Санпросвет работы в инфекционном отделении

Обновлено: 23.04.2024


Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.
Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.
Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.
Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.
Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке


Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.




Санитарно-просветительная работа – это комплекс мероприятий, целью которых является профилактика заболеваний, воспитание здорового образа жизни, сохранение здоровья, повышение трудовой, физической и интеллектуальной активности, продление жизни каждого гражданина России. Для продвижения идей и донесения знаний используются пропагандистские, агитационные, образовательные и воспитательные методы.

Основные направления

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

санитарно просветительная работа

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы – это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Санитарное просвещение делят на формы охвата – массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма – личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

организация санитарно просветительной работы

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация – это адресное обращение к конкретной целевой аудитории – подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать. Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

темы санитарно просветительная работа

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание – рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции – возникновение, профилактика.
  • Витамины – их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение – возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс – последствия и способы профилактики.
  • Основы здорового образа жизни и прочие.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами – памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия – лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

Описание / Рекламный отрывок Ключевые слова санитарно просветительная работа 4, санитарно просветительная работа медсестры 2, темы санитарно просветительная работа 2, санитарно просветительная работа с родителями 1, санитарно просветительная работа с паци

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, – гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

формы санитарно просветительной работы

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа медицинской сестры базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания. Для полного донесения информации из текста исключаются сложные обороты и непонятные, широкому кругу слушателей термины.

санитарно просветительная работа медсестры

Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам. Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка. Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности.

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.

санитарно просветительная работа с родителями

Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.

проведение санитарно просветительной работы

В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

Санитарное просвещение как комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Основные задачи, методы и средства санитарно-просветительской работы. Задачи Санбюллетеня и Уголка здоровья в медицинских учреждениях.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.02.2015
Размер файла 20,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Государственный Медико - Стоматологический Университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

Выполнил: Кочарян Акоп

Преподаватель: Якимчук В.И.

Введение

1. Определение санитарно-просветительных работ

2. Задачи санитарного просвещения

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

4. Санитарный бюллетень

5. Уголок здоровья

6. Диспуты и конференции

1. Определение санитарно-просветительных работ

Санитарное просвещение - это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний.

Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом средних медицинских работников. Одна из основных задач медицинской сестры - убедить человека осознано принять здоровый образ жизни и быть для них личным примером.

Существенным элементом диспансеризации является санитарно-просветительная работа. Она преследует 3 основные цели. Во-первых, необходимо дать больному в доступной форме общее представление о заболевании и использованию, о возможных признаках обострения или осложнений, например язвенного кровотечения, с тем, чтобы больной при их возникновении своевременно обратился за медицинской помощью.

Во-вторых, следует убедить больного в серьезности болезни, ее прогрессирующем характере, несмотря на периодическое возникновение более или менее длительных рецидивов, в необходимости отказа от вредных привычек (курение, употребление алкоголя), правильного режима питания, дня, здорового образа жизни. В-третьих, требуется ознакомить больного с целями и задачами диспанцеризации, рассказать о сущности диспансерного метода, убедить его, что диспансерный метод является единственным эффективным средством предотвращения прогрессирования болезни. Необходимо выработать у больного твердое убеждение в целесообразности лечебных и профилактических мероприятий не только в период обострений, но и во время ремиссий. При диспансеризации каждого больного язвенной болезнью врач должен учитывать клинические особенности заболевания, труда и быта, наметить программу последующих посещений поликлиники (или медсанчасти), проведения исследований и профилактического противорецидивного лечения.

Санитарно-просветительная работа должна проводиться в течение всего периода лечения и диспансеризации больного. Особенно важно начинать разъяснительную работу с больным уже в период обострения заболевания, когда имеются выраженные симптомы болезни. В этот период больные лучше воспринимают советы врача, с большим интересом читают рекомендованную научно-популярную литературу по вопросам профилактики обострений язвенной болезни (брошюры, памятки и т. д.). Не следует забывать о санитарно-просветительной работе среди родственников больного, от которых порой зависит и характер питания, и правильная организация образа жизни больного, ликвидация некоторых неблагоприятных факторов, поддерживающих болезнь.

Важное значение, имеет анализ эффективности диспансеризации. Как показывает опыт, диспансеризация больных язвенной болезнью позволяет в 2 Ѕ -3 раза уменьшить частоту рецидивов, в значительном числе случаев снизить вероятность возникновения осложнений болезни и добиться длительных ремиссий (до 5 лет), что расценивается как практическое выздоровление.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе -- опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

санитарный просвещение здоровье медицинский

2. Задачи санитарного просвещения

* распространение медицинских и гигиенических знаний;

* воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

* повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

* беседы за круглым столом;

* публикации в прессе;

широко использует и методы наглядной агитации:

* выставки и уголки здоровья;

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

4. Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них -- основной -- должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1--2 раз в квартал.

5. Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

* согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

* выбор места -- достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

* подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

6. Диспуты и конференции

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение -- один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость -- одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Эпидемиология – медицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе, разрабатывающая методы их профилактики и ликвидации. Еще медицина Древнего мира применяла такие меры борьбы с эпидемиями, как удаление заболевшего из города, сжигание вещей больных и умерших, привлечение переболевших к уходу за больными. В современной эпидемиологии об эпидемическом процессе известно много, в частности об источнике инфекции, механизме передачи возбудителей, восприимчивости различных контингентов населения, зависимости распространения инфекционных болезней от природных, социальных и других факторов окружающей среды.

Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге на ФАП начинается с изучения эпидемического очага.

При этом осуществляется выявление источника инфекции, факторов и путей передачи возбудителя инфекции, а также установление границ эпидемического очага и условий, способствовавших его возникновению.

Каждый инфекционный очаг имеет свои особенности, поэтому особое внимание уделяется выяснению условий его возникновения, проводится эпидемиологическое обследование.

Эпидемиологическое обследование включает:

1) опрос больного, родственников, сотрудников по работе, который включает следующие сведения: пребывание в командировке в районе, неблагополучном по тем или иным инфекциям, за рубежом, особенно в жарких странах; пребывание в отпуске (нахождение в лесу, санатории, на турбазе); для детей учитывается в оздоровительном лагере; период, предшествовавший заболеванию, с учетом максимального инкубационного срока при данной болезни; наличие подобной болезни в семье, в рабочем коллективе, в семье друзей или знакомых, у детей – в детском коллективе, который они посещают; описание условий труда и быта, которые могли способствовать заражению; уход за больными животными и работа в полевых условиях; употребление продуктов с рынков (особенно молочных), из мест с неустановленными правилами торговли; общение с людьми, прибывшими из городов и районов, где имеются эпидемические очаги;

2) ознакомление с медицинской документацией. Изучаются записи в медицинской карте амбулаторного больного, истории болезни, журналы учета прививок, санаторные журналы детских учреждений. Это позволяет узнать о заболеваниях подобного рода в прошлом, выявить контактных по данному заболеванию, анализировать состояние иммунной прослойки населения (т. е. число прививок против этой болезни);

3) получение зооветеринарных сведений, которые позволяют в ряде случаев установить связь возникновения эпидемического очага с наличием больных животных (при ящуре, бруцеллезе, сибирской язве);

4) проведение лабораторных исследований (бактериологических, вирусологических, паразитарных) в ограниченных коллективах и при отсутствии госпитализации больного. В случае дифтерии, менингококковой инфекции проводится обследование всего коллектива детских учреждений или общежития на определение носительства, возможного источника инфекции. При кишечной инфекции лабораторные исследования обязательны у детей, посещающих детские учреждения (ясли, сады), и у работников категорированных профессий (работники пищеблока, торговли, водозабора и водоснабжения). Иногда может возникнуть необходимость лабораторного исследования воды, пищи, смывов с рук работников пищеблоков, с инвентаря и др. Проводится посев у отловленных либо умерших грызунов и других животных (при чуме, туляремии, лептоспирозе);

5) энтомологическое и эпизоотологическое обследования, предполагающие выявление мест (территорий) выплода и обитания комаров – переносчиков малярии, комариного энцефалита, москитов – переносчиков флеботомной лихорадки, аргасовых клещей – переносчиков клещевого возвратного тифа и др. На основании полученных данных разрабатываются конкретные меры борьбы с возбудителями и переносчиками инфекций. При эпизоотологическом обследовании учитываются сведения о падеже среди грызунов, о природной очаговости на той или иной территории (в случае, если больной выезжал на эти территории перед заболеванием);

6) ознакомление с условиями труда и быта заболевшего. При этом учитывается характер рабочего места, санитарное состояние помещения, характер питания и метод осуществления медицинского надзора за столовой на предприятии, содержанием туалетов, соблюдением правил личной гигиены, а также санитарно-гигиеническим содержанием жилища больного;

7) обследование и состояние источников водоснабжения, водозабора, объектов общественного питания, периодичность и состояние очистки территории в случаях массовых инфекционных очагов. Большое значение имеет учет миграции населения в данном населенном пункте и изучение предыдущей инфекционной заболеваемости.

Эпидемический очаг – это место пребывания источника (возбудителя инфекции – больного человека или носителя возбудителя) и прилегающая территория в пределах его способности передавать возбудителя окружающим. Протяженность очага, его границы определяются характером инфекционной болезни, условиями социально-бытовой обстановки и природными условиями. Так, для сыпного тифа эпидемический очаг – это место, где находится больной (единственный источник инфекции), лица, с ним соприкасающиеся, вещи, на которых могут оказаться заразившиеся от него вши. Границы такого очага могут ограничиться одной квартирой или целым общежитием либо выходить за пределы населенного пункта. При чуме эпидемическим очагом считается не только место нахождения больного, соприкасавшиеся с ним люди, инфицированные вещи, но и территория, на которой обитают животные – хранители чумной инфекции и блохи – переносчики этой инфекции.

При эпидемиях и пандемиях эпидемический очаг может захватывать не только определенные районы и области, но и целые государства.

Особое значение при обследовании эпидемического очага имеют сведения, характеризующие время появления первых больных, динамика возникновения заболевания или сезонность при некоторых инфекциях (например, малярии).

После посещения и обследования эпидемического очага фельдшер проводит выявление лиц, общавшихся с больным (больными), проводит медицинское наблюдение за контактными в течение всего срока инкубационного периода, при необходимости – ежедневное измерение температуры, лабораторные исследования для выявления возможности носительства инфекции. Проводится анализ полученных данных, оценивается сложившаяся ситуация и составляется план дальнейших мероприятий в очаге по профилактике последующих заболеваний.

В план противоэпидемических мероприятий должны включаться меры по обезвреживанию источника инфекции, пресечению путей передачи и повышению специфической невосприимчивости населения. Меры в отношении источника инфекции, в зависимости от эпидемиологии болезни, имеют свои особенности. Так, при антропонозных инфекциях (брюшной тиф, паратифы, дизентерия и др.) необходимо в максимально короткий срок выявить в очаге всех больных и носителей с целью их изоляции и лечения. При особо опасных (карантинных) инфекциях наряду с больным обязательно изолируют и всех лиц, общавшихся с ним, в провизорные отделения.

Одной из мер в отношении больных в инфекционном очаге является изоляция инфекционного больного.

Изоляция инфекционных больных – противоэпидемическое мероприятие, состоящее в разобщении больного заразной болезнью с окружающими людьми с целью предупреждения распространения инфекции.

Наиболее совершенная форма изоляции инфекционных больных – госпитализация в инфекционные больницы или инфекционное отделение при ЦРБ.

В случае невозможности срочной госпитализации в инфекционные отделения больных помещают в изолятор.

Обязательной госпитализации подлежат больные с особо опасными инфекциями, а также больные вирусным гепатитом, брюшным тифом, сыпным тифом, сибирской язвой, дифтерией, менингитами, геморрагическими лихорадками, бешенством, полиомиелитом. При других инфекциях больных госпитализируют в случаях тяжелого течения болезни, осложнений и плохих бытовых условий. Больных с воздушно-капельными инфекциями, тяжелыми формами желудочно-кишечных инфекций можно изолировать на дому при соблюдении условий, препятствующих распространению инфекции (отдельная комната, проведение текущей дезинфекции, соответствующее лечение).

Для пресечения путей передачи при зоонозных заразных болезнях добиваются либо уничтожения дератизации, либо содержания больных (заразившихся) животных в условиях строгого санитарно-ветеринарного режима. В природных очагах это делают периодически, с целью ослабить эпидемическую напряженность. Пресечение путей передачи при кишечных инфекциях достигается при осуществлении дезинфекции или соблюдении элементарных правил личной гигиены. В некоторых случаях приходится исключать возможность заражения через воду, продукты питания и инфицированные вещи. В очаге важно обеспечить обеззараживание выделений больного; при отсутствии канализации проводить дезинфекцию выгребных ям, помоек.

При повторных заболеваниях в очаге целесообразно провести дополнительное внеочередное обследование работников пищеблоков, объектов водозабора и др. Меры профилактики при передаче инфекций, передающихся воздушно-капельным путем: кварцевание, проветривание и обработка дезинфицирующими средствами помещений, где находится больной.

При трансмиссивных (кровяных) путях передачи инфекции мерами может быть истребление комаров или клещей, дезинфекция различными средствами, а также ношение защитной одежды, сеток и др.

Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к той или иной инфекции, заключаются как в предварительной, так и в экстренной вакцинации. При ряде инфекций возможно проведение химиопрофилактики лицам с высоким риском заражения.

С целью раннего выявления первых симптомов болезни за контактными устанавливается медицинское наблюдение в течение максимального срока инкубационного периода данной болезни с момента выявления последнего больного или его госпитализации.

В эпидемическом очаге мероприятия проводятся в течение всего периода наблюдения, включая медицинские осмотры контактных, лабораторные исследования, в некоторых случаях – термометрию, проведение экстренной вакцинации, текущей дезинфекции, фагирование, прием иммуноглобулинов, химиопрофилактику. Эпидемический очаг считается ликвидированным, когда обезврежен источник инфекции (изоляция, госпитализация, лечение), окружающие проверены на отсутствие или носительство возбудителей инфекции; в очаге осуществлены меры заключительной дезинфекции или дератизация; проведена экстренная иммунизация для профилактики этой инфекции у контактных и по истечении срока максимального наблюдения во время инкубационного периода этой инфекции лица, контактировавшие с больным, не заболевают. Все противоэпидемические и профилактические мероприятия в инфекционном очаге на фельдшерско-акушерском пункте осуществляет фельдшер под контролем районного отдела государственного санитарно-эпидемического надзора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Работа с фотоаппаратом

Глава 2. Работа с фотоаппаратом Теперь, когда вы знаете основы теории фотографии, пришло время взять в руки фотоаппарат. Различные модели фотокамер управляются по-разному, однако общие принципы везде одинаковы. Рекомендуем вам держать под рукой инструкцию от вашего

Глава 7 Санитарно-просветительская работа

Глава 7 Санитарно-просветительская работа Понятие о санитарно-просветительской работеОсновные принципы санитарно-просветительской работыСанитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий,

ГЛАВА 2 МАНЕВРОВАЯ РАБОТА

ГЛАВА 2 МАНЕВРОВАЯ РАБОТА ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ «Манёвры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника — дежурного поста централизации, на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера (дежурного поста

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА «Движением на линии должен руководить только один работник — поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемой им линии.Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ Технологический прогресс, осуществляемый, главным образом, путем внедрения новейших достижений технологии в производство, повышает созидательную мощь

Глава 5 Работа с конфликтами

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе – опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

В задачи санитарного просвещения входит:

1) распространение медицинских и гигиенических знаний;

2) воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

3) повышение санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климатогеографических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

2) групповые дискуссии;

4) тематические вечера;

6) беседы за круглым столом;

7) устные журналы;

8) школы здоровья;

9) публикации в прессе;

Широко использует и методы наглядной агитации:

3) выставки и уголки здоровья;

4) книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком, без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них – основной – должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1–2 раз в квартал.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

1) согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

3) выбор места – достаточно свежего и бойкого, т. е. такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

4) подборка соответствующего иллюстративного материала: плакаты, фотовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в Доме санитарного просвещения.

Устные журналы

Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции

Диспут – это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение – один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость – одно из важнейших условий здорового образа жизни.

В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, с антенатальной охраны будущего потомства.

Воспитание здорового образа жизни и профилактика различных заболеваний

Примерные темы бесед, проводимых на ФАП

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки – словом, все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Большую помощь в работе на ФАП могут оказывать санитарные активисты. Их хорошо готовить из числа школьниц-старшеклассниц. Теоретические занятия с ними проводят фельдшеры на ФАП или непосредственно в школах, а практические занятия – в детском отделении районных, участковых больниц или на фельдшерско-акушерских пунктах. По окончании занятий санитарные активисты получают зачет и удостоверения.

Организация и планирование работы

Санитарно-просветительская работа на ФАП должна проводиться по заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительской работы проводится на весь текущий год и на месяц.

В годовом плане предусматриваются основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляется конкретный план с названиями тем, методами их освещения.

В конце месяца и в конце отчетного года медицинский работник обязан отчитаться за проделанную санитарно-просветительскую работу по примерной схеме (табл. 11).

Таблица 11. Отчет по санитарно-просветительской работе за______ 20__ г.

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должны способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению показателей родовспоможения, снижению детской смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, своевременной госпитализации больных, привлечению населения на профилактические осмотры, повышению уровня санитарной культуры населения, оздоровлению условий труда и быта, активизации творческой самодеятельности людей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, повышению работоспособности и творческого долголетия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Работа с фотоаппаратом

Глава 2. Работа с фотоаппаратом Теперь, когда вы знаете основы теории фотографии, пришло время взять в руки фотоаппарат. Различные модели фотокамер управляются по-разному, однако общие принципы везде одинаковы. Рекомендуем вам держать под рукой инструкцию от вашего

Глава 2 Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях

Глава 2 Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях Санитарно-противоэпидемиологическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемио-логических мероприятий, целью проведения

Глава 2. Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях

Глава 2. Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях Санитарно-противоэпидемиологическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, целью проведения

Глава 3. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ОТОПИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В КВАРТИРЕ (ДОМЕ) И ПРАВИЛА ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Глава 5 Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге

Глава 5 Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге Понятие об инфекционном очаге. Общие принципы работы в инфекционном (эпидемическом) очагеЭпидемиология – медицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заразных болезней в человеческом

Глава 9 Санитарно-противоэпидемическая деятельность на ФАП

Глава 9 Санитарно-противоэпидемическая деятельность на ФАП Общая характеристика санитарно-противоэпидемической деятельности на ФАПСанитарно-эпидемиологический надзорСанитарно-эпидемиологический надзор – это сбор информации и динамическая оценка факторов риска,

Глава 8. Лицензирование, сертификация, санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции. Ответственность за нарушение требований законодательства…

Глава 8. Лицензирование, сертификация, санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции. Ответственность за нарушение требований законодательства… 8.1. Лицензирование отдельных видов деятельности… При организации бизнеса необходимо учесть, что законодательством

ГЛАВА 2 МАНЕВРОВАЯ РАБОТА

ГЛАВА 2 МАНЕВРОВАЯ РАБОТА ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ «Манёвры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника — дежурного поста централизации, на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера (дежурного поста

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА «Движением на линии должен руководить только один работник — поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемой им линии.Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ Технологический прогресс, осуществляемый, главным образом, путем внедрения новейших достижений технологии в производство, повышает созидательную мощь

Глава 5 Работа с конфликтами

Читайте также: