Семинара по особо опасным инфекциям

Обновлено: 19.04.2024

В настоящее время во всем мире наблюдается рост инфекционных заболеваний, появляются новые инфекции, возбудители уже известных инфекционных заболеваний мутируют, вызывая более тяжелые, приводящие к летальному исходу или атипичные и стертые формы болезней.

Из всех групп инфекционных заболеваний выделили и объединили в группу особо опасные инфекции или синоним – карантинные инфекции. Для этой группы заболеваний характерно быстрое распространение, тяжелое течение, высокий процент летальных исходов. К особо опасным инфекциям относят следующие заболевания: из группы кишечных инфекций – холера, из группы зоонозов – чума, туляремия, сибирская язва.

Острые кишечные инфекции - наиболее часто встречаются в инфекционной патологии среди населения. Характерным является то, что больные не всегда вовремя обращаются за медицинской помощью, считая, что самостоятельно справятся с диареей и занимаются самолечением. Но для правильного адекватного лечения необходимо своевременно поставить диагноз, какая именно острая кишечная инфекция у пациента. В регионах, где развито животноводство регистрируется сибирская язва. В России существуют 16 эндемичных очагов по заболеваемости чумой. Поэтому в антропургических и эндемичных очагах должна быть настороженность на появление этих заболеваний среди людей.

В настоящее время изменилась и роль медицинской сестры в уходе за пациентами. Медсестра не только выполняет назначения врача, но и решает социальные, психологические проблемы пациента.

В основе данной методической разработки лежат не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы особо опасных инфекций, но и основы сестринского ухода при данных заболеваниях.

Данная тема очень важна для студентов, потому, что она является одной из основных разделов в инфектологии.

В настоящее время создается впечатление, что такие заболевания как холера, чума, туляремия, сибирская язва, геморрагические лихорадки ушли в прошлое и уже не встречаются. Но это не так, они и на современном этапе остаются угрозой для человека. Пандемия холеры продолжается и это заболевание регистрируется в 43 странах мира. Единичные случаи чумы встречаются в странах с определенными климатическими условиями, степь, лесо-степь, в этих регионах возбудитель чумы выделяется от грызунов и среди животных возникает эпизоотия. Сибирская язва встречается в следующих регионах нашей страны: Омская область, Новосибирская область, а также в республике Бурятия – Кяхтинский район. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) встречается среди людей сельской местности, в странах с субтропическим климатом в последние годы возникла эпидемия такой разновидности геморрагической лихородки: Эбола. При современных условиях миграции населения инфекционные заболевания могут распространяться с большой скоростью.

В настоящее время каждый медицинский работник, независимо от специальности должен уметь заподозрить возможную особо опасную инфекцию, для того, чтобы на ранних сроках поставить диагноз и оказать первую помощь.

При работе с контактными лицами медицинский работник должен уметь соблюдать инфекционную безопасность и снизить риск развития эпидемической ситуации в населенном пункте и лечебно – профилактическом учреждении. Для этого необходимы такие профессиональные качества как: профессиональные знания, коммуникативность, умение работать в команде, брать на себя ответственость за жизнь пациента.

Каждая медицинская сестра – должна осуществлять сестринский уход за пациентами, что является залогом выздоровления и сохранения здоровья.

Обучающиеся медицинского колледжа, как будущие специалисты, должны знать методы ранней диагностики заболеваний и уметь проводить профилактическую работу по предупреждению и распространению инфекционной патологии в человеческом коллективе, понимать важность соблюдения инфекционной безопасности на рабочем месте.

Выявить уровень овладения знаниями по изучаемой теме. Показать актуальность темы и дать характеристику особенностям сестринского ухода за пациентами с особо опасными инфекциями.

Студент должен знать:

- этиологию, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,

проблемы пациента при особоопасных инфекциях;

- алгоритм забора патологического материала на исследования;

- организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;

- пути введения лекарственных препаратов;

- виды, формы и методы реабилитации;

- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Студент должен уметь:

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях

первичной медико-санитарной помощи и стационара;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- осуществлять мониторинг основных параметров жизнедеятельности;

- осуществлять паллиативную помощь пациентам;

- вести утвержденную медицинскую документацию.

- развивать логическое, клиническое мышление;

- развивать память, внимание, умение анализировать информацию;

- развивать культуру речи, умение излагать мысли четко и грамотно;

- развивать коммуникативные навыки.

- воспитывать чувство профессиональной ответственности за принятые решения,

работать в команде;

- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к пациентам;

- воспитывать личностные качества, трудолюбие, целеустремленность, необходимые при

общении с пациентами.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Оказывать паллиативную помощь.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Вид занятия: практическое занятие.

Тип занятия: закрепление знаний.

Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения

программы подготовки специалистов среднего звена.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, методы активного обучения, самостоятельная работа студента.

Место проведения: корпус доклинической практики.

Время занятия: 270 минут.

Межпредметные, межмодульные связи

Инфекционные болезни, понятия. Особенности течения инфекционного процесса.

Анатомия и физиология человека.

Эпидемический процесс. Противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя.

Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возбудителям.

Иммунная система человека, виды.

Диагностические мероприятия при инфекционных заболеваниях: лабораторные исследования.

ПМ 02. Участие в лечебно -диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский уход в т ерапии

Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при лечении инфекционных заболеваний.

ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Роль медсестры в диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний. Устройство и режим инфекционных больниц.

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий.

- столик для инструментов (манипуляционный столик) ;

- системы для внутривенного капельного вливания,

- штатив для капельных внутривенных вливаний;

- перчатки медицинские (чистые и стерильные),

- дозатор для жидкого мыла,

- крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария,

  • емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов;
  • емкости для дезинфицирующих средств разные;
  • иглосъемники;
  • иглы разные;
  • мешки для сбора обходов классов А и Б;
  • ножницы;
  • пинцеты;
  • термометры медицинские;
  • шпатели;
  • шприцы разные;
  • штативы для пробирок;

2. Технические средства обучения:

3. Учебно-методическая документация:

- дидактический материал (тестовые задания, ситуационные задачи, чек-листы);

- нормативная документация (история болезни, экстренное извещение, бланки

1. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф. –Феникс 2015 г.

2. Малов В.А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф.-Академия 2019 г.

4. Н.И. Федюкович. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

1. Э.Г. Громова. Справочник лекарственных средств.- С-П, 2012.

3.Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

Вступительное слово преподавателя

Актуальность проблемы. Особо опасные инфекции (ООИ) – это группа высококонтагиозных заболеваний, имеющих тенденцию к быстрому распространению, с охватом в кратчайшие сроки большой массы населения в виде эпидемий и пандемий, характеризуются тяжелым течением с высоким процентом летальных исходов.

ВОЗ объявила карантинными инфекциями международного значения (1-й сепени патогенности) четыре заболевания: чума, холера, натуральная оспа (с 1980 года считается ликвидированной на Земле) и желтая лихорадка, а также сходная с ней лихорадки Эбола, Марбург.

На карантинные (конвенционные) инфекции распространяются международные санитарные соглашения (лат.conventio – договор, соглашение), этот документ, включает перечень мероприятий по организации Государственного карантина. Часто ООИ возникают во время чрезвычайных ситуаций. Статистика свидетельствует, что возникают эпидемии холеры, сибирской язвы, Эбола. В России ежегодно регистрируются завозные случаи холеры из стран, посещаемых нашими туристами: Вьетнам, Индия, Турция и др.

Мировая статистика подтверждает, что в странах, где отсутствуют соответствующие гигиенические условия, низкий уровень жизни, санитарной культуры, уровень инфекционной заболеваемости намного выше, чем в странах с устойчивым экономическим развитием. Однако это не означает, что проблема инфекционных заболеваний в экономически развитых государствах решена. Инфекционные заболевания не знают границ. Такие факторы, как миграция населения, рост международного туризма, транспортировка живых животных и продуктов питания животного происхождения способствуют распространению возбудителей инфекционных заболеваний. По этой причине об инфекционных заболеваниях сегодня говорят как о глобальной проблеме. Ввиду многообразия вариантов течения, нередки случаи, когда больные с инфекционной патологией первично госпитализируются в стационары неинфекционного профиля (хирургического, терапевтического и др.). Именно поэтому, медицинский персонал должен иметь базовые знания о карантинных инфекциях, закономерностях их развития и профилактике, так как от профессиональных действий медицинского персонала зависит жизнь пациента.

На сегодняшний день, невзирая на успешную борьбу, актуальность особо опасных инфекций остается высокой .

В настоящее время во всем мире наблюдается рост инфекционных заболеваний, появляются новые инфекции, возбудители уже известных инфекционных заболеваний мутируют, вызывая более тяжелые, приводящие к летальному исходу или атипичные и стертые формы болезней.

Из всех групп инфекционных заболеваний выделили и объединили в группу особо опасные инфекции или синоним – карантинные инфекции. Для этой группы заболеваний характерно быстрое распространение, тяжелое течение, высокий процент летальных исходов. К особо опасным инфекциям относят следующие заболевания: из группы кишечных инфекций – холера, из группы зоонозов – чума, туляремия, сибирская язва.

Острые кишечные инфекции - наиболее часто встречаются в инфекционной патологии среди населения. Характерным является то, что больные не всегда вовремя обращаются за медицинской помощью, считая, что самостоятельно справятся с диареей и занимаются самолечением. Но для правильного адекватного лечения необходимо своевременно поставить диагноз, какая именно острая кишечная инфекция у пациента. В регионах, где развито животноводство регистрируется сибирская язва. В России существуют 16 эндемичных очагов по заболеваемости чумой. Поэтому в антропургических и эндемичных очагах должна быть настороженность на появление этих заболеваний среди людей.

В настоящее время изменилась и роль медицинской сестры в уходе за пациентами. Медсестра не только выполняет назначения врача, но и решает социальные, психологические проблемы пациента.

В основе данной методической разработки лежат не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы особо опасных инфекций, но и основы сестринского ухода при данных заболеваниях.

Данная тема очень важна для студентов, потому, что она является одной из основных разделов в инфектологии.

В настоящее время создается впечатление, что такие заболевания как холера, чума, туляремия, сибирская язва, геморрагические лихорадки ушли в прошлое и уже не встречаются. Но это не так, они и на современном этапе остаются угрозой для человека. Пандемия холеры продолжается и это заболевание регистрируется в 43 странах мира. Единичные случаи чумы встречаются в странах с определенными климатическими условиями, степь, лесо-степь, в этих регионах возбудитель чумы выделяется от грызунов и среди животных возникает эпизоотия. Сибирская язва встречается в следующих регионах нашей страны: Омская область, Новосибирская область, а также в республике Бурятия – Кяхтинский район. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) встречается среди людей сельской местности, в странах с субтропическим климатом в последние годы возникла эпидемия такой разновидности геморрагической лихородки: Эбола. При современных условиях миграции населения инфекционные заболевания могут распространяться с большой скоростью.

В настоящее время каждый медицинский работник, независимо от специальности должен уметь заподозрить возможную особо опасную инфекцию, для того, чтобы на ранних сроках поставить диагноз и оказать первую помощь.

При работе с контактными лицами медицинский работник должен уметь соблюдать инфекционную безопасность и снизить риск развития эпидемической ситуации в населенном пункте и лечебно – профилактическом учреждении. Для этого необходимы такие профессиональные качества как: профессиональные знания, коммуникативность, умение работать в команде, брать на себя ответственость за жизнь пациента.

Каждая медицинская сестра – должна осуществлять сестринский уход за пациентами, что является залогом выздоровления и сохранения здоровья.

Обучающиеся медицинского колледжа, как будущие специалисты, должны знать методы ранней диагностики заболеваний и уметь проводить профилактическую работу по предупреждению и распространению инфекционной патологии в человеческом коллективе, понимать важность соблюдения инфекционной безопасности на рабочем месте.

Выявить уровень овладения знаниями по изучаемой теме. Показать актуальность темы и дать характеристику особенностям сестринского ухода за пациентами с особо опасными инфекциями.

Студент должен знать:

- этиологию, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,

проблемы пациента при особоопасных инфекциях;

- алгоритм забора патологического материала на исследования;

- организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;

- пути введения лекарственных препаратов;

- виды, формы и методы реабилитации;

- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Студент должен уметь:

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях

первичной медико-санитарной помощи и стационара;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- осуществлять мониторинг основных параметров жизнедеятельности;

- осуществлять паллиативную помощь пациентам;

- вести утвержденную медицинскую документацию.

- развивать логическое, клиническое мышление;

- развивать память, внимание, умение анализировать информацию;

- развивать культуру речи, умение излагать мысли четко и грамотно;

- развивать коммуникативные навыки.

- воспитывать чувство профессиональной ответственности за принятые решения,

работать в команде;

- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к пациентам;

- воспитывать личностные качества, трудолюбие, целеустремленность, необходимые при

общении с пациентами.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Оказывать паллиативную помощь.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Вид занятия: практическое занятие.

Тип занятия: закрепление знаний.

Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения

программы подготовки специалистов среднего звена.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, методы активного обучения, самостоятельная работа студента.

Место проведения: корпус доклинической практики.

Время занятия: 270 минут.

Межпредметные, межмодульные связи

Инфекционные болезни, понятия. Особенности течения инфекционного процесса.

Анатомия и физиология человека.

Эпидемический процесс. Противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя.

Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возбудителям.

Иммунная система человека, виды.

Диагностические мероприятия при инфекционных заболеваниях: лабораторные исследования.

ПМ 02. Участие в лечебно -диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский уход в т ерапии

Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при лечении инфекционных заболеваний.

ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Роль медсестры в диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний. Устройство и режим инфекционных больниц.

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий.

- столик для инструментов (манипуляционный столик) ;

- системы для внутривенного капельного вливания,

- штатив для капельных внутривенных вливаний;

- перчатки медицинские (чистые и стерильные),

- дозатор для жидкого мыла,

- крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария,

  • емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов;
  • емкости для дезинфицирующих средств разные;
  • иглосъемники;
  • иглы разные;
  • мешки для сбора обходов классов А и Б;
  • ножницы;
  • пинцеты;
  • термометры медицинские;
  • шпатели;
  • шприцы разные;
  • штативы для пробирок;

2. Технические средства обучения:

3. Учебно-методическая документация:

- дидактический материал (тестовые задания, ситуационные задачи, чек-листы);

- нормативная документация (история болезни, экстренное извещение, бланки

1. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф. –Феникс 2015 г.

2. Малов В.А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф.-Академия 2019 г.

4. Н.И. Федюкович. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

1. Э.Г. Громова. Справочник лекарственных средств.- С-П, 2012.

3.Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

Вступительное слово преподавателя

Актуальность проблемы. Особо опасные инфекции (ООИ) – это группа высококонтагиозных заболеваний, имеющих тенденцию к быстрому распространению, с охватом в кратчайшие сроки большой массы населения в виде эпидемий и пандемий, характеризуются тяжелым течением с высоким процентом летальных исходов.

ВОЗ объявила карантинными инфекциями международного значения (1-й сепени патогенности) четыре заболевания: чума, холера, натуральная оспа (с 1980 года считается ликвидированной на Земле) и желтая лихорадка, а также сходная с ней лихорадки Эбола, Марбург.

На карантинные (конвенционные) инфекции распространяются международные санитарные соглашения (лат.conventio – договор, соглашение), этот документ, включает перечень мероприятий по организации Государственного карантина. Часто ООИ возникают во время чрезвычайных ситуаций. Статистика свидетельствует, что возникают эпидемии холеры, сибирской язвы, Эбола. В России ежегодно регистрируются завозные случаи холеры из стран, посещаемых нашими туристами: Вьетнам, Индия, Турция и др.

Мировая статистика подтверждает, что в странах, где отсутствуют соответствующие гигиенические условия, низкий уровень жизни, санитарной культуры, уровень инфекционной заболеваемости намного выше, чем в странах с устойчивым экономическим развитием. Однако это не означает, что проблема инфекционных заболеваний в экономически развитых государствах решена. Инфекционные заболевания не знают границ. Такие факторы, как миграция населения, рост международного туризма, транспортировка живых животных и продуктов питания животного происхождения способствуют распространению возбудителей инфекционных заболеваний. По этой причине об инфекционных заболеваниях сегодня говорят как о глобальной проблеме. Ввиду многообразия вариантов течения, нередки случаи, когда больные с инфекционной патологией первично госпитализируются в стационары неинфекционного профиля (хирургического, терапевтического и др.). Именно поэтому, медицинский персонал должен иметь базовые знания о карантинных инфекциях, закономерностях их развития и профилактике, так как от профессиональных действий медицинского персонала зависит жизнь пациента.

На сегодняшний день, невзирая на успешную борьбу, актуальность особо опасных инфекций остается высокой .

Особо опасные инфекции (ООИ) — условная группа инфекционных заболеваний, представляющих исключительную эпидемическую опасность. Перечень и меры профилактики распространения ООИ были закреплены в Международных медико-санитарных правилах (ММСП), принятых 22-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ 26 июля 1969 года. В 1970 году 23-я ассамблея ВОЗ исключила из перечня карантинных инфекций сыпной и возвратный тифы. С поправками 1981 года список включал лишь три заболевания: чуму, холеру и сибирскую язву.

В настоящее время в мировой медицине нет единых стандартов насчет того, какие инфекции следует причислять к особо опасным. Перечни таких инфекций различны в различных регионах, могут дополняться новыми заболеваниями и, наоборот, исключать некоторые инфекции.

Отечественные эпидемиологи придерживаются перечня, в который входят 5 особо опасных инфекций:

  • сибирская язва;
  • холера;
  • чума; туляремия;
  • желтая лихорадка (а также сходные с ней лихорадки Эбола и Марбург).

КРАТКАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООИ

Воздушно-капельный, воздушно-пылевой, контактно-бытовой

Трансмиссивный- через блох, Воздушно-капельный, возможно другие

Трансмиссивный – комар Аэдес-Египти

Грызуны, больной человек

Воздушно-капельный, воздушно-пылевой, контактный, парентеральный

21 день (от 3 до 21 дня, чаще 7-10)

Воздушно-капельный, контактный через коньюктиву глаз, параптеральный

21 день (от 3 до 9 дней)

Воздушно-капельный, контактный через коньюктиву глаз, параптеральный

21 день (чаще до 18 дней)

Обезьяны, больной человек до 2-ого контакта

Воздушно-капельный, воздушно-пылевой, контактно-бытовой

14 дней (от 7 до 17 дней)

ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ООИ

Бубонная форма: бубон резко болезненный, плотный, спаянный с окружающей подкожной клетчаткой, неподвижен, максимум его развития - 3-10 дней. Температура держится 3-6 дней, общее состояние тяжёлое.

Первично-лёгочная: на фоне перечисленных признаков появляются боли в грудной клетке, одышка, бред, кашель появляется с самого начала болезни, мокрота часто пенистая с прожилками алой крови, характерно несоответствие между данными объективного обследования лёгких и общим тяжёлым состоянием больного. Продолжительность болезни 2-4 дня, без лечения 100% летальность;

Септемическая: ранняя тяжёлая интоксикация, резкое падение АД, кровоизлияние на коже, слизистых, кровотечение из внутренних органов.

ХОЛЕРА – лёгкая форма: потеря жидкости, потеря собственного веса встречается у 95% случаях. Начало болезни – острое урчание в животе, послабление стула 2-3 раза в сутки, может быть 1-2 кратная рвота. Самочувствие больного не нарушается, сохраняется работоспособность.

Средняя форма: потеря жидкости 8% собственного веса, встречается в 14% случаев. Начало внезапное, урчание в животе, неопределённые интенсивные боли в животе, затем жидкий стул до 16-20 раз в сутки, который быстро теряет каловый характер и запах, зелёной, жёлтой и розовой окраски рисового отвара и разведённого лимона, дефектация без позывов неудержимая (за 1 раз выделяется 500-100мл., характерно увеличение стула с каждой дефектацией). Вместе с поносом появляется рвота, ей не предшествует тошнота. Развивается резкая слабость, появляется неутолимая жажда. Развивается общий ацидоз, уменьшается диурез. Падает кровяное давление.

Тяжёлая форма: алгид развивается при потере жидкости и солей свыше 8% к весу тела. Клиника типична: резкое исхудание, запавшие глаза, сухие склеры.

ЖЁЛТАЯ ЛИХОРАДКА : внезапное острое начало, сильный озноб, головные и мышечные боли, высокая температура. Больные безопасны, состояние их тяжёлое, наступает тошнота, мучительная рвота. Боли под ложечкой. Через 4-5 дней после кратковременного падения температуры и улучшения общего состояния наступает вторичный подъём температуры, появляется тошнота, рвота желчью, носовое кровотечение. В этой стадии характерны три сигнальных признака: желтуха, кровоизлияние, понижение выделения мочи.

ЛИХОРАДКА ЛАССА : в раннем периоде симптомы: - патология часто не специфична, постепенное повышение температуры, озноб, недомогание, головная и мышечная боли. На первой неделе заболевания развивается тяжёлый фарингит с появлением белых пятен или язв на слизистой глотки, миндалин мягкого неба, затем присоединяются тошнота, рвота, диарея, боли в груди и животе. На 2-й неделе диарея проходит, но боли в животе и рвота могут сохраняться. Нередко бывает головокружение, снижения зрения и слуха. Появляется пятнисто-папулезная сыпь.

При тяжёлой форме нарастают симптомы токсикоза, кожа лица и груди становится красной, лицо и шея отёчны. Температура около 40?С, сознание спутанное, отмечается олигурия. Могут появляться подкожные кровоизлияния на руках, ногах, животе. Нередки кровоизлияния в плевру. Лихорадочный период длится 7-12 дней. Смерть чаще наступает на второй неделе болезни от острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Наряду с тяжёлыми, встречаются лёгкие и субклинические формы заболевания.

БОЛЕЗНЬ МАРБУРГА : острое начало, характеризуется лихорадкой, общим недомоганием, головной болью. На 3-4 день болезни появляются тошнота, боли в животе, сильная рвота, понос (диарея может продолжаться несколько дней). К 5-му дню у большинства больных сначала на туловище, затем на руках, шее, лице появляется сыпь, коньюктивит, развивается геморрагический диатез, который выражается в появлении питехий на коже, эмаптемы на мягком небе, гематурия, кровотечения из дёсен, в местах шприцевых колов и др. Острый лихорадочный период длится около 2-х недель.

ЛИХОРАДКА ЭБОЛА : острое начало, температура до 39С, общая слабость, сильные головные боли, затем боли в области шейных мышц, в суставах мышц ног, развивается коньюктивит. Нередко сухой кашель, резкие боли в груди, сильная сухость в горле и глотке, которые мешают есть и пить и часто приводят к появлению трещин и язв на языке и губах. На 2-3 день болезни появляются боли в животе, рвота, понос, через несколько дней стул становится дёгте образным или содержит яркую кровь.

Диарея часто вызывает дегидратацию различной степени. Обычно на 5-й день больные имеют характерный внешний вид: запавшие глаза, истощение, слабый тургор кожи, полость рта сухая, покрыта мелкими язвами, похожими на афтозные. На 5-6 день болезни сначала на груди, затем на спине и конечностях появляется пятнисто-потулезная сыпь, которая через 2-е суток исчезает. На 4-5 день развивается геморрагический диатез (кровотечения из носа, дёсен, ушей, мест шприцевых уколов, кровавая рвота, мелена) и тяжёлая ангина. Часто отмечаются симптомы, свидетельствующие о вовлечении в процесс ЦНС – тремор, судороги, парестезия, менингиальные симптомы, заторможенность или наоборот возбуждение. В тяжёлых случаях развивается отёк мозга, энцефалит.

В целях личной профилактики необходимо помнить следующее:

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 апреля 2019 года N 13

О проведении тренировочного учения по особо опасным инфекциям

1. Организовать и провести 4 июня 2019 года областное организационно-методическое тренировочное учение на тему: "Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного на заболевание) бубонной чумой на территории г. Рязани. Отработка межведомственного взаимодействия по локализации и ликвидации очага бубонной чумы на территории г. Рязани".

2.1. Список органов и учреждений - участников областного организационно-методического тренировочного учения (приложение 1).

2.2. Список ответственных лиц за подготовку областного организационно-методического тренировочного учения (приложение 2).

2.3. "Легенду" учения (приложение 3).

3. Министру здравоохранения Рязанской области Прилуцкому А.А. обеспечить:

3.1. условия (помещения) проведения областного организационно-методического тренировочного учения на базе государственных медицинских учреждений - участников учения (приложение 1).

3.2. разработку и представление в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области (epidotdel2012@yandex.ru) медицинскими организациями-участниками учения в срок до 30.04.2019 алгоритмов действия при получении информации о выявлении больного (подозрительного на заболевание) бубонной чумой сотрудника "передвижного" зоопарка в соответствии с "легендой" учения (приложение 3).

3.3. Организацию и проведение подведомственными медицинскими организациями, не принимающими участие в областном тренировочном учении, занятия-семинара по клинике, диагностике, эпидемиологии чумы, алгоритмов действия в случае выявления больного (подозрительного на заболевание) чумой с отработкой практических навыков по забору клинического материала, порядка надевания и снятия противочумных костюмов и др.

4. Заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по Рязанской области Акимовой И.А. обеспечить взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения Рязанской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области", Главным управлением ветеринарии Рязанской области, другими ведомствами по подготовке к проведению областного организационно-методического тренировочного учения.

5. Начальникам структурных подразделений Управления Роспотребнадзора по Рязанской области (Котова И.Н., Шнейдер С.В.) разработать и согласовать с участниками областного организационно-методического тренировочного учения в срок до 24.05.2019 программу проведения учения.

6. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области" Паненковой Е.А.

6.1. Организовать работу спецформирований в очаге ООИ.

6.2.1. Готовность специалистов лаборатории исследований ООИ к обеспечению контроля за медицинскими организациями в части забора клинического материала от больного (подозрительного на заболевание) для проведения общих клинико-лабораторных исследований (общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови) и забора клинического материала для перенаправления в Референс-центр.

6.2.2. Взаимодействие с Референс-центром в установленном порядке при перенаправлении клинического материала от больного (подозрительного на заболевание) для проведения исследований на чуму.

7. Начальнику Главного управления ветеринарии Рязанской области Балакиреву М.А. обеспечить:

7.1. Участие в областном организационно-методическом тренировочном учении специалистов подведомственных органов и учреждений.

7.2.1. Алгоритма действия подведомственных органов и учреждений при получении информации о выявлении больного (подозрительного на заболевание) бубонной чумой сотрудника "передвижного" зоопарка в соответствии с "легендой" учения (приложение 3).

7.2.2. Плана мероприятий по ликвидации условного очага ООИ в соответствии с "легендой" учения (приложение 3).

8. Управлению Роспотребнадзора по Рязанской области организовать в 11 часов 6 июня 2019 года подведение итогов областного организационно-методического тренировочного учения с приглашением участников.

9. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Рязанской области принять участие в подготовке и проведении в мае - июне 2019 г. в государственных медицинских организациях по зоне обслуживания занятий-семинаров по вопросу профилактики чумы.

8. Контроль за подготовкой и проведением областного организационно-методического тренировочного учения по ООИ оставляю за собой.

СПИСОК ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ - УЧАСТНИКОВ ОБЛАСТНОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО УЧЕНИЯ НА ТЕМУ: "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ БОЛЬНОГО (ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО НА ЗАБОЛЕВАНИЕ) БУБОННОЙ ЧУМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ Г. РЯЗАНИ. ОТРАБОТКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГА БУБОННОЙ ЧУМЫ НА ТЕРРИТОРИИ Г. РЯЗАНИ"

1. Управление Роспотребнадзора по Рязанской области

2. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области"

3. Министерство здравоохранения Рязанской области

4. ГБУ РО "Областная клиническая больница им. Н.А.Семашко"

5. ГБУ РО "Городская клиническая больница N 11"

6. ГБУ РО "Городская клиническая станция скорой медицинской помощи"

7. ГБУ РО "Городская клиническая больница N 10"

8. ГБУ РО "Городская детская поликлиника N 6"

9. Главное управление ветеринарии Рязанской области

10. Администрация г. Рязани (по согласованию)

11. Главное управление министерства чрезвычайных ситуаций России по Рязанской области (условно)

12. Управление Министерства внутренних дел России по Рязанской области (условно)

СПИСОК ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ ЗА ПОДГОТОВКУ ОБЛАСТНОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО УЧЕНИЯ НА ТЕМУ: "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ БОЛЬНОГО (ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО НА ЗАБОЛЕВАНИЕ) БУБОННОЙ ЧУМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ Г. РЯЗАНИ. ОТРАБОТКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГА БУБОННОЙ ЧУМЫ НА ТЕРРИТОРИИ Г. РЯЗАНИ"

3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ

Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Дата введения 2009-11-01

1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.Б.Ежлова, Н.Д.Пакскина); ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"" (В.В.Кутырев, А.В.Топорков, В.П.Топорков, Л.Н.Дмитриева, С.А.Бугоркова); ФГУЗ "Противочумный центр Роспотребнадзора" (В.Е.Безсмертный, Ю.М.Федоров, С.М.Иванова, К.С.Фонарева); ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" (Ю.М.Ломов, Э.А.Москвитина, В.И.Прометной, Ю.М.Пухов, Н.Л.Пичурина, И.В.Рыжко, Р.И.Цураева); ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" (Т.И.Инокентьева, Е.И.Андаев, А.С.Марамович, С.А.Косилко, Г.А.Воронова); ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" (А.Н.Куличенко, О.В.Малецкая, А.П.Бейер, С.М.Кальной, Т.В.Харченко, Г.М.Грижебовский, Г.К.Исмаилова).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 17 сентября 2009 г.

4. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 ноября 2009 г.

КВГЛ - контагиозные вирусные геморрагические лихорадки

ТОРС - тяжелый острый респираторный синдром

КГЛ - Крымская геморрагическая лихорадка

ОКИ - острые кишечные инфекции

ООИ - особо опасные инфекции

Болезнь - инфекционная (паразитарная) болезнь, вызывающая чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

СПК - санитарно-противоэпидемическая комиссия

ПЧУ - противочумные учреждения

ПЦР - полимеразная цепная реакция

СП - санитарно-эпидемиологические правила

СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада

ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения

ФАП - фельдшерско-акушерский пункт

ФП - фельдшерский пункт

ФГУЗ - Федеральное государственное учреждение здравоохранения

ЦГиЭ - Центр гигиены и эпидемиологии

Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Минздравсоцразвития России

ПАО - патолого-анатомическое отделение

БСМЭ - бюро судебно-медицинской экспертизы

СКП - санитарно-карантинный пункт

ПСКП - пограничный санитарно-карантинный пункт

1. Область применения

1.1. В методических указаниях приведены материалы по инфекционным болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации: клинико-эпидемиологическая характеристика отдельных нозологических форм, действия медицинского персонала при выявлении больного (трупа), схемы информации и оповещения, лечения и экстренной профилактики, комплектование укладок, правила забора и транспортирования материала, применение средств индивидуальной защиты, режимы обеззараживания различных объектов, зараженных патогенными микроорганизмами.

1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, специалистов противочумных учреждений, органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений.

1.3. Методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации территориальными органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и рекомендованы к исполнению лечебно-профилактическими учреждениями.

2. Нормативные ссылки:

2.1. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2007, N 1, ст.29).

2.4. СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".

2.5. СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".

2.6. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости".

2.7. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих".

2.8. Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

2.9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, Женева, 1995 г. (МКБ-10, Женева, 1995).

2.10. СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)".

2.11. СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I-IV групп патогенности".

* На территории Российской Федерации действуют СП 3.1.7.2492-09. - Примечание изготовителя базы данных.

2.13. СП 3.1.084-96, ВП 13.34.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных".

2.14. СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарной заболеваемости на территории Российской Федерации".

2.15. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний".

2.16. СП 3.1.1.2343-08 "Профилактика полиомиелита".

2.17. СП 3.1.2.2156-06* "Профилактика менингококковой инфекции".

* Действуют СП 3.1.2.2512-09. - Примечание изготовителя базы данных.

2.18. СП 3.1.2260-07 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования материалов, инфицированных или потенциально инфицированных диким полиовирусом".

2.19. МУ 1.3.1877-04 "Порядок сбора, упаковки, хранения, транспортирования и проведения лабораторного анализа биологического материала от больных (и умерших) пациентов с подозрением на тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)".

2.20. МУ 3.1.1.2232-07 "Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности учреждений на случай возникновения очага холеры".

2.22. Руководство по профилактике чумы. Саратов, 1992.

2.23. Руководство по клинике, диагностике и лечению опасных инфекционных болезней. Москва, 1994.

3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории

Кроме того, имеет значение также выявление неэндемичных для данной местности инфекций невыясненной этиологии с необычно высокими показателями заболеваемости и летальности.

На указанный перечень инфекционных болезней распространяется организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание.

Общие сведения об инфекционных болезнях, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения представлены в прилож.1.

4. Порядок планирования мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Комплексные планы должны быть согласованы со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и утверждены (1 раз в каждые 5 лет) главой администрации (правительства) соответствующей территории, коррективы вносятся ежегодно. Планы разрабатывают по разделам: 1) организационные мероприятия; 2) подготовка кадров; 3) профилактические мероприятия; 4) противоэпидемические мероприятия.

В комплексных планах должны быть предусмотрены следующие основные вопросы:

определение персонального состава межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) и медицинского противоэпидемического штаба;

порядок информации о выявленном больном вышестоящих органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органов управления здравоохранением, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (прилож.2);

определение учреждения, осуществляющего транспортирование больных в стационар;

выделение консультантов (инфекциониста, эпидемиолога, бактериолога или вирусолога) из числа наиболее квалифицированных специалистов;

выделение, освобождение и перепрофилирование помещений для специализированной и провизорной госпитализации больных, изоляции контактировавших, для развертывания обсерваторов в случае введения карантина;

Читайте также: