Резолюция по вич спиду

Обновлено: 28.03.2024

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
S-26/2. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИВЕРЖЕННОСТИ ДЕЛУ
БОРЬБЫ С ВИЧ/СПИДОМ
(27 июня 2001 года)
Генеральная Ассамблея
принимает Декларацию о приверженности делу борьбы с вирусом иммунодефицита человека/синдромом приобретенного иммунодефицита (ВИЧ/СПИД), содержащуюся в Приложении к настоящей Резолюции.

Приложение
ДЕКЛАРАЦИЯ
О ПРИВЕРЖЕННОСТИ ДЕЛУ БОРЬБЫ С ВИЧ/СПИДОМ
Глобальный кризис - глобальные действия
1. Мы, главы государств и правительств и представители государств и правительств, собравшись в срочном порядке в Организации Объединенных Наций в период с 25 по 27 июня 2001 года на двадцать шестую специальную сессию Генеральной Ассамблеи, созванную во исполнение Резолюции 55/13 для рассмотрения проблемы ВИЧ/СПИДа во всех ее аспектах, а также чтобы обеспечить глобальную приверженность укреплению координации и активизации национальных, региональных и международных усилий, направленных на ведение борьбы с нею всесторонним образом;
2. будучи глубоко обеспокоены тем, что глобальная эпидемия ВИЧ/СПИДа, достигшая ужасающих масштабов и оказывающая опустошительное воздействие, представляет собой глобальную чрезвычайную ситуацию и одну из самых серьезных угроз жизни и достоинству человека, а также эффективному осуществлению прав человека, которая подрывает социально-экономическое развитие по всему миру и затрагивает все слои общества - нацию, общину, семью и каждого отдельного человека;
3. с глубокой обеспокоенностью отмечая, что к концу 2000 года во всем мире насчитывалось 36,1 млн. человек, инфицированных ВИЧ/СПИДом, из них 90 процентов в развивающихся странах и 75 процентов в странах Африки, расположенных к югу от Сахары;
4. с серьезной озабоченностью отмечая, что эпидемия ВИЧ/СПИДа затрагивает всех людей, богатых и бедных, без различия по признакам возраста, пола или расы, и отмечая далее, что в наибольшей степени страдают люди в развивающихся странах, а наиболее уязвимы женщины, молодежь и дети, в частности девочки;
5. будучи обеспокоены также тем, что продолжающееся распространение ВИЧ/СПИДа будет представлять собой серьезное препятствие на пути реализации глобальных целей в области развития, которые мы поставили на Саммите тысячелетия;
6. напоминая о наших предыдущих обязательствах в отношении борьбы с ВИЧ/СПИДом и вновь подтверждая эти обязательства, которые мы приняли в:
Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 года;
Политической декларации и Дальнейших действиях и инициативах для реализации обязательств, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, от 1 июля 2000 года;
Политической декларации и Дальнейших мерах и инициативах по осуществлению Пекинской декларации и Платформы действий от 10 июня 2000 года;
Основных направлениях деятельности по дальнейшему осуществлению Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию от 2 июля 1999 года;
Региональном призыве к действиям по борьбе с ВИЧ/СПИДом в Азии и районе Тихого океана от 25 апреля 2001 года;
Абуджийской декларации и Стратегии борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими связанными с ними инфекционными заболеваниями в Африке от 27 апреля 2001 года;
Декларации Иберо-американской встречи глав государств, состоявшейся в ноябре 2000 года в Панаме;
Карибском партнерстве против ВИЧ/СПИДа, 14 февраля 2001 года;
Программе действий Европейского Союза: ускоренное принятие мер по ВИЧ/СПИДу, малярии и туберкулезу в контексте уменьшения масштабов нищеты, 14 мая 2001 года;
Декларации по предотвращению ВИЧ/СПИДа в регионе Балтийского моря от 4 мая 2000 года;
Центральноазиатской декларации по проблеме ВИЧ/СПИДа от 18 мая 2001 года;
7. будучи убеждены в необходимости принятия срочных, скоординированных и устойчивых мер в ответ на эпидемию ВИЧ/СПИДа, которые будут основываться на опыте и уроках, извлеченных
за последние 20 лет;
8. отмечая с глубокой обеспокоенностью, что Африка, особенно страны Африки к югу от Сахары, является сейчас регионом, наиболее страдающим от ВИЧ/СПИДа и где проблема ВИЧ/СПИДа рассматривается в качестве чрезвычайной ситуации, которая ставит под угрозу развитие, социальную сплоченность общества, политическую стабильность, продовольственную безопасность и продолжительность жизни и ложится разрушительным бременем на экономику, и что драматическая ситуация, сложившаяся на континенте, требует безотлагательных и исключительных национальных, региональных и международных мер;
9. приветствуя взятые главами государств и правительств африканских стран на Абуджийской специальной встрече в верхах в апреле 2001 года обязательства, особенно их обещание поставить целью выделение по меньшей мере 15 процентов своего годового национального бюджета на улучшение в секторе здравоохранения для решения проблем эпидемии ВИЧ/СПИДа; и признавая, что действия по реализации этой цели странами, имеющими ограниченные ресурсы, должны быть дополнены более весомой международной поддержкой;
10. признавая также, что другие регионы серьезно затронуты этой проблемой и сталкиваются с аналогичными угрозами, в частности: Карибский регион, имеющий второй после стран Африки, расположенных к югу от Сахары, коэффициент заражения ВИЧ; регион Азии и Тихого океана, где насчитывается уже 7,5 млн. человек, инфицированных ВИЧ/СПИДом; регион Латинской Америки, где с ВИЧ/СПИДом живут 1,5 млн. человек, и регион Центральной и Восточной Европы, где очень высоки темпы роста коэффициентов заражения; что существует потенциальная возможность быстрого распространения этой эпидемии и ее воздействия по всему миру, если не будут приняты конкретные меры;
11. признавая, что нищета, недостаточное развитие и неграмотность входят в число глобальных факторов, способствующих распространению ВИЧ/СПИДа, и с глубокой обеспокоенностью отмечая, что ВИЧ/СПИД усугубляет нищету и в настоящее время обращает вспять или подрывает развитие во многих странах и поэтому его необходимо рассматривать комплексным образом;
12. отмечая, что конфликты и стихийные действия также усугубляют распространение этой эпидемии;
13. отмечая далее, что клеймо позора, умалчивание, дискриминация и отчуждение, а также отсутствие конфиденциальности, подрывают усилия по предупреждению и уходу и увеличивают воздействие эпидемии на отдельных лиц, семьи, общины и нации и что этими проблемами также следует заняться;
14. отмечая с обеспокоенностью, что некоторые экономические, социальные, политические, финансовые, правовые и культурные факторы затрудняют усилия по повышению уровня информированности, просвещению, предотвращению, уходу и поддержке;
15. подчеркивая, что гендерное равенство и расширение возможностей женщин являются основополагающими элементами в снижении уязвимости женщин и девочек инфицированию ВИЧ/СПИДом;
16. признавая, что доступ к медикаментам в контексте пандемий, подобных ВИЧ/СПИДу, является одним из основополагающих элементов постепенного достижения полной реализации права каждого на максимально высокий уровень охраны физического и психического здоровья;
17. признавая, что полная реализация прав человека и основных свобод всех людей является важнейшим элементом глобальных действий в ответ на пандемию ВИЧ/СПИДа, в том числе в области профилактики, ухода, поддержки и лечения, и что это позволяет снизить подверженность риску инфицирования ВИЧ/СПИДом и снять клеймо позора и предотвратить вытекающую отсюда дискриминацию в отношении лиц, инфицированных или подверженных риску инфицирования ВИЧ/СПИДом;
18. подтверждая, что предотвращение инфицирования ВИЧ должно быть основой мер реагирования на эту эпидемию на международном уровне и на уровне национальной общины; что уход за людьми, инфицированными ВИЧ/СПИДом и страдающими от этого заболевания, оказание им поддержки и их лечение являются неразрывными и взаимоукрепляющими элементами эффективных мер реагирования и должны быть включены во всеобъемлющий подход в целях борьбы с этой эпидемией;
19. признавая необходимость в достижении целей предотвращения, сформулированных в настоящей Декларации, с тем чтобы остановить распространение эпидемии, и отмечая, что все страны должны продолжать уделять особое внимание повсеместной и эффективной профилактике, включая кампании по повышению уровня информированности, посредством оказания услуг в сферах образования, питания, распространения информации и здравоохранения;
20. признавая, что уход, поддержка и лечение могут способствовать эффективной профилактике за счет поощрения приемлемости добровольного и конфиденциального консультирования и тестирования, а также за счет поддержания тесных контактов людей, инфицированных ВИЧ/СПИДом, и уязвимых групп с системами здравоохранения и облегчения их доступа к информации, консультированию и профилактическим принадлежностям;
21. особо отмечая важную роль культурных, семейных, этических и религиозных факторов в предотвращении эпидемии и в лечении, уходе и поддержке, принимая во внимание особенности каждой страны, а также важность уважения всех прав человека и основных свобод;
22. отмечая важное значение формирования и укрепления людских ресурсов и национальных медицинских и социальных инфраструктур в качестве приоритетов эффективного оказания услуг в области профилактики, лечения, ухода и поддержки;
23. признавая, что для эффективных стратегий профилактики, ухода и лечения потребуется обеспечить изменение в поведении и более широкий и недискриминационный доступ, в частности, к вакцинам, презервативам, бактерицидным средствам, смазывающим веществам, оборудованию, обеспечивающему стерильность инъекций, лекарствам, включая антиретровирусную терапию, диагностике и связанным с ней технологиям, а также активизировать проведение научных исследований и разработок;
24. признавая также, что стоимость, наличие и доступность лекарств и связанных с ними технологий являются важными факторами, которые необходимо периодически рассматривать и пересматривать во всех их аспектах, и что существует необходимость снижения стоимости этих лекарств и технологий в тесном сотрудничестве с частным сектором и фармацевтическими компаниями;
25. признавая далее, что отсутствие недорогостоящих фармацевтических средств и жизнеспособных структур снабжения и систем здравоохранения продолжает препятствовать эффективному реагированию на ВИЧ/СПИД во многих странах, особенно в интересах беднейших слоев населения, и ссылаясь на усилия по обеспечению нуждающимся доступа к лекарствам по низким ценам;
26. приветствуя усилия стран по поощрению новаторства и развитию отечественных отраслей в соответствии с международным правом для расширения доступа к медикаментам, необходимым для охраны здоровья населения; и отмечая необходимость проведения дальнейшей оценки воздействия соглашений в области международной торговли, касающихся доступа к основным лекарствам, их местного производства и разработки новых лекарств;
27. приветствуя достигнутый в некоторых странах прогресс по сдерживанию масштабов этой эпидемии, особенно через посредство: решительной политической приверженности и руководства на самых высоких уровнях, включая руководство общинами; эффективного использования имеющихся ресурсов и традиционных медикаментов; успешных стратегий предотвращения, ухода, поддержки и лечения; инициатив в области образования и информации; поддержания партнерских отношений с общинами, гражданским обществом, людьми, инфицированными ВИЧ/СПИДом, и уязвимыми группами; активного поощрения и защиты прав человека; и признавая важность обмена опытом и наращивания нашего коллективного и многогранного опыта, на основе регионального и международного сотрудничества, включая сотрудничество Север/Юг и Юг/Юг и трехстороннее сотрудничество;
28. отмечая, что ресурсы, выделяемые на борьбу с эпидемией как на национальном, так и на международном уровнях, несопоставимы с масштабами проблемы;
29. признавая фундаментальное значение укрепления национальных, региональных и субрегиональных потенциалов рассмотрения проблемы ВИЧ/СПИДа и эффективной борьбы с этой эпидемией и признавая, что для этого потребуется выделить более значительные и устойчивые людские, финансовые и технические ресурсы посредством укрепления национальных мер и сотрудничества и расширения регионального, субрегионального и международного сотрудничества;
30. признавая, что внешний долг и проблемы обслуживания задолженности существенным образом ограничивают потенциал многих развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой в плане финансирования борьбы с ВИЧ/СПИДом;
31. подтверждая ключевую роль, которую играет семья в предотвращении, уходе, поддержке и лечении лиц, затрагиваемых и инфицированных ВИЧ/СПИДом, принимая во внимание, что в различных культурных, социальных и политических системах существуют различные формы семьи;
32. заявляя, что помимо ключевой роли, которую играют общины, важное значение придается и крепким партнерским связям, объединяющим правительства, систему Организации Объединенных Наций, межправительственные организации, людей, инфицированных ВИЧ/СПИДом, медицинские, научные и просветительские учреждения, неправительственные организации, деловые круги, включая фармацевтические компании общего и исследовательского профиля, профсоюзы, средства массовой информации, парламентариев, фонды, общины и организации, религиозные организации и традиционных лидеров;
33. отмечая особую роль и существенный вклад лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, молодежи и субъектов гражданского общества в рассмотрении проблемы ВИЧ/СПИДа во всех ее аспектах, и признавая, что их всестороннее участие в разработке, планировании, осуществлении и оценке программ имеет исключительно важное значение для разработки эффективных мер реагирования на эпидемию ВИЧ/СПИДа;
34. отмечая далее усилия международных гуманитарных организаций, ведущих борьбу с эпидемией, включая, в частности, добровольцев Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в наиболее затронутых районах по всему миру;
35. высоко оценивая руководящую роль Координационного совета программы ЮНЭЙДС в области разработки политики и координации мер применительно к ВИЧ/СПИДу в системе Организации Объединенных Наций; отмечая одобрение им в декабре 2000 года глобальных стратегических рамок борьбы с ВИЧ/СПИДом, которые при необходимости могут оказать содействие государствам-членам и соответствующим субъектам гражданского общества в разработке стратегии и борьбы с ВИЧ/СПИДом, принимая во внимание конкретный контекст эпидемии в различных районах мира;
36. торжественно заявляем о своей приверженности решению проблем кризиса ВИЧ/СПИДа посредством принятия нижеперечисленных мер с учетом различных ситуаций и условий в разных регионах и странах

11-13 октября 2005 г. в г.Суздаль состоялось совещание по организациинадзора и профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

Основные задачи, намеченные резолюцией прошлого совещания, состоявшегося 29 сентября – 1 октября 2004 г., выполнены.

В 2005 г. запущены крупномасштабные проекты Глобального Фонда и Всемирного Банка с общим объемом финансирования более 270 млн. доларов США.

Сформирована рабочая группа и проводится работа по разработке концепции и структуры на 2006-2007гг.

Разработаны и направлены в Минздравсоцразвития России предложения по совершенствованию законодательства, касающиеся усиления социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

В учреждениях системы Федеральной службы исполнения наказаний внедрены информационно - обучающие программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Также, работа по профилактике ВИЧ-инфекции проводилась в рамках международных программ, с участием различных агентств ООН, Агентства международного развития США, Министерства международного развития Великобритании и других международных организаций и фондов.

Вместе с тем, в последние три года начал активизироваться половой путь передачи ВИЧ-инфекции, количество случаев заражения при незащищенном сексуальном контакте между мужчинами и женщинами возросло с 6% в 2001г. до 30% в 2004г., а в Краснодарском крае, Калининградской, Нижегородской и Тверской области до 30% - 40% от общего числа выявленных ВИЧ-инфицированных.

От 30 до 60 % лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, являются потребителями инъекционных наркотиков, страдают различными ИППП в том числе сифилисом, вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных постоянно возрастает доля женщин детородного возраста. В 2004 г. она превысила 35%. Как следствие этого увеличивается заболеваемость среди беременных - с 300 случаев в 1999г. до 3500 в 2004 г., при этом у многих из них ВИЧ-инфекция выявляется только при поступлении на роды.

Отмечается интенсивный рост количества ВИЧ-инфицированных в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний с 7,5 тысяч в 1999 г. до 35 тысяч в 2004г. После выхода на свободу ВИЧ-инфицированные зачастую скрывают свой диагноз, не обращаются в лечебно-профилактические учреждения и выпадают из поля зрения эпидемиологов.

Вместе с тем, несмотря на значительный рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией проводимая в стране работа по противодействию ее распространения позволила удержать эпидемию сконцентрированной, в основном, в уязвимых группах населения, сдержать массовый выход инфекции в общую популяцию населения.

Учитывая развитие эпидемической ситуации в России, можно при сохранении объема противоэпидемических мероприятий с высокой долей вероятности прогнозировать стабилизацию числа новых случаев ВИЧ-инфекции в ближайшие 1-2 года на уровне 35-40 тысяч в год, при резком увеличении числа ВИЧ-инфицированных, которые будут нуждаться в антиретровирусной терапии по жизненным показаниям.

Общий объем финансирования подпрограммы был определен в 2 млрд.778 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 735,2 млн. рублей, остальные за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что финансирование мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом за счет бюджетов субъектов Российской Федерации значительно превысило запланированные цифры. Только за три года (2002-2004) финансирование из региональных бюджетов уже составило более 2млрд. 400 млн. рублей. Кроме того, дополнительные ассигнования выделяются Минобрнауки России, Минобороны России. Все это свидетельствует о коренном изменении отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа.

В 2005 году в России успешно начали свою реализацию ряд крупных проектов:

- проект по профилактике и борьбе со СПИДом в рамках займа Международного банка реконструкции и развития стоимостью 46,8 млн. долларов.

В марте 2005 года Глобальным Фондом был выделен грант в размере 120 млн. долларов США для обеспечения доступности антиретровирусной терапии больным ВИЧ-инфекцией на период 2005-2009гг. Работа по данному проекту уже начата.

Следует отметить рост количества и качества осуществленных действий и мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме, информирования населения и лиц, принимающих решения на всех уровнях власти, профилактическую работу и оказание медицинской помощи в новые качественные изменения.

В первую очередь это касается понимания значимости проблемы ВИЧ/СПИД на уровне высшего руководства страны и тому вниманию, которое оно уделяет этой проблеме в настоящее время.

Помимо состоявшегося 17 сентября 2005 года совещания Совета Безопасности Российской Федерации, на котором были приняты решения по увеличению финансирования мер, направленных на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПД в Российской Федерации, принято решение о проведении в январе 2006 года Государственного Совета Российской Федерации по этому вопросу.

Укрепление и развитие гражданского общества и в первую очередь расширение сети негосударственных организаций, занимающихся самыми различными вопросами ВИЧ/СПИДа, также оказало прямое влияние на коренное изменение отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа во всех слоях общества.

В настоящее время, когда на высшем уровне принято решение о резком увеличении финансирования и в страну пришли большие инвестиции, возникает принципиально новая задача - эффективно и полностью освоить эти средства. Необходимо суметь организовать работу так, чтобы поступающие средства не были потрачены впустую или остались бы не использованными.

В первую очередь этот касается обеспечения доступности антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней.

По имеющейся оценке, в настоящее время получают антиретровирусную терапию за счет всех возможных источников не более 4-5 тысяч ВИЧ-инфцированных в то время, как реально нуждаются в терапии не менее 18000 человек.

По расчетным данным получать антиретровирусную терапию должны 25-30 тысяч ВИЧ-инфицированных, однако 50-60% из них, находится вне поля зрения медиков, т.к. являются активными потребителями наркотиков и не проявляют необходимой заинтересованности в лечении. Работа по выявлению таких лиц, привлечение их к лечению в подавляющем большинстве регионов не налажена.

Сложившаяся в Российской Федерации практика работы в условиях недофинансирования программных мероприятий по профилактике и лечению больных ВИЧ/СПИДом, давала возможность руководителям здравоохранения и в первую очередь службы СПИДа, ссылаясь на объективные трудности работы с уязвимым населением, отсутствием в бюджетах всех уровней средств, препаратов для лечения больных ВИЧ/СПИД, считать нормальным явлением, когда выявленные ВИЧ-инфицированные годами не обращались в центр за медицинской помощью. В результате сегодня мы все чаще сталкиваемся с больными, пришедшими в Центр в тяжелых стадиях ВИЧ-инфекции.

Вступление в действие ФЗ №122 от 22.08.04. позволило улучшить состояние дел с обеспечением лекарственными препаратами лиц, имеющих инвалидность, больных ВИЧ/СПИДом. Однако количество поставленных препаратов (около 7,2 тыс. упаковок препаратов 14 наименований) свидетельствуют том, что в полную меру этот механизм, повышения доступности препаратов, еще не работает.

Особенно остро стоит проблема получения медицинской помощи ВИЧ-инфицированными наркопотребителями. В первую очередь это касается формирования и закрепления приверженности их к лечению. Обеспечение этой работы является прямой обязанностью Центров по профилактике и борьбе со СПИД совместно с наркологической службой.

Практика показала, что для оказания качественной и эффективной помощи ВИЧ-инфицированным наркопотребителям в условиях стационара необходимо создание специальных условий содержания этих больных, а именно, создание специализированных реабилитационных отделений на базе наркологических стационаров с подготовленным персоналом и специально разработанным режимом. Необходимо также обеспечить преемственность в работе амбулаторной и стационарной наркологической службы, как в плане активного выявления ВИЧ-инфицированных наркопотребителей и вовлечения их в наркологическое лечение, так и в плане их последующего сопровождения.

Для обеспечения приверженности лечению ВИЧ-инфицированных наркопотребителей в амбулаторных условиях целесообразно формировать группы пациентов, нуждающихся в АРВ-терапии и закреплять за ними команду специалистов, в ответственность которых будет входить исключительно формирование и сохранение приверженности.

Несмотря на проводимую организационную и научно-методическую работу, неудовлетворительно обстоят дела с работой по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Коэффициент передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в среднем составляет по разным территориям от 3% до 6,2% . Тогда как, при правильной постановке работы он должен быть не выше 1-3%..

На большинстве территорий ежегодно обследования на ВИЧ проводятся в больших объемах без учета действующего законодательства и эпидемиологических показаний. В тоже время представители уязвимых групп, играющих наиболее важную роль в распространении инфекции в значительной части выпадают из поля зрения медицинских работников. Проведенные исследования показали, что только около 10% от общей численности указанных групп обследуется на ВИЧ-инфекцию.

Увеличение числа лиц, подлежащих антиретровирусной терапии, требует проведения лабораторных обследований с целью выяснения необходимости назначения терапии (состояние иммунного статуса и вирусной нагрузки).

Остается чрезвычайно острой проблема социального сиротства в семьях, где ВИЧ-инфицированы один или оба родителя. По данным исследований в России за последние годы остались без попечения родителей около 10%. таких детей. Из них (по состоянию на 2003 г.) более половины (53,9%) проживали в домах ребенка, примерно треть (29,5%) находились в больницах, и, только 16,6% проживали в семьях на различных условиях, включая усыновление, опеку, а также приемные и патронатные семьи.

Центры СПИДа совместно с Центрами планирования семьи, программами снижения вреда должны организовать работу по информированию лиц из групп риска о методах контрацепции и возможности получения химиопрофилактики для предотвращения передачи ВИЧ-инфекции ребенку.

Одним из наиболее важных направлений предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в стране является работа с целевыми группами населения.

В первую очередь, это профилактическая работа в рамках проектов снижения вреда среди потребителей наркотических средств и лиц, оказывающих платные сексуальные услуги. Стратегия снижения вреда направлена на сокращение вредных последствий употребления наркотиков для всех потребителей, и для тех, кто просто экспериментирует с ними, и тех, кто вынужден употреблять наркотики в силу физической зависимости. Самой важной задачей этих программ является установление и поддержание контакта с потребителями наркотиков с целью оказания им помощи. Отказ от употребления наркотиков должен быть конечной целю в серии задач программ снижения вреда, задач, направленных на сокращение вредных последствий, возникающих в результате их употребления.

Эпидемиологические исследования, проводимые в обязательном порядке в рамках этих проектов, свидетельствуют, что у большинства участников отмечается снижение рискованной практики совместного употребления инфекционного инструментария, многие из них, получив направления, обращаются в инфекционные стационары, кожно-венерологические диспансеры, программы лечения и реабилитации наркозависимости.

Исходя из сложившейся в настоящее время политической, экономической и эпидемической ситуаций участники совещания считают необходимым:

1. Усилить координацию действий по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции на уровне федеральных органов исполнительной власти, внутри системы здравоохранения, на уровне межведомственного взаимодействия в субъектах Российской Федерации, укрепить взаимодействие с российскими и международными организация, сообществом людей, живущих с ВИЧ/СПИД .

3. Определить потребности и необходимые объемы закупки диагностических тест-систем для выявления ВИЧ – инфекции и лекарственных препаратов, обеспечение ими субъектов Российской Федерации.

6. Обеспечить повышение доступности медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, организацию полноценного диспансерного наблюдения, лечения, контроля качества и эффективности проводимого лечения, а также проведения профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

7. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением с целью улучшения лечебно-диагностической помощи ВИЧ-инфицированным больным:

- обеспечить совершенствование лабораторной базы с целью улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний, шире применять диагностические тест-системы нового поколения, в том числе выявляющие одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что способствует более раннему выявлению заболевания, позволяет своевременно решать вопрос о назначении антиретровирусной терапии и в конечном счете оказывает прямое влияние на снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции;

- организовать обучение на центральных базах врачей клинического профиля службы СПИДа и специалистов общей лечебной сети навыкам проведения антиретровирусной терапии, консультирования ВИЧ-инфицированных пациентов с целью оценки их уровня готовности и повышения приверженности АРВТ;

- развивать работу групп поддержки и самопомощи ВИЧ-инфицированных пациентов в области формирования и поддержания приверженности АРВТ;

- организовать проведение мероприятий по созданию, развитию и поддержанию системы психосоциального консультирования беременных женщин по вопросам ВИЧ-инфекции, а ВИЧ-позитивных женщин - по вопросам предупреждения незапланированной беременности;

- усилить контроль за неукоснительным соблюдением приказа Минздрава России №50 от 10.02.2003 об обязательном двукратном обследовании всех беременных на ВИЧ-инфекцию;

- уделять больше внимания подготовке медицинского персонала, обеспечению поддержки и развития неправительственных организаций, и в первую очередь организаций взаимопомощи и поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- провести дополнительное обучение специалистов лечебной и диагностической службы Центров СПИДа, инфекционных больниц, КИЗов и наркологической службы, предусмотреть возможность работы команды специалистов (включая врача-инфекциониста, психолога, социального работника) по повышению приверженности лечению среди больных ВИЧ/СПИД. Обеспечить подготовку таких команд не только в Центре СПИДа, но и в ЦРБ, а также развивать систему социального сопровождения людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- принять меры по профилактике социального сиротства, путем работы с ВИЧ-инфицированными беременными на дородовом этапе и после рождения ребенка, профилактика отказов от ребенка, в том числе отсроченных во времени, разработка и реализация мер по социальной поддержке семей, имеющих детей, с перинатальным контактом и ВИЧ-инфицированных.

- Шире привлекать общественные и некоммерческие структуры к реализации государственных (муниципальных) проектов и включать в систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством по противодействию распространению ВИЧ/СПИД. Обеспечить возможности для непосредственного участия неправительственных организаций в реализации как федеральных, так и местных программ по профилактике и борьбе со СПИД.

8. Считать особо важной проблемой отношение к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией. Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия для медицинского ухода за больными и осуществления эффективной профилактики этой инфекции. Борьба с проявлениями стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных является неотъемлемой задачей как Центров по профилактике и борьбе со СПИД, так и органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

11-13 октября 2005 г. в г.Суздаль состоялось совещание по организациинадзора и профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

Основные задачи, намеченные резолюцией прошлого совещания, состоявшегося 29 сентября – 1 октября 2004 г., выполнены.

В 2005 г. запущены крупномасштабные проекты Глобального Фонда и Всемирного Банка с общим объемом финансирования более 270 млн. доларов США.

Сформирована рабочая группа и проводится работа по разработке концепции и структуры на 2006-2007гг.

Разработаны и направлены в Минздравсоцразвития России предложения по совершенствованию законодательства, касающиеся усиления социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

В учреждениях системы Федеральной службы исполнения наказаний внедрены информационно - обучающие программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Также, работа по профилактике ВИЧ-инфекции проводилась в рамках международных программ, с участием различных агентств ООН, Агентства международного развития США, Министерства международного развития Великобритании и других международных организаций и фондов.

Вместе с тем, в последние три года начал активизироваться половой путь передачи ВИЧ-инфекции, количество случаев заражения при незащищенном сексуальном контакте между мужчинами и женщинами возросло с 6% в 2001г. до 30% в 2004г., а в Краснодарском крае, Калининградской, Нижегородской и Тверской области до 30% - 40% от общего числа выявленных ВИЧ-инфицированных.

От 30 до 60 % лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, являются потребителями инъекционных наркотиков, страдают различными ИППП в том числе сифилисом, вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных постоянно возрастает доля женщин детородного возраста. В 2004 г. она превысила 35%. Как следствие этого увеличивается заболеваемость среди беременных - с 300 случаев в 1999г. до 3500 в 2004 г., при этом у многих из них ВИЧ-инфекция выявляется только при поступлении на роды.

Отмечается интенсивный рост количества ВИЧ-инфицированных в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний с 7,5 тысяч в 1999 г. до 35 тысяч в 2004г. После выхода на свободу ВИЧ-инфицированные зачастую скрывают свой диагноз, не обращаются в лечебно-профилактические учреждения и выпадают из поля зрения эпидемиологов.

Вместе с тем, несмотря на значительный рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией проводимая в стране работа по противодействию ее распространения позволила удержать эпидемию сконцентрированной, в основном, в уязвимых группах населения, сдержать массовый выход инфекции в общую популяцию населения.

Учитывая развитие эпидемической ситуации в России, можно при сохранении объема противоэпидемических мероприятий с высокой долей вероятности прогнозировать стабилизацию числа новых случаев ВИЧ-инфекции в ближайшие 1-2 года на уровне 35-40 тысяч в год, при резком увеличении числа ВИЧ-инфицированных, которые будут нуждаться в антиретровирусной терапии по жизненным показаниям.

Общий объем финансирования подпрограммы был определен в 2 млрд.778 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 735,2 млн. рублей, остальные за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что финансирование мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом за счет бюджетов субъектов Российской Федерации значительно превысило запланированные цифры. Только за три года (2002-2004) финансирование из региональных бюджетов уже составило более 2млрд. 400 млн. рублей. Кроме того, дополнительные ассигнования выделяются Минобрнауки России, Минобороны России. Все это свидетельствует о коренном изменении отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа.

В 2005 году в России успешно начали свою реализацию ряд крупных проектов:

- проект по профилактике и борьбе со СПИДом в рамках займа Международного банка реконструкции и развития стоимостью 46,8 млн. долларов.

В марте 2005 года Глобальным Фондом был выделен грант в размере 120 млн. долларов США для обеспечения доступности антиретровирусной терапии больным ВИЧ-инфекцией на период 2005-2009гг. Работа по данному проекту уже начата.

Следует отметить рост количества и качества осуществленных действий и мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме, информирования населения и лиц, принимающих решения на всех уровнях власти, профилактическую работу и оказание медицинской помощи в новые качественные изменения.

В первую очередь это касается понимания значимости проблемы ВИЧ/СПИД на уровне высшего руководства страны и тому вниманию, которое оно уделяет этой проблеме в настоящее время.

Помимо состоявшегося 17 сентября 2005 года совещания Совета Безопасности Российской Федерации, на котором были приняты решения по увеличению финансирования мер, направленных на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПД в Российской Федерации, принято решение о проведении в январе 2006 года Государственного Совета Российской Федерации по этому вопросу.

Укрепление и развитие гражданского общества и в первую очередь расширение сети негосударственных организаций, занимающихся самыми различными вопросами ВИЧ/СПИДа, также оказало прямое влияние на коренное изменение отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа во всех слоях общества.

В настоящее время, когда на высшем уровне принято решение о резком увеличении финансирования и в страну пришли большие инвестиции, возникает принципиально новая задача - эффективно и полностью освоить эти средства. Необходимо суметь организовать работу так, чтобы поступающие средства не были потрачены впустую или остались бы не использованными.

В первую очередь этот касается обеспечения доступности антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней.

По имеющейся оценке, в настоящее время получают антиретровирусную терапию за счет всех возможных источников не более 4-5 тысяч ВИЧ-инфцированных в то время, как реально нуждаются в терапии не менее 18000 человек.

По расчетным данным получать антиретровирусную терапию должны 25-30 тысяч ВИЧ-инфицированных, однако 50-60% из них, находится вне поля зрения медиков, т.к. являются активными потребителями наркотиков и не проявляют необходимой заинтересованности в лечении. Работа по выявлению таких лиц, привлечение их к лечению в подавляющем большинстве регионов не налажена.

Сложившаяся в Российской Федерации практика работы в условиях недофинансирования программных мероприятий по профилактике и лечению больных ВИЧ/СПИДом, давала возможность руководителям здравоохранения и в первую очередь службы СПИДа, ссылаясь на объективные трудности работы с уязвимым населением, отсутствием в бюджетах всех уровней средств, препаратов для лечения больных ВИЧ/СПИД, считать нормальным явлением, когда выявленные ВИЧ-инфицированные годами не обращались в центр за медицинской помощью. В результате сегодня мы все чаще сталкиваемся с больными, пришедшими в Центр в тяжелых стадиях ВИЧ-инфекции.

Вступление в действие ФЗ № 122 от 22.08.04. позволило улучшить состояние дел с обеспечением лекарственными препаратами лиц, имеющих инвалидность, больных ВИЧ/СПИДом. Однако количество поставленных препаратов (около 7,2 тыс. упаковок препаратов 14 наименований) свидетельствуют том, что в полную меру этот механизм, повышения доступности препаратов, еще не работает.

Особенно остро стоит проблема получения медицинской помощи ВИЧ-инфицированными наркопотребителями. В первую очередь это касается формирования и закрепления приверженности их к лечению. Обеспечение этой работы является прямой обязанностью Центров по профилактике и борьбе со СПИД совместно с наркологической службой.

Практика показала, что для оказания качественной и эффективной помощи ВИЧ-инфицированным наркопотребителям в условиях стационара необходимо создание специальных условий содержания этих больных, а именно, создание специализированных реабилитационных отделений на базе наркологических стационаров с подготовленным персоналом и специально разработанным режимом. Необходимо также обеспечить преемственность в работе амбулаторной и стационарной наркологической службы, как в плане активного выявления ВИЧ-инфицированных наркопотребителей и вовлечения их в наркологическое лечение, так и в плане их последующего сопровождения.

Для обеспечения приверженности лечению ВИЧ-инфицированных наркопотребителей в амбулаторных условиях целесообразно формировать группы пациентов, нуждающихся в АРВ-терапии и закреплять за ними команду специалистов, в ответственность которых будет входить исключительно формирование и сохранение приверженности.

Несмотря на проводимую организационную и научно-методическую работу, неудовлетворительно обстоят дела с работой по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Коэффициент передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в среднем составляет по разным территориям от 3% до 6,2% . Тогда как, при правильной постановке работы он должен быть не выше 1-3%..

На большинстве территорий ежегодно обследования на ВИЧ проводятся в больших объемах без учета действующего законодательства и эпидемиологических показаний. В тоже время представители уязвимых групп, играющих наиболее важную роль в распространении инфекции в значительной части выпадают из поля зрения медицинских работников. Проведенные исследования показали, что только около 10% от общей численности указанных групп обследуется на ВИЧ-инфекцию.

Увеличение числа лиц, подлежащих антиретровирусной терапии, требует проведения лабораторных обследований с целью выяснения необходимости назначения терапии (состояние иммунного статуса и вирусной нагрузки).

Остается чрезвычайно острой проблема социального сиротства в семьях, где ВИЧ-инфицированы один или оба родителя. По данным исследований в России за последние годы остались без попечения родителей около 10%. таких детей. Из них (по состоянию на 2003 г.) более половины (53,9%) проживали в домах ребенка, примерно треть (29,5%) находились в больницах, и, только 16,6% проживали в семьях на различных условиях, включая усыновление, опеку, а также приемные и патронатные семьи.

Центры СПИДа совместно с Центрами планирования семьи, программами снижения вреда должны организовать работу по информированию лиц из групп риска о методах контрацепции и возможности получения химиопрофилактики для предотвращения передачи ВИЧ-инфекции ребенку.

Одним из наиболее важных направлений предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в стране является работа с целевыми группами населения.

В первую очередь, это профилактическая работа в рамках проектов снижения вреда среди потребителей наркотических средств и лиц, оказывающих платные сексуальные услуги. Стратегия снижения вреда направлена на сокращение вредных последствий употребления наркотиков для всех потребителей, и для тех, кто просто экспериментирует с ними, и тех, кто вынужден употреблять наркотики в силу физической зависимости. Самой важной задачей этих программ является установление и поддержание контакта с потребителями наркотиков с целью оказания им помощи. Отказ от употребления наркотиков должен быть конечной целю в серии задач программ снижения вреда, задач, направленных на сокращение вредных последствий, возникающих в результате их употребления.

Эпидемиологические исследования, проводимые в обязательном порядке в рамках этих проектов, свидетельствуют, что у большинства участников отмечается снижение рискованной практики совместного употребления инфекционного инструментария, многие из них, получив направления, обращаются в инфекционные стационары, кожно-венерологические диспансеры, программы лечения и реабилитации наркозависимости.

Исходя из сложившейся в настоящее время политической, экономической и эпидемической ситуаций участники совещания считают необходимым:

1. Усилить координацию действий по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции на уровне федеральных органов исполнительной власти, внутри системы здравоохранения, на уровне межведомственного взаимодействия в субъектах Российской Федерации, укрепить взаимодействие с российскими и международными организация, сообществом людей, живущих с ВИЧ/СПИД .

3. Определить потребности и необходимые объемы закупки диагностических тест-систем для выявления ВИЧ – инфекции и лекарственных препаратов, обеспечение ими субъектов Российской Федерации.

6. Обеспечить повышение доступности медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, организацию полноценного диспансерного наблюдения, лечения, контроля качества и эффективности проводимого лечения, а также проведения профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

7. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением с целью улучшения лечебно-диагностической помощи ВИЧ-инфицированным больным:

- обеспечить совершенствование лабораторной базы с целью улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний, шире применять диагностические тест-системы нового поколения, в том числе выявляющие одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что способствует более раннему выявлению заболевания, позволяет своевременно решать вопрос о назначении антиретровирусной терапии и в конечном счете оказывает прямое влияние на снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции;

- организовать обучение на центральных базах врачей клинического профиля службы СПИДа и специалистов общей лечебной сети навыкам проведения антиретровирусной терапии, консультирования ВИЧ-инфицированных пациентов с целью оценки их уровня готовности и повышения приверженности АРВТ;

- развивать работу групп поддержки и самопомощи ВИЧ-инфицированных пациентов в области формирования и поддержания приверженности АРВТ;

- организовать проведение мероприятий по созданию, развитию и поддержанию системы психосоциального консультирования беременных женщин по вопросам ВИЧ-инфекции, а ВИЧ-позитивных женщин - по вопросам предупреждения незапланированной беременности;

- усилить контроль за неукоснительным соблюдением приказа Минздрава России № 50 от 10.02.2003 об обязательном двукратном обследовании всех беременных на ВИЧ-инфекцию;

- уделять больше внимания подготовке медицинского персонала, обеспечению поддержки и развития неправительственных организаций, и в первую очередь организаций взаимопомощи и поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- провести дополнительное обучение специалистов лечебной и диагностической службы Центров СПИДа, инфекционных больниц, КИЗов и наркологической службы, предусмотреть возможность работы команды специалистов (включая врача-инфекциониста, психолога, социального работника) по повышению приверженности лечению среди больных ВИЧ/СПИД. Обеспечить подготовку таких команд не только в Центре СПИДа, но и в ЦРБ, а также развивать систему социального сопровождения людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- принять меры по профилактике социального сиротства, путем работы с ВИЧ-инфицированными беременными на дородовом этапе и после рождения ребенка, профилактика отказов от ребенка, в том числе отсроченных во времени, разработка и реализация мер по социальной поддержке семей, имеющих детей, с перинатальным контактом и ВИЧ-инфицированных.

- Шире привлекать общественные и некоммерческие структуры к реализации государственных (муниципальных) проектов и включать в систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством по противодействию распространению ВИЧ/СПИД. Обеспечить возможности для непосредственного участия неправительственных организаций в реализации как федеральных, так и местных программ по профилактике и борьбе со СПИД.

8. Считать особо важной проблемой отношение к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией. Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия для медицинского ухода за больными и осуществления эффективной профилактики этой инфекции. Борьба с проявлениями стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных является неотъемлемой задачей как Центров по профилактике и борьбе со СПИД, так и органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

11-13 октября 2005 г. в г.Суздаль состоялось совещание по организациинадзора и профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

Основные задачи, намеченные резолюцией прошлого совещания, состоявшегося 29 сентября – 1 октября 2004 г., выполнены.

В 2005 г. запущены крупномасштабные проекты Глобального Фонда и Всемирного Банка с общим объемом финансирования более 270 млн. доларов США.

Сформирована рабочая группа и проводится работа по разработке концепции и структуры на 2006-2007гг.

Разработаны и направлены в Минздравсоцразвития России предложения по совершенствованию законодательства, касающиеся усиления социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

В учреждениях системы Федеральной службы исполнения наказаний внедрены информационно - обучающие программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Также, работа по профилактике ВИЧ-инфекции проводилась в рамках международных программ, с участием различных агентств ООН, Агентства международного развития США, Министерства международного развития Великобритании и других международных организаций и фондов.

Вместе с тем, в последние три года начал активизироваться половой путь передачи ВИЧ-инфекции, количество случаев заражения при незащищенном сексуальном контакте между мужчинами и женщинами возросло с 6% в 2001г. до 30% в 2004г., а в Краснодарском крае, Калининградской, Нижегородской и Тверской области до 30% - 40% от общего числа выявленных ВИЧ-инфицированных.

От 30 до 60 % лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, являются потребителями инъекционных наркотиков, страдают различными ИППП в том числе сифилисом, вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных постоянно возрастает доля женщин детородного возраста. В 2004 г. она превысила 35%. Как следствие этого увеличивается заболеваемость среди беременных - с 300 случаев в 1999г. до 3500 в 2004 г., при этом у многих из них ВИЧ-инфекция выявляется только при поступлении на роды.

Отмечается интенсивный рост количества ВИЧ-инфицированных в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний с 7,5 тысяч в 1999 г. до 35 тысяч в 2004г. После выхода на свободу ВИЧ-инфицированные зачастую скрывают свой диагноз, не обращаются в лечебно-профилактические учреждения и выпадают из поля зрения эпидемиологов.

Вместе с тем, несмотря на значительный рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией проводимая в стране работа по противодействию ее распространения позволила удержать эпидемию сконцентрированной, в основном, в уязвимых группах населения, сдержать массовый выход инфекции в общую популяцию населения.

Учитывая развитие эпидемической ситуации в России, можно при сохранении объема противоэпидемических мероприятий с высокой долей вероятности прогнозировать стабилизацию числа новых случаев ВИЧ-инфекции в ближайшие 1-2 года на уровне 35-40 тысяч в год, при резком увеличении числа ВИЧ-инфицированных, которые будут нуждаться в антиретровирусной терапии по жизненным показаниям.

Общий объем финансирования подпрограммы был определен в 2 млрд.778 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 735,2 млн. рублей, остальные за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что финансирование мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом за счет бюджетов субъектов Российской Федерации значительно превысило запланированные цифры. Только за три года (2002-2004) финансирование из региональных бюджетов уже составило более 2млрд. 400 млн. рублей. Кроме того, дополнительные ассигнования выделяются Минобрнауки России, Минобороны России. Все это свидетельствует о коренном изменении отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа.

В 2005 году в России успешно начали свою реализацию ряд крупных проектов:

- проект по профилактике и борьбе со СПИДом в рамках займа Международного банка реконструкции и развития стоимостью 46,8 млн. долларов.

В марте 2005 года Глобальным Фондом был выделен грант в размере 120 млн. долларов США для обеспечения доступности антиретровирусной терапии больным ВИЧ-инфекцией на период 2005-2009гг. Работа по данному проекту уже начата.

Следует отметить рост количества и качества осуществленных действий и мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме, информирования населения и лиц, принимающих решения на всех уровнях власти, профилактическую работу и оказание медицинской помощи в новые качественные изменения.

В первую очередь это касается понимания значимости проблемы ВИЧ/СПИД на уровне высшего руководства страны и тому вниманию, которое оно уделяет этой проблеме в настоящее время.

Помимо состоявшегося 17 сентября 2005 года совещания Совета Безопасности Российской Федерации, на котором были приняты решения по увеличению финансирования мер, направленных на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПД в Российской Федерации, принято решение о проведении в январе 2006 года Государственного Совета Российской Федерации по этому вопросу.

Укрепление и развитие гражданского общества и в первую очередь расширение сети негосударственных организаций, занимающихся самыми различными вопросами ВИЧ/СПИДа, также оказало прямое влияние на коренное изменение отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа во всех слоях общества.

В настоящее время, когда на высшем уровне принято решение о резком увеличении финансирования и в страну пришли большие инвестиции, возникает принципиально новая задача - эффективно и полностью освоить эти средства. Необходимо суметь организовать работу так, чтобы поступающие средства не были потрачены впустую или остались бы не использованными.

В первую очередь этот касается обеспечения доступности антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней.

По имеющейся оценке, в настоящее время получают антиретровирусную терапию за счет всех возможных источников не более 4-5 тысяч ВИЧ-инфцированных в то время, как реально нуждаются в терапии не менее 18000 человек.

По расчетным данным получать антиретровирусную терапию должны 25-30 тысяч ВИЧ-инфицированных, однако 50-60% из них, находится вне поля зрения медиков, т.к. являются активными потребителями наркотиков и не проявляют необходимой заинтересованности в лечении. Работа по выявлению таких лиц, привлечение их к лечению в подавляющем большинстве регионов не налажена.

Сложившаяся в Российской Федерации практика работы в условиях недофинансирования программных мероприятий по профилактике и лечению больных ВИЧ/СПИДом, давала возможность руководителям здравоохранения и в первую очередь службы СПИДа, ссылаясь на объективные трудности работы с уязвимым населением, отсутствием в бюджетах всех уровней средств, препаратов для лечения больных ВИЧ/СПИД, считать нормальным явлением, когда выявленные ВИЧ-инфицированные годами не обращались в центр за медицинской помощью. В результате сегодня мы все чаще сталкиваемся с больными, пришедшими в Центр в тяжелых стадиях ВИЧ-инфекции.

Вступление в действие ФЗ № 122 от 22.08.04. позволило улучшить состояние дел с обеспечением лекарственными препаратами лиц, имеющих инвалидность, больных ВИЧ/СПИДом. Однако количество поставленных препаратов (около 7,2 тыс. упаковок препаратов 14 наименований) свидетельствуют том, что в полную меру этот механизм, повышения доступности препаратов, еще не работает.

Особенно остро стоит проблема получения медицинской помощи ВИЧ-инфицированными наркопотребителями. В первую очередь это касается формирования и закрепления приверженности их к лечению. Обеспечение этой работы является прямой обязанностью Центров по профилактике и борьбе со СПИД совместно с наркологической службой.

Практика показала, что для оказания качественной и эффективной помощи ВИЧ-инфицированным наркопотребителям в условиях стационара необходимо создание специальных условий содержания этих больных, а именно, создание специализированных реабилитационных отделений на базе наркологических стационаров с подготовленным персоналом и специально разработанным режимом. Необходимо также обеспечить преемственность в работе амбулаторной и стационарной наркологической службы, как в плане активного выявления ВИЧ-инфицированных наркопотребителей и вовлечения их в наркологическое лечение, так и в плане их последующего сопровождения.

Для обеспечения приверженности лечению ВИЧ-инфицированных наркопотребителей в амбулаторных условиях целесообразно формировать группы пациентов, нуждающихся в АРВ-терапии и закреплять за ними команду специалистов, в ответственность которых будет входить исключительно формирование и сохранение приверженности.

Несмотря на проводимую организационную и научно-методическую работу, неудовлетворительно обстоят дела с работой по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Коэффициент передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в среднем составляет по разным территориям от 3% до 6,2% . Тогда как, при правильной постановке работы он должен быть не выше 1-3%..

На большинстве территорий ежегодно обследования на ВИЧ проводятся в больших объемах без учета действующего законодательства и эпидемиологических показаний. В тоже время представители уязвимых групп, играющих наиболее важную роль в распространении инфекции в значительной части выпадают из поля зрения медицинских работников. Проведенные исследования показали, что только около 10% от общей численности указанных групп обследуется на ВИЧ-инфекцию.

Увеличение числа лиц, подлежащих антиретровирусной терапии, требует проведения лабораторных обследований с целью выяснения необходимости назначения терапии (состояние иммунного статуса и вирусной нагрузки).

Остается чрезвычайно острой проблема социального сиротства в семьях, где ВИЧ-инфицированы один или оба родителя. По данным исследований в России за последние годы остались без попечения родителей около 10%. таких детей. Из них (по состоянию на 2003 г.) более половины (53,9%) проживали в домах ребенка, примерно треть (29,5%) находились в больницах, и, только 16,6% проживали в семьях на различных условиях, включая усыновление, опеку, а также приемные и патронатные семьи.

Центры СПИДа совместно с Центрами планирования семьи, программами снижения вреда должны организовать работу по информированию лиц из групп риска о методах контрацепции и возможности получения химиопрофилактики для предотвращения передачи ВИЧ-инфекции ребенку.

Одним из наиболее важных направлений предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в стране является работа с целевыми группами населения.

В первую очередь, это профилактическая работа в рамках проектов снижения вреда среди потребителей наркотических средств и лиц, оказывающих платные сексуальные услуги. Стратегия снижения вреда направлена на сокращение вредных последствий употребления наркотиков для всех потребителей, и для тех, кто просто экспериментирует с ними, и тех, кто вынужден употреблять наркотики в силу физической зависимости. Самой важной задачей этих программ является установление и поддержание контакта с потребителями наркотиков с целью оказания им помощи. Отказ от употребления наркотиков должен быть конечной целю в серии задач программ снижения вреда, задач, направленных на сокращение вредных последствий, возникающих в результате их употребления.

Эпидемиологические исследования, проводимые в обязательном порядке в рамках этих проектов, свидетельствуют, что у большинства участников отмечается снижение рискованной практики совместного употребления инфекционного инструментария, многие из них, получив направления, обращаются в инфекционные стационары, кожно-венерологические диспансеры, программы лечения и реабилитации наркозависимости.

Исходя из сложившейся в настоящее время политической, экономической и эпидемической ситуаций участники совещания считают необходимым:

1. Усилить координацию действий по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции на уровне федеральных органов исполнительной власти, внутри системы здравоохранения, на уровне межведомственного взаимодействия в субъектах Российской Федерации, укрепить взаимодействие с российскими и международными организация, сообществом людей, живущих с ВИЧ/СПИД .

3. Определить потребности и необходимые объемы закупки диагностических тест-систем для выявления ВИЧ – инфекции и лекарственных препаратов, обеспечение ими субъектов Российской Федерации.

6. Обеспечить повышение доступности медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, организацию полноценного диспансерного наблюдения, лечения, контроля качества и эффективности проводимого лечения, а также проведения профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

7. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением с целью улучшения лечебно-диагностической помощи ВИЧ-инфицированным больным:

- обеспечить совершенствование лабораторной базы с целью улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний, шире применять диагностические тест-системы нового поколения, в том числе выявляющие одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что способствует более раннему выявлению заболевания, позволяет своевременно решать вопрос о назначении антиретровирусной терапии и в конечном счете оказывает прямое влияние на снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции;

- организовать обучение на центральных базах врачей клинического профиля службы СПИДа и специалистов общей лечебной сети навыкам проведения антиретровирусной терапии, консультирования ВИЧ-инфицированных пациентов с целью оценки их уровня готовности и повышения приверженности АРВТ;

- развивать работу групп поддержки и самопомощи ВИЧ-инфицированных пациентов в области формирования и поддержания приверженности АРВТ;

- организовать проведение мероприятий по созданию, развитию и поддержанию системы психосоциального консультирования беременных женщин по вопросам ВИЧ-инфекции, а ВИЧ-позитивных женщин - по вопросам предупреждения незапланированной беременности;

- усилить контроль за неукоснительным соблюдением приказа Минздрава России № 50 от 10.02.2003 об обязательном двукратном обследовании всех беременных на ВИЧ-инфекцию;

- уделять больше внимания подготовке медицинского персонала, обеспечению поддержки и развития неправительственных организаций, и в первую очередь организаций взаимопомощи и поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- провести дополнительное обучение специалистов лечебной и диагностической службы Центров СПИДа, инфекционных больниц, КИЗов и наркологической службы, предусмотреть возможность работы команды специалистов (включая врача-инфекциониста, психолога, социального работника) по повышению приверженности лечению среди больных ВИЧ/СПИД. Обеспечить подготовку таких команд не только в Центре СПИДа, но и в ЦРБ, а также развивать систему социального сопровождения людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- принять меры по профилактике социального сиротства, путем работы с ВИЧ-инфицированными беременными на дородовом этапе и после рождения ребенка, профилактика отказов от ребенка, в том числе отсроченных во времени, разработка и реализация мер по социальной поддержке семей, имеющих детей, с перинатальным контактом и ВИЧ-инфицированных.

- Шире привлекать общественные и некоммерческие структуры к реализации государственных (муниципальных) проектов и включать в систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством по противодействию распространению ВИЧ/СПИД. Обеспечить возможности для непосредственного участия неправительственных организаций в реализации как федеральных, так и местных программ по профилактике и борьбе со СПИД.

8. Считать особо важной проблемой отношение к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией. Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия для медицинского ухода за больными и осуществления эффективной профилактики этой инфекции. Борьба с проявлениями стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных является неотъемлемой задачей как Центров по профилактике и борьбе со СПИД, так и органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Читайте также: