Расследование инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний

Обновлено: 22.04.2024

Эпидемиологическое расследование случая ВИЧ-инфекции и проведение противоэпидемических мероприятий

Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 года N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний") при участии ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора", Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом (В.В.Покровский, Н.Н.Ладная), территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве (Л.В.Родина).

Введение

ЮНЭЙДС. Развитие эпидемии СПИДа: декабрь 2006. UNAIDS/06.29R, AIDS epidemic update: December 2006.

Общие положения

- Болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) является хронической вирусной инфекцией, возбудитель которой передается от человека к человеку половым путем, при парентеральном введении инфицированных материалов (переливании инфицированной крови и пересадке донорских органов и тканей, использовании загрязненного инструментария при медицинских и немедицинских манипуляциях, внутривенном введении наркотических средств), вертикальным путем от матери к плоду во время беременности и родов, к ребенку при грудном вскармливании. Восприимчивость к ВИЧ-инфекции всеобщая.

- Источником инфекции является инфицированный вирусом иммунодефицита человек, который заразен на всех стадиях болезни, начиная с первого дня инфицирования. Наиболее употребляемым международным термином для инфицированных ВИЧ является "люди живущие с ВИЧ, СПИД" (ЛЖВС).

- Возбудитель ВИЧ-инфекции вирус иммунодефицита человека относится к подсемейству лентивирусов семейства ретровирусов. Существует два типа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. ВИЧ-1 разделен на 3 группы вирусов: М, N, О. В свою очередь штаммы вируса группы "М", подразделены на девять субтипов, обозначаемые буквами английского алфавита (А, В, С, D, F, G, H, J, К) и "циркулирующие рекомбинантные формы".

- Несмотря на то, что ВИЧ содержится во всех биологических жидкостях организма человека, значимыми для передачи ВИЧ факторами передачи являются кровь, лимфа, сперма, выделения женских половых органов, грудное молоко. В остальных экскретах организма вирус содержится в количествах, недостаточных для заражения.

- Тестирование на антитела к ВИЧ является основным методом выявления ВИЧ-инфекции. В России для массового скрининга населения используется ИФА метод на первом этапе и при получении положительного результата исследования в ИФА подтверждающий иммунный блоттинг на втором этапе. Результаты серологических исследований используются эпидемиологами и практическими врачами для диагностики ВИЧ-инфекции и оказания помощи инфицированному, а также предоставляют информацию для выявления источника, путей передачи ВИЧ-инфекции и своевременного проведения профилактических, противоэпидемических мероприятий. Для постановки диагноза ВИЧ-инфекции используются лабораторные, эпидемиологические и клинические критерии. Присутствие антител к ВИЧ является доказательством наличия ВИЧ-инфекции.

- Отрицательный результат тестирования на антитела к ВИЧ означает с высокой вероятностью, что человек не инфицирован ВИЧ. Однако, существует периода "серонегативного окна" (промежуток времени между заражением ВИЧ и появлением антител к ВИЧ, наличие которых можно определить лабораторным способом). В течение этого периода человек уже заражен и может заразить других, но при исследовании крови антитела к ВИЧ не обнаруживаются, этот период обычно составляет 3 месяца.

- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ, в редакции от 31.12.2005. Ст.1 определены как организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Таким образом, противоэпидемические мероприятия при ВИЧ-инфекции это комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и административных мер, осуществляемых в эпидемическом очаге с целью локализация очага и прекращения распространения инфекции в его пределах.

- Задачей противоэпидемических мероприятий является эффективное воздействие на звенья эпидемического процесса с целью прекращения циркуляции возбудителя инфекции в очаге. Мероприятия направлены на источник, пути передачи инфекции и на восприимчивый контингент.

- Противоэпидемические мероприятия проводятся на основании результатов эпидемиологического расследования случая ВИЧ-инфекции. По каждому случаю ВИЧ-инфекции проводится эпидемиологическое расследование и заполняется карта эпидемиологического расследования случая ВИЧ-инфекции.

- Организатором противоэпидемических мероприятий является эпидемиолог, задачами которого являются, сбор эпидемиологического анамнеза для выявления источника, путей и факторов передачи ВИЧ-инфекции, постановка эпидемиологического диагноза, координация деятельности специалистов, привлекаемых к проведению противоэпидемических мероприятий и оценка эффективности проводимых мероприятий.

- За лицами, контактировавшими с источником возбудителя ВИЧ-инфекции и подвергшимися риску заражения через те или иные факторы передачи возбудителя ВИЧ-инфекции устанавливается диспансерное наблюдение. Медицинское наблюдение проводится в течение максимально возможного инкубационного периода при ВИЧ-инфекции.

Ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

В течение 25 лет с момента обнаружения первых случаев СПИД ВИЧ-инфекция широко распространилась в мире. Тремя наиболее пораженными ВИЧ-инфекцией регионами в мире являются Африка к югу от Сахары, в этом регионе более 5,9% жили с ВИЧ/СПИД в конце 2006 года, страны Карибского бассейна - 1,2% и регион Восточной Европы и Центральной Азии - 0,9%. По количеству инфицированных ВИЧ в регионе Восточной Европы и Центральной Азии лидирует Российская Федерация.

ЮНЭЙДС. Развитие эпидемии СПИДа: декабрь 2006. UNAIDS/06.29R, AIDS epidemic update: December 2006

Покровский В.В., Ладная Н.Н., Бочкова М.С. Эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека, среди потребителей психотропных препаратов в России. ЖМЭИ 4,2000 с.9-15.

В.В.Покровский, Н.Н.Ладная, Е.В.Соколова Информационный бюллетень "ВИЧ-инфекция" Федеральный НМЦ ПБ СПИД Министерства здравоохранения РФ N 27, 2005, стр.4-36.

В настоящее время не существует методов лечения, позволяющих полностью излечить больного ВИЧ-инфекцией. Однако имеется возможность остановить размножение вируса в организме и тем самым не только остановить прогрессирование заболевания, но и добиться восстановления иммунной системы, улучшения качества жизни у большинства больных с уже выраженной клинической картиной и восстановления трудоспособности. Лечение больных ВИЧ-инфекцией или высоко активная антиретровирусная терапия (ВААРТ) основано на одновременном применении нескольких (обычно 3-4) антиретровирусных препаратов, которые блокируют процесс размножения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Благодаря ее широкому применению в странах Западной Европы и США количество пациентов с клиническими проявлениями СПИДа и количество умирающих от СПИДа существенно снизилось. Специалисты полагают, что широкое применение ВААРТ может иметь и противоэпидемическое значение, поскольку пациенты, получающие такую терапию, становятся менее заразными. Однако имеются другие данные, свидетельствующие о возможности заражения ВИЧ от лиц у которых при проведении ВААРТ достигнут неопределяемый уровень вируса в крови, имеются данные об отсутствии прямой корреляции между количеством вируса в крови и в выделениях половых органов. Помимо ВААРТ, а иногда и независимо от нее больному ВИЧ-инфекцией проводятся и другие терапевтические мероприятия, направленные на профилактику и лечение заболеваний, связанных с ВИЧ-инфекцией или на психо-социальную поддержку пациента. Лечение больных ВИЧ инфекцией может быть успешным, особенно в долгосрочной перспективе, если она начата своевременно (нецелесообразно как слишком раннее, так и слишком позднее начало противоретровирусной терапии), подобрана оптимальная для данного пациента терапевтическая схема, ведется адекватный контроль за эффективностью и переносимостью терапии. Для этого необходима хорошо организованная система диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией.

В связи с усилением роли половой передачи ВИЧ и увеличения количества больных ВИЧ-инфекцией женщин возникла серьезная проблема - увеличение числа детей, заразившихся от матери во время беременности, родов и грудного вскармливания. Вероятность такого заражения без вмешательств, в зависимости от разных условий, составляет от 18 до 50%. В настоящее время существуют методики (проведение химиопрофилактики антиретровирусными препаратами заражения ребенка, особенности ведения беременности, способы родоразрешения, отказ от его вскармливания материнским молоком), которые позволяют снизить вероятность заражения ребенка до менее 2 %.

Пути передачи ВИЧ-инфекции

Вероятность передачи ВИЧ-инфекции различными путями неодинакова, данные литературных источников о риске заражения ВИЧ при различных контактах приведены в таблице 1.

Установление причины и выявление условий возникновения

и распространения инфекционных заболеваний и массовых

неинфекционных заболеваний (отравлений)

77. Управления ФМБА России постоянно ведут учет инфекционной заболеваемости на обслуживаемой территории и в обслуживаемых организациях на основании экстренных извещений о выявлении инфекционного заболевания, поступающих из лечебно-профилактических учреждений. Экстренные извещения регистрируются в управлении ФМБА России специально уполномоченным должностным лицом в момент его получения, о чем немедленно докладывается руководителю управления ФМБА России или его заместителю, который определяет должностное лицо для проведения санитарно-эпидемиологической оценки очага инфекционного заболевания. Должностное лицо управления ФМБА России ежедневно проводит анализ инфекционной заболеваемости на обслуживаемой территории или в обслуживаемой организации. Результаты анализа в виде справки ежедневно передает руководителю или заместителю управления ФМБА России. По каждому случаю инфекционного заболевания в течение 2-х дней проводится санитарно-эпидемиологическая оценка (расследование, обследование) очага заболевания. С целью установления источника и путей передачи инфекции могут проводиться санитарно-эпидемиологические исследования. Санитарно-эпидемиологическая оценка очага инфекционного заболевания проводится должностным лицом управления ФМБА России, назначенным руководителем, с составлением акта. В акте содержатся информация о санитарно-эпидемиологической характеристике очага и предложения, направленные на профилактику инфекционного заболевания (локализацию и ликвидацию очага).

78. Информация об уровне инфекционной заболеваемости на обслуживаемой территории и в обслуживаемой организации ежемесячно направляется Управлениями ФМБА России в ФМБА России.

79. В случае появления массовых неинфекционных заболеваний на основании информации из лечебно-профилактического учреждения руководитель управления ФМБА России или его заместитель организует проведение санитарно-эпидемиологического расследования с целью установления причины и условий возникновения заболевания. При необходимости по предписанию главного государственного санитарного врача по обслуживаемой территории или обслуживаемому объекту проводятся соответствующие виды экспертизы. По результатам проведенного расследования разрабатывается комплекс санитарно-гигиенических, противоэпидемических и профилактических мероприятий.

80. При регистрации на отдельных территориях или объектах инфекционной заболеваемости выше уровня, установленного ФМБА России, ситуация рассматривается как чрезвычайная и территориальные органы направляют в ФМБА России внеочередное донесение по формам и в порядке, установленным ФМБА России.

81. Полнота и своевременность проведения комплекса лечебно-профилактических, диагностических и противоэпидемических мероприятий при чрезвычайной ситуации ежедневно оценивается, по данным ежедневных донесений управлений ФМБА России, оперативной группой ФМБА России, состав которой определяется ФМБА России.

При выявлении каких-либо недостатков в проводимых мероприятиях по локализации и ликвидации очага инфекционного заболевания оперативная группа разрабатывает соответствующие предложения, на основании которых должностное лицо ФМБА России в тот же день направляет руководителю управления ФМБА России соответствующее указание (факсом или по электронной почте).

82. Ход проведения управлением ФМБА России противоэпидемических, санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий контролируется отделом организации эпидемиологического надзора и биологической безопасности Управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФМБА России путем анализа ежедневно поступающей информации о развитии процесса с подготовкой соответствующей справки. В случае выявления нарушений (отклонений) в проведении запланированных мероприятий должностное лицо ФМБА России немедленно (по факсу или электронной почте) направляет соответствующее указание руководителю управления ФМБА России или его заместителю. Ответственным за подготовку документов является начальник отдела организации эпидемиологического надзора и биологической безопасности Управления Госсанэпиднадзора ФМБА России.

83. Подготовка предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по подготовке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2006 года N 886.

инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений)

2.1. Территориальное управление получает информацию о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления, а также организует, контролирует и принимает участие в проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Территориальное управление организует проведение мероприятий по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека:

- организует и проводит расследование заболеваний (отравлений);

- определяет перечень и объем необходимых для расследования мероприятий, выполняемых Центром гигиены и эпидемиологии, осуществляет контроль за их исполнением;

- принимает решения по результатам расследования;

- представляет внеочередные донесения в Роспотребнадзор и органы исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.

2.1.1. При возникновении инфекционных заболеваний Территориальное управление в ежедневном режиме получает информацию из центра гигиены и эпидемиологии:

- о каждом случае заболевания:

дифтерией и носительстве токсигенных коринобактерий;

гонореей у декретированных контингентов и детей;

сифилисом у декретированных контингентов и детей;

ВИЧ-инфекцией (заносы в ЛПУ);

внутрибольничные случаи парентеральных гепатитов;

ГЛПС, другими геморрагическими лихорадками;

холерой, носительство холерного вибриона;

геморрагическими вирусными контактными лихорадками (Лассо, Эбола, Марбурга и др.);

тяжелыми и летальными случаями ГСИ у новорожденных и родильниц;

тяжелыми и летальными случаями послеоперационных и постинъекционных инфекций;

тяжелыми и летальными случаями внутрибольничных инфекций;

гельминтозам у декретированных контингентов и в детских дошкольных учреждениях;

- о групповых (2-х и более случаях инфекционных и паразитарных заболеваний) в организациях и в быту.

По полученным данным принимает решение о проведении санитарно-эпидемиологического расследования, определяет объем предполагаемых лабораторных обследований, исследований и иных мероприятий и выдает распоряжение на его проведение с указанием специалистов, которые будут их проводить (по согласованию с главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии или филиала Центра гигиены и эпидемиологии).

Представляет донесения в установленном порядке.

В еженедельном режиме получает информацию из Центра гигиены и эпидемиологии о количестве заболевших по первоначальному диагнозу, уровнях заболеваемости и темпах прироста заболеваемости по всем нозологиям. По полученным данным осуществляет слежение за текущей заболеваемостью.

В ежемесячном режиме получает из Центра гигиены и эпидемиологии сведения об инфекционной и паразитарной заболеваемости по окончательным диагнозам.

Ежеквартально получает от Центра гигиены и эпидемиологии сведения о сделанных профилактических прививках, анализ выполнения плана профилактических прививок.

Ежегодно организует и готовит сведения о состоянии иммунизации детского и взрослого населения. Согласовывает планы профилактических прививок с лечебно-профилактическими учреждениями, управлениями здравоохранения субъектов Российской Федерации.

2.1.2. При возникновении профессиональных заболеваний Территориальное управление осуществляет следующие мероприятия:

2.1.2.1. прием, регистрацию и учет извещений об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания:

- поручает (при необходимости) Центру гигиены и эпидемиологии проведение обследований, лабораторных и инструментальных исследований и измерений для составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда;

- составляет и утверждает санитарно-гигиеническую характеристику условий труда по установленной форме;

- проводит учет санитарно-гигиенических характеристик условий труда;

- по результатам проведенного обследования, лабораторно-инструментальных исследований (при необходимости) принимает меры административного воздействия;

2.1.2.2. прием, регистрацию и учет извещений об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнения или отмены по установленной форме:

- участвует в комиссии по расследованию профессионального заболевания (далее - комиссия);

- поручает Центру гигиены и эпидемиологии (при необходимости) принять участие в работе комиссии;

- участвует в составе комиссии в написании акта о случае профессионального заболевания;

- утверждает акт о случае профессионального заболевания в установленном порядке;

- осуществляет контроль за выполнением предписаний главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации и его заместителей;

- осуществляет государственный учет профессиональных заболеваний;

- ведет журнал учета профессиональных заболеваний по установленной форме;

- ведет регистрацию и пополнение базы данных профессиональных заболеваний и карт учета профессиональных заболеваний (отравлений) по установленной форме;

- составляет статистическую форму государственной отчетности по профессиональным заболеваниям;

- организует и участвует в проведении анализа профессиональной заболеваемости на территории.

2.2. Центр гигиены и эпидемиологии принимает участие в выявлении и установлении причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека.

2.2.1. Для выполнения вышеуказанных функций при возникновении инфекционных заболеваний Центр гигиены и эпидемиологии:

- получает от лечебно-профилактических учреждений информацию о каждом случае инфекционного и паразитарного заболевания, из микробиологических лабораторий - о всех положительных результатах обследования на наличие возбудителей инфекционных заболеваний;

- по распоряжению (приказу) Территориального управления проводит или принимает участие в санитарно-эпидемиологическом расследовании в очагах инфекционных и паразитарных болезней, определяет причинно-следственные связи и заполняет карты эпидемиологического расследования по установленным формам с последующим представлением материалов в Территориальное управление для принятия решения;

- проводит наблюдение за очагом, готовит проект внеочередного и окончательного донесения об очаге;

- проводит факторный анализ заболеваемости и представляет его в Территориальное управление по запросу или с периодичностью, которую определяет Территориальное управление.

В ежедневном режиме Центр гигиены и эпидемиологии передает (с нарочным, по телефону, по факсу, электронной почте и т.д.) в территориальное управление информацию:

- о каждом случае заболеваний, перечисленных в п. 2.1.1 настоящего временного регламента;

- групповых (2-х и более случаев инфекционных и паразитарных заболеваний) в организациях и в быту;

- по прочим инфекционным и паразитарным заболеваниям, не перечисленным в п. 2.1.1 настоящего временного регламента, проводит работу по установлению причин (факторов) и условий возникновения заболеваемости в пределах своих полномочий.

В еженедельном режиме (по данным учета случаев инфекционных и паразитарных заболеваний) направляет информацию в Территориальное управление о количестве заболевших по первоначальному диагнозу, уровнях заболеваемости и темпах прироста инфекционной и паразитарной заболеваемости.

В ежемесячном режиме проводит сверку инфекционной и паразитарной заболеваемости с лечебно-профилактическими учреждениями, готовит государственную статистическую отчетность. Ведет реестры инфекционных и паразитарных болезней.

Ежеквартально осуществляет прием от лечебно-профилактических учреждений, филиалов Центра гигиены и эпидемиологии и обработку сведений о профилактических прививках. Проводит анализ выполнения плана профилактических прививок.

Ежегодно принимает участие в приеме и обработке сведений о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний по состоянию на 31 декабря, согласовании планов профилактических прививок с лечебно-профилактическими учреждениями, управлениями здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

2.2.1. Для выполнения вышеуказанных функций при возникновении профессиональных заболеваний Центр гигиены и эпидемиологии:

- на основании поручения Территориального управления участвует в проведении обследования, проводит лабораторные и инструментальные исследования и измерения, составляет проект санитарно-гигиенической характеристики условий труда, который представляет в Территориальное управление на бумажном и электронном носителе в течение 14 дней после завершения работы;

- проводит учет проведенных обследований, лабораторных и инструментальных исследований в установленном порядке;

- по поручению Территориального управления принимает участие в работе комиссии по расследованию профессионального заболевания (отравления), составляет проект акта о случае профессионального заболевания в пределах компетенции Роспотребнадзора, представляет его в Территориальное управление в течение трех дней после окончания расследования;

- по поручению Территориального управления участвует в проведении анализа профессиональной заболеваемости.

от 25 января 2005 года N 101

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Роспотребнадзора от 21 ноября 2005 года N 776
____________________________________________________________________

1. Утвердить Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение).

2. Управлению санитарного надзора разработать инструкцию по организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Н.В.Шестопалова.

в Министерстве юстиции

3 марта 2005 года,

регистрационный N 6381

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 25 января 2005 года N 101

ПОРЯДОК
проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз,
расследований, обследований, исследований, испытаний
и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

1. Настоящий Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - Порядок) определяет проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) и ее территориальными управлениями, федеральными государственными учреждениями здравоохранения, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - федеральные государственные учреждения здравоохранения), а также другими организациями, аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15-28, 40 и 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

Санитарно-эпидемиологическое расследование - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

Санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений, федеральных государственных учреждений здравоохранения, других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям санитарных правил производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения, других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также деятельность других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по установлению соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям санитарных правил;

Санитарно-эпидемиологическая оценка - деятельность Федеральной службы и ее территориальных управлений, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

Свидетельство о государственной регистрации - документ, удостоверяющий соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам продукции, веществ, препаратов (кроме лекарственных средств);

Акт расследования, обследования - документ, удостоверяющий факт проведенного расследования, обследования, содержащий порядок их проведения, а также описание объектов, явлений и иных имевших место объективных данных, выявленных в ходе расследования, обследования;

Протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты;

Аккредитованные организации - организации, прошедшие аккредитацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и получившие аттестат аккредитации.

3. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок (далее - экспертизы) проводятся в целях:

установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;

установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15-28, 40, 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - экспертизы) могут быть:

заявления, поданные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.

5. Предписания главных государственных санитарных врачей (их заместителей) о проведении экспертиз выдаются главными государственными санитарными врачами (их заместителями) федеральным государственным учреждениям здравоохранения, гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и являются обязательными для исполнения в установленные предписаниями сроки.

6. На безвозмездной и безвозвратной основе Федеральная служба и ее территориальные управления, а также центры гигиены и эпидемиологии, осуществляют проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включая проведение:

санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), за исключением случаев, когда лица, виновные в причинении вреда вследствие нарушения санитарного законодательства, были установлены, и они обязаны в соответствии с действующим законодательством возместить понесенные расходы Федеральной службе и ее территориальным управлениям, а также центрам гигиены и эпидемиологии;

санитарно-эпидемиологических обследований в объемах и в сроки, предусмотренные планами работы Федеральной службы и ее территориальных управлений.

7. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, гигиенические, токсикологические и иные виды оценок, производимые на основании заявления, поданного гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом исполнителю экспертизы, осуществляются по соглашению сторон.

8. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз Федеральная служба и ее территориальные управления, а также Федеральные государственные учреждения здравоохранения должны руководствоваться действующими техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, государственными стандартами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

9. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз представляются в виде акта расследования, обследования; протокола исследования или испытания, которые при необходимости дополняются отчетом о проведенной экспертизе, экспертным заключением.

Текст документа сверен по:

"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
N 11, 14.03.2005

от 12 мая 2009 года N 193

О ПОРЯДКЕ ВЫХОДА НА ОБЪЕКТЫ ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА, ИНФЕКЦИОННЫХ И МАССОВЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ИЛИ ОТРАВЛЕНИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Во исполнение требований п. 9 Плана мероприятий Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю по подготовке к реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:

1. Утвердить и применять с 01.05.2009 "Порядок выхода на объекты для расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве" (Приложение N 1).

2. Утвердить бланк "Распоряжения о проведении расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве" (Приложение N 2).

3. Начальнику отдела регистрации и лицензирования Хорошеву Е.А. и начальникам территориальных отделов завести в отделах "Журнал регистрации выдачи распоряжений о проведении расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, а также при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу" и осуществлять регистрацию распоряжений.

5. Начальники отделов и территориальных отделов (заместители начальников) несут персональную ответственность за соблюдение указанного порядка выхода на объект.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Колобкову Е.А.

ПОРЯДОК ВЫХОДА НА ОБЪЕКТЫ ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА, ИНФЕКЦИОННЫХ И МАССОВЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ИЛИ ОТРАВЛЕНИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, А ТАКЖЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ

1. При выходе на объект должностное лицо получает "Распоряжение о выходе на объект для расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, а также при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу".

2. При регистрации единичных случаев инфекционных и паразитарных заболеваний эпидемиологическое расследование проводится в соответствии с приказом Минздрава СССР от 13.12.1989 N 654 "О системе регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний" (в настоящее время Федеральной службой готовится новый приказ "О совершенствовании системы регистрации и учета инфекционных и паразитарных заболеваний"), а также в соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 29.12.2006 N 387 "О порядке взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае".

3. По окончании расследования составляется следующий документ:

А) При единичных случаях инфекционных заболеваний - оформляются карты эпидемиологического обследования очага (кишечная, капельная группы инфекций, паразитарные заболевания, очаги бешенства и т.д.).

Б) По групповой (вспышечной) заболеваемости необходимо оформлять справку по расследованию причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, в которой должны быть отражены следующие вопросы:

- даты заболевания, даты регистрации заболеваний;

- предварительный клинический диагноз, клиническая картина;

- степень тяжести заболевания, количество госпитализированных, даты госпитализации;

- количество случаев, разбивка по возрастам и социально-профессиональным группам;

- краткая характеристика населенного пункта (количество населения, количество эпидзначимых объектов, наличие медицинского учреждения, условия водоснабжения, обеспечения продуктами питания и т.д.) либо учреждения (количество человек, групп, классов, отделений, количество персонала, условия водоснабжения, в т.ч. питьевой режим, организация питания, медицинское обслуживание и др.);

- эпидемиологический анамнез (как организован питьевой режим, что употреблял заболевший в пищу, участие в организованных мероприятиях, возможная связь с источником инфекции и др.);

- дополнительные сведения о возможных факторах, повлиявших на возникновение заболеваний;

- примерный план мероприятий по локализации и ликвидации заболеваемости.

В) По профессиональным отравлениям оформляются:

- акт о случае профессионального заболевания (составляется в пяти экземплярах, в том числе для работника, работодателя, надзорного учреждения (Управление Роспотребнадзора), центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения), страховщика);

- санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания - в четырех экземплярах - для работника, работодателя, надзорного учреждения (Управление Роспотребнадзора), центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения).

Расследование причин возникновения острого отравления проводится в течение суток на основании полученного из учреждения здравоохранения экстренного извещения о профессиональном заболевании работника (в г. Барнауле извещения о случае острого отравления химической этиологии поступают из центра токсикологии 3-ей градской больницы).

В ходе расследования острого профессионального отравления оформляются (представляются) документы:

- приказ о создании комиссии;

- приказ о приеме на работу пострадавшего;

- его должностная инструкция;

- выписка из журналов регистрации и инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;

- сведения о проведенных медицинских осмотрах;

- протоколы объяснений работника (пострадавшего), лиц, работавших с ним (свидетелей), его непосредственного руководителя, выдавшего ему сменное задание и пр.; технологический регламент (технологическая инструкция, ТУ) выполняемых работ в конкретную смену, когда произошло острое профессиональное заболевание; результаты лабораторно-инструментальных исследований на рабочем месте, где произошло возможное острое профессиональное отравление;

- результаты судебно-химических исследований, выполненных токсикологической лабораторией КГУЗ "Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы"; копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;

- заключения эксперта ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" (при исследовании при отборе проб и образцов);

- медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения; копии ранее выданных по данному производству предписаний.

4. При выявлении нарушений законодательства вышеперечисленные документы по результатам расследования являются самостоятельным основанием для составления протоколов об административных правонарушениях в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте также: