Санитарно-эпидемиологических правилах сп 3 1 7 2629-10 профилактика сибирской язвы

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4160; N 27 (ч. II), ст. 4238) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Внести изменения в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (приложение) .

от 29.03.2017 N 45

В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА СП 3.1.7.2629-10

"ПРОФИЛАКТИКА СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ"

1. Пункт 2.8.2 изложить в следующей редакции:

Границами очага является территория, на которой находятся люди, имеющие риск заражения с учетом особенностей социально-бытовой обстановки и среды, в которой пребывает источник инфекции.".

2. Пункт 2.8.4 изложить в следующей редакции:

"Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").

"Моровые поля" - территория, на которой отмечался падеж животных, без четких границ захоронения. Территория "моровых полей" отмечается на картах и считается угрожаемой территорией.".

3. Пункт 2.8.5 дополнить вторым и третьим абзацем в следующей редакции:

"На угрожаемых территориях в обязательном порядке формируются эпидемиологические запасы (резервы медицинских иммунобиологических препаратов, лекарственных, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, используемых при ликвидации очагов сибирской язвы). Организацию работы по формированию и хранению эпидемиологических запасов обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эпидемиологический запас должен быть сформирован из расчета не менее 10% от количества лиц, относящихся к группам риска, проживающих, в том числе временно работающих, на угрожаемых территориях.".

4. Пункт 4.3 дополнить пунктами следующего содержания:

"4.3.1. При массовом поступлении пациентов в инфекционный стационар (отделение) проводится медицинская сортировка с целью распределения на группы и недопущения совместного пребывания лиц с характерной типичной клинической картиной заболевания и лиц с другими проявлениями инфекционных болезней.

4.3.2. Лица, контактировавшие с больными (подозрительными на заболевание) людьми или животными (трупами животных), а также обсемененными спорами возбудителя сибирской язвы объектами внешней среды (далее - контактные лица), могут быть госпитализированы в провизорное отделение.

В случае необходимости ухода за детьми, инвалидами, а также за другими лицами, нуждающимися в уходе, контактные лица могут госпитализироваться совместно.

4.3.3. Лечение больных сибирской язвой проводится в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

4.3.4. При поступлении больных с тяжелыми формами сибирской язвы, оказание им реанимационной помощи в общих отделениях реанимации не допускается. При наличии таких больных в инфекционном отделении разворачивается отделение реанимации (палата интенсивной терапии).

Оказание медицинской помощи больным сибирской язвой в общих терапевтических отделениях не допускается.".

5. Пункт 4.4 изложить в следующей редакции:

"Диагноз сибирской язвы у человека считается установленным в случаях:

- выделения из патологического материала больного культуры B. anthracis, гибель не менее одного лабораторного животного и выделения из его органов культуры со свойствами, характерными для возбудителя сибирской язвы;

- и (или) выделения вирулентной культуры B. anthracis из предполагаемого источника или фактора передачи инфекции;

- и (или) положительного результата полимеразной цепной реакции (ПЦР) клинического (секционного) материала при наличии клинической картины одной из форм заболевания и характерного эпидемиологического анамнеза;

Если по прошествии 72 часов положительные результаты не получены, окончательное заключение выдается не ранее 10 суток после заражения биопробных животных (отрицательной биопробы).".

6. Пункт 5.5 изложить в следующей редакции:

"Материалом для исследований на сибирскую язву является:

- содержимое везикул, отделяемое карбункула или язвы, струпья, мокрота, промывные воды бронхов, кровь, спинномозговая жидкость, моча, мазок со слизистой оболочки ротоглотки, рвотные массы, промывные воды желудка, испражнения, экссудаты - от больных или подозрительных на заболевание людей, в зависимости от формы заболевания;

- трупный материал: кровь, экссудаты, кусочки органов (например - селезенки, печени, лимфоузлов);

- материал от животных и кровососущих членистоногих (например - слепней, москитов, кровососущих мух - жигалок, клещей, блох);

- продовольственное сырье и продукты животного происхождения;

- объекты окружающей среды (например - почва, трава, фураж, подстилка, вода).".

7. Пункт 5.6 изложить в следующей редакции:

"Забор материала от больного (подозрительного на заболевание) человека проводят как в течение всего периода клинических проявлений, так и до начала специфического лечения.".

8. Главу V дополнить пунктом следующего содержания:

"5.10. При поступлении больных сибирской язвой в медицинские организации работа клинико-диагностических лабораторий медицинских организаций проводится по утвержденному плану мероприятий лабораторий в условиях поступления больных с особо опасными инфекционными болезнями (далее - план перепрофилирования) в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работ с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности) . План перепрофилирования утверждается главным врачом медицинской организации и согласовывается Главным государственным санитарным врачом административной территории субъекта Российской Федерации.

План перепрофилирования содержит требования по безопасному отбору материала, перечень необходимого оборудования и его обеззараживания, требования по применению средств индивидуальной защиты, наличие и использование дезинфицирующих средств.

При проведении клинико-диагностических исследований допускается использование тест-полосок (безинструментальный метод).

В случае необходимости использования автоматических анализаторов, разрабатываются рабочие инструкции по правилам безопасной работы и дезинфекции приборов в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работ с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности).

По окончании работ проводится заключительная дезинфекция.".

9. Пункт 6.7 изложить в следующей редакции:

"Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия в очагах сибирской язвы проводят специализированные организации дезинфекционного профиля.".

10. Первый абзац пункта 7.2 изложить в следующей редакции:

"Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, ведут учет стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, составляют единую электронную базу сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации и ежегодно актуализируют данную информацию. Федеральный орган исполнительной власти уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор, составляют и не реже 1 раза в 5 лет вносят изменения в кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов.".

11. Пункт 8.3 изложить в следующей редакции:

"Лицам, подвергшимся риску заражения, проводится экстренная профилактика (превентивное лечение) антибактериальными препаратами.

Экстренную профилактику следует проводить в ранние сроки после возможного инфицирования.

Экстренная профилактика назначается лицам, которые находятся в очаге сибирской язвы, на весь период пребывания в очаге.

Экстренная профилактика не назначается лицам, у которых с момента последнего контакта с больным животным и (или) употребления в пищу мяса больного сибирской язвой животного прошло более 8 суток.".

12. Пункт 10.3 изложить в следующей редакции:

"К контингентам риска, подлежащим профилактическим прививкам, относятся:

- лица, занятые на работах по предубойному содержанию скота, а также по убою, снятию шкур и разделке туш;

- лица, занятые сбором, хранением, транспортировкой и первичной обработкой сырья животного происхождения;

- лица, выполняющие сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные, по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные работы на энзоотичных территориях;

- лица, работающие с материалом, подозрительным на инфицирование возбудителей сибирской язвы, а также с культурами возбудителя.".

13. Пункт 10.5 изложить в следующей редакции:

"Ответственными за организацию и проведение вакцинации населению против сибирской язвы являются органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в области охраны здоровья. Вакцинация населения проводится в соответствии с региональными планами и программами.".

14. Главу X дополнить пунктами следующего содержания:

"10.7. В субъектах Российской Федерации предусмотреть обязательное составление региональных планов и профилактических программ по профилактике болезней, общих для человека и животных, в том числе по профилактике сибирской язвы, с обеспечением финансирования. Региональные планы и программы подлежат ежегодной актуализации.

10.8. Внеплановая специфическая профилактика (вакцинация) населения против сибирской язвы проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача административной территории субъекта Российской Федерации.

На этапе планирования составляется график проведения иммунизации, который утверждается органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в области охраны здоровья и согласовывается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на административной территории субъекта Российской Федерации .".

Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7589; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6688; 2015, N 1 (ч. I), ст. 48; N 14, ст. 2008).

15. Пункт 11.2 изложить в следующей редакции:

"Ответственными за организацию и проведение профилактических дезинфекционных мероприятий, направленных на предупреждение заражения людей сибирской язвой, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации .".

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3459; N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52 (ч. I), ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30 (ч. I), ст. 4244; N 30 (ч. I), ст. 4247; N 30 (ч. I), ст. 4257; N 43, ст. 5798; N 49 (ч. VI), ст. 6927; N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. I), ст. 72; N 1 (ч. I), ст. 85; N 10, ст. 1403; N 10, ст. 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4356; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 29 (ч. I), ст. 4397; 51 (ч. III), ст. 7245; 2016, N 1 (ч. I), ст. 9; N 1 (ч. I), ст. 28; N 15, ст. 2055; N 18, ст. 2488; N 27 (ч. I), ст. 4219).

16. Главу XI дополнить пунктом следующего содержания:

"11.8.1. Дезинфекционная бригада, проводит заключительную дезинфекцию в очаге в защитной одежде в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности).".

17. Третий абзац пункта 11.9 изложить в следующей редакции:

"Текущую и заключительную дезинфекцию в стационаре осуществляют в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности).".

18. Главу XIII дополнить пунктом следующего содержания:

"13.3. Меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере охраны здоровья и ветеринарии.

Контроль за проведением гигиенического воспитания населения проводят органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.".

от 29 марта 2017 года N 45

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.I), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.I), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.I), ст.3366, ст.3377; 2015, N 1 (ч.I), ст.11; N 27, ст.3951, N 29 (ч.I), ст.4339; N 29 (ч.I), ст.4359; N 48 (ч.I), ст.6724; 2016, N 27 (ч.I), ст.4160; N 27 (ч.II), ст.4238) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 29 марта 2017 года N 45

1. Пункт 2.8.2 изложить в следующей редакции:

Границами очага является территория, на которой находятся люди, имеющие риск заражения с учетом особенностей социально-бытовой обстановки и среды, в которой пребывает источник инфекции.".

2. Пункт 2.8.4 изложить в следующей редакции:

"Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").

"Моровые поля" - территория, на которой отмечался падеж животных, без четких границ захоронения. Территория "моровых полей" отмечается на картах и считается угрожаемой территорией.".

3. Пункт 2.8.5 дополнить вторым и третьим абзацем в следующей редакции:

"На угрожаемых территориях в обязательном порядке формируются эпидемиологические запасы (резервы медицинских иммунобиологических препаратов, лекарственных, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, используемых при ликвидации очагов сибирской язвы). Организацию работы по формированию и хранению эпидемиологических запасов обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эпидемиологический запас должен быть сформирован из расчета не менее 10% от количества лиц, относящихся к группам риска, проживающих, в том числе временно работающих, на угрожаемых территориях.".

4. Пункт 4.3 дополнить пунктами следующего содержания:

"4.3.1. При массовом поступлении пациентов в инфекционный стационар (отделение) проводится медицинская сортировка с целью распределения на группы и недопущения совместного пребывания лиц с характерной типичной клинической картиной заболевания и лиц с другими проявлениями инфекционных болезней.

4.3.2. Лица, контактировавшие с больными (подозрительными на заболевание) людьми или животными (трупами животных), а также обсемененными спорами возбудителя сибирской язвы объектами внешней среды (далее - контактные лица), могут быть госпитализированы в провизорное отделение.

В случае необходимости ухода за детьми, инвалидами, а также за другими лицами, нуждающимися в уходе, контактные лица могут госпитализироваться совместно.

4.3.3. Лечение больных сибирской язвой проводится в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

4.3.4. При поступлении больных с тяжелыми формами сибирской язвы, оказание им реанимационной помощи в общих отделениях реанимации не допускается. При наличии таких больных в инфекционном отделении разворачивается отделение реанимации (палата интенсивной терапии).

Оказание медицинской помощи больным сибирской язвой в общих терапевтических отделениях не допускается.".

5. Пункт 4.4 изложить в следующей редакции:

"Диагноз сибирской язвы у человека считается установленным в случаях:

- выделения из патологического материала больного культуры В. anthracis, гибель не менее одного лабораторного животного и выделения из его органов культуры со свойствами, характерными для возбудителя сибирской язвы;

- и (или) выделения вирулентной культуры В. anthracis из предполагаемого источника или фактора передачи инфекции;

- и (или) положительного результата полимеразной цепной реакции (ПЦР) клинического (секционного) материала при наличии клинической картины одной из форм заболевания и характерного эпидемиологического анамнеза;

Если по прошествии 72 часов положительные результаты не получены, окончательное заключение выдается не ранее 10 суток после заражения биопробных животных (отрицательной биопробы).".

6. Пункт 5.5 изложить в следующей редакции:

"Материалом для исследований на сибирскую язву является:

- содержимое везикул, отделяемое карбункула или язвы, струпья, мокрота, промывные воды бронхов, кровь, спинномозговая жидкость, моча, мазок со слизистой оболочки ротоглотки, рвотные массы, промывные воды желудка, испражнения, экссудаты - от больных или подозрительных на заболевание людей, в зависимости от формы заболевания;

- трупный материал: кровь, экссудаты, кусочки органов (например - селезенки, печени, лимфоузлов);

- материал от животных и кровососущих членистоногих (например - слепней, москитов, кровососущих мух - жигалок, клещей, блох);

- продовольственное сырье и продукты животного происхождения;

- объекты окружающей среды (например - почва, трава, фураж, подстилка, вода).".

7. Пункт 5.6 изложить в следующей редакции:

"Забор материала от больного (подозрительного на заболевание) человека проводят как в течение всего периода клинических проявлений, так и до начала специфического лечения.".

8. Главу V дополнить пунктом следующего содержания:

"5.10. При поступлении больных сибирской язвой в медицинские организации работа клинико-диагностических лабораторий медицинских организаций проводится по утвержденному плану мероприятий лабораторий в условиях поступления больных с особо опасными инфекционными болезнями (далее - план перепрофилирования) в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работ с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). План перепрофилирования утверждается главным врачом медицинской организации и согласовывается Главным государственным санитарным врачом административной территории субъекта Российской Федерации.

План перепрофилирования содержит требования по безопасному отбору материала, перечень необходимого оборудования и его обеззараживания, требования по применению средств индивидуальной защиты, наличие и использование дезинфицирующих средств.

При проведении клинико-диагностических исследований допускается использование тест-полосок (безинструментальный метод).

В случае необходимости использования автоматических анализаторов, разрабатываются рабочие инструкции по правилам безопасной работы и дезинфекции приборов в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работ с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности).

По окончании работ проводится заключительная дезинфекция.".

9. Пункт 6.7 изложить в следующей редакции:

"Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия в очагах сибирской язвы проводят специализированные организации дезинфекционного профиля.".

10. Первый абзац пункта 7.2 изложить в следующей редакции:

"Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, ведут учет стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, составляют единую электронную базу сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации и ежегодно актуализируют данную информацию. Федеральный орган исполнительной власти уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор, составляют и не реже 1 раза в 5 лет вносят изменения в кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов.".

11. Пункт 8.3 изложить в следующей редакции:

"Лицам, подвергшимся риску заражения, проводится экстренная профилактика (превентивное лечение) антибактериальными препаратами.

Экстренную профилактику следует проводить в ранние сроки после возможного инфицирования.

Экстренная профилактика назначается лицам, которые находятся в очаге сибирской язвы, на весь период пребывания в очаге.

Экстренная профилактика не назначается лицам, у которых с момента последнего контакта с больным животным и (или) употребления в пищу мяса больного сибирской язвой животного прошло более 8 суток.".

12. Пункт 10.3 изложить в следующей редакции:

"К контингентам риска, подлежащим профилактическим прививкам, относятся:

- лица, занятые на работах по предубойному содержанию скота, а также по убою, снятию шкур и разделке туш;

- лица, занятые сбором, хранением, транспортировкой и первичной обработкой сырья животного происхождения;

- лица, выполняющие сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные, по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные работы на энзоотичных территориях;

- лица, работающие с материалом, подозрительным на инфицирование возбудителей сибирской язвы, а также с культурами возбудителя.".

13. Пункт 10.5 изложить в следующей редакции:

"Ответственными за организацию и проведение вакцинации населению против сибирской язвы являются органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в области охраны здоровья. Вакцинация населения проводится в соответствии с региональными планами и программами.".

14. Главу X дополнить пунктами следующего содержания:

"10.7. В субъектах Российской Федерации предусмотреть обязательное составление региональных планов и профилактических программ по профилактике болезней, общих для человека и животных, в том числе по профилактике сибирской язвы, с обеспечением финансирования. Региональные планы и программы подлежат ежегодной актуализации.

10.8. Внеплановая специфическая профилактика (вакцинация) населения против сибирской язвы проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача административной территории субъекта Российской Федерации.

На этапе планирования составляется график проведения иммунизации, который утверждается органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в области охраны здоровья и согласовывается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на административной территории субъекта Российской Федерации.".

Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4736; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.25; 2006, N 27, ст.2879; 2007, N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 30 (ч.II), ст. 3616; N 52 (ч.I), ст.6236; 2009, N 1, ст.21; N 30, ст.3739; 2010, N 50, ст.6599; 2011, N 30 (ч.I), ст.4590; 2012, N 53 (ч.I), ст.7589; 2013, N 19, ст.2331; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; N 51, ст.6688; 2015, N 1 (ч.I), ст.48; N 14, ст.2008).

15. Пункт 11.2 изложить в следующей редакции:

"Ответственными за организацию и проведение профилактических дезинфекционных мероприятий, направленных на предупреждение заражения людей сибирской язвой, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (приложение)

Регистрационный N 17577

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 г. N 56 "Об утверждении СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы"

Регистрационный N 17577

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

СП 3.1.7.2629-10, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с момента официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 30 июня 2010 г. N 141

Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. N 4 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2021 г.

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2021 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 марта 2017 г. N 45

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в Российской Федерации и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что эпидемиологическая обстановка по сибирской язве на территории Российской Федерации продолжает оставаться напряженной.

Причинами заболевания явились непосредственные контакты с больными сельскохозяйственными животными при проведении вынужденного убоя без уведомления ветеринарных специалистов, при разделке туш и захоронении трупов животных, павших от сибирской язвы, при кулинарной обработке инфицированного мяса, при уходе за больными животными или при торговле мясом на рынке.

Инфицирование людей происходило от животных, которые были заражены во время выпаса в зоне, где ранее отмечался падеж животных от сибирской язвы, а также от кормов, заготавливаемых на этих территориях. Все заболевшие животные не были привиты против сибирской язвы.

При расследовании очагов сибирской язвы в личных подсобных хозяйствах был выявлен неучтенный скот.

Крупный рогатый скот является основным источником заболевания сибирской язвой для людей.

У заболевших сибирской язвой людей регистрировалась в основном кожная форма сибирской язвы, в 48% случаев легкое и 42% - среднетяжелое клиническое течение.

Летальность от сибирской язвы обусловлена поздним обращением за медицинской помощью. Фактором риска эпизоотологического неблагополучия по сибирской язве продолжают оставаться сибиреязвенные скотомогильники, состояние многих из которых не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил.

В соответствии с Кадастром стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации в России насчитывается более 35 тысяч стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, в которых учтено около 8 тысяч сибиреязвенных скотомогильников. Кроме этого, существует вероятность наличия значительного количества неучтенных скотомогильников.

Проведенный анализ состояния сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации показал, что только 52% сибиреязвенных скотомогильников имеют ветеринарно-санитарные карточки, из них: в Южном федеральном округе - 94,1%, Приволжском - 91,4%, Северо-Кавказском - 83,8%, Центральном - 35,1%, Сибирском - 31,7%, Дальневосточном - 31,4% и Уральском - 9,65%.

Соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям 37,03% сибиреязвенных скотомогильников. Из них, в Северо-Кавказском федеральном округе - 69,9%, в Приволжском - 67,1%, Северо-Западном - 59,8%, Южном - 50,9%, Сибирском - 25,2%, Центральном - 21,9%, Дальневосточном - 20,7% , Уральском - 7,53%.

В Российской Федерации 31,2% сибиреязвенных скотомогильников находятся в собственности юридических лиц. В Северо-Кавказском федеральном округе в собственности юридических лиц находятся - 90,7% сибиреязвенных скотомогильников, в Дальневосточном - 87,3%, Северо-Западном - 68,2%), Южном - 42,1%, Приволжском - 37,8%), Сибирском -37,4%, Центральном - 17,6%, Уральском - 6,46%).

Удельный вес сибиреязвенных скотомогильников, у которых определены географические координаты границ, в том числе с использованием GPS-навигационной системы, составляет 39,3%, из них в Южном федеральном округе - 94,1%, в Северо-Кавказском - 83,9%, Приволжском - 70,5%, Северо-Западном - 50,7%, Сибирском - 25,6%, Дальневосточном 24,2%, Центральном - 21,8% и Уральском - 8,15%.

Особую угрозу представляют скотомогильники, которые попадают в зону прохождения паводковых вод. Так, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, весной 2014 года на территории 7 субъектов Российской Федерации (республиках Бурятия, Крым и Саха (Якутия), Ставропольском и Хабаровском краях, Ивановской и Нижегородской областях) имелось 66 сибиреязвенных скотомогильников и захоронений, попадающих в зону затопления в период прохождения паводковых вод.

В последние годы отмечается сокращение объемов плановой иммунизации контингентов, входящих в группу риска, на территориях, имеющих зоонозные очаги в республиках Калмыкия, Татарстан, Адыгея и Дагестан, Краснодарском и Забайкальском краях, Волгоградской, Самарской и Омской областях.

Не проводится иммунизация в Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике и Чеченской Республике, Пермском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Ленинградской, Тюменской, Новосибирской, Томской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Заболевания сельскохозяйственных животных сибирской язвой обусловлены неполным охватом вакцинацией поголовья, подлежащего иммунизации, выпасом скота на территориях санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, в местах несанкционированных захоронений павших животных. Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации не проводится поголовный учет домашних животных.

Эпизоотии сибирской язвы среди сельскохозяйственных и диких животных ежегодно регистрировались в странах Азии, Африки и Южной Америки, зачастую приводя к масштабным вспышкам среди людей. В последние годы в Западной Европе имели место случаи инъекционной формы сибирской язвы среди наркоманов, употреблявших внутривенно героин, контаминированный спорами возбудителя сибирской язвы.

Неблагополучная эпизоотологическая ситуация по сибирской язве в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья продолжает создавать угрозу завоза больных животных, сырья и продуктов животноводства, содержащих споры возбудителя сибирской язвы, на территорию Российской Федерации.

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации, в том числе по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройству; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; об ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.

1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации.

1.3. Совместно с федеральными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, обеспечить ведение учета сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности.

1.4. Организовать обустройство сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с требованиями действующих ветеринарно-санитарных правил.

1.5. Принять меры по запрещению несанкционированной продажи мяса и продуктов животного происхождения в неустановленных для торговли точках в соответствии с действующим законодательством.

2. Руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор, рекомендовать:

2.1. Принять необходимые меры для поголовной регистрации сельскохозяйственных животных и вакцинации против сибирской язвы скота общественного и частного секторов.

2.2. .Оценить ветеринарно-санитарное состояние всех сибиреязвенных скотомогильников, прочих известных захоронений павших от сибирской язвы животных и представить предложения главам администраций субъектов Российской Федерации по их обустройству.

2.3. Усилить контроль за реализацией продовольственного мясного сырья на рынках муниципальных образований.

2.4. Обеспечить утилизацию животных, павших от сибирской язвы, сжиганием трупов.

2.5. Обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в местах содержания, падежа, вынужденного убоя больных сибирской язвой животных, сжигания трупов павших животных с последующим бактериологическим контролем эффективности дезинфекции.

2.6. Информировать о случаях регистрации сибирской язвы у животных в субъекте Российской Федерации управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать принять меры по:

3.1. Обеспечению готовности медицинских организаций к приему больных сибирской язвой, своевременностью их выявления и госпитализации.

3.2. Обучению медицинского персонала и сотрудников клинических лабораторий по вопросам диагностики, клиники и профилактики сибирской язвы.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья совместно с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации рекомендовать:

4.2. Организовать подготовку специалистов медицинских организаций по вопросам клиники, диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:

5.1. Организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.

5.2. Контроль за соблюдением санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.

5.3. Контроль за проведением иммунизации лиц, подлежащих вакцинации против сибирской язвы.

5.4. Проведение ежегодных семинаров для специалистов территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики сибирской язвы.

5.5. Организацию проведения в средствах массовой информации разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики сибирской язвы.

5.6. Взаимодействие с референс-центром по мониторингу за возбудителем сибирской язвы, созданным на базе ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, при:

6.1. Проведении анализа состояния профилактической работы по сибирской язве в субъектах Российской Федерации по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройстве; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; оценке ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.

6.2. Вынесении на заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов об усилении мер по профилактике сибирской язвы.

6.3. Получении информации об эпизоотической и эпидемиологической ситуации в рамках сотрудничества на приграничных территориях.

6.4. Внесении коррективов в Комплексные планы по санитарной охране территории в субъектах Российской Федерации по вопросам организации и проведения противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.

7. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора - центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, директорам противочумных учреждений Роспотребнадзора:

7.1. Обеспечить готовность к проведению лабораторной диагностики сибирской язвы.

7.2. Обеспечить передачу выделенных штаммов сибиреязвенного микроба в Референс-центр по мониторингу за возбудителем сибирской язвы в установленном порядке.*

8. Директору ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора обеспечить:

8.1. Оказание консультативно-методической и практической помощи учреждениям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологического расследования случаев сибирской язвы среди людей.

8.2. Проведение окончательной идентификации и типирования штаммов, выделенных на территории Российской Федерации, в том числе с использованием современных молекулярных методов исследования.

8.3. Проведение ежегодного анализа, подготовку прогноза эпидемиологической ситуации по сибирской язве.

9. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации взять на контроль производство сибиреязвенной вакцины в необходимых объемах.

10. Директору ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора обеспечить взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при ведении, издании и направлении в субъекты Российской Федерации Кадастра стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов в Российской Федерации.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

* Приказ Роспотребнадзора от 17 марта 2008 г. N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 31.03.2008 N 01/3065-АБ).

Читайте также: