человек испытывает гнев, отчаяние, чувство вины, тревогу, горечь утраты. Многие ВИЧ-инфицированные со всей остротой осознают собственную смерть и боятся потерять физическую привлекательность, здоровье, самостоятельность либо утратить друзей и близких и остаться в одиночестве. Поэтому в этот период человек особенно нуждается в поддержке и от характера этой поддержки зависит, как человек справится со своим эмоциональным состоянием.

Социально-психологическая помощь ВИЧ инфицированным

ВИЧ-носительство или СПИД оказывают влияние на психику и изменяют психологию ВИЧ-инфицированных людей в силу того, что на сегодняшний день, являются неизлечимыми, хроническими заболеваниями; протекают труднопредсказуемо и в течение многих лет, почти всегда сопровождаются негативными зависимостями, воспринимаются обществом как негативное и отвергаемое явление.

Поэтому именно социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным, должна решать такие задачи, как:

  • профилактика эпидемии;
  • предотвращение негативных социально-психологических последствий широкого распространения ВИЧ-инфекции (аутоагрессивного поведения, суицидов; асоциального и противоправного поведения, роста социальной напряженности и пр.);
  • социальная защита и защита прав ВИЧ-инфицированных людей.

Социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным должна оказываться по следующим направлениям:

Для осуществления полноценной социально-психологической помощи необходимо:

/module/item/name

«Мини–лекция для родителей о раскрытии ребенку его диагноза на разных возрастных этапах и особенностях принятия своего ВИЧ-положительного статуса у детей

Во время лекции важно очень деликатно и осторожно говорить о различных аспектах раскрытия диагноза. Ведь среди присутствующих наверняка окажутся те родители, которые еще не прошли это, кто сознательно или нет оттягивал этот момент.

Важно, чтобы в ходе лекции никто из присутствующих не почувствовал своей вины за то, что сделал это не так, как, возможно, было бы лучше, либо вообще еще не сделал.

Как рассказать ребенку, что у него ВИЧ

Перед родителями, которые воспитывают детей с ВИЧ, стоит вопрос, когда и как сказать ребенку о его диагнозе. Некоторые считают, что этого лучше вообще не делать, но специалисты придерживаются иного мнения. Они отмечают, что ребенок, который знает о своем ВИЧ-статусе, лучше взаимодействует с врачами и легче переносит лечение, когда в нем возникает потребность. В этой статье мы хотим поделиться рекомендациями экспертов о некоторых особенностях раскрытия диагноза ребенку.

Иногда родители считают, что лучше не открывать детям тайны их диагноза. Однако, ВИЧ - положительный ребенок с возрастом замечает, что он отличается от своих сверстников состоянием здоровья - чаще ходит к врачу, лежит в больнице. Он неизбежно начинает задавать вопросы и требовать на них ответы.

Говорить или не говорить?

Основная причина нежелания раскрывать диагноз со стороны взрослых - это страх, что ребенок расскажет о своем заболевании посторонним людям; в основе этого страха лежат ожидания возможного осуждения, нетерпимого отношения к ребенку и семье. Если родители не уверены в том, что ребенку можно доверить тайну его диагноза, то есть смысл отложить разговор до тех пор, пока ребенок не будет готов к нему - по мнению специалистов, обычно это происходит в возрасте после 5 лет. Также родителей может удерживать от раскрытия диагноза боязнь нанести ребенку психологическую травму, но если он узнает о своем диагнозе от других людей, травма может быть более глубокой. Иногда родители не могут преодолеть чувство вины за свой образ жизни или за передачу вируса ребенку, но это чувство не способствует развитию доверительных отношений между членами семьи.

Практика и исследования показывают, что дети, информированные о своем диагнозе, лучше справляются со стрессом, вызванным симптомами заболевания, и у них более высокая самооценка, чем у детей, не знающих о своем статусе. Родители, раскрывшие диагноз своим детям, меньше подвержены депрессии, чем те, кто не сделал этого. Очень важно знакомить ребенка, особенно маленького, с заболеванием постепенно, шаг за шагом; маленькому ребенку требуется время, чтобы усвоить самые простые знания о ВИЧ. Часто малыш, задавая вопросы, сам подсказывает родителям, когда он готов узнать больше. Необходимо помнить, что ребенку нужна точная и правдивая информация в понятном для него виде. Подходя к такому трудному разговору необходимо учитывать различные факторы, в том числе возраст ребенка, уровень его развития, отношения в вашей семье, и конечно же, состояние здоровья ребенка. По мнению специалистов, нецелесообразно сообщать диагноз ребенку, если он находится в тяжелом состоянии или в терминальной стадии. Дети не боятся смерти, в отличие от взрослых, если их не пугают этим. В такой период жизни ребенка нужно успокаивать, поддерживать в нем уверенность, что ничего страшного не произойдет. Если у ребенка возникают вопросы о смерти, то объяснения должны быть простыми и спокойными.

Разговор о ВИЧ-инфекции и раскрытие статуса на разных возрастных этапах

Детям сложно и не интересно выслушивать объяснения про их здоровье. И как таковой необходимости в раскрытии диагноза нет. Для детей этого возраста достаточно знать, что у них есть заболевание и им необходимо принимать лечебные процедуры.

Дети способны воспринимать более сложные сведения о своем диагнозе. Используя базовую информацию, которая подходит для детей младшего возраста, взрослые могут расширить объясение о "проблемах с кровью", рассказывая о том, что "особые клеточки, которые находятся в крови, не работают так, как должны".

Иногда детей волнует вопрос, почему у них есть эти проблемы, а у их сверстников нет. В таком случае их может удовлетворить правдивый ответ, что они с этим родились. Также полезно рассказать, что нужно делать, чтобы оставаться здоровым (посещать врача, хорошо питаться и отдыхать).

Очень важно, чтобы в этом возрасте подросток знал необходимую информацию как ос способах профилактики передачи вируса, так и предупреждения нежелательной беременности.

Как лучше построить разговор с ребенком

Вопросы со стороны ребенка

ВЕБИНАР: Педагог-психолог общеобразовательного учреждения. Содержание работы от А до Я: системный подход

ВЕБИНАР: Психология финансового благополучия, или В чем смысл денег

ВЕБИНАР: Новый подход к психологии конфликта. Мишени психологической работы в конфликтной ситуации

Скоро

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Авторы

/module/item/name

- Этот проект появился в моей жизни не случайно и не сразу. Начну издалека — 20 лет назад, сидя дома с новорожденной дочкой, я увидела по телевизору сюжет о том, что детей в одном из родильных домов Калмыкии заразили ВИЧ. Эта информация меня потрясла: я плакала, сопереживала, хотела что-то сделать для этих детей, как-то помочь, но не знала, чем помочь, это был просто порыв. Прошли годы, я попала в Калмыкию, там познакомилась с Кермен Абушиновой, которая работает в клинике по профилактике ВИЧ и оказалось, что работает она именно с теми, кого я тогда увидела по телевизору! Эти дети уже, конечно, выросли и очень нуждались в психологической помощи, поскольку находились в социальной и эмоциональной изоляции — они прятались от докторов, боялись контакта, были очень закрытыми. Все совпало — мотивация, потребности, опыт: у меня уже было психологическое образование, успехи в работе со спортсменами, я знала, как помогать людям, находить свои ресурсы и с энтузиазмом принялась за работу на волонтерской основе. В первую очередь необходимо было установить контакт, здесь психологам приходилось быть очень активными — не ждать, когда эти люди придут к нам и сформулируют свой запрос на психологическую поддержку, а, наоборот, разыскивать их, идти к ним самостоятельно и мотивировать их принять нашу помощь. Это, к счастью изменилось — постепенно появилась мотивация приходить на занятия снова и снова. Они перестали прятаться и стали жить. И я вижу спустя время, что эта мотивация сохраняется и участники проекта предпринимают самостоятельные действия, а на консультации приходят уже с какими-то житейскими вопросами.

- В Вашем регионе есть специалисты, которые занимаются информированием и помощью ВИЧ-инфицированным людям?

- Какие изменения в эмоциональном состоянии людей Вы заметили во время работы?

- Ваша родственница умела радоваться жизни! Можете ли Вы сказать, что страх смерти Вам неведом?

- Мне хотелось так думать, но именно опыт работы с ВИЧ-инфицированными людьми убедил меня в том, что я, как и все обычные люди, не свободна от этого страха. Когда я впервые пришла в клинику, мне пришлось надеть халат, бахилы, врачи предупредили, что нужно соблюдать определенные гигиенические правила и сама эта атмосфера уже была достаточно тревожной. Я думала, что у меня не будет страха, но после того, как я впервые провела занятие с ВИЧ-инфированными, я с удивлением отследила, что пошла в туалет и стала мыть руки. Я не чувствовала страх как эмоцию, но мое тело показало мне, что он есть. Потом я прорабатывала этот страх на семинаре, нашла, с чем он связан, выявила и начала работать с проблемой. Сейчас я могу сказать, что мне комфортно с ВИЧ-инфированными - страх прошёл, даже сами клиенты отметили, что я легко с ними общаюсь. Адаптация потребовала осознанности в работе. И те коллеги, с которыми я говорила, тоже рассказывают, как у них периодически поднимается страх. Психологи — живые люди и этим все сказано.

- По Вашему мнению, каких ресурсов психологам чаще всего не хватает в работе?

- Психологам сложнее всего отстраниться от чужой боли, хотя это необходимо — сохранять определенное расстояние, чтобы суметь эффективно помочь. Когда психолог находится в отстраненной позиции, не проваливаясь в переживания, связанные со своим жизненным опытом, он начинает чувствовать не себя (свои детские травмы, страхи так далее), а клиента — его переживания, его боль, осознает, в чем сейчас нуждается клиент, как лучше всего ему помочь. Многие психологи пренебрегают своим состоянием, у них могут быть не удовлетворены базовые физиологические, материальные и бытовые потребности, они слишком много делают для других, забывая о себе. Может возникнуть стереотип ожидания, что забота придет извне: о себе забыли — тогда пусть родители, муж или даже клиенты удовлетворят потребности и позаботятся. Это ухудшит отношения с клиентом - он почувствует дискомфорт. Когда я в нашем психологическом центре обучаю начинающих коллег, я всегда им говорю о том, что трудности в терапии — это подарок, благодаря им они смогут узнать, с чем еще нужно проработать в самих себе.

Для того, чтобы оставаться эффективным, нужно постоянное повышение квалификации. Психолог — это самая дорогая профессия, потому что мы всё время вкладываем в свое развитие свои силы, своё время. Даже если у психолога пока мало опыта или есть личностные проблемы, но он занимается своим развитием — он сможет развиваться и будет эффективно работать. Психолог должен сам проходить терапию, ходить на тренинги. Это обязательно. Опыта много не бывает и это знают те, кто долго работает в профессии: мы в Ростове организовывали курс Ив-Легру Ракендры по осознанности и он поделился, что в свои 62 года после окончания курса отправляется на три недели в Америку - работать над собой, чтобы научиться строить долгосрочные равноправные отношения с женщинами. И в 62 года этом человек продолжает ставить перед собой личностные цели! Это вызывает у меня уважение. Настоящие профессионалы совершенствуются всегда.

ВЕБИНАР: Тест Розенцвейга (взрослый и детский варианты). Методика исследования фрустрационных реакций

ВЕБИНАР: Школа тренерского мастерства. Алгоритм работы с личностными проблемами

Скоро

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Об условиях эффективности оказания психологической помощи ВИЧ-инфицированным

Автор

/module/item/name

Ежегодно 1 декабря в мире отмечается Всемирный день борьбы с синдромом приобретенного иммунодефицита — ВИЧ/СПИДом (World AIDS Day). Он был учрежден по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Генеральной Ассамблеи ООН, принятому в 1988 году.

Сегодня проблема распространения ВИЧ-инфекции не только привлекает внимание медиков и эпидемиологов, пришло осознание того, что эпидемия ВИЧ и СПИДа — проблема социальная, соответственно, профилактические меры не могут ограничиваться исключительно медицинскими мероприятиями.

В Российской Федерации ситуацию по распространению этого заболевания можно оценить, как ухудшающуюся. К концу первого полугодия 2019 г. в стране проживало 1 041 040 россиян с диагнозом ВИЧ-инфекция. На начало 2019 г. в Новосибирской области выявлено порядка 41 000 пациентов с ВИЧ-инфекцией [7].

Целью исследования было определить приверженность к антиретровирусной терапии у ВИЧ-положительных пациентов, а также ее влияние на эффективность оказания психологической помощи. Было проведено анкетирование 20 пациентов с диагнозом ВИЧ-инфекции, находящихся на диспансерном наблюдении в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом.

Существуют лекарственные препараты, способные подавлять вирус и поворачивать вспять стадии проявления болезни. Антиретровирусная терапия (АРВТ) является этиотропной терапией ВИЧ-инфекции. На современном этапе АРВТ не позволяет полностью излечить ВИЧ, но останавливает размножение вируса, что приводит к восстановлению иммунитета, предотвращению развития или регрессу вторичных заболеваний, сохранению или восстановлению трудоспособности пациента и предотвращению его гибели. Эффективная антиретровирусная терапия одновременно является и профилактической мерой, снижающей опасность пациента как источника инфекции [5].

Приверженность в лечении ВИЧ-инфекции является главной целью, при ее формировании у пациентов повышается шанс на продление их жизни, невозможности передать вирус своему партнеру, при беременности, а также есть возможность предотвратить распространение ВИЧ-инфекции в дальнейшем. Приверженность подразумевает под собой полное соблюдение рекомендаций специалистов. В случае лечения ВИЧ-инфекции необходимо пожизненно принимать АРВ-препараты в большом количестве, соблюдать диету, вести здоровый образ жизни. В таком случае встает вопрос о мотивации пациента, ведь физически он не всегда может ощущать себя плохо. В случае ВИЧ-инфекции, особенно на ранних стадиях, не всегда бывают какие-либо внешние проявления болезни, и человеку сложно осознать, почему он должен наблюдаться у врача, принимать таблетки, менять свою жизнь. Важно проинформировать заболевшего, что, если не принимать антиретровирусную терапию, болезнь может быстро прогрессировать, так как иммунитет снижается, вирусная нагрузка увеличивается, и в этот момент развиваются сопутствующие тяжелые заболевания. Самой частой причиной летального исхода у ВИЧ-инфицированных является туберкулез.

Одним из главных факторов среди трудностей формирования приверженности и мотивации к лечению ВИЧ-инфекции являются психологические проблемы. Проблемы, вызванные таким заболеванием, как ВИЧ-инфекция, сказываются на жизнедеятельности ВИЧ-инфицированных, оказывают негативное влияние на здоровье и нарушают социально-психологическую адаптацию. По причине таких проблем, как страх смерти, дистресс, самостигматизация, и других трудностей, с которыми сталкиваются люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), в жизни, и в связи с необходимостью оказания им психологической поддержки, безусловно, важно изучать личностно-психологические особенности ЛЖВ.

Состояние депрессии среди ЛЖВ довольно часто протекает нераспознанно, поскольку такие признаки депрессии, как слабость, расстройства сна, концентрации и снижение либидо, характерны и для ВИЧ-инфекции. В результате чего эти симптомы относят ошибочно к прогрессирующей инфекции. Причиной депрессии не всегда может быть эмоциональное потрясение — в случае рассматриваемого заболевания депрессия может быть вызвана и дополнительными сопутствующими заболеваниями, к примеру гепатитом В, С и другими, некоторые лекарственные препараты из схемы лечения тоже могут вызвать депрессию.

При ВИЧ-инфекции необходима активная позиция по отношению к своему здоровью и жизни; пассивная позиция, которую занимает человек с ВИЧ в отношении к болезни, может привести к более частым стрессам, потому что он не может чувствовать контроль над ней [1].

Среди ВИЧ-инфицированных значительно преобладает высокий уровень личностной тревожности. Связано это с тем, что ВИЧ-положительные пациенты воспринимают большинство ситуаций как угрожающие и реагируют на это состоянием тревоги. Такое состояние может представлять собой негативное эмоциональное состояние, которое включает чувство напряжения и беспокойства. Также в структуре психического состояния фон настроения может быть снижен, снижается активность, работоспособность, наблюдается отсутствие адекватной эмоциональной реакции, переживание о недостатке ценности своей личности. ЛЖВ весьма сложно выбрать собственную линию поведения из-за несамостоятельности, растерянности и принадлежности к определенной группе, в связи с этим им необходима опора и поддержка.

К механизмам психологической защиты ЛЖВ можно отнести: отрицание, вытеснение, компенсацию и регрессию. Другими словами, отрицание аспектов внешней реальности, вытеснение желаний, которые не могут быть приемлемы для личности, попытки заменить реальное или воображаемое другими качествами с целью убрать тревожность, используя привычные поведенческие стереотипы, а также через подавление эмоций.

Копинг-стратегии, которые используются ЛЖВ, могут быть характерны и для ВИЧ-отрицательных людей. И.В. Тухтарова в своем исследовании выделяет следующие копинг-стратегии: конфронтативный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, избегание, планирование решения проблем, положительная переоценка [8]. И.В. Тухтарова говорит о том, что совокупность используемых копинг-стратегий ЛЖВ имеет свою особенность, это заключается в использовании одних копинговых стратегий, таких как дистанцирование, избегание и конфронтативный копинг; меньше всего используются: планирование решения проблем, положительная переоценка, поиск социальной поддержки, самоконтроль и принятие ответственности, которые направлены на регулировку собственных чувств и эмоций, а также соотношение проблемы с собой и попытками ее решить.

Если предоставить ВИЧ-инфицированному должную психологическую помощь, стресс может настроить пациента на деятельное сопротивление регрессу. Но дистресс усложняет все тяготы заболевания и уменьшает приверженность к антиретровирусной терапии и способность разрешить проблемы, которые сопровождают жизнь во время болезни [11].

При диагностике этих психопатологических состояний психологи применяют психологическую коррекцию, которая подразумевает систему способов предупреждения психических нарушений с помощью предотвращения предболезненных дисфункций, дисгармонии и своевременного разрешения психопатологических состояний [3]. Роль психолога в помощи ВИЧ-положительным пациентам заключается в своевременной диагностике нарушений психических процессов и состояний, предотвращении последствий стрессового состояния и депрессивных расстройств, мотивировании на позитивные установки, позволяющие контролировать поведение, а также содействовать в развитии социальной ответственности и повышении качества жизни.

А.В. Новохацки говорит о том, что проблема формирования приверженности по большей части является психологической, так как необходимы определенные мотивированные усилия от пациента, самоконтроль и самодисциплина. Формированию приверженности к антиретровирусной терапии могут мешать психические и поведенческие расстройства, девиантное поведение, социальная изоляция. Поэтому для того, чтобы эффективно сформировать приверженность к АРВТ у ВИЧ-инфицированных, важно принимать во внимание поведение пациента, особенности личности и психологическое состояние [2].

Причины несоблюдения предписаний врача могут быть связаны с выполнением однообразной системы приема, необходимостью принимать препараты каждый день до конца жизни. Но недостаточно только принимать АРВТ: для лучшего результата нужно соблюдать диету, вести здоровый образ жизни, а образ жизни менять довольно трудно, намного сложнее, чем просто принимать лекарства. Здесь должна идти работа на мотивацию, на систему ценностей и осознание ценности своей жизни [6].

На базе центра по профилактике и борьбе со СПИДом было проведено исследование с целью оценки уровня приверженности к антиретровирусной терапии у ВИЧ-положительных пациентов. В исследовании было важно определить зависимость приверженности лечению от ряда индивидуальных особенностей пациента, среди которых были рассмотрены уровень знаний о своем диагнозе и антиретровирусной терапии, некоторые особенности личности пациента, наличие поддержки в окружении и др. Необходимо было узнать, какие трудности возникают у ВИЧ-положительных пациентов при посещении места лечения, так как они могут влиять на их приверженность к антиретровирусной терапии. Анкета составлялась по рекомендациям специалиста по социальной работе и медицинского психолога центра по профилактике и борьбы со СПИДом. Некоторые вопросы анкеты являются открытыми, т.е. предусматривают возможность для анкетируемых лиц не только высказать свое мнение в обобщенном виде, но и разъяснить его, подкрепить какими-либо аргументами, примерами, пожеланиями.

В ходе анонимного анкетирования было опрошено 20 пациентов. Средний возраст составил 37 лет (от 21 до 67); 10 мужчин и 10 женщин. Анкета была разделена на четыре блока: первый блок — оценка уровня знаний о своем диагнозе; второй блок вопросов связан с приемом антиретровирусной терапии и лечением; третий блок вопросов — оценка соблюдения рекомендаций и режима приема АРВТ; четвертый блок направлен на выявление проблем и возможных трудностей приверженности лечению, а также наличия поддержки при возникающих проблемах.

По первому блоку вопросов можно сделать вывод, что большинство пациентов ответственно подходят к вопросу о своем здоровье и заболевании, исходя из того, что после положительного результата на ВИЧ они своевременно посетили врача. Гепатит С при ВИЧ-инфекции встречается часто, что подтвердилось в опросе; если у пациента находятся оба эти вируса, они могут развиваться намного быстрее, поэтому важно наблюдать гепатит С, в том числе. Среди опрошенных большинство наблюдаются у специалиста, но трое пациентов этого не делают, что говорит об их безответственном подходе к заболеванию.

По второму блоку вопросов можно сделать следующие выводы. Большинство пациентов принимают АРВТ, не употребляют психоактивные вещества, знают своего лечащего врача, результаты иммунного статуса и вирусной нагрузки, знают АРВ-препараты, которые им назначают, посещают врача ежемесячно и принимают терапию более двух лет. Но необходимо отметить, что незначительный процент пациентов не были на лечении, употребляют алкоголь, что абсолютно запрещено при приеме АРВ-препаратов. Важно отметить, что большинству пациентов в течение последнего года изменили схему лечения — это оказывает значительное влияние на формирование приверженности. Чаще всего причиной является отсутствие препаратов и побочные эффекты.

Исходя из результатов третьего блока вопросов, можно сделать вывод, что большинство принимают препарат каждый день, как и положено, независимо от их состояния, не меняют дозировку и соблюдают все рекомендации.

По заключительному блоку вопросов можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что у большинства пациентов не возникает никаких трудностей с их лечащим врачом, им хотелось бы, чтобы обсуждалось большее количество аспектов лечения, лечащий врач более внимательно относился к их жалобам, чтобы установилось доверие с лечащим врачом. На это стоит обратить внимание, так как такие рекомендации от пациентов могут повысить процент приверженных к лечению и наладить их качество жизни.

Для того чтобы понять влияет ли приверженность на успешность лечения ВИЧ-инфекции, был проведен анализ по показателям вирусной нагрузки у ВИЧ-положительных пациентов, принимающих антиретровирусную терапию. Вирусная нагрузка является важным значением состояния организма ВИЧ-инфицированного, при неопределяемой ВН значительно снижается риск передачи ВИЧ-инфекции, риск прогрессирования ВИЧ и развитие СПИДа становится минимальным. Значения анализа вирусной нагрузки взяты у 20 пациентов, которые принимают АРВ-препараты, с целью проследить, изменился ли их показатель в отличии от прошлого. Таким образом, пациенты поделены на три группы: те, у кого показатели улучшились, без изменений и ухудшились (см. табл.).

Из таблицы мы видим, что у большинства пациентов (50%) уровень вирусной нагрузки не определяется либо меньше 1000 к/мл; у 35% показатель стабилен, у 15% пациентов уровень вирусной нагрузки больше 10 тыс. к/мл. По этим показателям можно сделать следующий вывод и сформулировать рекомендации. Большинство пациентов высокопривержены и их показатели вирусной нагрузки улучшились, что подтверждает влияние приверженности и оказания психологической помощи на эффективность лечения, но у других пациентов показатели стабильны или ухудшились. В этом случае необходимо выявить причины, по которым АРВТ не влияет на вирусную нагрузку (к ним могут относиться и схема терапии, и несоблюдение режима приема, т.е. низкая приверженность либо социальные вопросы, влияющие на формирование приверженности), и индивидуально определить стратегию по решению этих проблем.

На примере центра по профилактике и борьбе со СПИДом можно сделать вывод, что основная деятельность строится на мультипрофессиональном подходе, который дает положительный эффект. Благодаря медицинским психологам, врачам-инфекционистам, специалисту по социальной работе создается мотивация к приверженности лечению у ВИЧ-положительных пациентов. Следуя из результатов анкетирования, необходимо отметить, что большинство пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении в центре по профилактике и борьбе со СПИДом, привержены к антиретровирусной терапии, их показатели вирусной нагрузки улучшились.

Список литературы

Источник: Высоцкая А.О. Приверженность к антиретровирусной терапии как условие эффективности оказания психологической помощи ВИЧ-инфицированным в условиях центра по профилактике и борьбе со СПИДом // СМАЛЬТА. — 2020. — №1. — С. 87–93.

Как говорить с детьми о ВИЧ: рекомендации международных организаций

В январе ЮНЕСКО выпустила полностью обновленное Международное техническое руководство по половому просвещению – оно должно объяснить подросткам, как заботиться о своем здоровье, уважать права человека и помнить о гендерном равенстве.

Врачи и психологи, которые составляли пособие, советуют с раннего детства говорить с детьми о вреде и пользе интернета, в частности – социальных сетей. Важно объяснить ребенку, что в интернете можно найти, как полезную, так и ложную информацию. В обоих случаях ребенок должен понимать, что всегда есть взрослый, которому он может доверять и с которым можно обсудить любую интересующую его тему.

Что касается ВИЧ, то и тут специалисты призывают говорить с детьми уже до начальной школы:

  • В 5-8 лет стоит рассказать о существовании самой инфекции, о том, что ВИЧ-положительные люди имеют равные права с ВИЧ-отрицательными и могут жить полноценной жизнью. Важно объяснить детям, что сегодняшняя медицина не может избавить человека от этой инфекции, но при правильном наблюдении и приёме лекарств позволяет поддерживать здоровье.
  • В 9-12 лет специалисты рекомендуют объяснить детям, как передается вирус, почему ВИЧ-позитивным людям важно открыто говорить о своем заболевании и обсуждать эту проблему. Стоит объяснить, что ВИЧ – не преграда для отношений, построения семьи и карьеры. Человеку просто необходимо всю жизнь находится под наблюдением врачей, а у лечения могут быть побочные эффекты.
  • С 12-ти лет можно обсудить с подростками мифы, которые они уже могли почерпнуть из интернета или общения с друзьями. Эти стереотипы могут касаться ВИЧ, беременности, расовой или гендерной принадлежности. Дети должны вспомнить, какие случаи дискриминации им встречались. Пособие ЮНЕСКО также объясняет, что каждый должен "защитить человека, который подвергается дискриминации".
  • В старших классах подростки могу сами подготовить рефераты об известных людях, живущих с ВИЧ, активистах, которые борются за права ВИЧ-позитивных, узнать о центрах тестирования и лечения ВИЧ-инфекции в городе или в стране. Подросткам также необходимо рассказать о том, какие анализы на ИППП сегодня существуют, где их можно сдать, какие средства предохранения они должны будут использовать, когда начнут сексуальную жизнь. Старшеклассникам следует понимать и различать, какие средства контрацепции защищают от беременности, а какие – от ИППП. Также необходимо рассказать подростку о необходимости противостоять сексуальному давлению и принуждению.

Сказки – еще один способ начать говорить с детьми о ВИЧ-инфекции. Например, в начале 2018 года отделение ЮНЭЙДС в Китае в честь Дня борьбы с дискриминацией выпустило аудиоверсию популярной детской книги "Самый храбрый мальчик, которого я знаю" (The bravest boy I know). Главные герои книги – Сяо Мина, восьмилетний ВИЧ-позитивный мальчик и его лучший друг Сяо Ли. Авторы книги хотели донести важную мысль о том, что благодаря лечению и поддержке близких у детей, живущих с ВИЧ, может быть нормальное детство.

Татьяна Никонова, автор учебника "Наука секса для подростков"

Журналистка и автор блога о секс-просвете Татьяна Никонова сейчас пишет учебник о половом воспитании для подростков. По ее мнению, ребенку важно понимать, что он может обратиться к родителям за помощью, что у них есть схожая позиция по вопросам секса. Однако, Никонова считает, что секс-просвету должны учить в школе:

"Сегодня ВИЧ-инфекция все чаще распространяется половым путём. Я считаю, что о сексуальной жизни и возможных ее последствиях должны говорить в школе. Родители могут забыть об этом рассказать или и вовсе не знать, как обсудить такую тему. Они могут быть консервативными и считать, что секс – это грязно и ребёнку вовсе не нужно знать об этом. Кроме того, есть дети в детдомах, есть дети мигрантов, которые живут в совершенно другой культуре. Мы не можем рассчитывать, что их родители будут говорить с ними о половом просвещении.

Недостаточно сказать:"Наркотики – зло, аккуратно, можно получить ВИЧ. Дети, не употребляйте наркотики!". Все гораздо сложнее: нужно говорить о вопросах доверия, средствах предохранения. Неправильно сводить тему секса и предохранения лишь к биологической и медицинской частям. Разумеется, ВИЧ – это инфекция, но она не возникает из ниоткуда. Речь идет об ответственном поведении: использовании барьерной контрацепции, регулярной сдаче анализов во взрослом возрасте, договоренностях с партнером.

Сексуальное образование в школах необходимо с самого раннего возраста с постепенным углублением в вопрос. Если мы не объясним маленьким детям, что они имеют право говорить "нет", защищать свое здоровье, то в более взрослом возрасте будет трудно донести до них, почему нужно настаивать на использовании презерватива и почему можно отказываться от небезопасных практик.

Когда мы говорим, что ребенок найдет все ответы в интернете, мы рассчитываем на то, что он поведет себя, как ответственный взрослый: сначала сформулирует правильный запрос, получит необходимую информацию, правильно ее отфильтрует. Нужно бороться не с мифами, а внедрять просвещение и говорить с детьми о том, что их волнует. Ребенок должен знать о методах предохранения еще до того, как он займется сексом: то есть, примерно к 12 годам.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует уже в 15 лет уметь пользоваться средствами контрацепции. Я считаю, что теоретическую информацию необходимо давать гораздо раньше: любого ребенка и в 13 лет может потянуть на эксперименты".

Валерия Федоряк, психолог

Психолог Валерия Федоряк придёрживается иного мнения. По её словам, школа, в её сегодняшнем виде, не может выполнить запрос подростков на информацию о сексе и отношениях – именно родители должны говорить с детьми о профилактике ВИЧ:

"Детей 5-6 лет не интересует секс как таковой, и уж точно не заболевания. Им важнее понять, откуда берутся люди. В большинстве случае о сексе и сопутствующих опасностях (в основном, о незапланированной беременности) начинают говорить лет в 12-13. Однако универсального возраста в этом вопросе нет. Мы должны учитывать интересы и развитие ребенка – у всех это происходит индивидуально.

Здорово, когда родители могут говорить на темы секса свободно и спокойно. Часто им в этом нужна помощь психологов. Было бы здорово, если бы в школе показывали, как пользоваться презервативами, но у нас такой практики нет. Хорошо, если родители могут показать и научить. В идеальном мире презервативы должны быть дома, лежать в доступном для подростка месте, причем так, чтобы не было заметно, как он их оттуда берет – ведь у подростков часто нет денег на презервативы.

Бессмысленно сегодня надеяться на то, что школа что-то расскажет детям. Старшеклассникам дают лишь минимальную информацию – зачастую всё сводится к лозунгам "Любовь и верность – твоя защита". Наивный ребенок будет думать, что если у него один партнер, – то он защищен. Как мы понимаем, это не так.

Раз на школу надежды нет, родителям нужно работать над собой и учиться обсуждать темы секса легко и естественно. В идеальной картине мира, когда у ребенка появляется любой вопрос, он спрашивает у родителей. Даже если у взрослого нет ответа, он может сказать: "Я узнаю, и мы с тобой это обсудим". Самое главное, чтобы родители не только пообещали, но и действительно вернулись к ребенку с ответом".

Кирилл Федоров, психолог, руководитель проекта "Психология за права человека"

Психолог Кирилл Федоров считает, что половое просвещение дома и в школе должны идти рука об руку:

"В 2-4 года нужно рассказать о мужской и женской анатомии и физиологии и в общих чертах обрисовать процесс, благодаря которому ребёнок появился на свет.

В 5-6 лет ВИЧ – вряд ли актуальная тема, но ребенок может спросить, что это – если услышал это слово. В таком случае можно просто объяснить, что существует инфекция, которую могут передать друг другу взрослые люди, но это не делает их опасными для окружающих.

В 10-12 лет важно обговорить физиологические и анатомические изменения, которые скоро начнут происходить в связи с половым созреванием.

В 14-15 уже пора говорить о сексе и его безопасных формах. Конечно, любые возрастные рамки условны и важно ориентироваться на каждого конкретного ребенка.

Если ребенок в начале подросткового периода не задает вопросы сам – родители могут сами проявить инициативу. Важно, чтобы разговор об инфекциях не затмевал спокойное и открытое обсуждение того, что такое секс и почему люди им занимаются. Нужно зафиксировать момент, что секс – это прежде всего процесс, который приносит удовольствие.

Сама по себе тема секса и потенциальных рисков не может травмировать: родители так же объясняют ребенку, что нужно мыть руки, чистить зубы – все это касается здоровья. Другое дело, что в нашей культуре секс и все, что с ним связано, – табу. У родителей есть свои психологические барьеры и иррациональные страхи, которые часто приводят к тому, что они даже с друг другом не могут обсуждать подобные темы.

Часто у взрослых нет корректного представления о ИППП, в том числе и о ВИЧ. Поэтому любое просвещение ребенка должно начинаться с самопросвещения родителя. Не нужно уходить от ответа, стыдить и ругать ребенка за вопросы – именно такие реакции могут напугать, травмировать ребенка и приведут к тому, что он не будет доверять родителям, закроется от них, а в случае необходимости пойдет искать информацию на стороне.

Важно рассказать ребенку о существовании стигматизации ВИЧ-позитивных людей. Никто не рождается с предрассудками – страх возникает из-за некорректной информации о вирусе. Детям следует объяснять, что люди отличаются друг от друга по цвету кожи, вероисповеданию, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, предпочтениям в еде, состоянию здоровья. Ни один из этих параметров не делает человека хуже. ВИЧ-инфекция – всего лишь особенность здоровья, которая не опасна в повседневном общении. Если в окружении родителей есть открытые ВИЧ-положительные люди, не нужно это скрывать от ребенка: пусть он видит, что наличие ВИЧ-инфекции никак не влияет на отношение к человеку.

Просвещение дома не исключает просвещения в школе. Безусловно, в образовательных учреждениях должны быть занятия, на которых рассказывают о безопасном сексе, ИППП, согласии и т.д. Главная задача взрослых – максимально подготовить ребенка к взрослой жизни со всеми ее опасностями. При этом, информирование не должно превращаться в запугивание подростков: важно объяснить, что нужно делать, чтобы избежать всех опасностей".

Читайте также: