Школа для детей с последствиями от полиомиелита

Обновлено: 22.04.2024

В акцинация против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, гемофильной инфекци и

Защита организма от серьёзных распространённых инфекционных заболеваний происходит посредством специальных прививок. Министерством здравоохранения России разработан специальный календарь вакцин с указанием дат и периодов, в которые рекомендуется проводить вакцинацию. В клинике РебёнОК вы можете сделать прививки от полиомиелита, коклюша, столбняка, дифтерии, гемофильной инфекции, и других болезней, которые способны нанести вред детскому организму.

В наше время доступны комплексные решения, где в состав одной вакцины входят действующие вещества и препараты, способные выработать иммунитет сразу от нескольких инфекций. Мы широко используем для прививок следующие варианты:

Все препараты прошли ряд необходимых тестов и получили соответствующие рекомендации от Всемирной организации здравоохранения. Мы полностью уверены в их безопасности и эффективности.

Значение прививки от острых инфекций в раннем возрасте

На стадии формирования иммунитета у ребёнка, введение небольшого дозированного количества вакцины вызовет защитную реакцию организма, в результате чего будет возведен барьер от полиомиелита, коклюша, столбняка, дифтерии, гемофильной инфекции . В дальнейшем, когда он вновь встретится с этой болезнью, организм сможет быстро распознать её и уничтожить ещё на первых порах.

Также стоит отметить, что взрослые люди должны регулярно вакцинироваться против дифтерии и столбняка. Наша клиника обеспечит качественное обслуживание пациентов любых возрастов. Мы позаботимся о вас и ваших детках на самом высоком уровне.

Международные наблюдения

Всемирная практика вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и других инфекций доказала, что прививки абсолютно безопасны для детей, эффективны и в несколько раз снижают заболеваемость.

Таким образом, если вы хотите обезопасить своего малыша от сложного протекания болезней в дальнейшем, позаботьтесь о том, чтобы своевременно сделать прививку. Наши специалисты – лучшие в своей области. Мы работаем в отличных условиях с современным оборудованием, продвинутыми лабораториями, аппаратами для диагностики и лечения. Кроме того, вас порадуют лояльные цены. Ознакомиться с ними можно в прайс-листе.

Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 14
"О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами"

В целях дальнейшего совершенствования организации обучения детей с дефектами физического и умственного развития приказываю:

1. Ввести в действие Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей о последствиями полиомиелита и церебральными параличами, согласованное с Министерством здравоохранения СССР и Министерством финансов СССР.

2. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик:

а) довести до сведения органов народного образования и руководителей специальных школ Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами;

б) обеспечить контроль за введением данного положения в работу специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

Типовое положение
о специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами
(утв. Минпросом СССР 30 января 1978 г.)

1. Общие положения

1.1. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами являются общеобразовательными, учебно-воспитательными и лечебно-восстановительными учреждениями.

1.2. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами в своей деятельности руководствуются Уставом средней общеобразовательной школы и данным Положением.

1.3. Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами определяется Советами Министров союзных республик. Школы-интернаты находятся в ведении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных отделов народного образования. В столицах союзных республик и городах республиканского подчинения школы-интернаты могут находиться в ведении городских и районных отделов народного образования.

1.4. В зависимости от местных условий создаются следующие специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами:

девятилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс восьмилетней общеобразовательной школы;

одиннадцатилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс средней общеобразовательной школы.

Выпускники этих школ получают соответственно свидетельство о восьмилетнем образовании или аттестат о среднем образовании.

1.5. Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ-интернатов.

Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы проводится на основании заключения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы, на протяжении не менее года, установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении.

Эти классы работают по программе вспомогательной школы, срок обучения в них восемь лет.

2. Организация учебно-воспитательного процесса и лечебной работы

2.1. В специальных школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами обучение, воспитание и лечение ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и двигательных возможностей учащихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.

2.2. Обучение в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР и учебными планами, утверждаемыми министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования средней общеобразовательной школы.

2.3. Продолжительность урока в подготовительном классе - 30 минут, в I классе - 35-40 минут, во II и последующих классах - 45 минут.

На каждом уроке после 20 минут занятий проводится пятиминутная физкультпауза с включением лечебно-корригирующих упражнений.

2.4. Домашние задания даются учащимся с учетом выполнения их в пределах:

домашних заданий не дается

2.5. Индивидуальные занятия по коррекции имеющихся дефектов проводятся в соответствии с учебным планом с целью восполнения пробелов предшествующего развития и предметнопрактической деятельности детей и подчинены общей цели - созданию у учащихся базиса для усвоения программного материала.

Групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике и занятия с учителем-логопедом проводятся как в первую, так и во вторую половину дня согласно расписанию.

2.6. Принятие процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально, но при условии обязательного согласования с учебным расписанием.

Вся учебно-воспитательная работа, распорядок дня, чередование труда и отдыха осуществляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате.

2.7. Количество учащихся в классе и воспитательной группе - 16 человек.

При наличии контингента детей с церебральными параличами для них организуются отдельные классы и группы в составе 12 человек.

Для умственно отсталых детей в составе данных школ-интернатов создаются вспомогательные классы. Количество учащихся в классе - 5-7 человек, в воспитательной группе - 10-12.

2.8. Трудовое обучение в данном типе школ-интернатов одновременно с общими задачами включает в себя элементы трудотерапии, направленной на восстановление или компенсацию двигательных нарушений.

2.9. Для занятий по труду в IV-ХI классах класс делится на две группы, которые комплектуются при участии врачей (ортопеда и психоневролога) с учетом двигательных и познавательных возможностей учащихся.

2.10. Мастерские для занятий по труду организуются и оборудуются с учетом возможности проведения в них занятий с учащимися, имеющими различные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, в пределах ассигнований, выделенных школам-интернатам на эти цели.

Организация рабочего места, приспособление оборудования и установление режима работы по труду проводится при участии и под наблюдением врачей (ортопеда и психоневролога).

2.11. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке с учетом особенностей нарушения речи и затруднений в письме, имеющихся в результате двигательных нарушений.

2.12. По окончании девятилетней и одиннадцатилетней школы педагогический совет дает выпускникам соответствующие рекомендации по трудоустройству.

Трудоустройство выпускников специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, которые к окончанию школы являются инвалидами (II-I гр.), проводится соответствующими отделами социального обеспечения.

3.1. Комплектование специальной школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами проводится министерствами просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, областными (районными, городскими) отделами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии согласно Инструкции по приему в данный тип школы, утвержденной Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен "Типовым положением о республиканской и областных медико-педагогических комиссиях".

3.2. По мере восстановления здоровья, на основании заключения медико-педагогической комиссии, учащиеся должны переводиться в общеобразовательную школу или школу-интернат общего типа.

3.3. Прием детей в специальную школу-интернат допускается с превышением на 1-2 года возрастных норм, установленных для общеобразовательной школы.

3.4. Комплектование школы-интерната проводится соответствующими органами народного образования до 20 августа.

3.5. Дети, которые остаются в интернате в каникулы, выходные и праздничные дни, объединяются в группы круглогодичного пребывания.

3.6. В летний период школа-интернат организует отдых воспитанников в пионерских лагерях профсоюзов, а также путем организации школьных оздоровительных лагерей на общих основаниях.

3.7. Воспитанникам, имеющим родителей, по окончании школы-интерната выдается бесплатно комплект летней одежды и обуви, бывшей в их пользовании в период обучения, а также, по желанию родителей, комплект зимней одежды, срок носки которой истек.

Воспитанникам, выбывшим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, срок носки которых истек.

3.8. Воспитанники, не имеющие родителей, при направлении после окончания школы-интерната на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения, а также на производство, обеспечиваются зимним и летним обмундированием, обувью и постельными принадлежностями, а также единовременным денежным пособием на первоначальные расходы по установленным нормам.

3.9. Воспитанникам, родители которых находятся в затруднительном материальном положении (многосемейные, одинокие матери, инвалиды и т.д.), после окончания школы-интерната по разрешению органов народного образования может выдаваться комплект зимней одежды, бывшей в их пользовании в период обучения в школе-интернате, срок носки которой не истек.

3.10. Воспитанников, не имеющих родителей и по состоянию здоровья не направленных на дальнейшую учебу, на период производственного обучения и получения специальности, разрешается оставлять в школах-интернатах на всех видах довольствия сроком до 6 месяцев, а воспитанников, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, - до года.

3.11. Бывших воспитанников, не имеющих родителей, приезжающих в школу-интернат в каникулярное время из высших, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, разрешается зачислять на питание сроком до двух недель.

4. Учителя и воспитатели

4.1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, учителя и воспитатели в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами должны проводить работу, направленную на восстановление функций опорно-двигательного аппарата, коррекцию недостатков психического развития детей, максимальное приспособление их к самостоятельной жизни и труду:

- определять задания в учебной и воспитательной работе строго индивидуализировано в зависимости от психо-физических возможностей каждого ученика;

- вести работу по коррекции недостатков развития (нарушение пространственной ориентации, развития речи, мышления и др.);

- обучать правилам ортопедического режима и строго контролировать их выполнение;

- следить за осанкой учащихся, их походкой, воспитывать правильные динамические навыки в соответствии с характером заболевания каждого ребенка;

- постоянно прививать навыки правильного пользования протезно-ортопедическими изделиями и ухода за ними;

- контролировать выполнение учащимися назначений врачей (посещение кабинетов лечебной гимнастики, массажа, физиотерапии, логопедии, процедурного, своевременный прием лекарств и др.);

- учитывать в работе с классом и каждым учащимся особенности их психического развития, а также индивидуальные особенности отношения к своему состоянию.

4.2. Учителя-логопеды ведут индивидуально-групповую работу по исправлению дефектов устной и письменной речи учащихся, а также руководят работой учителей и воспитателей в этом направлении. Один учитель-логопед работает с 25-30 детьми с нарушением речи.

5. Руководство школы-интерната

5.1. Права и обязанности руководителей школ и других должностных лиц специальной школы-интерната определены Уставом средней общеобразовательной школы, настоящим Положением, также Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Минпроса СССР.

5.2. Директор специальной школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами наряду с выполнением обязанностей, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, организует и направляет работу педагогического и медицинского персонала на осуществление единства учебно-воспитательного процесса, лечебно-профилактической и восстановительной работы;

несет ответственность за правильную организацию специфики обучения и воспитания, а также восстановительного лечения, направленных на максимальную коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни и участие в производительном труде;

отвечает за создание необходимых санитарно-бытовых условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей, организацию отдыха и питания воспитанников.

5.3. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе помимо обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, организует работу педагогического коллектива школы-интерната по обучению и воспитанию учащихся с учетом их познавательных и физических возможностей;

организует методическую работу по учебным предметам и воспитательной работе, а также по вопросам лечебно-восстановительных мероприятий и специфики развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

организует и контролирует работу, направленную на соблюдение единства учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительной работы, строгое выполнение ортопедического и охранительного режима в процессе обучения и воспитания.

5.4. Руководство воспитательной работой в школе-интернате возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной работе организует воспитательную работу в интернате и несет ответственность за ее коррекционную направленность:

- организует методическую работу среди воспитателей;

- обеспечивает выполнение режимных моментов, соблюдение ортопедического режима.

5.5. Помощник директора по хозяйственной части несет ответственность за состояние хозяйства специальной школы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительной работы, сохранность имущества и инвентаря школы-интерната, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном состоянии.

6. Лечебно-восстановительная работа

6.1. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами имеют штат медицинских работников, необходимый для проведения лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной работы.

6.2. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа в специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами осуществляется врачами-специалистами (психоневролог, ортопед, педиатр, стоматолог, врач ЛФК, физиотерапевт), средним медицинским персоналом (медсестры), инструкторами ЛФК и др.

6.3. Вся лечебная работа в школе-интернате должна быть направлена на максимальное восстановление функциональных возможностей учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности. В комплексное восстановительное лечение детей включается: ортопедоневрологические мероприятия, лечебная физкультура, массаж, физиобальнео-климатотерапия, медикаментозное лечение, протезно-ортопедическая помощь и др.

6.4. Врачи-специалисты: психоневролог, ортопед, педиатр, стоматолог, а также врач ЛФК и физиотерапевт осуществляют диспансерное наблюдение и лечение детей соответственно заболеванию.

Лечебно-консультационная помощь врачей других специальностей при наличии показаний осуществляется поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа-интернат.

В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения и просвещения.

6.5. Врачи являются членами педагогического совета школы-интерната и осуществляют методическое руководство работой педагогического персонала по вопросам восстановительной работы с учащимися в учебное и внеурочное время.

6.6. Контроль за проведением лечебно-профилактической помощи в данном учреждении осуществляется местными органами здравоохранения.

Для получения консультативно-лечебной помощи и методического руководства школа-интернат закрепляется за соответствующими психоневрологическими и ортопедо-травматологическими учреждениями.

6.7. Протезирование, снабжение учащихся ортопедическими изделиями осуществляется областными (городскими) отделами социального обеспечения. Заказ, примерка, подгонка, ремонт и выдача протезно-ортопедических изделий, а также изготовление временных протезов, шин и др. производится в кабинете протезирования при школе-интернате сотрудниками протезного предприятия Министерства социального обеспечения. Мелкий ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется мастером школьного кабинета протезирования.

7. Учебно-материальная база, финансирование и отчетность

7.1. Помимо помещений для школы и школы-интерната, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами должна иметь необходимую материальную базу для организации лечебной работы.

В школе-интернате должны быть оборудованы кабинеты для работы врачей (педиатр, психоневролог, ортопед, врач ЛФК, стоматолог) в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение оборудования и инвентаря.

- ЛФК с учетом возможности проведения групповых и индивидуальных занятий (из расчета один кабинет на одного методиста для работы в две смены);

- прививочный и процедурный;

- физиотерапии (электротерапия, светолечение, термотерапия, водолечение, парафиногрязелечение);

- логопедии (из расчета один кабинет на одного логопеда для работы в две смены).

Лечебный плавательный бассейн.

7.2. Школа-интернат финансируется по республиканскому, областному, районному (городскому) бюджету.

Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских, подсобном хозяйстве, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим законодательством.

7.3. Специальная школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места нахождения школы-интерната.

Министр просвещения СССР

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 14 "О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами"

Текст приказа официально опубликован не был

Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 6 мая 2020 г.

Конституция Российской Федерации признает неотъемлемым правом каждого человека право на охрану здоровья (статья 41), на благоприятную окружающую среду (статья 42). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях (статья 43).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (статья 2 Закона № 52-ФЗ).

Пунктом 9.5 указанных Правил регламентированы последствия отказа от прививки против полиомиелита, в соответствии с которым в медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.

Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) – это полиомиелит, вызываемый вакцинными вирусами, которые выделяются из кишечника привитого ребенка в течение 1 – 2 месяцев после проведенной вакцинации оральной полиомиелитной вакциной. Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит возникает у непривитых детей (преимущественно детей с нарушением состояния иммунитета) при их тесном контакте с детьми, недавно (до 2 месяцев) вакцинированными живой оральной полиомиелитной вакциной.

В этой связи, установленный порядок по ограждению на определенный срок вакцинированных от невакцинированных детей направлен на защиту жизни и здоровья населения, позволяет соблюсти баланс интересов как лиц, решивших провести вакцинацию в целях защиты от угрозы возникновения и распространения эпидемии, так и лиц, воспользовавшихся предоставленным законом правом и отказавшихся от профилактической прививки.

Кроме того, СП 3.1.2951-11 не предусматривают отказ в приеме в общеобразовательные учреждения детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, а требует только необходимости их разобщения с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, и имеют своей целью предупредить инфицирование и заболевание незащищенных (непривитых) детей при их тесном контакте с ребенком, недавно вакцинированным живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ).

Несоблюдение данного требования создает угрозу жизни или здоровью, в первую очередь, ребенка, не прошедшего иммунизацию против полиомиелита.

Также отметим, что из буквального толкования п. 9.5. СП 3.1.2951-11 следует, что временному переводу в другую группу подлежит именно непривитый ребёнок, и именно в группу, где исключен риск ВАПП.

Аналогичной позиции придерживается Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно которой разобщение в детском саду понимается как перевод непривитого ребёнка в другую группу, где иммунизация не проводилась, или в другой детский сад.

Привитый ОПВ не представляет опасности для окружающих детей, имеющих законченный вакцинальный комплекс против полиомиелита. Лица, привитые ОПВ не относятся к категории больных или носителей инфекционных заболеваний. Выделение вакцинных штаммов привитыми ОПВ является естественным течением поствакцинального периода.

Обязанность обеспечивать профилактику инфекционных заболеваний возложена на руководителя образовательной организации, в связи с чем меры по разобщению привитых и не привитых против полиомиелита детей Директор школы принимает самостоятельно, в том числе путем перевода непривитого ребёнка в другую дошкольную группу. В ГБОУ Школа № 2120 это регулируется внутренними локальными актами. При этом руководитель образовательной организации не обязан учитывать мнение родителей (лиц их замещающих) по вопросу применения санитарно-эпидемиологических правил в области профилактики полиомиелита.

Необходимость изоляции привитых против полиомиелита детей основаны на неверном понимании закона и его ошибочном толковании.

В данной ситуации цель разобщения предупредить инфицирование и заболевание не привитого (незащищенного) ребенка ВАПП.

Согласно положениям пункта 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2951-11, положения о переводе обучающихся и воспитанников ГБОУ Школа № 2120, Распоряжении школы в целях создания условий для разобщения не привитых детей с детьми, привитыми оральной полиомиелитной вакциной, Ваш ребенок может быть переведен из одной группы в другую на срок 60 дней.

Таким образом разобщение не является препятствием в реализации ребенком права на образование, поскольку в другой группе воспитанник также будет осваивать программу дошкольного образования согласно действующему ФГОС.

В 2002 году Российская Федерация, как часть Европейского региона, объявлена территорией свободной от полиомиелита. В России и Калининградской области с 1997 года отсутствует циркуляция дикого вируса полиомиелита, однако в последние годы из-за увеличения числа непривитых против полиомиелита детей стали регистри­роваться случаи вакциноассоциированного паралитического полиомиелита.

Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) - это по­лиомиелит, вызываемый вакцинными вирусами, которые выделяются из кишечника привитого ребенка в течение 1 - 2 месяцев после проведенной вакцинации оральной полиомиелитной вакциной.

Если в дошкольном учреждении проведена вакцинация оральной полиомиелит­ной вакциной, то в окружающую среду в течение этого времени поступает значитель­ное количество вакцинных вирусов. Даже при идеальном соблюдении санитарных правил избежать вирусного обсеменения предметов окружающей среды очень труд­но, что создает условия для их циркуляции и возможности инфицирования не приви­тых детей.

Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит возникает у не приви­тых детей (преимущественно детей с нарушением состояния иммунитета) при их тес­ном контакте с детьми, недавно (до 2 месяцев) вакцинированными живой оральной полиомиелитной вакциной.

Несоблюдение данного требования создает угрозу жизни или здоровью ре­бенка, не прошедшего иммунизацию против полиомиелита.

В России в рамках национального календаря профилактических прививок прово­дится иммунизация против полиомиелита в 3 и 4,5 месяца инактивированной вакци­ной, в 6 месяцев - живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ).

В возрасте 18, 20 месяцев и 14 лет также проводится ревакцинация против по­лиомиелита живой вакциной.

Предупреждаем родителей: при проведении прививок против полиомиелита в организованном детском коллективе живой оральной вакциной, существует риск за­ражения не привитых детей вакциноассоциированным паралитическим полио­миелитом.

Родители детей, не привитых против полиомиелита должны быть предупрежде­ны медицинским персоналом о риске заражения не привитого ребенка и необходимо­сти либо его прививки, либо - разобщения с детьми, недавно привитыми на срок до 60 дней.

1. Что такое полиомиелит?

Полиомиелит — это высоко контагиозное заболевание, вызванное полиовирусом. Он поражает нервную систему и может вызвать паралич или даже смерть всего за несколько часов.

2. Как передается полиомиелит?

Дикий полиовирус (ДП) попадает в организм через рот с водой или пищей, которые были загрязнены фекалиями зараженного лица. Вирус размножается в кишечнике и выделяется с фекалиями зараженного лица, через которые он может быть передан другим людям.

3. Каковы симптомы полиомиелита?

Первоначальными симптомами полиомиелита являются:

  • высокая температура
  • усталость
  • головная боль
  • рвота
  • ригидность затылка
  • боль в конечностях.

4. Кто подвергается риску заражения полиомиелитом?

Полиомиелит поражает главным образом детей в возрасте до 5 лет.

5. Каковы последствия полиомиелита?

Полиомиелит вызывает следующие последствия:

  • У одного из каждых 200 человек, зараженных полиомиелитом, наступает необратимый паралич (обычно ног).
  • Из числа парализованных лиц 5%-10% умирают при параличе дыхательных мышц, вызванном вирусом.

6. Существует ли средство от полиомиелита?

Нет, средства от полиомиелита не существует. Полиомиелит можно предотвратить только с помощью иммунизации. Существует безопасная и эффективная вакцина от полиомиелита — оральная полиовакцина (ОПВ). ОПВ обеспечивает необходимую защиту детей от полиомиелита. В случае ее неоднократного применения она защищает ребенка пожизненно.

Глобальная борьба против полиомиелита

7. Что такое Глобальная инициатива по борьбе против полиомиелита?

8. Где сегодня продолжается циркуляция дикого полиовируса?

Передача полиомиелита никогда не прекращалась в 3 странах — Афганистане, Нигерии и Пакистане. Однако полиомиелит может распространяться и распространяется из этих стран в соседние и более отдаленные страны. Следует помнить, что появление полиомиелита где-либо является угрозой для детей во всем мире. Он не считается с границами или социальным положением и легко перемещается.

9. Может ли полиомиелит распространиться на другие свободные от полиомиелита страны?

Полиомиелит не считается с границами: любой невакцинированный ребенок подвергается риску. На каждый случай паралича от 200 до 1000 детей заражаются бессимптомно. Поэтому выявление полиомиелитa затруднено, равно как и предотвращение его перемещения. Особенно уязвимы дети, живущие в районах, где уровни иммунитета являются низкими. Лучшая защита от завоза полиомиелита — это искоренение вируса. Только в этом случае все дети будут в безопасности.

10. Что необходимо сделать для ликвидации полиомиелита?

Чтобы остановить полиомиелит нам следует:

  • вовлечь все общество в усилия по охвату каждого остающегося ребенка;
  • разработать специальные планы обеспечения охвата детей из мобильных групп населения, из числа мигрантов, в зонах конфликтов или в отдаленных районах;
  • усилить плановую иммунизацию, которая является наилучшей национальной защитой против полиомиелита;
  • улучшить эпиднадзор в зонах высокого риска;
  • побуждать правительства охватывать беднейшее население другими государственными услугами;
  • продолжать располагать высочайшим уровнем политической приверженности правительств стран и многосторонних учреждений;
  • устранить дефицит финансирования — для финансирования деятельности в 2011-2012 годах все еще требуются 590 миллионов долларов США;
  • сделать пожертвование.

11. Почему столько внимания уделяется полиомиелиту, а не другим заболеваниям?

Полиомиелит является одной из немногих болезней, которые можно полностью ликвидировать, как это произошло с оспой. Искоренив полиомиелит, мы принесем пользу детям всего мира, и ни одному ребенку не придется больше ощутить боль паралича, вызванного полиомиелитом. Большинство болезней, например ВИЧ и малярию, искоренить невозможно, поскольку для этого пока не существует возможностей. Полиомиелит не имеет непосредственного хозяина (т.е. он не поражает животных, и его вирус не может существовать среди животных, подобно тому, как малярия существует, например, в москитах); для защиты детей от полиомиелита существует безопасная и эффективная вакцина, он не выживает в течение продолжительного времени в окружающей среде и хотя он является заразным, его инфекционный период относительно непродолжителен. Деятельность по ликвидации полиомиелита также способствует усилению повседневного медицинского обслуживания. Благодаря деятельности по ликвидации полиомиелита во всех странах была создана активная сеть эпиднадзора за этой болезнью, в которую сегодня интегрируются другие болезни, включая корь. Инфраструктура по ликвидации полиомиелита используется также для оказания других медицинских услуг, например распространения таблеток для дегельминтизации, витамина A и противомоскитных сеток.

Оральная полиовакцина (ОПВ)

12. Зачем детям дают оральную полиовакцину?

Полиовакцина является единственным средством защиты от полиомиелита — парализующей болезни, от которой нет лекарства. Важно обеспечить иммунизацию каждого ребенка в возрасте до 5 лет от полиомиелита. Оральная полиовакцина является безопасной и эффективной, и поскольку она используется перорально, ее могут раздавать добровольцы.

13. Существуют ли у оральной полиовакцины какие-либо побочные эффекты?

Оральная полиовакцина (ОПВ) является одной из наиболее безопасных вакцин, которые когда-либо создавались. Она настолько безопасна, что ее можно давать больным детям и новорожденным. Она используется во всем мире для защиты детей от полиомиелита и позволила спасти от постоянного паралича, вызванного полиомиелитом, по крайней мере 5 миллионов детей. В чрезвычайно редких случаях аттенуированный вирус в оральной полиовакцине может мутировать и вновь стать вирулентным. Риск заболеть полиомиелитом для детей значительно выше, чем риск побочных последствий от применения полиовакцины.

14. Каковы наставления Ислама относительно полиовакцины?

Оральная полиовакцина (ОПВ) безопасна и была провозглашена халяльной исламскими лидерами всего мира — Великим шейхом Тантави из Аль-Азхарского университета, Великим муфтием Саудовской Аравии и Советом улемов Индонезии.

15. Безопасно ли неоднократно давать дозы ОПВ детям?

Да, давать детям неоднократные дозы полиовакцины безопасно. Эта вакцина предназначена для неоднократного применения, чтобы обеспечить полную защиту. В тропических регионах для обеспечения полной защиты ребенка необходимо использовать несколько доз полиовакцины, иногда более 10. Эта вакцина безопасна для всех детей. Каждая дополнительная доза способствует дальнейшему усилению уровня иммунитета ребенка против полиомиелита.

16. Сколько доз ОПВ требуется ребенку для обеспечения защиты?

Оральную вакцину следует применять несколько раз, чтобы она подействовала в полной мере. Количество доз, необходимых для иммунизации ребенка, всецело зависит от его здоровья и нутритивного статуса и числа других вирусов, воздействию которых он подвергся. До полной иммунизации ребенка он подвергается риску заболевания полиомиелитом. Это подчеркивает необходимость иммунизации всех детей в ходе каждого раунда национальных дней иммунизации. В организме каждого непривитого ребенка может скрываться вирус полиомиелита.

17. Следует ли давать ребенку ОПВ во время кампаний борьбы с полиомиелитом и в ходе плановой иммунизации?

Да. Оральная полиовакцина (ОПВ) безопасна и эффективна, и каждая дополнительная доза означает, что ребенок получает дополнительную защиту от полиомиелита. Для достижения полного иммунитета против полиомиелита необходимы несколько доз ОПВ. Если ребенок получал вакцину ранее, то дополнительные дозы, полученные в ходе национальных или субнациональных дней иммунизации, обеспечат ценный дополнительный иммунитет против полиомиелита.

18. Безопасна ли ОПВ для больных детей и новорожденных?

Да. Оральная полиовакцина безопасна для больных детей. На самом деле крайне важно вакцинировать в ходе кампаний больных детей и новорожденных, поскольку их уровень иммунитета ниже, чем у других детей. Всех больных детей и новорожденных следует вакцинировать в ходе предстоящих кампаний, чтобы обеспечить им защиту от полиомиелита, в которой они столь нуждаются.

19. Почему некоторые промышленно развитые страны используют иную вакцину против полиомиелита, нежели развивающиеся страны?

Все страны мира кроме двух (Швеции и Исландии) использовали оральную полиовакцину (ОПВ) с целью ликвидации полиомиелита и продолжали пользоваться ОПВ обычно до конца 1990-х годов, когда некоторые из них переключились на инактивированную полиовакцину в связи с достигнутым прогрессом в направлении окончательного искоренения полиомиелита (когда риск дикого полиовируса снизился). Большинство стран пользуются ОПВ, поскольку она обладает уникальной способностью вызывать формирование местного иммунитета кишечника, что означает, что она может прервать передачу дикого полиовируса в природной окружающей среде. Это невозможно в случае использования ИПВ — инактивированной полиовакцины, которая стимулирует лишь очень низкий уровень иммунитета против полиовируса в кишечнике и в результате обеспечивает индивидуальную защиту против полиомиелита, однако в отличие от ОПВ не способна предотвратить распространение дикого полиовируса.

Читайте также: