Санитарно защитная зона при сибирской язве

Обновлено: 24.04.2024

СП 3.1.089-96
ВП 13.3.1320-96

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЗАРАЗНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ, ОБЩИМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

6. СИБИРСКАЯ ЯЗВА

Санитарные правила СП 3.1.089-96

Ветеринарные правила ВП 13.3.1320-96

Дата введения - с момента публикования

Начальник Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации В.М.Авилов

Первый заместитель председателя Госкомсанэпиднадзора России - заместитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации С.В.Семенов

1. Область применения

1.1. Настоящие Правила обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

2. Нормативные ссылки

2.4. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации.

2.5. Санитарные и ветеринарные правила по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных. 1. Общие положения

2.7. Ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо.

2.8. Методические указания: "Лабораторная диагностика сибирской язвы у животных и людей, обнаружение возбудителя в сырье животного происхождения и объектах внешней среды".

2.9. Инструкция: "Проведение ветеринарной дезинфекции объектов животноводства".

2.10. Инструкция по дезинфекции сырья животного происхождения и предприятий по его заготовке, хранению и обработке.

3. Общие сведения о сибирской язве

3.1. Сибирская язва - особо опасная инфекционная болезнь животных и человека. Болезнь у животных протекает сверхостро, остро и подостро, а у свиней бессимптомно, в основном в локальной ангинозной форме. Болезнь у человека чаще всего проявляется как инфекция наружных покровов и лишь изредка осложняется сибиреязвенным сепсисом; вместе с тем может развиться и первичная генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной или кишечной форме.

Возбудитель болезни - Вас. anthracis, аэроб, существует в двух основных формах - бациллярной и споровой.

Источник возбудителя инфекции - больное животное. Экскреты заболевших животных (кал, моча, кровянистые истечения из естественных отверстий) содержат бациллы, которые на воздухе превращаются в споры. Контаминированные сибиреязвенными спорами участки почвы и другие объекты внешней среды длительное время являются резервуарами и факторами передачи возбудителя инфекции.

Основной путь заражения животных - алиментарный - через корма и воду. Возможны также трансмиссивный и аспирационный пути заражения.

Заражение человека происходит при уходе за больными животными, в процессе их убоя, снятия шкур, разделки туш, кулинарной обработки мяса, уборки и уничтожения трупов, при хранении, транспортировке, первичной переработке и реализации контаминированного животного сырья. Возможно заражение человека при контакте с контаминированной почвой, а также аспирационным и трансмиссивным путями.

При организации противосибиреязвенных мероприятий следует различать эпизоотический очаг, стационарно неблагополучный пункт, почвенный очаг и угрожаемую по этой болезни территорию.

3.2. Эпизоотический очаг сибирской язвы - место нахождения источника или факторов передачи возбудителя инфекции в тех пределах, в которых возможна передача возбудителя восприимчивым животным или людям (участок пастбища, водопой, животноводческое помещение, предприятие по переработке продукции животноводства и т.д.).

3.3. Стационарно неблагополучный пункт - населенный пункт, животноводческая ферма, пастбище, урочище, на территории которых обнаружен эпизоотический очаг независимо от срока давности его возникновения.

3.4. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы.

3.5. Эпидемическим очагом сибирской язвы является эпизоотический очаг, в котором возникло заболевание людей этой инфекцией.

3.6. Угрожаемой территорией считаются хозяйства, населенные пункты, административные районы, где имеется угроза возникновения случаев заболевания животных или людей. Границы угрожаемой территории определяют ветеринарные органы, учитывая эпизоотическую ситуацию, почвенно-географические, природно-климатические условия и хозяйственно-экономические связи хозяйств, населенных пунктов, заготовительных и перерабатывающих организаций и предприятий (перегоны животных на сезонные пастбища, наличие рынков, кожевенносырьевых предприятий, заготовительных баз и др.).

4. Мероприятия по профилактике заболеваний животных и людей сибирской язвой

4.1. В стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях территориальный центр госсанэпиднадзора и станция по борьбе с болезнями животных проводят:

- регистрацию эпизоотических очагов в специальном журнале, который постоянно хранится в делах районной (городской) ветеринарной станции и в центре санитарно-эпидемиологического надзора, вместе с журналом обязательно хранят выкопировки с карт территории стационарно неблагополучных пунктов с обозначением на них места и границ почвенных очагов сибирской язвы; указанные места должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью "сибирская язва";

- контролируют проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем санитарном состоянии скотомогильников, отдельных старых захоронений животных и биотермических ям, обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;

- организуют постоянный надзор за санитарным состоянием мест скопления скота (базары, выставки, выводки и др.), заготовки, хранения и переработки сырья и продуктов животного происхождения.

4.2. В стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях:

- не допускается вынужденный убой скота без разрешения ветеринарного врача; в случае вынужденного убоя запрещается реализация мяса и других продуктов в пищу людям и для кормления животных без лабораторного исследования;

- требуется обязательное согласование с ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами проведения агромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта; в санитарно-защитной зоне почвенных очагов сибирской язвы не разрешается отвод земельных участков для проведения изыскательских, гидромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, последующим затоплением, подтоплением или изменением уровня грунтовых вод, а также передача в аренду, продажа в личную собственность, выделение под сады, огороды или иное землепользование участков территории в непосредственной близости к почвенным очагам сибирской язвы; размеры санитарно-защитной зоны устанавливают органы ветеринарной службы и санитарно-эпидемиологического надзора с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ;

- регулярно проводится разъяснительная работа среди населения, владельцев скота и работников животноводства об опасности и сущности заболевания сибирской язвой.

1. Установить санитарно-защитную зону размером 50 метров от границы территории сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в районе д. Елдино Конаковского района Тверской области, имеющего "Ветеринарно-санитарную карточку на скотомогильник (биотермическую яму) N 37", географические координаты которой определены с использованием навигационной системы GPS (GPS-координаты: первая точка - 56 градусов 34 минуты 15,363 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 30,228 секунды восточной долготы; вторая точка - 56 градусов 34 минуты 14,996 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 29,667 секунды восточной долготы; третья точка - 56 градусов 34 минуты 14,742 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 30,327 секунды восточной долготы; четвертая точка - 56 градусов 34 минуты 15,088 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 30,905 секунды восточной долготы).

2. Установить санитарно-защитную зону размером 50 метров от границы территории сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в районе д. Шетаково Конаковского района Тверской области, имеющего "Ветеринарно-санитарную карточку на скотомогильник (биотермическую яму)" (без номера), географические координаты которой определены с использованием навигационной системы GPS (GPS-координаты: первая точка - 56 градусов 33 минуты 17,41 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 20,23 секунды восточной долготы; вторая точка - 56 градусов 33 минуты 18,37 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 19,74 секунды восточной долготы; третья точка - 56 градусов 33 минуты 18,57 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 21,26 секунды восточной долготы; четвертая точка - 56 градусов 33 минуты 17,64 секунды северной широты и 36 градусов 33 минуты 21,78 секунды восточной долготы).

3. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Тверской области В.А. Синоде обеспечить контроль за соблюдением размеров санитарно-защитных зон от установленных географических координат границ двух сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в районе д. Елдино и в районе д. Шетаково Конаковского района Тверской области, имеющих ветеринарно-санитарные карточки на сибиреязвенные скотомогильники (биотермические ямы).

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации И.В. Брагину.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в Российской Федерации и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что эпидемиологическая обстановка по сибирской язве на территории Российской Федерации продолжает оставаться напряженной.

Причинами заболевания явились непосредственные контакты с больными сельскохозяйственными животными при проведении вынужденного убоя без уведомления ветеринарных специалистов, при разделке туш и захоронении трупов животных, павших от сибирской язвы, при кулинарной обработке инфицированного мяса, при уходе за больными животными или при торговле мясом на рынке.

Инфицирование людей происходило от животных, которые были заражены во время выпаса в зоне, где ранее отмечался падеж животных от сибирской язвы, а также от кормов, заготавливаемых на этих территориях. Все заболевшие животные не были привиты против сибирской язвы.

При расследовании очагов сибирской язвы в личных подсобных хозяйствах был выявлен неучтенный скот.

Крупный рогатый скот является основным источником заболевания сибирской язвой для людей.

У заболевших сибирской язвой людей регистрировалась в основном кожная форма сибирской язвы, в 48% случаев легкое и 42% - среднетяжелое клиническое течение.

Летальность от сибирской язвы обусловлена поздним обращением за медицинской помощью. Фактором риска эпизоотологического неблагополучия по сибирской язве продолжают оставаться сибиреязвенные скотомогильники, состояние многих из которых не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил.

В соответствии с Кадастром стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации в России насчитывается более 35 тысяч стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, в которых учтено около 8 тысяч сибиреязвенных скотомогильников. Кроме этого, существует вероятность наличия значительного количества неучтенных скотомогильников.

Проведенный анализ состояния сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации показал, что только 52% сибиреязвенных скотомогильников имеют ветеринарно-санитарные карточки, из них: в Южном федеральном округе - 94,1%, Приволжском - 91,4%, Северо-Кавказском - 83,8%, Центральном - 35,1%, Сибирском - 31,7%, Дальневосточном - 31,4% и Уральском - 9,65%.

Соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям 37,03% сибиреязвенных скотомогильников. Из них, в Северо-Кавказском федеральном округе - 69,9%, в Приволжском - 67,1%, Северо-Западном - 59,8%, Южном - 50,9%, Сибирском - 25,2%, Центральном - 21,9%, Дальневосточном - 20,7% , Уральском - 7,53%.

В Российской Федерации 31,2% сибиреязвенных скотомогильников находятся в собственности юридических лиц. В Северо-Кавказском федеральном округе в собственности юридических лиц находятся - 90,7% сибиреязвенных скотомогильников, в Дальневосточном - 87,3%, Северо-Западном - 68,2%), Южном - 42,1%, Приволжском - 37,8%), Сибирском -37,4%, Центральном - 17,6%, Уральском - 6,46%).

Удельный вес сибиреязвенных скотомогильников, у которых определены географические координаты границ, в том числе с использованием GPS-навигационной системы, составляет 39,3%, из них в Южном федеральном округе - 94,1%, в Северо-Кавказском - 83,9%, Приволжском - 70,5%, Северо-Западном - 50,7%, Сибирском - 25,6%, Дальневосточном 24,2%, Центральном - 21,8% и Уральском - 8,15%.

Особую угрозу представляют скотомогильники, которые попадают в зону прохождения паводковых вод. Так, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, весной 2014 года на территории 7 субъектов Российской Федерации (республиках Бурятия, Крым и Саха (Якутия), Ставропольском и Хабаровском краях, Ивановской и Нижегородской областях) имелось 66 сибиреязвенных скотомогильников и захоронений, попадающих в зону затопления в период прохождения паводковых вод.

В последние годы отмечается сокращение объемов плановой иммунизации контингентов, входящих в группу риска, на территориях, имеющих зоонозные очаги в республиках Калмыкия, Татарстан, Адыгея и Дагестан, Краснодарском и Забайкальском краях, Волгоградской, Самарской и Омской областях.

Не проводится иммунизация в Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике и Чеченской Республике, Пермском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Ленинградской, Тюменской, Новосибирской, Томской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Заболевания сельскохозяйственных животных сибирской язвой обусловлены неполным охватом вакцинацией поголовья, подлежащего иммунизации, выпасом скота на территориях санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, в местах несанкционированных захоронений павших животных. Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации не проводится поголовный учет домашних животных.

Эпизоотии сибирской язвы среди сельскохозяйственных и диких животных ежегодно регистрировались в странах Азии, Африки и Южной Америки, зачастую приводя к масштабным вспышкам среди людей. В последние годы в Западной Европе имели место случаи инъекционной формы сибирской язвы среди наркоманов, употреблявших внутривенно героин, контаминированный спорами возбудителя сибирской язвы.

Неблагополучная эпизоотологическая ситуация по сибирской язве в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья продолжает создавать угрозу завоза больных животных, сырья и продуктов животноводства, содержащих споры возбудителя сибирской язвы, на территорию Российской Федерации.

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации, в том числе по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройству; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; об ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.

1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации.

1.3. Совместно с федеральными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, обеспечить ведение учета сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности.

1.4. Организовать обустройство сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с требованиями действующих ветеринарно-санитарных правил.

1.5. Принять меры по запрещению несанкционированной продажи мяса и продуктов животного происхождения в неустановленных для торговли точках в соответствии с действующим законодательством.

2. Руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор, рекомендовать:

2.1. Принять необходимые меры для поголовной регистрации сельскохозяйственных животных и вакцинации против сибирской язвы скота общественного и частного секторов.

2.2. .Оценить ветеринарно-санитарное состояние всех сибиреязвенных скотомогильников, прочих известных захоронений павших от сибирской язвы животных и представить предложения главам администраций субъектов Российской Федерации по их обустройству.

2.3. Усилить контроль за реализацией продовольственного мясного сырья на рынках муниципальных образований.

2.4. Обеспечить утилизацию животных, павших от сибирской язвы, сжиганием трупов.

2.5. Обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в местах содержания, падежа, вынужденного убоя больных сибирской язвой животных, сжигания трупов павших животных с последующим бактериологическим контролем эффективности дезинфекции.

2.6. Информировать о случаях регистрации сибирской язвы у животных в субъекте Российской Федерации управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать принять меры по:

3.1. Обеспечению готовности медицинских организаций к приему больных сибирской язвой, своевременностью их выявления и госпитализации.

3.2. Обучению медицинского персонала и сотрудников клинических лабораторий по вопросам диагностики, клиники и профилактики сибирской язвы.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья совместно с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации рекомендовать:

4.2. Организовать подготовку специалистов медицинских организаций по вопросам клиники, диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:

5.1. Организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.

5.2. Контроль за соблюдением санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.

5.3. Контроль за проведением иммунизации лиц, подлежащих вакцинации против сибирской язвы.

5.4. Проведение ежегодных семинаров для специалистов территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики сибирской язвы.

5.5. Организацию проведения в средствах массовой информации разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики сибирской язвы.

5.6. Взаимодействие с референс-центром по мониторингу за возбудителем сибирской язвы, созданным на базе ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, при:

6.1. Проведении анализа состояния профилактической работы по сибирской язве в субъектах Российской Федерации по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройстве; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; оценке ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.

6.2. Вынесении на заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов об усилении мер по профилактике сибирской язвы.

6.3. Получении информации об эпизоотической и эпидемиологической ситуации в рамках сотрудничества на приграничных территориях.

6.4. Внесении коррективов в Комплексные планы по санитарной охране территории в субъектах Российской Федерации по вопросам организации и проведения противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.

7. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора - центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, директорам противочумных учреждений Роспотребнадзора:

7.1. Обеспечить готовность к проведению лабораторной диагностики сибирской язвы.

7.2. Обеспечить передачу выделенных штаммов сибиреязвенного микроба в Референс-центр по мониторингу за возбудителем сибирской язвы в установленном порядке.*

8. Директору ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора обеспечить:

8.1. Оказание консультативно-методической и практической помощи учреждениям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологического расследования случаев сибирской язвы среди людей.

8.2. Проведение окончательной идентификации и типирования штаммов, выделенных на территории Российской Федерации, в том числе с использованием современных молекулярных методов исследования.

8.3. Проведение ежегодного анализа, подготовку прогноза эпидемиологической ситуации по сибирской язве.

9. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации взять на контроль производство сибиреязвенной вакцины в необходимых объемах.

10. Директору ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора обеспечить взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при ведении, издании и направлении в субъекты Российской Федерации Кадастра стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов в Российской Федерации.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

* Приказ Роспотребнадзора от 17 марта 2008 г. N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 31.03.2008 N 01/3065-АБ).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 декабря 2014 г. № 81 “Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации”


Обзор документа

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 декабря 2014 г. № 81 “Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации”

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в Российской Федерации и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что эпидемиологическая обстановка по сибирской язве на территории Российской Федерации продолжает оставаться напряженной.

Причинами заболевания явились непосредственные контакты с больными сельскохозяйственными животными при проведении вынужденного убоя без уведомления ветеринарных специалистов, при разделке туш и захоронении трупов животных, павших от сибирской язвы, при кулинарной обработке инфицированного мяса, при уходе за больными животными или при торговле мясом на рынке.

Инфицирование людей происходило от животных, которые были заражены во время выпаса в зоне, где ранее отмечался падеж животных от сибирской язвы, а также от кормов, заготавливаемых на этих территориях. Все заболевшие животные не были привиты против сибирской язвы.

При расследовании очагов сибирской язвы в личных подсобных хозяйствах был выявлен неучтенный скот.

Крупный рогатый скот является основным источником заболевания сибирской язвой для людей.

У заболевших сибирской язвой людей регистрировалась в основном кожная форма сибирской язвы, в 48% случаев легкое и 42% - среднетяжелое клиническое течение.

Летальность от сибирской язвы обусловлена поздним обращением за медицинской помощью. Фактором риска эпизоотологического неблагополучия по сибирской язве продолжают оставаться сибиреязвенные скотомогильники, состояние многих из которых не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил.

В соответствии с Кадастром стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации в России насчитывается более 35 тысяч стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, в которых учтено около 8 тысяч сибиреязвенных скотомогильников. Кроме этого, существует вероятность наличия значительного количества неучтенных скотомогильников.

Проведенный анализ состояния сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации показал, что только 52% сибиреязвенных скотомогильников имеют ветеринарно-санитарные карточки, из них: в Южном федеральном округе - 94,1%, Приволжском - 91,4%, Северо-Кавказском - 83,8%, Центральном - 35,1%, Сибирском - 31,7%, Дальневосточном - 31,4% и Уральском - 9,65%.

Соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям 37,03% сибиреязвенных скотомогильников. Из них, в Северо-Кавказском федеральном округе - 69,9%, в Приволжском - 67,1%, Северо-Западном -59,8%, Южном - 50,9%, Сибирском - 25,2%, Центральном - 21,9%, Дальневосточном - 20,7%, Уральском - 7,53%.

В Российской Федерации 31,2% сибиреязвенных скотомогильников находятся в собственности юридических лиц. В Северо-Кавказском федеральном округе в собственности юридических лиц находятся - 90,7% сибиреязвенных скотомогильников, в Дальневосточном - 87,3%, Северо-Западном - 68,2%), Южном - 42,1%, Приволжском - 37,8%), Сибирском -37,4%, Центральном - 17,6%, Уральском - 6,46%).

Удельный вес сибиреязвенных скотомогильников, у которых определены географические координаты границ, в том числе с использованием GPS-навигационной системы, составляет 39,3%, из них в Южном федеральном округе - 94,1%, в Северо-Кавказском - 83,9%, Приволжском - 70,5%, Северо-Западном - 50,7%, Сибирском - 25,6%, Дальневосточном 24,2%, Центральном - 21,8% и Уральском - 8,15%.

Особую угрозу представляют скотомогильники, которые попадают в зону прохождения паводковых вод. Так, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, весной 2014 года на территории 7 субъектов Российской Федерации (республиках Бурятия, Крым и Саха (Якутия), Ставропольском и Хабаровском краях, Ивановской и Нижегородской областях) имелось 66 сибиреязвенных скотомогильников и захоронений, попадающих в зону затопления в период прохождения паводковых вод.

В последние годы отмечается сокращение объемов плановой иммунизации контингентов, входящих в группу риска, на территориях, имеющих зоонозные очаги в республиках Калмыкия, Татарстан, Адыгея и Дагестан, Краснодарском и Забайкальском краях, Волгоградской, Самарской и Омской областях.

Не проводится иммунизация в Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике и Чеченской Республике, Пермском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Ленинградской, Тюменской, Новосибирской, Томской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Заболевания сельскохозяйственных животных сибирской язвой обусловлены неполным охватом вакцинацией поголовья, подлежащего иммунизации, выпасом скота на территориях санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, в местах несанкционированных захоронений павших животных. Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации не проводится поголовный учет домашних животных.

Эпизоотии сибирской язвы среди сельскохозяйственных и диких животных ежегодно регистрировались в странах Азии, Африки и Южной Америки, зачастую приводя к масштабным вспышкам среди людей. В последние годы в Западной Европе имели место случаи инъекционной формы сибирской язвы среди наркоманов, употреблявших внутривенно героин, контаминированный спорами возбудителя сибирской язвы.

Неблагополучная эпизоотологическая ситуация по сибирской язве в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья продолжает создавать угрозу завоза больных животных, сырья и продуктов животноводства, содержащих споры возбудителя сибирской язвы, на территорию Российской Федерации.

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации, в том числе по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройству; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; об ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.

1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации.

1.3. Совместно с федеральными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, обеспечить ведение учета сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности.

1.4. Организовать обустройство сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с требованиями действующих ветеринарно-санитарных правил.

1.5. Принять меры по запрещению несанкционированной продажи мяса и продуктов животного происхождения в неустановленных для торговли точках в соответствии с действующим законодательством.

2. Руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор, рекомендовать:

2.1. Принять необходимые меры для поголовной регистрации сельскохозяйственных животных и вакцинации против сибирской язвы скота общественного и частного секторов.

2.2. Оценить ветеринарно-санитарное состояние всех сибиреязвенных скотомогильников, прочих известных захоронений павших от сибирской язвы животных и представить предложения главам администраций субъектов Российской Федерации по их обустройству.

2.3. Усилить контроль за реализацией продовольственного мясного сырья на рынках муниципальных образований.

2.4. Обеспечить утилизацию животных, павших от сибирской язвы, сжиганием трупов.

2.5. Обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в местах содержания, падежа, вынужденного убоя больных сибирской язвой животных, сжигания трупов павших животных с последующим бактериологическим контролем эффективности дезинфекции.

2.6. Информировать о случаях регистрации сибирской язвы у животных в субъекте Российской Федерации управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать принять меры по:

3.1. Обеспечению готовности медицинских организаций к приему больных сибирской язвой, своевременностью их выявления и госпитализации.

3.2. Обучению медицинского персонала и сотрудников клинических лабораторий по вопросам диагностики, клиники и профилактики сибирской язвы.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья совместно с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации рекомендовать:

4.2. Организовать подготовку специалистов медицинских организаций по вопросам клиники, диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:

5.1. Организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.

5.2. Контроль за соблюдением санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.

5.3. Контроль за проведением иммунизации лиц, подлежащих вакцинации против сибирской язвы.

5.4. Проведение ежегодных семинаров для специалистов территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики сибирской язвы.

5.5. Организацию проведения в средствах массовой информации разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики сибирской язвы.

5.6. Взаимодействие с референс-центром по мониторингу за возбудителем сибирской язвы, созданным на базе ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, при:

6.1. Проведении анализа состояния профилактической работы по сибирской язве в субъектах Российской Федерации по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройстве; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; оценке ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.

6.2. Вынесении на заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов об усилении мер по профилактике сибирской язвы.

6.3. Получении информации об эпизоотической и эпидемиологической ситуации в рамках сотрудничества на приграничных территориях.

6.4. Внесении коррективов в Комплексные планы по санитарной охране территории в субъектах Российской Федерации по вопросам организации и проведения противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.

7. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора - центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, директорам противочумных учреждений Роспотребнадзора:

7.1. Обеспечить готовность к проведению лабораторной диагностики сибирской язвы.

7.2. Обеспечить передачу выделенных штаммов сибиреязвенного микроба в Референс-центр по мониторингу за возбудителем сибирской язвы в установленном порядке.*

8. Директору ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора обеспечить:

8.1. Оказание консультативно-методической и практической помощи учреждениям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологического расследования случаев сибирской язвы среди людей.

8.2. Проведение окончательной идентификации и типирования штаммов, выделенных на территории Российской Федерации, в том числе с использованием современных молекулярных методов исследования.

8.3. Проведение ежегодного анализа, подготовку прогноза эпидемиологической ситуации по сибирской язве.

9. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации взять на контроль производство сибиреязвенной вакцины в необходимых объемах.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Обзор документа

Решено усовершенствовать работу по профилактике сибирской язвы в России.

В частности, планируется выделять финансовые средства на реализацию профилактических и противоэпидемических мероприятий в регионах. Организовать обустройство сибиреязвенных скотомогильников. Запретить несанкционированную продажу мяса и продуктов животного происхождения в неустановленных для торговли точках.

Будут приняты меры для поголовной регистрации с/х животных и вакцинации скота общественного и частного секторов. Усилен контроль за реализацией продовольственного мясного сырья на рынках муниципальных образований.

Медорганизации должны быть готовы к приему больных сибирской язвой. Им также необходимо своевременно выявлять таких лиц и госпитализировать.

Ряд мероприятий посвящен лабораторной диагностики сибирской язвы, идентификации и типирования штаммов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

от 13 мая 2010 года N 56

Об утверждении СП 3.1.7.2629-10

(с изменениями на 29 марта 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарные правила с момента официального опубликования.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 13 мая 2010 года N 56

Профилактика сибирской язвы

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10

(с изменениями на 29 марта 2017 года)

В документе учтены:

I. Область применения

1.1. Санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.

1.2. Соблюдение санитарных правил является обязательным для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами.

1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил возложен на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II. Общие положения

2.1. Сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

2.2. Биологические свойства возбудителя.

Возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий.

2.3. Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой.

Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах.

2.4. Механизм передачи возбудителя зависит от условий заражения и реализуется преимущественно контактным, пищевым (алиментарным) и аспирационным (воздушно-пылевым) путем.

Трансмиссивная передача возбудителя сибирской язвы возможна при укусах инфицированными кровососущими членистоногими.

2.5. Инкубационный период заболевания может быть от нескольких часов до 8 дней, чаще он составляет 2-3 дня.

2.6. Клинические формы заболевания сибирской язвой разнообразны и зависят от механизма и путей передачи возбудителя: кожная, легочная, желудочно-кишечная формы сибирской язвы, сибиреязвенная септицемия, другие формы сибирской язвы.

2.7. Сибирская язва у людей часто носит профессиональный характер. Контингентами высокого риска заражения являются сельскохозяйственные рабочие, работники животноводческих ферм и ветеринары, рабочие мясобоен и мясокомбинатов, кожевенных заводов, шерстомойных фабрик и цехов по изготовлению мясокостной муки и костного клея и другие.

Выделяют три типа сибирской язвы: профессионально-сельскохозяйственный (встречается у пастухов, животноводов и ветеринаров); профессионально-индустриальный (наблюдается у лиц, работающих на кожевенных, щетиношерстяных, шерстеобрабатывающих производствах); бытовой (возможен при ношении меховой или кожаной одежды из инфицированных материалов, использовании инфицированных кисточек для бритья, обработке шерсти в домашних условиях).

При этом профессионально-сельскохозяйственная и трансмиссивная инфекции имеют выраженную летне-осеннюю сезонность, профессионально-индустриальные заболевания возникают в любое время года.

Восприимчивость к сибирской язве людей тесно связана с путями заражения и величиной инфицирующей дозы.

2.8. При организации и проведении эпидемиологического надзора и планировании противосибиреязвенных мероприятий следует различать следующие понятия: эпизоотический очаг, эпидемический очаг, стационарно неблагополучный пункт, почвенный очаг и угрожаемую территорию.

2.8.1. Эпизоотический очаг - место нахождения источника или факторов передачи возбудителя инфекции в тех границах, в которых возможна передача возбудителя восприимчивым животным или людям (участок пастбища, водопой, животноводческое помещение, предприятие по переработке продукции животноводства и другие).

Границами очага является территория, на которой находятся люди, имеющие риск заражения с учетом особенностей социально-бытовой обстановки и среды, в которой пребывает источник инфекции.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

2.8.3. Стационарно неблагополучный пункт - населенный пункт, животноводческая ферма, пастбище, урочище, на территории которого обнаружен эпизоотический очаг независимо от срока давности его возникновения.

2.8.4. Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").

"Моровые поля" - территория, на которой отмечался падеж животных, без четких границ захоронения. Территория "моровых полей" отмечается на картах и считается угрожаемой территорией.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

2.8.5. Угрожаемой территорией считаются животноводческие хозяйства, населенные пункты, административные районы, где имеется угроза возникновения случаев заболевания животных или людей сибирской язвой. Границы угрожаемой территории определяют органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор с учетом эпизоотической ситуации, почвенно-географических, природно-климатических условий и хозяйственно-экономических связей хозяйств, населенных пунктов, заготовительных и перерабатывающих организаций и предприятий (перегоны животных на сезонные пастбища, наличие рынков, кожевенно-сырьевых предприятий, заготовительных баз и другие).

На угрожаемых территориях в обязательном порядке формируются эпидемиологические запасы (резервы медицинских иммунобиологических препаратов, лекарственных, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, используемых при ликвидации очагов сибирской язвы). Организацию работы по формированию и хранению эпидемиологических запасов обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

Эпидемиологический запас должен быть сформирован из расчета не менее 10% от количества лиц, относящихся к группам риска, проживающих, в том числе временно работающих, на угрожаемых территориях.

(Абзац дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

2.9. В зависимости от кратности и периодичности проявления эпизоотической и (или) эпидемической активности стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты подразделяются на манифестные, или активно неблагополучные, и неманифестные, или неактивные.

Манифестными являются пункты, периодически проявляющие эпизоотическую и (или) эпидемическую активность. Они могут быть постоянно действующими, когда заболевания сибирской язвой возникают в них ежегодно или с интервалами один - четыре года, либо рецидивирующими, когда заболевания возникают периодически, с промежутками в пять и более лет.

К неманифестным относятся пункты, которые в течение многих лет не проявляли эпизоотической активности, то есть после регистрации в них последних заболеваний прошло 10 и более лет.

Манифестные пункты могут превращаться в неманифестные и наоборот.

III. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей

3.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей представляет собой динамическое наблюдение за эпидемическим процессом сибирской язвы, целью которого является оценка ситуации и разработка адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции среди людей и формирования эпидемических очагов.

3.2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей включает:

- мониторинг заболеваемости сибирской язвой среди людей, учет всех случаев сибирской язвы;

- мониторинг за циркуляцией возбудителя, выявление, учет, паспортизацию и постоянное слежение за санитарным состоянием и проявлением активности стационарно неблагополучных пунктов;

- составление кадастра эпидемических проявлений сибирской язвы и постоянный обмен информацией между заинтересованными органами об эпидемических и эпизоотических проявлениях сибирской язвы на данной территории;

- ежегодное проведение анализа ситуации по сибирской язве с учетом количества выявленных стационарно неблагополучных пунктов и динамики проявления их активности;

- слежение за проведением профилактической вакцинации лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения сибирской язвой;

- оценку эффективности проводимых мероприятий;

- прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

3.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

IV. Выявление случаев сибирской язвы среди людей

4.1. Выявление больных сибирской язвой осуществляют специалисты лечебно-профилактических учреждений, независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности при оказании всех видов медицинской помощи на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных.

4.2. Случаем, подозрительным на заболевание сибирской язвой, считается:

- случай любых проявлений инфекционного заболевания с наличием в анамнезе контакта с животным с подтвержденным диагнозом сибирской язвы;

- случай заболеваний с характерной клинической картиной у лиц, профессионально связанных с обслуживанием животных или переработкой сырья животного происхождения;

- случай с типичной клинической картиной сибирской язвы.

4.3. Лица с подозрением на заболевание сибирской язвой подлежат немедленной госпитализации в инфекционные отделения.

4.3.1. При массовом поступлении пациентов в инфекционный стационар (отделение) проводится медицинская сортировка с целью распределения на группы и недопущения совместного пребывания лиц с характерной типичной клинической картиной заболевания и лиц с другими проявлениями инфекционных болезней.

(Пункт дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

4.3.2. Лица, контактировавшие с больными (подозрительными на заболевание) людьми или животными (трупами животных), а также обсемененными спорами возбудителя сибирской язвы объектами внешней среды (далее - контактные лица), могут быть госпитализированы в провизорное отделение.

В случае необходимости ухода за детьми, инвалидами, а также за другими лицами, нуждающимися в уходе, контактные лица могут госпитализироваться совместно.

(Пункт дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

4.3.3. Лечение больных сибирской язвой проводится в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

Читайте также: