Рассмотрите изображения животных дизентерийная амеба медведка геккон

Обновлено: 27.03.2024

3. Рассмотрите изображения животных: павлиний глаз, беззубка, лошадь. Подпишите их названия под изображениями. Под каждым

названием подпишите среду обитания взрослой формы
животного: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Павлиний
Беззубка Лошадь
глаз
Среда НаземноВодная Наземнообитания воздушная
воздушная
Название

Какими цифрами обозначены
группы организмов, к которым
относят изображенных животных?
Павлиний глаз 7
Беззубка
5
Лошадь
13
Кто из них относится к позвоночным?
Лошадь

5. Рассмотрите изображения животных: обыкновенная гадюка, медоносная пчела, медуза аурелия. Подпишите их названия под

изображениями. Под каждым названием подпишите среду
обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная,
водная, почвенная.
Название Обыкнов.
Медонос. Медуза
гадюка
пчела
аурелия
Среда Наземно- Наземно- Водная
обитания воздушная воздушная

Какими цифрами обозначены
группы организмов, к которым
относят изображенных животных?
Обыкн.гадюка 11
Медонос.пчела 7
Медуза
2
Кто из них относится к позвоночным? Обыкнов.гадюка

7. Рассмотрите изображения животных: виноградная улитка, домашняя индейка, медведка. Подпишите их названия под изображениями. Под

каждым названием подпишите среду
обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная,
водная, почвенная.
Название Виноградн. Домашн.
Медведка
улитка
индейка
Среда Наземно- Наземно- Почвенная
обитания воздушная воздушная

Какими цифрами обозначены
группы организмов, к которым
относят изображенных животных?
Виногр.улитка 5
Индейка
12
Медведка
7
Кто из них относится к позвоночным? Индейка

9. Рассмотрите изображения животных: амёба обыкновенная, летучая мышь, кальмар. Подпишите их названия под изображениями. Под

каждым названием подпишите среду
обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная,
водная, почвенная.
Название Амёба
Летучая Кальмар
обыкновен. мышь
Среда Водная
Наземно- Водная
обитания
воздушная

Какими цифрами обозначены
группы организмов, к которым
относят изображенных животных?
Амёба обыкн. 1
Летучая мышь 13
Кальмар
5
Кто из них относится к позвоночным? Летучая мышь

11. Рассмотрите изображения животных: кашалот, бычий цепень, инфузория-туфелька. Подпишите их названия под изображениями. Под

каждым названием подпишите среду
обитания взрослой формы животного: организменная, водная,
почвенная.
Название Кашалот
Среда Водная
обитания
Бычий
Инфузорияцепень туфелька
Организ- Водная
менная

Какими цифрами обозначены
группы организмов, к которым
относят изображенных животных?
Кашалот
13
Бычий цепень 3
Инфузория
1
Кто из них относится к позвоночным? Кашалот

13. Рассмотрите изображения животных: стрекоза, креветка, ящерица. Подпишите их названия под изображениями. Под каждым названием

подпишите среду обитания взрослой формы
животного: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Название Стрекоза
Креветка Ящерица
Среда Наземно- Водная
обитания воздушная
Наземновоздушная

Какими цифрами обозначены
группы организмов, к которым
относят изображенных животных?
Стрекоза
7
Креветка
6
Ящерица
11
Кто из них относится к позвоночным? Ящерица

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Питание растений

_______(А) обеспечивает поступление в организм растворов минеральных веществ. Благодаря _______(Б) растворы этих веществ поступают в побег. В клетках листа происходит фотосинтез, в результате которого образуется _______(В), которая поступает в ситовидные трубки и транспортируется во все органы растения.

1) корневое давление

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Пояснение . Корень (А — 3) обеспечивает поступление в организм растворов минеральных веществ. Благодаря корневому давлению (Б — 1) растворы этих веществ поступают в побег. В клетках листа происходит фотосинтез, в результате которого образуется глюкоза (В — 5), которая поступает в ситовидные трубки и транспортируется во все органы растения.

Что сделал растениевод с клубнем картофеля?

На представленных ниже рисунках изображён один из приёмов, который использовал растениевод при выращивании картофеля. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

Пояснение . Растениевод разделил клубень на отдельные части (фрагменты).

Ответ: разделил клубень на отдельные части.

Какое общее свойство организмов иллюстрируют представленные рисунки?

На представленных ниже рисунках изображён один из приёмов, который использовал растениевод при выращивании картофеля. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

Пояснение . На рисунке изображено, как их фрагментов картофеля появляются новые растения. Этот рисунок иллюстрирует такое свойство организмов как размножение.

Ответ: размножение ИЛИ бесполое размножение ИЛИ вегетативное размножение.

С какой целью в растениеводстве применяется изображённый на рисунках приём?

На представленных ниже рисунках изображён один из приёмов, который использовал растениевод при выращивании картофеля. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

Пояснение . Использование фрагментов растения используется в растениеводстве для увеличение количества посадочного материала, и как следствие получение большего урожая.

Ответ: увеличение количества посадочного материала ИЛИ получение большего урожая.

Покажите стрелками и подпишите на рисунке тычиночную нить, цветковую чешую, пыльник.

Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Верно подписана только одна часть цветка / один элемент. ИЛИ Ответ неправильный0
Верно подписаны только две части цветка / элемента1
Верно подписаны три части цветка / элемента2
Максимальный балл2

Какие функции в цветке выполняет завязь? Укажите одну из них.

Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.

Пояснение . Является местом образования семязачатков с яйцеклетками.

В завязи формируется плод.

В завязи происходит оплодотворение.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ неправильный0
Правильно указана функция1
Максимальный балл1

Как называют процесс, при котором на рыльце пестика попадает пыльца этого цветка?

Пояснение . Процесс, при котором на рыльце пестика попадает пыльца этого же цветка называется самоопылением. В отличие от перекрёстного опыления, когда пыльца одного растения попадает на цветок другого.

2) Красный коралл

В ответ впишите только цифры.

Пояснение . На рисунке изображен коралл. Он относится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, роду Коралл, виду Красный коралл.

На рисунке изображён график зависимости количества пигментов от глубины. На какой глубине организмы содержат максимальное количество пигментов?

Ответ запишите числом.

Пояснение . На работе можно пользоваться линейкой. Проводим вправо линию от точки 5 по оси Y до пересечения с графиком, затем под прямым углом проводим линию вниз и находим на пересечении с осью высоту 10 м.

Сколько пигментов содержит организмы на глубине 2 метра?

На рисунке изображён график зависимости количества пигментов от глубины.

Пояснение . На работе можно пользоваться линейкой. Проводим вверх линию от точки 2 по оси Х до пересечения с графиком, затем под прямым углом проводим линию влево и находим на пересечении с осью Y высоту 4 м.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ неправильный0
Дан правильный ответ на вопрос1
Максимальный балл1

Что доказывает результат опыта?

Известно, что все организмы дышат. Артур решил проверить, при каких условиях происходит этот процесс, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых сосуда, в которые налил воду, содержавшую немного растворённых минеральных веществ. В каждый сосуд он поместил проростки фасоли и плотно закрыл крышками, чтобы в них не проникал воздух. Раствор в первом сосуде Артур ежедневно насыщал воздухом с помощью пульверизатора. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло.

Пояснение . Результат опыта доказывает, что корни растения фасоли нуждаются в воздухе для дыхания.

Ответ: корни растения фасоли нуждаются в воздухе ИЛИ корни дышат.

С какой целью Артур использовал в своём опыте крышку?

Известно, что все организмы дышат. Артур решил проверить, при каких условиях происходит этот процесс, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых сосуда, в которые налил воду, содержавшую немного растворённых минеральных веществ. В каждый сосуд он поместил проростки фасоли и плотно закрыл крышками, чтобы в них не проникал воздух. Раствор в первом сосуде Артур ежедневно насыщал воздухом с помощью пульверизатора. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло.

Пояснение . Артур использовал в опыте крышку с целью предотвратить проникновение в сосуд воздуха.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ неправильный0
Сделан правильный вывод1
Максимальный балл1

Какой газ обеспечил жизнедеятельность одного из проростков фасоли? Обоснуйте свой ответ.

Известно, что все организмы дышат. Артур решил проверить, при каких условиях происходит этот процесс, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых сосуда, в которые налил воду, содержавшую немного растворённых минеральных веществ. В каждый сосуд он поместил проростки фасоли и плотно закрыл крышками, чтобы в них не проникал воздух. Раствор в первом сосуде Артур ежедневно насыщал воздухом с помощью пульверизатора. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло.

Пояснение . Кислород.

Кислород обеспечивает дыхание, в результате выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности растения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Рассмотрите иллюстрации. Какие свойства живых организмов на них отображены?





2. Рассмотрите фотографию с изображением гербарного листа и выполните задания.

2.1. В какой из биологических наук используется гербарий?

1) название растения

2) возраст растения

3) место сбора растения

4) точное время сбора растения

5) фамилия человека, определившего название растения

6) фамилия человека, собравшего растение

3.Рассмотрите рисунки №1 и №2.


3.1.Какие клетки изображены на рисунке?

3.2.Сравните изображения. Укажите не менее трех отличий.


3 .3.Закончите предложение. Клетка обладает всеми признаками живого, так как она…

4.Изучите диаграмму, отображающую содержание различных химических элементов в клетке, и выполните задания.

4.1. Запишите названия четырех химических элементов, содержащихся в клетке в наибольшем количестве

4.2. Сколько процентов они составляют от массы всех химических элементов, содержащихся в клетке?

4.3. Рассчитайте, сколько химического элемента кислорода содержится в яблоке весом 200 г.

5. Установите соответствие между функциями и частями клетки, которые их выполняют.

ФУНКЦИИ ЧАСТИ КЛЕТКИ

А) перенос полезных веществ 1) клеточная мембрана

из окружающей среды в клетку 2) цитоплазма

Б) обеспечение процессов жизнедеятельности

В) перемещение питательных веществ внутри клетки

Г) защита о проникновения вредных веществ внутрь клетки

6. Верными являются следующие утверждения:

1) основная структурная единица организма – клетка

2) основная структурная единица организма – ядро

3) микроскоп может давать увеличение в тысячи раз

4) лупа может давать увеличение в тысячи раз

5) питание растения- процесс создания клетками органических веществ

6) питание растения- процесс получения клетками энергии

7. Определите тип клетки, из которой образуются тела организмов из приведенного ниже списка.

Сыроежка, василек, тушканчик, мухомор, окунь, перепел, сморчок, краб, шиповник, пеницилл, папоротник, кипарис.

Названия организмов


Список слов (словосочетание): 1)Покрытосеменные (цветковые) 2) Одуванчик обыкновенный 3) Одуванчик 4) Растения

10. Рассмотрите изображения животных: дизентерийная амёба, медведка, геккон. Подпишите их названия под изображениями. Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная, организменная, почвенная.




Контрольная работа по биологии 6 класс

1. Рассмотрите иллюстрации. Какие свойства живых организмов на них отображены?



2. Заполните схему. Приведите не менее трех примеров каждой жизненной формы цветковых растений.


3.Рассмотрите рисунки №1 и №2.


3.1.Какие клетки изображены на рисунке?

3.2.Сравните изображения. Укажите не менее трех отличий.

Обмен веществ – главное проявление…

Содержание жиров, % без учета воды

4.1. Каково наименьшее и наибольшее содержание жиров в клетках растений, представленных в таблице?

4.2. Клетки семян какого растения содержат больше всего жира?

4.3. Рассчитайте среднее количество жира в клетках плодов какао.

5.Установите соответствие между функциями и частями клетки, которые их выполняют.

ФУНКЦИИ ЧАСТИ КЛЕТКИ

А) накопление полезных веществ 1) ядро

Б) управление процессами жизнедеятельности клетки 2) вакуоль

В) синтез органических веществ 3) хлоропласт

Г) хранение и передача наследственной информации

6. Верными являются следующие утверждения:

1) растения создают органические вещества из углекислого газа и воды

2) растения получают органические вещества из почвы

3) в ходе дыхания поглощается углекислый газ

4) в ходе питания в клетку поступает углекислый газ

5) ходе деления клетки получают одинаковый набор хромосом

6) ходе деления клетки получают различные наборы хромосом

7. Определите тип клетки, из которой образуются тела организмов из приведенного ниже списка.

Жасмин, кедр, дрожжи, малина, каракурт, подберезовик, филин, щука, трутовик, бобр, колокольчик, мукор.

Названия организмов


8.1. Укажите три главных отличия строения растительной клетки от строении животной клетки.

8.2. Из чего состоит клеточная стенка растительной клетки?

8.3. Какую роль играют пластиды в клетке?


8 .4. Какое значение имеет фотосинтез в жизни растений?

Список слов (словосочетание): 1) Покрытосеменные (Цветковые) 2) Лотос орехоносный 3) Лотос 4) Растения

10.Рассмотрите изображения животных: печёночный сосальщик, окунь, уж. Подпишите их названия под соответствующими изображениями. Под каждым названием животного подпишите название среды обитания взрослой формы организма: наземно-воздушная, организменная среда, водная.





-75%

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

основная профессиональная образовательная программа

среднего профессионального образования

по ППССЗ базовой подготовки

Квалификация: Медицинский лабораторный техник

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года и 10 мес.

на базе среднего общего образования

Кичигина А.С., преподаватель

на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин

Председатель ________ Э.Р. Ганичева

Написано в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Учебное пособие содержит основную и краткую информацию о представителях класса Саркодовые, имеющих медицинское значение.

Пособие включает в себя общую характеристику класса, данные по систематике, географическому распространению, эпидемиологии, морфологии, локализации паразитов – представителей класса саркодовые в организме человека. Описаны жизненные циклы, методы лабораторной диагностики и профилактики вызываемых ими болезней.

Вниманию обучающихся представлены фотографии, микрофотографии, схемы и таблицы, дополняющие теоретический материал по каждому виду паразита, что способствует лучшему усвоению и закреплению материала занятий, и приобретению практических навыков и умений.

В конце теоретического материала предложены вопросы для закрепления пройденного материала.

Цель: изучить морфологию и жизненные циклы представителей класса Саркодовые, вызывающих заболевания человека, с целью лабораторной диагностики возбудителей в биологических материалах пациентов.

В ходе изучения данного пособия обучающиеся должны овладеть

- различать на препаратах патогенных представителей класса Саркодовые.

- классификацию паразитов человека;

- географическое распространение паразитарных болезней человека;

- основные морфологические характеристики патогенных представителей класса Саркодовые, их циклы развития;

- наиболее значимые заболевания, вызываемые саркодовыми;

- основные принципы диагностики;

- основные принципы профилактики болезней человека.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные (Protozoa)

Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora).

Класс Саркодовые (Sarcodina).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

Представители этого класса — самые примитивные из простейших, что проявляется прежде всего в слабой степени дифференциации органелл. Цитоплазма ограничена только наружной мембраной, форма тела непостоянная. Органеллами движения и захвата пищи служат ложноножки (псевдоподии). Специальное ротовое отверстие отсутствует. Поступление пищи и выделение непереваренных остатков может происходить в любом участке тела. Сократительная вакуоль одна. Выделение продуктов диссимиляции и излишков воды также может происходить в любом месте. Обычно имеется только одно ядро, хотя встречаются и многоядерные формы.

Размножение в основном бесполым путем – делением на две части. Образуют цисты.

hello_html_m7e95423e.jpg

Таблица 1. Классификация саркодовых, обитающих в организме человека и имеющих медицинское значение.

ДИЗЕНТЕРИЙНАЯ АМЕБА (ENTAMOEBA HISTOLYTICA).

Entamoeba histolytica (дизентерийная амеба) - возбудитель кишечного и внекишечного амебиазов человека.

Географическое распространение: E. histolytica распространена по всему земному шару, но особенно часто ее встречают в странах с тропическим и субтропическим климатом. В зоне умеренного климата амебиаз, как правило, представлен в виде бессимптомного носительства. Амебиаз в России - это преимущественно завозная инфекция. По данным ВОЗ, 500 млн человек в мире инфицированы E. histolytica. Примерно у 10% зараженных лиц ежегодно возникает клиническое проявление амебиаза, причем кишечный встречают в 5-50 раз чаще, чем внекишечный.

Эпидемиология: антропонозное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя. Характеризуется язвенным поражением толстой кишки, а также развитием абсцессов в печени и других органах. Источником заражения служат больные люди и носители паразита.

Локализация: верхние отделы толстого кишечника (слепая, восходящая и поперечно-ободочная отделы кишечника), при осложнении - печень, легкие и другие внутренние органы (внекишечный амебиаз).

Морфологическая характеристика.

Существует в виде четырехъядерных цист и одноядерных вегетативных форм (трофозоитов).

Трофозоит в организме человека может существовать в разных формах:

- Тканевая форма – патогенная форма амебы размером 20-25 мкм. Паразитирует в слизистой оболочке толстого кишечника. Паразит прозрачен, не имеет окраски. У живой амебы ядро не видно, а у погибшей определяется в виде кольцевидного скопления блестящих зерен. Обнаруживается на гистологических срезах пораженных участков стенки кишечника. При распаде язв кишечника может встречаться в жидких фекалиях.

- Большая вегетативная форма (forma magna) (гематофаг или эритрофаг) – патогенная форма амебы размером 20-60 мкм. Амеба прозрачная, бесцветная, ядро у живой амебы не заметно. Цитоплазма разделена на два слоя: наружный (эктоплазма) и внутренний (эндоплазма). В эндоплазме можно видеть эритроциты, которыми эта форма питается. Обнаруживается в свежевыделенных жидких фекалиях больных острым амебиазом.

hello_html_750d61e5.jpg

Рис. 1. Большая вегетативная форма дизентерийной амебы (эритрофаг): 1 - поглощенные эритроциты, 2 - эритроцит, 3 - ядро.

- Малая вегетативная (forma minuta): Непатогенна, питается бактериями, остатками непереваренной пищи.

-просветная – обитает в просветах толстой кишки, размер 15-20 мкм. В свежем препарате ядро амебы не заметно, в цитоплазме содержатся бактерии.

- предцистная – напоминает просветную форму, ее размер 12-20 мкм, малоподвижна. Имеет гомогенную цитоплазму, в которой может быть небольшое количество бактерий. Микроскопически дифференцировать эту форму трудно.

hello_html_750d61e5.jpg

Рис. 2. Малая вегетативная форма дизентерийной амебы: 1 - просветная форма, 2 - предцистная форма.

hello_html_m1377878d.jpg

Рис. 3. Циста дизентерийной амебы.

Вегетативные формы, выделяясь с испражнениями во внешнюю среду, быстро погибают. Цисты достаточно устойчивы: сохраняются в испражнениях до 4 нед, в воде - до 8 мес, но быстро погибают при высушивании.

Жизненный цикл Entamoeba histolytica.

Жизненный цикл паразита сложен. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с пищевыми продуктами, загрязненными землей, с водой. В ЖКТ под действием ферментов оболочка цисты растворяется, и амеба делится на четыре мелкие клетки, превращающиеся в мелкие вегетативные формы (метацистное развитие). Они могут вновь инцистироваться и выходить наружу.

При нарушении защитных свойств кишечной стенки, снижении сопротивляемости организма хозяина мелкие вегетативные формы превращаются в большие, которые способны внедряться в слизистую кишечной стенки и вызывают образование язв. Погружаясь глубже, они превращаются в тканевые формы, которые могут попадать в кровь и разноситься по всему организму, вызывая образование абсцессов в печени, легких и других органах.

hello_html_65370d29.jpg

Рис. 4. Жизненный цикл амебы дизентерийной. Схема.

А – здоровый носитель: 1-метацистное развитие, 2-просветная форма, 3-предцистная форма, 4-цисты.

Б – больной амебной дизентерией: 1- метацистное развитие, 2-просветная форма, 3-предцистная форма, 4-цисты, 5-тканевая форма, 6-большая вегетативная форма (эритрофаг).

hello_html_me7a729c.jpg

Рис. 5. Многочисленные трофозоиты Entamoeba histolytica в слизистой оболочке кишечника

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА АМЕБИАЗА

Основной метод диагностики кишечного амебиаза - микроскопический , связанный с обнаружением в свежевыделенных фекалиях больного больших вегетативных форм паразита с фагоцитированными эритроцитами. При обнаружении просветных форм и цист ставить диагноз амебиаза нельзя, так как они могут быть признаком только носительства.

К основным методам исследования кала на наличие дизентерийной амебы относятся методы формалин-эфирной или уксусной седиментации и их модификации: методы с применением одноразовых концентраторов и с применением мини-системы. Применение методов седиментации в различных модификациях без дополнительной окраски позволяет обнаружить цисты и трофозоиты. Двух-, трехкратное исследование кала или сбор в консервант трех порций кала повышают эффективность метода седиментации и делают его наиболее информативным из всех существующих методов для микроскопической диагностики амебиаза.

К специальным методам исследования относятся методы влажного мазка с физиологическим раствором, раствором Люголя или метиленовым синим и метод приготовления постоянно окрашенных препаратов (трихромовый метод). Метод приготовления влажного мазка нативного (свежего) кала с физиологическим раствором, растворами Люголя и метиленового синего применяется для дифференциальной диагностики четырехъядерных цист и трофозоитов амеб.

hello_html_m1e266368.jpg

Рис. 6. Микроскопическая картина стула при амебиазе. Видны большие вегетативные формы дизентерийной амебы (эритрофаги) с заглоченными эритроцитами и свободно лежащие эритроциты в массе кала.

Для диагностики внекишечных, а также кишечных форм амебиаза используют иммунологические методы , связанные с обнаружением в крови специфических противоамебных антител: реакция иммунофлюоресценции (РИФ), иммуноферментный анализ (ИФА) и др. Для выявления амебных антигенов в фекалиях и других пробах используют моноклональные антитела.

Молекулярно-биологический метод - полимеразная цепная реакция (ПЦР) - позволяет определить в фекалиях нуклеотидные последовательности ДНК E. histolytica.

В сложных случаях при отсутствии микроскопического подтверждения диагноза целесообразно использование культурального метода путем посева фекалий больного на специальные питательные среды.

hello_html_m6655d2f7.jpg

Рис. 7. Дизентерийная амеба в культуре

hello_html_m17599316.jpg

Рис. 8. Entamoeba histolytica в мазке фекалий, окрашенных раствором Люголя: 1 - просветная форма; 2-4 - одноядерные цисты; 5 - двухядерные цисты; 6-7 - четырехядерные цисты.

- выявление носителей и больных амебиазом, их лечение;

- охрану пищевых продуктов и воды от загрязнения фекалиями;

- соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды);

- борьбу с механическими переносчиками цист амеб - мухами.

НЕПАТОГЕННЫЕ АМЕБЫ КИШЕЧНИКА.

В толстом кишечнике человека обитает несколько видов амеб, которые считают условно-патогенными или патогенность которых не доказана:

- Entamoeba coli (кишечная амеба);

- Entamoeba hartmanni (амеба Гартмана);

- Jodamoeba buetschlii (амеба Бючли);

- Endolimax nana (карликовая амеба);

- Dientamoeba fragilis (диэнтамеба).

Знание морфологии этих непатогенных амеб необходимо для проведения дифференциальной диагностики с патогенной E. h istolytica.

hello_html_m6e077d62.jpg

Рис. 9. Трофозоит Entamoeba coli.

Таблица 2. Дифференциальные признаки амеб, обитающих в кишечнике человека (в нативном свежем препарате).

Entamoeba histolytica (дизентерийная амеба)

Entamoeba hartmanni (амеба Гартмана)

Entamoeba coli (кишечная амеба)

Endolimax nana (карликовая амеба)

Jodamoeba buetschlii (амеба Бючли)

Dientamoeba fragilis (диэнтамеба)

Большая вегетативная форма

Разделена на экто- и эндоплазму. Наружный слой гомогенный, внутренний - мелкозернистый

Разделение на два слоя видно только при образовании ложноножек.

Мелковакуолизи-рована, в состоянии покоя деление на два слоя отсутствует.

Вакуоли разного размера.

Вакуолизирована, разделение на два слоя отсутствует

Вакуолизирована, разделение на два слоя не видно.

Включения в цитоплазме

Напоминает движение дизентерийной амебы

Медленнее, чем у дизент.амебы, но быстрее, чем у кишечной

В свежевыделен-ных фекалиях подвижная

Быстрое выбрасывание одной или нескольких удлиненных ложноножек

Более широкие, образуются медленно

Образуются удлиненные ложноножки

Вялое образование широких, часто нескольких сразу, в виде наплывов с какой-нибудь стороны

Иногда длинные пальцевидные

hello_html_m7578f178.jpg

Рис. 10. Амебы кишечника в мазке фекалий, окрашенных раствором Люголя:

1 - вегетативная форма Entamoeba coli; 2-4 - цисты Entamoeba hartmanni;

5-6 - цисты Endolimax nana; 7 - вегетативная форма Endolimax nana;

hello_html_21770738.jpg

Рис. 11. Цисты Entamoeba coli на разных этапах созревания.

hello_html_m7fc5b92b.jpg

Рис. 12. Морфология основных видов амеб кишечника человека.

hello_html_m61de126e.jpg

Рис. 13. Цисты Jodamoeba buetschlii. Видны крупная кариосома в ядре и отсутствие хроматина по периферии ядра. Крупные вакуоли остаются неокрашенными.

РОТОВАЯ АМЕБА (ENTAMOEBA GINGIVALIS)

Entamoeba gingivalis (ротовая амеба) паразитирует в полости рта человека, обнаруживается у многих людей, особенно страдающих заболеваниями зубов, полости рта и органов дыхания.

Географическое распространение: повсеместно.

Эпидемиология: антропонозное заболевание с контактным механизмом передачи возбудителя (через поцелуи, совместное пользование посудой и зубными щетками). Встречается воздушно-капельный путь передачи (с капельками слюны, мокроты при чихании или кашле).

Локализация: Паразит локализуется в ротовой полости между зубами, в десневых карманах и кариозных полостях зубов, при хронических тонзиллитах - в лакунах нёбных миндалин.

Медицинское значение: условно-патогенный (факультативный паразит). При снижении местного иммунитета может провоцировать гингивит, стоматит.

Морфологическая характеристика.

Размер трофозоитов варьируют от 5 до 35 мкм в диаметре (в среднем 10-12 мкм). Цитоплазма разделена на 2 слоя, содержит фагоцитированные бактерии, лейкоциты зеленоватого цвета и эритроциты при кровоточивости ротовой полости на разных стадиях переваривания. Ядро в живой амебе не видно. Движение медленное, псевдоподии широкие.

Жизненный цикл:

Единственная форма существования – вегетативная форма. Цист не образует.

Для лабораторного исследования готовят нативные мазки с изотоническим раствором NaCl (0,9%) из соскобов зубного налета в области шеек зубов, десневых карманов зубов, из гноя верхнечелюстных пазух, небных миндалин, гнойной мокроты. Ротовые амебы обнаруживаются благодаря большой светопреломляемости, крупным размерам, активной подвижности.

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


Кишечная амёба – неболезнетворный микроорганизм, который обитает в просвете нижнего отдела тонкого и верхнем толстого кишечника. Она является постоянным паразитирующем организмом, но может существовать и вне его.

Во внешней среде кишечная амёба хорошо сохраняется, в отдельных случаях может размножаться, но всё же благоприятным местом для неё является кишечник человека или другого живого организма. В качестве питания используются неживые органические субстраты (бактерии, остатки различной пищи), при этом амёба не выделяет фермент, расщепляющий белки на аминокислоты. Благодаря этому в большинстве случаев не происходит проникновения в стенку кишечника, а значит не наносится вред хозяину. Такое явление называется носительством. При ослаблении иммунитета и стечении других обстоятельств амёба проникает под слизистую кишечника и усиленно начинает размножаться.

trusted-source

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Структура кишечной амёбы

Кишечная амёба относится к типу простейших. Структура кишечной амёбы состоит из тела и ядра. В теле находится протоплазма (жидкая субстанция со специализированными живыми структурами) и одним, двумя, редко несколькими ядрами. Протоплазма имеет два слоя: внутренний (эндоплазма) и наружный (эктоплазма). Ядро напоминает пузырёк.

Есть две фазы существования кишечной амёбы: вегетативной особи (трофозоитов) и цисты. У трофозоитов есть хорошо различимое ядро диаметром 20-40мкм. Амёба постоянно меняет свою форму из-за появления ложноножек, с помощью которых происходит передвижение и захват пищи. Благодаря форме псевдоподий, ядер, их количеству, идентифицируется тот или другой вид амёб. Движения её медленные, напоминают топтание на месте. Размножение происходит путём деления вначале ядер, потом протоплазмы.

trusted-source

[11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Жизненный цикл кишечной амёбы

Жизненный цикл кишечная амёба проходит, начиная с заражения организма-хозяина фекально-оральным путём. С немытыми руками, овощами, фруктами, благодаря различным переносчикам (мухам, тараканам) цисты амёбы попадают во внутрь человека. Благодаря своей оболочке, они неповреждёнными проходят агрессивную для них среду желудка, двенадцатиперстной кишки, попадая в кишечник. Его ферменты растворяют оболочку, давая выход кишечной амёбе.

Вегетативная стадия развития имеет следующие формы: тканевую, просветную и предцистную. Из них тканевая фаза самая подвижная, именно в это время амёба наиболее инвазивна. Две другие – малоподвижны. Из просветной формы часть амёб переходит в предцистную, другая внедряется под слизистую кишки, образуя патогенную тканевую форму. В результате своей жизнедеятельности последняя выделяет цитолизины, расплавляющие ткани и создающие условия для размножения. Циста же неподвижна, во время дефекации она покидает кишечник. При сильном заражении до 300млн особей в день покидает организм.

trusted-source

[19], [20], [21]

Цисты кишечной амёбы

После нескольких циклов размножений, при наступлении неблагоприятных условий для вегетативной особи она покрывается оболочкой, образуя цисту. Цисты кишечной амёбы имеют круглую или овальную форму, размером 10-30мкм. Иногда в них содержится запас питательных веществ. На разной стадии развития цисты имеют разное количество ядер: от двух до восьми. Выходят наружу с калом, при сильном заражении в больших количествах и имеют способность долго сохраняться. Попадая опять внутрь живого организма они лопаются, превращаясь в амёбу.

trusted-source

[22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29]

Симптомы

Большое скопление кишечной амёбы, что бывает в случае снижения иммунитета человека после перенесенных стрессов, вирусных инфекций, респираторных заболеваний, вызывает болезнь, которая носит название амебиаз. Чаще она бывает кишечной и внекишечной. Кишечная приводит к язвенным поражениям толстого кишечника и, как следствие, затяжному протеканию. В этом случае амёба вместе с кровью проникает в другие внутренние органы, чаще в печень, и повреждает их, вызывая внекишечные абсцессы.

Симптомами амёбиаза, в первую очередь, является жидкий стул, который может быть малинового цвета. Болевые ощущения возникают в правой верхней части живота, т.к. локализация этих организмов происходит в верхнем отделе толстого кишечника. Может подняться температура, бить озноб, появиться желтуха.

Кишечная амёба у детей

Механизм заражения кишечной амёбы у детей такой же, как и у взрослых, а источник - немытые руки, мухи, грязные игрушки и бытовые предметы. Амебиаз может протекать бессимптомно, манифестно, в острой или хронической форме. Бессимптомная незаметна для ребёнка. О манифестной форме свидетельствует ухудшение самочувствия, слабость, снижение аппетита. Температура может быть нормальной или немного повышаться. Появляется понос, дефекация происходит несколько раз в день, учащаясь до 10-20 раз. В зловонном жидком кале появляется слизь с кровью. Малиновым цвет кала бывает не всегда. Отмечаются приступообразные боли в правой стороне живота, усиливающиеся перед опорожнением. Без лечения острая стадия длится месяц-полтора, постепенно затихая. После стадии ремиссии вспыхивает с новой силой.

trusted-source

[30], [31], [32], [33], [34], [35], [36], [37]

Диагностика

Диагностика кишечной амёбы происходит, начиная с выяснения анамнеза заболевшего: какие симптомы, как давно появились, пребывал ли пациент в странах с жарким влажным климатом и низкой санитарной культурой. Именно там амёба широко распространёна и именно оттуда может быть завезена.

Проводится анализ крови, кала и мочи. Возбудители обнаруживаются в кале, при этом важно выявить вегетативную форму амёбы. Анализ необходимо сделать не позже 15 минут после испражнения. Также амёбы могут выявляться в тканях при ректороманоскопии – визуальном осмотре слизистой прямой кишки с помощью специального прибора. Ректороманоскоп даёт возможность увидеть язвы или свежие рубцы на её внутренней поверхности. Не выявление следов поражений слизистой ещё не говорит об отсутствии амебиаза, т.к. они могут находиться в более высоких отделах кишечника. Существует анализ крови на выявление антител к амёбам, он подтвердит или опровергнет диагноз.

С помощью УЗИ, рентгеноскопии, томографии определяют локализацию абсцессов при внекишечном амебиазе. Кишечный амебиаз дифференцируют с язвенным колитом, а амёбные абсцессы - с абсцессами другой природы.

Отличие кишечной амёбы от дизентерийной

Отличие кишечной амёбы от дизентерийной в её структуре: оболочка дизентерийной двуконтурная, преломляющая свет, у неё 4 ядра (у кишечной – 8), расположенные эксцентрично, в неё включены кровяные тельца, чего нет в кишечной. Дизентерийная амёба более энергична в передвижениях.

trusted-source

[38], [39], [40], [41], [42], [43], [44], [45], [46], [47]

Лечение

Лечение кишечной амёбы проводится в зависимости от тяжести и формы болезни. Применяемые препараты для устранения недуга делятся на амебоциды универсального действия (метронидазол, тинидазол) и прямого, направленного на конкретную локализацию возбудителя: в просвете кишечника (хиниофон (ятрен), мексаформ и др.); в стенке кишечника, печени и других органах (эметина гидрохлорид, дегидроэметин и др.). Антибиотики тетрациклинового ряда – это косвенные амебоциды, поражающие амёб в просвете кишечника и в его стенках.

Бессимптомный кишечный амебиаз лечат ятреном. Во время острой вспышки назначается метронидазол или тинидазол. При тяжёлой форме совмещают метронидазол с ятреном или антибиотиками тетрациклинового ряда, возможно добавление дегидроэметина. В случае внекишечных абсцессов лечат метронидазолом с ятреном или хингамином с дегидроэметина. Диспансерное наблюдение проводится в течение года.

Профилактика кишечной амёбы

Лучшей профилактикой кишечной амёбы является соблюдение личной гигиены – частое мытьё рук, сырых овощей и фруктов под проточной водой, не употребление воды из-под крана или открытых источников. Особенно строго этих правил следует придерживаться во время поездок в страны с жарким и влажным климатом.

Изоляция заболевших до полного выздоровления – ещё одна необходимая мера профилактики. Если возбудитель выявлен у работника общепита, дезинфицируется всё помещение.

trusted-source

[48], [49], [50]

Прогноз

Своевременное выявление кишечной амёбы даёт благоприятный прогноз лечения. Длительное заражение без применения лечения осложняется образованием спаек в кишечнике, прободением амёбных язв, перитонитом, что очень опасно.

После излечения недуга повторного заражения может не быть или болезнь проходит легко, т.к. вырабатывается иммунитет. В случае возникновения внекишечных абсцессов и поздней их диагностики возможен летальный исход.

trusted-source

[51], [52], [53], [54], [55], [56], [57], [58]

Читайте также: