Сестринский процесс при воздушно капельных инфекциях

Обновлено: 28.03.2024

Наиболее часто встречающиеся воздушно-капельные заболевания это – грипп, парагрипп, РС- инфекция, аденовирусная инфекция, коклюш. Воздушно-капельные инфекции прежде всего характеризуются тем, что поражают преимущественно верхние и нижние дыхательные пути. На основании этих симптомов проводится их дифференциальная диагностика и поопределяются подходы к лечению а значит и к уходу.

Основные инфекционные заболевания.

Грипп – острое заболевание, характеризующееся наряду с выраженным интоксикационным синдромом преимущественным поражение трахеи, крупных бронхов и интерстициальной ткани легких с возможным развитие интерстициальной и геморрагической пневмонии.

Парагрипп – острое заболевание протекающее на фоне умеренно выраженного или очень незначительного интоксикационного синдрома с поражением позсвязочного пространства гортани с развитием ложного круппа и как следствие стеноза гортани различных степеней.

Респираторно-синцитиальная инфекция – острое заболевание протекающее с преимущественным поражением мелких бронхов и бронхиол и развитием выраженного бронхообструктивного синдрома нв фоне минимального интоксикационного синдрома.

Аденовирусная инфекция – острое заболевание характеризующееся поражение лимфоидного аппарата верхних дыхательных путей и легких с развитием пневмоний, обструтивного синдрома на уровне сегментарных бронхов. Отличительной особенностью данной инфекции является выраженность поражения лимфоидной ткани ротоглоткии коньюктивы.

Коклюш – острое инфекционное заболевание, характеризующееся приступообразным кашлем с развитием репризов и апноэ у младенцев.

Основные элементы ухода.

Заболевания органов дыхания занимают первое место среди всех болезней, встречающихся в детском возрасте. При поступлении в больницу детей с заболеваниями органов дыхания помещают в светлые, просторные и хорошо проветриваемые палаты. Дети грудного возраста, особенно новорожденные, госпитализируются в боксы или полубоксы на 1 - 2 койки. Температура воздуха в этих помещениях должна быть 20 - 22 о С, без резких колебаний. Не допускаются сквозняки. Проветривать палаты и боксы необходимо не менее 5—6 раз в день в зимний период, а в другое время года значительно чаще. Кровати должны быть чистыми и удобными, при необходимости отгорожены друг от друга переносными ширмами. Влажная уборка в палатах и боксах проводится ежедневно. Для облегчения дыхания приподнимают головной конец кровати или под спину ребенка подкладывают подушку (свернутое одеяло). Детей грудного возраста берут на руки, чаще изменяют положение их в кровати. Обращают внимание на одежду, которая должна быть теплой, удобной и не затруднять дыхание. Необходимо тщательно ухаживать за кожей и слизистыми оболочками, а также ежедневно осуществлять уход за носовыми ходами, ушными раковинами, полостью рта и волосами. Пища должна быть легкоусвояемой, соответствующей кулинарной обработки. Как правило, у больных детей аппетит снижен, поэтому объем пищи должен быть небольшим, а количество жидкости, наоборот, увеличивают. Дают жидкость преимущественно в виде морсов, фруктовых соков, компотов, подслащенной воды. Большое значение в лечении и выхаживании детей с заболеваниями органов дыхания имеют строгое и регламентированное выполнение врачебных назначений, а также оказание больным помощи, включая неотложную.

В период выздоровления ребенку разрешают подготовку уроков, необременительные занятия и игры. При насморке перед кормлением производят туалет носа, очищая носовые ходы с помощью ватного жгутика, смоченного вазелиновым или другим маслом. В отдельных случаях, главным образом у детей раннего возраста, слизь из носовых ходов и полости рта удаляют при помощи электроотсоса. Если у ребенка насморк, то после очищения носовых ходов при необходимости закапывают назначенное врачом лекарственное средство.

При скоплении густого отделяемого в носовых ходах и дыхательных путях медицинский персонал должен быстро оказать квалифицированную помощь, так как малейшее промедление может привести к полной их закупорке развитию асфиксии. Старших детей просят сильно натужившись, высморкаться, младшим удаляют слизь с помощью электроотсоса. При отсутствии эффекта ребенка переводят в реанимационное отделение. Воспаление среднего уха (отит) — осложнение заболеваний органов дыхания, особенно у детей раннего возраста. При катаральном отите на область уха обычно накладывают сухой или полуспиртовой компресс, закапывают "ушные" капли, обладающие обезболивающим и антимикробным действием (отипакс и др.). В случае гноетечения из слухового прохода необходимо провести соответствующий туалет. Для этого сухим или смоченным в растворе фурацилина жгутиком удаляют гнойное содержимое. Дети с заболеваниями органов дыхания обычно жалуются на одышку, кашель, иногда боли в грудной клетке. При одышке, представляющей собой затрудненное дыхание с нарушением ритма и силы дыхательных движений, помощь заключается в том, что ребенку придают в постели приподнятое положение. Под спину подкладывают 2 - 3 подушки, освобождают от тяжелого одеяла и стесняющей одежды. Необходим постоянный приток свежего воздуха, по показаниям проводят ингаляции, оксигенотерапию. При кашле, который может быть как сухим, так и влажным с отделением мокроты, проводят мероприятия, способствующие отхождению мокроты. Детям с сухим кашлем дают теплое питье. При появлении мокроты медицинская сестра должна обращать внимание на количество отделяемого, консистенцию, запах и цвет. Наличие свежей крови или ее прожилок свидетельствует о легочном кровотечении либо вохарканье. Эти сведения необходимо немедленно сообщать врачу. Для лучшего отхождения мокроты применяют так называемый постуральный дренаж: больному создают вынужденное положение тела. При одностороннем процессе, например в верхней доле легкого, больного кладут на здоровый бок, в нижней доле — на живот с опущенным головным концом. В дренажном положении полезно делать массаж грудной клетки путем поглаживания, растирания, разминания и легкого поколачивания мышц спины. Постуральный дренаж проводят 2—3 раза в день по 20—30 мин. Для улучшения дыхания, предотвращения застойных явлений в легких, появления ателектазов и других осложнений детям с заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей даже в острый период показаны физические упражнения. Для уменьшения болей ребенка чаще всего кладут на больной бок, хорошо укрывают. При заболевании гриппом ребенку обеспечивают покой, постельный режим. При высокой температуре тела проводятся физические методы охлаждения. При стенозе помощь ребенку осуществляется безотлагательно. Являясь грозным осложнением парагриппа (и других ОРВИ) ложный круп представляет собой острый стенозирующий ларинготрахеит и чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста. О крупе свидетельствуют появление, как правило, вечером или ночью приступообразного лающего кашля и затрудненного вдоха. При развитии крупа следует немедленно вызвать врача, оказать неотложную помощь: создать спокойную обстановку, обеспечить приток свежего воздуха, дать теплое щелочное питье, провести отвлекающие местные процедуры (ножные ванны). Эффективны ингаляции с гидрокортизоном. После оказания экстренной помощи показана срочная госпитализация. При развитии удушья немедленно проводят ИВЛ. При острой дыхательной недостаточности помощь заключается в проведении оксигенотерапии, респираторно ингаляционной терапии, ИВЛ. Ингаляционная терапия проводится с помощью портативных или стационарных аппаратов. Океигенотерапия является наиболее эффективным способом, с помощью которого можно ликвидировать или уменьшить артериальную гипоксемию (низкое содержание кислорода в крови). Используются различные способы: увлажнитель и дозатор кислорода; автоматический регулятор кислорода во вдыхаемом воздухе. Нескольких суток непрерывно при постоянной концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе, равной 24 - 44 %. Важнейшее условие оксигенотерапии – не превышение избыточной концентрации кислорода во вдыхаемой кислородно-воздушной смеси. При применении носовых катетеров лучше использовать двойные изогнутые канюли из мягкого пластика с двумя короткими надставками, которые вводят в носовые ходы и фиксируют. Подаваемый кислород обязательно должен быть увлажнен, для чего его пропускают через дистилированную воду. Кроме того, используют лицевые маски, создающие определенную концентрацию кислорода. Используются пластмассовые колпаки и тенты для головы. Они могут быть снабжены дозатором кислорода, обеспечивающим определенную его концентрацию. Респираторно ингаляционная терапия заключается в проведении вспомогательной искусственной вентиляции легких (ВИВЛ) в сочетании с ингаляционной терапией. ВИВЛ проводят с помощью аппаратов ИВЛ. Данный метод позволяет проводить направленную оксигенотерапию, ингаляции аэрозолей в режиме положительного давления в конце выдоха. Особое значение респираторноингаляционная терапия имеет в профилактике и лечении послеоперационных легочных осложнений. Искусственная вентиляция легких используется для поддержания газообмена в организме. Для проведения этой процедуры ребенка необходимо уложить на спину с откинутой назад головой, чтобы улучшить проходимость дыхательных путей; расстегнуть одежду, стесняющую грудную клетку. При необходимости выполнятется тройной прием (разгибание головы, открывание рта, выдвижение вперд нижней челюсти). Если в полости ротоглотки имеются рвотные массы или слизь, то их удаляют при помощи

Критериями эффективности ИВЛ являются движения (экскурсии) грудной клетки при вдохе, "дыхательный" шум при выдохе, исчезновение синюшности и мрамор ности кожных покровов. Вопрос о целесообразности продолжения ИВЛ ручным методом или подключении больного к аппарату искусственного дыхания решает врач.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по теме: Особенности ухода за больными с воздушно-капельными инфекциями

1. В чем заключаются особенности ухода и соблюдения, санитарногигиенического режима у больных с заболеваниями органов дыхания?

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Сестринский уход при инфекционных заболеваниях дыхательных путей. МДК.02.01.0.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сестринский уход при инфекционных заболеваниях дыхательных путей. МДК.02.01.0.

Сестринский уход при инфекционных заболеваниях дыхательных путей. МДК.02.01.05. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в педиатрии Преподаватель: Фоменко Г.Г.

ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ Возбудителями инфекционных болезней дыхательных пу.

ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ Возбудителями инфекционных болезней дыхательных путей являются вирусы (грипп, паротит и т.д.) или бактерии (пневмококки, стрептококки, менингококки, стафилококки, коклюшные, дифтерийные, туберкулезные палочки и др.) . Основной механизм передачи инфекций — воздушно-капельный. Большая часть инфекционных заболеваний дыхательных путей человека объединена общим названием — острые респираторные заболевания, возйикновение которых обусловлено различными (около 200) возбудителями, относящимися большей частью к вирусам (вирусы гриппа, простого герпеса, аденовирусы, риновирусы и т.д.). Источником инфекции является больной человек, страдающий любой клинической формой острых респираторных заболеваний. Заболевание регистрируется либо в единичных случаях, либо носит характер эпидемической вспышки, что особенно проявляется в организованных коллективах. Клиническая картина всех респираторных заболеваний имеет общие черты: слабо выраженные явления общей интоксикации; преимущественное поражение верхних отделов дыхательных путей и. общее доброкачественное течение. Болезнь проявляется в виде воспаления слизистых носа, носоглотки, трахеи, бронхов и реже — воспаления легких. При заражении аденовирусами или парагриппозными вирусами может возникнуть отек и воспаление слизистой гортани. Длительность заболеваний по времени колеблется и при отсутствии осложнений (пневмоний) в среднем составляет 7 — 8 дней.

Острые респираторные заболевания Группа острых респираторных заболеваний (ОРЗ.

Острые респираторные заболевания Группа острых респираторных заболеваний (ОРЗ) характеризуется полиэтиологичностью и сходством клинических проявлений при широком диапазоне тяжести течения и локализации поражения респираторного тракта. Различают ОРЗ, вызываемые вирусами, хламидиями, микоплазмами, бактериями, и ассоциированные ОРЗ (вирусно-вирусные, вирусно-бактериальные, вирусно-микоплазменные). Значительное место принадлежит ОРЗ вирусной и микоплазменной природы, что обусловлено их повсеместным распространением и высоким удельным весом в патологии человека. Среди вирусных ОРЗ наибольшее значение имеют грипп, парагрипп, респираторно-синцитиальная инфекция, адено- и риновирусная инфекция. По данным официальной статистики, гриппом и другими ОРЗ ежегодно болеют около 40 млн человек. Только в России в период эпидемических подъемов заболеваемости гриппом в последние годы регистрируется до 7 млн больных гриппом, а заболеваемость другими острыми респираторными инфекциями суммарно значительно превосходит эти цифры.

Грипп Грипп — острая вирусная инфекция, характеризующаяся интоксикацией и пор.

Характеристика вируса гриппа Вирус гриппа относится к семейству ортомиксовиру.

Клиническая картина Различают типичное и атипичное течение гриппа, а по тяжес.

Парагрипп Парагриппозная инфекция (Infectio paragripposa) — острое вирусное з.

Парагрипп Парагриппозная инфекция (Infectio paragripposa) — острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренно выраженными симптомами интоксикации и поражением верхних дыхательных путей, преимущественно гортани. Исторические сведения. Парагриппозный вирус впервые был выделен Р.Ченоком в 1954 г. из носоглоточных смывов ребенка, больного острым ларинготрахеитом. В 1957 г. тот же автор выделил от детей два новых типа вирусов. Позже в группу парагриппозных вирусов был включен открытый в 1952 г. в Японии так называемый вирус гриппа D (Сендай).

Этиология, патогенез, клиническая картина парагриппа. В настоящее время извес.

Аденовирусная и распираторно-синцитиальная инфекции. Аденовирусная инфекция -.

Аденовирусная и распираторно-синцитиальная инфекции. Аденовирусная инфекция - острая антропонозная вирусная инфекция, поражающая слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз, кишечника, лимфоидную ткань и протекающая с умеренно выраженной интоксикацией. Аденовирусы человека впервые выделил У. Роу (1953) из миндалин и аденоидов детей, а затем у больных ОРВИ и атипичной пневмонией с явлениями конъюнктивита. При аденовирусной инфекции с первых же дней болезни отмечается обильный слизистый или слизисто-гнойный насморк, влажный кашель, характерно последовательное поражение всех участков дыхательного тракта, а также конъюнктивиты, острые тонзиллиты (воспаление миндалин), увеличение лимфатических узлов. Интоксикация в начале болезни незначительная, но с развитием заболевания постепенно нарастает. Для аденовирусной инфекции характерно более длительное — до 20-30 дней, часто волнообразное течение, т.е. после исчезновения основных симптомов они появляются вновь через 2-5 дней. Респираторно-синцитиальная инфекция (сокращенно – PC-инфекция) является острым вирусным заболеванием, при котором симптомы интоксикации умеренно выражены, преимущественным поражаются нижние дыхательные пути. При РС-инфекции у детей раннего возраста часто развиваются бронхиолиты и интерстициальная пневмония.

Сестринский уход 1. Изолировать ребенка, ограничить контакт с другими детьми.

Сестринский уход 1. Изолировать ребенка, ограничить контакт с другими детьми и посторонними людьми. 2. В комнате, где находится ребенок, надо поддерживать комфортный климат: температура воздуха в дневное время – 20–22 °C, в ночное – 18–20 °C. Проводить регулярно проветривание комнаты, влажную уборку. 3. Питание ребенка должно быть соответствующим возрасту, витаминизированным, легкоусвояемым. Рекомендуется кормить ребенка часто, небольшими порциями, позволять самому выбрать меню. Показано обильное питье (чай, морсы, компоты, газированная вода; при влажном кашле – молоко с газированной водой для облегчения отхаркивания мокроты). 4. Следует обеспечить физический и эмоциональный покой больному ребенку. 5. Обязательным является постоянное наблюдение за ребенком: измерение температуры тела, подсчет дыхательных движений, пульса, контроль общего самочувствия. 6. Регулярно выполнять назначения врача: давать лекарства, после понижения температуры тела проводить физиотерапевтические процедуры (с 3–4 суток – горчичные ножные ванны, горчичные обертывания, согревающие компрессы на грудную клетку), ЛФК, массаж (с 7-го дня заболевания).

Теоретическое занятие (лекция) №23

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Преподаватель Чехо О.И.

Тема Сестринский уход при ОРВИ у детей.

ОРВИ (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция. Источник, пути передачи. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика

Опорный конспект

Инфекции дыхательных путей – это острые инфекционные заболевания, возникающие вследствие попадания инфекционных агентов с помощью аэрогенного механизма заражения. Заболевания контагиозны, они поражают отделы дыхательной системы как первично, так и вторично, сопровождающиеся воспалительными явлениями и характерными клиническими симптомами. К инфекциям верхних дыхательных путей относятся в первую очередь те, которые локализуются в структурах, расположенных выше гортани.

Источником инфекции является больной человек.

Вероятность заболеть при контакте с вирусом связана с двумя очень важными параметрами:

• Концентрация вируса в воздухе.

• Активность вирусов. Оба этих параметра главным образом связаны с характеристиками воздуха, которым мы дышим. Высокую концентрацию вируса в воздухе можно создать только в помещениях.

ГРИПП

Инкубационный период при гриппе - от 12-48 часов до двух суток (редко 72 ч).

Чем больше доза и токсичность вируса, тем тяжелее заболевание и короче инкубационный период.

В течение первых двух суток развивается картина инфекционного токсикоза: повышается температура тела до 39°-С40°С, наблюдается беспокойство, адинамия, сильная головная боль, нарушение сна, нередко бред, галлюцинации. Иногда интенсивность головной боли делает этот симптом ведущим.

Характерная локализация головной боли в лобно-теменных отделах головы и ее интенсивность являются важным дифференциально-диагностическим признаком.

Для гриппа характерны боль в глазных яблоках, животе, пояснице. Возможна сильная слабость, тошнота, рвота. На фоне интоксикации может быть дисфункция кишечника.

При тяжелой форме гриппа наблюдаются симптомы нейротоксикоза: потеря сознания, кратковременные судороги и менингеальные симптомы.

В результате повышения проницаемости сосудов и гемодинамических расстройств возможны прявления геморрагического синдрома: носовые кровотечения, мелкая геморрагическая сыпь на коже лица, шеи, верхней половины туловища и слизистых, развитие отека головного мозга, отека легких, ДВС-синдрома.

Симптомы поражения верхних дыхательных путей появляются, как правило, на 1-2 дня позже начала общетоксических симптомов и выражены скудно: заложенность носа, незначительные слизисто-серозные выделения, сухой мучительный кашель, боль за грудиной(трахеит). В зеве яркая гиперемия, легкая отечность дужек и язычка, мелкая зернистость задней стенки глотки.

Течение неосложненного гриппа 5-7 дней. Температурная реакция длится не более 4-5 дней.

Осложнения со стороны легких представляют наибольшую опасность для ослабленных лиц, страдающих хроническими сердечнососудистыми заболеваниями. Второе место по частоте занимают осложнения со стороны ЛОР- органов (синуситы, отиты, фолликулярные и лакунарные ангины), пиелонефрит, цистит, холангиты.

Клинические особенности гриппа у новорожденных и детей первого года жизни.

Характерно постепенное начало, с незначительного подъема температуры, симптомы интоксикации выражены умеренно, отмечается бледность кожных покровов, отказ от груди, может быть повторная рвота и снижение веса. Катаральные явления в виде "сопения", кашля. Характерно тяжелое течение заболевания за счет бактериальных осложнений в виде отита, пневмонии. Летальность в 3 раза выше, чем у детей старшего возраста.

Клинические особенности гриппа у детей в возрасте от1 до 3 лет.

Грипп протекает особенно тяжело с выраженными симптомами интоксикации, развитием нейротоксического и менингоэнцефалического синдромов. Катаральные симптомы со стороны верхних дыхательных путей выражены слабо.

Часто поражение нижних дыхательных путей: стенозирующий ларинготрахеит, обструктивный бронхит, пневмония.

Бактериальные осложнения: гнойный отит, синусит, пневмония.

ПАРАГРИППОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Острое респираторное вирусное заболевание, вызываемое вирусами парагриппа характеризуется явлениями интоксикации и катаральным синдромом и протекает преимущественно по типу ринофаринголарингита, ларингита. Парагриппозная инфекция наблюдается круглый год с сезонными подъемами заболеваемости.

Инкубационный период в среднем 3-4 дня.

Парагрипп имеет подострое начало, симптомы заболевания нарастают ко 2-3-му дню болезни, однако возможно и острое начало болезни. Заболевание начинается общим недомоганием, повышением температуры, незначительной головной болью, заложенностью носа, сухим кашлем. Температура тела повышается постепенно и колеблется от субфебрильных до высоких цифр, причем повышение температуры выше 39°С отмечено у трети больных. Максимальный подъем лихорадки па второй день болезни наблюдается у половины больных, однако в ряде случаев он может быть как в первый, так и третий и более поздние дни болезни. Продолжается лихорадка от 1 до 9 и более дней. У больных наблюдается озноб или, чаще, познабливание, которое может повторяться в первые 2-3 дня болезни. Боли в мышцах, ломота, недомогание наблюдаются примерно у половины больных.

Синдром интоксикации умеренный, его интенсивность нарастает к 3-му дню болезни, а продолжительность составляет от 1 до б и более дней.

АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

ОРВИ аденовирусной этиологии характеризуется выраженным катаральным синдромом в виде ринита, фарингита, тонзилита, катарального конъюнктивита и симптомами интоксикации. Удельный вес аденовирусных заболеваний среди ОРЗ у взрослых колеблется от 2 до 15%.

Инкубационный период чаще 5-6 дней, реже 9-11 дней.

Характерно острое начало заболевания с подъемом температуры и появлением симптомов интоксикации.

Продромальный период продолжительностью до 3 сут наблюдается у 30 % больных и проявляется недомоганием, кашлем, насморком, болями в горле.

ДИАГНОСТИКА

-Экспресс-метод иммунофлюоресценции обнаружения вируса гриппа

-Серологические методы (РТГА, РСК).

Диагностическим считается нарастание титра АТ в 4 и более раз -ОАК, ОАМ, биохимический анализ крови (С-реактивный белок, глюкоза крови) -ЭКГ по показаниям -Рентгенограмма органов грудной полости, пазух носа по показаниям

ЛЕЧЕНИЕ

Больные тяжелыми и осложненными формами лечатся в инфекционных отделениях.

Этиотропная терапия противовирусными препаратами (арбидол, виферон, кипферон, циклоферон), при гриппе противогриппозный иммуноглобулин

Патогенетическая терапия включает:

-Антигистаминные препараты: супрастин, фенистил

-Антибактериальные препараты при развитии осложнений либо детям с сопутствующими хроническими заболеваниями (цефалоспорины, макролиды)

Дезинтоксикационная терапия глюкозо-солевыми растворами Препараты с антипротеазной (контрикал, гордокс) и антиоксидантной (вит.С, олифен) активностью

-Жаропонижающие средства: парацетомол, нурофен.

При "белой" в литическую смесь. При "красной" применяют физические методы охлаждения. гипертермии. -

-Муколитики и отхаркивающие средства: амброксол, бромгексин

-При выраженной заложенности носа - сосудосуживающие капли 5-6 дней

-Для уменьшения проницаемости сосудистой стенки используют аскорбиновую кислоту, препараты кальция, рутин.

Профилактика.

Основана на комплексном подходе и включают специфическую вакцинопрофилактику (грипп).

сокращение контактов детей грудного и раннего возраста, особенно в сезоны повышения респираторной заболеваемости: сокращение использования городского транспорта, удлинение времени прогулок, мытье рук членами семьи с ОРВИ.

Закаливание детей, если и не предупреждает ОРВИ полностью, способствует более легкому их течению.

Физическое воспитание, рефлексопрофилактика (самомассаж), полоскание горла прохладной водой, сон с открытыми окнами, фрамугами. Водные процедуры (купание в ванных, бассейнах) также способствуют общему закаливанию и профилактике ОРВИ.

Частые прогулки на свежем воздухе, занятия спортом (плавание, лыжи, коньки, легкая атлетика и др.) являются хорошими помощниками в комплексе профилактики ОРВИ и гриппа.

Для иммунокоррекции применяют: витамины и пищевые добавки, содержащие витамины и жизненно важные микроэлементы, адаптогены растительного происхождения. Наиболее широко применяют витамины в возрастных дозировках. Их принимают курсами в течение 20–30 дней 2–3 раза в день после еды.

УХОД ПРИ ОРВИ

-на время лихорадки рекомендуется постельный режим

-Организовать масочный режим

-Влажная уборка и проветривание помещений

-Обильное теплое витаминизированное питье (морс, настой шиповника). Дробно, небольшими объемами, постоянно в течение дня

-Диета щадящая, предпочтение молочно-растительному питанию, в рацион добавляют фрукты. Увеличивают число кормлений с уменьшением разового объема. Насильно не кормить!

-Своевременная смена постельного и нательного белья

-Ежедневно протирать кожу ребенка полотенцем, смоченным водой

-Тщательный уход за слизистыми полости рта, носа, глаз

-При насморке кожу вокруг носа обрабатывать маслом. Маленьким детям необходимо удалять содержимое из носа резиновой грушей или эл.отсосом. Особенно важно для грудных детей, т.к. нарушенние носового дыхания мешает им сосать. Они отказываются от еды и быстро теряют в весе.

-Организовать правильный режим дня с удлинением сна и обязательным дневным сном

Рабочая тетрадь по теме: Воздушно-капельные инфекции предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Методический материал содержит разнообразный материал направленный на разные уровни усвоения материала.

ВложениеРазмер
rabochaya_tetread_fesenko_v-k_inf.docx 70.18 КБ

Предварительный просмотр:

Специальность Сестринское дело (очная и очно - заочная

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях

Раздел «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ТЕМЕ

Методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Информация размещена на сайтах:

Утверждено на заседании

Методического совета колледжа

Протокол № ___ от _________ 20____ г.

Председатель методического совета

_________________ Е. П. Карцева

Цели методических рекомендаций: повысить эффективность знаний по изучаемой теме, научить студентов осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения возложенных на них профессиональных задач, а так же для профессионального и личностного развития обучающихся, способствовать формированию профессиональных знаний и умений.

Рецензенты: Саттаров В.Я., заведующий отделением по специальности

Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)

Каравашкин В.А. зам. главного врача по инфекционным

отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5, главный инфекционист г.о.

на методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Предложенные Фесенко И.С. методические рекомендации, предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и состоят из мотивационно – целевого блока и контролирующего блока.

Материал в рабочей тетради изложен последовательно, логично, отличается системностью, целесообразностью и доступностью для студентов. В данном пособии представлены разнообразные задания, представляющие возможность поэтапного самоконтроля усвоения учебного материала.

Методические рекомендации обеспечивают необходимые условия для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, и способствуют развитию профессиональных способностей студентов.

Данная рабочая тетрадь может быть рекомендована для использования в учебном процессе медицинского колледжа.

заведующий отделением по специальности

Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)

на методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Все задания, предложенные в рабочей тетради разноплановые: таблицы для заполнения, глоссарий, блиц – опрос, тесты, ситуационные задачи, выполнение их способствует формированию профессиональных компетенций.

В рабочей тетради отражены наиболее актуальные инфекционные заболевания с воздушно-капельным механизмом передачи: грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, дифтерия, менингококковая инфекция.

Зам. главного врача по инфекционным

отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5,

главный инфекционист г.о. Тольятти Каравашкин В.А.

Рабочая тетрадь включает в себя два блока:

- мотивационно - целевой блок

- тренирующий (контролирующий) блок

Тренирующий (контролирующий) блок, предназначен для закрепления и самоконтроля полученных знаний и включает в себя глоссарий по изучаемой теме, блиц-опрос, таблицы для заполнения, задания в тестовой форме, ситуационные задачи и тд.

Подготовка специалистов, тренировка и развитие профессиональных знаний и умений до уровня высокой квалификации, соответствующих требованиям ФГОС СПО – главная цель этих рекомендаций.

Рекомендуемый порядок работы с методическими рекомендациями.

Изучение материала необходимо начать с ознакомления с теоретическим материалом, указанным в списке рекомендуемой литературы, данными Интернет-источников, лекционным материалом. Затем приступить к выполнению заданий, точно следуя указаниям (заполнить таблицы, ответить на вопросы блиц-опроса, выполнить тестовые задания, написать глоссарий, решить ситуационные задачи и тд.).

Требования к изучению темы

- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента с воздушно-капельными инфекциями (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, менингококковая инфекция, дифтерия), организацию и оказание сестринской помощи;

- пути введения лекарственных препаратов;

- виды, формы и методы реабилитации;

-правила использования аппаратуры, изделий медицинского назначения;

- особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-осуществлять сестринский уход за пациентом с воздушно-капельными инфекциями;

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первично-санитарной помощи и в условиях стационара;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- вести утвержденную документацию.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций , соответствующих основн ому вид у профессиональной деятельности:

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами;

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

  1. Менингит 11. Экзантема
  2. Энцефалит 12. Афония
  3. Менингококкцемия 13. Гиперестезия
  4. Трахеит 14. Стеноз
  5. Ларингит 15. Серодиагностика
  6. Фарингит 16. Дегидратация
  7. Ринит 17. ИТШ
  8. Лимфаденопатия 18. Асфиксия
  9. Миокардит 19. Коллапс
  10. Конъюктивит 20. ИФА

Установите соответствие между заболеваниями

и клиническими признаками

А) Острое начало, выражены

симптомы интоксикации, с первых дней болезни лимфаденопатия,

часто возникает на фоне иммунодефицита.

Б) Острое начало, умеренно выраженная интоксикация, резко выражен катаральный синдром – ринофарингит, конъюнктивит, лимфаденопатия, может быть увеличение печени и селезенки.

Г) Постепенное начало, субфебрильная температура, интоксикация менее выражена, трахеит, ларингит.

Аннотация: в представленных тезисах дипломной работы описываются результаты исследования востребованности пациентов в профилактике Гриппа и ОРВИ, проведенного среди пациентов кардиологического отделения. В работе делается акцент на обучение пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при респираторных инфекциях и основам ухода. Автор пришел к выводу о заинтересованности пациентов в обучении с использованием наглядной памятки, где отражены основные моменты профилактики.

Ключевые слова: пациент, респираторная инфекция, профилактика, противоэпидемические мероприятия.

В своей повседневной практике медицинскому работнику приходится сталкиваться с различными инфекционными заболеваниями дыхательной системы. Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) - один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей.

В наибольшей степени подвержены сезонной заболеваемости лица из так называемых групп риска: дети, пожилые, больные с различными видами иммунодефицитов, бронхолегочными заболеваниями, болезнями почек, сахарным диабетом, сердечнососудистыми заболеваниями. ОРВИ и грипп постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему человека. Эпидемиологические исследования продемонстрировали связь между сердечнососудистой смертностью и эпидемиями гриппа, а также показали снижение сердечнососудистой смертности после вакцинации от гриппа.

Целью данной работы является определение роли медицинской сестры в профилактике респираторных заболеваний органов дыхания.

Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи :

1) дать краткую характеристику респираторным заболеваниям органов дыхания;

2) определить роль медицинской сестры в профилактике респираторных заболеваний органов дыхания;

3) разработать памятку для пациентов и его окружения по профилактике гриппа и ОРВИ.

Объект исследования : терапевтическое отделение ГКБ № 15 имени О.М. Филатова.

Предмет исследования : пациенты, имеющие сердечно – сосудистую патологию.

Методы исследования : анализ статистических данных, анкетирование пациентов.

Анкетирование было анонимное и включало вопросы о профилактике респираторных инфекций. В анкету включены возрастно – половые вопросы, профессиональная занятость больных, наличие вредных привычек, вопросы о распространении гриппа и ОРВИ, частота заболевания гриппом и ОРВИ за год, вопросы о профилактике гриппа и ОРВИ, вопросы о медицинской помощи в период болезни.

Всего было опрошено 50 больных, из них 27 женщин и 23 мужчины.


Диаграмма № 2: Распределение больных по полу.

Возраст респондентов распределился следующим образом: от 16 до 30 лет – 3 больных, от 31 до 40 лет – 9 больных, от 41 до 55 лет – 12 больных, старше 56 лет – 26 больных.


Диаграмма № 3: Распределение больных по возрасту.

На вопрос знают, что такое профилактика ОРВИ респонденты ответили: да – 10 больных, нет 15 больных, и имеют частичное представление – 23 больных.



Диаграмма № 4: Распределение по распространению гриппа и ОРВИ.

Ответы на вопрос, о мерах профилактики распределились следующим образом: посещение врача – 16 больных, приём лекарств – 20 больных, занятие спортом - 18 больных, свой вариант - больных


Диаграмма № 5: Меры профилактики гриппа и ОРВИ.

На вопрос о самостоятельном приеме лекарственных препаратов при заболевании и профилактике ОРВИ, утвердительно ответили 34 больных, и нет – 16 больных.


Диаграмма № 7: Самостоятельный прием лекарственных препаратов при заболевании и для профилактики гриппа и ОРВИ.

В работе особое внимание уделялось неспецифической профилактике и составлению памятки для пациента и лиц, ухаживающих за ним.

На заметку! Больному:

  • изолируйте больного от остальных членов семьи;
  • воздержитесь от приема посетителей. Помните, что звонок по телефону безопаснее, чем визит;
  • прикрывайте рот при кашле;
  • чаще мойте руки водой с мылом или протирайте их спиртосодержащей жидкостью для очистки рук, особенно после кашля или чихания;
  • используйте бумажные одноразовые полотенца и платки. Например, у всех членов семьи полотенца могут быть разного цвета.

На заметку! Лицам, ухаживающим за пациентом:

  • По возможности, только один взрослый в доме должен осуществлять уход за больным.
  • Избегайте того, чтобы за больным ухаживала беременная женщина.
  • Все члены семьи должны часто мыть руки водой с мылом или протирать их спиртосодержащей жидкостью для рук, в частности, после каждого контакта с больным, после посещения комнаты, в которой находится больной.
  • По возможности, поддерживайте надлежащий режим вентиляции в помещениях общего пользования
  • Поддерживайте чистоту поверхностей, протирая их с использованием хозяйственных дезинфектантов согласно инструкциям на этикетке продукта.
  • Нельзя использовать другим лицам предметы после больного без предварительной обработки (стирка, мытье).
  • Стирайте постельное белье отдельно от остального белья, собирая белье в мешок. Мойте руки водой с мылом или протирайте спиртосодержащей жидкостью для рук сразу после того, как Вы соприкасались с грязным бельем.

Столовую посуду следует мыть либо в посудомоечной машине, либо вручную с использованием воды с мылом.

Если вы ухаживаете за пациентом:

  • Избегайте того, чтобы Ваше лицо находилось напротив лица больного.
  • Если Вы держите на руках больного маленького ребенка, положите его подбородок себе на плечо, чтобы он не кашлял Вам в лицо.
  • Ухаживающий за больным, должен носить маску, когда он покидает дом, чтобы не распространять грипп в случае, если он находится на ранней стадии инфекции.
  • Наблюдайте за собой и за членами семьи на предмет появления симптомов гриппа, в случае появления этих симптомов сразу обратитесь к врачу.
  • Для профилактики гриппа можно использовать противовирусные препараты, после консультации с врачом.
  1. Медицинская сестра должна знать что, в комплексе противоэпидемических мероприятий против гриппа и респираторных инфекций используются два основных способа, предупреждающих вирусные заболевания: специфическая профилактика (вакцинопрофилактика), и не специфическая защита.
  2. Медицинская сестра должна активно участвовать в неспецифической профилактике воздушно – капельных инфекциях.
  3. Медицинская сестра обучает пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при респираторных инфекциях, основам ухода за пациентом при температуре.
  4. Медицинская сестра проводит санпросвет работу с населением о вреде курения и о здоровом образе жизни (закаливание, физическая нагрузка).

Список использованной литературы

1. Гаращенко Т.И., Богомильский М.Р., Маркова Т.П. Бактериальные иммунокорректоры в профилактике заболеваний верхних дыхательных путей и уха у часто болеющих детей. Consilium medicum.–Педиатрия (приложение), 2002, т.4, N 3, с. 7–14.

2. Ершов Ф.И., Чижов Н.П. Химиопрепараты против наиболее распространенных вирусных инфекций. Materiamed., Фармарус, 1996, N 2(10), с. 15–27.

3. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Чебуркин А.В., Захарова И.Н. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации. Руководство для врачей. М., 2011.

4. Маркова Т.П., Чувиров Д.Г., Гаращенко Т.И. Механизм действия и эффективность Бронхо–мунала в группе длительно и часто болеющих детей. Иммунология, 2009, N 6, с. 49–52.

5. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. ГЭОТАР–МЕД, 2011, 399с.

6.A.M.Palach, I.A. de Bruijn, J. Nauta. Influenza immunization .J.ofClin. Research., 1999, v.2, р. 111–139.

7. Таточенко В.К., Дорохова Н.Ф., Шмаков С.Г. Экологические факторы и болезни органов дыхания у детей. В кн. Экология и здоровье детей, под ред. Студеникина М.Я., Ефимовой А.А. М., Медицина, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Роль медицинской сестры в профилактике гестозов

Гестозы представляют собой осложнение физиологически протекающей беременности, связанное с нарушением процесса адаптации организма матери к беременности и характеризующееся напряжением компенсаторных .


Роль медицинской сестры в профилактике детского травматизма в домашних условиях.

Проблема предупреждения детского травматизма актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной м.


Статья " Роль медицинской сестры в профилактике плоскостопия"

Статья " Роль медицинской сестры в профилактике плоскостопия" из опыта работы.

Презентация "РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ"

Рассмотрены пути инфицирования вирусными гепатитами (механизм, способы передачи). Учитывая опасность, которую несёт вирусное поражение печени, особую важность приобретает роль медсестры в профила.


Роль медицинской сестры в профилактике абортов.

В настоящее время аборт продолжает оставаться серьезной проблемой охраны репродуктивного здоровья российских женщин. Распространенность и динамика абортов - это один из немногих показателей, по которы.


Роль медицинской сестры в профилактике негативного влияния вредных привычек на репродуктивную систему женщины.

Репродуктивный возраст - период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребёнка. В среднем репродуктивный возраст женщины составляет 15 - 44 года.

Читайте также: