Сифилис и поль гоген

Обновлено: 22.04.2024

8 мая 1903 года умер художник Поль Гоген

Гоген, 1891 г.

Биржевой маклер

Все началось просто: он бросил работу. Биржевому маклеру Полю Гогену надоело заниматься всей этой суетой. К тому же в 1884 году Париж погрузился в финансовый кризис. Несколько сорванных сделок, пара громких скандалов – и вот Гоген на улице.

Впрочем, он давно уже искал повод погрузиться с головой в живопись. Превратить это свое давнее хобби в профессию.

Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в теплые страны, жизнь в которых представлялась ему овеянной романтическим ореолом первозданной красоты, чистоты и свободы. К тому же он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб.

Райские острова

К нам едет ревизор!

Но длилась вся эта тихоокеанская гоголевщина недолго. Гоген не сумел поддержать это первое впечатление. По свидетельству современников, одной из главных черт его характера была некая странная надменность. Он часто казался высокомерным, заносчивым и самовлюбленным.

Биографы полагают, что причиной этой самоуверенности была нерушимая вера в свой талант и призвание. Твердое убеждение, что он – великий художник. С одной стороны, эта вера всегда позволяла ему быть оптимистом, выдерживать самые тяжкие испытания. Но эта же вера была и причиной многочисленных конфликтов. Гоген частенько наживал себе врагов. И вот именно это стало происходить с ним вскоре после его приезда на Таити.

Плоды цивилизации

Папеэте, примерно таким его увидел Гоген

После случая с портретом Гоген решил как можно скорее покинуть город, и осуществить, наконец, то, ради чего обогнул половину земного шара: изучать и писать настоящих, неиспорченных дикарей. Дело в том, что Папеэте, столица Таити, крайнее разочаровала Гогена. В сущности, он опоздал сюда лет на сто. Миссионеры, торговцы и прочие представители цивилизации уже давно сделали свое омерзительное дело: вместо красивого селения с живописными хижинами Гогена встретили шеренги лавок и кабаков, а также безобразные, неоштукатуренные кирпичные дома. Полинезийцы ничуть не походили на голых Ев и диких Геркулесов, которых представлял себе Гоген. Их успели уже как следует отцивилизовать.

Все это стало для Коке (так называли Гогена таитяне) серьезным разочарованием. И когда он узнал, что если убраться из столицы, то можно еще обнаружить на окраинах острова прежнюю жизнь, он, разумеется, стал стремиться это сделать.

Девушки на мясном рынке. Работа Гогена

Пребывание в больнице стоило Гогену 12 франков в день, деньги таяли, как лёд в тропиках. В Папеэте вообще стоимость жизни оказалась выше, чем в Париже. Да и Гоген – любил жить на широкую ногу. Все привезенные из Франции деньги кончились. Новых доходов не предвиделось.

В поисках дикарей

Как-то в Папеэте Гоген познакомился с одним из областных вождей Таити. Вождь отличался редкой лояльностью к французам и свободно говорил на их языке. Получив приглашение пожить в подчиненной своему новому другу области Таити, Гоген с радостью согласился. И не прогадал: то была одна из самых красивых областей острова.

К сожалению, долго такое счастье продолжаться не могло. Вождь не собирался брать художника на баланс, а европейцу, не владеющему землей и не знающему таитянского земледелия, прокормиться было в этих краях невозможно. Он не умел ни охотиться, ни ловить рыбу. И даже если бы со временем научился, то все его время уходило бы на это, – ему бы просто было некогда писать.

Гоген оказался в финансовом тупике. Денег реально ни на что не хватало. В итоге он вынужден был просить, чтобы его отправили домой за государственный счет. Правда, пока прошение шло с Таити во Францию, жизнь вроде бы стала налаживаться: Гоген умудрился-таки получить кое-какие заказы на портреты, а также обзавестись супругой – четырнадцатилетней таитянкой по имени Теха’амана.

Техаамана, жена Гогена

Полный провал

И что же? Равнодушные, презрительные лица недоумевающих обывателей. Полный провал. Он уехал в далекие края, когда посредственность отказалась признать его гений. И надеялся по возвращении предстать во весь рост, во всем своем величии. Пусть мое бегство – поражение, говорил он себе, но возвращение будет победой. Вместо этого возвращение нанесло ему лишь новый сокрушительный удар.

Гоген, 1894 г.

Невидимый враг

В 1895 году Гоген снова уехал на Таити и снова поселился в столице. Вообще-то он собирался в этот раз на Маркизские острова, где надеялся найти более простую и легкую жизнь. Но его мучила все та же так и не долеченная болезнь, и он выбрал Таити, где, по крайней мере, была больница.

Болезнь, нищета, отсутствие признания, эти три составляющие злым роком висели над Гогеном. Оставленные для продажи в Париже картины никто не хотел покупать, а на Таити он и вовсе никому был не нужен.

Люди старались не подходить к его дому, думая, что у него не только сифилис, но и неизлечимая проказа (хотя это было не так). Вдобавок ко всему его стали одолевать сильнейшие сердечные приступы. Он страдал от удушья и харкал кровью. Казалось, он действительно был подвержен какому-то страшному проклятию.

Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Жизнь после смерти

О серьезности намерений Гогена говорит тот факт, что принятая им доза мышьяка была просто убойной. Он действительно собирался покончить собой.

Укрылся в горах и проглотил порошок.

Но именно слишком большая доза помогла ему выжить: организм отказался ее принять, и художника вывернуло. Обессиленный Гоген уснул, а, проснувшись, кое-как дополз до дома.

Гоген молил бога о смерти. Но вместо этого – болезнь отступила.

Он решил построить большой и удобный дом. И, продолжая надеяться, что парижане вот-вот станут покупать его картины, взял очень большой кредит. А чтобы расплатиться с долгами, устроился на нудную работу мелким чиновником. Снимал копии с чертежей и планов и инспектировал дороги. Эта работа отупляла и не давала заниматься живописью.

Все изменилось внезапно. Как будто где-то на небесах вдруг прорвало плотину невезения. Внезапно он получает из Парижа 1000 франков (кое-что из картин, наконец, было продано), отдает часть долга и оставляет службу. Внезапно он находит себя как журналист и, работая в местной газете, достигает на этом поприще достаточно ощутимых результатов: играя на политическом противодействии двух местных партий, поправляет свои финансовые дела и возвращает себе уважение местных жителей. Ничего особенно радостного, правда, в этом не было. Ведь свое призвание Гоген по-прежнему видел в живописи. А из-за журналистики великий художник на два года был оторван от холста.

Но внезапно появился в его жизни человек, который сумел хорошо продавать его картины и тем самым буквально спас Гогена, позволив снова заняться своим делом. Звали его Амбруаз Воллар. В обмен на гарантированное право приобретать не глядя не меньше двадцати пяти картин в год по двести франков каждая, Воллар стал платить Гогену ежемесячный аванс в триста франков. А также за свой счет снабжать художника всем необходимым материалом. О таком соглашении Гоген мечтал всю жизнь.

Получив, наконец, финансовую свободу, Гоген решил осуществить свою старую мечту и переехать на Маркизские острова.

Когда он умер, на тумбочке возле кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки. Возможно, Гоген, нечаянно или намеренно, принял чрезмерно большую дозу.

Художник Поль Гоген

Художник Поль Гоген

Но начнем нашу историю с далекого 1884 года, когда Париж погружается в жестокий финансовый кризис. Поль Гоген тогда работал маклером на бирже, также как и знаменитый Билл Уилсон в свое время. Сорвав несколько важных сделок подряд, наш герой оказался на улице и абсолютно не предпринял никаких попыток, чтобы вернуться назад или найти себе новую работу. На самом деле он давно ждал подходящего момента, чтобы бросить все и заняться тем, что вызывало у него искреннюю радость и страсть — живописью. Он серьезно рисковал, поскольку во-первых был всего лишь любителем, а во-вторых писал картины в новом малопопулярном импрессионистском стиле, который не пользовался спросом у обывателей. Через год своего свободного плавания Поль Гоген успел основательно обнищать.

pobedi-sebya.ru

Художник Поль Гоген

В 1891 году Поль наконец-то осуществляет свою мечту, оказавшись на сказочном экзотическом острове. Но найдет ли он там свое счастье? Попав в тропический рай, Гоген обретает неслыханное вдохновение и начинает писать картину за картиной. За 1892 год художник нарисовал более 80 полотен. Получив теплый прием властей из Папеэте, которые поначалу подозревали, что это некий ревизор из метрополии, Гоген не смог сохранить за собой этот образ. В его характере читалась надменность, самовлюбленность, заносчивость и высокомерие. Биографы утверждают, что причиной этой излишней самоуверенности была несокрушимая вера в себя и свой талант. У Гогена было твердое убеждение, что он — великий художник. С одной стороны это помогало ему переносить тяжелейшие испытания, которые выпадали на его долю, а с другой это наживало ему немало врагов. Так и произошло с ним на Таити, когда первый же заказанный портрет от богатой представительницы местных элит был жестко забракован ею. Получается, что как художник, он был весьма своеобразен и его работы не создавали нужного впечатления в глазах обывателей. После этого та дама разнесла по городу слух, что у приезжего художника нет ни таланта, ни малейшего мастерства. Нужно ли говорить, что после этого случая больше никто не заказывал у Гогена портреты, а это являлось основным, за счет чего тот собирался получать доход.

Вдобавок у Гогена сильно ухудшилось физическое состояние, все указывало на сифилис во второй стадии, который он подцепил еще давно в Париже. Лечение в местной больнице обходилось ему в 12 франков в день, а финансы стремительно таяли. Вскоре деньги совсем закончились, а доходов в ближайшем будущем не предполагалось. Ему даже пришлось подать прошение, чтобы его транспортировали обратно в Париж за государственный счет. Но каким-то чудом, пока это прошение шло с Таити во Францию, жизнь Поля Гогена стала потихоньку налаживаться. Болезнь отступила, а он сам неожиданно получил несколько заказов на портреты и даже обзавелся молодой таитянской женой. Но все это продлилось недолго, через какое-то время и болезнь, и нищета вернулись с новой силой. Художник впал в сильную депрессию и отчаяние. С огромным трудом Гоген возвращается во Францию, где собирается устроить большую выставку своих работ. До самого последнего момента он твердо верил, что его ждет неслыханный успех, самый настоящий триумф. Он верил, что его решение уехать и писать картины на Таити было одним из ключевых звеньев его будущего успеха, и сейчас общественность обязательно признает его талант.


Художник Поль Гоген

И что он получил в итоге? Презрительные, высокомерные, равнодушные взгляды обывателей, которые искренне не понимали необычный стиль художника. Это был полнейший провал. Когда общественность отказалась признать его гений, он уехал в тропические края, чтобы по возвращении триумфально предстать перед всеми, кто его недооценивал, в своем блистательном величии. Он убеждал себя, пусть его отъезд из Парижа был сродни бегству, зато возвращение будет победой. Вместо этого он получил очередной оглушительный удар. Газеты представили Гогена на голову больным человеком, который издевается и над искусством, и над природой, которую изображает.

С трудом пережив такие издевательства над своим самолюбием, он решил больше не гоняться за славой и уже не питал надежд получить признание публики. Как он говорил тогда, что уедет обратно на тропические острова, будет жить в спокойствии, рисовать перестанет совсем, разве что только для личного удовольствия. И не надо будет больше никогда воевать с идиотами. Друзья уговаривали его остаться, но в 1895 году художник уехал обратно на Таити, несмотря на все лишения, нищету и беды, которые ему довелось там пережить.

Оказавшись снова в Папеэте, над ним как злой рок снова нависла болезнь, нищета и отсутствие признания. Картины, которые художник оставил в Париже с целью их распродажи, все равно никто не покупал. А на Таити он и вовсе оказался никому не нужен. Без того далеко не праздное существование Гогена было омрачено ужасной новостью. Его 19-летняя дочь умерла, возможно это был единственный человек, которого он любил за всю жизнь. Эта новость окончательно сломала его. Гоген написал тогда, что он до такой степени привык к постоянным несчастьям и неудачам, что вообще перестал чувствовать и боль, и радость. Вообще ничего. Но постепенно боль проникала все глубже и глубже в душу, так что сейчас он полностью уничтожен. Он всерьез начинал верить, что какое-то злейшее существо на небесах постоянно следит за ним и закидывает его несчастьями, чтобы никогда не было ему покоя на земле.

pobedi-sebya.ru

Художник Поль Гоген

Обретя наконец финансовую независимость , он решил что пора бы осуществить свою давнюю мечту и переехать на Маркизские острова, построить там большой дом и начать жить так, как всегда мечтал. Так оно и произошло, он очень много работал, а в свободное время отдыхал с друзьями. Однако идиллия не продлилась слишком долго. Вернулась болезнь, и самочувствие художника стало стремительно ухудшаться. Боли в ногах были настолько невыносимыми, что он прибегнул к помощи морфия, который стал употреблять в опасной дозировке, тщетно надеясь заглушить страдания…

Пустой пузырек из под опиумной настойки впоследствии обнаружили около его кровати. Возможно, Гоген случайно или преднамеренно выпил слишком большую дозу. Через несколько недель в Париж было отправлено письмо, в котором местный епископ докладывал своему начальству, что единственным событием в их краях стала смерть недостойного человека по имени Гоген, который был бездарным художником и врагом всего благопристойного.

Слава пришла к художнику после его смерти. В 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Поль Гоген - один из самых дорогих художников XX века. Его картины давно уже сравнялись в цене с работами мастеров Возрождения. "Гоген - Таити. Тропическое ателье" - эпохальная выставка в Большом Дворце (Париж). Она собрала его таитянские работы из самых разных музеев мира и все-все-все: от фотографий, которые были в личной библиотеке Гогена, до полинезийских скульптур, которых он никогда не видел. И это - самая полная подборка вещей, связанных с темой путешествий Гогена в Полинезию. Выставка закрывается в Париже на будущей неделе для того, чтобы переехать в Бостон (Музей изобразительных искусств), где она пройдет с 29 февраля по 20 июня.

гоген, таити, выставка

Смотрим на Таити, видим – Италию. При работе над своей экзотической картиной Поль Гоген был, очевидно, вдохновлен знаменитой 'Весной' Сандро Боттичелли. Поль Гоген. 'Приятный день' (Наве наве махана), 1896. Из собрания Музея изобразительных искусств (Лион

Гоген был типичным фриком. Похуже Кулика. Безработный психопат с богемными замашками, который уехал неведомо куда и непонятно зачем. Но это экзотическое путешествие стало одной из основ современного мифа - не столько о Гогене, сколько о "художнике" вообще. Художнике - как страннике, лишенном приюта. Этот кочевник открывает новые пространства на своем бесконечном пути в неведомое.

Гоген - предтеча авангарда. Поэтому так и дорог он сердцу нынешнего толстосума. Французские коммерсанты позапрошлого века еще не были приучены ценить радикальное искусство, а потому Гоген их нимало не интересовал.

Лучший Гоген - в России и в Штатах. Это любой историк искусства узнает с пеленок. И правда: галлы упустили Гогена. Самые значимые работы Гогена хранятся за рубежами Франции. В том числе - в Москве и Петербурге, в Эрмитаже и Пушкинском музее, откуда несколько картин прибыли временно в Париж. Но ни Москве, ни Петербургу такой выставки не видать, увы, никогда.

Экспозиция "Гоген - Таити" поражает своим размахом. Возможно, это посмертная месть французских музейщиков Гогену. Потому что она блестяще разоблачает миф о "новаторе". Потому что самым интересным на выставке выглядит даже не уникальная подборка его картин и рельефов, а ценнейшая коллекция фотографий, которыми он пользовался для своей работы. Среди них - и снимки таитянских красоток, и картинки, переснятые с разного рода произведений искусства. Так что выставка позволяет буквально сравнить произведения Гогена с их фотообразцами.

Видит Гоген на фотографии Георга Шпитца пышнотелую таитянку, лениво рассевшуюся в колониальном кресле-качалке. А рисует загадочную девушку с лицом, полным затаенной хандры и слегка вытянутым в духе английских прерафаэлитов, и называет свою картину "Ворчунья" ("Те фаатурума", 1891). Среди источников вдохновения Гогена все, что угодно - от фризов Парфенона до скульптур Боробудур. Новизна в соединении частей старого новым способом. В преломлении этих многочисленных источников в больном сознании художника.

Гоген жил на Таити. Но увидел - совсем не Таити. Он увидел там Рим, Грецию, даже остров Ява - все, что могло только проглотить сознание читателя журнала "Вокруг света". И потому его картины так привлекательны для потомков: собирательный образ заморской "экзотики" на самом деле собран из давно уже знакомых фрагментов древности и современности - от фризов Парфенона до картинок из "Всемирной иллюстрации".

На выставке полно знаменитых картин. Из Художественного института (Чикаго), к примеру, или Национальной галереи (Вашингтон). И еще больше малоизвестных работ - вплоть до какого-нибудь деревянного рельефа из Глиптотеки Ни Карлсберга (Копенгаген) и фотографий из коллекции Министерства культуры Таити. Самое трогательное, что именно это министерство сохранило для нас лучшую часть фотоколлекции Гогена.

Поль Гоген - один из самых дорогих художников XX века. Его картины давно уже сравнялись в цене с работами мастеров Возрождения. "Гоген - Таити. Тропическое ателье" - эпохальная выставка в Большом Дворце (Париж). Она собрала его таитянские работы из самых разных музеев мира и все-все-все: от фотографий, которые были в личной библиотеке Гогена, до полинезийских скульптур, которых он никогда не видел. И это - самая полная подборка вещей, связанных с темой путешествий Гогена в Полинезию. Выставка закрывается в Париже на будущей неделе для того, чтобы переехать в Бостон (Музей изобразительных искусств), где она пройдет с 29 февраля по 20 июня.

гоген, таити, выставка

Смотрим на Таити, видим – Италию. При работе над своей экзотической картиной Поль Гоген был, очевидно, вдохновлен знаменитой 'Весной' Сандро Боттичелли. Поль Гоген. 'Приятный день' (Наве наве махана), 1896. Из собрания Музея изобразительных искусств (Лион

Гоген был типичным фриком. Похуже Кулика. Безработный психопат с богемными замашками, который уехал неведомо куда и непонятно зачем. Но это экзотическое путешествие стало одной из основ современного мифа - не столько о Гогене, сколько о "художнике" вообще. Художнике - как страннике, лишенном приюта. Этот кочевник открывает новые пространства на своем бесконечном пути в неведомое.

Гоген - предтеча авангарда. Поэтому так и дорог он сердцу нынешнего толстосума. Французские коммерсанты позапрошлого века еще не были приучены ценить радикальное искусство, а потому Гоген их нимало не интересовал.

Лучший Гоген - в России и в Штатах. Это любой историк искусства узнает с пеленок. И правда: галлы упустили Гогена. Самые значимые работы Гогена хранятся за рубежами Франции. В том числе - в Москве и Петербурге, в Эрмитаже и Пушкинском музее, откуда несколько картин прибыли временно в Париж. Но ни Москве, ни Петербургу такой выставки не видать, увы, никогда.

Экспозиция "Гоген - Таити" поражает своим размахом. Возможно, это посмертная месть французских музейщиков Гогену. Потому что она блестяще разоблачает миф о "новаторе". Потому что самым интересным на выставке выглядит даже не уникальная подборка его картин и рельефов, а ценнейшая коллекция фотографий, которыми он пользовался для своей работы. Среди них - и снимки таитянских красоток, и картинки, переснятые с разного рода произведений искусства. Так что выставка позволяет буквально сравнить произведения Гогена с их фотообразцами.

Видит Гоген на фотографии Георга Шпитца пышнотелую таитянку, лениво рассевшуюся в колониальном кресле-качалке. А рисует загадочную девушку с лицом, полным затаенной хандры и слегка вытянутым в духе английских прерафаэлитов, и называет свою картину "Ворчунья" ("Те фаатурума", 1891). Среди источников вдохновения Гогена все, что угодно - от фризов Парфенона до скульптур Боробудур. Новизна в соединении частей старого новым способом. В преломлении этих многочисленных источников в больном сознании художника.

Гоген жил на Таити. Но увидел - совсем не Таити. Он увидел там Рим, Грецию, даже остров Ява - все, что могло только проглотить сознание читателя журнала "Вокруг света". И потому его картины так привлекательны для потомков: собирательный образ заморской "экзотики" на самом деле собран из давно уже знакомых фрагментов древности и современности - от фризов Парфенона до картинок из "Всемирной иллюстрации".

На выставке полно знаменитых картин. Из Художественного института (Чикаго), к примеру, или Национальной галереи (Вашингтон). И еще больше малоизвестных работ - вплоть до какого-нибудь деревянного рельефа из Глиптотеки Ни Карлсберга (Копенгаген) и фотографий из коллекции Министерства культуры Таити. Самое трогательное, что именно это министерство сохранило для нас лучшую часть фотоколлекции Гогена.

Читайте также: