Роль фельдшера в профилактике вич инфекции

Обновлено: 17.04.2024

Одним из важных направлений в работе с пациентами является сестринский уход: ведь именно медицинская сестра является своего рода связующим звеном между больным и врачом. Работая с ВИЧ-инфицированными людьми, она должна владеть не только определенными профессиональными знаниями, но и немалыми навыками общения с пациентом, тем более что от этого часто зависит успех лечения. Немалую роль играет также понимание медицинской сестрой важности недопущения профессионального инфицирования ВИЧ.

В связи с увеличением распространенности среди населения инфекций, передающихся через кровь, в том числе ВИЧ-инфекции, возникает реальная угроза заражения медицинских работников этими заболеваниями, особенно при несоблюдении мер предосторожности.

ЭПИДСИТУАЦИЯ

Подавляющее число ВИЧ-инфицированных - это молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет.

В республике основной причиной заражения является инъекционное введение наркотических веществ.
Постоянно растет число людей, инфицирование которых происходит в результате сексуальных контактов.
Распространение ВИЧ-инфекции среди женщин в нашей стране приводит к увеличению количества детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ:

  • естественные - половой (при половых контактах), вертикальный (от ВИЧ-инфицированной матери к ребенку);
  • искусственные - парентеральный (при медицинских вмешательствах, при инъекционном введении наркотиков).

УСЛОВИЯ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ:

  • Чтобы произошла передача, ВИЧ должен находиться в биологических жидкостях организма человека, с которыми произошел контакт.
  • Не все биологические жидкости организма содержат достаточное для заражения количество ВИЧ.
  • Чтобы произошло заражение, ВИЧ должен попасть в нужное место (в кровоток или на слизистую оболочку) и в нужном количестве. Инфицирующая доза вируса составляет около 10 000 вирионов.

КОНТАКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РИСКОМ ИНФИЦИРОВАНИЯ ВИЧ:

  • Попадание биологических жидкостей ВИЧ-инфицированного на поврежденные кожные покровы здорового человека (укол иглой, порез острым инструментом или предметом, заболевания кожи - раны на руках, экссудативное поражение кожи, мокнущие дерматиты).
  • Попадание биологических жидкостей ВИЧ-инфицированного на слизистые оболочки здорового человека.
  • При контакте раневых поверхностей и слизистых оболочек с биологической жидкостью, содержащей ВИЧ, риск заражения в среднем составляет 1%.
  • Риск инфицирования при попадании биологической жидкости, содержащей ВИЧ, на неповрежденные слизистые и кожные покровы минимален (составляет примерно 0,09 %).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ (УМП)

УМП - это комплекс мероприятий, направленный на снижение риска передачи инфекций между пациентами и медицинскими работниками через контакт с кровью и другими биологическими жидкостями.

УМП должны выполнятся во всех медицинских учреждениях и всеми медицинскими работниками.

Универсальные меры предосторожности следует соблюдать при работе со следующими биологическими жидкостями организма:

    • кровью;
    • спермой;
    • вагинальным секретом;
    • любыми жидкостями с примесью крови;
    • культурами и средами, содержащими ВИЧ;
    • жидкостями, степень опасности, которых в отношении передачи ВИЧ пока не установлена (синовиальной жидкостью, цереброспинальной жидкостью, плевральной жидкостью, перитонеальной жидкостью, перикардиальной жидкостью, амниотической жидкостью).

    Жидкости, степень опасности, которых в отношении передачи ВИЧ не была выявлена:

      • моча;
      • слюна;
      • слезы;
      • пот;
      • фекалии;
      • ушная сера;
      • рвотные массы;
      • мокрота;
      • выделения из носа.

      ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАРАЖЕНИЯ ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАЮЩИМИСЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНЫМ ПУТЕМ, РАБОТНИКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ:

      Медицинские работники должны относиться ко всем пациентам как к возможным носителям ВИЧ, а к крови и другим жидким средам организма как к потенциально зараженным , надевать перчатки при всех непосредственных контактах с ними.

      Необходимо использовать халат и перчатки (перчатки следует заменять или обрабатывать после каждого пациента).

      Медицинские работники с травмами (ранами) на руках, экссудативным поражением кожи, мокнущими дерматитами отстраняются на время заболевания от медицинского обслуживания больных, контакта с предметами ухода за ними.

      Во время процедур, при которых может быть допущено разбрызгивание крови, необходимо надевать халат и фартук, нос и рот следует защищать маской, глаза - очками. Медицинские сестры, работающие помощниками стоматологов, обязательно должны работать в маске, глаза защищать очками или экраном.

      Загрязненные кровью предметы и одноразовый медицинский инструментарий (иглы, шприцы) необходимо помещать в непромокаемые контейнеры, обеззараживать, а затем подвергать утилизации в соответствии с действующими инструкциями Министерства здравоохранения. Режимы обеззараживания аналогичны применяемым в отношении профилактики заражения гепатитами В, С, Д.

      После использования режущие, колющие и другие инструменты многоразового использования следует поместить в жесткие влагонепроницаемые, маркированные контейнеры для дезинфекции.

      Для предупреждения уколов иглами не следует вновь надевать колпачки на использованные иглы, снимать иглы с разовых шприцев, так как при этом увеличивается риск травматизации.

      Все рабочие места должны быть обеспечены инструктивно-методическими документами, дезинфицирующим раствором и аптечкой для проведения экстренных профилактических мероприятий в случае аварийных ситуаций.

      Аптечка должна содержать:

        • Напальчники (или перчатки);
        • Лейкопластырь;
        • Ножницы;
        • Спирт этиловый 70%-й;
        • Альбуцид 20-30%-й;
        • Настойка йода 5%-я;
        • Перекись водорода 3%-я;

        При попадании инфицированного материала на пол, стены, мебель или оборудование, загрязненное место обеззараживают дезинфицирующим раствором, используемым в учреждении.

        При попадании небольшого количества инфицированного материала - обеззараживание проводится путем двукратного протирания поверхности ветошью, смоченной в дезрастворе.

        При обильном загрязнении избыток влаги удаляется с поверхности сухой ветошью, а затем поверхность двукратно протирается ветошью, смоченной в дезрастворе.

        Загрязненную биологической жидкостью ветошь помещают в емкость с дезраствором для последующей утилизации.

        ДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА В СЛУЧАЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА:

        Под профессиональным контактом понимают любой прямой контакт слизистых оболочек, поврежденных и не поврежденных кожных покровов с потенциально инфицированными биологическими жидкостями при исполнении профессиональных обязанностей.

        Если произошло попадание биоматериала на одежду:

          • Перед снятием одежды перчатки обеззараживаются.
          • При незначительных загрязнениях биологической жидкостью одежда снимается, помещается в пластиковый пакет и направляется в прачечную без предварительной обработки, дезинфекции.
          • При значительном загрязнении одежда замачивается водном из дезинфектантов, используемых в учреждении (кроме 6%-й перекиси водорода и нейтрального гидрохлорида кальция, которые разрушают ткани).,
          • Личная одежда, загрязненная биологической жидкостью, подвергается стирке в горячей воде (70 °С) с моющим средством.
          • Кожа рук и других участков тела под местом загрязненной одежды протирается 70%-м спиртом. После этого промывается с мылом и повторно протирается спиртом.
          • Загрязненная обувь двукратно протирается ветошью, смоченной в растворе одного из дезинфицирующих средств, используемых в учреждении.

          Если произошло попадание биоматериала на слизистые оболочки:

            • Ротовая полость - прополоскать 70%-м раствором этилового спирта.
            • Полость носа - закапать 20-30%-й раствор альбуцида.
            • Глаза - промыть водой, после чего закапать 20-30%-йраствор альбуцида.

            Если произошел контакт с кровью или другими биологическими жидкостями при неповрежденной коже:

              • срочно обработать место загрязнения одним из дезинфектантов (70%-м раствором спирта, 3%-м раствором перекиси водорода, 3%-м раствором хлорамина);
              • затем промыть водой с мылом и повторно обработать спиртом.

              Если произошел контакт с кровью или другими биологическими жидкостями при повреждении кожи (укол, порез):

                • снять перчатки рабочей поверхностью внутрь;
                • выдавить кровь из раны, укола;
                • обработать пораженное место одним из дезинфектантов(70%-м этиловым спиртом, 5%-м раствором йода - при порезах, 3%-м раствором перекиси водорода - при уколах);
                • тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой, а затем протереть их 70%-м раствором этилового спирта, на рану наложить пластырь, одеть напальчник;
                • при необходимости продолжить работу - надеть новые перчатки.

                Дальнейшие действия при профессиональном контакте:

                  • Во всех лечебно-профилактических учреждениях необходимо вести 'Журнал регистрации аварий'.
                  • Регистрации в журнале подлежат аварийные ситуации, связанные с попаданием большого количества крови или другого биологического материала на обширную раневую поверхность.
                  • После регистрации контакта медработникам предлагается пройти тестирование на наличие антител к ВИЧ для определения исходного ВИЧ-статуса.
                  • Параллельно проводится обследование на ВИЧ пациента, с биологическими жидкостями которого произошел контакт.
                  • Первое обследование медицинского работника проводится непосредственно после аварии. Положительный результат будет свидетельствовать о том, что работник инфицирован, но авария не является причиной заражения. Если результат отрицательный, повторное обследование проводится через 6 месяцев.
                  • Результаты обследования медицинских работников на ВИЧ-инфекцию являются строго конфиденциальными.
                  • Сотруднику на период наблюдения запрещается сдача донорской крови (тканей, органов).
                  • О произошедшей аварии и проведенных в связи с этим мероприятиях немедленно информируется руководитель учреждения и председатель комиссии по внутрибольничным инфекциям.

                  О произошедшей аварии и проведенных в связи с этим мероприятиях немедленно информируется руководитель учреждения и председатель комиссии по внутрибольничным инфекциям.

                  Постконтактная медикаментозная профилактика (ПКП)

                  ПКП - представляет собой короткий курс профилактического приема антиретровирусных препаратов с целью снижения риска развития ВИЧ-инфекции после возможного инфицирования (произошедшего при исполнении служебных обязанностей или при других обстоятельствах).

                  ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОСТКОНТАКТНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ:

                  Повреждение кожи острым предметом, загрязненным кровью, жидкостью с видимой примесью крови или другим потенциально инфицированным материалом.

                  Попадание крови, жидкости с видимой примесью крови или другого потенциально инфицированного материала на слизистые оболочки (рот, нос, глаза).

                  Попадание крови, жидкости с видимой примесью крови или другого потенциально инфицированного материала на поврежденную кожу (например, при наличии дерматита, участков обветренной кожи, потертостей или открытой раны).

                  Постконтактная профилактика должна предоставляться во всех медицинских учреждениях, в которых существует потенциальный профессиональный риск заражения ВИЧ.

                  Каждый медицинский работник должен четко осознавать , что такие профилактические мероприятия как соблюдение мер предосторожности и выполнение инструкций при работе с биологическим материалом, снижают риск профессионального инфицирования и внутрибольничного распространения ВИЧ-инфекции.

                  Учитывая отсутствие в настоящее время специфических средств профилактики (вакцины разрабатываются) и отсутствие возможности полного излечения от ВИЧ-инфекции (с помощью многокомпонентного длительного лечения можно достигнуть длительной ремиссии заболевания), соблюдение медицинской сестрой индивидуальных мер предосторожности и безопасных методик оказания медицинской помощи является основным компонентом предупреждения внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией.

                  Астраханский филиал ФБУЗ

                  Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях. Санитарно-просветительная работа среди учащихся. Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции. Выявление инфицированных путем использования тест-систем по определению противовирусных антител.

                  Рубрика Медицина
                  Вид реферат
                  Язык русский
                  Дата добавления 06.04.2009
                  Размер файла 21,5 K

                  Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

                  Министерство Бюджетного Учреждения Здравоохранения

                  Детская городская поликлиника №4 г.Стерлитамак

                  Реферат по циклу

                  Выполнила фельдшер МБОУ школы №7

                  Тимиргалеева Татьяна Валентиновна

                  1. Профилактика профессиональных заражений

                  2. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях.

                  3. Принципы организации обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ.

                  4. Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.

                  1. Профилактика профессиональных заражений

                  Работники медицинских учреждений должны учитывать, что в любое время они могут столкнутся с ВИЧ-инфицированным, но об этом они могут и не знать, поэтому с каждым больным надо обращаться как с потенциально опасным. Только таким образом медперсонал может защитить себя от профессионального заражения ВИЧ-инфекцией. Для этого разработан целый ряд мероприятий направленных на предупреждение профессионального заражения ВИЧ-инфекцией.

                  1. при подготовке к проведению манипуляции больному с ВИЧ-инфекцией убедиться в укомплектованности аварийной аптечки.

                  2. Выполнять манипуляции в присутствии второго специалиста (дублера), который может в случае разрыва перчаток или пореза продолжить ее выполнение.

                  3. Обработать кожу ногтевых фаланг спиртовым раствором йода перед надеванием перчаток. В случае наличия повреждений кожи рук перед надеванием перчаток их необходимо заклеить пластырем.

                  4. При попадании зараженного материала на кожу обработать ее 70% спиртом, обмыть водой с мылом и повторно обеззаразить70% спиртом. При попадании зараженного материала на слизистые оболочки их немедленно обрабатывают 0,05% раствором перманганата калия, рот и горло прополаскивают 70% спиртом или 0,05% раствором перманганатом калия.

                  При уколах и порезах необходимо выдавить из ранки кровь и обработать ранку 5% спиртовым раствором йода. Рекомендуется профилактический прием АЗТ в дозе 800 мл/сут. В течении 30 дней.

                  2. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях

                  Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений Российской Федерации уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования. Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать. Кроме того, сами работники образования могут не иметь мотивации на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе, или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов также не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы.

                  В связи с этими причинами фельдшерам в школах необходимо вести санитарно-просветительное обучение учащихся и довести до сведения преподавателей о методах предотвращения заражения ВИЧ.

                  Высказывать опасения относительно провокации более рискованного поведения. Дети должны знать что, ВИЧ-инфекция передается преимущественно половым путем, а в России значительная часть случаев заражения обусловлена также и потреблением запрещенных наркотических препаратов, вводимых парентерально (внутривенное введение с помощью шприцев и игл).

                  В связи с противоречивыми взглядами общественности на целесообразность обучения по вопросам предупреждения заражения ВИЧ в настоящее время достаточно трудно выработать единую педагогическую концепцию и программы по этой тематике. Расхождения могут касаться также отдельных аспектов обучения, например, возраста учащихся, в котором необходимо начинать обучение, и зависимости объема информации от возраста учащихся.

                  Влияние общих тенденций общественного развития. Проведение обучающих мероприятий в системе учебных заведений на фоне различных фаз развития "сексуальной революции" или изменения отношения общества к потреблению наркотиков может быть затруднено или наоборот облегчено в зависимости от господствующих в обществе тенденций конкретного периода. Так, периодические тенденции стигматизировать или, наоборот, романтизировать занятия коммерческим сексом, однополым сексом и т.п. могут прямо или косвенно отражаться на эффективности сексуального просвещения школьников. Например, время от времени возникающие политизированные дискуссии относительно степени угрозы общественной нравственности, заложенной в материалах по профилактике ВИЧ , не могут не отражаться на желании учителей или врачей участвовать в профилактических мероприятиях.

                  Внутренние противоречия концепции снижения риска инфицирования ВИЧ путем обучения методам предупреждения заражения. Хотя полное воздержание от половой жизни и может привести к значительному снижению риска инфицирования ВИЧ, этот метод не может рассматриваться как реалистичный. В то же время ни моногамные отношения, ни постоянное использование презервативов не могут считаться абсолютно надежными способами защиты от ВИЧ-инфекции, так как "единственный" половой партнер может сам иметь других партнеров, в том числе живущих с ВИЧ, а презерватив может порваться в процессе полового акта.

                  Психологические особенности молодежи (подростков). Возможно, наиболее труднопреодолимой проблемой в осуществлении обучения учащейся молодежи навыкам менее опасного поведения являются возрастные психологические особенности подростков:

                  * потребность испытать все на собственном опыте и т.п.

                  Значительная часть информации, преподносимая в общеобразовательных учреждениях, может негативно интерпретироваться в сознании подростка. Так, информация об угрозе заражения ВИЧ при половых контактах часто расценивается только как формальная угроза абстрактной расплаты за непослушание в области половой морали. Предупреждение об угрозе заражения ВИЧ при приеме наркотиков может расцениваться как дополнительный фактор "запугивания" и без того многочисленными отрицательными последствиями их употребления.

                  3. Принципы организации обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ

                  Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы в Российской Федерации, привели к ослаблению традиционной половой морали, росту мобильности населения, масштабированию коммерческого секса и потребления наркотиков. Связанное с этими явлениями распространение ВИЧ значительно усугубляет ситуацию. В то же время, как показывает опыт ряда стран Европы, мобилизация населения на противодействие эпидемии ВИЧ может содействовать ослаблению негативных тенденций "сексуальной революции".

                  Огромный социально-демографический урон, наносимый эпидемией ВИЧ, заставляет рассматривать вопросы о борьбе с эпидемией в качестве приоритетных направлений деятельности российского государства. Поэтому необходимо проводить просветительные мероприятия среди населения, молодежи, в особенности среди подростков-школьников которые подвергаются наибольшему риску заражения ВИЧ, в связи с возрастными психологическими особенностями.

                  Целесообразность использования для обучения именно образовательных учреждений определяется возможностью охватить обучением в организованном порядке большей части молодежи. Среди гарантий, взятых на себя государством в области противодействия эпидемии ВИЧ, в тексте статьи 6 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" упоминаются:

                  - регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

                  - включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию.

                  Таким образом, в России имеется правовая база для внедрения в образовательных учреждениях программ обучения в области предупреждения заражения ВИЧ, по крайней мере, в рамках тематических вопросов по половому воспитанию.

                  Учащиеся всех учебных заведений РФ независимо от формы собственности, программ обучения и других различий имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ.

                  Планирование мероприятий по обучению учащихся общеобразовательных учреждений в рамках программ по предупреждению распространения ВИЧ должно координироваться в рамках тесного межсекторального и межведомственного взаимодействия.

                  Программы по обучению учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ разрабатываются и утверждаются органами здравоохранения и образования, согласуются с администрацией соответствующего уровня. При их составлении может учитываться мнение политических и общественных организаций, однако лишь в том случае, если оно не противоречит задачам противодействия эпидемии. Например, нельзя согласиться с мнением каких-либо организаций, отрицающих возможность использования презервативов для предупреждения заражения ВИЧ.

                  Фельдшера помимо лекционного обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ должны широко использовать такие методы, как демонстрация видеофильмов, распространение брошюр и буклетов.

                  Для профилактики заражения ВИЧ могут использоваться и наглядные материалы, в том числе подготовленные самими учащимися. Предполагается, что более эффективны в плане обучения ролевые игры и другие обучающие приемы, подразумевающие активное участие учащихся: викторины, дискуссии, самодеятельные спектакли. При подаче информации фельдшеру желательно исключать прямые поучительные и назидательные мотивы, которые могут восприниматься подростками негативно.

                  Содержание информации о предупреждении заражения ВИЧ для учащихся должно быть максимально правдивым и полным. Молодые люди имеют право знать, что заражение ВИЧ приводит через несколько лет к развитию смертельного заболевания - синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИДа), что заболевание это пока неизлечимо, а современная медицина позволяет только на неопределенное время предупредить развитие СПИДа, при условии постоянного приема большого количества дорогостоящих лекарственных препаратов. Информация, предоставляемая учащимся, должна определенным образом доводить до их сведения, что снизить риск инфицирования ВИЧ можно как путем уменьшения числа половых партнеров (воздержание, строгие моногамные отношения), так и путем использования барьерного способа предупреждения заражения, то есть путем использования презервативов. При этом до сведения учащихся должно быть доведено, что ни тот, ни другой путь не является абсолютно надежным в плане предупреждения заражения ВИЧ, но они в сотни раз снижают риск заражения. Фельдшера и медсестры школ должны давать учащимся достаточную информацию для того, чтобы в будущем они могли сделать правильный выбор поведения, обеспечивающий максимальную защиту от ВИЧ, в тех условиях, в которых он может оказаться в будущей жизни. Обучение учащихся специализированных учебных заведений, включая высшие учебные заведения, также целесообразно осуществлять в организованном порядке.

                  4. Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции

                  Надо объяснить школьникам что, заражение невозможно воздушно-капельным путем, при бытовых контактах и через продукты питания, поэтому не стоит бояться заразится в процессе общения с инфицированными.

                  Важная роль в борьбе с распространением инфекции ВИЧ принадлежит активному выявлению инфицированных путем использования тест-систем по определению противовирусных антител. Такому определению подлежат доноры крови, плазмы, спермы, органов и тканей, а также гомосексуалисты, проститутки, наркоманы, половые партнеры больных инфекцией ВИЧ и инфицированных, больные венерическими болезнями, в первую очередь сифилисом. Серологическое обследование на ВИЧ должны проходить российские граждане после длительного пребывания за рубежом и проживающие в России иностранные студенты, особенно прибывшие из эндемичных по инфекции ВИЧ регионов. Неотложной мерой предупреждения инфекции ВИЧ остается замена всех шприцев одноразовыми или, по крайней мере, строгое соблюдение правил стерилизации и использования обычных шприцев.

                  Подобные документы

                  История ВИЧ-инфекции, количество ВИЧ-инфицированных в Самарской области. Пути передачи инфекции. Стадии инкубации и первичных проявлений, латентная стадия (медленное прогрессирование иммунодефицита). Профилактика и предупреждение заражения ВИЧ-инфекцией.

                  презентация [2,2 M], добавлен 23.01.2015

                  Молодежь и ВИЧ-инфекция: проблема и пути решения. Концепция превентивного обучения по профилактике СПИДа. Методические подходы к профилактике ВИЧ-инфекции в наркологии и образовательных учреждениях. Проблема эффективности программ профилактики.

                  реферат [32,1 K], добавлен 05.02.2008

                  Современные принципы борьбы против возбудителей инфекционных заболеваний. Факторы риска заражения хирургов вирусными гепатитами и виды профилактики. Источники эндогенной инфекции. Основное понятие ВИЧ-инфекции и профилактика ВИЧ-инфекции в хирургии.

                  презентация [114,1 K], добавлен 21.10.2014

                  Характеристика эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в Хабаровском крае. Организация сестринского ухода за ВИЧ-инфицированными. Основные меры индивидуальной профилактики ВИЧ-инфекции. Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.

                  реферат [199,0 K], добавлен 01.04.2014

                  Сальмонеллёзные заболевания. Внутрибольничная передача инфекции. Патогенез. Гастроэнтерическая, энтероколитическая, тифоподобная, септическая форма. Лечение. Профилактика внутрибольничной инфекции сальмонеллёз. Ежедневная профилактика в стационаре.

                  реферат [18,1 K], добавлен 10.09.2008

                  Основные нормативные документы. Определение понятия и механизмы передачи ВИЧ–инфекции. Эпидемиологические особенности периодов развития инфекции. Диагностический алгоритм тестирования на ВИЧ. Группы риска среди населения. Алгоритм действий лечащего врача.

                  презентация [488,3 K], добавлен 26.04.2014

                  Формирование и развитие знаний о простудных заболеваниях. Этиология и патогенез острого респираторного заболевания, острой респираторно-вирусной инфекции и гриппа. Различие симптомов ОРЗ и ОРВИ, пути передачи инфекции. Способы защиты и профилактика.

                  1. Белоусова А.К., Сербина Л.А. Практические навыки и умения медсестры инфекционного профиля. — Ростов н/Д: Феникс, -2012.

                  2.Евплов В.И. Профилактика внутрибольничных инфекций. Сборник документов, комментарии, рекомендации.— Ростов: Феникс, 2011.

                  3. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Рубашкина Л.А. Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. — Ростов: Феникс, 2009.

                  4.Аслоньянц, А.М., Ищенко, О.Ю. Международный журнал эксперементального образования. Использование модульно - компетентностной технологии преподавателем дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение". Москва: Академия естествознания, 2014 (10), 41-45.

                  5.Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н. Современные коммуникационные процессы в организации деятельности медицинского персонала // Сборник материалов 1 международной ( X Всероссийской) научно- методической конференции РИЦ БашГУ – 2014-С.75-77.

                  6.Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н. Профессиональное выгорание – как причина ухудшения взаимодействия персонала в коллективе // Сборник материалов 1 международной ( X Всероссийской) научно- методической конференции РИЦ БашГУ – 2014-С.160-162.

                  Актуальность данной работы обусловлена тем, что труд медицинских работников это сложный, напряженный и ответственный вид деятельности. Медицинские работники ежедневно контактируют с различными факторами инфекционной природы. Ведущим вредным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье медперсонала, является биологический.Одной из актуальных проблем является то, что среди медицинских работников, возрастает риск заражения ВИЧ-инфекцией при аварийных ситуациях (контакт с кровью ВИЧ-инфицированных при порезах, уколах на рабочих местах и в быту).

                  Цель работы – исследование профилактики ВИЧ-инфекции в ЛПУ.

                  1) дать общую характеристику ВИЧ-инфекции как заболевания;

                  2) рассмотреть исторические этапы развития ВИЧ-инфекции и современное состояние проблемы по заражению ВИЧ-инфекцией;

                  3) изучить профилактику ВИЧ-инфекции: определить нормативные документы, регламентирующие профилактику и лечение ВИЧ-инфекции; рассмотреть средства индивидуальной защиты медперсонала; рассмотреть обеспечение инфекционной безопасности медперсонала при работе с биологическими материалами;

                  4) провести практическое исследование способов и техники защиты медперсонала при работе с ВИЧ-инфекцией.

                  Объект исследования: ВИЧ-инфекция.

                  Предмет исследования: способы и техника профилактики ВИЧ-инфекции в ЛПУ.

                  - теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ;

                  - биографические (изучение медицинской документации);

                  - практические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование).

                  Гипотеза исследования: медицинский персонал относится к числу лиц повышенного риска заболевания ВИЧ-инфекции. Соблюдение принципов профилактики на рабочем месте является основным компонентом комплексной профилактики ВИЧ-инфекции как грозного внутрибольничного заболевания.

                  Методы исследования: наблюдение; изучение медицинской документации; анкетирование, интервьюирование.

                  Исследование состояло из четырех этапов.

                  На первом этапе было проведено наблюдение за работой медицинской сестры и изучена отчетная документация деятельности приемного отделения.

                  На втором этапе было проведено наблюдение за работой медицинской сестры в конкретном случае из практики.

                  На третьем этапе было проведено анонимное анкетирование среднего медицинского персонала хирургического отделения стационара с целью изучение отношения медицинского персонала к инфекционной безопасности на рабочем месте.

                  На четвертом этапе было проведено интервьюирование медицинской сестры.

                  При анализе работы медсестры приемного отделения и наблюдении случая из практики выяснено, что при уходе за ВИЧ-инфицированными больными медицинская сестра имеет дело с большим количеством различных заболеваний, сопровождающихся поражением анатомо-физиологических систем организма и различных органов в различных сочетаниях. Поэтому медицинская сестра должна владеть навыками ухода за такими категориями больных, и знать и соблюдать правила техники безопасности.

                  Выводы по результатам исследования – анкетирования следующие:

                  1. Среди участников опроса наиболее была представлена возрастная группа молодых медсестер до 30 лет, второй по численности стала возрастная группа от 31 до 40 лет.
                  2. Основная масса опрошенных имеют стаж работы в данном учреждении до 10 лет.
                  3. Большинство респондентов отметили, что подвергаются воздействию биологических факторов, таких как вакцины, биологические жидкости. Но, тем не менее, в оплате труда вредность учитывается только у 60% медработников.
                  4. Все респонденты знают, что такое профессиональные заболевания.
                  5. 60% респондентов оценили условия организации своего рабочего места с точки зрения инфекционной безопасности, как хорошие и отличные. Это достаточно высокая оценка. Но только 40% респондентов оценили безопасность рабочего места для своего здоровья, как отличную.
                  6. Подавляющее большинство опрошенных (90%) согласились с тем, что в их учреждении необходимо повышать уровень знаний в области безопасности труда и охраны здоровья медработников.

                  По результатам интервьюирования сделан вывод, что опрошенная медицинская сестра владеет достаточными знаниями о способах защиты медперсонала при работе с инфекционными больными.

                  Рекомендация медсестры была следующая: разработать памятку для среднего медицинского персонала по вопросам профилактики профессионального инфицирования ВИЧ/ СПИДом, так как не все медсестры, особенно только недавно пришедшие на работу, владеют необходимыми знаниями по этому вопросу.


                  ВИЧ-инфекция — это хроническое инфекционное заболевание, которое провоцирует вирус иммунодефицита человека, поражающий клетки иммунной системы. При отсутствии лечения приводит к синдрому приобретённого иммунодефицита (СПИД).

                  Вирус иммунодефицита человека принадлежит семейству ретровирусов. Впервые информация о болезни появилась в 1970-х годах. Сам вирус был выделен в 1983 году.

                  ВИЧ-инфекция — распространенное вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. В 2004–2005 годах на планете официально насчитывалось около 40 млн ВИЧ-инфицированных, из которых 98% составляли взрослые.

                  К 2011 году эта цифра увеличилась практически в 1,9 раза и, что особенно огорчает, неуклонно растет количество маленьких пациентов с ВИЧ-инфекцией.

                  В естественных условиях ВИЧ в высушенном состоянии сохраняет активность на протяжении нескольких часов, в биологических жидкостях — несколько дней, в замороженной сыворотке крови — несколько лет.

                  При нагревании до 70–80 градусов вирус гибнет через 10 минут, при обработке 70% раствором этилового спирта инактивируется через одну минуту. Также чувствителен к 0,5% раствору гипохлорита натрия, 6% раствору перекиси водорода, 5% раствору лизола, эфира или ацетона.

                  Пути заражения инфекцией:

                  • половой контакт — распространенный путь инфицирования ВИЧ. При сопутствующих заболеваниях, передающихся половым путем, риск передачи ВИЧ увеличивается.
                    Половые инфекции часто протекают с нарушением целостности слизистой половых органов (язв, пузырьков, эрозий, трещин), что является дополнительным фактором риска передачи вируса. ВИЧ-инфекция может передаваться при всех видах сексуальных контактов. Особенно высок риск передачи при анальном сексе, т.к. существует риск травмирования слизистой прямой кишки и прямого контакта с кровью.
                  • гемотрансфузионный путь (при переливании крови и ее компонентов, а также среди наркоманов при использовании нестерильных шприцев или игл).
                    В настоящее время на долю гемотрансфузионного пути заражения ВИЧ приходится наибольшее количество случаев.
                  • трансплацентарный путь (от матери ребенку при беременности, при лактации).

                  Кто входит в группы риска инфицирования ВИЧ?

                  • наркоманы;
                  • лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;
                  • лица, практикующие секс без предохранения;
                  • лица, практикующие анальный секс;
                  • лица, страдающие заболеваниями, передающимися половым путем;
                  • пациенты, нуждающиеся в гемодиализе, переливании крови;
                  • медицинские специалисты, контактирующие с ВИЧ-инфицированными;
                  • дети ВИЧ-инфицированных матерей.

                  Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является внутриклеточным паразитом. Он отдаёт предпочтение иммунным клеткам. Разрушение этих клеток ведёт к иммунодефициту.

                  Инфекция распространяется очень быстро и вызывает острую нехватку иммунитета, который, в свою очередь, провоцирует злокачественные новообразования, другие инфекции и вторичные заболевания. Иммунная система ослабевает до такой степени, что становится неспособной противостоять болезням и инфекциям, атакующим организм.

                  Вследствие ухудшения состояния здоровья человека, ему ставят диагноз СПИД. СПИД является конечной стадией ВИЧ-инфекции. Продолжительность течения ВИЧ-инфекции колеблется от нескольких месяцев до 15–20 лет.


                  В течении болезни выделяют 3 стадии:

                  1. острая инфекция;
                  2. латентный период;
                  3. терминальная стадия (СПИД).

                  Примерно через 3–6 недель с момента заражения наступает острая лихорадочная фаза. Эта фаза происходит не у всех, примерно у 50–70% инфицированных. У остальных больных после инкубационного периода наступает бессимптомная фаза.

                  Острая лихорадочная фаза (острая инфекция) проявляется следующими симптомами:

                  • лихорадка. Температура тела повышается до 37,5 градусов;
                  • боли в горле;
                  • лимфоузлы в подмышках, в паху и на шее увеличиваются, образуя припухлость;
                  • боли в области головы и глаз;
                  • снижение массы тела;
                  • снижение аппетита, сонливость;
                  • рвота, тошнота, диарея;
                  • кожные высыпания.

                  Острая фаза длится до нескольких недель, далее её сменяет бессимптомная фаза.

                  При бессимптомной фазе клинические проявления болезни могут отсутствовать. Примерно у 50% ВИЧ-инфицированных эта стадия может длиться до 10 лет.

                  Последняя стадия — терминальная (СПИД). Длительность данной стадии 1–2 года. Масса тела больного уменьшается больше чем на 10% по отношению к исходной. Развиваются присоединяющиеся инфекции.

                  Читайте также: