Решение спэк по бруцеллезу

Обновлено: 18.04.2024

Резолютивная часть определения объявлена 24 октября 2018 года.

Полный текст определения изготовлен 29 октября 2018 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Прониной М.В.,

судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2017 по делу N А55-6969/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2018 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "имени Антонова" (далее - общество "имени Антонова", общество) об оспаривании предписания управления от 28.12.2016 N 07-13/01.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ишин Сергей Анатольевич, Департамент ветеринарии Самарской области (далее - департамент ветеринарии),

В заседании приняли участие представители:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - Гришин П.А.;

от общества с ограниченной ответственностью "имени Антонова" - Щербакова А.Ю.

Ишин Сергей Анатольевич и представитель Департамента ветеринарии Самарской области, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствии.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., выслушав объяснения представителя управления по доводам жалобы и возражения представителя общества на жалобу, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

обществу управлением выдано предписание от 28.12.2016 N 07-13/01 об устранении нарушений санитарных правил, обязывающее на помещение для убоя животных, положительно реагирующих на бруцеллез, оформить разрешение от органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с пунктом 4.1.7 СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза"; к убою на бруцеллез животных допускать работников, прошедших диспансерное обследование на бруцеллез и привитых против бруцеллеза согласно пункту 4.7.3.1 СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза"; утвердить руководителем список работников, допущенных к работе по убою и переработке положительного на бруцеллез поголовья животных согласно пункту 4.7.3.4 СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза".

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2018, заявление удовлетворено.

Суды, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 198, 201 названного Кодекса, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 4.7.1, 4.7.3.1, 4.7.3.4 СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее - СП 3.1.7.2613-10), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 39, пришли к выводу о том, что предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Суды исходили из отсутствия подтверждения того, что само общество осуществляет убой и переработку животных, положительно реагирующих на бруцеллез; помещение, в котором производится убой животных, положительно реагирующих на бруцеллез, не принадлежит обществу и не используется им в указанных целях; работники общества не имеют доступа к убою и переработке таких животных, в связи с чем исполнение обществом оспариваемого предписания невозможно.

Суды отклонили довод управления о неподведомственности спора арбитражному суду, указав на то, что оспариваемое предписание является ненормативным правовым актов, затрагивающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку этим предписанием на общество возложены обязанности, неисполнение которых может повлечь для него негативные последствия.

Судебная коллегия признает правильным вывод судов о том, что настоящее дело подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению по нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации.

Оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом, которым на общество возлагаются обязанности, неисполнение которых может повлечь для него негативные последствия. На споры об оспаривании ненормативных правовых актов не распространяются нормы Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации.

В то же время судами не учтено следующее.

В связи с возникшей в обществе эпидемией бруцеллеза между обществом (заказчиком) и Ишиным С.А. (исполнителем) заключен договор от 05.09.2016 забоя или утилизации сельскохозяйственных животных, по условиям которого заказчик обязуется передать исполнителю крупный рогатый скот, подлежащий забою или утилизации по ветеринарным показаниям, а исполнитель обязуется принять от заказчика крупный рогатый скот, осуществить его забой в специально оборудованном для этого помещении в соответствии с действующими санитарными и ветеринарными нормами и правилами.

Поскольку забой предполагалось производить на территории общества, между обществом (арендодателем) и Ишиным С.А. (арендатором) был также заключен договор субаренды от 05.09.2016, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду во временное владение и пользование объект недвижимости - маслобойку с оборудованием для производственных целей: убоя скота, функциональных служб, а также размещения оборудования, техники и сельскохозяйственной продукции.

Арендуемые Ишиным С.А. помещения принадлежат обществу на праве аренды по договору от 30.04.2014 N 1/14 между обществом "имени Антонова" и обществом "Агропромснаб".

Обществом "имени Антонова" была оборудована убойная площадка для забоя животных, положительно реагирующих на бруцеллез и разосланы письма в Департамент ветеринарии по Самарской области, в Управление Роспотребнадзора по Самарской области, в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в которых содержалась просьба о проведении осмотра этой площадки на предмет забоя животных, положительно реагирующих на бруцеллез.

Между тем пунктом 4.7.1 Санитарно-эпидемиологических правил 3.1.7.2613-10 Профилактика бруцеллеза, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 39, убой, переработка животных, положительно реагирующих на бруцеллез и продуктов их убоя осуществляется на мясоперерабатывающих предприятиях, получивших разрешение от органов государственного ветеринарного надзора и органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 4.7.1 СП 3.1.7.2613-10).

Руководители животноводческих хозяйств вне зависимости от форм собственности при наложении ограничений по бруцеллезу на хозяйство обязаны согласовать с органами ветеринарного и государственного санитарно-эпидемиологического надзора условия вывоза положительно реагирующего на бруцеллез поголовья для убоя и переработки (пункт 4.4.8 СП 3.1.7.2613-10).

Общество разрешения на убой скота, неблагополучного по бруцеллезу, от соответствующих органов не запросило, условия вывоза больного скота для убоя не согласовало.

Убой больных животных осуществлялся Ишиным С.А.- физическим лицом, у которого не могло быть разрешения на убой заболевшего бруцеллезом поголовья.

Таким образом, в оспариваемом предписании обществу обоснованно указано на необходимость оформления разрешения в соответствии с пунктом 4.7.1. СП 3.1.7.2613-10.

Судами установлено, что Ишин С.А. не является предпринимателем и не имеет наемных работников.

Представитель общества в судебном заседании отрицал, что работники общества имеют отношение к убою и переработке больных животных.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.8, 2.10 СП 3.1.7.2613-10 бруцеллез - острое инфекционно-аллергическое зоонозное заболевание с высокой потенциальной возможностью перехода в хроническую форму. Факторами передачи инфекции человеку от больного животного служат сырье животного происхождения (шерсть, пух, шкуры), мясомолочные продукты, предметы ухода за животными, экскременты и другие объекты, инфицированные бруцеллами. Заражение происходит контактным (с больным животным или сырьем и продуктами животного происхождения), алиментарным (при употреблении мяса и молочных продуктов, полученных от больных бруцеллезом животных и не прошедших достаточную термическую обработку), аэрогенным путем.

В соответствии с договором забоя или утилизации сельскохозяйственных животных от 05.09.2016, заключенного между обществом и Ишиным С.А., силами заказчика (общества) и за его счет осуществляется транспортировка крупного рогатого скота до места забоя, а также транспортировка туш до места утилизации.

Таким образом, работники общества имели отношение к процессу забоя больного скота, имели контакт с больными животными, сырьем, предметами ухода за животными, и предписание, обязывающее работников общества проходить диспансерное обследование, сделать прививки против бруцеллеза является обоснованным, соответствующим статье 35 Федерального закона от 30.031999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Требование к руководителю общества об утверждении списка работников, допущенных к работе по убою и переработке положительно реагирующего на бруцеллез поголовья, также является обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества, направлено на предотвращение угрозы распространения опасного инфекционного заболевания, угрожающего здоровью и жизни неопределенного круга лиц.

Ссылка представителя общества на то, что общество не является мясоперерабатывающим предприятием, поэтому на него не могут распространяться требования пунктов 4.7.1, 4.7.3.1, 4.7.3.4 СП 3.1.7.2613-10 Судебной коллегией отклоняется.

Поскольку осуществлялся забой скота, положительно реагирующего на бруцеллез, принадлежащего обществу, на территории, арендуемой обществом, и по заказу общества, требования санитарных правил, касающиеся мероприятий по профилактике бруцеллеза при убое скота, должны соблюдаться обществом.

Обязанность соблюдения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, постановлений и предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц следует из положений статей 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Судами при рассмотрении настоящего дела были неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

С учетом изложенного, Судебная коллегия полагает возможным все судебные акты по делу отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2017 по делу N А55-6969/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2018 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "имени Антонова" отказать.

Председательствующий судья М.В. Пронина
Судья М.К. Антонова
Судья Д.В. Тютин

Обзор документа

Роспотребнадзор предписал обществу устранить нарушения санитарных правил по профилактике бруцеллеза при убое скота. Верховный Суд отказал обществу в оспаривании этого предписания.

Общество занималось убоем животных, положительно реагирующих на бруцеллез, без соответствующего разрешения санэпиднадзора. Условия вывоза больного скота оно также не согласовало.

Установлено, что работники общества участвовали в процессе убоя, контактировали с больными животными и предметами ухода за ними. В этой связи предписание о допуске к убою лишь привитых работников, прошедших диспансерное обследование, обоснованно.

По мнению общества, указанные правила на него не распространяются, т. к. оно не является мясоперерабатывающим предприятием. Этот довод отклонен. Соблюдать санитарное законодательство обязаны все граждане и юрлица.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА БРУЦЕЛЛЕЗА

Animals. Laboratory diagnostics of brucellosis. Serological methods

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (ФГБУ "ВГНКИ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 7 июня 2017 г. N 99-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2017 г. N 582-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34105-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2018 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 25385-91 в части серологических методов диагностики

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на все виды млекопитающих животных и устанавливает следующие методы серологической диагностики бруцеллеза:

- реакция агглютинации с S- и R-бруцеллезными антигенами;

- пластинчатая реакция агглютинации с антигеном, окрашенным бенгальской розовой (роз бенгал проба);

- реакция связывания комплемента;

- реакция длительного связывания комплемента на холоде;

- реакция непрямой гемагглютинации;

- реакция иммунодиффузии в геле агара с олигополисахаридным антигеном;

- реакция иммунодиффузии в геле агара с R-бруцеллезным антигеном;

- кольцевая реакция с молоком;

Примечание - Методы применимы ко всем видам бактерий рода Brucella.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 1625-2016 Формалин технический. Технические условия

ГОСТ 2651-78 Натрия бихромат технический. Технические условия

ГОСТ 4204-77 Реактивы. Кислота серная. Технические условия

ГОСТ 4220-75 Реактивы. Калий двухромовокислый. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 5962-2013 Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 9147-80 Посуда и оборудование лабораторные фарфоровые. Технические условия

ГОСТ 12026-76 Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия

ГОСТ 16317-87 Приборы холодильные электрические бытовые. Общие технические условия

ГОСТ 16445-2012 Сыворотка гемолитическая для реакции связывания комплемента. Технические условия

ГОСТ 16446-2012 Комплемент сухой для реакции связывания комплемента. Технические условия

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ 17206-96 Агар микробиологический. Технические условия

ГОСТ 18704-78 Кислота борная. Технические условия

ГОСТ 23519-93 Фенол синтетический технический. Технические условия

ГОСТ 25134-2013 Бруцеллин ВИЭВ. Технические условия

ГОСТ 25336-82 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 25794.1-83 Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования

ГОСТ 29230-91 (ИСО 835-4-81) Посуда лабораторная стеклянная. Пипетки градуированные. Часть 4. Пипетки выдувные

ГОСТ 33675-2015 Животные. Лабораторная диагностика бруцеллеза. Бактериологические методы

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями по ГОСТ 33675.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

- РА - реакция агглютинации;

- РСК - реакция связывания комплемента;

- РБП - пластинчатая реакция агглютинации с бруцеллезным роз бенгал антигеном;

- РДСК - реакция длительного связывания комплемента;

- РИД - реакция иммунодиффузии;

- ЛПС - липополисахаридный антиген;

- О-ПС - олигополисахаридный антиген;

- РНГА - реакция непрямой гемагглютинации;

- КР с молоком - кольцевая реакция с молоком;

- ИФА - иммуноферментный анализ;

- ИХА - иммунохроматографический анализ;

- PKг-G - раствор конъюгата, конъюгированного с пероксидазой;

- ФСБ-Т - фосфатно-солевой буферный раствор с твином;

- РБР-С - разводящий буферный раствор для сывороток;

- К+ - инактивированная сыворотка крови животных, содержащая специфические антитела класса G к бактериям рода Brucella (положительный контрольный образец);

- К- - инактивированная сыворотка крови животных, не содержащая специфических антител к бактериям рода Brucella (отрицательный контрольный образец).

РОСПОТРЕБНАДЗОР
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
(УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ)

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ

09 февраля 2012 года № 1

О мерах по предупреждению возникновения и распространения случаев бруцеллёза среди людей

Я, главный государственный санитарный врач по Забайкальскому краю В.И. Пинтусов, на основании анализа сложившейся эпизоотолого-эпидемиологической обстановки по бруцеллёзу в Забайкальском крае и оценки потенциального риска заражения людей инфекциями, общими для животных и человека, установил следующее.

Эпизоотологическая ситуация по бруцеллёзу среди сельскохозяйственных животных на территории края оценивается как напряженная.

Рост количества положительно реагирующих на бруцеллез животных, в том числе за счёт мелкого рогатого скота, представляющего наибольшую опасность для здоровья населения, ввиду носительства наиболее вирулентных штаммов бруцелл (Brucella melitensis), приводит к увеличению возможности контакта людей с больными животными, что, в свою очередь, требует внесения корректив в существующую систему противобруцеллёзных мероприятий.

По данным Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, за период 2009 - 2011 гг. выявлено 12 неблагополучных пунктов по бруцеллёзу среди крупного и мелкого рогатого скота в Приаргунском, Забайкальском, Нерчинско-Заводском, Могойтуйском районах.

Длительно сохраняющееся эпизоотологическое неблагополучие по бруцеллёзу усугубляется заболеванием людей в очагах, которое нередко приводит к потере трудоспособности и инвалидности.

Ежегодно в эпизоотических очагах регистрируется до 4 - 10 случаев впервые выявленного бруцеллёза среди людей, в том числе среди детей до 14 лет - от 1 до 2 случаев.

Больные чаще инфицировались контактным (80 %) и алиментарным (20 %) путём.

В 2011 г. острый и подострый бруцеллёз регистрировался в 80,0 % случаев, хронический бруцеллёз - в 20,0 % случаев.

Показатели заболеваемости людей бруцеллёзом в Забайкальском крае нельзя считать достоверными из-за неудовлетворительного состояния лабораторной диагностики этой инфекции. Бактериологические лаборатории лечебно-профилактических учреждений не готовы к проведению серологических исследований на бруцеллёз вследствие отсутствия запаса необходимых диагностических препаратов.

Связь с профессиональной деятельностью прослеживается у 50,0 % больных бруцеллёзом. При анализе профессионального состава заболевших наибольший удельный вес составляют ветеринарные работники (20,0 %), животноводы (20,0 %), работники мясоперерабатывающих предприятий (10,0 %).

Несмотря на то, что бруцеллёз занимает одно из первых мест среди профессиональных заболеваний инфекционной этиологии, практически не проводятся профилактические медицинские осмотры с серологическим обследованием на бруцеллёз профессиональных контингентов, что негативно сказывается на своевременности постановки диагноза и назначения специфического лечения, выявлении и оформлении профессионального заболевания.

В 2011 г. охват обязательным серологическим обследованием при проведении профилактических медицинских осмотров профессиональных контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллёзом, составил всего лишь 5,0 %. При этом в ряде территорий края плановые медицинские осмотры на бруцеллёз не проводились вообще (Нерчинско-Заводский, Нерчинский, Улетовский, Чернышевский, Читинский районы).

В то же время работодателями к работам по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов допускаются работники, не прошедшие диспансерное обследование и не привитые против бруцеллёза.

Таким образом, в современных условиях для обеспечения и поддержания эпидемиологического благополучия населения по бруцеллёзу необходимо своевременное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению случаев заболеваний у лиц, подвергающихся риску заражения бруцеллёзом, по своевременному выявлению, лечению и диспансерному наблюдению больных бруцеллёзом.

1. Органам исполнительной власти Забайкальского края, главам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в случае осложнения эпизоотологоэпидемиологической обстановки по бруцеллёзу рекомендовать:

1.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

1.2. Разрабатывать оперативные и комплексные планы мероприятий по ликвидации и профилактике бруцеллёза при участии заинтересованных ведомств;

1.3. После завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий для заслушивания акта эпидемиологического расследования очага бруцеллёза и оценки действий органов власти и заинтересованных ведомств.

- по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, где регистрируются заболевания скота бруцеллёзом;

- по убою скота, больного бруцеллёзом, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;

- по уходу за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, энзоотичных по бруцеллёзу;

- с живыми культурами бруцелл в бактериологических лабораториях.

3. Руководителям мясоперерабатывающих предприятий независимо от организационно-правовой формы:

3.2. Обеспечить готовность к приёму, убою и промышленной переработке сельскохозяйственных животных, положительно реагирующих на бруцеллёз;

3.3. Сырьё и продукты убоя, полученные от положительно реагирующих на бруцеллёз животных, подвергать промышленной переработке (изготовление консервов и колбасных изделий) на данном мясоперерабатывающем предприятии - без вывоза полученного сырья за пределы предприятия;

3.4. Оказывать содействие учреждениям здравоохранения в проведении медицинского осмотра, серологического и аллергического обследования, иммунизации подлежащего персонала из группы риска;

3.5. Обеспечить прохождение установленными категориями работников в определенные сроки предварительных и периодических медицинских осмотров, а также гигиенического обучения;

3.6. Обеспечить персонал, допущенный к работе по убою, переработке положительного на бруцеллёз поголовья животных в достаточном количестве средствами личной гигиены и индивидуальной защиты (халаты, резиновые перчатки, нарукавники, клеёнчатые фартуки, специальная обувь и др.), рабочие места моющими и дезинфицирующими средствами, достаточным набором уборочного инвентаря.

4. Руководителям животноводческих хозяйств независимо от организационно-правовой формы:

4.2. При наложении ограничений по бруцеллёзу на хозяйство обеспечить согласование условий вывоза положительно реагирующего на бруцеллёз поголовья для убоя и переработки с органами ветеринарного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; выполнение требований по подготовке к вывозу животноводческого сырья (молоко, мясо и т.д.) и согласование с органами Россельхознадзора и Роспотребнадзора его использования и переработки.

5. Министерству здравоохранения Забайкальского края:

5.1. Рассмотреть вопрос о готовности бактериологических лабораторий лечебно-профилактических учреждений к проведению серолого-иммунологических диагностических исследований материала от людей на бруцеллёз;

5.2. Принять меры по поддержанию неснижаемого запаса диагностических препаратов для проведения лабораторных исследований на бруцеллёз, аллергических проб с бруцеллёзным аллергеном, вакцины против бруцеллёза; по внедрению современных методов диагностики бруцеллёза в работу диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений;

5.3. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных бруцеллёзом, своевременную передачу экстренных извещений, внеочередных донесений о каждом случае заболевания бруцеллёзом, подозрения на это заболевание в территориальные органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

5.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, по соблюдению правил госпитализации, лечения, выписки из стационара, диспансерного наблюдения.

При выявлении в эпизоотических очагах бруцеллёза лиц с положительными и сомнительными серологическими реакциями без клинических проявлений обеспечить тщательное дисперсное наблюдение с лабораторным обследованием на бруцеллез в динамике, включая ПЦР;

5.5. При установлении окончательного диагноза больным из эпизоотических очагов бруцеллёза использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

5.6. Обеспечить качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров контингентов, профессионально связанных с риском заражения бруцеллёзом, с обязательным серологическим обследованием на бруцеллёз в установленном порядке, с привлечением специалистов по профилю выявленной патологии;

5.7. В случае подозрения на профессиональное заболевание бруцеллёзом оформлять и направлять в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

5.8. Организовать систематическое обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам регистрации и учёта, медицинского осмотра и наблюдения, клиники, диагностики и лечения бруцеллёза.

6. Государственной ветеринарной службе Забайкальского края рекомендовать:

6.1. Оперативное информирование органов Роспотребнадзора о случаях выявления больных (положительно реагирующих) бруцеллёзом сельскохозяйственных животных.

7. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Забайкальского края:

7.1. Осуществлять контроль за выполнением комплекса мероприятий по профилактике заражения людей бруцеллёзом во взаимодействии с ветеринарной службой;

7.2. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований в очагах бруцеллёза, оформление акта эпидемиологического расследования очага бруцеллёза с установлением причинно-следственной связи в течение 10 дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, заслушивание акта на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии;

7.3. Установить контроль полноты, достоверности и своевременности учёта заболеваний бруцеллёзом, отсылки экстренных извещений (извещений об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания) в установленном порядке в органы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведения противоэпидемических мероприятий в очагах бруцеллёза;

7.4. Обеспечить контроль полноты и своевременности охвата контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на бруцеллёз и диспансерному наблюдению;

7.5. Обеспечить контроль за соблюдением показаний к проведению иммунизации против бруцеллёза подлежащих контингентов, установленных сроков вакцинации и ревакцинации, условий транспортирования и хранения бруцеллёзных вакцин в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с требованиями федерального законодательства;

7.6. При обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче разрешения на осуществление работ по убою и переработке животных (продуктов их убоя), положительно реагирующих на бруцеллёз, принимать решение о предоставлении разрешения (или о мотивированном отказе в предоставлении разрешения) в установленном порядке;

7.7.Обеспечить участие специалистов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательного диагноза больным в эпизоотических очагах бруцеллёза;

7.8. При выявлении нарушений противобруцеллёзного режима в животноводческих хозяйствах и на перерабатывающих предприятиях, повлекших за собой заболевания людей бруцеллёзом, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8.1. Качественное проведение эпидемиологических расследований в очагах бруцеллёза с оформлением карты эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания;

8.2. Своевременное принятие мер по внедрению новых методов исследования на бруцеллёз с целью повышения качества работы в эпизоотических очагах;

9. Опубликовать настоящее постановление в уполномоченных средствах массовой информации и на сайте Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.

Читайте также: