Рисунок чтобы не отравиться

Обновлено: 11.05.2024

Опасность занятия фотографией - токсичность материалов

Многие химикаты, применяемые в процессе изготовления фотографий, могут вызвать тяжелые кожные заболевания и/или легочные проблемы в результате вдыхания пыли и паров.

Обработка простого черно-белого фотографического материала включает стадии смешивания проявителей, фиксирования в стоп-ванне и промывания. Работа с концентрированными растворами химикатов может представлять опасность.

а) Проявитель. Гидрохинон (кожные реакции, аллергическая реакция, заболевания глаз) — мутаген, обусловливает риск развития раковой опухоли. Метол (монометил-p-аминофенолсульфат) может индуцировать кожные и аллергические реакции. Некоторые проявители токсичны при вдыхании порошков и проглатывании, вызывая метгемоглобинемию и цианоз. Проявители растворяются в щелочном растворе, часто содержащем гидроксид натрия, который может вызвать раздражение кожи и ожоги.

б) Стоп-ванна. Слабый раствор уксусной кислоты. Ледяная уксусная кислота, используемая для приготовления стоп-ванны, может индуцировать тяжелые кожные ожоги, вдыхание может вызвать раздражение верхних и нижних дыхательных путей.

в) Стоп-отвердитель. Хромокалиевые квасцы способны вызывать изъязвления кожи и носовой полости, а также аллергии.

г) Фиксаж. Сульфат натрия, бисульфит натрия, тиосульфат натрия (гипо), борная кислота, алюмокалиевые квасцы. Гипо- и смесь сульфита натрия и кислот могут вызвать образование газообразной двуокиси серы, индуцирующей раздражение глаз и дыхательных путей, особенно у астматиков.

д) Отвердитель. Алюмокалиевые квасцы: сенсибилизирующее вещество, вызывает изъязвление кожи, дерматит.

е) Опасность. Газы, образующиеся в процессе работы, — двуокись серы, хлор, формальдегид, аммиак, цианистый водород (при нагревании таких восстановителей, как цианид и ферроцианид калия, при смешивании с кислотами или воздействии ультрафиолетового света).

ж) Предостережения. Обеспечить надлежащее обращение с химикатами и их хранение. Использовать менее токсичные химикаты. Надлежащее оборудование и вентиляция темной комнаты: 10—20 оборотов объема воздуха в 1 ч. Вещества брать в защитных перчатках и фотографическими щипцами. Химикаты должны быть снабжены этикетками и храниться отдельно друг от друга.

з) Усовершенствованная обработка черно-белой фотографии. Усиление фотографического изображения (отбеливающие вещества): бихромат калия, соляная кислота содержатся в двухкомпонентных хромовых усилителях. Каждый компонент может вызвать ожоги. Вместе они вызывают образование хромовой кислоты. Пары являются коррозионными и могут индуцировать рак легких. При нагревании или воздействии кислоты хлорхромат калия выделяет газообразный хлор.

Хлорид ртути в порошкообразной форме может абсорбироваться чрескожно и вызывать ртутное отравление. Его применять нельзя. Ослабитель: "ослабитель Фармера": ферроцианид калия. При воздействии тепла, кислот или ультрафиолетового излучения может выделяться газообразный цианистый водород.
- Тонеры. Могут содержать селен, уран, сульфиды, золото, платину и щавелевую кислоту.
- Отвердители и стабилизаторы. Часто содержат формальдегид. Вызывают раздражение глаз, кожи и верхних дыхательных путей, возможно, канцерогенны.

и) Обработка цветной фотографии. Те же химикаты, что при обработке черно-белого фотографического материала, но, кроме того, цветные компоненты, органический растворитель, формальдегид. Больше паров двуокиси серы.

Опасности увлечения фотографией и живописью

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

24 апреля православные России будут отмечать Пасху, Светлый праздник Воскресения Христова, к которому хозяйки готовятся заранее, всю Страстную неделю - красят яйца, пекут куличи, готовят творожные пасхи. Причем, согласно социологическим опросом куличи и пасхи многие предпочитают покупать в магазинах, а вот яйца чаще всего красят дома. Роспотребнадзор даже дал рекомендации, какие яйца выбирать: "ровные, гладкие, без трещин, следов птичьего помета, крови, перьев". И как варить: "не меньше 10 минут с момента закипания - чтобы избежать сальмонеллеза". Окрашивать пасхальные яйца при этом советуется разрешенными красителями или луковой шелухой. И Роспотребнадзор тут прав: скорлупа у яиц пористая, краска легко проникает в белок. Но вот только луковая шелуха не единственный путь. Есть свидетельства, что яйца к главному празднику христиан, Светлому Воскресению Христову, красили еще V-VI веках, причем, в цвета яркие. Выходит, наши предки как-то умудрялись обходиться без химии, впрочем, и луковой шелухой себя не ограничивая.

"РГ" собрала воедино экологически чистые способы превращения белого яичка в яркую пасхальную крашенку.

Природные пигменты

Фото: Татьяна Андреева/ РГ

Самый популярный путь: пресловутая луковая шелуха, обеспечивающая весь спектр от светло-коричневого до коричнево-красного (на 3 литра воды взять 3 стакана луковой шелухи и кипятить ее в течение часа, чем больше шелухи, тем насыщенней краситель). Лиловые оттенки можно получить, если взять шелуху красного лука.

Оттенки бордового и темно-свекольного дадут кубики очищенной сырой свеклы (свеклу настаивать в воде не меньше часа, положив в раствор яйца, свеклу не удалять).

Желтый цвет придаст яичкам отвар ромашки (на 1 ст. ложку соцветий взять 1 стакан воды, кипятить 10 минут). Сочно желтый - настой куркумы (3 ст. ложки порошка куркумы 20 минут кипятить в литре воды).

Голубое и синее окрашивание можно получить, если в холодильнике найдутся замороженные черника или бузина, и вам не будет жалко потратить настои этих ягод на покраску. Если же с этим проблема, не горюйте, нашинкованная краснокочанная капуста даст не менее интересный результат (для получения раствора мелко нарезанную краснокочанную капусту нужно залить кипяченой водой, добавив туда 2 ст. ложки уксуса).

Розового цвета пасхальных яичек наши пра-пра-бабушки добивались, используя отвар или сок брусники. Но если и с брусникой беда, советую взять настой цветков каркаде - получается сочный розовый.


Крепкая заварка черного чая или кофе, ожидаемо подарит коричневый окрас. А вот зеленого цвета можно добиться разными способами. Используя отвар из листьев крапивы или шпината (крапиву отваривают, шпинат лишь слегка пассируют в небольшом количестве воды). А можно, соединив жёлтый (ромашка) и синий (отвар красной капусты), только соединять надо не отвары, а просто последовательно красить яйца сначала в настое ромашки, а потом в отваре красной капусты.

А дальше важное замечание: большая часть природных пигментов при варке разрушается, цвет в итоге получается грязно-бурым. Поэтому яйца в этих отварах-растворах-настойках мы НЕ варим. У нас более хитрый способ приготовления крашенок.

Подготовка яиц и красителей

Перед тем, как варить, яйца вытаскиваем из холодильника - пусть согреются, иначе лопнут, и никакая соль не поможет. Можно поступить так: достать яйца, и пока они нагреваются до комнатной температуры, подготовить отвары. Обычно на это, вместе с шинковкой и нарезанием ингредиентов, уходит полчаса. Перед началом процесса хорошенько моем яйца - с мылом, не только для чистоты, но и для обезжиривания скорлупы, чтобы "краска взялась".

Варка яиц

Варим вкрутую. В обычной воде, добавив на всякий случай соль - чтобы точно не треснули. После того, как яйца сварились (10 минут, как советует Роспотребнадзор, но не больше) сразу опускаем их под струю холодной воды - иначе они будут плохо чиститься! Пусть остынут.

Окраска

Отвары уже разлиты по свободным емкостям. Опускаем туда остывшие яйца и оставляем на несколько часов - цвета будут светлыми, нежными, или на всю ночь (в литературе упоминаются даже сутки!) - дабы колер был понасыщенней. Чтобы получить зеленый, яйца сначала опускаем в раствор ромашки, а потом, когда они пожелтеют, в отвар краснокочанной капусты. Лучше, если окрашиваемые яйца будут стоять и доходить до нужного оттенка в холодном месте. "Наш хитрый способ" - на самом деле совсем не наш, так красили яйца издавна. Интересно, что он позволяет регулировать интенсивность окраски. Можно сделать яйца особенно красивыми, если перед окраской наложить на них веточки петрушки, других растений, а потом обернуть яйцо марлей (или лоскутом от колготок) - чтобы закрепить трафарет. Окрашиваем такое яичко, как и все остальные.

Наводим глянец

После того, как результат окрашивания нас удовлетворит, достаем яйца и обсушиваем на салфетке. Когда поверхность стала сухой, смазываем ее любым растительным маслом - пасхальные яички заблестят.

Когда красим яйца

Чаще всего приготовлением снеди к Пасхе, а, значит, и окраской яиц занимаются в Великую пятницу, вечером. Главное, чтобы бытовые хлопоты не заменили молитвы в храме, не затемнили суть Страстной недели. "В перерывах между богослужениями, а не вместо них", - говорят священники.

Освящаем пасхальные яйца

Освящают крашеные яйца, так же как и другую снедь - пасхи, куличи, мясное - в Великую субботу (субботу Страстной недели, субботу накануне Пасхи), или, кто не успел, в Пасхальную ночь. Строго говоря, это не освящение, пища не становится святой, она просто благословляется в храме. Поэтому не произойдет ничего ужасного, если скорлупа от крашеных яиц попадет в мусорное ведро. Правило: "сжечь в церковной печи или закопать в землю", касается только священных предметов, пришедших в негодность, но не распространяется на остатки освящённой пищи.

Всем привет! Насколько реально опасны некоторые масляные, акварельные и акриловые краски, а также сопутствующие художественные материалы? Как художнику позаботиться о своей безопасности и не получать дозы ядовитых веществ, содержащихся в некоторых видах красок? С какими конкретно красками стоит соблюдать особые меры предосторожности. Какие растворители наименее токсичны? Сегодня хотел бы поговорить с вами на тему химической безопасности в творчестве.

Так как этому вопросу большинство живописцев практически не придают никакого значения, не так много информации в сети, я сам для себя решил разобраться. Давайте также в комментариях обсудим данный вопрос. Мне очень интересно узнать ваш опыт и ваше мнение.

Мой студенческий опыт обращения с вредными художественными материалами

В художественном училище примерно со второго или третьего курса мы начинали писать маслом. Никто особо технику масляной живописи нам не объяснял. Просто всему учились на практике. Тем более технику химической безопасности. Финансов у студентов особо не было. Писали тем, что могли найти. В качестве растворителей использовали все что угодно, начиная от уайт-спирита и керосина и заканчивая суровыми строительными растворителями, например писали на растворителе №646. Надо ли говорить, что "аромат" в аудиториях стоял тот еще! После живописи сильно болела голова, а если в закрытом помещении применялся 646 растворитель, то могло и подташнивать, слезились глаза. На тот момент у меня и мыслей не возникало, что живопись может быть опасна для художника. Про опасность пигментов вообще никто и не догадывался. Студенты могли шутки ради и краску съесть. В голове ума то не было. Сам я правда такого не делал, но видел как другие прикалывались таким образом.

Через несколько лет у меня начались бронхиты, которые вполне могли быть связаны с применением токсичных растворителей в замкнутом пространстве. Вдыхать пары тех веществ было не лучшей идеей. После этого я уже задумался о мерах предосторожности в живописи

В начале я хотел бы поговорить о токсичных художественных пигментах. Мы часто не задумываемся об этом во время живописи. Во время творческого процесса мы начинаем буквально откладывать кисти и начинаем писать пальцами или ладонью по холсту, убирать часть краски не тряпкой или салфеткой с холста, а просто рукой. Некоторые даже облизывают кисть с краской во время живописи. Это очень опасно! Без соблюдения мер безопасности вполне можно получить отравление токсичным пигментом.

Опасные и токсичные пигменты в красках

В масляных, акриловых, темперных и даже в акварельных художественных красках, а также в пастели могут быть использованы опасные пигменты. Особенно токсичны сухие, сыпучие пигменты. Давайте кратко рассмотрим их основные составляющие вещества.

1. Кадмий . Достаточно часто в художественной практике применяются краски с содержанием металлов кадмия-кадмий желтый, кадмий оранжевый, кадмий красный. Это большая линейка теплых, желтых и красных цветов. Кадмии обладают хорошей укрывистостью и светостойкостью, но в то же время очень токсичны. Опаснее всего мел или пастель, содержащие кадмий, так как при их использовании может образовываться пыль, которую легко вдохнуть в легкие. Кадмий может накапливаться в почках, печени, костях и щитовидной железе. Практически не выводиться из организма.

2. Кобальт . Соли кобальта используются в производстве синей краски. Токсичность кобальта связывают с инактивацией тиоловых групп (например, липоевой кислоты) в тканях. Так же как и кадмий могут накапливаться в организме. Может воздействовать на легкие, щитовидную железу, нервную систему.

3. Свинец . Этот тяжелый металл используется при производстве белил. До 20 века свинцовые белила были весьма распространены в творчестве художников. Так как они обладают отличными живописными свойствами. Однако с приходом понимания того, что свинец очень токсичен, практически вышли из употребления. Отравление свинцом может привести к повреждению головного мозга. Также свинец накапливается в костях, почках и печени.

4. Сульфид ртути . Используется при производстве киновари. Это краска красного цвета.

5. Хром . Данный металл используется в основном при производстве зеленых красок. Окись хрома, изумрудная зеленая и хромовая зелень. Хром также токсичен и может вызывать ряд заболеваний внутренних органов.

6. Марганец . Используется при производстве марганцевой голубой.

7. Окись цинка . Используется в производстве цинковых белил.

Это лишь небольшая часть веществ, применяющихся в процессе производства художественных красок. Здесь я постарался обозначить основные из них. Так как существуют еще десятки разнообразных опасных и среднеопасных пигментов.

Надо сказать, что данные токсичные вещества встречаются не только в масляной живописи. Они также применяются и в темпере и в акриле и в казалось бы безобидной акварели. Также довольно опасна может быть пастель. Так как может переходить в сыпучую форму и вдыхаться в легкие. В любом случае нужно быть внимательным и аккуратным в вопросе безопасности

Опасность растворителей в масляной живописи

Опасности подстерегают художника не только в работе с красками, но и как я уже писал выше при использовании растворителей. Любой, даже самый очищенный и не имеющий запаха растворитель созданный из продуктов нефтехимии токсичен. Когда мы пишем картину, растворитель испаряется с холста и его пары попадают в воздух.

Используйте в живописи только те растворители, что продаются в художественных магазинах. Лучше всего растворители без запаха с максимальной степенью очистки. На своем опыте я понял, что керосин для живописи это не лучший вариант!

Самый экологически чистый растворитель это конечно же масло. В масляной живописи обычно используют льняное или сафлоровое.

Меры безопасности в живописи при работе с красками

1. Изучите состав красок. Часто в них используют искусственные пигменты, имитацию. На английской языке в таком случае есть указание на тюбике - hue . У российских производителей должно быть указано, что пигмент является имитацией . Имитация не обладает токсичностью оригинальных пигментов.

2. Ни в коем случае не следует облизывать кисти с краской. И тем более есть их. Это может привести к отравлению.

3. Нужно быть крайне осторожным при работе с красками, содержащими токсичные пигменты если у вас есть раны, ссадины на руках. Также, некоторые вещества, в частности свинец, могут проникать в организм через кожу, не стоит рисовать пальцами и вообще нужно уменьшить контакт кожи с краской. В идеале всегда во время занятия живописью надевать латексные перчатки. Если нет возможности использовать перчатки, следует тщательно и часто мыть руки.

4. При работе с сыпучими пигментами, а также мелом и пастелью, содержащими токсичные пигменты необходимо использовать респиратор.

5. Следует хорошо проветривать помещение, в котором вы занимаетесь живописью.

Целью данной статьи не было в принципе отговорить от занятий живописью или испугать читателей. Мне лишь хотелось поговорить о некоторых важных моментах, касающихся безопасности. А также дать советы по работе с на самом деле не совсем безобидными художественными красками

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, здесь будет ещё много всего интересного. Всем творческих успехов!

Опасность увлечения живописью для здоровья

Опасность, связанная с живописью:

1. Токсичные пигменты. Свинец, мышьяк, сурьма, кадмий, хром, кобальт, марганец и ртуть могут быть проглочены вследствие загрязненности рук, ногтей, пищевых продуктов, чашек и сигарет, а также в результате того, что художник может держать кисть с краской во рту. При смешивании красок из сухих порошковых пигментов образуется пыль, взвешенная в воздухе.

Токсичные ингредиенты: свинцовые белила (пигменты, содержащие основной карбонат свинца и кадмий), желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) могут вызвать рак легких. Ламповая и газовая сажа могут содержать примеси, вызывающие рак кожи. Хроматные пигменты: желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) — могут вызвать изъязвления кожи и аллергические реакции.

Предостережения. Необходимы средства защиты: местная или вытяжная вентиляция, перчаточный бокс или разрешенный к применению респиратор. Художник должен тщательно мыть руки и ногти после смешивания красок и воздерживаться от потребления пищи, питья или курения в студии.

2. Растворители в составе масляных красок, используемые для удаления красок и в составе лаков. Они входят в состав клеев, фиксативов, применяемых для уменьшения вязкости красок, перманентных маркеров, лаков и разбавителей. К растворителям относятся толуол, ксилол, гексан, циклогексан, метанол, мети-лэтилкетон, ацетон, уайт-спирит, метиленхлорид, скипидар, спирты, гликоли, эфиры и др.

а) Предостережения. Применение самых нетоксичных веществ, разбавление веществ и использование местной вытяжной вентиляции, контроль помещений для хранения; удаление тряпок, пропитанных растворителями, в закрытых контейнерах; сведение к минимуму воздействия на кожу, использование респираторов и других средств личной защиты. Контроль за огнеопасными веществами.

б) Краски на водной основе. Токсичные ингредиенты. Акриловые краски — аммиак, формальдегид. Казеиновые краски — гидроксид аммония. Все водные краски — консерванты, например фенилмеркурацетат.

в) Краски на другой основе. Токсичные ингредиенты. Растворители, скипидар, уайт-спирит.

г) Пульверизаторы, аэрозольные баллончики, пистолеты-распылители. Токсичные ингредиенты. Растворители, пигменты, дизельное топливо (изобутаны, пропаны), которое может воспламеняться.

д) Средства для рисования жидкими материалами. Токсичные ингредиенты. Перья и тушь, содержащая растворители; маркеры с фетровым наконечником: ксилол, пропиловый спирт.

Опасности увлечения фотографией и живописью

е) Пигменты, содержащие тяжелые металлы. Художники используют такие краски, как ярко-желтая (мышьяк, кадмий, свинец), красная, белая, зеленая, синяя (главным образом медь, кобальт, алюминий и марганец) и фиолетовая (марганец, кобальт). Кобальтовые краски, применявшиеся художниками в прошлом веке, были часто загрязнены мышьяком.

Земляные краски, такие как желтая и красная охра, красный краситель из марены красильной, оливково-зеленая и коричневая краски, состоят из относительно безвредных соединений железа. Оливково-зеленая краска и красный краситель из марены красильной также в меньшем количестве содержат кремний и алюминий.

Краски состоят также из масла льняного семени, небольших количеств стеарата алюминия и содержат до 80 % пигмента. Примерно за 8000 лет до н.э. египтяне использовали киноварь (сульфид ртути), бриллиантовый голубой и бриллиантовый зеленый (органические соединения меди), ярко-желтые краски (сульфид мышьяка), красную, желтую и коричневую охру (соединения железа) и красный краситель из марены красильной (растительный экстракт).

В период между Римской империей и Ренессансом добавились новые краски: белый карбонат свинца, желтая окись свинца, антимонат и станнат и синие сульфосиликаты алюминия и манганат бария. На протяжении XIX столетия появились новые пигменты, содержащие тяжелые металлы: синие алюминаты кобальта, желтый (сульфид кадмия и окись хрома), красный сульфид кадмия, зеленая окись хрома и фиолетовые (арсенат кобальта и марганец-аммоний фосфат).

Художники часто не мыли руки перед курением и едой, а также облизывали свои кисти. Бедные художники жили, готовили еду и ели у себя в студии. Вода и пища легко загрязнялись тяжелыми металлами из пигментов. Жар из печи, где сжигали одежду, пропитанную старыми красками, и ненужные полотна, был дешевым источником обогрева и мог содержать токсичные пары металлов.

В наши дни художники используют менее токсичные краски, на тюбиках с красками имеются предостерегающие этикетки, и художники знают, что нельзя лизать кисти или сжигать краски в помещении. Сигареты редко скручиваются вручную, питьевая вода поступает по водопроводу, а не берется из ведер, а пищевые продукты хранятся в холодильниках.

ж) Средства для удаления красок:
- Опасность. Раздражение верхних дыхательных путей, дерматит, поражение почек и печени, острая депрессия ЦНС, хроническое поражение мозга — изменения в поведении, потеря памяти, снижение интеллектуальных способностей, спутанность сознания, припадки.
- Токсичные ингредиенты. Метиленхлорид, толуол, метанол, этанол, ацетон, уайт-спирит.

з) Исполнительские виды искусств:
- Виды деятельности. Танцевальные студии, артистические помещения, классные комнаты, ночные клубы, дискотеки, кинотеатры, концертные залы, городские административные центры, арены, хоры, большие и маленькие театры, сооружения для драматических представлений под открытым небом, сцены, гардеробные, костюмерные, гримерные, парки развлечений, ТВ- и киностудии, карнавалы, рок-концерты.
- Экспозиция. Аэрозоли: метил этилкетон, асбест, акриловые материалы, пластики для театральных декораций, костюмы, маски, доспехи, реквизит. Ацетон, красители, фотохимикаты, древесные и металлические опилки, газы, пары, волокна пеньки, пыль, машинное масло.

Токсичные пигменты

I. Высокотоксичные и канцерогенные пигменты:
Сурьмяные белила (трехокись сурьмы) Бариевая желтая (хромат бария)
Жженая или нежженая умбра (окислы железа, силикаты или двуокись марганца)
Красный или оранжевый кадмий (сульфид или селенид кадмия) Желтый кадмий (сульфид кадмия)
Кадмиево-бариевые краски (кадмиевые красители и сульфат бария)
Кадмий-барий желтый (сульфид или селенид кадмия, сульфат бария, сульфид цинка)
Хромовая зелень (берлинская лазурь, хромат свинца) Оранжевый крон (основный карбонат свинца)
Желтый крон (хромат свинца)
Кобальт фиолетовый (арсенат или фосфат кобальта)
Кобальт желтый (кобальт и нитрат калия)
Свинцовые белила (основный карбонат свинца)
Литоль красный (натриевые, бариевые и кальциевые соли растворимого азопигмента)
Марганцевая фиолетовая (пирофосфат марганца и аммония) Молибдат оранжевый (хромат свинца, молибдат свинца, сульфат свинца)
Неаполитанская желтая (сурьмянокислый свинец) Стронций желтый (хромат стронция)
Искусственная киноварь (сульфид ртути) Сульфид цинка
Цинковый желтый (хромат цинка)

II. Умеренно и слабо токсичные пигменты:
Ализарин кармазинный (красочные лаки из 1,2-дигидроксиантрахинона или нерастворимого антрахинонового пигмента)
Газовая сажа (углерод)
Небесно-голубой (лазурный) пигмент (станнат кобальта) Кобальтовый синий (станнат кобальта)
Зелень Ринмана (прокаленные окислы кобальта, цинка и алюминия)
Окись хрома зеленая (окись хрома)
Марганцевая голубая (манганат или сульфат бария)
Берлинская лазурь (ферроцианид железа)
Толуидиновый (ганза) красный (нерастворимый азопигмент)
Толуидиновый (ганза) желтый (нерастворимый азопигмент)
Голубовато-зеленый пигмент (гидратированная окись хрома)
Цинковые белила (окись цинка)

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Первая помощь при отравлении парами краски

Каждый человек знает, что любые химические вещества являются крайне опасными для здоровья и могут вызвать серьезные заболевания. Многие уверены, что навредить организму могут только канцерогены, яды, пестициды. На самом деле, даже самая обычная краска способна вызвать отравление.

Практически каждая семья хотя бы один раз в несколько лет занимается покраской каких-либо деталей в доме, на участке или на даче. Большинство людей пренебрегают правилами техники безопасности: окрашивают что-либо без защитных масок, перчаток и прочих необходимых средств. Результат такого пренебрежения – отравление парами краски.

Отравление бывает острое и хроническое. Острое чаще всего происходит летом, когда покраской изделий занимаются обычные люди, пренебрегающие правилами безопасности. Хроническое отравление можно встретить у профессионалов, которые практически ежедневно работают с красящими веществами. В этом случае симптомы не всегда заметны. У человека появляется хроническая усталость, которая не исчезает даже после длительного отдыха. В такой ситуации нужно обязательно посетить врача, чтобы избежать нежелательных последствий.

Наиболее опасны среди компонентов краски именно растворители: толуол, бутанол и другие. Они раздражают кожу, слизистые оболочки глаз, носа, и ротовой полости, так как обладают высокой летучестью. Попадая в дыхательные пути и легкие, эти компоненты могут вызвать множество респираторных заболеваний, патологии других органов и систем, аллергические реакции у тех, кто к ним предрасположен. Попадая в организм в большом количестве, растворитель способен вызвать острую интоксикацию. Стоит отметить, что предельно допустимая концентрация, которая характеризует степень опасности растворителя, индивидуальна для каждого отдельного вещества.

Зачастую отравление от паров краски происходит во время проведения малярных работ: окрашивание различных поверхностей, работа с красящим веществом в закрытых помещениях, в помещениях с высокой температурой, работа без специальных средств защиты. Также отравиться можно при использовании некачественных материалов, при сжигании и соскабливании окрашенных элементов интерьера.

Симптомы отравления

Наблюдаются такие симптомы острого отравления краской: посинение кожи, тошнота, рвота, спутанность сознания, головокружение, головная боль, кашель, общая слабость. Также у человека может возникнуть жжение в глазах, шум в ушах, першение в горле. Кроме этого, к общим симптомам могут добавляться признаки отравления, характерные для конкретного компонента краски. Например, при вдыхании ацетона поражается нервная система. Внешне клиника схожа с опьянением. При интоксикации бутилацетатом у человека возникает жжение носоглотки, рта и глаз.

При хронической форме ухудшается общее самочувствие, снижается настроение, появляются тошнота, изжога, нарушаются стул и сон. Также хроническое отравление характеризуется непродуктивным кашлем.

Опасность отравления краской

Краска

При интоксикации парами краски, в первую очередь, страдают внутренние органы, поражается сердечно-сосудистая и дыхательная системы. При отсутствии возможности оказать срочную медицинскую помощь, у человека могут развиться определенные нарушения в работе организма. Снижается уровень артериального давления, учащается сердцебиение. Таким образом, организм обеспечивает полноценное кровоснабжение. Как итог, может появиться сердечно-сосудистая недостаточность.

Из-за ожога слизистых оболочек может появиться дыхательная недостаточность. Если краска попала внутрь организма, то поражаются пищевод и желудок. От этого страдает поджелудочная железа и развиваются проблемы с почками и печенью. Кроме того, у пострадавшего может нарушиться зрение, так как пары краски раздражают слизистую оболочку глаз.

Помощь при отравлении краской

Если при работе с краской у человека возник хотя бы один из тревожных симптомов, нужно сразу принять меры предосторожности. В первую очередь, сразу же покинуть помещение и выйти на улицу. Если такой возможности нет, то нужно открыть все окна, двери, чтобы появился сквозняк. При этом пострадавшего нужно укрыть одеялом, так как при отравлении тепло является необходимым. Также следует обеспечить человека водой.

Пить нужно как можно больше, поскольку вместе с жидкостью из организма выводятся все токсины. Важно помнить, что питье должно быть теплым. Можно давать просто чистую воду или травяной настой. Не будет лишним дать выпить несколько таблеток активированного угля. Врачи рекомендуют при отравлении пить раствор смекты.

Смекта – это сорбент, который выводит токсические вещества из организма. Пить его следует в течение дня. Важно понимать, что при отравлении следует обратиться к врачу даже в том случае, если состояние пострадавшего нормализовалось. Только специалист может правильно оценить степень интоксикации и назначить необходимое лечение.

Если человек находится без сознания, его нужно положить набок. Чтобы привести пострадавшего в чувство, ему придают устойчивое положение и подносят к лицу вату, смоченную в нашатырном спирте.

Когда пострадавший не приходит в себя, а его дыхание замедлилось или вообще не ощущается, следует немедленно сделать искусственное дыхание. Если пульс не прощупывается, то нужно приступить к непрямому массажу сердца. Идеальный вариант, если и массаж, и искусственное дыхание будут делать 2 человека сразу. От этих действий в экстренной ситуации зависит жизнь человека.

В медицинском учреждении пострадавшему оказывают всю необходимую помощь. Для начала проводится полное обследование для выявления осложнений. Также врачи должны выяснить, какие токсины попали в организм. Это необходимо для проведения лечения – в зависимости от компонентов краски назначается определенная терапия.

Кроме того, в условиях стационара пациенту вводится глюкоза или физраствор, промывается желудок, проводятся все необходимые мероприятия для очищения легких от отравляющих веществ. Также назначаются препараты, которые поддерживают работу сердца и сосудов. Дополнительно проводится и витаминотерапия.

Профилактика отравления парами краски

Во избежание отравления при проведении малярных работ нужно соблюдать все правила безопасности. В первую очередь, работать с маской, которую следует менять спустя определенное время. Это необходимо в том случае, если объем работы большой.

Красить нужно на улице в хорошую погоду или в хорошо вентилируемом помещении. Во время работы обязательно делать перерывы – примерно каждые час-полтора удаляться от объекта покраски и отдыхать полчаса.

Отравление парами краски – это крайне опасное состояние, при котором необходима исключительно профессиональная медицинская помощь. Нельзя заниматься самолечением и надеяться на народную медицину. Только специалист сможет помочь человеку и не навредить здоровью.

Специальность: терапевт, невролог .

Общий стаж: 5 лет .

Образование: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева .

Читайте также: