Роль фельдшера в профилактике инфекционных заболеваний

Обновлено: 19.04.2024

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, поражают 5-10% пациентов, находящихся в стационарах, и занимают десятое место в ряду причин смертности населения. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (0,8 на 1000 пациентов), однако эксперты считают, что их истинное число составляет не менее 2-2,5 млн. человек

Цель работы – определить мероприятия в деятельности фельдшера по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Объект – профилактические мероприятия, связанные с оказанием медицинской помощи.

Предмет – особенность проведения профилактических мероприятий по предупреждению инфекций при оказании медицинской помощи.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) – это инфекции, развивающиеся вследствие оказания медицинской помощи больному, независимо от степени клинической выраженности, сроков развития инфекции (до выписки из стационара или после), если инфекционный процесс не является закономерным развитием основного заболевания.

К ИСМП относят случаи инфекции:

- ИСМП в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

- ИСМП в период госпитализации;

- ИСМП в других организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, в.т. числе на дому;

- Инфекции медицинского персонала, связанные с профессиональной деятельностью.

Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.).

При традиционных ИСМП характерны естественные пути передачи, определяемые эволюционно сложившимися механизмами передачи:

- трансплацентарно или при прохождении плода по родовым путям.

Профессиональная деятельность фельдшера по предупреждению ИСМП включает:

Стандартные меры – это повседневные процедуры, направленные на снижение риска распространения заболеваний среди пациентов и сотрудников лечебно-профилактической организации.

Специальные меры используются в случаях, когда реализации стандартных мер недостаточно. Стандартные меры предосторожности включают, прежде всего, правильную обработку рук, использование средств индивидуальной защиты медицинским персоналом, надлежащие обращение, хранение и утилизацию острых инструментов

Профессиональная деятельность фельдшера по предупреждению ИСМП направлена:

1. Совершенствование профессиональных знаний, умений и практического опыта.

2. Соблюдение нормативных требований (ФЗ, СанПиНов, Приказов, распоряжений).

3. Соблюдение техники безопасности (избегать аварийных ситуаций при проведении медицинских вмешательств).

4. Применение СИЗ.

5. Соблюдение требований асептики и антисептики.

6. Соблюдение гигиенических требований по обработке рук.

7. Прохождение медицинских осмотров.

8. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний (вакцинация).

9. Постконтактная профилактика (при аварийных ситуациях, в период подъема инфекционных заболеваний).

10. Профилактика профессионального заражения ВИЧ.

11. Соблюдение требований по обращению с медицинскими отходами.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что стратегической задачей здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, являются важнейшей составляющей этой проблемы в силу широкого распространения, негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и экономики государства.

Фельдшер при выполнении своих профессиональных обязанностей с соблюдением всех нормативных требований, а также проявляя свою личную ответственность сможет предотвратить или минимизировать ИСМП.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, поражают 5-10% пациентов, находящихся в стационарах, и занимают десятое место в ряду причин смертности населения. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (0,8 на 1000 пациентов), однако эксперты считают, что их истинное число составляет не менее 2-2,5 млн. человек

Цель работы – определить мероприятия в деятельности фельдшера по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Объект – профилактические мероприятия, связанные с оказанием медицинской помощи.

Предмет – особенность проведения профилактических мероприятий по предупреждению инфекций при оказании медицинской помощи.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) – это инфекции, развивающиеся вследствие оказания медицинской помощи больному, независимо от степени клинической выраженности, сроков развития инфекции (до выписки из стационара или после), если инфекционный процесс не является закономерным развитием основного заболевания.

К ИСМП относят случаи инфекции:

- ИСМП в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

- ИСМП в период госпитализации;

- ИСМП в других организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, в.т. числе на дому;

- Инфекции медицинского персонала, связанные с профессиональной деятельностью.

Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.).

При традиционных ИСМП характерны естественные пути передачи, определяемые эволюционно сложившимися механизмами передачи:

- трансплацентарно или при прохождении плода по родовым путям.

Профессиональная деятельность фельдшера по предупреждению ИСМП включает:

Стандартные меры – это повседневные процедуры, направленные на снижение риска распространения заболеваний среди пациентов и сотрудников лечебно-профилактической организации.

Специальные меры используются в случаях, когда реализации стандартных мер недостаточно. Стандартные меры предосторожности включают, прежде всего, правильную обработку рук, использование средств индивидуальной защиты медицинским персоналом, надлежащие обращение, хранение и утилизацию острых инструментов

Профессиональная деятельность фельдшера по предупреждению ИСМП направлена:

1. Совершенствование профессиональных знаний, умений и практического опыта.

2. Соблюдение нормативных требований (ФЗ, СанПиНов, Приказов, распоряжений).

3. Соблюдение техники безопасности (избегать аварийных ситуаций при проведении медицинских вмешательств).

4. Применение СИЗ.

5. Соблюдение требований асептики и антисептики.

6. Соблюдение гигиенических требований по обработке рук.

7. Прохождение медицинских осмотров.

8. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний (вакцинация).

9. Постконтактная профилактика (при аварийных ситуациях, в период подъема инфекционных заболеваний).

10. Профилактика профессионального заражения ВИЧ.

11. Соблюдение требований по обращению с медицинскими отходами.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что стратегической задачей здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, являются важнейшей составляющей этой проблемы в силу широкого распространения, негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и экономики государства.

Фельдшер при выполнении своих профессиональных обязанностей с соблюдением всех нормативных требований, а также проявляя свою личную ответственность сможет предотвратить или минимизировать ИСМП.

Рубрика Медицина
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 19.06.2015
Размер файла 1,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство здравоохранения Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

Студентка 4 курса 1группы

по специальности 31.02.01

Эмирова Замина Махмудовна

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

АКДС - адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АС - Адсорбированный столбнячный анатоксин (АС-анатоксин)

АДС-М- адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с

уменьшенным содержанием антигенов

ПСС - лошадиная, противостолбнячная, сыворотка

ПСЧИ - противостолбнячный человеческий иммуноглобулин

ГЗТ - гиперчувствительность замедленного типа

МЕ - международная единица

ИФА - иммуноферментный анализ

РНГА - реакция непрямой гемагглютинации

РПГА - реакция пассивной гемагглютинации

ЦГСЭН - центр госсанэпиднадзора

ВВЕДЕНИЕ Глава I. Теоретические, научно-методические основы изучения столбняка.

1.1 Исторические данные о заболеваемости столбняком

1.6 Клинические проявления

1.8 Методы диагностики

1.9 Дифференциальная диагностика

РАЗДЕЛ 2. Изучение и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции согласно СП 3.1.2.3113-13 "Профилактика столбняка"

2.1 Противоэпидемические мероприятия в очаге столбняка

РАЗДЕЛ 3. Исследовательская работа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время эпидемиологическая ситуация по инфекционным заболеваниям во всем мире характеризуется довольно высокой напряженностью. Человечество вступает в третье тысячелетие с массой новых и старых нерешенных вопросов в области профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни остаются одной из наиболее частых причин высокой заболеваемости и смертности населения.

Несмотря на прогресс современной медицины, по-прежнему актуальным остается такое заболевание как столбняк.

Актуальность исследования столбняка обусловлена его особенностями:

широким распространением возбудителя в природе,

отсутствием иммунитета даже после перенесенного заболевания,

крайне тяжелым течением с высокой летальностью

Так же в отличие от других инфекций, при которых важна роль коллективного иммунитета, при столбняке решающим фактором является защищенность каждого человека. В связи с этим дальнейшее снижение заболеваемости будет зависеть от полноты охвата активной иммунизацией населения, своевременности ревакцинации и адекватности экстренной иммунопрофилактики при травмах. Чрезмерное введение препаратов, содержащих столбнячный анатоксин, приводит к гипериммунизации значительной части населения, поэтому особое значение приобретает научно обоснованный подход к проведению иммунизации.

Предмет исследования: клиника, диагностика, лечение и методы предупреждения столбняка.

Методы исследование: изучение литературы по данной теме, анализ источников, обработка полученных данных интернет ресурсов.

1.Изучить теоретические основы патогенеза, клинические проявления столбняка, диагностику, основные методы лечения и проведение профилактических мероприятий.

2.Проанализировать заболеваемость столбняком в 2013-2014 гг. по Сальскому району.

3.Проанализировать противоэпидемические и профилактические мероприятия при столбняке.

4. Роль фельдшера в проведении противоэпидемических мероприятий в очаге столбняка, необходимость проведения своевременной иммунопрофилактики.

1.Разработать и предложить рекомендации по вакцинопрофилактике столбняка .

РАЗДЕЛ I. Теоретические, научно-методические основы изучения столбняка

1.1 Исторические данные о столбняке

Необходимость продолжения исследований, прежде всего связанных с возможностями защиты от болезни, диктовалась тем, что столбняк встречался повсеместно. В некоторых родильных домах в конце XIX в. возникали даже эпидемии, при которых погибали матери и новорожденные. Особенно часто возникал столбняк на полях сражений, не случайно его считали даже болезнью военного времени. Во время первой мировой войны в армиях различных стран столбняк регистрировался у 3--6 % раненых.

В 1926 г. G. Ramon получил столбнячный анатоксин путем длительного воздействия на токсин температурного фактора (+39…+ 40 °С) и формалина, что послужило основой для разработки специфического метода профилактики болезни. Во всех странах мира, где была введена обязательная вакцинация против столбняка, удалось добиться резкого снижения заболеваемости. В мирное время он регистрируется в виде единичных случаев.

Возбудитель столбняка -- Clostridium tetani (closter -- веретено) относится к роду Clostridium семейства Bacillaceae. Это грамположительные палочки длиной 4--12 мкм, шириной 0,3--1 мкм.

Они обладают подвижностью благодаря наличию 20 и более тонких перитрихиально расположенных жгутиков, обеспечивающих не только функцию органов движения: как полагают, они принимают участие в обменных процессах между окружающей средой и бактериальной клеткой.

По строению термолабильного антигена жгутика столбнячная палочка делится на 10 серологических вариантов, термолабильный О-антиген (соматический) у всех вариантов общий.

Для выделения чистой культуры используют различные среды, содержащие нативный белок (среды Китта -- Тароцци, Теллока, Мюллера, кровяной агар, мясо-пептонный агар и т. д.). Внешний вид колоний в значительной степени зависит от среды, на которой растет столбнячная палочка. В жидкой среде при росте образуется равномерное помутнение, на плотных средах -- нежный налет, в агаре колонии столбняка похожи на комочки ваты.

Важнейшей особенностью вегетативных форм столбнячной палочки является способность вырабатывать экзотоксин -- один из сильнейших биологических ядов, по силе действия уступающий только ботулиническому токсину; летальная доза его для человека менее 2,5 нг/кг. Токсин представляет собой полипептидное соединение (из 13 аминокислот) с молекулярной массой 150 ООО О, он содержит следующие повреждающие факторы (фрагменты):

-- тетаноспазмы -- наиболее агрессивная фракция токсина. Он проявляет особую тропность к ЦНС: фиксируясь на поверхностных отростках вставочных нейронов, он проникает в них путем эндоцитоза, где подавляет высвобождение тормозных медиаторов, следствием чего является поток неуправляемых импульсов на периферию. Тоническое напряжение мышц, а затем и тонические судороги, развивающиеся у больного, -- результат действия этого токсина. Он поражает также парасимпатическую нервную систему, ретикулярную формацию;

-- тетанолизин, вызывающий гемолиз эритроцитов; как полагают, он может разрушать и лейкоциты, а также обладает кардиотоксическими свойствами. Но его роль в патогенезе нарушений, возникающих при столбняке, несравнима по значимости с действием тетаноспазмина;

-- низкомолекулярная фракция, которая усиливает секрецию ацетилхолина в нервно-мышечных соединениях и может вызывать гемолиз эритроцитов.

Токсин появляется в культуре уже на 2-е сутки, достигая максимальной концентрации к 5--7-му дню. Он инактивируется при длительном хранении, при температуре +60…+ 65 °С, при действии кислот и оснований. Прямые солнечные лучи разрушают его через 15 ч. Хорошо сохраняется в высушенном состоянии. В трупах умерших от столбняка людей токсин можно обнаружить на протяжении месяца. Даже очень слабое подкисление среды роста не только не разрушает его активность, но и усиливает ее, способствуя образованию гипертоксина. Усиливает токсинообразование рост столбнячной палочки в ассоциации с гноеродными микроорганизмами. Под действием энзимов (таких, например, как папаин) токсин распадается на полипептидные нетоксичные фрагменты, некоторые из них сохраняют антигенные свойства.

Вегетативные формы очень неустойчивы во внешней среде: они быстро погибают под действием кислорода, солнечного света, различных дезинфицирующих растворов и антибиотиков, хотя в глубоких слоях влажной почвы с большим количеством перегноя могут не только сохраняться, но даже размножаться. Основным фактором, обеспечивающим выживание столбнячной палочки и сохранение ее в природе, является способность к спорообразованию. При этом на одном конце микроорганизма образуется утолщение, в результате чего она приобретает вид барабанной палочки (или теннисной ракетки). Спорообразование наступает при попадании палочки в неблагоприятные условия (в почву, в среду, содержащую кислород), оно происходит и в культурах: уже на 2-е -- 3-и сутки среди вегетативных форм можно обнаружить споры, а на 4--6-е сутки в среде роста выявляются почти одни споры. Располагаются они одиночно или в виде цепочек.

Споры -- покоящиеся формы, обладающие очень большой устойчивостью: они выдерживают обработку формалином до 6 ч, кипячение-- до 50 мин, нагревание во влажной среде при +90 °С -- 2 ч, автоклавирование при +120 °С -- до 15 мин. В высушенном состоянии споры способны сохранять жизнеспособность до 10--15 лет.

Попадая в благоприятные условия (температура +36…+ 38 °С, достаточная влажность, наличие питательных веществ, отсутствие кислорода), споры прорастают в вегетативные формы. Такие идеальные условия создаются при попадании спор в рану.

Резервуар и источник инфекции - травоядные животные, грызуны, птицы и человек, в кишечнике которых обитает возбудитель; последний выделяется во внешнюю среду с фекалиями. Столбнячная палочка также широко распространена в почве и других объектах внешней среды, где она может размножаться и долго сохраняться. Таким образом, возбудитель имеет два взаимосвязанных и взаимообогащаемых местах обитания, а, следовательно, и два источника возбудителя - кишечник теплокровных и почву. Значимость того или иного источника, по-видимому, в значительной мере обусловлена климатогеографическими условиями местности. Наиболее благоприятны для вегетации и сохранения микроорганизма чернозёмные и краснозёмные, богатые гумусом почвы, а также почвы, хорошо удобренные органическими веществами. Из почвы с пылью бактерии могут попадать в любые помещения (в том числе перевязочные и операционные блоки), на различные предметы и материалы, применяемые в хирургической практике (различные порошки, гипс, тальк, лечебные глину и грязь, вату и др.).

Частота носительства спор столбнячной палочки человеком варьирует от 5-7 до 40%, причём повышенную степень носительства отмечают у лиц, профессионально или в быту соприкасающихся с почвой или животными (сельскохозяйственных рабочих, конюхов, доярок, ассенизаторов, работников парников и др.). С. tetani обнаруживают в содержимом кишечника коров, свиней, овец, верблюдов, коз, кроликов, морских свинок, крыс, мышей, уток, кур и других животных с частотой 9-64%. Обсеменённость помёта овец достигает 25-40%, что имеет особое эпидемиологическое значение в связи с использованием тонкой кишки овец для изготовления хирургического кетгута.

Механизм передачи - контактный; возбудитель проникает через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки (раны, ожоги, отморожения). Инфицирование пупочных ран при несоблюдении асептики при родах может стать причиной столбняка новорождённых. Местом входных ворот возбудителя могут быть различные по характеру и локализации открытые раны (проколы, занозы, порезы, потёртости, размозжения, открытые переломы, ожоги, отморожения, укусы, некрозы, воспалительные процессы); в этих случаях развивается посттравматический столбняк. Операционные раны, особенно на толстой кишке и ишемизированных конечностях, могут стать входными воротами для инфекции с последующим развитием послеоперационного столбняка. Вмешательства по поводу аборта вне медицинских учреждений могут стать причиной постабортального столбняка. Возможность передачи возбудителя от больного здоровому человеку отсутствует.

Заболеть можно лишь в том случае, если в рану (особенно, если это глубокая рваная рана, в которой активно идут процессы гниения) попадают споры или вегетативные формы столбнячной палочки. Наиболее часто причиной заболевания являются травмы ног, если человек ходит босиком. Но споры могут с пылью попадать на деревья, кусты (отсюда возможность заболевания при уколе колючками, например, при сборе малины, шиповника). Споры могут обнаруживаться на одежде, поэтому травмы, сопровождающиеся повреждением одежды и кожи (бытовые, ранения), даже без загрязнения ран землей, могут быть причиной заражения и заболевания столбняком.

Как отмечалось ранее, часто столбняк возникает у людей, раненных во время боевых действий, поэтому его считают болезнью военного времени. К группам риска также относятся сельскохозяйственные рабочие, люди, работающие на своих огородах и садовых участках. В мирное время 80--85 % заболевших -- сельские жители.

К столбняку восприимчивы все люди, расовых различий не существует. Но заболевание чаще регистрируется у лиц мужского пола (соотношение 2,5 : 1), причем такая закономерность сохраняется даже у новорожденных. Болеют столбняком различные теплокровные животные (особенно восприимчивы сельскохозяйственные).

Столбняк регистрируется в виде спорадических случаев. В зонах с умеренным и теплым климатом пик заболеваемости приходится на теплые месяцы (май -- сентябрь). В тропиках такой четкой сезонности нет.

В классификационных характеристиках учитываются различные факторы -- механизм заражения, распространенность и выраженность судорожного синдрома, особенности клинического течения. С учетом этих факторов выделяют следующие формы столбняка:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Основные функциональные обязанности фельдшеров

Важным разделом деятельности фельдшеров является оказание медицинской помощи больным на дому. Порядок лечения больных на дому определяют врачи участковой больницы или центральной районной больницы (ЦРБ) и лишь в отдельных случаях сам фельдшер. Больных, оставленных на дому, необходимо постоянно наблюдать до их выздоровления. Особенно это относится к детям. Больных из отдаленных от ФАП населенных пунктов целесообразно госпитализировать; при оставлении же больного на дому фельдшер извещает об этом врача сельского врачебного участка и осуществляет наблюдение за больным.

При амбулаторном обслуживании больных туберкулезом фельдшер, являясь непосредственным исполнителем врачебных назначений, проводит иммунохимиопрофилактику, диспансеризацию, противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, работу по гигиеническому воспитанию и др.

Фельдшер, работающий на ФАП, должен владеть простейшими приемами реанимации на догоспитальном этапе, особенно при внезапной остановке сердца или дыхания, причинами которых могут быть тяжелые травмы, кровопотеря, острый инфаркт миокарда, отравления, утопления, электротравмы. На фельдшеров и акушеров, работающих самостоятельно, возложено также оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. При срочном вызове фельдшер должен иметь при себе чемоданчик, укомплектованный медицинским инструментарием и медикаментами согласно перечню укладки.

Большая роль принадлежит фельдшерам в диспансеризации сельского населения. Основной целью ее является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия.

Фельдшер или акушерка следят, чтобы больные, нуждающиеся в сезонном (осень, весна) противорецидивном лечении, своевременно получали его в стационаре или амбулаторно. Важное значение для снижения заболеваемости имеет надлежащая организация экспертизы временной нетрудоспособности на ФАП.

Основанием для предоставления нрава выдачи больничных листов фельдшеру является ходатайство главного врача района, в котором должны быть указаны:

• удаленность ФАП от больницы (амбулатории), к которой он приписан;

• количество обслуживаемых населенных пунктов совхоза и число работающих в них;

• стаж работы фельдшера и уровень его квалификации;

Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям.

Одним из важных разделов деятельности фельдшеров ФАП является проведение при возникновении очагов инфекционных заболеваний первичных противоэпидемических мероприятий, от своевременности и качества которых зависит эффективность предупреждения распространения инфекции за пределы возникшего очага. В связи с этим большое значение имеет организация деятельности работников ФЛП, направленная на выявление инфекционных заболеваний среди населения.

При установлении диагноза инфекционного заболевания (или подозрении на него) средний медицинский персонал ФАП должен:

• провести первичные противоэпидемические мероприятия в очаге;

• изолировать больного на дому и организовать текущую дезинфекцию до госпитализации больного;

• выявить всех лиц, контактировавших с больным, взять их на учет и установить за ними медицинское наблюдение;

• осуществить (совместно с врачом) карантинные мероприятия в отношении контактировавших с больными лиц, посещающих детские дошкольные учреждения, школы или работающих на эпидемически важных объектах;

• сообщить по месту работы, учебы, в детские дошкольные учреждения, по месту жительства о заболевшем и контактировавших с ним лицах;

• по указанию педиатра или эпидемиолога провести гаммаглобулино-профилактику контактировавших с больным вирусным гепатитом А.

Инфекционного больного госпитализируют в течение первых суток заболевания на специальном транспорте. При его отсутствии больного можно перевозить на любом транспорте с последующей дезинфекцией. В дальнейшем медицинский работник ФАП выполняет указания эпидемиолога (помощника эпидемиолога) и осуществляет:

• собирание материала у лиц, контактировавших с больными, для лабораторного исследования с целью выявления бактерионосителей;

• прививки по эпидемиологическим показаниям и химиопрофилактику;

• динамическое наблюдение за лицами, контактировавшими с больными, в течение срока инкубационного периода, данного инфекционного заболевания.

Большую роль играют фельдшеры и акушерки ФАП в проведении оздоровительных мероприятий, гигиеническом воспитании сельского населения и пропаганде здорового образа жизни. Чтобы правильно оценить уровень благополучия объекта, фельдшеров обучают простейшим лабораторным анализам, экспресс-методам и снабжают их походными экспресс-лабораториями. С помощью такой лаборатории можно определять остаточные количества хлора в дезинфицирующих растворах, на предметах и поверхностях (йодокрахмальный метод), остаточные количества моющих средств на столовой посуде (проба с фенолфталеином).

Фельдшеру ФАП часто приходится принимать участие в анализе производственного травматизма и разработке мероприятий по его снижению, поэтому он должен быть хорошо знаком с основными причинами возникновения травматизма: техническими, организационными и санитарно-гигиеническими. Более половины всех пострадавших обращаются на ФАП, поэтому от среднего медицинского персонала требуется постоянное совершенствование знаний, в частности, по оказанию первой помощи при травмах. Кроме оказания первой помощи пострадавшему, фельдшеры ФАП осуществляют регистрацию и учет травм; выявляют, изучают и анализируют их причины в зависимости от различных факторов; совместно с врачами разрабатывают конкретные мероприятия по устранению выявленных причин; осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности; обучают работников сельского хозяйства приемам оказания первой помощи.

При работе в составе врачебной бригады фельдшер во время выполнения вызова полностью подчиняется врачу. Его задача — четко и быстро выполнять все назначения. Ответственность за принимаемые решения лежит на враче.

Фельдшер должен владеть техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций и регистрации ЭКГ, уметь быстро установить систему для капельного введения жидкости, измерить АД, сосчитать пульс и число дыхательных движений, ввести воздуховод, провести сердечно-легочную реанимацию и др. Он должен также уметь наложить шину и повязку, остановить кровотечение, знать правила транспортировки больных.

Приложение № 10 к приказу МЗ РФ № 100 от 26.03.99

Методы и средства санитарно-просветительной работы фельдшера

Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Уголок здоровья.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа: согласование с руководством данного учреждения; определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, кнопки, клей, ткань и др.); выбор места — такого, где постоянно или часто бывает масса людей; подборка соответствующего иллюстрированного материала (плакаты, фото- и литературные выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки).

Устные журналы.

Диспуты и конференции. Диспут — метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы, способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население вопросов. Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты.

В зависимости от пола и возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

1. Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

2. Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

3. Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительного характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки и др, т. е. все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятия физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Санитарно-просветигельная работа на ФАПе должна проводиться но заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительной работы проводят на весь текущий год и на месяц. В годовом плане предусматривают основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляют конкретный план с названиями тем и методами их освещения. В конце месяца и в конце отчетного года медицинский работник обязан отчитаться за проделанную санитарно-просветительную работу.

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должна способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению показателей родовспоможения, снижению детской смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, своевременной госпитализации больных, привлечению населения на профилактические осмотры, повышению уровня санитарной культуры населения, оздоровлению условий их труда и быта, активизации творческой самодеятельности людей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, повышению работоспособности и творческого долголетия.

Читайте также: