Сестринский процесс при гнойно септических заболеваниях

Обновлено: 26.04.2024

Прогноз при сепсисе зависит от вирулентности возбудителя, состояния иммунитета ребенка, своевременности и адекватности терапии. Он остается серьезным у детей из группы риска (погибают в 15-30% случаев).

Основные принципы лечения сепсиса новорожденных:

1. Охранительный режим, по возможности отдельный стерильный бокс, использовать стерильное белье.

2. Кормление ребенка грудным молоком, способ вскармливания по состоянию.

3. Лекарственная терапия:

- Антибактериальные препараты: комбинация нескольких антибиотиков разными путями введения (ампициллин с аминогликозидами или цефалоспоринами). Смена курсов каждые 7-10 дней.

- Дезинтоксикационная терапия, поддержание ОЦК: плазма, 5% раствор глюкозы, изотонические растворы электролитов, альбумин, реополиглюкин.

- Иммунокорригирующая терапия: специфический иммуноглобулин, препараты крови, плазмы.

- Местное лечение пиемических очагов (омфалит, пиодермия и т.д.).

- Патогенетическая и симптоматическая терапия: ферменты, витамины, сердечные препараты, биопрепараты, ангиопротекторы, дезагреганты, антикоагулянты и т.д.

5. Фитотерапия: лечебные ванны с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

1. В антетанатальном периоде:

- Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и осложнений беременности

- Санация очагов хронической инфекции

- Рациональное питание и режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе

2. В постнатальном периоде:

- Соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за ребенком.

- Профилактика внутрибольничной инфекции.

- Своевременное лечение локальных форм гнойно-септических заболеваний у ребенка.

- Санация очагов хронической инфекции у матери.

- Раннее прикладывание ребенка к груди, длительное естественное вскармливание.

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра детской поликлиники. Динамическое наблюдение осуществляется не менее 1 года, проводится профилактика и своевременное выявление и лечение интеркуррентных заболеваний, по показаниям ребенок консультируется врачами-специалистами – отоларингологом, хирургом и т.д.

Возможные проблемы больного ребенка:

  • Нарушение питания вследствие интоксикации
  • Нарушение процессов терморегуляции
  • Неадекватное дыхание
  • Нарушение жизненно важных функций
  • Нарушение двигательной активности
  • Нарушение сна
  • Высокий риск присоединения осложнений: деструктивной пневмонии, гнойного менингита, остеомиелита, парапроктита, отита и т.д.
  • Угроза для жизни

Возможные проблемы родителей:

- Тревога за ребенка

- Дефицит знаний о заболевании, причинах его возникновения, особенностях течения, возможном прогнозе.

- Трудность осознания и адекватной оценки случившегося

- Неуверенность в благополучном исходе

- Чувство вины перед ребенком

Сестринские вмешательства:

1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах и факторах риска развития гнойно-септических заболеваний, особенностях течения, возможном прогнозе.

2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка в специализированное отделение. Оказать помощь в организации госпитализации, объяснить преимущества проведения своевременного комплексного и этиотропного лечения для благополучного прогноза.

3. Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, оказать психологическую поддержку.

4. Создать комфортные условия содержания ребенка в палате (по возможности, обеспечить его пребывание в стерильном боксе), использовать теплое стерильное белье. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.

5. Соблюдать асептику и антисептику при выполнении манипуляций и осуществлении ухода с целью профилактики внутрибольничной инфекции.

6. Осуществлять постоянный мониторинг ребенка, специализированный уход за тяжелобольным, проводить медицинское документирование сестринского процесса: контроль общего состояния, ЧДД, ЧСС, АД, характер температурной кривой, массы тела, частоту срыгивания, рвоты, стула, учитывать объем и состав получаемой жидкости.

7. Несколько раз в день проводить ревизию кожных покровов и слизистых оболочек, пупочной ранки и обрабатывать их растворами антисептиков и средствами этиотропной терапии (аэрозоли с антибиотиками, гели и мази с репарантами, повязки с бактериофагом).




8. Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений.

9. Обеспечить ребенку адекватное питание и способ кормления по состоянию. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении. Кормить медленно, делать частые перерывы. Регулярно проводить контрольные кормления при вскармливании ребенка грудью.

10. Обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях. Помочь им правильно оценивать состояние ребенка и его возможности, убедить в необходимости проведения регулярного контроля над температурой тела, состоянием кожных покровов, слизистых оболочек, нарастанием массы тела, нервно-психическим развитием, характером стула и т.д.

11. Убедить родителей соблюдать гигиенические правила ухода за ребенком (тщательно мыть руки, своевременно и правильно обрабатывать игрушки, пустышки, соски, бутылочки и т.д.)

12. Обучить родителей технике проведения туалета кожи, слизистых оболочек, наружных половых органов, проведению лечебных ванн с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

13. Посоветовать удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка (чаще брать его на руки, поддерживать телесный контакт, ласково разговаривать, поощрять игровую деятельность).

14. Посоветовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний (рациональное питание с достаточным введением овощей и фруктов, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую и витаминотерапию).

15. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком в периоде реконвалесценции врачом-педиатром, отоларингологом, хирургом и другими специалистами по показаниям.

Прогноз при сепсисе зависит от вирулентности возбудителя, состояния иммунитета ребенка, своевременности и адекватности терапии. Он остается серьезным у детей из группы риска (погибают в 15-30% случаев).

Основные принципы лечения сепсиса новорожденных:

1. Охранительный режим, по возможности отдельный стерильный бокс, использовать стерильное белье.

2. Кормление ребенка грудным молоком, способ вскармливания по состоянию.

3. Лекарственная терапия:

- Антибактериальные препараты: комбинация нескольких антибиотиков разными путями введения (ампициллин с аминогликозидами или цефалоспоринами). Смена курсов каждые 7-10 дней.

- Дезинтоксикационная терапия, поддержание ОЦК: плазма, 5% раствор глюкозы, изотонические растворы электролитов, альбумин, реополиглюкин.

- Иммунокорригирующая терапия: специфический иммуноглобулин, препараты крови, плазмы.

- Местное лечение пиемических очагов (омфалит, пиодермия и т.д.).

- Патогенетическая и симптоматическая терапия: ферменты, витамины, сердечные препараты, биопрепараты, ангиопротекторы, дезагреганты, антикоагулянты и т.д.

5. Фитотерапия: лечебные ванны с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

1. В антетанатальном периоде:

- Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и осложнений беременности

- Санация очагов хронической инфекции

- Рациональное питание и режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе

2. В постнатальном периоде:

- Соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за ребенком.

- Профилактика внутрибольничной инфекции.

- Своевременное лечение локальных форм гнойно-септических заболеваний у ребенка.

- Санация очагов хронической инфекции у матери.

- Раннее прикладывание ребенка к груди, длительное естественное вскармливание.

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра детской поликлиники. Динамическое наблюдение осуществляется не менее 1 года, проводится профилактика и своевременное выявление и лечение интеркуррентных заболеваний, по показаниям ребенок консультируется врачами-специалистами – отоларингологом, хирургом и т.д.

Возможные проблемы больного ребенка:

  • Нарушение питания вследствие интоксикации
  • Нарушение процессов терморегуляции
  • Неадекватное дыхание
  • Нарушение жизненно важных функций
  • Нарушение двигательной активности
  • Нарушение сна
  • Высокий риск присоединения осложнений: деструктивной пневмонии, гнойного менингита, остеомиелита, парапроктита, отита и т.д.
  • Угроза для жизни

Возможные проблемы родителей:

- Тревога за ребенка

- Дефицит знаний о заболевании, причинах его возникновения, особенностях течения, возможном прогнозе.

- Трудность осознания и адекватной оценки случившегося

- Неуверенность в благополучном исходе

- Чувство вины перед ребенком

Сестринские вмешательства:

1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах и факторах риска развития гнойно-септических заболеваний, особенностях течения, возможном прогнозе.

2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка в специализированное отделение. Оказать помощь в организации госпитализации, объяснить преимущества проведения своевременного комплексного и этиотропного лечения для благополучного прогноза.

3. Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, оказать психологическую поддержку.

4. Создать комфортные условия содержания ребенка в палате (по возможности, обеспечить его пребывание в стерильном боксе), использовать теплое стерильное белье. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.

5. Соблюдать асептику и антисептику при выполнении манипуляций и осуществлении ухода с целью профилактики внутрибольничной инфекции.

6. Осуществлять постоянный мониторинг ребенка, специализированный уход за тяжелобольным, проводить медицинское документирование сестринского процесса: контроль общего состояния, ЧДД, ЧСС, АД, характер температурной кривой, массы тела, частоту срыгивания, рвоты, стула, учитывать объем и состав получаемой жидкости.

7. Несколько раз в день проводить ревизию кожных покровов и слизистых оболочек, пупочной ранки и обрабатывать их растворами антисептиков и средствами этиотропной терапии (аэрозоли с антибиотиками, гели и мази с репарантами, повязки с бактериофагом).




8. Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений.

9. Обеспечить ребенку адекватное питание и способ кормления по состоянию. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении. Кормить медленно, делать частые перерывы. Регулярно проводить контрольные кормления при вскармливании ребенка грудью.

10. Обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях. Помочь им правильно оценивать состояние ребенка и его возможности, убедить в необходимости проведения регулярного контроля над температурой тела, состоянием кожных покровов, слизистых оболочек, нарастанием массы тела, нервно-психическим развитием, характером стула и т.д.

11. Убедить родителей соблюдать гигиенические правила ухода за ребенком (тщательно мыть руки, своевременно и правильно обрабатывать игрушки, пустышки, соски, бутылочки и т.д.)

12. Обучить родителей технике проведения туалета кожи, слизистых оболочек, наружных половых органов, проведению лечебных ванн с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

13. Посоветовать удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка (чаще брать его на руки, поддерживать телесный контакт, ласково разговаривать, поощрять игровую деятельность).

14. Посоветовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний (рациональное питание с достаточным введением овощей и фруктов, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую и витаминотерапию).

15. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком в периоде реконвалесценции врачом-педиатром, отоларингологом, хирургом и другими специалистами по показаниям.

Эндогенными факторами, предрасполагающими к микробному обсеменению родовых путей, могут служить вульвовагиниты, кольпиты, цервициты, пиелонефрит, тонзиллит, синуситы у родильницы. При инфицировании высоковирулентной флорой либо значительном снижении иммунных механизмов у родильницы инфекция может распространяться за пределы первичного очага гематогенным, лимфогенным, интраканаликулярным, периневральным путем.

2) дайте определение понятиям:

- эндометрит – это воспалительное заболевание внутренней (слизистой) оболочки матки

- перитонит – одна из основных причин смертности родильниц от гнойно-септической инфекции. Источником инфекции является прогрессирующий метроэндометрит, метротромбофлебит с формированием скрытой или явной несостоятельности швов на матке после кесарева сечения.

- тромбофлебит- это акушерское осложнение, характеризующееся воспалением стенок вен, тромбозом в области таза и нижних конечностей, развивающимся у женщин после родов.

- мастит - воспаление молочной железы.

3) перечислите основные жалобы у родильницы при:

- эндометрите –При остром эндометрите отмечается слабость, недомогание, боли внизу живота, учащение пульса, повышение температуры до 38–38,5°С, увеличение и уплотнение матки, болезненность ее при прощупывании. Выделения мутные, обильные, с гнойным запахом. Возможны маточные кровотечения. В тяжелых случаях может развиться пиометра (скопление гноя в матке).
Хроническая форма– нарушения менструального цикла, выделения до и после менструаций, появление светлых необильных серозных выделений, слабая боль в пояснице

- перитоните

Перитонит с классическими признаками - характеризуется наличием интоксикации, симптомами выраженного пареза кишечника, а также появлением перитонеальных симптомов. Характерна возвратность симптомов пареза кишечника, несмотря на его интенсивную терапию.

Перитонит со стертой клинической картиной– представляет определенные трудности в диагностике и протекает без симптомов пареза кишечника. Характерен стойкий болевой синдром различной интенсивности, лихорадка, прогрессирующая анемия, раннее инфицирование швов передней брюшной стенки, несоответствие изменений в периферической крови тяжести общей интоксикации.

Перитонит с затяжным течением – характеризуется наличием обострений, связанных с образованием абсцессов в брюшной полости.

- тромбофлебите

По локализации:
1.Поверхностный тромбофлебит сопровождается наиболее яркими проявлениями: напряжением, болезненностью, покраснением по ходу поражённых сосудов, местным и общим повышением температуры. При тромбофлебите глубоких вен голени наблюдается отёк лодыжек.

2.Тромбоз тазовых вен не имеет специфической симптоматики до перехода на подвздошные и бедренные сосуды с развитием отёка паховой области на поражённой стороне. До этого обнаруживается лишь длительный субфебрилитет с тахикардией, могут наблюдаться болевые ощущения при дефекации, метеоризм, иногда рвота. Нередко больные жалуются на диспареунию, общую слабость, неопределённые тазовые и поясничные боли.
3.Илеофеморальный тромбофлебит длительно протекает с неопределённой симптоматикой – лихорадкой, тахикардией. Иногда отмечаются боли внизу живота и крестцовой области, затруднение мочеиспускания. Полная окклюзия подвздошной вены сопровождается внезапной болью в подвздошной, паховой областях, иррадиирующей в бедро, ознобом, отёком передней брюшной стенки, поясницы, наружных гениталий. Болям сопутствует ощущение распирания бедра и икры.
4.При вовлечении глубоких бедренных вен выявляется лихорадка, быстро развивающийся стойкий отёк конечности (объём поражённого бедра увеличен на 5-15 см и более), острые нестерпимые боли в передневнутренней области бедра по ходу сосудистого пучка. Пахово-бедренные лимфатические узлы увеличены. Кожа пораженной конечности бледная, имеет синюшно-мраморный оттенок, её стопа холоднее здоровой. Общее состояние тяжёлое.
5.Метротромбофлебит, развивающийся на второй неделе послеродового периода, сопровождается тазовыми болями, кровянистыми выделениями из половых путей, усиливающимися к концу третьей недели. Поражение вен яичника не имеет патогномоничной симптоматики.




- мастите -

2. Инфильтративная форма. Продолжается лихорадка, нарушается сон, аппетит. В молочной железе начинают пальпировать довольно плотный болезненный инфильтрат. Кожа над инфильтратом - всегда гиперемирована, иногда отмечается увеличение регионарных подмышечных лимфатических узлов.
3. Гнойная форма. Температура повышается до 39С, появляются ознобы, нарастают признаки интоксикации: вялость, слабость, плохой аппетит, головная боль. Нарастают местные признаки воспалительного процесса: отек и болезненность в очаге поражения, участки размягчения в области инфильтративно-гнойной формы мастита.

4) особенности организации сестринского ухода при гнойно-септических заболеваниях в послеродовом периоде:

-во время обхода выяснить жалобы, оценить состояние, цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек, характер пульса, его частоту;
-измерить артериальное давление.
-измерять температуру тела
-контролировать характер и интенсивность выделений
Особое внимание обращать на молочные железы; определить их форму, состояние сосков, наличие трещин на них, наличие или отсутствие нагрубания.
Производить пальпацию живота
Ежедневно осматривает наружные половые органы и промежность.
Обращает внимание на наличие отека, гиперемии.

- перечислите приоритетные проблемы:

-дискомфорт на фоне болезненности груди
-дискомфорт на фоне болезненности матки
-дискомфорт на фоне высокой температуры
-дискомфорт на фоне интоксикации
-дискомфорт на фоне гнойных, кровянистых выделений из влагалища
-дискомфорт на фоне слабости, недомогания
-дискомфорт из повышенного (пониженного) АД

- перечислите потенциальные проблемы:

-риск развития сложений
-ухудшение общего состояния
-риск развития кровотечения

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

ВложениеРазмер
metodichka..doc 723.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.

по теме: «Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4

Председатель ЦК _____________/М.Е.Конышева /

Методист ГОУ СПО МК №4

Заместитель Главного врача Детской городской

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО

преподаватель высшей квалификационной категории.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Таким образом, студент и преподаватель могут выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия со студентами III курса по дисциплине "Сестринское дело в хирургии", в лекционном кабинете.

При использовании данного пособия преподаватель может выбирать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

Материалы методической разработки теоретического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

Для закрепления знаний используются ситуационные задачи.

Для итогового контроля используется контрольное тестирование.

Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Цель создания методической разработки

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

2. Методический блок:

- рекомендации по работе с методической разработкой

- место проведения занятия, оснащение

- домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- хронологическая карта занятия

3. Информационный блок

4. Материалы лекции (раздаточный материал для студентов)

- опорный конспект лекции

- принципы сестринской помощи при хирургической инфекции

- охрана труда медицинской сестры

5. Блок контроля

Контроль исходного уровня знаний

- задание №2. Ситуационные задачи

- задание №3. Тестовые задания

К концу первых суток жизни ребенок уже заселен 12 видами бактерий. На третий – седьмой день они проникают в его кишечник. По мере дальнейшего взросления ребенка его микробное население быстро растет. В организме взрослого человека оно представлено уже сотнями видов, численность которых достигает астрономических цифр.

К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Специалисты подсчитали, что общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет около двух килограммов.

А ведь есть еще вирусы, болезнетворные грибки, простейшие . Они так же постоянно изменяются, становятся более патогенными. Сколько их попадает к нам вместе с пищей, дыханием, через грязные руки, во время сестринских и врачебных манипуляций .

Но к счастью, природа вооружила нас "внутренними войсками" - иммунной системой.

Но если иммунитет ослаблен - тогда болезни следуют одна за другой, не помогают даже лекарства…

по работе с методической разработкой .

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Вид занятия: теоретическое ( с элементами беседы), первое занятие.

Количество часов: 2 часа.

Сформировать у студентов представление о различных видах хирургической инфекции.

Для достижения поставленной цели студенты должны знать:

  1. определение хирургической инфекции;
  1. пути проникновения инфекции;
  1. виды хирургической инфекции;
  1. местные и общие признаки хирургической инфекции;
  1. отдельные виды хирургической инфекции;
  1. принципы лечения;
  1. особенности сестринской помощи при наблюдении и уходе за пациентами;
  1. принципы профилактики хирургической инфекции.

Преподаватель в ходе занятия формирует у студентов знания и умения: мыслить, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы самостоятельно, творчески подходить к решению профессиональных проблем, вырабатывать коллективное мышление.

Преподаватель в ходе занятия освещает вопросы сестринской помощи при хирургической инфекции, способствует формированию внимательного,

доброжелательного отношения к пациентам с данной патологией,

способствует воспитанию чувства ответственности и долга, соблюдению этики и деонтологии при профессиональном общении.

Хирургическую инфекцию определяют как процесс внедрения и развития

Успехи антибиотикотерапии на первых этапах позволили считать проблему хирургической инфекции разрешенной. Однако, гнойные заболевания остаются одной из самых трудных и актуальных проблем хирургии. Распространенность составляет более 1/3 всех хирургических больных. Увеличению антибиотикорезистентных штаммов во многом способствует нерациональное использование антибиотиков, применение препаратов в малых дозах, краткосрочные курсы антибиотикотерапии.

Среди всех инфекционных осложнений, развивающихся у хирургических пациентов, на долю инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ) приходится около 40%, две трети из них связаны с областью операционного разреза и одна треть – затрагивает орган или полость. Развитие ИОХВ приводит к увеличению сроков госпитализации в среднем на 1 неделю и повышает стоимость лечения на 10-20% . Поэтому, профилактика ИОХВ в послеоперационном периоде является одной из актуальных проблем современной хирургии.

Актуальными остаются проблемы профилактики хирургической инфекции в связи с низким санитарно-гигиеническим образованием большинства населения; низким уровнем соблюдения правил профилактики хирургической инфекции в медицинских учреждениях (внутрибольничная инфекция, осложнения после сестринских и врачебных манипуляций) и т.д.

В связи с этим значительно изменилась клиническая картина заболеваний, участились случаи перехода острых форм в хронические, чаще стали наблюдаться рецидивы гнойной хирургической инфекции.

Неблагоприятные условия жизни человека ( экология, нерациональное питание, стресс и т.д.), увеличение числа людей с хроническими заболеваниями, ведут к ослаблению защитных сил организма с одной стороны. С другой стороны микрофлора легко приспосабливается к неблагоприятным условиям внешней среды, к новым лекарственным препаратам. Вследствие чего значительная часть хирургических болезней является результатом взаимодействия организма человека и микроорганизмов. Знание: - путей проникновения инфекции; - основных заболеваний острой и хронической хирургической инфекции (этиологии, патогенеза, клинической картины, принципов оказания медицинской помощи на всех этапах); - принципов организации работы медицинского персонала по профилактике хирургической инфекции; - принципов сестринской помощи больным с хирургической инфекцией; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника. Что позволит своевременно диагностировать хирургическую инфекцию, адекватно оказать на всех этапах медицинскую помощь больным с данной патологией, чётко организовать свою работу по предотвращению развития инфекции, что в целом позволяет уменьшить число тяжёлых больных, летальных исходов.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Сестринский процесс при сепсисе новорожденного

План лекции

4. Клинические формы сепсиса.

5. Осложнения сепсиса

6. Диагностика. Лечение.

7. Прогноз и профилактика сепсиса.

8. Проблемы пациента на фоне сепсиса.

Сестринский процесс при сепсисе новорожденного

Сепсис — тяжелое общее инфекционное заболева­ние, возникающее вследствие недостаточности местно­го и общего иммунитета организма при наличии очага воспаления.

Этиология. Основными этиологическими фактора­ми сепсиса у доношенных детей является: золотистый стафилококк (50-60%) и грамотрицательная флора (36%). У недоношенных его причиной в 60-70% слу­чаев бывают грамотрицательные бактерии.

Факторы, способствующие развитию сепсиса:

ü хро­нические очаги инфекции у матери;

ü недоношенность, незрелость,

ü врожденная гипертрофия,

ü родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных;

ü нарушение ухода и санитарно-противоэпидемическая обстановка в роддоме и в домашних условиях;

ü заболевания кожи и пупка.

Патогенез. В месте внедрения инфекции возникает первичный очаг воспаления (омфалит, везикулопустулез и т. п.), поражаются близлежащие сосуды и окру­жающие ткани.

При ослаблении защитных факторов организма ребенка, микроорганизмы со свойственной им скоростью размножаются, часть бактерий и про­дуктов их жизнедеятельности попадает в кровь, — воз­никает массивная бактериемия, токсемия, приводящие к сенсибилизации.

Воздействие микробов и токсинов, извращение не­рвной регуляции приводят к поражению и дисфунк­ции всех органов и систем.

По времени возникновения различают внутриутроб­ный и постнатальный (неонатальный) сепсис.

В зави­симости от входных ворот инфекции различают сепсис пупочный, легочный, кожный, кишечный, катетеризационный, криптогенный (входные ворота не установлены).

Клиника. По клиническому течению и патоморфологической картине различают две формы сепсиса но­ворожденных — септицемию и септикопиемию.

Предвестниками заболевания у новорожденных не­редко являются следующие симптомы: позднее отпа­дение пуповинного остатка, упорные срыгивания и дли­тельное сохранение желтухи новорожденных.

Характерными начальными клиническими симп­томами заболевания является нарастающие признаки интоксикации.

Септицемия — форма сепсиса без явных гнойных очагов, чаще наблюдается у недоношенных детей. У ре­бенка снижается двигательная, рефлекторная и соса­тельная активность, наблюдаются субфебрилитет, гипотония, упорные срыгивания, метеоризм, диспепси­ческие расстройства. Ребенок не прибавляет в весе, в последующем динамика нарастания массы тела ста­новится отрицательной. Нарастает интоксикация.

Кожные покровы бледно-серого цвета с мраморным рисунком, появляется акроцианоз, что свидетельствует о недостаточности крово­обращения и нарушении микроциркуляции. Тоны сер­дца глухие, аритмичные, границы сердца расширены. Увеличивается печень и селезенка. Отмечаются пастозность и отечность подкожно-жировой клетчатки, выражена сосудистая сеть на животе. В тяжелых слу­чаях развивается геморрагический синдром.

Изменения со стороны почек – олигурия, белок, Эр, лейкоциты в моче

ЖК синдром – упорные срыгивания метеоризм, диспепсия.

Течение длительное, волнообразное. Признаки желтухи, анемии, дистрофии. В тяжелых случаях – геморрагический синдром. Петехии, мелена, рвота с кровью, кровоточивость слизистых, из пупочной ранки, мест инъекций – ДВС-синдром.

Септикопиемия характеризуется присоединением симптомов пораженного органа (т. е. развитием гной­ных метастатических очагов). Чаще всего имеют мес­то гнойный менингит, остеомиелит, пневмония, энте­роколит, парапроктит и др.

Септикопиемия, как пра­вило, протекает остро с высокой температурой, развитием токсикоза с последующей выраженной гипотрофией.

Нередко оба варианта септического про­цесса на разных этапах его развития переплетаются между собой.

Для клинического течения сепсиса у недоношен­ных детей характерно отсутствие четкой клинической картины начала заболевания, вялое, волнообразное, за­тяжное течение с явлениями постепенно нарастающе­го истощения. Общее состояние у этих детей, как прави­ло, бывает тяжелым.

Выделяют молниеносное (1-7 дней), острое (4-8 недель) и затяжное (более 8 недель) течения заболе­вания. Для молниеносного течения характерно разви­тие септического шока.

Осложнения. Самые частые осложнения, которые наблюдаются при сепсисе — это ДВС-синдром, дисбиоз, язвенно-некротический энтероколит.

Диагностика. При постановке диагноза учитыва­ют данные анамнеза (течение беременности, родов, на­личие у матери хронических очагов инфекции, забо­левания ребенка в периоде новорожденности и т. д.), особенности клинического течения сепсиса, измене­ния в общем анализе крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ, снижение эритроцитов и гемог­лобина), данные исследования крови на стерильность (2-3 раза), результаты бактериологического исследо­вания флоры из первичного очага инфекции с опре­делением чувствительности к антибиотикам.

Боль­шое значение имеет идентичность флоры в посевах крови и отделяемом из гнойного очага. Однако отри­цательный результат посевов крови на стерильность не исключает диагноз сепсиса при наличии яркой клинической картины.

Лечение сепсиса должно быть направлено на по­давление возбудителя, повышение свойств микроорга­низма, санацию гнойных очагов.

Антибактериальная терапия проводится с учетом чувствительности возбу­дителя одновременно 2-3 антибиотиками в течение 10- 15 дней в максимальных возрастных дозах с по­следующей сменой препаратов. Предпочтение отдает­ся полусинтетическим пенициллинам, цефалоспоринам, аминогликозидам.

Дезинтоксикационная терапия осуществляется ме­тодом форсированного диуреза, назначается обильное питье.

С целью повышения сопротивляемости организма проводится специфическое лечение антистафилокок­ковой плазмой, антистафилококковым гамма-глобулином, стафилококковым бактериофагом.

Нормализации нарушенных обменных процессов способствует про­ведение витаминотерапии (витаминами группы С, В, А. Е).

Для профилактики дисбактериоза при массив­ной антибиотикотерапии важную роль приобретают биопрепараты: лактобактерин, бифидумбактерин, бификол.

Проводится посиндромная и симптоматичес­кая терапия, местное лечение очагов инфекции.

Плазмоферез и гемосорбция, УФО крови

При ДВС-синдроме – гепарин, плазма, реополиглюкин, трентал, контрикал.

Ис­ключительно важно обеспечить ребенка естественным вскармливанием. При отсутствии такой возможности используют сцеженное перед кормлением непастеризованное грудное молоко, которое вводят через со­ску или желудочный зонд.

В период реконвалесценции большое значение имеют массаж, лечебная гимна­стика, прогулки на свежем воздухе, гигиенические процедуры, общее УФО.

Прогноз – зависит от вирулентности возбудителя, состояния иммунитета, возраста ребенка, своевременного и адекватного лечения.

Должна начинаться еще до рож­дения ребенка. Она включает: наблюдение за бере­менной женщиной с самых ранних сроков (в первые 1,5-2 мес.) беременности, выявление и лечение хро­нических и острых заболеваний, правильную органи­зацию питания и режима беременной женщины, дос­таточное пребывание на воздухе, профилактику и сво­евременное лечение осложнений беременности.

В предупреждении сепсиса новорожденных большое значение имеет соблюдение гигиенических меропри­ятий матерью.

Необходимо тщательное соблюдение асептики при проведении родов, а также при обслу­живании новорожденных.

Обязательно раннее при­кладывание ребенка к груди.

Проблемы пациента на фоне сепсиса.

Настоящие: наличие гнойного очага, потеря веса, повышение температуры тела до 39С, срыгивание

Потенциальные: гипертермия, нарушение целостности кожного покрова. Снижении аппетита, генерализация процесса, похудение, слабость и вялость, снижение двигательной активности, раздражительность, беспокойство или апатия, вялость, рвота, жидкий стул, обезвоживание, сухость кожи и слизистых.

Читайте также: