Разработки по теме вич инфекция

Обновлено: 18.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство образования и науки Ульяновской области

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Методическая разработка открытого классного часа

г. Димитровград
2015 г.

Методическая разработка классного часа предназначена всем тем, кто работает в сфере профилактики.

Произнося слова ВИЧ/СПИД, мы отчетливо осознаем проблему нашего общества - социальную болезнь. Широкое распространение этой болезни среди молодых людей должно тревожить каждого из нас. Поэтому проблема ВИЧ/СПИД является не только социальной, медицинской, философской, но и педагогической, так как она прямо и косвенно затрагивает все общество. Эффективным методом профилактики ВИЧ-инфекции является распространение знаний o пути ее распространения и мерах защиты от заражения. Таким образом, в настоящее время необходимо осуществлять просветительские мероприятия для молодежи в возрасте 14-19 лет, тех, кто еще не вовлечен в рискованные формы поведения. Жизнь – жизнь, боритесь за нее.

План проведения открытого классного часа

1.Дать обучающимся основные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, способах профилактики и предохранения;

2. Сформировать адекватное отношение к проблеме;

3. Научить определять степень риска заражения ВИЧ в различных ситуациях.

Людям, не слушающим советов, нельзя помочь (Б.Франклин)

Кто счастлив? Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования (Фалес)

Ход классного часа

1.Приветствие

2. Беседа

Вопрос обучающимся: - Что такое ВИЧ?

В - вирус: паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки - лейкоциты.
И - иммунодефицита: снижение функций иммунной системы, т.е. способности организма противостоять болезням.
Ч - человека: носителем этого вируса является только человек.
Вопрос обучающимся: - Что такое СПИД?
С - синдром: совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни.
П - приобретенного, т.е. не врожденного, а приобретенного в течение жизни.
И - иммунного, относящегося к иммунной (защитной) системе организма.
Д - дефицита: отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на внедрение патогенных микроорганизмов.
Стадии течения ВИЧ-инфекции.
Стадии СПИДа имеют четкую клиническую классификацию, которая была определена в процессе изучения этого смертельного заболевания.

Стадия №1 (инкубация) – продолжается с момента первичного попадания вируса ВИЧ в организм человека, до начала выработки антител и/или клинических проявлений в виде острой инфекции. Инкубационный период может продолжаться 1-3 месяца, в редких случаях – один год. На данном этапе характерно активное размножение вирусов, без каких-либо проявлений симптомов болезни и без выработки антител. Определить наличие ВИЧ-инфекции в этот период можно только путем проведения анализов, основанных на генетических методах.

Стадия №2 (первичные проявления) – в этот период характерно проявление первичных признаков ВИЧ-инфекции, выработка антител, как реакция на внедрение вируса в организм. Второй этап может протекать в нескольких вариантах:

Стадия №3 (субклиническая) – на фоне усиленного воспроизводства CD4-лимфоцитов, происходит замедление развития ВИЧ-инфекции по сравнению со второй стадией, что нисколько не приостанавливает нарастание иммунодефицита. На субклинической стадии СПИДа, основным характерным признаком является персистирующая генерализованная лимфоаденопатия (ПГЛ). Данное проявление характеризуется увеличением двух узлов лимфотока, в 2-х различных группах, исключение – паховые лимфоузлы, в некоторых случаях увеличение лимфоузлов может быть единственным признаком наличия ВИЧ в организме на данном этапе. В среднем, период субклинического развития СПИДа длится около семи лет, в зависимости от общего состояния организма границы могут колебаться в пределах 2-20 лет.

Стадия №4 (вторичные заболевания) – на фоне активного роста клеток ВИЧ, наблюдается уменьшение числа лимфоцитов типа CD4, что делает организм доступным для развития заболеваний инфекционного и онкологического происхождения. Данный этап разделается на несколько подвидов, учитывая тяжесть вторичных заболеваний:

Способы передачи ВИЧ-инфекции

Способы передачи ВИЧ сегодня хорошо известны, и у ученых медиков не осталось сомнений относительно механизма распространения данной инфекции. Можно утверждать, что ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека либо от инфицированной матери — ребенку (вертикально).

Можно утверждать, что наркоманы заражаются чаще других категорий населения СПИД (ВИЧ) инфекцией, так как используют неоднократно общие шприцы. Гомосексуалисты также относятся к группе повышенного риска заражения ВИЧ (если практикуются анальные контакты без презерватива).

В различных странах мира и регионах наблюдаются разные пути передачи ВИЧ инфекции — гомосексуальный, гетеросексуальный либо через инъекции наркотиков. На основе данных, зафиксированных Российским научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом, в России в 1996–99 годах доминировал инъекционный путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции (в 78,6% случаев наркоманы заражались через общий шприц).

Заражение СПИДом через кровь происходило и в тех случаях, когда переливалась инфицированная кровь в медицинском учреждении. Такие случаи можно отнести к халатности и недобросовестности медработников.

К счастью, в последние годы такие пути передачи ВИЧ практически исключаются, так как каждого донора тщательно проверяют на наличие ВИЧ инфекции, а при любых медицинских манипуляциях используется только разовый или стерильный инструмент. Для уничтожения вируса ВИЧ недостаточно обычной стерилизации инструмента. Также следует помнить, что через кровь вирус передается и при незащищенных половых контактах (например, при менструации).

Передача ВИЧ половым путем происходит во время контакта человека с инфицированной спермой или влагалищным секретом зараженного партнера.

Следует отметить, что в настоящее время такой путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции является одним из самых распространенных. По-прежнему самым надежным средством защиты, в данном случае, является презерватив.

Профилактические меры:

1.Воздержание от сексуальных контактов до вступления в брак;

2.Правильное использование презерватива при сексуальных отношениях защитит от заражения ВИЧ;

3.Имеет смысл исключить или минимизировать влияние на человека таких факторов, как алкоголь, наркотики;

4.Нельзя пользоваться уже использованными другими людьми шприцами: это увеличивает риск заражения ВИЧ;

5.Важно не использовать общие бритвенные, маникюрные и другие предметы личной гигиены;

6.Существует взаимная ответственность двух партнеров в плане защиты от заражения ВИЧ и инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем;

7.Противозачаточные средства (гормональные препараты, внутриматочные спирали и др.) не защищают от ВИЧ; единственное назначение этих средств - защита от беременности.

Выполнение упражнений.

Форма проведения: работа в командах

Время проведения: 30 мин
Цель: актуализация проблемы, диагностика установок, знаний и представлений участников относительно проблемы.

Время проведения: 15 мин.

Ролевая игра "Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом"

Ситуция 1: Представьте, что ваша сестра узнала, что у её жениха ВИЧ. Она испугана и обеспокоена. Что бы вы ей посоветовали?

Ситуация 2: Представьте, что ваш партнер сказал вам, что ВИЧ-инфицирован. Как бы вы поступили?

Ситуация 3: Представьте, что ваша подруга отказывается идти в гости к девочке, у которой ВИЧ-инфицированный брат. Что бы вы сказали и как поступили?

3. Итог классного часа.

Эрве Жибер, французский писатель и кинорежиссер, погибший от СПИДа в 1990 году, написал:

«Если жизнь – это всего лишь ожидание смерти и нас постоянно мучает неопределенность, то СПИД отмеряет нам точный срок…

Жизнь становится четко отмеренной:

Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Помните, что счастье и здоровье – вас и ваших детей – ЗАВИСЯТ ТОЛЬКО ОТ ВАС!

Каждый классный руководитель должен стремиться в своей деятельности содействовать жизненному самоопределению подростков, развивать их творческий потенциал, активную гражданскую позицию и популяризировать здоровый образ жизни. Задача данной методической разработки классного часа максимально интересно, эмоционально и информационно рассказать о проблеме ВИЧ/СПИДа обучающимся, так как одной из главных целей воспитания - вырастить здоровое поколение, для чего необходимо ограничить распространение ВИЧ-инфекции.

Список литературы:

1.Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: Спецкурс/Авт.-сост. В.М.Быкова и др. – Мн.: Тесей, 2002.-136 с.

ВложениеРазмер
metodvich_teoriya_21g.docx 114.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы

для проведения теоретического занятия

ПМ.02Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело,базовая подготовка

(код и наименование специальности)

предметной (цикловой) комиссией

Председатель П(Ц)К ПМ СД№2

на заседании методического совета

Председатель методического совета

Дубровина Е.А.. - методист

Список условных сокращений

1.1Технологическая карта занятия

1.2 Фронтальный опрос для проверки исходного уровня знаний

3.1.Контрольно-оценочные средства текущего контроля (тест 2варианта, критерии оценки) по теме

на методическую разработку теоретического занятия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка соответствует современным представлениям, написана понятным языком, с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы. Преподавателем проведена качественная работа по составлению методической разработки, подбору иллюстративного и статистического материала.

Данная методическая разработка может использоваться преподавателями ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

_____________Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6.

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).

На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Целью проведения занятия является приобретение новых знаний по данной теме, определение остаточных знаний по предметам, изученным ранее (анатомия и физиология, фармакология, технология выполнения медицинских услуг). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и обучающимися. Студент, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций

Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения.

Список условных обозначений

АРВП – антиретровирусные препараты

АРВТ – антиретровирусная терапия

ВААРТ – высокоактивная антиретровирусная терапия

ВИЧ (HIV) – вирус иммунодефицита человека

ДН – диспансерное наблюдение

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИИ – ингибиторы интегразы ВИЧ

ИП – ингибиторы протеазы ВИЧ

ИС – ингибиторы слияния (фузии)

ИФА – иммуноферментный анализ

ИХЛА – иммунохемилюминесцентный анализ

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МО – медицинская организация

НИОТ – нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧКР4113

НК ВИЧ – нуклеиновые кислоты ВИЧ

ННИОТ – ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ

ПЦР – полимеразная цепная реакция

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ЦНС – центральная нервная система

Требования ФГОС к уровню подготовки:

Студент должен знать:

С целью формирования вышеуказанных компетенций студент в итоге занятия должен знать:

2.факторы риска, этиологию, механизм развития ВИЧ-инфекции;

3.основные проблемы пациентов с ВИЧ-инфекцией;

5.принципы лечения заболевания;

6.сестринский процесс при ВИЧ-инфекции;

7.профилактика и диспансеризация пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Составлять алгоритмы оказания доврачебной помощи с мотивацией действий при ВИЧ-инфекции.

Применять знания для осуществления сестринской деятельности и сестринского ухода за пациентами с ВИЧ-инфекцией:

1. постановка сестринского диагноза;

2.участие в диагностике (лабораторной, инструментальной);

3.участие в лечении (медикаментозном, немедикаментозном, хирургическом);

4.оказание первой доврачебной помощи;

профессиональные компетенции (ПК):

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Пристальное внимание к гемоконтактным инфекциям было привлечено с момента начала эпидемии ВИЧ-инфекции в мире. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, выявление вируса иммунодефицита человека во многом совпало по времени с выявлением других вирусов гемоконтактных инфекций (вирус гепатита В был открыт в 1965 году, вирус иммунодефицита человека был описан в 1983 году, а гепатита С-в 1989 году). Во-вторых, стало понятно, что эти вирусы вызывают значительно более тяжелые заболевания и у большего количества людей, чем предполагалось первоначально. В-третьих, значительно увеличилось количество лиц с гемоконтактными инфекциям среди пациентов лечебных учреждений ввиду вспышек среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и переливания неадекватно проверенной крови, до сих пор эффективное лекарство от этого заболевания не найдено, терапия лишь продлевает жизнь инфицированного, но не избавляет от болезни.

В Российской Федерации наблюдается сложная эпидемиологическая обстановка по гемоконтактным инфекциям.

По данным Роспотребнадзора от 1.12.2019г.,число инфицированных ВИЧ в России составляет 1,06 млн. человек. Из них умерло 276 660 человек. Ежегодный прирост ВИЧ инфицированных в среднем 10%.отмечают специалисты, если раньше больше рисковали гомосексуальные пары, то теперь большинство заражений происходит в гетеросексуальных парах. В группе риска по данным заболеваниям находятся, прежде всего, медицинские работники, контактирующие с пациентами, имеющими различные гемоконтактные инфекции, в том числе протекающие латентно. По мнению директора НИИ медицины труда РАМН академика РАМН Н. Ф. Измерова в начале XXI в. положение с охраной здоровья медицинских работников оставляет желать лучшего, так как наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний. При этом, по его словам, уровень общей заболеваемости в отрасли всегда был достаточно высоким. Причины — прямой контакт с больными, а также специфика условий труда. О потенциальной возможности заражения работников здравоохранения при оказании медицинской помощи известно уже давно. Насколько актуальна проблема профессионального заражения инфекциями, передающимися с кровью?

Медики находятся в группе повышенного риска заражения гемотрансмиссивными инфекциями, включая вирусы гепатитов В и С, а также вирус иммунодефицита человека. Это может произойти при попадании инфицированной биологической жидкости пациента на слизистые оболочки медработника, а также при случайном уколе или порезе использованным острым медицинским инструментом. Риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, достигает 10% при вирусе гепатита С и 30% при вирусе гепатита В. Сейчас в мире официально задокументировано профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией почти 350 медицинских работников.

В чем же причина такой ситуации?Как это ни парадоксально, основным препятствием для защиты наших медработников является отечественная нормативная база, регламентирующая обращение с острым инструментарием и медицинскими отходами. Ее крайне устаревшее требование по дополнительной обработке использованного инструментария дезинфектантами приводит к тому, что до сих пор в России широко используются методы обеззараживания шприцев, подразумевающие множество ручных манипуляций. Они значительно повышают риск получения профессиональной травмы медсестрами, вынужденными заниматься отделением игл и промыванием инструментов вручную. С другой стороны, применение целого ряда эффективных безопасных технологий (типа современных инъекционных устройств и надежных контейнеров), также нередко противоречит действующим архаичным нормативам. Это еще больше ограничивает возможности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников российских ЛПУ.

Вторым серьезным барьером является общая слабость корпоративной культуры безопасности в российском здравоохранении. Это выражается и в настойчивом стремлении большинства ЛПУ выявить ВИЧ-статус пациента до начала оказания медицинской помощи, и в частом пренебрежении элементарными мерами безопасности в отсутствие информации о наличии гемоконтактных инфекций. При этом, как правило, игнорируется целый ряд неидентифицированных рисков, таких как возможность серонегативного периода окна, ложноотрицательного результата и присутствия других патогенов.О традиционном пренебрежении к решению вопросов защиты медперсонала свидетельствует и структура финансирования отечественного здравоохранения. Несмотря на существенный рост закупок медикаментов и поставок лабораторного оборудования, в большинстве российских ЛПУ до сих пор отсутствует базовое оборудование, рекомендованное для безопасного сбора и транспортировки медицинских отходов, а сбор использованных и потенциально инфицированных шприцев производится не в приспособленную бытовую технику. Работа ЛПУ по ВИЧ в РФ определена в основных регламентирующих документах (Приложение 1)

Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод: ВИЧ инфекция остается глобальной проблемой всего человечества. Из года в год число больных не сокращается, а увеличивается во всех странах и континентах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство образования и науки Ульяновской области

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Методическая разработка открытого классного часа

г. Димитровград
2015 г.

Методическая разработка классного часа предназначена всем тем, кто работает в сфере профилактики.

Произнося слова ВИЧ/СПИД, мы отчетливо осознаем проблему нашего общества - социальную болезнь. Широкое распространение этой болезни среди молодых людей должно тревожить каждого из нас. Поэтому проблема ВИЧ/СПИД является не только социальной, медицинской, философской, но и педагогической, так как она прямо и косвенно затрагивает все общество. Эффективным методом профилактики ВИЧ-инфекции является распространение знаний o пути ее распространения и мерах защиты от заражения. Таким образом, в настоящее время необходимо осуществлять просветительские мероприятия для молодежи в возрасте 14-19 лет, тех, кто еще не вовлечен в рискованные формы поведения. Жизнь – жизнь, боритесь за нее.

План проведения открытого классного часа

1.Дать обучающимся основные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, способах профилактики и предохранения;

2. Сформировать адекватное отношение к проблеме;

3. Научить определять степень риска заражения ВИЧ в различных ситуациях.

Людям, не слушающим советов, нельзя помочь (Б.Франклин)

Кто счастлив? Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования (Фалес)

Ход классного часа

1.Приветствие

2. Беседа

Вопрос обучающимся: - Что такое ВИЧ?

В - вирус: паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки - лейкоциты.
И - иммунодефицита: снижение функций иммунной системы, т.е. способности организма противостоять болезням.
Ч - человека: носителем этого вируса является только человек.
Вопрос обучающимся: - Что такое СПИД?
С - синдром: совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни.
П - приобретенного, т.е. не врожденного, а приобретенного в течение жизни.
И - иммунного, относящегося к иммунной (защитной) системе организма.
Д - дефицита: отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на внедрение патогенных микроорганизмов.
Стадии течения ВИЧ-инфекции.
Стадии СПИДа имеют четкую клиническую классификацию, которая была определена в процессе изучения этого смертельного заболевания.

Стадия №1 (инкубация) – продолжается с момента первичного попадания вируса ВИЧ в организм человека, до начала выработки антител и/или клинических проявлений в виде острой инфекции. Инкубационный период может продолжаться 1-3 месяца, в редких случаях – один год. На данном этапе характерно активное размножение вирусов, без каких-либо проявлений симптомов болезни и без выработки антител. Определить наличие ВИЧ-инфекции в этот период можно только путем проведения анализов, основанных на генетических методах.

Стадия №2 (первичные проявления) – в этот период характерно проявление первичных признаков ВИЧ-инфекции, выработка антител, как реакция на внедрение вируса в организм. Второй этап может протекать в нескольких вариантах:

Стадия №3 (субклиническая) – на фоне усиленного воспроизводства CD4-лимфоцитов, происходит замедление развития ВИЧ-инфекции по сравнению со второй стадией, что нисколько не приостанавливает нарастание иммунодефицита. На субклинической стадии СПИДа, основным характерным признаком является персистирующая генерализованная лимфоаденопатия (ПГЛ). Данное проявление характеризуется увеличением двух узлов лимфотока, в 2-х различных группах, исключение – паховые лимфоузлы, в некоторых случаях увеличение лимфоузлов может быть единственным признаком наличия ВИЧ в организме на данном этапе. В среднем, период субклинического развития СПИДа длится около семи лет, в зависимости от общего состояния организма границы могут колебаться в пределах 2-20 лет.

Стадия №4 (вторичные заболевания) – на фоне активного роста клеток ВИЧ, наблюдается уменьшение числа лимфоцитов типа CD4, что делает организм доступным для развития заболеваний инфекционного и онкологического происхождения. Данный этап разделается на несколько подвидов, учитывая тяжесть вторичных заболеваний:

Способы передачи ВИЧ-инфекции

Способы передачи ВИЧ сегодня хорошо известны, и у ученых медиков не осталось сомнений относительно механизма распространения данной инфекции. Можно утверждать, что ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека либо от инфицированной матери — ребенку (вертикально).

Можно утверждать, что наркоманы заражаются чаще других категорий населения СПИД (ВИЧ) инфекцией, так как используют неоднократно общие шприцы. Гомосексуалисты также относятся к группе повышенного риска заражения ВИЧ (если практикуются анальные контакты без презерватива).

В различных странах мира и регионах наблюдаются разные пути передачи ВИЧ инфекции — гомосексуальный, гетеросексуальный либо через инъекции наркотиков. На основе данных, зафиксированных Российским научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом, в России в 1996–99 годах доминировал инъекционный путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции (в 78,6% случаев наркоманы заражались через общий шприц).

Заражение СПИДом через кровь происходило и в тех случаях, когда переливалась инфицированная кровь в медицинском учреждении. Такие случаи можно отнести к халатности и недобросовестности медработников.

К счастью, в последние годы такие пути передачи ВИЧ практически исключаются, так как каждого донора тщательно проверяют на наличие ВИЧ инфекции, а при любых медицинских манипуляциях используется только разовый или стерильный инструмент. Для уничтожения вируса ВИЧ недостаточно обычной стерилизации инструмента. Также следует помнить, что через кровь вирус передается и при незащищенных половых контактах (например, при менструации).

Передача ВИЧ половым путем происходит во время контакта человека с инфицированной спермой или влагалищным секретом зараженного партнера.

Следует отметить, что в настоящее время такой путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции является одним из самых распространенных. По-прежнему самым надежным средством защиты, в данном случае, является презерватив.

Профилактические меры:

1.Воздержание от сексуальных контактов до вступления в брак;

2.Правильное использование презерватива при сексуальных отношениях защитит от заражения ВИЧ;

3.Имеет смысл исключить или минимизировать влияние на человека таких факторов, как алкоголь, наркотики;

4.Нельзя пользоваться уже использованными другими людьми шприцами: это увеличивает риск заражения ВИЧ;

5.Важно не использовать общие бритвенные, маникюрные и другие предметы личной гигиены;

6.Существует взаимная ответственность двух партнеров в плане защиты от заражения ВИЧ и инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем;

7.Противозачаточные средства (гормональные препараты, внутриматочные спирали и др.) не защищают от ВИЧ; единственное назначение этих средств - защита от беременности.

Выполнение упражнений.

Форма проведения: работа в командах

Время проведения: 30 мин
Цель: актуализация проблемы, диагностика установок, знаний и представлений участников относительно проблемы.

Время проведения: 15 мин.

Ролевая игра "Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом"

Ситуция 1: Представьте, что ваша сестра узнала, что у её жениха ВИЧ. Она испугана и обеспокоена. Что бы вы ей посоветовали?

Ситуация 2: Представьте, что ваш партнер сказал вам, что ВИЧ-инфицирован. Как бы вы поступили?

Ситуация 3: Представьте, что ваша подруга отказывается идти в гости к девочке, у которой ВИЧ-инфицированный брат. Что бы вы сказали и как поступили?

3. Итог классного часа.

Эрве Жибер, французский писатель и кинорежиссер, погибший от СПИДа в 1990 году, написал:

«Если жизнь – это всего лишь ожидание смерти и нас постоянно мучает неопределенность, то СПИД отмеряет нам точный срок…

Жизнь становится четко отмеренной:

Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Помните, что счастье и здоровье – вас и ваших детей – ЗАВИСЯТ ТОЛЬКО ОТ ВАС!

Каждый классный руководитель должен стремиться в своей деятельности содействовать жизненному самоопределению подростков, развивать их творческий потенциал, активную гражданскую позицию и популяризировать здоровый образ жизни. Задача данной методической разработки классного часа максимально интересно, эмоционально и информационно рассказать о проблеме ВИЧ/СПИДа обучающимся, так как одной из главных целей воспитания - вырастить здоровое поколение, для чего необходимо ограничить распространение ВИЧ-инфекции.

Список литературы:

1.Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: Спецкурс/Авт.-сост. В.М.Быкова и др. – Мн.: Тесей, 2002.-136 с.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

в г. Северодвинске


Методическая разработка для преподавателя


Дисциплина

форма обучения - очная

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК.

@ Макаренкова Ю. Е., 2015

АКТУАЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ

ВИЧ – инфекция – актуальная проблема не только для медицинских работников, но и для всего общества. В настоящее время количество инфицированных и больных людей резко возросло не только по всему миру, но и в России, а также в Архангельской области и г. Северодвинске. Поэтому очень важно сейчас мобилизовать все силы и средства для борьбы с этим страшным заболеванием, так как стали появляться совершенно невинные жертвы ВИЧ-инфекции – дети, роженицы, пожилые люди самых высоких моральных устоев.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1.Изучить основные составляющие ВИЧ-инфекции: этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину.

2. Определить факторы риска распространения ВИЧ-инфекции.

3. Обосновать медико – социальную значимость патологии.

4. Определить основные направления профилактики ВИЧ-инфекции.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Вводный инструктаж, проверка домашнего задания.

3. Контроль знаний.

4. Решение ситуационных задач.

5. Решение тестов.

7. Отработка манипуляций.

8. Заполнение манипуляционных справочников.

9. Решение итогового теста.

10. Подведение итогов.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК

Всего за занятие можно получить: 52 балла

Теоретическая часть

1.Проверка домашнего задания – 2 балла

(сделано – 2 балла; сделано с ошибками – 1 балл; не сделано – 0 баллов).

2.Индивидуальный опрос – 5 баллов.

3.Решение тестовых заданий – 5 баллов (критерий ошибок теста).

Максимально: 12 баллов

Практическая часть

1.Решение ситуационных задач – 5 баллов.

2.Выполнение манипуляций – 5 баллов за каждую манипуляцию – 35 баллов.

Максимально: 40 баллов

Оценка Теоретической части + оценка Практической части = оценка, выставляемая в журнал в баллах за занятие.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Продолжительность занятия: 6 часов (270 минут)

Тип занятия: КУЗ

1.Изучить основные составляющие ВИЧ-инфекции: этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину.

2.Определить факторы риска распространения ВИЧ-инфекции.

3.Обосновать медико – социальную значимость патологии.

4.Определить основные направления профилактики ВИЧ-инфекции.

образовательная – ознакомить учащихся с путями распространения ВИЧ- инфекции, этиологией, источниками, диагностикой, лечением и профилактикой;

развивающая – обобщить знания студентов по теме;

воспитательная – воспитать деонтологические аспекты у учащихся при работе с ВИЧ-инфицированными.

Оснащение занятия:

- раздаточный материал для студентов

Межпредметные связи:

ХРОНОГРАММА ЗАНЯТИЯ

Методическое обоснование

1. Организационный момент – 5 минут

* проверка внешнего вида

* доклад бригадира о готовности бригады к занятию

2. Вводный инструктаж – 5 минут

* подчёркивается актуальность и мотивация темы

* озвучиваются цели занятия

* сообщается, что должен знать и уметь студент по теме

* сообщается критерий оценок

* проводится ознакомление с оснащением занятия

* определяется порядок выполнения работы на занятии (план занятия)

3. Проверка домашнего задания – 20 минут

* проверяются тетради с выполненным домашним заданием

4. Индивидуальный опрос – 35 минут

* опрос студентов по теме занятия

5. Просмотр учебных роликов – 15 минут

* Репликация вируса ВИЧ

* Правда о презервативах

6. Решение ситуационных задач и их обсуждение – 25 минут

7. Решение тестов – 15 минут

8. Выполнение манипуляций – 110 минут

*Алгоритм взятия крови на серологическое исследование.

*Методика взятия крови на гемокультуру.

*Взятие крови для иммунологического исследования при ВИЧ – инфекции.

*Приготовление хлорсодержащих дезинфицирующих растворов по приказу № 408 МЗ РФ.

*Дезинфекция изделий медицинского назначения по приказу № 408 МЗ РФ.

*Изолирующий сестринский уход (предназначение и устройство бокса Мельцера).

9. Подведение итогов – 10 минут

* выставление оценок за занятие

10. Подсчёт рейтинга, выставление оценок за семестр – 20 минут

* подведение итогов за пройденный курс изучаемой дисциплины

11. Заключение – 10 минут

* заключительное слово преподавателя

* приведение в порядок рабочих мест

Проверка готовности учащихся к занятию

Для чёткой организации занятия

Для самостоятельного осуществления поисковой деятельности студентов

Позволяет выявить готовность бригады и индивидуальные знания студентов.

Обращает внимание студентов на ключевые моменты изучаемой темы, основные понятия и определения

Для визуального просмотра

Для более глубокого изучения темы занятия и отработки сестринского процесса

Для закрепления пройденного материала

Для отработки навыков на практике и в критических ситуациях

Оценка работы студентов на занятиях

Оценка работы студентов за семестр

Подведение итогов в целом

Содержание занятия

1Организационный момент.

2.Вводный инструктаж.

4.Актуальность и мотивация данной темы соответствует действительности, поскольку в настоящее время количество ВИЧ-инфицированных резко возросло не только по всему миру, но и в России, а также в архангельской области и г. Северодвинске. Поэтому очень важно сейчас мобилизовать все силы и средства борьбы с этим страшным заболеванием, так как стали появляться совершенно невинные жертвы ВИЧ-инфекции – дети, роженицы, пожилые люди самых высоких моральных устоев.

5.Цели занятия:

1.Изучить основные составляющие ВИЧ-инфекции: этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину.

2.Определить факторы риска распространения ВИЧ-инфекции.

3.Обосновать медико – социальную значимость патологии.

4.Определить основные направления профилактики ВИЧ-инфекции.

6.План занятия и Критерий оценок представлены на слайдах.

7.Оснащение занятия:

-методические пособия для студентов.

8.Студент должен знать:

- статистические данные о распространении ВИЧ-инфекции в стране, Архангельской области и г. Северодвинске;

- этиологию, эпидемиологию, клинику, диагностику и лечение при ВИЧ- инфекции;

- приоритетные проблемы ВИЧ-инфицированных;

- нормы этики и деонтологии при общении и уходе за ВИЧ-инфицированными;

- меры предосторожности медицинских работников при работе с материалами от ВИЧ-инфицированных;

- методы борьбы государства с распространением ВИЧ-инфекции (приказы, санпросветработа, реклама, организация акций, центры Анти-СПИД и др.).

9.Студент должен уметь:

- определить приоритетные проблемы ВИЧ-инфицированных; составить план реализации проблем; дать оценку своим действиям;

- применять нормы этики и деонтологии при уходе за ВИЧ-инфицированными;

- провести забор крови на иммунологическое исследование при ВИЧ-инфекции;

- проводить санпросветработу для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

10.Проверка домашнего задания.

11.Индивидуальный опрос.

Вопросы для опроса:

-этиология (характеристика возбудителя);

-эпидемиология (сезонность, распространённость, источники инфекции, группа риска);

-пути передачи ВИЧ-инфекции;

-диагностика (эпиданамнез, опорные признаки, лабораторная диагностика);

-профилактика (специфическая, неспецифическая);

-этические вопросы общения с ВИЧ-инфицированными.

12.Просмотр учебных роликов: Репликация вируса ВИЧ; Правда о презервативах.

13. Работа малыми группами: Решение ситуационно – проблемных задач и их обсуждение.

14.Решение тестовых заданий по теме занятия.

15.Оценка практических умений. Выполнение манипуляций в соответствии с алгоритмом на оценку.

16.Подведение итогов занятия:

-студенты подводят итог самостоятельной работы на занятии и фиксируют в дневниках;

-подают дневники на подпись преподавателю;

-преподаватель отмечает допущенные ошибки в ходе обсуждения теоретических вопросов и практических манипуляций. Мотивирует выставленные оценки за занятие.

17.Подсчёт рейтинга, выставление оценок за семестр.

18.Заключение:

-заключительное слово преподавателя;

-приведение в порядок рабочих мест

19.Список использованных источников

1. Антонова Т. В. Инфекционные болезни СПб 2010

2. Белоусова А. К. СД при инфекционных болезнях Ростов-на-Дону 2009

3. Белоусова А. К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

ВложениеРазмер
metodvich_teoriya_21g.docx 114.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы

для проведения теоретического занятия

ПМ.02Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело,базовая подготовка

(код и наименование специальности)

предметной (цикловой) комиссией

Председатель П(Ц)К ПМ СД№2

на заседании методического совета

Председатель методического совета

Дубровина Е.А.. - методист

Список условных сокращений

1.1Технологическая карта занятия

1.2 Фронтальный опрос для проверки исходного уровня знаний

3.1.Контрольно-оценочные средства текущего контроля (тест 2варианта, критерии оценки) по теме

на методическую разработку теоретического занятия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка соответствует современным представлениям, написана понятным языком, с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы. Преподавателем проведена качественная работа по составлению методической разработки, подбору иллюстративного и статистического материала.

Данная методическая разработка может использоваться преподавателями ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

_____________Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6.

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).

На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Целью проведения занятия является приобретение новых знаний по данной теме, определение остаточных знаний по предметам, изученным ранее (анатомия и физиология, фармакология, технология выполнения медицинских услуг). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и обучающимися. Студент, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций

Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения.

Список условных обозначений

АРВП – антиретровирусные препараты

АРВТ – антиретровирусная терапия

ВААРТ – высокоактивная антиретровирусная терапия

ВИЧ (HIV) – вирус иммунодефицита человека

ДН – диспансерное наблюдение

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИИ – ингибиторы интегразы ВИЧ

ИП – ингибиторы протеазы ВИЧ

ИС – ингибиторы слияния (фузии)

ИФА – иммуноферментный анализ

ИХЛА – иммунохемилюминесцентный анализ

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МО – медицинская организация

НИОТ – нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧКР4113

НК ВИЧ – нуклеиновые кислоты ВИЧ

ННИОТ – ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ

ПЦР – полимеразная цепная реакция

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ЦНС – центральная нервная система

Требования ФГОС к уровню подготовки:

Студент должен знать:

С целью формирования вышеуказанных компетенций студент в итоге занятия должен знать:

2.факторы риска, этиологию, механизм развития ВИЧ-инфекции;

3.основные проблемы пациентов с ВИЧ-инфекцией;

5.принципы лечения заболевания;

6.сестринский процесс при ВИЧ-инфекции;

7.профилактика и диспансеризация пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Составлять алгоритмы оказания доврачебной помощи с мотивацией действий при ВИЧ-инфекции.

Применять знания для осуществления сестринской деятельности и сестринского ухода за пациентами с ВИЧ-инфекцией:

1. постановка сестринского диагноза;

2.участие в диагностике (лабораторной, инструментальной);

3.участие в лечении (медикаментозном, немедикаментозном, хирургическом);

4.оказание первой доврачебной помощи;

профессиональные компетенции (ПК):

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Пристальное внимание к гемоконтактным инфекциям было привлечено с момента начала эпидемии ВИЧ-инфекции в мире. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, выявление вируса иммунодефицита человека во многом совпало по времени с выявлением других вирусов гемоконтактных инфекций (вирус гепатита В был открыт в 1965 году, вирус иммунодефицита человека был описан в 1983 году, а гепатита С-в 1989 году). Во-вторых, стало понятно, что эти вирусы вызывают значительно более тяжелые заболевания и у большего количества людей, чем предполагалось первоначально. В-третьих, значительно увеличилось количество лиц с гемоконтактными инфекциям среди пациентов лечебных учреждений ввиду вспышек среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и переливания неадекватно проверенной крови, до сих пор эффективное лекарство от этого заболевания не найдено, терапия лишь продлевает жизнь инфицированного, но не избавляет от болезни.

В Российской Федерации наблюдается сложная эпидемиологическая обстановка по гемоконтактным инфекциям.

По данным Роспотребнадзора от 1.12.2019г.,число инфицированных ВИЧ в России составляет 1,06 млн. человек. Из них умерло 276 660 человек. Ежегодный прирост ВИЧ инфицированных в среднем 10%.отмечают специалисты, если раньше больше рисковали гомосексуальные пары, то теперь большинство заражений происходит в гетеросексуальных парах. В группе риска по данным заболеваниям находятся, прежде всего, медицинские работники, контактирующие с пациентами, имеющими различные гемоконтактные инфекции, в том числе протекающие латентно. По мнению директора НИИ медицины труда РАМН академика РАМН Н. Ф. Измерова в начале XXI в. положение с охраной здоровья медицинских работников оставляет желать лучшего, так как наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний. При этом, по его словам, уровень общей заболеваемости в отрасли всегда был достаточно высоким. Причины — прямой контакт с больными, а также специфика условий труда. О потенциальной возможности заражения работников здравоохранения при оказании медицинской помощи известно уже давно. Насколько актуальна проблема профессионального заражения инфекциями, передающимися с кровью?

Медики находятся в группе повышенного риска заражения гемотрансмиссивными инфекциями, включая вирусы гепатитов В и С, а также вирус иммунодефицита человека. Это может произойти при попадании инфицированной биологической жидкости пациента на слизистые оболочки медработника, а также при случайном уколе или порезе использованным острым медицинским инструментом. Риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, достигает 10% при вирусе гепатита С и 30% при вирусе гепатита В. Сейчас в мире официально задокументировано профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией почти 350 медицинских работников.

В чем же причина такой ситуации?Как это ни парадоксально, основным препятствием для защиты наших медработников является отечественная нормативная база, регламентирующая обращение с острым инструментарием и медицинскими отходами. Ее крайне устаревшее требование по дополнительной обработке использованного инструментария дезинфектантами приводит к тому, что до сих пор в России широко используются методы обеззараживания шприцев, подразумевающие множество ручных манипуляций. Они значительно повышают риск получения профессиональной травмы медсестрами, вынужденными заниматься отделением игл и промыванием инструментов вручную. С другой стороны, применение целого ряда эффективных безопасных технологий (типа современных инъекционных устройств и надежных контейнеров), также нередко противоречит действующим архаичным нормативам. Это еще больше ограничивает возможности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников российских ЛПУ.

Вторым серьезным барьером является общая слабость корпоративной культуры безопасности в российском здравоохранении. Это выражается и в настойчивом стремлении большинства ЛПУ выявить ВИЧ-статус пациента до начала оказания медицинской помощи, и в частом пренебрежении элементарными мерами безопасности в отсутствие информации о наличии гемоконтактных инфекций. При этом, как правило, игнорируется целый ряд неидентифицированных рисков, таких как возможность серонегативного периода окна, ложноотрицательного результата и присутствия других патогенов.О традиционном пренебрежении к решению вопросов защиты медперсонала свидетельствует и структура финансирования отечественного здравоохранения. Несмотря на существенный рост закупок медикаментов и поставок лабораторного оборудования, в большинстве российских ЛПУ до сих пор отсутствует базовое оборудование, рекомендованное для безопасного сбора и транспортировки медицинских отходов, а сбор использованных и потенциально инфицированных шприцев производится не в приспособленную бытовую технику. Работа ЛПУ по ВИЧ в РФ определена в основных регламентирующих документах (Приложение 1)

Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод: ВИЧ инфекция остается глобальной проблемой всего человечества. Из года в год число больных не сокращается, а увеличивается во всех странах и континентах.

Читайте также: