Школа здоровья для больных инфекционными заболеваниями

Обновлено: 18.04.2024

1. Врачу-терапевту кабинета профилактики Фисенко И.О.:

1.1. организовать работу Школ здоровья согласно данного приказа;

1.2. принять к действию:

1.2.1. положение о Школе здоровья (приложение № 1);

1.2.2. перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья (приложение № 2);

1.2.3. требования к составлению и оформлению программы Школы здоровья (приложение № 3);

1.3. осуществлять контроль за работой Школ здоровья;

1.4. проводить анализ эффективности работы Школ здоровья;

2.1. осуществлять направление пациентов в Школы здоровья по утвержденным направлениям (приложение №4 на 2 листах);

2.2. вести учет направленных пациентов в Школы здоровья;

2.3. направления и справки по обучению в Школах здоровья вклеивать в амбулаторные карты.

3. Назначить ответственных за проведение Школ здоровья для пациентов:

3.1.1. с артериальной гипертензией:

Аверьянову Г.Г.- врача терапевта участкового

Артеменко И.И.- врача терапевта участкового

Бондаренко Н.Н.- врача терапевта участкового

Денежко В.И.- врача терапевта участкового

Ковалева А.А.- врача терапевта участкового

Ковергу В.В.- врача терапевта участкового

Святкину И.В.- врача терапевта участкового

Гринь Л.Г.- врача терапевта участкового

3.1.2. с бронхиальной астмой :

Аверьянову Г.Г.- врача терапевта участкового

3.1.3. с сахарным диабетом:

Грачеву Т.В. - врача-эндокринолога

3.1.4. с заболеваниями суставов и позвоночника для детей:

Бондареву Н.С.- врача педиатра участкового,

Абдуралиеву Н.Э.- врача педиатра участкового,

Абдуралиева К.К.- врача педиатра участкового,

Крухмалева Э.А.- врач педиатр участковый.

Кулеву Т.И. – врач-педиатр районный

Карташову В.А. – врач-педиатр, заведующая отделением

Коноплеву Е.Н. – врач-педиатр участковый

Бондареву Н.С.- врача педиатра участкового,

Абдуралиеву Н.Э.- врача педиатра участкового,

Абдуралиева К.К.- врача педиатра участкового,

Крухмалева Э.А.- врач педиатр участковый.

Коноплеву Е.Н. – врач-педиатр участковый

3.1.6. для беременных:

Пашкову Г.В.- врача акушер-гинеколога (п.Ракитное)

Гревцеву Е.А.- врача акушер-гинеколога (п.Пролетарский)

Артющенко О.Н. – врач-акушер-гинеколог

Романенко Н.Н. - врач-акушер-гинеколог

Цыганов О.Г. – заведующий акушерским отделением

3.2. Проводить Школы здоровья согласно утвержденного плана-графика проведения Школы здоровья (приложение №5)

3.3. При организации и проведении Школы здоровья руководствоваться приложениями №№1, 2, 3 настоящего приказа.

3.4. Обучение в Школе оформлять справкой (приложение №6 на 2 листах).

3.5. Справки вклеивать в амбулаторные карты пациентов.

3.6. По завершению школы проводить опрос слушателя по опроснику (приложение №7)

3.7. Подавать отчеты о работе Школы в кабинет профилактики после завершения обучения группы.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Грачеву Т.В.

И.о.главного врача

к приказу главного врача

Положение о Школе здоровья

Школа здоровья - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.

Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания - по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76).

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.

1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья

- обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;

- контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;

- оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

- координация деятельности со специалистами других подразделений;

- ежегодное представление отчета о работе Школы.

1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение № 1).

1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение № 2).

1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.

1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.

1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы: схема № 1 - обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; схема № 2 - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

2. Цели Школ здоровья

2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений.

2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению.

2.4. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного выявления на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

3. Задачи Школ здоровья

3.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний

3.2. Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

3.4. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.

3.5. Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

3.6. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

3.7. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

4. Оснащенность Школ здоровья

Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально - оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4м 2 на 1 место.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).

4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:

- стол и стулья в достаточном количестве;

- проектор (мультимедиа), компьютер;

- раздаточно-демонстрационный материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

- принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

- аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

- тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:

- Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

- Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов - дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски лля определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры - не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.

- Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.

- Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

к приказу главного врача

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (таблица № 1). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкету для получения информации.

Образец заполнения журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья

Причины и механизм, приводящий к язвообразованию. Состояния при которых происходит повышение образования соляной кислоты, пепсина. Факторы защиты (слизь, вырабатываемая в желудке, способность к регенерации клеток слизистой и др.), предотвращающие образование язвы от излишнего воздействия соляной кислоты. Факторы риска, способствующие нарушению равновесия между факторами агрессии и защиты:

1. Социально-гигиенические факторы:

* нарушение режима питания (однообразное, нерегулярное)

* частое употребление острой пищи

*длительное или часто повторяющееся нервно-эмоциональное напряжение (стресс)

2. Биологические факторы:

*наличие хронического гастрита, дуоденита, функциональных нарушений желудка и 12ти перстной кишки, диспепсии

*хронические очаги гнойной инфекции (гаймориты, кариес, хронические тонзиллиты) и др.

Ведет школу врач отделения дневного пребывания Клюева Валентина Степановна

На базе Новополоцкой городской больницы

График работы: 1-я и 3-я неделя каждого месяца в 14.30.

Место проведения: терапевтическое отделение.

Актуальность проблемы заболеваний органов пищеварения в современной гастроэнтерологии. Краткая анатомия желудка и кишечника. Язвенная болезнь – хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию и развитию опасных для жизни осложнений.

Причины и механизм, приводящие к язвообразованию. Состояния, при которых происходит повышенное образование соляной кислоты, пепсина. Факторы защиты (слизь, вырабатываемая в желудке, способность к регенерации клеток слизистой и др.), предотвращающие образование язвы от излишнего воздействия соляной кислоты.

Факторы риска, способствующие нарушению равновесия между факторами агрессии и защиты:

©нарушение режима питания (однообразное, нерегулярное);

©частое употребление острой пищи;

©длительное или часто повторяющееся нервно-эмоциональное напряжение (стресс);

©употребление алкогольных напитков, некоторых медикаментозных препаратов;

©наличие хронического гастрита, дуоденита, функциональных нарушений желудка и 12-перстной кишки, диспепсии;

©хронические очаги гнойной инфекции (гаймориты, кариес, хронические тонзиллиты) и др.

Выявление факторов риска, прогнозирование степени риска развития заболевания, комплекс профилактических мероприятий при разных степенях риска развития заболевания (низкая, средняя и высокая степени риска). Осложнения.

Профилактические мероприятия: диета, достаточный отдых, сон, отказ от алкоголя и курения и др. Диспансеризация. О вреде самолечения.

Итоговое занятие (ответы на вопросы пациентов, обмен мнениями, индивидуальное консультирование).

На базе Боровухской амбулатории врача общей практики

Занятия проводятся : 3-ю неделю каждого месяца.

Начало занятий: в 13.30.

Актуальность проблемы заболеваний органов пищеварения в современной гастроэнтерологии. Краткая анатомия желудка и кишечника. Язвенная болезнь - хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию и развитию опасных для жизни осложнений.

Врач общей практики Коваль А.В.

Причины и механизм, приводящие к язвообразованию. Состояния, при которых происходит повышенное образование соляной кислоты, пепсина. Факторы защиты (слизь, вырабатываемая в желудке, способность к регенерации клеток слизистой и др.), предотвращающие образование язвы от излишнего воздействия соляной кислоты.

Выявление факторов риска, прогнозирование степени риска развития заболевания. комплекс профилактических мероприятий при разных степенях риска развития заболевания (низкая, средняя, высокая). Осложнения.

Профилактические мероприятия, диета достаточный отдых, сон, отказ от алкоголя и курения и др. Диспансеризация. О вреде самолечения.

Итоговое занятие. Контроль пройденного материала. Ответы на вопросы пациентов. Обмен мнениями.

Приемная главного врача
(+375 214) 50-62-70
(+375 214) 50-62-11 (факс)

Читайте также: