Расходы на борьбу с туберкулезом

Обновлено: 27.03.2024

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий;

Правила передачи антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований;

перечень субъектов Российской Федерации, для которых осуществляется закупка антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить перечень закупаемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в субъектах Российской Федерации и осуществлять закупки этих препаратов.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1235 "О финансовом обеспечении за счет средств федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 2, ст. 396).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее соответственно - мероприятия, субсидии).

2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отвечающим следующим критериям:

наличие в субъекте Российской Федерации учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом (далее - учреждения здравоохранения);

наличие утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации региональной программы по совершенствованию медицинской помощи больным туберкулезом, содержащей целевые показатели реализации мероприятий (далее - региональная программа).

3. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений целевых показателей реализации мероприятий, устанавливаемых региональной программой, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным соглашением, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий;

в) организация проведения в субъекте Российской Федерации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение смертности от туберкулеза, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

г) соответствие организации деятельности учреждений здравоохранения порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) организация подготовки и переподготовки медицинских кадров для учреждений здравоохранения, в том числе по специальностям "фтизиатрия", "хирургия", "анестезиология-реаниматология", "рентгенология" и "ультразвуковая диагностика", и представление сведений о числе специалистов, прошедших подготовку и переподготовку;

е) выделение в учреждениях здравоохранения помещений, необходимых для оказания медицинской помощи больным туберкулезом, и проведение в указанных помещениях при необходимости текущего и капитального ремонта;

ж) включение мероприятий в региональную программу модернизации здравоохранения.

4. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на реализацию мероприятий.

5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключает с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий (далее - соглашение) по утверждаемой им форме.

6. В соглашении предусматриваются:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходные обязательства субъекта Российской Федерации, на исполнение которых предоставляется субсидия;

б) условия предоставления субсидии;

в) сведения о размере предоставленной субсидии и размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий;

г) целевое назначение субсидии;

д) порядок и сроки перечисления субсидии;

е) значения показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил;

ж) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;

з) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

и) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных соглашением значений показателей результативности предоставления субсидии;

к) иные, определяемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации условия предоставления субсидии, регулирующие порядок предоставления субсидии и порядок расторжения соглашения.

7. Размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии (Si) определяется по формуле:

Sобщ - размер субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

Ki - значение показателя заболеваемости туберкулезом, рассчитанного на 100 тыс. населения, в i-м субъекте Российской Федерации;

Кi - сумма значений показателя заболеваемости туберкулезом, рассчитанного на 100 тыс. населения, в субъектах Российской Федерации, принимающих участие в реализации мероприятий;

КРБОi - коэффициент расчетной бюджетной обеспеченности i-гo субъекта Российской Федерации;

КРБОi - сумма коэффициентов расчетной бюджетной обеспеченности во всех субъектах Российской Федерации, принимающих участие в реализации мероприятий.

8. Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации (Уi) определяется по формуле:

0,5 - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

PБOi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 и ниже 5 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации и определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392.

10. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе не использованные на 1 января текущего года, осуществляются с учетом особенностей, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

11. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

12. Информация о размере и сроках перечисления субсидии учитывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

13. В целях определения размера и срока перечисления средств в рамках предусмотренной субъекту Российской Федерации субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

14. Для оценки результативности предоставления субсидии используются следующие показатели:

а) смертность от туберкулеза (случаев на 100 тыс. человек);

б) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (в процентах).

15. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателей результативности предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил.

16. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

а) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

б) ежегодно, до 1 февраля, - отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

17. В случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке по предложению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

18. Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

19. В случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, не соответствует установленному уровню софинансирования из федерального бюджета, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства пропорционально перераспределяются (при наличии потребности) между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами, на основании предложения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

20. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидии указанный остаток в соответствии с решением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

21. Контроль за проведением субъектами Российской Федерации мероприятий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.

Правила передачи антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия передачи в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований приобретенных за счет средств федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в целях реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - лекарственные препараты).

2. Условиями передачи лекарственных препаратов являются:

а) наличие в субъекте Российской Федерации учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом;

б) обязательства уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по принятию лекарственных препаратов в порядке, установленном настоящими Правилами.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от

28 декабря 2011 г. N 1181, представляют ежегодно, до 1 марта, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявки по форме, утверждаемой Министерством, на поставку лекарственных препаратов в соответствии с перечнем закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов для лечения больных туберкулезом.

В заявке указываются наименования и объемы поставок лекарственных препаратов, адреса медицинских учреждений, которым поставляются лекарственные препараты.

4. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассматривает представленные в порядке, установленном Министерством, заявки на поставку лекарственных препаратов, утверждает их и направляет сведения об утвержденных объемах поставок в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. В соответствии с утвержденными объемами поставок лекарственных препаратов Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов на поставку лекарственных препаратов и заключает государственные контракты на их поставку.

6. В соответствии с государственными контрактами, заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с организациями, осуществляющими поставку лекарственных препаратов (далее - организации-поставщики), лекарственные препараты поставляются в медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения-получатели).

7. Учреждения-получатели в течение 2 рабочих дней со дня получения лекарственных препаратов от организаций-поставщиков подписывают предусмотренные соответствующим государственным контрактом документы, подтверждающие поставку лекарственных препаратов, принимают лекарственные препараты на хранение и направляют копии документов, заверенные подписью ответственного лица и печатью медицинского учреждения, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

8. Организации-поставщики представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусмотренные соответствующим государственным контрактом документы, подтверждающие поставку лекарственных препаратов.

9. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в течение 13 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, принимает лекарственные препараты на учет и издает распорядительный акт о передаче лекарственных препаратов в собственность субъекта Российской Федерации.

10. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 13 рабочих дней со дня получения от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации документов, подтверждающих передачу ему лекарственных препаратов, принимает и ставит их на учет, после чего осуществляет их передачу в оперативное управление соответствующим учреждениям-получателям или при необходимости в собственность муниципального образования.

11. Уполномоченный орган муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов, подтверждающих передачу ему лекарственных препаратов, принимает и ставит их на учет, после чего осуществляет их передачу в оперативное управление соответствующим учреждениям-получателям.

12. Учреждения-получатели в течение 2 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа муниципального образования документов, подтверждающих передачу им лекарственных препаратов, принимают и ставят их на учет.

Этот текст написала читательница в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Туберкулез — страшная болезнь. В первую очередь потому, что самому сложно понять, что ты болен. Если вы видите в кино, как человек кашляет кровью, то, скорее всего, лечить там уже нечего.

В моем случае за полтора года до диагноза я начала себя плохо чувствовать: постоянная усталость и слабость, круги под глазами от бессонницы или пересыпания, плохой аппетит или заедание стресса. Все это прекрасно вписывалось в мой рабочий график с 10—12 часами впахивания, в том числе по выходным, поэтому не вызывало подозрений. Дошло до того, что я садилась во время обеда в такси, ехала домой и спала 15 минут. Почему не брала больничный, для меня до сих пор загадка. Тогда я считала, что подведу команду, если слягу.

Сходите к врачу

В этой статье мы не даем рекомендации. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас.

Как я узнала о своей болезни

Через какое-то время я уволилась и перешла на фриланс, но усталость никуда не делась, работать сил не было. В итоге я решила, что у меня депрессия или проблемы с щитовидкой, и пошла к терапевту в поликлинику по прописке.

Доктор успокаивала меня тем, что выделение бактерий дает свои плюсы: палочку направляют в областной центр, где ее размножат и будут пытаться убить разными антибиотиками. Следовательно, лечение подберут прицельное и действенное. Пациентов, у которых не выделяется палочка, лечат по общему принципу, и прогресс может идти не так хорошо.

Что такое туберкулез и чем он опасен

Туберкулез — опасное заболевание, которое занимает десятое место среди самых распространенных причин смерти в мире.

Болезнь вызывает Mycobacterium tuberculosis. Эта бактерия поражает кости, почки, печень, но чаще — легкие. Заразиться можно воздушно-капельным путем: заболевшему достаточно чихнуть или покашлять — и в воздухе оказываются капли мокроты, содержащие бактерии туберкулеза. Поэтому находиться в помещении с человеком, который выделяет бактерии, опасно. Особенно если помещение плохо проветривается. Есть и более сложный путь: например, мокрота с бактериями попадает на поверхность, к которой прикасается здоровый человек, а потом не моет руки и переносит их себе в глотку.

Туберкулез почти всегда излечивается, если человек полностью соблюдает назначения врача и бактерия не устойчива к антибиотикам. Без лечения более половины пациентов с активным туберкулезом погибают в течение пяти лет.

Как новость о туберкулезе восприняли родственники и коллеги

Знакомые отнеслись с пониманием, никто не перестал со мной общаться. Поскольку у меня в карточке значилось выделение бактерий, я попросила всех сделать флюорографию. Некоторые сделали ее впервые за много лет. Кроме того, на время лечения я перестала встречаться со многими друзьями, особенно с теми, у кого есть дети. Как я узнала уже после, это было излишне: бактерии перестали выделяться примерно после двух недель приема препаратов.

Считаю, что, в отличие от других пациентов диспансера, с отношением окружающих мне повезло. Поскольку я лечилась в дневном стационаре — утром принимала таблетки и уколы, а потом шла домой, — то общалась со многими пациентами, которые ходили на работу. Люди рассказывали ужасные истории о том, как к ним стали относиться коллеги. Никакие справки из диспансера, что они не заразны и не опасны для окружающих, не помогали.

Кого-то пытались заставить уволиться, а после кого-то мыли стул с хлоркой и просили не ходить в офисный туалет.

Как я перенесла лечение

Я лечилась в дневном стационаре, так как живу одна в своей квартире и веду социально приемлемый образ жизни. Это подразумевает, что у меня нет алко- или наркозависимости, я не выпиваю где-то в переполненной общаге, то есть не буду распространять болезнь. Плюс бактерию туберкулеза у меня нашли только в самом первом анализе.

Процедуры. В начале лечения я проводила в стационаре максимум час. К 09:00 или к 09:40 приходила в процедурный кабинет на капельницу, которая занимала примерно 20 минут. В это время разрешали читать что-то с телефона, просто смотреть в потолок, но не спать, так как можно неудачно развернуться и выдернуть иглу. Мне не хотелось смотреть в экран, поэтому считала капли или слушала разговоры. После капельницы — уколы выписанного лекарства и витамина B в ягодицу. Уколы были ужасно болезненными, и после них на ягодицах появлялись гематомы и шишки.

Лекарства. Из процедурной я шла на сестринский пост за таблетками. Принимать их нужно при медсестре, забирать домой нельзя, получить пачку препарата сразу на неделю — тоже. Но делали и исключения: в гололед пожилым пациентам все-таки выдавали таблетки на неделю, так как не все могли добраться без приключений и травм.

Мои таблетки в начале лечения: оранжевые капсулы окрашивают мочу в такой же цвет, от больших в непрозрачном блистере мерещится запах гари, от белых тошнит

После первого приема одного из препаратов у меня сильно покраснела кожа на лице и груди, и фтизиатр заменила препарат на другой. Но с ними стало еще хуже: меня тошнило сутками, воротило от одного их запаха. Врач сказала терпеть и молиться. Я атеистка, поэтому только терпела. Так продолжалось два месяца, я сильно похудела, под глазами появились огромные синяки. На мои жалобы врач говорила, что я просто отравилась, чуть позже — что это хронические проблемы с ЖКТ или я могу быть беременна. Консультации с терапевтом, гинекологом и гастроэнтерологом и обследования, которые они назначили, не подтвердили ни одно из предположений. Все врачи советовали сменить лекарство.

Благо очередное КТ легких — его делали каждые два месяца — показало, что улучшения есть, но незначительные, и врач все-таки заменила препарат. Через месяц я отъелась, появились силы на работу и вообще на жизнь.

Обходы фтизиатра. Каждую неделю был врачебный обход — встреча заведующей дневным стационаром, которая была для всех лечащим врачом, с пациентами. В 09:00 пациенты собирались в одной из палат, фтизиатр слушала легкие, спрашивала о самочувствии, отвечала на вопросы и читала небольшую лекцию.

Например, если в течение недели фтизиатр замечала, что пациенты начали близко общаться, сидя друг с другом на лавочке, то рассказывала страшные истории, как некоторые перезаражались друг от друга и умирали. Несколько раз я слушала байку про местных Ромео и Джульетту: парень заболел в тюрьме, лечился уже после освобождения, у него была инфекция, на которую не действовали некоторые антибиотики. У девушки же болезнь хорошо поддавалась лечению, и она уже шла к выздоровлению. Несмотря на предупреждения врачей, они начали общаться. В итоге девушка заболела тяжело и сгорела за несколько месяцев. Парень же от чувства вины выбросился из окна диспансера.

Сквер недалеко от диспансера. Там постоянно сидели пациенты круглосуточного стационара, часто выпивали. В нем же гуляли мамы с колясками и дети

На самом деле пациенты с туберкулезом поступают на лечение в подавленном состоянии, часто плачут. Так было и со мной. К сожалению, психолог в диспансере не предусмотрен, и если бы не медсестры, не знаю, насколько хуже все было бы . Для каждого они могут найти какие-то слова, которые помогают. Возможно, мне так повезло: мои медсестры были всегда на позитиве, а таблетки выдавали с шутками-прибаутками.

Питание. Через восемь месяцев после начала лечения из области пришло распоряжение, что диспансер обязан предоставить пациентам койки, то есть возможность прилечь после процедур. Возможность сделали обязаловкой, и в стационаре я начала сидеть минимум по четыре часа, а если приезжали проверки из области — по шесть. Нужно было приезжать к восьми утра, проходить процедуры и высиживать время на своей койке.

За полдня в стационаре мы успевали сильно проголодаться. Спасали только печеньки или сухофрукты, которые нужно было не забыть принести из дома. Я каждый день брала с собой протеиновые батончики и пару бананов. На самом деле любой пациент дневного стационара мог пойти в столовую на обед. Но поскольку столовая была одна и для дневного, и для круглосуточного отделения, где лежали тяжело больные пациенты и хроники, желающих было мало.

Расходы

Когда у меня началась тошнота из-за препаратов, сделала в частной клинике УЗИ мочевого пузыря и органов малого таза платно. Думаю, что эти расходы стоит включить в лечение, так как, если бы не побочка от препарата, тратиться бы не пришлось.

Возбудителем туберкулеза является бактерия (Mycobacterium tuberculosis), которая чаще всего поражает легкие. Туберкулез излечим и предотвратим.

Туберкулез распространяется от человека человеку по воздуху. При кашле, чихании или отхаркивании люди с легочным туберкулезом выделяют в воздух туберкулезные бактерии. Для инфицирования человеку достаточно вдохнуть лишь незначительное количество таких бактерий.

Около одной четверти населения мира инфицированы туберкулезом. Это означает, что люди инфицированы бактериями туберкулеза, но (пока еще) не больны и не могут его передавать.

Вероятность того, что люди, инфицированные туберкулезными бактериями, заболеют туберкулезом на протяжении своей жизни, составляет 5-15%. Люди с ослабленной иммунной системой, такие как люди с ВИЧ-инфекцией, люди, страдающие от недостаточности питания, или люди с диабетом, а также люди, употребляющие табак, подвергаются гораздо более высокому риску заболевания.

Когда у человека развивается активная форма туберкулеза, симптомы (кашель, лихорадка, ночной пот или потеря веса) могут оставаться умеренными на протяжении многих месяцев. Это может приводить к запоздалому обращению за медицинской помощью и передаче бактерий другим людям. За год человек с активной формой туберкулеза может инфицировать 5-15 человек, с которыми он имеет тесные контакты. Без надлежащего лечения в среднем 45% ВИЧ-негативных людей с туберкулезом и почти все ВИЧ-позитивные люди с ТБ умирают.

Кто подвергается наибольшему риску?

Туберкулез поражает преимущественно взрослых людей в их самые продуктивные годы. Однако риску подвергаются все возрастные группы. Более 95% случаев заболевания и смерти происходят в развивающихся странах.

Расстройства, вызванные употреблением алкоголя, и курение табака повышают риск заболевания туберкулезом соответственно в 3,3 и 1,6 раза. В 2019 г. 0,72 миллиона новых случаев заболевания туберкулезом во всем мире были связаны с расстройствами, вызванными употреблением алкоголя, и 0,70 миллиона случаев – с курением.

Глобальное воздействие туберкулеза

Туберкулез распространен во всем мире. В 2019 г. наибольшее число новых случаев заболевания туберкулезом произошло в Регионе Юго-Восточной Азии (44% новых случаев заболевания), за которым следовали Африканский регион (25%) и Регион Западной части Тихого океана (18%).

В 2019 г. 87% новых случаев заболевания туберкулезом произошло в 30 странах с тяжелым бременем туберкулеза. Две трети новых случаев заболевания туберкулезом пришлось на восемь стран — Индию, Индонезию, Китай, Филиппины, Пакистан, Нигерию, Бангладеш и Южную Африку.

Симптомы и диагностирование

Общими симптомами активного легочного туберкулеза являются кашель иногда с мокротой и кровью, боль в груди, слабость, потеря веса, лихорадка и ночной пот. ВОЗ рекомендует использовать молекулярно-диагностические экспресс-тесты в качестве первоначального диагностического теста для всех людей с признаками и симптомами туберкулеза, поскольку эти тесты имеют высокую диагностическую точность и приведут к значительным улучшениям в области раннего выявления туберкулеза и туберкулеза с лекарственной устойчивостью. В качестве экспресс-тестов ВОЗ рекомендует Xpert MTB/RIF, Xpert Ultra и Truenat.

Диагностирование туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью и других устойчивых форм туберкулеза (см. раздел о туберкулезе с множественной лекарственной устойчивостью ниже), а также ВИЧ-ассоциированного туберкулеза может быть сложным и дорогостоящим.

Особенно сложно диагностировать туберкулез у детей.

Лечение

Туберкулез можно лечить и излечивать. В случае активного туберкулеза, чувствительного к лекарствам, проводится стандартный шестимесячный курс лечения четырьмя противомикробными препаратами при обеспечении информирования и поддержки пациента со стороны работника здравоохранения или прошедшего специальную подготовку добровольного помощника. Без такой поддержки сложнее соблюдать схему лечения.

По оценкам, с 2000 г. благодаря диагностике и лечению туберкулеза было спасено 63 миллиона человеческих жизней.

Туберкулез и ВИЧ-инфекция

Вероятность того, что у людей с ВИЧ-инфекцией, разовьется активная форма туберкулеза, в 18 (15‑21) раз превышает аналогичный показатель среди людей, не инфицированных ВИЧ.

Для снижения смертности ВОЗ рекомендует применять 12-компонентный подход на основе сотрудничества в области туберкулеза и ВИЧ-инфекции, включая меры по профилактике и лечению инфекции и болезни.

Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью

Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) – это форма туберкулеза, которую вызывает бактерия, не реагирующая на изониазид и рифампицин, два самых эффективных противотуберкулезных препарата первой линии. МЛУ-ТБ можно лечить и излечивать, используя препараты второй линии. Однако такие варианты лечения ограничены и требуют проведения экстенсивной химиотерапии (длительностью до двух лет) дорогими и токсичными препаратами.

В некоторых случаях может развиваться более широкая лекарственная устойчивость. Туберкулез, вызываемый бактерией, которая не реагирует на самые эффективные противотуберкулезные препараты второй линии, может оставлять пациентов без каких-либо дальнейших вариантов лечения.

В 2019 г. МЛУ-ТБ по-прежнему представлял собой кризисную ситуацию и угрозу безопасности в области здравоохранения. В 2019 г. было выявлено и поставлено на учет в общей сложности 206 030 человек с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью или с устойчивостью к рифампицину (МЛУ/РУ-ТБ), что на 10% больше, чем в 2018 г. (186 883 человека). Около половины глобального бремени МЛУ-ТБ приходится на 3 страны – Индию, Китай и Российскую Федерацию.

В настоящее время успех лечения достигается лишь у 57% пациентов с МЛУ-ТБ. В 2020 г. ВОЗ рекомендовала новую ускоренную (9-11 месяцев) схему лечения с использованием только пероральных препаратов для пациентов с МЛУ-ТБ. Исследование показало, что пациентам проще доводить до конца эту схему лечения по сравнению с более длительными схемами, продолжающимися до 20 месяцев. До начала лечения с помощью этой схемы следует исключить устойчивость к фторхинолонам.

В соответствии с руководящими принципами ВОЗ для выявления МЛУ/РУ-ТБ требуется бактериологическое подтверждение туберкулеза и тестирование на лекарственную устойчивость с использованием молекулярных экспресс-тестов, методов культивирования или технологий секвенирования. Для его лечения требуется курс терапии препаратами второй линии длительностью не менее 9 месяцев и до 20 месяцев, сопровождающийся консультированием и мониторингом побочных эффектов. ВОЗ рекомендует расширить доступ к схемам лечения с использованием только пероральных препаратов.

К концу 2019 г. 89 стран начали использовать ускоренные схемы лечения МЛУ-ТБ, а 109 стран импортировали или начали использовать бедаквилин в целях повышения эффективности лечения МЛУ-ТБ.

Глобальные обязательства и деятельность ВОЗ

Двадцать шестого сентября 2018 г. Организация Объединенных Наций (ООН) провела первое в истории совещание высокого уровня по туберкулезу, в ходе которого на уровне руководителей государств и правительств обсуждались статус эпидемии туберкулеза и то, как положить ей конец. Это совещание последовало за первой всемирной конференцией на уровне министров по борьбе с туберкулезом, организованной ВОЗ и правительством России в ноябре 2017 г. Итоговым документом стала политическая декларация, согласованная всеми государствами - членами ООН, в которой были подтверждены существующие обязательства в рамках ЦУР и Стратегии ВОЗ по ликвидации туберкулеза и приняты новые.

Задача 3.3 ЦУР включает ликвидацию эпидемии туберкулеза к 2030 г. В Стратегии по ликвидации туберкулеза определены контрольные показатели (на 2020 и 2025 гг.) и цели (на 2030 и 2035 гг.) в области снижения уровней заболеваемости туберкулезом и смертности от него. Целями на 2030 г. являются уменьшение на 90% числа случаев смерти от туберкулеза и снижение на 80% уровней заболеваемости туберкулезом (новые случаи на 100 000 населения в год) по сравнению с уровнями 2015 г. Контрольными показателями на 2020 г. являются снижение смертности от туберкулеза на 35% и снижение уровня заболеваемости туберкулезом на 20%. Стратегия также включает контрольный показатель на 2020 г., заключающийся в обеспечении того, чтобы пациенты с туберкулезом и их семьи не несли катастрофических расходов в результате заболевания туберкулезом.

Политическая декларация, принятая на совещании высокого уровня ООН, включает четыре новые глобальные цели:

  • в течение 5-летнего периода с 2018 по 2022 г. обеспечить лечение для 40 миллионов человек с туберкулезом;
  • в течение 5-летнего периода с 2018 по 2022 г. охватить профилактическим лечением латентной туберкулезной инфекции по меньшей мере 30 миллионов человек;
  • к 2022 г. ежегодно выделять не менее 13 млрд долл. США на обеспечение всеобщего доступа к услугам по диагностике, лечению и уходу в отношении туберкулеза;
  • ежегодно выделять не менее 2 млрд долл. США на исследования в области туберкулеза.

В соответствии с политической декларацией:

  • В 2019 г. ВОЗ разработала и опубликовала Многосекторальный механизм обеспечения подотчетности в отношении туберкулеза. ВОЗ оказывает поддержку странам в области адаптации и использования механизма для выполнения принятых обязательств, а также для мониторинга и обзора прогресса и предоставления соответствующей отчетности при участии руководителей высокого уровня, всех соответствующих секторов, гражданского общества и других заинтересованных сторон.
  • В 2020 г. Генеральный секретарь ООН представил Генеральной Ассамблее доклад о ходе работы, подготовленный и опубликованный при поддержке ВОЗ.
  • Примерами лидерства высокого уровня в области обеспечения многосекторальной подотчетности являются инициативы по ликвидации туберкулеза на уровне президентов и глав государств, официально оформленные механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами и обеспечения их подотчетности в Индии, Индонезии, Пакистане, Филиппинах и Вьетнаме, а также национальные кампании по ускорению прогресса, такие как "Race to End TB" (Гонка в целях ликвидации туберкулеза).

ВОЗ тесно сотрудничает со странами, партнерами и гражданским обществом в области расширения масштабов деятельности в связи с туберкулезом. ВОЗ выполняет шесть основных функций, способствующих достижению целей политической декларации высокого уровня ООН, ЦУР, целей Стратегии по ликвидации туберкулеза и стратегических приоритетов ВОЗ:

По статистике Всемирной организации здравоохранения, туберкулез — одно из самых смертоносных заболеваний.

Еще в 2000 году эта болезнь занимала седьмую строчку в списке причин смертности во всем мире. В 2019 году она сместилась на тринадцатое место, но все равно ежегодно на планете от туберкулеза умирает почти 1,5 млн человек. Каждый год заболевание уносит жизни около 7,5 тысячи россиян. Еще туберкулез — самая частая причина смерти у людей с ВИЧ, а их в стране полтора миллиона. Мы посмотрели на статистику заболеваемости и узнали, как обстоят дела с туберкулезом в России.

Как победить выгорание

Что за болезнь

Туберкулез — инфекционное заболевание человека и животных. Его вызывают бактерии, которые еще называют палочками Коха. Чаще всего болезнь поражает легкие, но бывает, что в инфекционный процесс оказываются вовлечены и другие органы — например почки, селезенка и даже кожа. Устаревшее название туберкулеза легких — чахотка.

Болезнь передается воздушно-капельным путем. Здоровый человек может заразиться, даже просто разговаривая с человеком с туберкулезом. В 90% случаев туберкулез протекает бессимптомно — таких людей называют тубинфицированными. Эта скрытая форма, как правило, никогда не переходит в активную стадию. Эксперты ВОЗ считают, что около четверти жителей Земли инфицированы туберкулезом. Но эти зараженные не ощущают никаких симптомов и не могут передавать заболевание другим людям.

Примерно в каждом десятом случае туберкулез переходит в активную стадию. Симптомы болезни — кашель с мокротой, лихорадка, потеря веса, повышенная температура. В этом случае болезнь начинает передаваться и другим людям: по статистике ВОЗ, за год носитель с активным туберкулезом может заразить до 15 человек.

Почему туберкулез опасен

Туберкулез — одна из древнейших инфекций, известных человечеству. До открытия в середине двадцатого века антибиотиков шансы на излечение от этой болезни были невелики, однако и сегодня туберкулез входит в число самых распространенных причин смерти в мире. Это связано с множественной лекарственной устойчивостью, которую способна приобретать микобактерия, возбудитель туберкулеза: другими словами, все чаще регистрируются случаи, когда инфекцию не получается убить ни одним из антибиотиков, входящих в арсенал врачей. Так, в 2019 году туберкулезом заболели не менее 10 млн человек по всему миру, 1,4 млн — погибли.

В России сейчас эпидемия туберкулеза — и хотя смертность от него снижается год от года, но ситуация остается напряженной. Во многом это связано с широким распространением ВИЧ: вирус иммунодефицита ослабляет защитные силы зараженного человека и в 18 раз повышает вероятность развития у него активной формы туберкулеза. Закономерным образом туберкулез — это самая распространенная причина смерти у ВИЧ-положительных людей: от него умирают двое из пяти россиян с вирусным иммунодефицитом.

Считается, что туберкулез — заболевание социально неблагополучных людей, но болеют им далеко не только заключенные или бездомные. В группе риска — курильщики, люди с сахарным диабетом, а также те, кто увлекается несбалансированными диетами, желая похудеть. По некоторым данным, туберкулезом инфицированы до 80% россиян, но проявляется он лишь в случае значимого ослабления иммунитета.

В каких регионах чаще заболевают

В мае 2014 года ВОЗ приняла глобальную стратегию по туберкулезу: с 2015 по 2023 год заболеваемость во всем мире должна снизиться на 90%, а смертность — на 95%. Россия также присоединилась к этой стратегии, и, если верить официальной статистике Минздрава, за прошедшие шесть лет нам удалось добиться хороших результатов. Например, заболеваемость за это время снизилась почти в два раза: если в 2015 году российские врачи зарегистрировали 83,8 тысячи случаев активного туберкулеза, то в 2020 — 47 тысяч. Возможно, на это повлияла и пандемия, так как из-за изоляции снизилось число контактов между людьми. Сейчас на учете у российских медиков стоит чуть меньше 100 тысяч пациентов. Примерно в два раза за шесть лет упала и смертность от этой болезни — с 9,2 до 5,1 случая на 100 тысяч населения.

Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу за 2019—2020 учебный год PDF, 3,83 МБ

В эти дни внимание мировой общественности приковано к вирусным инфекциям и особенно к COVID19. Но это не повод забывать об инфекциях бактериальных, таких как, например, туберкулез. Ежегодно он уносит более 1,3 миллиона жизней людей на планете. Для сравнения смертность от коронавируса, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 22 марта, составила порядка 13 тысяч человек. 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. О том, как Россия противостоит этому заболеванию, каких успехов нам удалось достичь и какие новые вызовы стоят перед противотуберкулезной службой, мы беседуем с профессором Ириной Васильевой, директором НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Минздрава РФ, главным внештатным специалистом-фтизиатром Минздрава РФ.

Ирина Васильева, д.м.н., профессор, главный внештатный специалист-фтизиатр Минздрава РФ. Фото: Из личного архива

Ирина Васильева, д.м.н., профессор, главный внештатный специалист-фтизиатр Минздрава РФ. Фото: Из личного архива

Ирина Анатольевна, Россия выходит в лидеры по борьбе с туберкулезом. А что было до этого?

Ирина Васильева: Еще 6-7 лет назад мы занимали 13-е место в списке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) двадцати стран с высоким бременем туберкулеза. Сегодня мы на 20-м месте, то есть в одном шаге, чтобы выйти из этого списка. Я уверена, что это скоро произойдет.

А как так вышло, ведь в советское время с туберкулезом не было проблем?

Ирина Васильева: До 40-50-х годов прошлого столетия считалось, что туберкулез неизлечим. Но с открытием первых противотуберкулезных препаратов, в конце 1940-х, заболеваемость резко пошла на убыль. 1990-й год вообще ознаменовался наименьшими показателями по заболеваемости и смертности. С развалом Советского Союза противотуберкулезная служба тоже оказалась на грани развала. Показатели заболеваемости сильно ухудшились, выросли в три с лишним раза. Пик заболеваемости пришелся на 2000 год, а смертности - на 2005 год, что связано с особенностью самой микобактерии. Если на развитие коронавирусной инфекции уходят дни, то для туберкулеза - это годы. Ситуация ухудшилась и в связи с появлением в начале XXI века МЛУ-туберкулеза - туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Он плохо поддается лечению, а значит - трудно контролируется. Вплоть до 2013 года ситуация с МЛУ-туберкулезом не улучшалась.

Что изменилось потом?

Ирина Васильева: Сформировавшаяся в тот момент команда профессионалов-фтизиатров, искренне желая изменить ситуацию, приняла ряд новых решений и разработала комплекс противотуберкулезных мероприятий. Были пересмотрены протоколы диагностики и лечения, выработан четкий план действий, разработаны программы по снижению бремени туберкулеза исходя из особенностей всех субъектов Российской Федерации. В каждом регионе заработали и продолжают работать соответствующие группы мониторинга. Мы повсеместно выстроили быструю диагностику МЛУ-туберкулеза с применением современных молекулярно-генетических технологий, наладили процедуру обязательного скрининга населения, внедрили новые методы выявления туберкулеза у детей. Была изменена программа профилактического лечения и внедрены механизмы таргетного персонифицированного лечения. Это привело к тому ощутимому эффекту, который мы и наблюдаем последние 3-5 лет.

Мы знаем, что это оценила даже ВОЗ, которая отметила, что в России показатели снижаются так быстро, как нигде в мире.

Ирина Васильева: Сейчас в России уровень заболеваемости ежегодно падает на 7-10%, а смертности - на 12-15%. В мире эти цифры составляют 0,5% и 1,5% соответственно. Мы лидеры и по выявляемости болезни: в России диагностируют 99% случаев от оценочного числа больных. В мире же этот показатель - порядка 69%. Во многом этого удалось достичь за счет включения в массовый скрининг детского населения первого в мире рекомбинантного кожного теста, основанного на специфичных белках SFP10 и ESAT6. Эта российская разработка в настоящий момент проходит процедуру преквалификации ВОЗ для оценки ее включения в мировые рекомендации. Кроме того, в сентябре 2019 года стартовало производство российского лабораторного теста. Он предназначен для тех, у кого есть противопоказания к кожным пробам или у кого они неинформативны. Как показывают текущие события глобальной инфекционной атаки, для объективной диагностики заболевания и назначения срочного лечения очень важно, чтобы передовые методы выявления и терапии имели российское происхождение. В случае туберкулеза мы говорим о том, что теперь самые современные тесты in vivo и in vitro производятся в России и доступны для мирового сообщества.

Как сказано выше, мы в одном шаге от того, чтобы выйти из списка стран с высоким бременем туберкулеза. Но есть и второй список ВОЗ: стран с МЛУ-туберкулезом.

Ирина Васильева: Увы, мы пока присутствуем в нем, но пытаемся это изменить. Сегодня все регионы за счет государственного бюджета оснащены современным оборудованием и реактивами, которые позволяют определить, обладает ли бактерия лекарственной устойчивостью. На основании этого подбирается оптимальное лечение, что уже привело к снижению количества случаев МЛУ-туберкулеза. Но этого недостаточно. Показатель эффективности лечения составляет лишь 55%. Его нужно повышать, для чего важно своевременно внедрять в практику новые препараты, которые постоянно появляются в мире. Чтобы это стало возможным, нужно позволить таким лекарствам входить в Россию по ускоренной процедуре.

Ирина Анатольевна, мы снизили заболеваемость и смертность, повысили выявляемость. Что дальше?

Ирина Васильева: Как я уже сказала, это борьба с МЛУ-туберкулезом и работа с "группами риска". В первую очередь, это пациенты с ВИЧ-инфекцией и хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания. В этих группах заболеваемость туберкулезом в разы выше. Как я уже отметила, для повышения эффективности наших мер в отношении МЛУ-туберкулеза необходима ускоренная процедура выхода на рынок новых препаратов. Без полного набора средств, необходимых для его лечения, мы можем столкнуться с распространением заболевания, не поддающегося лечению.

Другая наша задача - это мониторинг приверженности пациентов лечению. Если сегодня в большинстве случаев прием препаратов на амбулаторном этапе лечения осуществляется под непосредственным контролем медицинского персонала в лечебном учреждении, то в перспективе мы стремимся создать системы удаленного видеоконтроля, когда пациент принимает препараты дома.

Кроме того, важно налаживание междисциплинарного диалога с врачами, которые работают с ВИЧ-положительными пациентами. Ведь известно, что вирусом иммунодефицита страдают миллионы людей на планете. Его сочетание с туберкулезной инфекцией вдвойне опасно, поскольку у этой категории больных туберкулез протекает агрессивно.

Как видите, нам много есть еще над чем работать. Между тем, благодаря существующей в России противотуберкулезной службе, аналогов которой нет ни в одной стране мира, нам удалось сдержать распространение туберкулеза в сложнейших условиях начала нынешнего столетия и добиться небывалых темпов снижения заболеваемости в последние годы.

Читайте также: