Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях у детей

Обновлено: 17.04.2024

Теоретическое занятие (лекция) №23

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Преподаватель Чехо О.И.

Тема Сестринский уход при ОРВИ у детей.

ОРВИ (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция. Источник, пути передачи. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика

Опорный конспект

Инфекции дыхательных путей – это острые инфекционные заболевания, возникающие вследствие попадания инфекционных агентов с помощью аэрогенного механизма заражения. Заболевания контагиозны, они поражают отделы дыхательной системы как первично, так и вторично, сопровождающиеся воспалительными явлениями и характерными клиническими симптомами. К инфекциям верхних дыхательных путей относятся в первую очередь те, которые локализуются в структурах, расположенных выше гортани.

Источником инфекции является больной человек.

Вероятность заболеть при контакте с вирусом связана с двумя очень важными параметрами:

• Концентрация вируса в воздухе.

• Активность вирусов. Оба этих параметра главным образом связаны с характеристиками воздуха, которым мы дышим. Высокую концентрацию вируса в воздухе можно создать только в помещениях.

ГРИПП

Инкубационный период при гриппе - от 12-48 часов до двух суток (редко 72 ч).

Чем больше доза и токсичность вируса, тем тяжелее заболевание и короче инкубационный период.

В течение первых двух суток развивается картина инфекционного токсикоза: повышается температура тела до 39°-С40°С, наблюдается беспокойство, адинамия, сильная головная боль, нарушение сна, нередко бред, галлюцинации. Иногда интенсивность головной боли делает этот симптом ведущим.

Характерная локализация головной боли в лобно-теменных отделах головы и ее интенсивность являются важным дифференциально-диагностическим признаком.

Для гриппа характерны боль в глазных яблоках, животе, пояснице. Возможна сильная слабость, тошнота, рвота. На фоне интоксикации может быть дисфункция кишечника.

При тяжелой форме гриппа наблюдаются симптомы нейротоксикоза: потеря сознания, кратковременные судороги и менингеальные симптомы.

В результате повышения проницаемости сосудов и гемодинамических расстройств возможны прявления геморрагического синдрома: носовые кровотечения, мелкая геморрагическая сыпь на коже лица, шеи, верхней половины туловища и слизистых, развитие отека головного мозга, отека легких, ДВС-синдрома.

Симптомы поражения верхних дыхательных путей появляются, как правило, на 1-2 дня позже начала общетоксических симптомов и выражены скудно: заложенность носа, незначительные слизисто-серозные выделения, сухой мучительный кашель, боль за грудиной(трахеит). В зеве яркая гиперемия, легкая отечность дужек и язычка, мелкая зернистость задней стенки глотки.

Течение неосложненного гриппа 5-7 дней. Температурная реакция длится не более 4-5 дней.

Осложнения со стороны легких представляют наибольшую опасность для ослабленных лиц, страдающих хроническими сердечнососудистыми заболеваниями. Второе место по частоте занимают осложнения со стороны ЛОР- органов (синуситы, отиты, фолликулярные и лакунарные ангины), пиелонефрит, цистит, холангиты.

Клинические особенности гриппа у новорожденных и детей первого года жизни.

Характерно постепенное начало, с незначительного подъема температуры, симптомы интоксикации выражены умеренно, отмечается бледность кожных покровов, отказ от груди, может быть повторная рвота и снижение веса. Катаральные явления в виде "сопения", кашля. Характерно тяжелое течение заболевания за счет бактериальных осложнений в виде отита, пневмонии. Летальность в 3 раза выше, чем у детей старшего возраста.

Клинические особенности гриппа у детей в возрасте от1 до 3 лет.

Грипп протекает особенно тяжело с выраженными симптомами интоксикации, развитием нейротоксического и менингоэнцефалического синдромов. Катаральные симптомы со стороны верхних дыхательных путей выражены слабо.

Часто поражение нижних дыхательных путей: стенозирующий ларинготрахеит, обструктивный бронхит, пневмония.

Бактериальные осложнения: гнойный отит, синусит, пневмония.

ПАРАГРИППОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Острое респираторное вирусное заболевание, вызываемое вирусами парагриппа характеризуется явлениями интоксикации и катаральным синдромом и протекает преимущественно по типу ринофаринголарингита, ларингита. Парагриппозная инфекция наблюдается круглый год с сезонными подъемами заболеваемости.

Инкубационный период в среднем 3-4 дня.

Парагрипп имеет подострое начало, симптомы заболевания нарастают ко 2-3-му дню болезни, однако возможно и острое начало болезни. Заболевание начинается общим недомоганием, повышением температуры, незначительной головной болью, заложенностью носа, сухим кашлем. Температура тела повышается постепенно и колеблется от субфебрильных до высоких цифр, причем повышение температуры выше 39°С отмечено у трети больных. Максимальный подъем лихорадки па второй день болезни наблюдается у половины больных, однако в ряде случаев он может быть как в первый, так и третий и более поздние дни болезни. Продолжается лихорадка от 1 до 9 и более дней. У больных наблюдается озноб или, чаще, познабливание, которое может повторяться в первые 2-3 дня болезни. Боли в мышцах, ломота, недомогание наблюдаются примерно у половины больных.

Синдром интоксикации умеренный, его интенсивность нарастает к 3-му дню болезни, а продолжительность составляет от 1 до б и более дней.

АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

ОРВИ аденовирусной этиологии характеризуется выраженным катаральным синдромом в виде ринита, фарингита, тонзилита, катарального конъюнктивита и симптомами интоксикации. Удельный вес аденовирусных заболеваний среди ОРЗ у взрослых колеблется от 2 до 15%.

Инкубационный период чаще 5-6 дней, реже 9-11 дней.

Характерно острое начало заболевания с подъемом температуры и появлением симптомов интоксикации.

Продромальный период продолжительностью до 3 сут наблюдается у 30 % больных и проявляется недомоганием, кашлем, насморком, болями в горле.

ДИАГНОСТИКА

-Экспресс-метод иммунофлюоресценции обнаружения вируса гриппа

-Серологические методы (РТГА, РСК).

Диагностическим считается нарастание титра АТ в 4 и более раз -ОАК, ОАМ, биохимический анализ крови (С-реактивный белок, глюкоза крови) -ЭКГ по показаниям -Рентгенограмма органов грудной полости, пазух носа по показаниям

ЛЕЧЕНИЕ

Больные тяжелыми и осложненными формами лечатся в инфекционных отделениях.

Этиотропная терапия противовирусными препаратами (арбидол, виферон, кипферон, циклоферон), при гриппе противогриппозный иммуноглобулин

Патогенетическая терапия включает:

-Антигистаминные препараты: супрастин, фенистил

-Антибактериальные препараты при развитии осложнений либо детям с сопутствующими хроническими заболеваниями (цефалоспорины, макролиды)

Дезинтоксикационная терапия глюкозо-солевыми растворами Препараты с антипротеазной (контрикал, гордокс) и антиоксидантной (вит.С, олифен) активностью

-Жаропонижающие средства: парацетомол, нурофен.

При "белой" в литическую смесь. При "красной" применяют физические методы охлаждения. гипертермии. -

-Муколитики и отхаркивающие средства: амброксол, бромгексин

-При выраженной заложенности носа - сосудосуживающие капли 5-6 дней

-Для уменьшения проницаемости сосудистой стенки используют аскорбиновую кислоту, препараты кальция, рутин.

Профилактика.

Основана на комплексном подходе и включают специфическую вакцинопрофилактику (грипп).

сокращение контактов детей грудного и раннего возраста, особенно в сезоны повышения респираторной заболеваемости: сокращение использования городского транспорта, удлинение времени прогулок, мытье рук членами семьи с ОРВИ.

Закаливание детей, если и не предупреждает ОРВИ полностью, способствует более легкому их течению.

Физическое воспитание, рефлексопрофилактика (самомассаж), полоскание горла прохладной водой, сон с открытыми окнами, фрамугами. Водные процедуры (купание в ванных, бассейнах) также способствуют общему закаливанию и профилактике ОРВИ.

Частые прогулки на свежем воздухе, занятия спортом (плавание, лыжи, коньки, легкая атлетика и др.) являются хорошими помощниками в комплексе профилактики ОРВИ и гриппа.

Для иммунокоррекции применяют: витамины и пищевые добавки, содержащие витамины и жизненно важные микроэлементы, адаптогены растительного происхождения. Наиболее широко применяют витамины в возрастных дозировках. Их принимают курсами в течение 20–30 дней 2–3 раза в день после еды.

УХОД ПРИ ОРВИ

-на время лихорадки рекомендуется постельный режим

-Организовать масочный режим

-Влажная уборка и проветривание помещений

-Обильное теплое витаминизированное питье (морс, настой шиповника). Дробно, небольшими объемами, постоянно в течение дня

-Диета щадящая, предпочтение молочно-растительному питанию, в рацион добавляют фрукты. Увеличивают число кормлений с уменьшением разового объема. Насильно не кормить!

-Своевременная смена постельного и нательного белья

-Ежедневно протирать кожу ребенка полотенцем, смоченным водой

-Тщательный уход за слизистыми полости рта, носа, глаз

-При насморке кожу вокруг носа обрабатывать маслом. Маленьким детям необходимо удалять содержимое из носа резиновой грушей или эл.отсосом. Особенно важно для грудных детей, т.к. нарушенние носового дыхания мешает им сосать. Они отказываются от еды и быстро теряют в весе.

-Организовать правильный режим дня с удлинением сна и обязательным дневным сном

В данном пособии представлены алгоритмы сестринского ухода и противоэпидемические мероприятия с иллюстративным материалом. Данное пособие может помочь студентам к подготовке к занятиям по данной теме.

ВложениеРазмер
posobie_po_pediatrii.doc 1.08 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 4. МДК 02.01 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

Рабочая тетрадь составлена для студентов 4 курса специальности 060501 Сестринское дело для организации работ по прохождению учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн.


Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело

В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче.


Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания.

Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий по профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия МДК 2.1.3 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях Специальности 34.02.01. Сестринское дело Тема: Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции, клинические прояв


Методическая разработка практического занятия "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях"

Методическая разработка практического занятия "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях" ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах 34.02.01 Сестринское д.


Методическая разработка практического занятия на тему: Сестринский уход при менингококковой инфекции

В последние годы отмечается повышенная заболеваемость менингококковой инфекцией, особенно среди детей. Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в том числе и в таких тя.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

для самостоятельной работы студентов

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях и состояниях

Раздел 02.01.03 Сестринская помощь пациентам детского возраста

Организация сестринского ухода за детьми при детских инфекционных заболеваниях

Салехард, 2021 г

РАССМОТРЕН И ОДОБРЕН

на заседании методической кафедры

Заведующий методической кафедрой: ________________________/Докучаева И.Д./

Дорожная карта составлена преподавателем: Жукивской Е.А.

Пояснительная записка

Кейс для прохождения учебной практики по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях и состояниях Раздел 02.01.03 Сестринская помощь пациентам детского возраста в организации сестринского ухода за детьми при заболеваниях в раннем возрасте в условиях стационара составлен в соответствии ФГОС к уровню подготовки выпускников по специальности сестринское уход в педиатрии.

Структура и содержание учебной практики специальность 34.02.01 Сестринское дело ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях и состояниях Раздел 02.01.03 Сестринская помощь пациентам детского возраста при организации сестринского ухода за детьми при заболеваниях в раннем возрасте в условиях детской поликлинике

Выполни решение:

Решите ситуационные задачи

Заполните дифференциальные таблицы

Ответьте на вопросы в таблице

Заполните сводную таблицу, используя тезисы

Составить план действий при неотложных состояниях

Выполните задания, завершив предложение

Препараты, используемые в неотложной помощи при анафилаксии

Выпишите лекарственные средства на латинском языке

План работы с кейсом № 5-6:

1. Корь – определение, возбудитель, механизм развития, пути передачи. Клинические проявления кори в различные периоды, характерные признаки, характер высыпаний, осложнения. Особенности организации ухода и лечения при кори. Организация противоэпидемических мероприятий. Неспецифическая и специфическая профилактика кори.

2. Краснуха – определение, возбудитель, механизм развития, пути передачи. Врожденная и приобретенная краснуха. Клиника. Характер высыпаний. Организация ухода и лечения. Организация противоэпидемических мероприятий. Специфическая и неспецифическая профилактика краснухи

3. Эпидемический паротит: определение, возбудитель, механизм развития, пути передачи. Клинические проявления эпидемического паротита , характерные признаки, формы. Возможные осложнения. Особенности организации ухода и лечения при эпидемическом паротите. Организация противоэпидемических мероприятий. Неспецифическая и специфическая профилактика эпидемического паротита.

4. Ветряная оспа – определение, возбудитель, механизм развития, пути передачи. Клиника. Характер высыпаний. Принципы лечения и организация ухода. Противоэпидемические мероприятия. Специфическая и неспецифическая профилактика ветряной оспы.

5. Коклюш: определение, возбудитель, источник инфекции, пути передачи. Клиника. Периоды болезни. Характеристика приступа спазматического кашля. Особенности этого периода у детей первого года жизни. Осложнения. Методы диагностики. Принципы лечения и особенности организации ухода при коклюше. Особенности противоэпидемического режима и мероприятий в очаге инфекции. Специфическая и неспецифическая профилактика коклюша.

6. Скарлатина – определение, возбудитель, источник инфекции, пути передачи. Клиника. Характер высыпаний. Осложнения заболевания. Принципы лечения и особенности организации ухода при скарлатине. Противоэпидемический режим и мероприятия в очаге.

7. Дифтерия: определение, возбудитель, механизм развития и пути передачи. Клинические проявления дифтерии в зависимости от локализации патологического процесса. Дифтерия зева как наиболее частая локализация заболевания, её формы. Дифтерийный круп, стадии его развития. Оказание неотложной помощи при развитии истинного крупа. Принципы лечения и особенности организации ухода при дифтерии: роль своевременного введения антитоксической противодифтерийной сыворотки. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Неспецифическая и специфическая профилактика дифтерии.

8. Острые кишечные инфекции (ОКИ) определение, возбудители, механизм развития болезни, пути передачи. Основные клинические симптомы бактериальных (дизентерии, сальмонеллеза, эшерихиозов) и вирусных (ротавирусных, энтеровирусных) кишечных инфекций. Клинические признаки и степени тяжести токсикоза с эксикозом. Принципы лечения. Способы проведения регидратации. П рофилактика острых расстройств пищеварения у детей.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии

Тема: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело

Рассмотрено на заседании

Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей

______________________ Степанова А.В.

Автор-составитель: преподаватель Кудлаенко И.А.

Пояснительная записка

Методическая разработка составлена для преподавателя с целью формирования умений по данной теме.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

У 2 - осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

У 3 - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

У 4 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

У 5 - вести утвержденную медицинскую документацию.

3 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;

З 2 - пути введения лекарственных препаратов;

З 3 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 2.1-2.2 ПК 2.4 - 2.6

Методы и формы, используемые на занятии: применяются элементы кейс технологии при работе в малых группах

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Осуществление сестринского ухода за детьми при инфекционных заболеваниях

Место проведения: кабинет пропедевтики клинических дисциплин, лечения пациентов детского возраста, сестринского ухода в педиатрии

Продолжительность проведения занятия: 270 минут

Мотивация темы: навыки, приобретенные при отработке умений по данной теме, являются основой для формирования ПК.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем при инфекционных заболеваниях у детей; организацию и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей; пути введения лекарственных препаратов; правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

- уметь готовить пациентку к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход при инфекционных заболеваниях у детей; консультировать родителей по применению лекарственных средств; осуществлять фармакотерапию по назначению врача; вести утвержденную медицинскую документацию.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

З 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

З 2 - пути введения лекарственных препаратов;

З 3 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

студент должен уметь:

У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

У 2 - осуществлять сестринский уход при инфекционных заболеваниях у детей

У 3 - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

У 4 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

У 5 - вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;

ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения;

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию;

Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция:

Методическое обеспечение занятия: Медицинская документация: лист наблюдения, температурный лист, лист назначений, сестринская история болезни. Карточки с задачами и тестовыми вопросами.

Материально-техническое обеспечение занятия:

термометр медицинский (ртутный, электронный или другой, разрешенный к применению);

кушетка (при измерении температуры в положении лежа) или стул (при измерении температуры в положении сидя);

салфетки марлевые однократного применения;

пинцет или ножницы нестерильные;

спирт этиловый 70% (или другой кожный антисептик);

лоток для использованного материала;

шприц одноразовый емкостью от 5 до 10мл;

подушечка из непромокаемого материала;

пилочка (для открытия ампул);

стерильные ватные шарики;

пилочка (для открытия ампул);

непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б;

емкости для дезинфекции, не прокалываемый контейнер;

секундомер (или часы с секундной стрелкой);

ручка с красным стержнем;

сестринская история болезни;

резиновый баллончик (№ 3) с наконечником;

емкость с водой комнатной температуры (20-22 0 С);

Перечень литературы:

Основная: Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014

Дополнительная: Сестринское дело в педиатрии. Практикум. В.Д. Тульчинская, Ростов 2015

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию

Исходное тестирование позволяет определить уровень подготовки обучающихся и помогает скорректировать проведение предстоящего занятия.

На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы сайта Moodle

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 2

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы собственной деятельности

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; 3; 12 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.6 (приложение №2)

Цель - сформировать умения У 1 – У 5

Выполнение студентами проблемно-ситуационных задач

реализация ОК 13 (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений реализация

ОК 4; ОК5 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные умения

Индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала

Перечислите причины клинических проявлений, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями

1. Выберите правильный ответ

Основной механизм заражения при кишечных инфекциях

2. Выберите правильный ответ

Специфические методы профилактики инфекционных болезней

Б. прием антибиотиков

3. Выберите правильный ответ

В очаге инфекции в присутствии больного проводится дезинфекция

4. Выберите правильный ответ

Ветряная оспа относится к группе

А. кишечных инфекций

Б. воздушно-капельных инфекций

В. трансмиссивных инфекций

Г. бактериальных инфекций

5. Выберите правильный ответ

Источник инфекции при ветряной оспе

Б. больной человек

6. Выберите правильный ответ

Строгий постельный режим может быть показан при

7. Выберите правильный ответ

Менингиальный симптом - это

А. симптом Бабинского

Б. симптом "свисающей головы"

В. ригидность мышц затылка

Г. симптом Вассермана

8. Выберите правильный ответ

Самая эффективная профилактика краснухи, кори, эпидемического паротита

А. изоляция больного

В. активная иммунизация (прививки)

Г. влажная уборка

9. Выберите правильный ответ

Изоляция больного краснухой от начала появления сыпи (в днях)

10. Выберите правильный ответ

Эпидемический паротит характеризуется поражением

А. органов кроветворения

Б. костной системы

В. связочного аппарата

Г. слюнных желез

11. Выберите правильный ответ

В-гемолитический стрептококк группы А является возбудителем

Б. ветряной оспы

12. Выберите правильный ответ

Ангина – типичный признак

А. ветряной оспы

13. Выберите правильный ответ

Характерная локализация пятен Бельского-Филатова-Коплика при кори на слизистой

В. половых органах девочек

14. Выберите правильный ответ

Изоляция больного с эпидемическим паротитом от начала заболевания на (в днях)


1. Двойников С.И., Жилина Л.С. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ - инфекции и эпидемиологии: Учебное пособие. - М.: АНМИ, 2012. - 284 с.

2. Детские болезни: Учебник /Под ред. А.А. Баранова и Г.А. Лыскиной/. - М.: Медицина, 2010. год 529 - 535 с.

3. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Оценка эффективности деятельности нефрологического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения [Журнал] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - М.: Медицина, 2014 г. - № 1. С. 29-32.

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром - диарейный.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них 28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо - физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

Читайте также: