Шистосомоз в древнем египте

Обновлено: 18.04.2024

Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости). Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.

В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства.

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина – моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны. Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие территории Африки и Азии. Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник и в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI-XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали историки средневекового арабоязычного Востока и французские врачи, сопровождавшие Наполеона в его походе в Египет. В настоящее время шистосомозами поражено около 200 миллионов жителей нашей планеты; свыше 500 миллионов подвергаются риску заражения. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством Всемирной организации здравоохранения с 1958 г. по предложению Египта – страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) – хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н. э.

В 1930 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед (Breasted J. Н.) впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома (рис. 25).

Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики.

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать.

В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой.

Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Египетский папирус


Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры древнего Египта было врачевание. Оно возникло из практического опыта народа. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей.

Первые представления о строении человеческого тела. (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (ученые полагают, что современное слово "химия" произошло от древнего названия Египта — "Кемет", или "Кхемет").

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той существенной оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н.э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э.Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с "кипящей медью". Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей) и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

"Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Со-хмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, — везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену. "

Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н.э. определяли болезни по пульсации сосудов, т.е. по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела. Известно, что наивысшего расцвета в древнем мире пульсовая диагностика достигла в древнем Китае (тексты III в. до н.э. и позднее).

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). По мнению академика В.В.Струве, египетские врачеватели первыми нанесли удар магическому миропониманию, — вот почему медицина оставалась славой Египта и в дни расцвета греческого врачебного искусства.

Так, уже в V в. до н.э. египтяне, по свидетельству Геродота, были убеждены в том, что "все людские недуги происходят от пищи". Вот почему "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами" (Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф.Г.Мищенка. — 2-е изд. — Т. 2. -М., 1888. —С. 77.) (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г.Эберса (XVI в. до н.э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". Папирус содержит 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.


При составлении лекарств широко использовались растения (ЛУК, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Так, лекарство для изгнания глистов ("умерщвления червей") содержало среди прочих компонентов: косточек фиников — 1/8, растения дисарт — 1/8, сладкого пива — 25 частей. Пропись заканчивалась словами: "сварить, смешать, выпить — выйдет тотчас". В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.


В то же время многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются ссылками на магические заклинания и заговоры, которые как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д.


Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствами В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости). Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.


В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют Описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные научные доказательства.


Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний — мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны под названием ааа в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообща-ют, что характерными признаками заболевания ааа были наличие червей в организме, появление крови в моче ("египетская гематурия"), поражение прямой кишки и понос.
Существование шистосомоза в древнем Египте подтверждается исследованием египетских мумий (XX династия, XII в. до н.э.), в почках которых обнаружено большое количество кальцифицированных яиц его возбудителя — Schistosoma haematobium.


Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны. Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие территории Африки и Азии. Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI-XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали историки средневекового арабоя-зычного Востока и французские врачи, сопровождавшие Наполеона в его походе в Египет. В настоящее время шистосомо-зами поражено около 200 млн. жителей нашей планеты; свыше 500 млн. подвергаются риску заражения. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством Всемирной организации здравоохранения с 1958 г. по предложению Египта — страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела (анатомии) и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус XVI в. до н.э., названный именем исследовавшего его ученого — Эдвина Смита. В 1930 г. американский египтолог Дж.Г.Брэстед (Breasted, J.H.) впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома (рис. 1).

Рис. 1 Издание "Хирургического папируса Эдвина Смита". Чикаго, 1930. Слева — титульный лист, по середине — фрагмент иератического текста, справа — его иероглифическая транслитерация. Москва. Российская государственная библиотека.

  • 1) "Это болезнь, которую я могу вылечить";
  • 2) "Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить";
  • 3) "Это болезнь, которую я не смогу вылечить".

"Скажешь ты тому, у кого зияющая рана на голове. "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи ее (рану) жиром, медом, корпией, пока он (больной) не понравится" (Культура древнего Египта. — М.: Наука, 1976. — С. 258.).

В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха у больного, которые автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой.


При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки (".шины") и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э.Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало "тот, кто под ножом", но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и Других больных, нуждавшихся в лечебной помощи "без ножа".

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов — "он, который заботится о зубах" (рис. 2).

Рис. 2. Рельеф на деревянной панели из мастабы зодчего Хеси-Ра — древнейшего из известных в истории врачевателей зубов. Саккара. III династия. XXVIII в. до н.э. Каир. Египетский музей.


Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубо-врачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти (рис. 3) и прижизненному выпадению зубов.

"На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые явились причиной обширных заболеваний челюсти, — писал М.А.Раффер (Ruffer, M.A.), долгие годы занимавшийся изучением патологической гистологии древнеегипетских мумий и скелетов. — Однако пациент умирал без облегчения, которое могло бы быть результатом простой операции".

Даже у фараонов, при которых служили "главные зубоврачеватели Великого дома" (греч. per ao — большой дом; отсюда произошло — фараон), не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.


Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище:

  • "Египтяне. пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь", — писал Геродот в V в. до н.э. (Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф.Г.Мищенка. — 2-е изд. — Т. 2. — М., 1888. — С. 37.).
  • "Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснется свиней, то сразу же идет к реке и в одежде, которая на нем, погружается в воду" (Там же. — С. 47.).
  • "Против несметных комаров. возвышенной части страны. строят себе особые спальные помещения в виде башен, куда и забираются спать. Ведь комары от ветра не могут летать высоко" (Там же. — С. 95.).>

Не случайно эллины (греки) считали египтян "изобретателями" медицины, и в особенности медицины предупредительной.


Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — "домах жизни" (егип. per anh) в крупных городах: Гелиополь, Саис и др. Поскольку знания носили, главным образом, прикладной характер, в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов иобря-дов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали "правила прекрасной речи" (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.


Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только третьи или четвертые списки этих древних свитков.


Образованного человека называли рех хешу (егип. reh hetu — знающий вещи). Существовал определенный объем знаний, который позволял "узнать знающего по знанию его".


Деятельность врачевателей в древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ни-чем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.

"Врачебное искусство, — писал Геродот, — разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни" (Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф.Г.Мищенка. — 2-е изд. — Т. 2. — М., 1888. — С. 84.).

Во времена Геродота в египетские школы принимали хорошо подготовленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира. Впоследствии выдающиеся философы и писатели античного мира отмечали историческое значение культуры древнего Египта для становления древнегреческой культуры.

". заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена . подлить вознамерилась соку, Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего.
Диева светлая дочь обладала тем соком чудесным; Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона, Им наделила; земля там богатообильная много Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых; Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода"

Перевод с древнегреч. В.А.Жуковского. Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. — М.: Ху-дож. лит., 1981. —С. 71.

Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной истории (в то время как Эллада только вступала в эпоху расцвета — классический период). К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

В настоящее время известно более десяти древнеегипетских свитков из папируса, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Все они записаны в периоды Среднего и Нового царств (II тысячелетие до н. э.). Однако это не исключает возможности существования уже в эпоху Древнего царства более ранних списков этих же папирусов, которые до наших дней не сохранились.

Так, Георг Эберс (1837—1898) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен между 3730 и 3710 гг. до н. э., а ученые-египтологи допускают, что папирус Эдвина Смита (Smith, Edwin, 1822—1906), мог быть копией более раннего текста, составленного в начале III тысячелетия до н. э. (возможно, Имхотепом — врачевателем и архитектором фараона Джосера, который правил ок. 2780 — ок. 2760 гг. до н. э.).

Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства. Так, надпись в гробнице номарха Мечена — сановника фараона IV династии Снофру (XXVIII в. до и. э.) свидетельствует о том, что он был известным “врачевавателем людей нома”.

О недошедших до нас древних трактатах, медицинского содержания свидетельствуют и древние историки. Так, Манефон сообщает о том, что второй царь I династии Атотис (XXVIII в. до н. э.) был искусным врачевателем и составил текст на папирусном свитке о строении тела человека.

врачевание в древнем Египте

Вообще, древние египтяне больше внимания уделяли не жизни, а смерти… однако медицине уже в глубокой древности придавалось большое значение

Мифология и врачевание

Среди главных божеств древнего Египта имевших отношение к врачеванию, был бог письма и знаний Джехути (греч. Тот). Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба — символы мудрости в древнем Египте).
Согласно преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами. Ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сахмет (егип. Могущественная) — богиня войны, супруга верховного бога Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины) и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт, ее изображали в виде самки гиппопотама.
Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период и является ключом к пониманию всей египетской культуры. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его (от греч. balsamon — бальзам).

Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. Однако исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в это ставшее классическим описание.

Понятно, что возможность забальзамировать труп умершего родственника имели не многие. Народ Египта, начиная с додинастического периода, хоронил умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки тела умерших без всякой мумификации оставались почти без изменения: песок высушивал их, предохраняя от дальнейшего разрушения.

Болезни Древнего Египта

В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства.

Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний – мочеполового и кишечного шистосомбзов. Эти болезни описаны под названием Ста в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском.
Древние тексты сообщают, что характерными признаками заболевания были наличие червей в организме, появление крови в моче (“египетская гематурия”), поражение прямой кишки и понос.
Существование шистосомоза в древнем Египте подтверждается исследованием египетских мумий (XX династия, XII в. до н. э.), в почках которых обнаружено большое количество кальцифицированных яиц его возбудителя — Schistosoma haematobium.

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны.
Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие территории Африки и Азии.
Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник и в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI—XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали историки средневекового арабоязычного Востока и французские врачи, сопровождавшие Наполеона в его походе в Египет.


Про Древний Египет ходит масса историй и домыслов. Особенно после появления фильма «Мумия. На первом месте, конечно, стоят истории про строительство пирамид. А на втором – бальзамирование мумий и вообще врачебное искусство древних египтян. Тем более, что врачебное искусство Древнего Египта, на удивление, было невероятно развитым и передовым для своих времён. Судя по многим свидетельствам авторитетных историков, древние египтяне имели обширные знания и опыт в этой области. Включая и опыт в делах интимных.

Ещё при фараоне первой династии Атотисе был составлен своеобразный анатомический атлас человеческого тела. До нас дошли, по меньшей мере, десятки пространных и подробных папирусов, посвященных медицине и фармакологии. А выводы учёных-египтологов, базирующиеся на изучении огромного количества мумий, просто потрясающие: оказывается, древнеегипетские хирурги успешно проводили операции на сердце, пластические операции, пересадку органов и даже могли… менять своим пациентам пол. (Если что, то это не моё утверждение, а – учёных-египтологов).

У древних египтян, судя по всему, было великолепно развито и зубоврачебное дело – у очень многих древних мумий прекрасно сохранились пломбы.


Однако некоторые аспекты медицины и привычного быта древних египтян могут вызвать у нас недоумение и даже отвращение.


Для изгнания болезнетворных духов из человека рекомендовался кал львов, пантеры, козла, газели, страуса, крокодила и т.д., при лечении рожистого воспаления предписывалось местное втирание в кожу фекалий осла и женской мочи.

Известно, что третья из десяти описанных в Ветхом Завете казней египетских – это нашествие на страну кровососущих насекомых, в том числе и вшей. Доподлинно не установлено, имел ли место этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет чесался от вшей – факт.

Религиозные законы предписывали всем египтянам строжайшую гигиену и опрятность: правоверный египтянин должен был носить чистую полотняную одежду, несколько раз в день мыться, обязан был следить за чистотой в своем доме и т.п. Однако, видимо, не всем и не всегда эти предписания помогали, да и не всеми строго соблюдались (впрочем, как и в наше время).

Со временем нашли самый простой и дешёвый способ бороться с педикулёзом – просто на просто брить головы наголо. Это касалось всех: и мужчин, и женщин. При этом знатные или богатые египтяне обычно украшали себя париками. Большинство же их единоплеменников так и жили лысыми. А не расставаться с собственными волосами – было признаком совсем уж низкого социального статуса.


Древние книги свидетельствуют, что в Древнем Египте существовали специализированные родильные дома, из которых можно было вызвать опытных повитух к женщинам, желавшим родить на дому. Правда, доступны были такого рода услуги лишь жителям крупных городов.

Обнаруженный при раскопках древнеегипетского города Кахуна в 1889 году папирус, датируемый примерно 2000 годом до н.э., свидетельствует о довольно развитых представлениях египтян в акушерстве и гинекологи. В этом папирусе описаны кровотечения, нарушения менструального цикла, смещения матки, воспалительные процессы в брюшной полости и молочных железах. Наряду с магическими заклинаниями и ошибочными представлениями (так, египтяне считали, что матка открывается вверх) папирус из Кахуна содержит немало кажущихся вполне разумными советов и рекомендаций. Возможно кто-нибудь даже отважится проверить их действенность. Но если что – это уж на собственный страх и риск. В современных лабораторных условиях эти рекомендации не перепроверялись.


Но, по большей части, у древних египтян существовали очень своеобразные методы контрацепции. Учёные и историки до сих пор спорят: использовались ли презервативы в Древности. Достоверных сведений об этом нет, хотя некие прототипы кондомов, вероятно, существовали уже 12–15 тысяч лет назад.

В Древнем Египте, в основном, практиковалась женская контрацепция, потому как считалось, что контролировать деторождение прекрасный пол должен сам. Чаще всего для этих целей египтянки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев всё с тем же с крокодильим калом. Мужчины же для контрацепции окунали свой половой орган в смолу или луковый сок. Как говорится – без комментариев.


В общем, древне египетские эскулапы были ещё те затейники.

Но в Древнем Египте шистосомоз был настолько широко распространён, что вообще не считался болезнью. Врачи были уверенны: кровь в моче у мужчин – это так же естественно, как и менструация у женщин. Если древний египтянин писал кровью – это было хорошим признаком того, что он готов к отцовству. Кроме того, доподлинно известно, что у древнеегипетских мужчин практиковалось обрезание – ещё задолго до возникновения авраамических религий.


Справедливости ради надо подчеркнуть, что сами древние египтяне уже в 1500 году до н.э. писали довольно убедительные медицинские трактаты о вреде обжорства и тяжёлых последствиях ожирения.


На фото: современная реконструкция облика Тутанхамона


Косметикой в Древности занимались тоже в значительной степени всё те же врачи и фармацевты. Причём пользовались косметическими средствами все, кому это было положено по рангу – и женщины, и мужчины. И, опять-таки, в основном в медицинских целях.

Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз с имитацией удлинения глазной щели делался не только ради красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240 %. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему.


Другой состав косметической краски для глаз включал изумрудного цвета порошок медной руды – хорошее средство профилактики глазных инфекций. В тропических и болотистых районах Нила, где всегда была сильна угроза распространения заразных болезней, такие меры предосторожности были совсем не лишни. К тому же макияж достаточно надёжно защищал кожу от прямых палящих солнечных лучей и пыли.

Но особенно хорошо приготовляли древние египтяне противогнилостные средства. Свое мастерство в этом деле они блестяще доказали бальзамированием трупов.



Египтологам, расшифровавшим древние письмена, стало известно имя легендарного египетского врача Имхотепа, жившего в начале III тысячелетия до н. э. Его труды по медицине переписывались следующими поколениями медиков, а самого искусного врача Имхотепа египтяне стали считать земным богом врачевания.


Древнеегипетский бог Тот, по легенде, создал систему лечения болезней природными средствами, создал египетскую письменность и записал на папирусах самые древние медицинские трактаты, религиозные обряды, астрономические наблюдения.

Сестра и жена бога возрождения и царя загробного мира Осириса (др.егип. jst jrt, Усир; этрусс. Usil — Усил; др.-рус. Авсень (Усень); сабинским названием солнца – Ausel ; др.-греч. Ὄσιρις, лат. Osiris), Исида — богиня Луны, плодородия, воды, ветра и мореплавания, считалась создательницей лекарств, магических основ врачевания и покровительницей детей.


Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II век н. э.).

Сын Исиды и Осириса бог Хор (Гор), его египтяне изображали в виде сокола или человека с головой сокола, он почитался властелином неба и воздуха, покровителем фарона. Искусство врачевания Хор (Гор) воспринял от своей матери Исиды.

Египтянки рожали детей, сидя на корточках.

Исиду почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини Исиды распространился и в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство — Исида с младенцем Гором, стали прообразам Девы Марии с младенцем Иисусом. Гора считали пастырем Божьим, истиной, агнцем Господним.

Сехмет

Сехмет часто ассоциируется с богинями Хатор и Бастет.


Каждому новорожденному египтянину дарили в качестве оберега небольшую статуэтку богини Тауэрт.


Врачевание в древнем Египте.

Магию древние египтяне использовали в одном случае – при чуме, перед лицом Чёрной смерти древние врачи были бессильны.



В системе медицинских знаний и врачевания в древнем Египте было известно благотворное влияние прогревания и горячего обёртывания, египетские врачи использовали прогревающие процедуры при лечении заболеваний суставов, бронхолёгочных заболеваний.

posterlux-drenii_egipet


Во время строительства в Древнем Египте таких гигантских сооружений, как пирамиды, величественные храмы, среди строителей не было массовых заболеваний, несмотря на большое скопление людей — около 10 тысяч человек одновременно работали на строительстве.

Египетские врачи строго следили за тем, чтобы рабочие на строительстве ежедневно мылись после работы, меняли набедренные повязки, из которых состояла вся их одежда. Больных рабочих немедленно изолировали, а бараки, где жили строители пирамид, ежегодно сжигали и строили новые временные жилища на другом месте.


Оказывается, всемирно известные египетские пирамиды возводили не рабы, как считалось раньше, а вольнонаемные граждане, в том числе представители власти, которые должны были отработать на стройке по три месяца. Строители работали вахтовым методом.

Рабочие, занятые на строительстве древнеегипетских пирамид, имели нормированный рабочий день, получали зарплату, были неплохо обеспечены едой в рабочих столовых. В ежедневном рационе питания строителей пирамид был чеснок и лук, лимоны, овощи, фрукты, мясо птицы, овец и коров.

На верхних уровнях захоронения найдены останки мастеровых, художников, составителей чертежей. Нижние захоронения предназначались для рабочих, которые осуществляли доставку камней.


На древнем папирусе изображены костоправы — хирурги, вправляющие вывихи и лечащие переломы.


Древние египтяне практиковали обрезание крайней плоти у мальчиков в раннем детстве. В жарком климате Египта, в клубах пыли жаркой пустыни эта процедура было необходимой. На картинке египтяне, видимо, делают обрезание взрослых — рабов из варварских племён.


Из-за постоянной пыли египтяне страдали болезнями глаз.

Для защиты от палящего солнца египтяне, как женщины, так и мужчины обводили глаза зелёной пастой, содержащей сурьму и жир, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.

Чёрные стрелочки, нарисованные вокруг глазах фараонов и их жён – это не просто косметическое средство. Египтяне наносили на верхнее и нижнее веко густой слой пасты на основе тертого малахита, которая защищала глаза от попадания пыли.

Египтяне носили парик, который надевался поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости; парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор.


Туберкулез был настоящим бичом древнего Египта, от него страдали многие египтяне, имевшие большие семьи и жившие скученно в тесных жилищах. Смертность от туберкулёза в древнем Египте была высокой и среди детей, и среди взрослых.


Лабораторные исследования мумий из египетских захоронений обнаруживают и бычьи, и человеческие микобактерии туберкулеза. Учёные предполагают, что возбудитель туберкулёза появился тысячи лет назад из-за мутации возбудителя инфекции крупного рогатого скота. В захоронениях обнаружены останки со следами самых разных форм туберкулеза, не только лёгочных, довольно распространённым был костный туберкулез.

Третий десяток лет Циммерман изучает египетские мумии. Исследовав около 300 мумий, Циммерман выявил определенную статистику. Он с удивлением обнаружил, что только у двух пациентов были онкологические заболевания. Возможно, короткая средняя продолжительность жизни египтян не давала им дожить до того возраста, когда частота онкологических болезней возрастает.
Циммерман возражает, ведь ему попадались мумии 90-летних стариков, и у них часто встречались болезни связанные с обменными процессами у людей пожилого возраста – диабет, атеросклероз, остеопороз, артроз. Циммерман сделал вывод, что низкая заболеваемость раком у египтян подтверждает то, что онкологические заболевания – болезни современной цивилизации, вызванная перееданием и курением.


сбор урожая винограда — виноделие

Исследователи обнаружили во многих мумиях древних египтян атеросклероз сосудов, болезни суставов – артриты, артрозы, инфекции, гельминтозы, цирроз печени. Возможно, это было связано с какими-то особенностями питания, например, известно, что египтяне в большом количестве потребляли пиво.


Египтяне пили пиво чуть ли не вместо воды. Не отсюда ли такое широкое распространение атеросклероза?

В древнем Египте довольно распространён был шистосомоз – тропическое заболевание, вызываемое небольшим паразитом-нематодой, проявляющееся в кожной сыпи, а затем поражением и других органов, особенно часто – мочеполовой системы. Такая болезнь, к примеру, была у фараона Рамзеса Пятого.

Генетические заболевания египтян были связаны с традицией близкородственных браков.

Интересное открытие было связано и с древнеегипетской стоматологией. Не только царица Хатшепсут страдала от зубного абсцесса, вероятно, от абсцесса скончался и египетский фараон Рамзес Второй. Его мумия тоже хорошо изучена учёными, обнаружен атеросклероз, много следов от боевых ранений и старых переломов, и возрастной артрит. Оказалось, что в молодости фараон Рамзес Второй был рыжеволосым.


Исследование египетских мумий, в том числе и царских, показало, что болезни зубов были широко распространены в Древнем Египте. Часто они сопровождались тяжёлыми воспалительными заболеваниями надкостницы, деформацией челюсти и прижизненным выпадением зубов.

На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые являлись причиной обширных заболеваний челюсти. Однако пациент умирал без облегчения, которое могло бы быть результатом простой операции…

Даже у фараонов, при которых служили зубные врачи, не обнаружено следов пломбирования кариозных зубов, заполнения полостей золотом или другими металлами.

Единственным свидетельством использования золота в этих целях является находка двух массивных нижних зубов, соединенных между собой тонкой золотой проволокой.

У многих других египтян были очень распространены тяжёлые зубные инфекционные осложнения – абсцессы, пародонтоз и кариес, нескольких зубов не достает почти у каждой мумии. Найдены и следы работы древних дантистов — в захоронениях иногда обнаруживают искусственные зубы из кости, скрепленные золотой проволокой.

Исследователи полости рта отмечают сильную стёртость жевательной поверхности зубов. Есть гипотеза, что это связано с особенностями мукомольного производства того времени: в хлебе, употребляемом египтянами, был большой процент пылеобразного песка, стирающего зубы. Зато у жителей берегов Нила почти не обнаружено проблем с зубным рядом и прикусом, у египтян были сильные, хорошо развитые челюсти, вероятно из-за употребления жёсткой грубой пищи.


ТАЙНЫ СВЯЩЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕКСТОВ

В 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма.

Сегодня известно десять папирусных свитков, содержащих медицинские тексты; большинство из них относятся к эпохе Нового царства.

Самую обширную информацию о лекарственном врачевании даёт большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI век до н. э.), найденный в 1872 году в Фивах, и названный по имени изучавшего его учёного.

В медицинском папирусе Г. Эберса содержится 900 прописей лекарств для лечения различных заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, глаз, кожи, паразитарных болезней, среди них мочеполовой шистосомоз, широко распространённый в Древнем Египте, и многих других заболеваний.

В состав лекарств широко вводились растения — лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус, минеральные вещества — сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра и части тела многих животных.

Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в другом большом медицинском памятнике Древнего Египта середины XVI века до н. э.— папирусе Э. Смита, — самом древнем из дошедших до нас сочинений о строении человеческого тела — анатомии, и оперативном лечении — хирургии.

На папирусной ленте длиной 4,68 метра и шириной около 33 сантиметров описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения.

Древние египтяне умирали, в основном, из-за инфарктов и инсультов, случающихся в результате атеросклероза, а также от различных инфекций – малярии, шистосомоза и туберкулеза.

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран мира приглашали их на службу ко двору. Египетская цивилизация оказала огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки.

Читайте также: