Работа по пропаганде вич

Обновлено: 27.03.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Штефанко Ольга Владимировна,

по образовательному процессу

п.г.т. Уренгой Пуровского района

Профилактика ВИЧ/СПИД в рамках проведения IV Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, приуроченной к Всемирному дню борьбы

Цель акции заключается в формировании у подростков осознания важности проблемы ВИЧ/СПИДа и личной ответственности за своё поведение, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании толерантности по отношению к ВИЧ-инфицированным лицам.

Содержание мероприятий предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через беседы, лекции, наблюдения, художественную деятельность, чтение литературы, исследования, проектную деятельность.

Предлагаемые формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создают атмосферу сотрудничества, позволяющую привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа, донести до каждого правильную и полную информацию об этой болезни.

Проведённые самостоятельные исследования учащихся в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции позволили выявить уровень сформированности компетенции подростков по проблемам ВИЧ-инфекции, в ответственности за своё поведение и здоровье. С помощью полученных данных был сделан вывод о необходимости продолжения работы по профилактике ВИЧ/СПИД.

Ключевые слова: акция, цель, проблема, Всемирный День борьбы со СПИДом, СПИД, ВИЧ-инфекции, профилактика, формирование здорового образа жизни, исследование.

Люди должны осознать,

что здоровый образ жизни –

это личный успех каждого

Одним из многих мероприятий, проводимых в образовательном учреждении, является акция "Алая ленточка-символ надежды!" посвященная Всемирному Дню борьбы со СПИДом, который отмечается ежегодно в нашей стране в рамках Всероссийского движения СТОП/ВИЧ 1 декабря.

В рамках Акции в школе проведены информационно - просветительские мероприятия в форме классных часов по темам: "Остановим СПИД вместе", "Что ты знаешь о ВИЧ?", "Все, что ты должен знать о ВИЧ-инфекции". На классных часах демонстрировались видеоролики по данной тематике, рекомендованные организаторами Акции.

Педагоги-психологи, социальный педагог школы, классные руководители довели до сведения учащихся 5-11 классов информацию о том, что эпидемиологическая ситуация, связанная с ВИЧ-инфекцией и ассоциированными с ней заболеваниями, является не только проблемой мирового масштаба, но и одной из основных проблем конкретных регионов нашей страны. Учащимся начальной школы на классном часе по теме "Это надо знать" напомнили о правилах личной гигиены, рассказали о здоровье, как самом бесценном даре, о том, что здоровый образ жизни – путь к счастью и благополучию.

В 1 - 11 классах проведён Всероссийский открытый урок "СПИД – глобальная проблема человечества". Учащимся рассказали о происхождении заболевания. О том, что Всемирный день борьбы со СПИДом впервые был отмечен в 1988 году, а Акция "Красная ленточка" придумана в 1991 году. Ребята узнали, в чём разница между ВИЧ и СПИД и о мерах профилактики заболевания. Классными руководителями распространены среди обучающихся 7-11 классов Памятки "5 шагов, чтобы остановить ВИЧ".

Медицинским работником школы в рамках Всероссийской акции проведена лекция по теме ВИЧ-СПИД для учащихся 9-х классов, а также осуществлено распространение информационных буклетов среди учащихся и родителей (законных представителей).

На родительских собраниях 1-11 классов проведены беседы по социально-педагогическим вопросам, социальной защите и поддержке детей и семей учащихся, рассмотрены психологические особенности детей, стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребёнка . Распространены информационные буклеты для родителей "Профилактика суицидального поведения у подростков".

Формирование здорового образа жизни - одно из основных направлений работы школьной библиотеки. На протяжении учебного года пропаганда литературы по здоровью отражается в книжных тематических выставках. Осуществляется методическая помощь учителям при организации классных часов, внеклассных мероприятий.

Действующие тематические книжные выставки в библиотеке: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу!", " Мы выбираем жизнь!", "Наркотикам - НЕТ!".

Участие обучающихся в профилактических мероприятиях в области ВИЧ/СПИДа является эффективной формой работы, дети, таким образом, проявляет свою активную гражданскую позицию и свою заинтересованность к данной проблеме. Учащиеся Совета старшеклассников школы изготовили красные ленточки в знак сочувствия, понимания и надежды на будущее без СПИДа, распространили их среди учащихся школы, сотрудников школы и оформили информационный стенд.

133 обучающихся школы в возрасте от 15 до 18 лет (8 классов) приняли участие в Интернет - опросе среди обучающихся образовательных организаций по самоисследованию уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции, организованным педагогом-психологом. По результатам проведенного опроса уровень сформированности компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции определялся по 6 показателям (шкалам): 1.Эмоциональная шкала. 2.Познавательная шкала. 3.Практическая шкала. 4.Шкала поступков. 5.Шкала эрудиции. 6.Общее отношение к проблемам распространения и способам профилактики ВИЧ-инфекции, готовность к безопасному поведению в условиях ее эпидемии (уровень компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции).

Наибольшее количество опрошенных учащихся школы заинтересованы проблемами распространения ВИЧ-инфекции, готовы и стремятся к практическому применению знаний по профилактике рискованного поведения и сохранения здоровья своего собственного и своих близких. Так же, большинство опрошенных детей имеют достаточно высокий уровень компетенции в области профилактики и распространения ВИЧ-инфекции. Менее половины опрошенных учащихся готовы к личностной активности, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни, исходя из логики "это необходимо всем". И меньше всего опрошенных учащихся школы показали большой объем и глубину имеющихся сведений (знаний) по ВИЧ-инфекции.

10 педагогов школы и учащиеся 9-11 классов 1 декабря 2017 года, прошли Интернет-опрос "Знание-Ответственность-Здоровье", проверили уровень знаний в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции и получили сертификаты участников социально-значимого самоисследования уровня компетенции в области профилактики и распространения ВИЧ-инфекции (Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей).

Шесть учащихся 6,8,9 классов приняли участие в окружной акции "Алая ленточка – символ надежды!" в рамках Всероссийского движения СТОП СПИД!", проходившей в ГБУЗ ОЦ СПИД г. Ноябрьск. Ребята представили на выставку свои творческие работы: "Роза Надежды" (рисунок, фломастер). "Алая Лента" (декоративное творчество, выжигание). "Его чумой давно прозвали" (рисунок, графика). "Я хочу Вас всех призвать" (рисунок, графика). "У всех есть ШАНС" (рисунок, гуашь). "Всем солнце одинаково светит" (рисунок, компьютерная графика).

Таким образом, профилактика ВИЧ-инфекции среди подрастающего поколения является важнейшей системой мероприятий, которая направлена на просвещение и информирование, обучение детей навыкам безопасного поведения посредством различных методов, а также формирование и поддержание условий, которые позволили бы им практиковать более ответственное поведение.

Мое здоровье. Формирование целостного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе: Юрий Науменко, Ирина Федоскина, Полина Кучегашева - Санкт-Петербург, Глобус, 2010 г.- 240 с.

Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. — М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. — 352 с. — (Психология безопасности и успеха).

Ежегодно во всем мире 1 декабря отмечается как Всемирный день борьбы со СПИДом. Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации – это общенациональная задача.

ВИЧ-инфекция – вирус иммунодефицита человека, смертельно опасный вирус, разрушающий иммунитет человека. СПИД – финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), передающегося через кровь.

Современный масштаб развития эпидемиологической ситуации по распространению ВИЧ-инфекции в большинстве регионов Российской Федерации создаёт риск вовлечения несовершеннолетних в ситуации с высокой вероятностью заражения ВИЧ-инфекцией.

Профилактическая работа в образовательной организации по формированию навыков предупреждения заражения ВИЧ направлена на предупреждение распространения ВИЧ и выстраивается в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где акцент делается на формирование здорового и безопасного образа жизни, становление личностных характеристик выпускника, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями.

В профилактической работе необходимо не только просвещение и информирование всех участников образовательных отношений в области ВИЧ/СПИДа, но и формирование у обучающихся навыков ответственного поведения в ситуациях, связанных с опасностью ВИЧ-инфицирования, а также формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Профилактическая работа в этом направлении в образовательной организации должна строиться:

— в рамках внеурочных профилактических программ, направленных на формирование у обучающихся мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности;

— в ходе профилактической работы с использованием таких форм работы, как проведение родительских собраний, направленных на укрепление семейных традиций и моральных принципов, организация профилактических мероприятий с привлечением различных молодёжных организаций и движений.

Необходимость профилактики ВИЧ-инфекции, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни среди несовершеннолетних закреплена в действующих законодательных актах и нормативно-правовых документах:

К участию в неделе приглашаются учащиеся 5–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, а также родители и педагоги.

Цель недели — повышение эффективности работы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, родителей (законных представителей), формирование и повышение профилактической компетентности всех участников образовательного процесса.

Задачи недели:

— повышение мотивации обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни;
— формирование у детей позитивных жизненных ориентиров и целей;
— обеспечение безопасности жизнедеятельности

Основные условия проведения профилактической недели:

  • целостность – через привлечение к участию в профилактической неделе всех основных механизмов социализации несовершеннолетних и молодёжи (школа, семья, ближайшее окружение).
  • комплексность – через формирование единого информационного профилактического пространства для всех участников образовательных отношений.
  • безопасность – через тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающегося с целью предотвращения провоцирования интереса к данной тематике.
  • возрастная и психологическая особенности обучающихся при организации профилактической недели.

Примерный регламент недели профилактики ВИЧ и пропаганды нравственных и семейных ценностей

  1. Просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тренингов с обучающимися, педагогами и родителями.
  2. Проведение тематических занятий (классных часов) по информированию обучающихся о безопасном поведении, способствующих здоровому образу жизни.
  3. Проведение спортивных мероприятий, направленных на физическое развитие, формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, в наибольшей степени влияющих на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
  4. Организация встреч с представителями учреждений здравоохранения, МНПЦ наркологии, сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся просветительской деятельностью с несовершеннолетними.
  5. Организация школьных массовых мероприятий (акций, флешмобов и т.д.), направленных на формирование здоровых и позитивных привычек у подрастающего поколения.
  1. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3.
    2. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методика определения уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции / Профилактика зависимостей. – 2017. – № 4.
    3. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского открытого интернет-урока, приуроченного к Всемирному дню борьбы со СПИДом. // Профилактика зависимостей. – 2016. – № 1.


Материалы

Организационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций по профилактике ВИЧ-инфекции среди обучающихся


Государственная политика в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди обучающихся образовательных организаций


О результатах Всероссийского онлайн-опроса педагогов о профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди обучающихся


Формирование ответственного отношения к себе, своему здоровью и благополучию


Повышение квалификации педагогов в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди обучающихся: ключевые компетенции

Мероприятия 2020 года

Идентификатор конференции: 810 0082 3764, код доступа: 34373945 или по ссылке

Просветительские мероприятия проводят в школах, училищах и техникумах, вузах. Форумы, семинары и дискуссионные клубы позволяют молодым людям оценить реальность угрозы и принять участие в движении по ее противодействию.

Узнать больше об Акции можно на сайте.


Вместе со специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ молодые люди стали участниками интеллектуального квиза — онлайн викторины по актуальным темам профилактики ВИЧ. Творческие задания, которые выполняли группы студентов, помогли осветить важные элементы здорового образа жизни – основы благополучия человека.


Ключевыми мероприятиями Акции станут:

Одна из основных задач акции — привлечь внимание к теме ВИЧ-инфекции и СПИДа, обеспечить доступ каждого к полной и достоверной информации о путях передачи ВИЧ, мерах защиты от заражения, методах диагностики инфицирования и необратимости последствий в случае его развития, исключить стигматизацию и дискриминацию ВИЧ-инфицированных.


ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека. ВИЧ ослабляет иммунную систему, которая защищает организм от различных инфекций. ВИЧ поражает определенные клетки иммунной системы – лимфоциты CD4. По снижению количества CD4 клеток судят о стадии заболевания. Людей, живущих с ВИЧ, также называют ВИЧ-инфицированными, или ВИЧ-положительными.

Как передается ВИЧ?

Инфицирование может произойти, если достаточное количество вируса проникло в кровь. ВИЧ обнаруживается во всех жидкостях организма, однако в количестве, достаточном для заражения, его содержат только:

  • кровь
  • сперма
  • вагинальный секрет
  • грудное молоко

Слюна, пот и моча не содержат того количества вируса, которое необходимо для инфицирования. ВИЧ не может проникнуть через неповрежденную кожу или передаваться по воздуху, как вирусы ОРВИ и гриппа.

Существуют разные пути передачи ВИЧ-инфекции:

  • совместное или повторное использование нестерильных игл или шприцев, а также другого инъекционного оборудования
  • незащищенный (без презерватива) проникающий сексуальный контакт
  • при переливании крови и ее компонентов, если они не прошли проверку на наличие ВИЧ или антител к ВИЧ
  • использование нестерильного оборудования для татуировок или пирсинга
  • использование чужих бритвенных принадлежностей или зубных щеток, на которых есть видимые остатки крови
  • от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью

Вич не передается при:

  • рукопожатиях, объятиях и поцелуях
  • кашле и чихании
  • пользовании общей посудой, столовыми приборами, полотенцами или постельным бельем
  • посещении туалета и душевых
  • коллективных занятиях спортом
  • укусах насекомых и животных

Как предотвратить заражение СПИДом?

  • не использовать наркотики, избегать инъекционного введения наркотиков
  • использовать презервативы при сексуальных контактах
  • не использовать нестерильные иглы, шприцы, другое нестериль-ное инъекционное оборудование или оборудование для татуировок и пирсинга
  • использовать презервативы при сексуальных контактах
  • использовать латексные перчатки при контакте с чужой кровью или материалом со следами крови
  • пользоваться только своими предметами личной гигиены
  • использовать медицинские и бытовые методы профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку (противовирусные препараты во время беременности и родов, отказ от грудного вскармливания)

Лечение ВИЧ-инфекции

Как можно обнаружить ВИЧ?

Единственный способ узнать, инфицирован ли человек ВИЧ – это сдать анализ крови из вены. Маркерами ВИЧ/СПИДа являются:

1) сниженное число циркулирующих CD4 лимфоцитов и 2) высокая "вирусная нагрузка" - концентрация вируса в крови.

Пока нет возможности полностью излечиться от ВИЧ/СПИДа, но уже существуют специальные препараты, которые снижают как активность вируса, так и вред, который он наносит иммунной системе. Данные лекарственные средства препятствуют развитию и переходу ВИЧ-инфекции в стадию СПИДа. В результате жизнь человека продлевается на долгие годы. Лечение дорогостоящее, стоимость лечения одного больного в России составляет свыше 200 тысяч рублей в год.

Также существуют эффективные лекарственные препараты, с помощью которых можно предотвратить или вылечить большую часть оппортунистических заболеваний.

Наличие ВИЧ-инфекции – это не смертный приговор. Качество и продолжительность жизни во многом зависят от самого человека, у которого обнаружена ВИЧ-инфекция. ВИЧ-инфекция протекает у всех по-разному – это зависит от индивидуальных особенностей организма и, в значительной мере, от образа жизни, вредных привычек человека, от соответствующего медицинского лечения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичная профилактика ВИЧ-инфекции в студенческой среде будет эффективной при соблюдении следующих условий:

- создание социально-воспитательной среды в педагогическом вузе;

- студенческая молодежь владеет достоверными и научно обоснованными знаниями по различным аспектам проблемы ВИЧ-инфекции;

- профилактика ВИЧ-инфекции отражает процесс формирования культуры здоровья и ЗОЖ студенческой молодежи;

ГЛАВА I. ВИЧ – инфекции (СПИД) – как комплекс социально- педагогических проблем. . ……..….…..…8

1.1. История возникновения и распространения ВИЧ. …. 8

1.2. Состояние заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и Республике Башкортостан. 10

1.3. Состояние проблемы профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан . ……………….……. …..19

1.4. Организация профилактики СПИДа в Республике Башкортостан. 22

ГЛАВА ΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………. ……………25

Методы исследования. 25

Организация исследования. 26

Результаты исследования и их обсуждение. 28

Актуальность исследования. СПИД является глобальной проблемой для современного общества. Над ее решением сегодня бьются лучшие умы человечества. Однако на сегодняшний день у ученых нет единого мнения о характере ее природы. И потому изучение различных проявлений СПИДа как социальной проблемы является на сегодня актуальной исследовательской задачей.

Ежедневно в мире вирусом иммунодефицита заражается около16000 человек. Несмотря на усилия медиков, смертность от СПИДа остаётся высокой. Если в 1996 г. От него умерло 1,5 млн. заболевших, в 1998 г. – 2,3 млн., то в 2000 г. – 3,5 млн. человек. К концу 90-х годов СПИД вошёл в число пяти ведущих причин смертности в мире. Сегодня ВИЧ – инфицированных является один из каждых ста сексуально активных мужчин планеты.

Характерные черты распространения вируса к настоящему времени ясны и принципиально новые данные о факторах, движущих пандемию, в последние годы практически не поступают. Пандемия ВИЧ – СПИДа продолжает оставаться гетерогенной, динамичной и все же не всегда предсказуемой. Даже в странах одного региона распространение инфекции имеет свои особенности, и факторы риска реализуются в разных странах при различных обстоятельствах.

Для России в плане распространения ВИЧ-инфекции переломным стал 1996 год – во второй его половине в стране началась эпидемия среди наркоманов. Традиционный путь выявления контактных и их обследование при данной хронически проградиентно протекающей инфекции оказалось мало эффективным. Роль эпидемиологического расследования на протяжении 1991 – 1999 гг. упала с 17,9% до 6,7%. Причем крупномасштабные мероприятия по эпидемиологическому надзору и обеспечению предупреждения заражения ВИЧ требуют больших финансовых затрат и приводят к оттоку средств от других медицинских программ. До сих пор отсутствуют вакцина и эффективные лечебные препараты против ВИЧ – инфекции.

Для Российской Федерации, как и для других стран, проблема ВИЧ – инфекции остается чрезвычайно актуальной и представляет реальную угрозу социально – экономическому развитию страны.

В настоящее время Россия темпам прироста числа ВИЧ – инфицированных занимает одно из лидирующих мест в мире. Ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации перестала быть проблемой отдельных регионов и приобрела характер широкомасштабной эпидемии. Пик заболеваемости пришелся на 2001 год, когда в России было выявлено более 87 тысяч ВИЧ – инфицированных. Число инфицированных ВИЧ выросло со 121случая на 1000 тыс. населения в 2001 году до 195 случаев в 2004 году.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных постоянно возрастает доля женщин детородного возраста. Как следствие этого, увеличивается число беременных с ВИЧ – инфекцией – с 300 случаев в 1999 году до 3500 в 2004 году, при этом у многих из них ВИЧ – инфекция выявляется только при поступлении на роды. Ежегодно возрастает число детей, рожденных от ВИЧ – инфицированных матерей, причем в последнее время участились случаи выявления ВИЧ – инфекции среди социально благополучных женщин.

Следует отметить, что в России изначально грамотно налажена система эпидемиологического надзора за ВИЧ – инфекцией, организована сеть центров по профилактике и борьбе со СПИДом; из них один федеральный, 6 окружных, 106 территориальных. Кроме этого, работает более 1200 специализированных лабораторий и кабинетов анонимного обследования. Все это позволяет наиболее точно отслеживать ситуацию по ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации, а также способствует более оперативному реагированию, принятию необходимых мер и реализации федеральных программ по борьбе с данной инфекцией должна оставаться профилактика.

В этой связи проведение исследований, направленных на разработку механизмов по совершенствованию организаций и повышение эффективности работы по профилактики ВИЧ/СПИДа в студенческой среде средствами образования, представляет в современных условиях научный и практический интерес и определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, способствующих эффективной первичной профилактике ВИЧ инфекции в студенческой среде.

Объект исследования: состояние информированности студентов по вопросам профилактики ВИЧ – инфекции.

Предмет исследования: педагогические условия профилактики ВИЧ-инфекции в студенческой среде.

Гипотеза исследования: первичная профилактика ВИЧ-инфекции в студенческой среде будет эффективной при соблюдении следующих условий:

- создание социально-воспитательной среды в педагогическом вузе;

- студенческая молодежь владеет достоверными и научно обоснованными знаниями по различным аспектам проблемы ВИЧ-инфекции;

- профилактика ВИЧ-инфекции отражает процесс формирования культуры здоровья и ЗОЖ студенческой молодежи;

- используется комплекс педагогических условий для активизации профилактики ВИЧ – инфекции в студенческой среде.

Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи исследования:

1. Дать характеристику современному состоянию проблемы ВИЧ инфекции в мире, России и Республике Башкортостан.

2. Изучить отношение студентов – будущих учителей к социально-опасной патологии.

3. Выявить уровень информированности студенческой молодежи по различным аспектам ВИЧ – инфекции.

4. Определить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному взаимодействию субъектов профилактики ВИЧ-инфекции в студенческой среде.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов исследования:

- теоретические методы (анализ специальной научной и научно-методической литературы, данных официальной статистики Министерства здравоохранения РБ, обобщение, сравнение);

- диагностические (изучение полученных по ходу исследования результатов, опрос, тестирование);

Базой исследования послужил Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие 70 студентов – будущих учителей факультета Физической культуры.

Для изучения информированности студентов по различным аспектам ВИЧ-инфекции нами была разработана анкета №1. Оценку уровня информированности студентов проводили согласно разработанной нами шкалы.

Для выявления отношения студентов – будущих учителей к социально-опасной патологии нами была разработана специальная анкета (№2), состоящая из 12 вопросов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

Первый (подготовительный) этап включал изучение научной и научно-методической литературы, а также статистическую информацию по исследуемой проблеме, подбор метода диагностики уровня знаний студентов по вопросам ВИЧ-инфекции, разработку анкеты.

Второй этап состоял в проведении тестирования и анонимного анкетирования, выявлении педагогических условий профилактики ВИЧ – инфекции в студенческой среде.

Третий этап (заключительный) был посвящен обработке и анализу эмпирического материала, оформлению выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа изложена на __ страницах, состоит из _____ . Библиографический список содержит ___ наименований.

ГЛАВА I. ВИЧ – инфекции (СПИД) – как комплекс социально- педагогических проблем

История возникновения и распространения ВИЧ

Проблема распространения ВИЧ-инфекции является актуальной для мирового сообщества на протяжении 26 лет. В настоящее время мир переживает пандемию ВИЧ-инфекции, которая вследствие длительного течения и неизбежного смертельного исхода наносит человечеству серьёзный ущерб.

В начале 80-х годов в медицинских журналах стали появляться статьи, описывавшие симптомы заболевания, обнаруженного среди гомосексуалистов, а также у наркоманов, пользовавшихся общими шприцами. Проблема успела привлечь к себе намного больше внимания, чем какая-либо из появившихся в последнее время болезней. Синдром приобретенного иммунодефицита, больше известный как СПИД, угрожает жизни значительной части человечества.

По оценке экспертов Всемирной Организации Здравоохранения и программы ООН по ВИЧ/СПИДу в мире насчитывается более 42 млн, в том числе 2,5 млн. детей в возрасте до 15 лет. Умерли более 25 млн. человек. Ежедневно число ВИЧ-инфицированных лиц увеличивается в среднем на 14 тысяч новых случаев заражения.

Согласно терминологии ВОЗ, СПИД – это вирусная болезнь, препятствующая борьбе организма против инфекций и раковых заболеваний. Зараженные СПИД люди легко поражаются большим количеством необычных и угрожающих жизни болезней. Эти болезни зачастую поддаются лечению, однако, успешных способов лечения, лежащей в их основе иммунной недостаточности, вызываемой вирусом не имеется.

Возбудитель СПИДа – ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Название это было принято в 1986 году в качестве термина для обозначения вируса, вызывающего СПИД. Это название позволяет отличить вирус СПИДа от других ретровирусов и указывает на автономные виды. Этот вирус стал известен также как HTLV-III (человеческий лимфотропный ретровирус третьего типа), LAV (вирус ассоциируемый с лимфоаденопатией), ARV (ретровирус, ассоциируемый со СПИД). Он поражает иммунную систему человека и лишает его способности сопротивляться инфекции.

Никто в точности не знает, когда ВИЧ пришел к нам. Возможно, что раньше люди, на самом деле скончавшиеся от СПИДа, признавались умершими от одной из многочисленных инфекций, вызываемых этой болезнью, или, что медицинский персонал просто не мог знать, с чем ему приходится иметь дело. Превалирующая теория (хотя она остается всего лишь теорией) о происхождении ВИЧ сводится к тому, что вирус начал впервые поражать людей в Центральной Африке около ста лет назад. Он мог существовать исключительно в маленьких, удаленных общинах, до тех пор, пока перемены в жизни африканцев не принесли его в города, откуда инфицированные люди распространили его по остальному миру. Изменения образа жизни, например, увеличение числа международных поездок, играют огромную роль в распространении подобных эпидемий. Зимой 1980/81 года в госпиталь Нью-Йоркского университета поступили несколько человек с незнакомой для врачей формой т.н. саркомы Капоши. В США и странах Западной Европы саркома Капоши наблюдается исключительно редко: 1-2 случая на 10 млн. населения, причем, как правило, только у мужчин старше 60 лет. Мужчины же поступившие в Нью-Йоркский госпиталь были в возрасте до 30 лет. Все они оказались гомосексуалистами. Саркома Капоши протекала у них злокачественно, и большая часть их погибла в течение 20 месяцев.

В 1981 году СПИД обнаружился и в странах Западной Европы. К июлю 1985 года СПИД уже зарегистрировали в 40 странах мира. В марте 1987 года первый больной был выявлен и в России. Болезнь продолжала наступать, охватывая всё более широкие слои общества, в том числе и детей.

1.2. Состояние заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Последние 15 лет в России отмечается резкий рост социально обусловленных заболеваний, в том числе и ВИЧ/СПИДа. По оценке Минздравсоцразвития РФ темпы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации остаются одними из самых высоких в мире. В России ежедневно регистрируется 100 новых ВИЧ-инфицированных лиц. По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на конец 2009 года, в Российской Федерации выявлено 516 167 ВИЧ-инфицированных жителей, из них 4474 ребёнка в возрасте до 15 лет (2979 детей инфицированы при перинатальном контакте). Число новых случаев ВИЧ-инфекции в 2009 году составило 45182, что на 13% превышает показатели предыдущего года.

Вместе с тем, учитывая латентный характер инфекционного распространения, действительное количество ВИЧ-инфицированных может составлять от 600 тыс. до 2 млн. человек в возрасте 15-49 лет.

Поражённость ВИЧ-инфекцией населения Российской Федерации в 2009 году увеличилась до 335,4 на 100 тыс. населения (306,0 на 100 тыс. населения на 31.12.2008 года). На диспансерном наблюдении до уточнения ВИЧ-статуса находятся 23268 детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа приняла особенно интенсивный характер в наиболее развитых в экономическом отношении регионах, где сосредоточен крупный капитал и развито наркопотребление (г. Санкт – Петербург, Ленинградская, Свердловская, Московская, Самарская области, Ханты – Мансийский автономный округ), а также в пограничных регионах, через которые осуществляется наркотрафик (Приморский край, Калининградская, Оренбургская, Челябинская, Иркутская области).

Последствия распространения данных заболеваний создают серьезную угрозу безопасности страны. Профилактика и лечение этих заболеваний является важнейшей медико – социальной проблемой, требующей немалых экономических затрат. Невозможно остановить эпидемию, не осуществляя комплексных мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ – инфекции среди уязвимых групп населения и обеспечение представителей данных групп лечебными и профилактическими мероприятиями.

Республика Башкортостан входит в число регионов со средним уровнем распространенности ВИЧ – инфекции. За весь период наблюдения, начиная с 1987 года и по состоянию на 1 января 2010 года, в республике лабораторно выявлено – 9434 ВИЧ – инфицированных, умерло – 1526, из них 102 – больных СПИДом.

На учете состоит 7429 ВИЧ – инфицированных (в т.ч. прибыли из других регионов РФ 277 чел), из них мужчин – 4692 (63,2 %), женщин – 2737 (36,8 %), охвачено диспансерным наблюдением 6694 чел. – 90,1 % от числа состоящих на учете. Количество ВИЧ – инфицированных среди городского населения составляет 57,1 %, среди сельского – 28,6 % среди лиц без определенного места жительства 0,6 % в учреждениях системы ГУ ФСИН РФ по находятся 13,7 % ВИЧ – инфицированных.

Показатель пораженности ВИЧ – инфекцией в республике на 31.12.09 года составил 183,1 на 100 тыс. населения, что ниже показателя по Российской Федерации и Приволжскому Федеральному округу в 1,9 раза (рис. 1).


Рис. 1 . Уровень пораженности населения ВИЧ – инфекцией в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и в Республике Башкортостан на 31.12.2009 г. (на 100 тыс. населения)

Начиная с 2004 года, наблюдается рост числа новых случаев заражения ВИЧ – инфекцией (рис. 2).


Рис. 2. Абсолютное число впервые выявленных ВИЧ-инфицированных за период 1987-2009 гг.

По состоянию на 31.12.2009 года, среди установленных путей передачи кумулятивно за все годы, парентеральный путь передачи ВИЧ – инфекции составил – 57,93 %, половой – 40,96 %, вертикальный (от матери к ребенку во время беременности и родов) – 1,09 %, через грудное молоко – 0,02%.

Читайте также: