Разобщение детей при инфекционных заболеваниях

Обновлено: 19.04.2024

В структуре заболеваемости детей инфекционные болезни занимают первое место. Только на грипп и другие острые респираторные заболевания (ОРВИ) у детей ежегодно приходится до 70% регистрируемых инфекций.

В организованных детских коллективах имеются особые условия, способствующие распространению инфекций, передающихся воздушно-капельным и контактно-бытовым путем. Это, в первую очередь, значительная концентрация восприимчивых к инфекциям лиц на относительно небольших площадях помещений

Школьники - самая активная и, вместе с тем, очень восприимчивая к инфекциям категория детского населения. От заболевшего ребенка инфекции быстро распространяют среди членов семей, друзей по школе и по месту жительства.

В начале нового учебного года напоминаем родителям основные профилактические правила:

  • Правила личной гигиены. Формируя у ребенка привычку соблюдать элементарные гигиенические правила, вы сможете защитить его от многих инфекционных заболеваний. Важно постоянно напоминать о необходимости мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.

Гигиена рук - важная, эффективная, не требующая особых временных затрат и усилий профилактическая мера. Возьмите за правило ежедневно проверять наличие в школьном портфеле влажных гигиенических салфеток. Приобретите в аптечном или торговом учреждении для рук ребенка флакон с дезинфицирующим гелем (раствором). Он не займет много места в портфеле, а ребенок сможет самостоятельно обработать руки, тем самым удаляя с них различные микробы.

Необходимо помнить, что вредные микроорганизмы живут не только на перилах, общественном транспорте, туалете. По результатам исследований опасность представляют такие обыденные, часто используемые предметы, как мобильный телефон, клавиатура и компьютерная мышка. Без регулярной чистки и дезинфекции, на их поверхности может скапливаться значительное количество потенциально опасных болезнетворных бактерий. Поэтому обязательно раз в месяц протирайте клавиатуру и мышь, раз в год убирайте грязь, скопившуюся под клавишами, обрабатывайте мобильный телефон с помощью дезинфицирующих салфеток. И опять же, почаще мойте руки с мылом

  • Правильное питание. Следите за питанием ребенка. Пирожные, конфеты можно заменить полезными сухофруктами. Из меню необходимо убрать чипсы, газированные напитки, соусы, полуфабрикаты, фаст-фуд, предпочитая блюда из отварных или запеченных продуктов. В ежедневном рационе ребенка должны присутствовать соки, сезонные овощи и фрукты. Обратите внимание на продукты, содержащие витамины А,Е, РР, F и С (тыква, красный перец, помидоры, морковь, шиповник, лимон, клюква) и кальций (творог, сыр, молоко). Много полезных микроэлементов содержится в орехах, и бобовых. Не забывайте о кисломолочных продуктах и растительных пробиотиках (лук, чеснок).
  • Режим дня. Четкий распорядок дня формирует правильные привычки и облегчает учебный процесс. Ребенок должен засыпать не позже 22 часов, продолжительность сна должна составлять не менее 9-10 часов. Оптимальное время для подвижных игр на свежем воздухе - 2-3 часа.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ!
УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ.

Мероприятия по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций ( ОРВИ) в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют важное значение в снижении риска заболевания детей, посещающих организованные коллективы. Во время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ основное внимание необходимо уделять изоляции больных детей и персонала. До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей ( например, школьных медсестер), на случай их заболевания. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе ( больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями).

При назначении детям, больным гриппом, жаропонижающих средств следует запретить назначение Аспирина ( ацетилсалициловой кислоты), поскольку он может вызвать редкое, но серьезное заболевание – синдром Рея. Допуск в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается, по меньшей мере, через 24 часа после нормализации температуры больного без применения жаропонижающих препаратов.

Дети и персонал с признаками гриппоподобного заболевания на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей на случай, если им потребуется забрать больного ребенка. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей, например, для приема пищи в то время, когда оно не используется по назначению. Это также не должно быть проходным помещением. Больные должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях и находиться на расстоянии, по меньшей мере, около 2 метров от здоровых людей.

Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа ( например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Если больной в состоянии делать это, он должен носить хирургическую маску, находясь рядом с другими людьми.

Грипп может распространяться через загрязненные руки или предметы, контаминированные вирусами гриппа. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытье рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях детям и персоналу следует выделить время, необходимое для мытья рук, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии. Если необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками ( например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями.

Выборочное закрытие дошкольных и общеобразовательных учреждений

Решение о выборочном закрытии дошкольных и общеобразовательных учреждений может рассматриваться с учетом уровня заболеваемости детей. Необходим тщательный мониторинг за посещаемостью и причинами отсутствия в учреждении детей. В случае выявления групповых заболеваний ОРВИ в одном классе ( группе), удельный вес которых составляет 20% и более от численности класса ( группы) рекомендовано временное приостановление учебного процесса в классе ( группе) на срок не менее 7 дней. В случае вовлечения в эпидемический процесс учащихся 2-х и более классов с общим числом заболевших 30% и более от численности учащихся общеобразовательного учреждения, рекомендовано временное приостановление учебного процесса в образовательном учреждении. Разобщение детей является эффективной мерой в предупреждении массового распространения инфекции среди детей одного коллектива.

Активный скрининг на наличие заболевания

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников с признаками заболевания.

У части заболевших с лабораторно подтвержденным гриппом не наблюдается повышения температуры ( от 10% до 40%). Поэтому отсутствие высокой температуры не означает отсутствия инфекции. Необходимо изолировать больных с симптомами острой респираторной инфекции ( при наличии любых двух из следующих симптомов одновременно: боль в горле, кашель, насморк [вновь появившийся и не вызванный аллергией] или высокая температура).

При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.

Решение остаться дома должно приниматься после консультации с участковым врачом. Люди, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, дети, живущие с людьми, заболевшими гриппоподобным заболеванием, должны оставаться дома в течение 5 дней со дня, когда заболел первый член семьи. В течение этого периода они вероятнее всего могут заболеть сами. Наибольший риск передачи отмечается в течение первых 5 дней заболевания первого больного члена семьи ( около 90%), с максимальным риском передачи в первый день заболевания ( около 40%). Нахождение всех детей семьи дома в течение этого периода препятствует распространению вируса гриппа за пределы дома. Если у другого члена семьи за это время разовьется острое респираторное заболевание, необходимо применять рекомендации по изоляции лиц с гриппоподобным заболеванием. Соблюдать пятидневный период повторно для других здоровых детей в семье не требуется.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

— Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

— Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

— Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

— Проведение уроков на улице ( вне помещений);

— Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;

— Деление классов на более мелкие группы;

— Увеличение, по возможности, расстояния между партами;

— Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.

При дальнейшем росте заболеваемости гриппом больные с гриппоподобным заболеванием должны оставаться дома в течение, по меньшей мере, 7 дней, даже если симптомы заболевания вскоре исчезнут.

более длительный период изоляции.

Закрытие школ ( отмена занятий): ответное и упреждающее

Если уровень заболеваемости заболевания гриппом продолжает расти, рекомендуется закрытие школ в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.

Существуют три типа закрытия школ: выборочное ( описано выше), ответное и упреждающее.

Ответное закрытие может быть рекомендовано, когда в школах отмечается одновременное отсутствие более 25% детей, заболевших гриппом и ОРВИ. Ответное закрытие может сократить нагрузку на местную систему здравоохранения.

Упреждающее закрытие может применяться для ограничения распространения вируса гриппа или снижения нагрузки на систему здравоохранения, если оценки риска в глобальном или национальном масштабе указывают на повышенную степень тяжести гриппа.

При закрытии школ необходима отмена школьных массовых мероприятий. К таким мероприятиям относятся спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни и другие события, во время которых большие группы людей находятся в тесном контакте.

Изоляция инфицированных детей: нахождение и питание в пределах одной группы, прогулки только при отсутствии пересечения с другими группами.

Изоляция инфицированных детей: нахождение и питание в пределах одной группы, прогулки только при отсутствии пересечения с другими группами.


Начнём с того, что такое карантин.

Карантин - это комплекс противоэпидемических мероприятий, которые направлены на ограничение контактов инфицированного (или подозреваемого в инфицированности) лица/группы лиц.

Карантин подразумевает полную изоляцию эпидемического очага, в данном случае – инфицированного ребёнка.

При каких заболеваниях накладывается карантин и на какой срок?

Срок карантинных мероприятий зависит от инфекционного заболевания, по которому наложен карантин.

  • Ветряная оспа, краснуха, паротит – 21 день
  • Кишечная инфекция – 7 дней
  • Менингококковая инфекция - 10 дней
  • Энтеровирусная инфекция 10 дней
  • Менингит – 21 день
  • ОРВИ, грипп, скарлатина – 7 дней

Карантинные меры в группе - что это?

  • Изоляция инфицированных детей: нахождение и питание в пределах одной группы, прогулки только при отсутствии пересечения с другими группами.
  • Запрет на проведение коллективных массовых мероприятий, а также занятий физкультурой и музыкой в общем зале, плавание в бассейне и т.д.
  • На время карантина новые, отсутствующие и не контактировавшие с больным ребенком дети в группу не принимаются
  • Проведение дополнительной дезинфекции всех помещений: дважды в день проводится влажная уборка помещений дезинфицирующими средствами; из обихода исключаются мягкие игрушки, игрушки из других материалов ежедневно в конце дня моются горячей водой с моющим средством; проводится дезинфекция воздушной среды с использованием ультрафиолетового облучения или других способов, разрешенных для этих целей, не менее четырех раз в день проводится проветривание (по 8 - 10 минут).
  • Обследование работников пищеблока, контактных воспитателей на наличие данной инфекции.

НЕТ! Объединять группу на карантине с другими группами нельзя. Карантинные мероприятия и подразумевают разобщение: инфицированные и здоровые дети не должны пересекаться друг с другом, чтобы не распространять заболевание по другим группам. Причина – малая посещаемость группы, – не может быть обоснованием для объедения групп по СанПиНу!

Можно ли водить ребенка в сад во время карантина?

На время карантина в группу прекращается приём новых и временно отсутствующих детей, не имеющих иммунитета к данной инфекции, то есть тех детей, которые не прививались от этого заболевания или не перенесли его ранее.

Обращаю внимание, что при ряде инфекционных заболеваний стойкий иммунитет не формируется. Дети из группы с наложенным карантином на весь период не допускаются к участию в массовых мероприятиях ДДУ.

В интернете вы найдете информацию, что: "больничный лист выдается родителю, если он обратится. " - и далее непонятные ссылки на законы об обязанностях врачей, временной нетрудоспособности и т.д.

С одной стороны - да, ребёнка не берут в сад по медицинским показаниям, поэтому будьте добры выдать лист нетрудоспособности, но не все так просто.

Разберемся в этом вопросе. Обращаемся к правовым документам.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (в часть 6 статьи 6 внесены изменения от 01.09.2013), гласит:

. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

Итак, читаем данный документ:

При карантине листок нетрудоспособности по уходу за ребёнком до 7 лет, посещающим дошкольное образовательное учреждение, или за членом семьи, признанным в установленном порядке недееспособным, выдается лечащим врачом, который осуществляет наблюдение за ребенком (за членом семьи, признанным в установленном порядке недееспособным), одному из работающих членов семьи (опекуну) на весь период карантина, установленного на основании решения Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц, федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения, принимаемого в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Что это значит? Для выдачи листа нетрудоспособности недостаточно объявления о карантине в саду. Родитель обязан предоставить лечащему врачу документ об объявлении карантина Правительством или региональными властями. А Приказ Правительства об объявлении карантина издается только для опасных инфекционных заболеваний.

Поэтому в данной ситуации ответственность полностью ложится на родителя, который самостоятельно находит способ ухода за ребенком на дому. Как вариант - отпуск очередной или отпуск без содержания, близкие родственники и т.д.

Читайте также: