Сестринская помощь при острой гнойной хирургической инфекции

Обновлено: 18.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Методическая разработка занятия № 3

преподаватель: Димакова Галина Леонидовна

ЦК ПМ специальности

Сестринское дело

Председатель ЦК ПМ

Димакова, Г.Л. «Сестринское дело в хирургии, онкологии. Сестринский уход

Методическая разработка занятия состоит из нескольких заданий, что позволяет студентам самостоятельно оценить свой исходный уровень знаний, изучить теоретические разделы и самостоятельно проконтролировать усвоение материала по данной теме, а затем применить данные знания в практике.

Содержание данной методической разработки помогает создать условия для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.

Использование ИКТ на занятии повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к занятию, позволяет рационально использовать рабочее время преподавателя и студентов, даёт возможность обучающимся самим оценить свои знания и умения .

© Димакова Г.Л., 2018

Пояснительная записка

При изучении данной темы основное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности в работе с новорожденными.

Образовательная цель занятия : формирование у мений решать ситуационные задачи, связанные с оказанием помощи при местной хирургической инфекции.

Развивающие цели: р азвитие умений сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: в оспитание чувства гордости за избранную профессию, ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.

Методическая цель занятия: р аскрытие возможностей реализации междисциплинарных связей на занятиях Сестринский уход в хирургии, онкологии с использованием ИК - технологий.

Методы и приемы:

- Репродуктивный (выполнение заданий по алгоритму) ;

- Интерактивный ( взаимодействие обучающихся с преподавателем, друг с другом, с компьютером );

- Практический (решение задач);

- Дифференцированный - обучение в одной группе обучающихся с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности студента как индивидуальности ) .

Оснащение занятия : Фантом верхней конечности, стерильный инструментальный столь, операционное белье, резиновые перчатки; шприц с инъекционной иглой, шприц с тупой иглой, цапки бельевые; скальпель, ранорасширители, ножницы, зажимы, пинцеты, корнцанги, зонды пуговчатые и желобоватые, плоские резиновые или трубчатые дренажи; 0,5% раствор новокаина, растворы антисептиков, 3% раствор перекиси водорода, спирт этиловый 70. Биксы, крафт-пакеты, пакеты пик–пак, простыни, пеленки, операционные халаты, клеенки, перчатки, марлевые салфетки, марлевые шарики, турунды, жидкое мыло для гигиенической обработки рук, антисептик для рук, хирургические инструменты.

Тип занятия: комплексное применение умений, знаний и навыков.

Деятельность обучающихся:

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Использование элементов информационных и личностно-ориентированных технологий является одним из способов оптимизации учебного занятия за счет создания условий для организации продуктивной самостоятельной деятельности студентов , осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении.

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

ВложениеРазмер
metodichka..doc 723.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.

по теме: «Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4

Председатель ЦК _____________/М.Е.Конышева /

Методист ГОУ СПО МК №4

Заместитель Главного врача Детской городской

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО

преподаватель высшей квалификационной категории.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Таким образом, студент и преподаватель могут выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия со студентами III курса по дисциплине "Сестринское дело в хирургии", в лекционном кабинете.

При использовании данного пособия преподаватель может выбирать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

Материалы методической разработки теоретического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

Для закрепления знаний используются ситуационные задачи.

Для итогового контроля используется контрольное тестирование.

Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Цель создания методической разработки

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

2. Методический блок:

- рекомендации по работе с методической разработкой

- место проведения занятия, оснащение

- домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- хронологическая карта занятия

3. Информационный блок

4. Материалы лекции (раздаточный материал для студентов)

- опорный конспект лекции

- принципы сестринской помощи при хирургической инфекции

- охрана труда медицинской сестры

5. Блок контроля

Контроль исходного уровня знаний

- задание №2. Ситуационные задачи

- задание №3. Тестовые задания

К концу первых суток жизни ребенок уже заселен 12 видами бактерий. На третий – седьмой день они проникают в его кишечник. По мере дальнейшего взросления ребенка его микробное население быстро растет. В организме взрослого человека оно представлено уже сотнями видов, численность которых достигает астрономических цифр.

К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Специалисты подсчитали, что общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет около двух килограммов.

А ведь есть еще вирусы, болезнетворные грибки, простейшие . Они так же постоянно изменяются, становятся более патогенными. Сколько их попадает к нам вместе с пищей, дыханием, через грязные руки, во время сестринских и врачебных манипуляций .

Но к счастью, природа вооружила нас "внутренними войсками" - иммунной системой.

Но если иммунитет ослаблен - тогда болезни следуют одна за другой, не помогают даже лекарства…

по работе с методической разработкой .

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Вид занятия: теоретическое ( с элементами беседы), первое занятие.

Количество часов: 2 часа.

Сформировать у студентов представление о различных видах хирургической инфекции.

Для достижения поставленной цели студенты должны знать:

  1. определение хирургической инфекции;
  1. пути проникновения инфекции;
  1. виды хирургической инфекции;
  1. местные и общие признаки хирургической инфекции;
  1. отдельные виды хирургической инфекции;
  1. принципы лечения;
  1. особенности сестринской помощи при наблюдении и уходе за пациентами;
  1. принципы профилактики хирургической инфекции.

Преподаватель в ходе занятия формирует у студентов знания и умения: мыслить, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы самостоятельно, творчески подходить к решению профессиональных проблем, вырабатывать коллективное мышление.

Преподаватель в ходе занятия освещает вопросы сестринской помощи при хирургической инфекции, способствует формированию внимательного,

доброжелательного отношения к пациентам с данной патологией,

способствует воспитанию чувства ответственности и долга, соблюдению этики и деонтологии при профессиональном общении.

Хирургическую инфекцию определяют как процесс внедрения и развития

Успехи антибиотикотерапии на первых этапах позволили считать проблему хирургической инфекции разрешенной. Однако, гнойные заболевания остаются одной из самых трудных и актуальных проблем хирургии. Распространенность составляет более 1/3 всех хирургических больных. Увеличению антибиотикорезистентных штаммов во многом способствует нерациональное использование антибиотиков, применение препаратов в малых дозах, краткосрочные курсы антибиотикотерапии.

Среди всех инфекционных осложнений, развивающихся у хирургических пациентов, на долю инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ) приходится около 40%, две трети из них связаны с областью операционного разреза и одна треть – затрагивает орган или полость. Развитие ИОХВ приводит к увеличению сроков госпитализации в среднем на 1 неделю и повышает стоимость лечения на 10-20% . Поэтому, профилактика ИОХВ в послеоперационном периоде является одной из актуальных проблем современной хирургии.

Актуальными остаются проблемы профилактики хирургической инфекции в связи с низким санитарно-гигиеническим образованием большинства населения; низким уровнем соблюдения правил профилактики хирургической инфекции в медицинских учреждениях (внутрибольничная инфекция, осложнения после сестринских и врачебных манипуляций) и т.д.

В связи с этим значительно изменилась клиническая картина заболеваний, участились случаи перехода острых форм в хронические, чаще стали наблюдаться рецидивы гнойной хирургической инфекции.

Неблагоприятные условия жизни человека ( экология, нерациональное питание, стресс и т.д.), увеличение числа людей с хроническими заболеваниями, ведут к ослаблению защитных сил организма с одной стороны. С другой стороны микрофлора легко приспосабливается к неблагоприятным условиям внешней среды, к новым лекарственным препаратам. Вследствие чего значительная часть хирургических болезней является результатом взаимодействия организма человека и микроорганизмов. Знание: - путей проникновения инфекции; - основных заболеваний острой и хронической хирургической инфекции (этиологии, патогенеза, клинической картины, принципов оказания медицинской помощи на всех этапах); - принципов организации работы медицинского персонала по профилактике хирургической инфекции; - принципов сестринской помощи больным с хирургической инфекцией; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника. Что позволит своевременно диагностировать хирургическую инфекцию, адекватно оказать на всех этапах медицинскую помощь больным с данной патологией, чётко организовать свою работу по предотвращению развития инфекции, что в целом позволяет уменьшить число тяжёлых больных, летальных исходов.

Сестринский процесс при уходе за пациентом с гнойной хирургической инфекцией состоит из пяти этапов: осмотр медсестры, выявление проблем пациента, планирование и реализация плана сестринского ухода, оценка реализации плана медсестры [10, 11, 12, 21].

Осмотр медсестры и оценка состояния пациента: медсестра обращает внимание при осмотре на местные изменения, вызванные воспалением тканей: гиперемию, отек, боль, местную лихорадку. Он также определяет наличие боли, дискомфорта, оценивает цвет кожи и видимых слизистых оболочек и изменяет функции органов в связи с наличием данного заболевания. Медсестра спрашивает пациента о первых симптомах болезни и других проблемах со здоровьем. Медсестра устанавливает и регистрирует основные показатели (температуру тела, частоту сердечных сокращений и дыхания, сердечные тоны, параметры артериального давления) для определения общего состояния больного, выявляет желание лечиться в стационаре, уровень тревожности, наличие плохого настроения.

При гнойных хирургических инфекциях чаще всего возникают жалобы на боли в области очага воспаления, ослабление двигательной или иной функции больной части тела, отеки, повышение температуры, нарушение аппетита, сна. Часто больные жалуются на головные боли, лихорадку, озноб, потливость, нарушения функции кишечника – задержку стула и газов.

Для диагностики заболевания важно установить точную локализацию болей, время их возникновения, характер и интенсивность. Так, например, постоянная и нарастающая боль характерна для многих воспалительных заболеваний. Иногда боль пульсирующая, тянущая, что характерно для панариция. Интенсивность болей зависит от характера, степени развития и расположения воспалительного очага, а также индивидуальных особенностей больного.

При сборе анамнеза необходимо интересоваться температурой тела больного и колебания с начала возникновения болезни. Важно знать, сопровождалось ли повышение температуры другими распространенными болезненными явлениями – головной болью, потерей аппетита, ознобом и т.

При наличии жалоб или объективных признаков больного следует расспросить о деятельности различных органов и систем организма. Необходимо выяснить, как, внезапно или постепенно, и когда началась болезнь, предшествовали ли ей другие болезни или повреждения. Если возникновение заболевания напрямую связано с той или иной травмой, необходимо определить характер повреждений и оказанную медицинскую помощь.

При некоторых заболеваниях необходимо задуматься о профессии больного, условиях его труда и быта. Это особенно важно при наличии гнойничковых заболеваний кожи.

Определение проблем пациента в остром периоде или обострение хронического процесса при хирургической инфекции позволяет выявить и поставить следующие диагностические диагнозы:

слабость, сонливость вследствие развития интоксикации;

повышение температуры тела за счет развития воспалительных процессов;

бледность кожи, связанная с интоксикацией;

отсутствие аппетита из – за интоксикации;

в месте локализации отек и гиперемия тканей;

неуверенность, беспокойство, страх, связанный с предстоящей госпитализацией;

снижение физической активности, вызванное слабостью;

нарушения сна из – за развития основного заболевания;

боль в области воспаления вследствие развития гнойно – некротического процесса.

Планирование ухода, необходимого пациенту, и реализация плана ухода включают:

выполнение назначений врача в соответствии с листом назначения;

обеспечить пациенту физиологический отдых;

уменьшение боли в области воспаления;

оказание психологической и эмоциональной поддержки;

снижение риска осложнений;

организация диетического питания;

поддерживать температуру тела в пределах нормы.

Сестринский процесс при местной хирургической инфекции представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Сестринский процесс при местной хирургической инфекции

Фаза, стадия, проблемы пациента

Инфильтрация: боль, отек, гиперемия, повышение температуры, нарушение функции

Обеспечение новокаиновой блокады с антибиотиками Согревающие мазевые компрессы

Уменьшение боли и количества микробов

Улучшение кровообращения, уничтожение микробов

Размягчение в центре инфильтрата

Удаление мертвых тканей

Обеспечение операции по вскрытию гнойника

Применение антисептических растворов

Повязки с антисептическими растворами

Частые перевязки + физиотерапия.

Обеспечение лечебной иммобилизации

Создание оттока гноя

Своевременное удаление гноя, мертвых тканей

Редкие, щадящие перевязки физиотерапевтические процедуры

Профилактика повреждения грануляций

Ускорение эпителизации и формирования рубца

Перевязки с индифферентными и стимулирующими мазями + физиотерапия

Обеспечение наложения вторичных швов, кожной пластики

Последний шаг – оценка ухода. Медсестра сама определяет, были ли достигнуты ожидаемые результаты. Медсестра оценивает качество оказываемой помощи, реакцию пациента на уход, полученные результаты.

В уходе за больным с местной хирургической инфекцией, особенно в острый период, важную роль играет сестринский процесс. Он помогает медсестре понять важность и важность ее деятельности. Исход заболевания во многом зависит от отношений между медсестрой и пациентом, часто исход процесса зависит от взаимопонимания пациента и медсестры.

Гнойно – воспалительные заболевания имеют инфекционную природу, они вызываются различными видами возбудителей; аэробными и анаэробными, грамположительными и грамотрицательными, спорообразующими и неспорообразующими и другими видами микроорганизмов, а также патогенными грибами. При определенных условиях, благоприятных для развития микроорганизмов, причиной воспалительного процесса могут стать условно – патогенные возбудители. Группа микроорганизмов, которые являются причиной воспалительных процессов, называется микробной ассоциацией. Микроорганизмы могут проникать в рану, в зону повреждения тканей из внешней среды ‒ экзогенное инфицирование или из очагов скопления микрофлоры в самом организме человека ‒ эндогенное инфицирование [13, 15].

Наиболее частый возбудитель гнойно – воспалительных заболеваний ‒ стафилококки. Основным путем инфицирования стафилококками является контактный путь. В качестве источников экзогенного инфицирования чаще всего рассматриваются больные с гнойно – воспалительными заболеваниями. Источниками эндогенного инфицирования являются очаги хронического или острого воспаления в самом организме человека, или сапрофитные организмы, живущие на коже, слизистых оболочках носоглотки, носа, дыхательных путей, половых органов. Стафилококки характеризуются свойством выделять экзотоксины (стафилогемолизин, стафилолейцин, плазмакоагулаза и др.), а также высокой устойчивостью микроорганизмов к антибиотикам и химическим антисептикам. Чаше всего стафилококки являются причиной локализованных гнойно – воспалительных заболеваний кожи (фурункулы, карбункулы, гидрадениты и др.), а также абсцессов легких, остеомиелита, флегмоны и др., возможна общая гнойная инфекция – сепсис. Для стафилококкового сепсиса характерно появление метастатических очагов гнойной инфекции в различных органах.

В настоящее время стрептококки встречаются значительно реже, чем в период, предшествующий широкому внедрению антибиотиков. β – гемолитические стрептококки групп А, В, О могут стать причиной холецистита, пиелонефрита, сепсиса, рожистого воспаления, бактериального эндокардита, тяжелых инфекций у детей (пневмонии, остеомиелиты, менингиты, а также сепсис новорожденных).

Особенностью стрептококковой инфекции является сопровождающая ее тяжелая интоксикация, а при общей гнойной инфекции не образуются метастатические гнойные очаги.

Пневмококки чаще вызывают всего пневмонию, реже гнойные артриты, гнойные отиты, менингиты, пневмококковый перитонит у детей. Особенностью пневмококковой инфекции является отсутствие образования микроорганизмами токсинов.

Гонококки известны как возбудители гонореи, но, распространяясь восходящим путем, могут вызывать, аднекситы (сальпингоофориты), гнойный эндометрит, гнойный пельвиоперитонит ‒ воспаление брюшины малого таза, при переносе гематогенным путем вызывают гнойное воспаление в других органах ‒ гнойные артриты, гнойные синовиты и др.

Кишечная палочка чаще является возбудителем гнойно – воспалительных заболеваний органов брюшной полости ‒ холециститов, аппендицита, гнойного перитонита; может вызывать общую гнойную инфекцию – сепсис. Место обитания микроорганизма – кишечник человека. Существует кишечная палочка как в аэробных, так и анаэробных условиях, характеризуется высокой устойчивостью к антибактериальным препаратам [19, 21].

Особенностью вызываемого кишечной палочкой воспалительного процесса является наличие гнилостного распада тканей ‒ жировой клетчатки, кожи, мышц, сопровождающегося развитием тяжелой интоксикации. В очагах гнойного воспаления кишечная палочка может быть в ассоциациях со стрептококками, стафилококками. В этих случаях течение воспалительного процесса наиболее тяжелое.

Род микроорганизмов протей включает в себя грамотрицательные палочки, часть из которых является сапрофитами полости рта, кишечника; вызывают гнойное воспаление, протекающее с тяжелой интоксикацией, с гнилостным распадом мягких тканей при попадании в рану. Протей отличается высокой устойчивостью к антибиотикам и химическим антисептикам, встречается в очагах гнойного воспаления в ассоциациях с другими микроорганизмами, является опасным возбудителем внутрибольничных инфекций [15, 19].

Синегнойная палочка является сапрофитным организмом кожи человека, чаще встречается в местах обильного развития потовых желез. Этот микроорганизм является одним из возбудителей внутрибольничных инфекций в ожоговых отделениях и отделениях реанимации и интенсивной терапии. Синегнойная палочка развивается в условиях сниженной резистентности организма, подавляет регенерацию тканей, обладает высокой устойчивостью к химическим антисептикам и антибиотикам, кроме борной кислоты, карбенициллина, амикацина, полимиксина.

Неспорообразующие анаэробные микроорганизмы представляют большую группу возбудителей гнойно – воспалительных заболеваний, развивающихся в анаэробных условиях, но не образующих спор. Среди микроорганизмов этой группы наибольшее значение имеют грамположительные кокки (пептококки, пептострептококки и др.), грамотрицательные бактерии (фузобактерии, бактероиды и др.).

Неспорообразующие анаэробные микроорганизмы чаще вызывают гнойно – воспалительные осложнения после операций на органах брюшной полости, а также внутритазовые абсцессы, абсцессы легкого и мозга. Неспорообразующие анаэробы могут стать причиной воспалительных процессов самостоятельно, или в ассоциации с аэробными бактериями [13, 14, 15].

Анаэробные спорообразующие бактерии – клостридии – вызывают гнилостный воспалительный и некротический процесс – газовую гангрену. Для газовой гангрены характерна тяжелая интоксикация, развитие которой обусловлено как всасыванием продуктов распада тканей, так и действием бактериальных токсинов.

К анаэробным спорообразующим возбудителям относится палочка столбняка, являющаяся сапрофитным организмом кишечника домашних животных и человека. Попадая в почву, в виде спор может сохраняться длительное время. Загрязнение ран землей, содержащей споры палочки столбняка, может привести к развитию заболевания. Палочка выделяет сильные экзотоксины – тетаноспазмин и тетаногемолизин.

Для развития воспаления микроорганизмы должны проникать во внутреннюю среду организма через поврежденный эпителий кожи или слизистых оболочек. Неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются надежным барьером, препятствующим проникновению микробов. Нарушение эпидермиса кожи или эпителия слизистых оболочек, которое способствует введению микробов, может быть результатом механической травмы, воздействия химических веществ, аллергических факторов, бактериальных токсинов и других повреждающих факторов. Размер повреждений не имеет решающего значения: микроорганизмы проникают во внутреннюю среду при значительном или крайне незначительном нарушении целостности покровов организма (микротравмах).

Через дефект эпителия микроорганизмы проникают в межклеточные щели, лимфатические сосуды и вместе с током лимфы проникают в глубокие ткани (подкожную жировую клетчатку, мышцы, лимфатические узлы и др.)

Распространение и развитие воспалительного процесса определяется соотношением количества и вирулентности проникающих микроорганизмов и иммунобиологических сил организма [19, 21].

Если количество микробных тел и их вирулентность невелики, а защитные силы организма не снижены, то воспалительный процесс либо не развивается, либо быстро прекращается, едва начавшись.

Большое влияние на развитие воспаления оказывают местные условия, определяющие состояние тканей в зоне введения микрофлоры. В участках тела с хорошо развитой сетью кровеносных сосудов и хорошим кровоснабжением микроорганизмы встречают значительную резистентность и, наоборот, легче развиваются там, где кровообращение недостаточное. Так, например, на голове и лице, где имеется плотная сеть кровеносных сосудов, гнойные процессы развиваются реже, чем в других областях тела.

Местные особенности тканевой резистентности также влияют на частоту и выраженность развития гнойно – воспалительных процессов. Очень большую устойчивость к микроорганизмам обеспечивают ткани тех участков тела, которые подвержены частым микробным или токсическим воздействиям. Например, в области промежности гнойные воспаления встречаются реже, чем в других регионах, и процессы регенерации здесь протекают быстрее.

Введение микроорганизмов сопровождается местными и общими проявлениями воспалительной реакции. Проникновение микроорганизма в ткани вызывает местную реакцию: сначала развивается артериальная гиперемия, затем венозный застой с образованием отеков, местное повышение температуры, появление болей, нарушение функции и т. д. Большое количество нейтрофильных лейкоцитов накапливается в воспалительном экссудате. У разных больных различна полнота проявлений, степень выраженности (яркости) локальных симптомов и скорость их развития, что зависит от состояния реактивности организма.

Различают гиперэргические, нормергические и анергические формы воспалительной реакции [19, 21].

У некоторых больных гнойно – воспалительный процесс быстро развивается, распространяясь на окружающие ткани, в том числе сосуды, с образованием обширных отеков, сгустков крови, вовлечением в процесс лимфатических сосудов и лимфатических узлов, развитием не только обширной местной, но и тяжелой реакции. Такая гиперэргическая реакция, несмотря на своевременное и адекватное лечение, часто приводит к смерти.

У других больных процесс развивается не так быстро. Воспалительный процесс охватывает меньше тканей, общая реакция выражается незначительным повышением температуры тела, изменением состава крови и т. д., не выражена, отек слабый. Такая нормергическая реакция на гнойную инфекцию и вызвавший ее местный гнойный воспалительный процесс достаточно легко устраняется своевременным и правильным лечением.

У некоторых больных местное гнойное воспаление протекает со слабо выраженной местной и общей реакцией. Воспаление в этих случаях ограничивается только локальными процессами (язва, абсцесс и другие), отек окружающих тканей практически отсутствует, не наблюдается лимфангита, лимфаденита, тромбоза, незначительного повышения температуры и т.д., Такие процессы слабовыраженных локальных и глобальных реакций легко поддаются лечению, а у части больных местные гнойные поражения ликвидируются без лечения.

Гнойный процесс может ограничиваться поверхностно расположенными тканями (абсцесс, фурункул, карбункул), распространяться по подкожной клетчатке, переходить на ткань по сосудам, что приводит к образованию обширного поражения и разрушению крупных участков кожи.

При наличии сильно вирулентной микробной флоры и слабой реакции организма возможны бактериемия и развитие генерализованной инфекции [14, 15, 21].

Гнойно – воспалительный процесс часто приводит к развитию интоксикации, которая вызывается различными причинами.

В очаге воспаления вследствие размножения, жизнедеятельности, гибели микроорганизмов выделяются бактериальные эндо – и экзотоксины, которые оказывают токсическое действие, всасываясь в кровь. Кроме того, распад тканей в очаге воспаления приводит к образованию токсических продуктов, а нарушения обмена веществ с преобладанием анаэробных процессов над аэробными способствуют накоплению в организме пировиноградной и молочной кислот. Из очага воспаления все эти токсические продукты попадают в кровь и влияют на деятельность жизненно важных органов – сердца, печени, головного мозга, почек и т. д. Вторым источником интоксикации является накопление в крови токсических продуктов жизнедеятельности организмов, что является результатом нарушения функции органов, выполняющих функцию детоксикации (почек, печени).

Развивающаяся эндогенная интоксикация проявляется токсемией и зависит от тяжести и распространенности гнойного воспаления, распада тканей.

Это обусловлено бактериемией, бактериальной токсемией, накоплением в крови токсических продуктов распада тканей – некротических тел, полипептидов, увеличением числа циркулирующих иммунных комплексов, образующихся при взаимодействии антиген – антител, повышением уровня протеолитических ферментов, выделяемых при распаде клеток (например, лизосомальные протеазы при распаде клеток).

У больных гнойно – некротическими заболеваниями чаще наблюдается гиповолемия олигоцитемического типа, которая напрямую зависит от тяжести общего состояния и степени интоксикации. В тяжелых случаях снижение ОЦК составляет 15 – 25%, объем плазмы крови – 7 – 10%, а объем крови – 8 – 15%. Несмотря на гиповолемию, объем циркулирующих белков изменяется в меньшей степени, но количество альбуминов крови у всех больных постоянно уменьшается. Одновременно увеличивается объем циркулирующих глобулинов в плазме крови [19, 21].

При гнойно – воспалительных заболеваниях изменяется кислотно – щелочное состояние и водно – электролитный баланс. В большей степени нарушения выражаются в тяжелом обширном гнойно – воспалительном процессе и тяжелом состоянии больного.

Таким образом, воспалительный процесс приводит к нарушению функции различных органов и систем, к серьезным изменениям в организме, что требует применения специальных лечебных мероприятий для профилактики и устранения развившейся интоксикации.

Организация сестринского ухода за пациентомпригнойной хирургической, анаэробной инфекции и столбняке.

Хирургическая инфекция – это заболевания, вызываемые внедрением в организм патогенных микроорганизмов, сопровождающиеся гнойно-воспалительными и гнойно-некротическими процессами в органах и тканях, требующие хирургического лечения.

По клиническому течению:

острая гнойная инфекция;

По этиологическому фактору:

Неспецифическая,

Специфическая.

По распространенности:

По анатомической локализации:

абсцесс предплечья и т.д.

общая (сепсис).

По возбудителю:

протейный и т. д.

Острая гнойная хирургическая (аэробная) инфекция – возбудители: кокки (стафилококки, стрептококки, пневмококки), патогенные грибы, простейшие.

Местная гнойная хирургическая инфекция:

Фурункул – это воспаление волосяного мешочка (опасен на лице).




Карбункул – это воспаление нескольких волосяных луковиц, сальных желез и клетчатки вокруг.




Гидраденит - это воспаление потовых желез. Вызывает стафилококк.




Фолликулит - это воспаление волосяного фолликула.




Флегмона – это неограниченное распространенное гнойное воспаление в межклеточном пространстве.




Специфическая флегмона – это аденофлегмона, медиастенит, парапроктит, паранефрит, параколит.




Абсцесс – это ограниченное пиогенной оболочкой гнойное расплавление тканей (в любых тканях и органах).




Рожистое воспаление – это острое поверхностное прогрессирующее воспаление кожи и слизистых оболочек (вызывает стрептококк).





4 формы рожи - это эритематозная, буллезная, флегмонозная, некроз.




Эризипелоид - это свиная рожа.




Лимфангит – это воспаление лимфатических сосудов (обычно бывает вторичным заболеванием, осложнением гнойных заболеваний кожи и слизистых оболочек).




Лимфаденит - это воспаление лимфатических узлов (чаще вторичное).





Флебит - это воспаление стенки вены без образования в ее просвете тромбов.




Тромбофлебит – это острое воспаление стенки вены с образованием в просвете ее тромба (сгустка крови).





Бурсит - это воспаление синовиальных суставных сумок.




Тендовагинит – воспаление синовиальных влагалищ сухожилий (может быть острым или хроническим, асептическим и гнойным).




Гнойный артрит – это гнойное воспаление сустава.




Остеомиелит - это гнойное воспаление костного мозга.




Общая гнойная хирургическая инфекция (сепсис) – тяжелое патологическое состояние, которое вызывается разнообразными микроорганизмами, и их токсинами.




Острая анаэробная хирургическая инфекция – тяжелая токсическая раневая инфекция, вызванная анаэробными микроорганизмами, с преимущественным поражением соединительной и мышечной ткани. Её часто называют анаэробной гангреной, газовой гангреной, газовой инфекцией.




Гнилостная анаэробная инфекция – вызывается различными представителями анаэробной неклостридиальной микрофлоры в сочетании с анаэробными микроорганизмами.

Острая специфическая инфекция – это столбняк, сибирская язва, дифтерия ран и бешенство.





Хроническая специфическая инфекция – это туберкулез, актиномикоз, сифилис и лепра, вызывается специфическими возбудителями (туберкулезной палочкой, лучистым грибком, бледной спирохетой, палочкой лепры).





Местные признаки хирургической инфекции:

Отёк, уплотнение (инфильтрация),

Местное повышение температуры,

Нарушение функции органа.

Общие признаки хирургической инфекции:

Лихорадка (повышение температуры),

Общая интоксикация (проявляется общей слабостью, головными болями, периодически возникающими ознобами,учащением пульса),

Протеинурия (белок в моче),

Нарушение функции печени и почек,

Сестринский уход за пациентом при гнойной хирургической, анаэробной инфекции и столбняке:

Пациента поместить в специализированный бокс и закрепить за ним для ухода медицинскую сестру.

Заходить в палату медицинской сестре нужно надев чистый халат, косынку, маску, бахилы и резиновые перчатки.

Обеспечить пациенту строгий пастельный режим.

Создать пациенту полный физический и психический покой.

Каждые 2 ч проводить мониторинг функций жизненно важных органов:

частотой и характером стула.

Регулярно делать анализ мочи (для контроля функции почек).

Подсчитывать суточный диурез.,

При наличии дренажей в ранах обеспечить контроль за их состоянием, количеством и характером отделяемого, состоянием кожи вокруг дренажного канала.Для предупреждения возможности дополнительного инфицирования используют закрытый аппарат Боброва.

В истории болезни отмечать количество отделяемого и его характер (гной, кровь и т.д.).

Раз в сутки меняют соединительные трубки на новые или промывать и дезинфицировать старые.

Иметь в палате подготовленный стерильный специальный передвижной столик для срочной перевязки. Перевязки накладывают отдельными инструментами, предназначенными только для данного пациента, которые потом погружают в дезинфицирующий раствор.

Повязка, закрывающая послеоперационную рану, всегда должна быть чистой, при ее промокании (кровью, гноем, любым секретом) необходимо немедленно сообщить врачу.

Перевязочный материал после дезинфекции сжигают.

Оказывать психологическую поддержку пациенту.

Пища пациента должна быть щадящей, легкоусвояемой, богатой витаминами.

Посуду после кормления пациента дезинфицировать в 2 % растворе гидрокарбоната натрия, прокипятить и промыть в проточной воде.

Оказывать помощь при физиологических отравлениях.

Обеспечить гигиенический туалет кожи и слизистых.

Осуществлять контроль за мочеиспусканием и своевременным опорожнением кишечника.

Проводить уход за мочевым катетером при его наличии.

Следить за положением пациента в постели: поднимать головной конец кровати при нарушении функции дыхания, корректировать положение при дренировании ран и полостей тела.

Проводить профилактику пролежней, которые при сепсисе рано развиваются и плохо заживают.

Поддерживать санитарно-эпидемиологический режим палаты.Палату убирать 2 — 3 раза в сутки с применением 6 % раствора перекиси водорода и 0,5 % раствора моющего средства, после чего включать бактерицидный облучатель.

Постельное и нательное белье дезинфицировать в 2 % растворе кальцинированной соды с последующим кипячением и отправлением в прачечную.

Читайте также: