Санаторная школа для больных туберкулезом

Обновлено: 24.04.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
о туберкулезных санаторных школах-интернатах для детей и подростков
с малыми и затихающими формами туберкулеза

I. Общие положения

1. Туберкулезные санаторные школы-интернаты предназначены для детей и подростков школьного возраста с малыми и затихающими формами туберкулеза. Они организуются по типу однокомплексной восьмилетней или среднеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением и имеют целью дать учащимся образование в объеме учебных программ, утвержденных министерствами просвещения союзных республик для школ-интернатов, и обеспечить их лечение до полного клинического выздоровления.

Режим учебных занятий в санаторных школах-интернатах устанавливается в соответствии с состоянием здоровья учащихся.

2. Санаторная школа-интернат для детей и подростков с малыми и затихающими формами туберкулеза открывается Советами Министров союзных и автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, горисполкомами городов республиканского подчинения союзной республики.

Санаторная школа-интернат находится в непосредственном ведении министерства просвещения автономной республики, краевого, областного или городского (в городах республиканского (союзной республики) подчинения) отделов народного образования.

3. Методическое руководство и контроль за медицинским обслуживанием учащихся, находящихся в санаторной школе-интернате, осуществляется органами здравоохранения.

Органы здравоохранения обеспечивают санаторные школы-интернаты квалифицированными медицинскими работниками, а также в установленном порядке необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.

4. В санаторные школы-интернаты принимаются дети и подростки в возрасте от 7 до 18 лет обоего пола с малыми и затихающими формами туберкулеза.

5. Участок, помещения и оборудование туберкулезных санаторных школ-интернатов должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Госстроя СССР, предусмотренным для школ-интернатов, и дополнительным требованиям, установленным Государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР, вытекающим из специфических условий работы санаторных школ-интернатов.

Участок для вновь строящихся санаторных школ-интернатов должен отводиться в загородной местности, в зеленой зоне.

II. Порядок комплектования санаторных школ-интернатов учащимися

6. Отбор детей и подростков в санаторные школы-интернаты проводит отборочная комиссия, которая организуется местными органами здравоохранения при областном (краевом, республиканском) противотуберкулезном диспансере.

В состав комиссии входят: заведующий детским отделением областного (краевого, республиканского) противотуберкулезного диспансера (председатель), областной педиатр, представитель областного отдела народного образования, врач санаторной школы-интерната.

7. Лечебно-профилактические учреждения, в которых состоят на учете больные туберкулезом дети (подростки), с согласия их родителей представляют в отборочную комиссию подробные выписки из истории болезни с данными о характере туберкулиновых реакций, о результатах рентгенологического исследования грудной клетки, анализов крови и мочи, о перенесенных инфекционных заболеваниях и о проведенных профилактических прививках. В выписке указывается план оздоровительных и лечебных мероприятий для данного ребенка.

8. Отборочная комиссия направляет списки отобранных детей и медицинскую документацию на них в областной (краевой) отдел народного образования.

Отделы народного образования на основании материалов, присланных отборочной комиссией, выдают родителям отобранных детей направление в санаторную школу-интернат.

9. Прием учащихся в санаторные школы-интернаты производится ежегодно с 15 августа.

Зачисление учащихся в санаторную школу-интернат производится на основании следующих документов:

а) направления отдела народного образования;

б) заключения отборочной комиссии;

в) документа о возрасте ребенка (подростка);

г) выписки из истории болезни о состоянии здоровья ребенка (подростка) с указанием диагноза;

д) заявления родителей о приеме ребенка (подростка) в школу;

е) табеля об успеваемости в школе и педагогической характеристики;

ж) справки о составе семьи и заработке родителей.

10. Срок пребывания в санаторной школе-интернате - учебный год. По медицинским показаниям этот срок может быть продлен.

11. В санаторную школу-интернат принимаются дети и подростки со следующими формами туберкулеза:

а) первичный комплекс и бронхоаденит в фазе уплотнения;

б) очаговый туберкулез легких в фазе уплотнения;

в) хронический диссеминированный туберкулез легких в фазе уплотнения и обызвествления;

г) остаточные явления после перенесенного эксудативного плеврита, перитонита;

д) затихшие формы костно-суставного туберкулеза при отсутствии необходимости в ортопедических мероприятиях;

е) вираж туберкулиновой пробы с явлениями ранней интоксикации;

ж) хроническая туберкулезная интоксикация II степени, хроническая туберкулезная интоксикация I степени у детей, находящихся в контакте с больными заразной формой туберкулеза.

Кроме того, в санаторную школу-интернат принимаются дети и подростки, перенесшие туберкулезный менингит (после окончания больничного и санаторного лечения в течение не менее 2 лет), при отсутствии нарушений со стороны психики и интеллекта.

Примечание. При прочих равных условиях в первую очередь в санаторные школы-интернаты направляются дети и подростки, имеющие контакт с больными заразной формой туберкулеза или живущие в неблагоприятных бытовых условиях.

III. Организация учебно-воспитательной работы

12. Учебно-воспитательная работа в санаторной школе-интернате осуществляется в соответствии с программами, учебными планами и инструктивно-методическими указаниями министерства просвещения республики и Положения о школе-интернате.

13. Число учащихся и воспитанников в каждом классе устанавливается в количестве не более 25 человек.

14. Основной формой учебно-воспитательной работы в санаторной школе-интернате является урок с постоянным составом учащихся. С детьми и подростками, временно освобожденными от пребывания в классе по состоянию здоровья, могут проводиться индивидуальные занятия по согласованию с врачом школы.

15. Продолжительность уроков в первых четырех классах устанавливается в 35 минут и в V - XI классах - 40 минут. Перед каждым уроком с учащимися проводятся физкультурные занятия (3 - 4 простых упражнения для мышц плечевого пояса, спины и ног) в течение 5 минут. Продолжительность 1, 2, 4 и 5-й перемен устанавливается в 10 минут и продолжительность 3-й перемены - в 30 минут.

Распределение уроков по классам в течение дня и по дням в течение недели, составление режима для школьников должны быть согласованы с врачом санаторной школы-интерната.

IV. Лечебно-оздоровительные мероприятия

16. В санаторной школе-интернате под руководством врача проводятся широкие оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление и повышение сопротивляемости организма детей и подростков и полное клиническое излечение от туберкулеза. При показаниях проводится лечение противотуберкулезными антибактериальными и другими препаратами.

17. Оздоровительные мероприятия и лечение детей проводятся в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР.

V. Заключительные положения

18. Во всем остальном, не предусмотренном в настоящем Положении, санаторные школы-интернаты для детей и подростков с малыми и затихающими формами туберкулеза руководствуются Положениями о школе-интернате, утвержденными Советами Министров союзных республик.

Текст документа сверен по:
"Финансирование народного образования",
Сборник нормативных документов, 1975 год
















ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ САНАТОРИИ РОССИИ.

В другом корпусе – лечебном, имеются процедурный кабинет, аэрозольный (проводятся ингаляции с различным и смесями и травами), галакамера (позволяет проводить противовоспалительное, десенсибилизирующее лечение туберкулеза и хронических обструктивных неспецифических заболеваний), кабинет физиотерапии (ультразвук, электрофорез, синусоидальные модульные токи, магнитотерапию), массажный, лечебной физкультуры. В санатории работают квалифицированные врачи и средний мед. персонал. Красота окружающей природы, длительное пребывание на свежем воздухе и санаторно-гигиенический режим являются важными факторами, которые благоприятно влияют на нервную систему и общее состояние больного.

Все указанное является основой санаторного лечения и способствует повышению его эффективности.

Усилия всех медицинских работников санатория направлены на закрепление эффекта от полученного на более ранних этапах лечения, а также на восстановление функции дыхания, кровообращения, нервной системы и лечения сопутствующих заболеваний.

Санатории Федерального значения.

Санаторий насчитывает 195 номеров. Из них 30-одноместных, 150-двухместных, 15-трехместных. Сертифицированные специалисты санатория: бактериолог, гинеколог, диетолог, врач клинической лабораторной диагностики, отоларинголог, офтальмолог, профпатолог, рефлексотерапевт, стоматолог, терапевт, врач УЗИ, физиотерапевт, фтизиатр, врач функциональной диагностики, хирург. В 250 метрах от санатория протекает река Теберда.

Лечение и диагностика проводится врачами высшей категории. Санаторий оснащен новейшим оборудованием. Работают: клиническая, биохимическая, бактериологическая лаборатории; кабинеты УЗИ, рентген и функциональной диагностики.

Сегодня, как и раньше санаторий "ПЛЕС" остается одним из ведущих специализированных лечебно-профилактических учреждений нашей страны для больных туберкулезом легких и глаз. С июля 2012 года санаторий включен в состав СПб НИИ фтизиопульмонологии Минздравсоцразвития и является его филиалом.

Здесь безупречно чистый воздух, тишина, спокойствие, разнообразные пешеходные маршруты. Плёс – заповедник архитектуры XIX века, крошечный оазис размеренного, степенного образа жизни, как нельзя лучше приспособленный для преодоления стресса, укрепления нервной системы, нормализации сна, аппетита, жизненного тонуса. Плёс незаменим и как уютное, приватное место для реабилитации после серьезных врачебных вмешательств

В санатории функционируют все необходимые лечебно-диагностические кабинеты: рентгеновский, кабинет функциональной диагностики, ультразвуковой диагностики, физиотерапевтический, гинекологический, оториноларингологический, биохимическая, клиническая, бактериологическая лаборатории, оснащенные отечественным и импортным оборудованием. С 2006 года в комплексном лечении болезней органов дыхания применяются сеансы в соляной пещере. Лечение в санатории отвечает всем требованиям современной терапии больных туберкулезом легких с различными формами и проводится комплексно. Специфическая этиотропная химиотерапия применяется на фоне санаторно-гигиенического режима. Широко используются все разнообразные методы введения химиопрепаратов: внутримышечный, внутривенный, энтеральный, пенно-кислородный.

Химиотерапия сочетается с физическими методами лечения: лечебной физкультурой, утренней гимнастикой, трудовой терапией, воздушными ваннами, гидропроцедурами, диетотерапией. По показаниям проводится коллапсотерапия (искусственный пневмоперитонеум). В качестве немедикаментозного метода лечения назначается кумысотерапия - кумыс на основе коровьего молока. Важным компонентом санаторного лечения является рациональное пятиразовое питание, которое соответствует диете № 11 и отвечает задачам диетотерапии при туберкулезе.

Санаторий рассчитан на 360 коек для лечения больных туберкулезом органов дыхания, мочеполовой, костно-суставной систем. Санаторий обслуживает 70 регионов России. Занимает 43 гектара соснового бора, находящегося в географическом центре города Тольятти. В 1988 году завершилось строительство семиэтажного спально-лечебного корпуса с пищеблоком, столовой, клубом, кинозалом и другими службами. Учреждение лицензировано на осуществление медицинской деятельности в 2012 году по 24 видам деятельности Росздравнадзором.

Лечебно-диагностическое отделение оснащено современным отечественным и импортным оборудованием, позволяющим применить методы экспресс-диагностики и в первые дни пребывания в санатории провести необходимое обследование и уточнение диагноза. Клинико-диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой, функциональной, ультразвуковой диагностики, эндоскопии дают возможность провести обследование на современном уровне.

К услугам отдыхающих представлены кабинеты физиотерапии, грязелечения, лечебного массажа, гирудотерапии, зубоврачебный, ЛФК, тренажерный зал. Функционирует фитобар, стилизованный в виде национальной башкирской юрты с широким ассортиментом лекарственных сборов.

Санаторий предназначен для лечения взрослых больных различными формами туберкулеза легких. Санаторий размещен в трех лечебных корпусах, административном корпусе, объединенным со столовой. В корпусах имеются клиническая, биохимическая и бактериологическая лаборатории, современный комплекс для рентгеновского обследования, кабинет функциональной диагностики, эндоскопический кабинет. Для лечения больных имеются кабинеты: процедурные, стоматологический, ЛФК, физиотерапии, аэрозоль терапии, фитотерапии и кислородных коктейле, фитобар, водолечебница, галокомплекс. Основу лечения составляет комплексная антибактериальная терапия, кумысолечение, фитотерапия, лечебная физкультура и климатолечение. Санаторий также принимает для оздоровления лиц, имеющих профессиональный контакт с больными туберкулезом. Для досуга больных имеются киноконцертный зал, спортивный зал, библиотека, теннисный корт, волейбольная площадка. Регулярно организуются выездные экскурсии.

Озеро шириной 400 м, берег озера пологий, купальный сезон с июня по август. Лесные массивы хвойные и смешанные, богаты ягодами (малина, брусника, черника) и грибами, в озере множество рыбы. Санаторий многие годы сотрудничает с научно-исследовательскими учреждениями города Санкт-Петербурга. Медицинский университет на базе санатория проводит курсы повышения квалификации врачей-окулистов для Ленинградской области.

Для лечения нетуберкулезных заболеваний глаз поступают пациенты, перенесшие туберкулез других органов, а также сотрудники противотуберкулезных учреждений. Здравница оснащена необходимым оборудованием и инструментарием: лазер для терапевтического лечения диабетической ретинопатии, первичной и вторичной глаукомы, влажной формы макулодистрофии, кровоизлияний на глазном дне, вторичной катаракты, проведение лазерной коагуляции при центральном макулярном разрыве, разрывах и отслойке на периферии, для лазерного лечения трихиаза, косметических операциях на веках, для активизации слезной точки. Имеется фундускамера для фоторегистрации глазного дна, оптический когерентный томограф для обследования переднего отрезка глаза и сетчатки. Прием ведут офтальмологи высшей квалификации, терапевт, фтизиатр, психотерапевт, врач функциональной диагностики, врач УЗИ, стоматолог, гинеколог, физиотерапевт. Близость к Санкт-Петербургу дает возможность направления пациентов на консультацию и на оперативное лечение в ведущие клиники Северо-Запада с последующей реабилитацией в условиях санатория.

Санаторий им. С.Т. Аксакова расположен в Башкортостане. Один из старейших кумысолечебных санаториев, открыт в 1890 году. Имеет 160 мест для лечения взрослых больных малыми и ограниченными формами туберкулеза легких без распада и бактериовыделения. Больные размещаются в 2-х этажных корпусах по 2-3 человека. Уникальность этого санатория в целебных свойствах местного кумыса. Сочетание трав лесостепной полосы и местные природные факторы способствуют его отменному качеству.

Функционирует с 1956 года. Климат характерен для влажных субтропиков. 210 коек для больных туберкулезом органов дыхания детей в возрасте 7 – 14 лет. Лечение комплексное. На фоне специфической терапии проводится климатолечение на берегу моря, закаливающие процедуры, гелиотерапия, физиолечение. Работает школа, месторасположение санатория характеризуется сравнительно влажным субтропическим климатом средиземноморского типа, отсутствием летнего зноя, освежающими морскими бризами, тёплой зимой.

Территория санатория и окружающие его склоны гор покрыты богатой растительностью. Имеется парковая зона с вековыми деревьями разных пород, газоны и цветники, декоративные деревья и кустарники. Расслабиться и насладиться общением с природой можно в сквере, непосредственно примыкающем к строениям санатория. Полезные прогулки по проложенным по территории дорожкам придадут заряд бодрости и хорошего настроения. В сквере расположены беседки и скамейки для отдыха. В распоряжении санатория находится собственный пляж открытые спортивные площадки.

Пользуйтесь лечением и отдыхом в санаториях противотуберкулезного профиля. Это даст вам заряд силы,

бодрости, здоровья на целый год и надолго оставит прекрасные воспоминания.

от 19 июля 1996 года N 291

О совершенствовании санаторно-курортной и реабилитационной помощи больным туберкулезом

Санаторно-курортное лечение является важным этапом в комплексной системе противотуберкулезных мероприятий и направлено на достижение медицинской и трудовой реабилитации больных туберкулезом.

В настоящее время в России функционирует 86 круглогодовых и 7 сезонных санаториев на 15069 коек для лечения взрослых больных туберкулезом и 174 санатория на 21544 койки развернуто для детей и подростков. Сеть туберкулезных санаториев федерального подчинения насчитывает 17 учреждений на 4925 коек, в том числе 3 санатория на 965 коек для детей и подростков.

Коечный фонд туберкулезных санаториев страны позволяет полностью обеспечить больных туберкулезом санаторным лечением. Однако, при имеющейся потребности в данном виде лечения у 200-220 тыс. больных туберкулезом, в 1995 году санаторное лечение получили только 130227 больных, из них более 20 тысяч - в санаториях федерального подчинения.

Неудовлетворительная материально-техническая база большинства санаторно-курортных учреждений и значительное удорожание транспортных расходов являются основными причинами значительного снижения использования санаторных учреждений в лечении больных туберкулезом. За последние 5 лет число взрослых, получивших лечение в туберкулезных санаториях, уменьшилось на 26 тысяч, а детей - на 12 тысяч человек.

Материально-техническая база местных туберкулезных санаториев в основном не отвечает современным требованиям: большинство из них размещено в приспособленных помещениях, не оснащено необходимой лечебно-диагностической аппаратурой, что привело к сокращению коек в санаториях для взрослых больных туберкулезом в республиках Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Татарстан, а также в Волгоградской, Свердловской, Челябинской областях, а для детей - в Иркутской, Мурманской, Самарской, Тульской областях и других административных территориях.

Не уменьшается число нарушений при отборе и направлении больных туберкулезом на санаторное лечение (Владимирская, Саратовская, Ульяновская, Ярославская области, Алтайский край). Около 10% взрослых больных туберкулезом прибывают в санаторий с опозданием, в том числе в связи с поздним получением путевки (Астраханская, Кемеровская, Оренбургская области и другие административные территории).

Потребность в санаторном лечении как взрослых, так и детей, больных туберкулезом, имеет тенденцию роста, что обусловлено неблагополучной эпидемиологической обстановкой по туберкулезу в стране, резко ухудшающимся состоянием здоровья населения, а также достижением высоких результатов санаторного лечения с улучшением функциональных показателей у 95-98% больных туберкулезом.

Современная концепция организации санаторного лечения предусматривает расширение роли и значения туберкулезных санаториев в оздоровлении контингентов противотуберкулезных учреждений, что определено изменениями диспансерной группировки, высокой потребностью больных туберкулезом в санаторном лечении, а также внедрением в практику современных методов комплексного лечения для достижения медицинской, трудовой реабилитации и восстановления социально-психологического статуса больных туберкулезом.

В целях совершенствования организации санитарного лечения больных туберкулезом, повышения его эффективности:

1. Методические указания "Показания для направления взрослых, больных туберкулезом органов дыхания, и лиц из групп риска в санатории федерального и местного подчинения" (Приложение 1).

2. Методические указания "Показания для направления взрослых, больных туберкулезом внелегочных локализаций, и лиц из групп риска в туберкулезные санатории" (Приложение 2).

3. Методические указания "Показания для направления детей и подростков, больных и угрожаемых по заболеванию туберкулезом, на санитарно-курортное лечение" (Приложение 3).

4. Методические указания "Методика дифференцированного использования антиоксидантов и других патогенетических средств в комплексном лечении больных туберкулезом легких" (Приложение 4).

5. Методические указания "Лечение больных саркоидозом органов дыхания в санаторных условиях" (Приложение 5).

6. Методические указания "Реабилитация взрослых, больных туберкулезом мозговых оболочек и центральной нервной системы, в санаторных условиях" (Приложение 6).

7. Методические указания "Коррекция скрытых нарушений углеводного обмена у детей, инфицированных и больных туберкулезом, в санаторных условиях" (Приложение 7).

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Довести до сведения врачей противотуберкулезных учреждений правила отбора, показания и противопоказания для направления контингентов противотуберкулезных учреждений на санаторное лечение (Приложения 1-3).

1.2. Повысить ответственность санаторно-курортных отборочных комиссий за качество отбора и направления больных туберкулезом на санаторное лечение и оформление им медицинских документов.

1.3. Ежеквартально проверять работу санитарно-курортных отборочных комиссий при противотуберкулезных учреждениях по организации учета, своевременного и правильного направления больных туберкулезом в санаторий.

1.4. Не допускать сокращения коек в санаториях для больных туберкулезом, для чего принять меры по укреплению материально-технической базы санаториев, созданию надлежащих условий для быта больных, организации санитарно-гигиенического режима, внедрению достижений науки в области диагностики и лечения туберкулеза и сопутствующих заболеваний.

2. Начальникам Зональных управлений специализированных санаториев Минздравмедпрома России, главным врачам туберкулезных санаториев федерального подчинения:

2.1. Осуществлять мероприятия по укреплению материально-технической базы санаториев федерального подчинения, рациональному использованию коечного фонда, сокращению случаев опозданий и досрочных отъездов больных. Срок - постоянно.

2.2. Разработать план повышения квалификации сотрудников санаториев и график прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории. Срок - 1996 год (декабрь).

2.3. Проработать с врачами туберкулезных санаториев методические указания по направлению больных туберкулезом на санаторное лечение (Приложения 1-3). Срок -1996 год (ноябрь).

3. Отделу санаторно-курортной и реабилитационной помощи (Течиев Г.А.):

3.1. Ежегодно проводить проверку деятельности 2 туберкулезных санаториев федерального подчинения с последующим обсуждением на Координационном совете по санаторно-курортной помощи.

3.2. Внести предложение об открытии на базе республиканских туберкулезных санаториев "Выборг-7", "Лесное", "Плес" отделений для лечения медицинских работников противотуберкулезных учреждений. Срок - до 1 ноября 1996 года.

3.3. Обеспечить постоянный контроль за рациональным использованием коечного фонда туберкулезных санаториев федерального подчинения.

4. Планово-финансовому Управлению (Климкин М.В.) внести в Правительство Российской Федерации предложение о финансировании федеральных санаториев на уровне, обеспечивающим их нормальное функционирование.

5. Директорам Научно-исследовательских институтов фтизиопульмонологии: Российского (Приймак А.А.), Санкт-Петербургского (Васильев А.В.), Уральского (Соколов В.А.), Новосибирского НИИ туберкулеза (Краснов В.А.), Якутского филиала НПО "Фтизиопульмонология" (Егоров Б.А.) и директору Центрального НИИ туберкулеза РАМН Хоменко А.Г.:

5.1. Совершенствовать формы и методы оказания методической и консультативной помощи туберкулезным санаториям по организации диагностической и лечебной работы на современном уровне, внедрению достижений науки в практику, выполнению планов НИР по совместной работе. Срок - постоянно.

6. Главному фтизиатру Минздравмедпрома России Приймаку А.А.:

6.1. Подготовить информационное письмо "О состоянии организации санаторной помощи больным туберкулезом и перспективах ее развития". Срок - 1996 год (октябрь).

6.2. Разработать Методические указания "Комплексные методы лечения больных туберкулезом в санаторных условиях". Срок - 1997 год.

6.3. Совместно с Российским научным центром реабилитации и физиотерапии (Боголюбов В.М.) провести научное исследование по разработке критериев оценки эффективности лечения больных туберкулезом в санаторных условиях, включая сопутствующие заболевания. Срок - 1998 год.

6.4. Совместно с Сочинским НИИ курортологии и физиотерапии (Алексеев В.И.) провести изучение состава минеральных источников на курорте Туапсе (санаторий "Агрия") для использования минеральных вод в терапии больных туберкулезом, разработать показания к их применению и режим приема. Срок - 1998 год.

7. Разрешаю размножить настоящий Приказ в необходимых количествах экземпляров.

8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Ваганова Н.Н.

Приложение 1
к приказу Министерства
здравоохранения и медицинской
промышленности РФ
от 19 июля 1996 года N 291

Показания для направления взрослых, больных туберкулезом органов дыхания, и лиц из групп риска в туберкулезные санатории федерального и местного подчинения

Методические указания "Показания для направления взрослых, больных туберкулезом органов дыхания, и лиц из групп риска в туберкулезные санатории федерального и местного подчинения" разработаны на основании многолетнего опыта работы санаториев, обобщение которого позволило обосновать необходимость расширения показаний для санаторного лечения взрослых, больных туберкулезом, с учетом потребности их в этом виде лечения.

На основании опыта работы санаториев разработаны оптимальные сроки санаторного лечения больных, состоявших в разных группах диспансерного учета, и определены предпочтительные сезоны года.

Значительное внимание уделено вопросам отбора больных на санаторное лечение, порядку оформления медицинских документов.

Освещение указанных вопросов позволит улучшить преемственность лечения больных туберкулезом на этапах диспансер - санаторий, повысить эффективность санаторного лечения и их качество использования коечного фонда в санаториях.

Настоящие Методические указания предназначены для врачей фтизиатров противотуберкулезных учреждений Российской Федерации: санаториев, диспансеров, туберкулезных больниц.

Методические указания составили научные сотрудники:

Российского НИИ фтизиопульмонологии МЗМП РФ:

доктор мед. наук Плотникова Л.М.,

канд. мед. наук Хрулева Т.С.,

доктор мед. наук, профессор Гавриленко В.С.,

доктор мед. наук, профессор Стрельцов В.П.,

доктор мед. наук Борисов С.Е.

Центрального НИИ туберкулеза РАМН:

доктор мед. наук Жукова М.П.

Введение

Санаторное лечение является важным этапом в организации комплексной терапии больных туберкулезом и профилактики туберкулеза среди лиц из групп риска. Для роста влияния роли санаториев в оздоровлении контингентов противотуберкулезных учреждений возникла необходимость расширить показания для санаторного лечения взрослых, состоящих на диспансерном учете. Прежде всего это касается впервые выявленных больных туберкулезом органов дыхания с отягощенным течением туберкулеза. Использование санаторных методов в комплексной терапии этого контингента позволяет повысить эффективность лечения и ускорить процесс реабилитации.

Доказано важное значение специфических курсов химиопрофилактики с использованием санаторных факторов для предупреждения обострения и реактивации туберкулеза у лиц из II, III и VII групп диспансерного учета, а также необходимость в организации санаторных оздоровительных курсов лицам, имеющим бытовой или профессиональный контакт с больными туберкулезом (IV группа учета) для предупреждения заболевания их туберкулезом.

Впервые разработаны показания для лечения в туберкулезных санаториях больных саркоидозом легких.

Уточнены сроки санаторного лечения контингентов противотуберкулезных учреждений, длительность которых установлена с учетом дифференцированного подхода в каждом конкретном случае.

Санаторное лечение должно проводиться преимущественно в местных климатических условиях, так как в этом случае удается снизить нагрузку в период адаптации, и наиболее показано для больных старших возрастных групп.

При направлении больных туберкулезом в санатории федерального подчинения, которые расположены в разных климато-географических регионах России, следует учитывать не только медицинские показания, но и воздействие природных факторов в разные сезоны года, а также возможность использования в комплексной терапии туберкулеза и сопутствующих заболеваний климатических и санаторных методов лечения.

В санатории, расположенные на курортах Кавказа (Агрия, Голубая бухта, Теберда), наиболее показаны больные активными формами туберкулеза органов дыхания с замедленной динамикой процесса, а также при наличии неспецифических заболеваний органов дыхания.

Для больных туберкулезом органов дыхания с сопутствующими заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы рекомендовано лечение в санаториях Выборг-7, Плес, Лесное, им.Аксакова, расположенных в благоприятных климатических условиях для этого контингента.

В санатории степной полосы (им.Аксакова, Шафраново), а также в санаторий Чемал, где применяется кумыс из кобыльего молока, следует направлять больных туберкулезом с плохой переносимостью химиопрепаратов и при болезнях органов пищеварения.

При направлении больных туберкулезом в санатории федерального подчинения следует учитывать, что ряд из них, наряду с отделениями для больных туберкулезом органов дыхания, имеют отделения для больных внелегочными формами туберкулеза: санаторий Плес - для больных туберкулезом глаз, санатории Лесное и Шафраново - для больных туберкулезом органов мочеполовой системы.

В переработанных показаниях более четко изложены задачи, стоящие перед санаториями, что позволит улучшить преемственность и эффективность лечения больных туберкулезом на этапах диспансер - санаторий.

Приложение 1

I. Показания для направления взрослых, больных туберкулезом органов дыхания, и лиц из групп риска в санатории местной климато-географической зоны, находящиеся в подчинении отделов здравоохранения субъектов Российской Федерации (санатории местного подчинения)

Группа диспанс. учета

Клиническая характеристика контингентов, форма и фаза туберкулезного процесса

Задачи санаторного лечения

Сроки лечения (в мес.)

Впервые выявленные больные туберкулезом органов дыхания, а также с обострением и рецидивом процесса

Малые и ограниченные формы (очаговый, инфильтративный туберкулез легких, плеврит) в фазе инфильтрации, без бактериовыделения, минуя стационарный этап лечения

Проведение основного курса комплексного лечения с использованием химиопрепаратов, средств патогенетического воздействия на фоне санаторных факторов.

Достижение полной медицинской и трудовой реабилитации

Все формы туберкулеза легких в фазе инфильтрации и рассасывания, полного рубцевания деструкции легочной ткани после эффективного лечения в стационаре

Продолжение основного курса комплексного лечения с использованием химиопрепаратов, на фоне санаторных факторов, общеукрепляющих средств. Лечение сопутствующих заболеваний. Полная медицинская и трудовая реабилитация

Все формы туберкулеза легких с деструкцией легочной ткани, включая кавернозный, фиброзно-кавернозный туберкулез легких, после исчезновения острых явлений интоксикации и признаков прогрессирования процесса, легочно-сердечной недостаточностью не выше 2 ст.

Продолжение основного курса комплексного лечения с использованием химиопрепаратов, патогенетических средств, санаторных факторов. При необходимости консультация хирурга. Лечение сопутствующих заболеваний. Полная или неполная медицинская или трудовая реабилитация

Все формы туберкулеза органов дыхания при плохой переносимости основных противотуберкулезных химиопрепаратов. После исчезновения острых явлений интоксикации и при отсутствии туберкулезного процесса за период стационарного лечения

Коррекция основного курса комплексного лечения, использование кумысотерапии и средств патогенетического воздействия, повышающих иммунный статус больного. Лечение сопутствующих заболеваний. Достижение полной или неполной медицинской и трудовой реабилитации

Сочетанные формы туберкулеза легких и туберкулеза верхних дыхательных путей (бронхов, трахеи, гортани) без выраженных явлений стеноза

Продолжение основного курса комплексного лечения на фоне санаторных факторов. Введение химиопрепаратов в виде ингаляций, аэрозолей, интра-трахеальных вливаний. Лечение сопутствующих заболеваний. Достижение полной или неполной медицинской и трудовой реабилитации

Состояние после эффективных хирургических вмешательств по поводу туберкулеза органов дыхания:

Продолжение основного курса комплексного лечения на фоне санаторных факторов. Организация активного двигательного режима

а) при ограниченных хирургических вмешательствах

Достижение полной медицинской, функциональной и трудовой реабилитации

б) при обширных хирургических вмешательствах, легочно-сердечной недостаточности не выше 2 ст.

Достижение полной или неполной медицинской, трудовой реабилитации

Все формы туберкулеза органов дыхания при подготовке к хирургическому вмешательству

Продолжение основного курса комплексного лечения. Повышение сопротивляемости организма, улучшение показателей функции сердечно-сосудистой системы

Больные хроническим туберкулезом органов дыхания без признаков прогрессирования, с легочно-сердечной недостаточностью не выше 2 ст.

Проведение курса химиотерапии на фоне санаторных факторов. Лечение сопутствующих заболеваний. Повышение сопротивляемости организма, улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы и внешнего дыхания

Больные затихающим туберкулезом органов дыхания после эффективного основного курса химиотерапии, в том числе после хирургического лечения

Проведение сезонных курсов профилактического лечения на фоне санаторных факторов. Лечение сопутствующих заболеваний. Полная медицинская и трудовая реабилитация

Лица, клинически излеченные от туберкулеза органов дыхания, при наличии факторов, снижающих сопротивляемость организма

Проведение сезонных курсов противорецидивного лечения с использованием санаторных факторов. Повышение сопротивляемости организма, улучшение показателей функции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

Лица, находящиеся в бытовом контакте с больными туберкулезом, при наличии отягощающих факторов, в том числе неблагоприятных условий труда и быта

Проведение общих оздоровительных мероприятий на фоне санаторных факторов. Химиопрофилактика туберкулеза. Повышение сопротивляемости организма

24 дня (в период отпуска)

Лица с остаточными изменениями после излеченного туберкулеза органов дыхания при наличии отягощающих фактов, в том числе при обострении хронических сопутствующих заболеваний или появлении факторов, ослабляющих сопротивляемость организма

Проведение общих оздоровительных мероприятий, противорецидивный курс приема химиопрепаратов. Лечение сопутствующих заболеваний. Улучшение показателей функции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания


ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлены результаты исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом, проведенного путем анкетирования участковых медицинских сестер и пациентов диспансера.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Особое внимание было уделено профессиональным обязанностям медицинских сестер, которые, по мнению респондентов, могут проводить занятия в школе.

Введение

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинский работник находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации.

С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.

Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного "понимания болезни" у больного, конечно, недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из " туберкулёзных больных " пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.

Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом. Поэтому любое исследование, направленное на изучение возможностей создания подобных школ является актуальным.

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования нами были разработаны специальные анкеты.

Изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом проводилось на базе одного из противотуберкулёзных диспансеров Москвы в период с июня по декабрь 2012 г.

В исследовании участвовали 10 медицинских сестер участковых с разными возрастными и профессиональными особенностями и 10 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.

Результаты исследования

Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом.

1. В диспансере работают опытные участковые медицинские сёстры. Среди них 8 медицинских сестер работаю более 10 лет, 2 медицинских сестры от 5 до 10 лет (рис.1).

Рис. 1 - Стаж работы медицинских сестер.

Имеет высшую квалификационную категорию 8 медицинских сестер участковых, первую – 2 медицинские сестры участковые (рис.2).

Рис 2 - Квалификационные категории участковых медицинских сестер.

2. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере школы для больных туберкулёзом.

Все участковые медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.

30% медицинских сестёр считают, что работать в школе должны участковые сестры. 70% медицинских сестер считают, что работать и обучать в школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в школе должны работаь медициснкие сестры, которые знают основы педагогики и психологии.

20% медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2-3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Эта информация нужна в первые дни недели, от этой информации будет зависеть исход выздоровления. 40% медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами (хрониками), для повторения мер профилактики и санитарно-эпидемиологического режима.

Рис. 4 – Как часто нужно проводить занятия с пациентами?

Все медицинские сестры считают, что нужно привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.

Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение.

70% пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от участковой медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами в очагах. 30% пациентов ответили, что информации достаточно.

80% пациентов ответили, что не знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. 20% пациентов ответили, что знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. От соблюдения санитарно-эпидемиологического режима зависит исход выздоровления и благополучие своих родственников. Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают. что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансеры готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:

1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.

2. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.

Выводы

В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Проведенный нами теоретический анализ школ здоровья показал, что школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

Исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом проводилось с помощью анкетирования по разработанной нами анкете.

Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал, что в Противотуберкулёзном диспансере возможно открыть школу для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.

Список используемых источников

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М., АлмМи, 2010. – 125 с.

Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра. - 2006. - С.16-17.

Калинина А.М., Олейников В.Г., Олейникова Н.В. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. - М.: Профилактическая медицина, 2001. - 345 c.

Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза. // Медицинская сестра.-2003.- С.-10.

6. Национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана.- М.: ГЭОТАР - Медиа. 2007.- 512 с.

7. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- 320 с.

Читайте также: