Рабочие тетради по инфекционным заболеваниям

Обновлено: 11.05.2024

Задание №7. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ ОРВИ ………………17

Задание №9. ВНУТРИУТРОБНЫЕ ИНФЕКЦИИ ……………………………….20

Задание №10. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ ……………………………………………………………………..21

Задание №11 ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ . 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..29

Рабочая тетрадь по разделу «Диагностика и лечение ифекцион-

Пропедевтика клинических дисциплин, Диагностика детских болезней ,

ПМ 02. Лечебная деятельность, МДК 02.04. Лечение пацинтов детского

возраста разработана с целью оказания помощи в овладении

теоретическими знаниями и практическими умениями по данному разделу.

Умение правильно общаться с пациентом, проводить субъективное и объективное обследование помогут поставить предварительный диагноз, своевременно оказать неотложную помощь, решать тактические вопросы на ФАПе.

В рабочей тетради предложены разнообразные по содержанию и уровню сложности задания. Правильно выполненные задания помогут успешно изучить дисциплину, знания и умения пригодятся при обследовании и курации пациента по любой клинической дисциплине.

Предлагаемое учебно-методическое пособие для обучающихся дополняет лекционный материал и учебник, поможет более глубокому усвоению материала и наиболее эффективному использованию учебного времени, отведенного на практические занятия.

Задание №1. ДИФТЕРИЯ, КОЛЮШ (cоставление алгоритма)

- составить алгоритмы манипуляций;

- работать с дополнительной литературой;

-предупреждать возможные осложнения при введении противодифтерийной сыворотки.

Вам предложена самостоятельная работа, посвященная одному из самых опасных инфекционных заболеваний взрослых и детей, - дифтерии. Основным препаратом, применяемым при лечении дифтерии, служит противодифтерийная сыворотка.

Введение противодифтерийной сыворотки представляет определенные сложности, поэтому работа над алгоритмом ее введения, безусловно, необходима.

  1. Внимательно прочитайте текст лекции и материал учебника.
  2. Подберите дополнительную учебную литературу по детским инфекционным заболеваниям.
  3. Заполните пробелы в алгоритме манипуляции.
  4. При необходимости проконсультируйтесь с преподавателем.

Противодифтерийную сыворотку применяют для_____________________________

Каждое введение сывороточного препарата должно быть зафиксировано в карте стационарного больного (форма №_______), с обязательным указанием дозы, способа и времени введения, серии, срока годности, названия института, изготовившего препарат.

Сыворотку выпускают в ампулах по ________АЕ и _________АЕ. К ней приложена разведенная сыворотка (__________________________).

Сыворотку вводят по методу__________________________, преполагающему определение индивидуальной чувствительности к чужеродному белку лошадиной сыворотки, так как при введении сывороточных препаратов возможны осложнения в виде____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для проведения манипуляции необходимо приготовить:

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Перчатку, маску, фартук;
  11. Емкости для дезинфекции использованного материала.

Этапы проведения манипуляции

  1. Получить информированное согласие пациента на проведение данной манипуляции:____________________________________________________
  1. Поставить на инструментальный столик все необходимое. Проверить сыворотку_________________________________________________________

А) вскрыть в условиях асептики ампулу с_________________сывороткой;

Б) набрать в шприц объемом 1 мл 0,2 мл___________________сыворотки;

В) надеть на шприц иглу для внутрикожного введения, выпустить воздух и избыток сыворотки в колпачок,______________________________________________________

Г) ввести_____________________________0,1 мл разведенной сыворотки;

Д) в течение________мин необходимо наблюдать за местной и общей реакцией: проба отрицательная, если___________________________________, в этом случае выполнить 2-ю пробу.

4. Для выполнения 2-й пробы необходимо:

А) вскрыть в условиях асептики ампулу с_____________________сывороткой;

Б) набрать в шприц объемом 1 мл 0,2 мл_______________________сыворотки, иглу оставить в ампуле и накрыть ее марлевой салфеткой (вскрытую ампулу с неразведенной сывороткой хранят не более ____________);

В) надеть иглу для подкожного введения, выпустить воздух и избыток сыворотки в колпачок;

Г) обработать кожу плеча в средней трети двумя шариками со спиртом в направлении от центра к периферии;

Д) ввести__________________0,1 мл неразведенной сыворотки, обработать место инъекции шариком со спиртом;

Е) при отсутствии местной и общей реакции через_________мин ввести лечебную дозу сыворотки.

5. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

6. Подогреть ампулу с_________________________сывороткой до температуры 36-37°С.

7. Набрать в шприц объемом не менее 5 мл_________________________сыворотку в назначенном количестве.

8. Обработать кожу ягодицы двумя шариками со спиртом.

9. Ввести _____________________________назначенную дозу сыворотки, место инъекции обработать шариком со спиртом.

10. Провести дезинфекцию использованного оборудования и материалов.

11. Вымыть и просушить руки.

12. Сделать соответствующую запись, указав____________________________

Задание №2. ДИФТЕРИЙНЫЙ КРУП

- Оценить современные достижения науки в области борьбы с дифтерией;

«…После памятного наводнения еще росла трава, но она зловеще поредела. День за сумрачным днем небо затягивали тучи, а дождь все не шел. Неутихающий жгучий ветер никак не давал сберечь тепло. В ледяных спальнях ложились в постель, в ледяных спальнях вставали по утрам, терпеливо ждали, пока мать плеснет немножко горячей воды из огромного чайника, всегда стоящего наготове, чтобы умыванье не превращалось в пытку, от которой зубы поневоле выбивают дробь.

Однажды маленький Хэл начал хрипеть и кашлять, ему становилось все хуже. Фиа смешала горячей травы с золой, сделала из этой каши припарку ему на грудь, но он дышал все также мучительно трудно. Поначалу она не слишком тревожилась, но шли часы, малыш угасал на глазах, и она уже просто не знала, что делать, а Мэгги сидела около братишки и, ломая руки, без конца твердила про себя молитвы. В шесть вечера, когда вернулся Пэдди, хриплое дыхание Хэла слышно было даже с веранды и губы стали синие.

Пэдди тотчас кинулся в Большой дом, к телефону, но доктор, живший за сорок миль, как раз уехал к другому больному. Запалили на сковородке немного серы и держали над нею Хэла – быть может, от сильного кашля вылетит из гортани пленка, которая медленно душит его…но в груди у него не было сил ее вытолкнуть. Он совсем посинел, дышал судорожно, прерывисто. Мэгги держала братишку на руках и молилась, у нее сердце разрывалось, больно было смотреть, как несчастный малыш борется за каждый вздох. Растерянная, перепуганная, Мэгги прижимала к себе содрогающееся тельце, пытаясь помочь Хэлу дышать.

В полночь Пэдди высвободил неподвижное тело из рук Мэгги и тихонько уложил на подушки. Девочка мгновенно открыла глаза – она задремала было, убаюканная затишьем, оттого что Хэл больше не бился в судорогах.

- Ему лучше, папочка! – сказала она.

Пэдди покачал головой; казалось, он ссохся и постарел, свет лампы попал на изморозь, серебрящуюся у него в волосах и на подбородке, в отросшей за неделю щетине.

- Нет, Мэгги, Хэлу не лучше в том смысле, как ты думаешь, но он успокоился. Бог взял его, и он больше не страдает.

- Папа хочет сказать, что Хэл умер, - ровным голосом сказала Фиа.

- Нет, папочка, нет! Не умер! Не может быть! Но малыш, утонувший в подушках, был мертв. Мэгги поняла это с первого взгляда, хотя никогда прежде не видела смерти. Будто не ребенок лежит, а кукла.

Мэгги опустилась на стул, сложила руки на коленях. Так и застал девочку отец Ральф, когда привез врача. Мэгги молча показала им в сторону коридора, но не пошла за ними. И очень скоро священнику удалось, как он жаждал после звонка Мэрри Карсон, подойти наконец к Мэгги, побыть с нею, согреть маленькую Золушку семейства Клири толикой душевного тепла, отданного только ей одной. Он сильно сомневался, чтобы хоть кто-то еще понимал, как много значил для нее Хэл.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой диагноз поставил бы маленькому Хэлу врач? Уточните локализацию процесса.
  2. В глотке эпителий многослойный, дифтерийные пленки связаны с ним очень плотно, в гортани и трахее эпителий однослойный, соответственно пленки легко отделяются. Подумайте, может ли развиться круп при локализации процесса в зеве? Почему?
  3. Если бы врач приехал вовремя, что он мог сделать?
  4. Знаете ли вы, какая опасность подстерегала врачей, оказывавших помощь при дифтерийном крупе?
  5. Почему в наше время дифтерийный круп встречается редко?

Инструкция: обведите кружком правильный ответ.

1.Симптомы дифтерии зева:

А) гиперемия слизистой полости рта, творожистые, легко снимающиеся шпателем, налеты;

Б) гиперемия слизистой зева, на миндалинах и дужках блестящие сероватого цвета пленки, плотно спаянные с подлежащими тканями;

В) гиперемия слизистой зева, отечность миндалин, в лакунах неправильной формы выпот;

Г) гиперемия слизистой зева, мелкие белесоватые пятнышки, окруженные венчиком гиперемии.

2. Дифтерия гортани проявляется клиническими симптомами:

А) вирусного крупа;

В) истинного крупа;

3. Основной метод лечения дифтерии – применение:

Г) специфической антитоксической сыворотки.

  1. В противоэпидемиологические мероприятия в очаге дифтерии включены:

А) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, опрос, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Б) карантин 21 день, ежедневный осмотр зева, глаз, кожи, термометрия;

В) карантин 35 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Г) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, осмотр оториноларинголога 1 раз в 3 дня, бактериологическое исследование слизи зева, носа на наличие ВL.

6. Тяжелые формы дифтерии бывают у:

А) привитых детей;

Б) непривитых детей;

7. Симптомы коклюша:

А) сухой лающий кашель, осиплость голоса, одышка с затрудненным вдохом;

Б) приступообразный кашель с репризами, апноэ, вязкой прозрачной слизью, иногда с рвотой;

В) упорный кашель с отхождением большого количества слизисто-гнойной мокротой, субфибрилитет;

Г) приступообразный мучительный сухой кашель, одышка с затрудненным выдохом.

8. В противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша включены:

А) карантин 14 дней, ежедневный осмотр, термометрия, 2-кратное бактериологическое исследование слизи зева на палочку Борде-Жангу;

Б) карантин 21 день, ежедневный осмотр зева, глаз, кожи, термометрия;

В) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Г) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование слизи из носа, зева на палочку Леффлера.

9. Коклюш наиболее опасен для детей в возрасте:

10. Инкубационный период коклюша:

11. Спазматический период характеризуется:

А) спазмом сосудов;

В) приступом спазматического кашля;

12. Типичная форма коклюша имеет стадии:

- Систематизировать знания по детским по детским инфекционным заболеваниям;

- развивать клиническое мышление для совершенствования профессиональной подготовки.

Вашему вниманию предложена самостоятельная работа, посвященная детским инфекциям, сопровождающимся сыпью. Эта работа поможет вам разобраться в разнообразии различных сыпей. Когда все графы таблицы будут заполнены, вы получите наглядный и компактный конспект, который хорошо запоминается.

  1. Внимательно прочитайте текст лекции и материал учебника.
  2. Заполняйте каждую предложенную графу таблицы. Рекомендуется полностью заполнить все графы таблицы, посвященные одному заболеванию, а затем уже переходить к следующему заболеванию.

Характер сыпи и особенности ее появления

Склонность к слиянию

Изменения кожи после исчезновения сыпи

Шелушение – отрубевидное на туловище, крупнопластинчатое на ладонях и стопах

Рабочая тетрадь по теме: Воздушно-капельные инфекции предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Методический материал содержит разнообразный материал направленный на разные уровни усвоения материала.

ВложениеРазмер
rabochaya_tetread_fesenko_v-k_inf.docx 70.18 КБ

Предварительный просмотр:

Специальность Сестринское дело (очная и очно - заочная

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях

Раздел «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ТЕМЕ

Методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Информация размещена на сайтах:

Утверждено на заседании

Методического совета колледжа

Протокол № ___ от _________ 20____ г.

Председатель методического совета

_________________ Е. П. Карцева

Цели методических рекомендаций: повысить эффективность знаний по изучаемой теме, научить студентов осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения возложенных на них профессиональных задач, а так же для профессионального и личностного развития обучающихся, способствовать формированию профессиональных знаний и умений.

Рецензенты: Саттаров В.Я., заведующий отделением по специальности

Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)

Каравашкин В.А. зам. главного врача по инфекционным

отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5, главный инфекционист г.о.

на методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Предложенные Фесенко И.С. методические рекомендации, предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и состоят из мотивационно – целевого блока и контролирующего блока.

Материал в рабочей тетради изложен последовательно, логично, отличается системностью, целесообразностью и доступностью для студентов. В данном пособии представлены разнообразные задания, представляющие возможность поэтапного самоконтроля усвоения учебного материала.

Методические рекомендации обеспечивают необходимые условия для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, и способствуют развитию профессиональных способностей студентов.

Данная рабочая тетрадь может быть рекомендована для использования в учебном процессе медицинского колледжа.

заведующий отделением по специальности

Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)

на методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Все задания, предложенные в рабочей тетради разноплановые: таблицы для заполнения, глоссарий, блиц – опрос, тесты, ситуационные задачи, выполнение их способствует формированию профессиональных компетенций.

В рабочей тетради отражены наиболее актуальные инфекционные заболевания с воздушно-капельным механизмом передачи: грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, дифтерия, менингококковая инфекция.

Зам. главного врача по инфекционным

отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5,

главный инфекционист г.о. Тольятти Каравашкин В.А.

Рабочая тетрадь включает в себя два блока:

- мотивационно - целевой блок

- тренирующий (контролирующий) блок

Тренирующий (контролирующий) блок, предназначен для закрепления и самоконтроля полученных знаний и включает в себя глоссарий по изучаемой теме, блиц-опрос, таблицы для заполнения, задания в тестовой форме, ситуационные задачи и тд.

Подготовка специалистов, тренировка и развитие профессиональных знаний и умений до уровня высокой квалификации, соответствующих требованиям ФГОС СПО – главная цель этих рекомендаций.

Рекомендуемый порядок работы с методическими рекомендациями.

Изучение материала необходимо начать с ознакомления с теоретическим материалом, указанным в списке рекомендуемой литературы, данными Интернет-источников, лекционным материалом. Затем приступить к выполнению заданий, точно следуя указаниям (заполнить таблицы, ответить на вопросы блиц-опроса, выполнить тестовые задания, написать глоссарий, решить ситуационные задачи и тд.).

Требования к изучению темы

- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента с воздушно-капельными инфекциями (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, менингококковая инфекция, дифтерия), организацию и оказание сестринской помощи;

- пути введения лекарственных препаратов;

- виды, формы и методы реабилитации;

-правила использования аппаратуры, изделий медицинского назначения;

- особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-осуществлять сестринский уход за пациентом с воздушно-капельными инфекциями;

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первично-санитарной помощи и в условиях стационара;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- вести утвержденную документацию.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций , соответствующих основн ому вид у профессиональной деятельности:

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами;

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

  1. Менингит 11. Экзантема
  2. Энцефалит 12. Афония
  3. Менингококкцемия 13. Гиперестезия
  4. Трахеит 14. Стеноз
  5. Ларингит 15. Серодиагностика
  6. Фарингит 16. Дегидратация
  7. Ринит 17. ИТШ
  8. Лимфаденопатия 18. Асфиксия
  9. Миокардит 19. Коллапс
  10. Конъюктивит 20. ИФА

Установите соответствие между заболеваниями

и клиническими признаками

А) Острое начало, выражены

симптомы интоксикации, с первых дней болезни лимфаденопатия,

часто возникает на фоне иммунодефицита.

Б) Острое начало, умеренно выраженная интоксикация, резко выражен катаральный синдром – ринофарингит, конъюнктивит, лимфаденопатия, может быть увеличение печени и селезенки.

Г) Постепенное начало, субфебрильная температура, интоксикация менее выражена, трахеит, ларингит.

Читайте также: