Ситуационные задачи по коклюшу с ответами

Обновлено: 28.03.2024

Ребенок 4-х лет, посещает детский сад. Заболел неделю назад, когда отмечалась температура до 37,5°С, насморк, сухой кашель. Лечились самостоятельно, но улучшения не отмечалось. Кашель стал приступообразным, до рвоты, иногда во время приступа - недержание мочи.

Из анамнеза: карантина в д/саду нет. Ребенок привит по возрасту, но прививался АДС- анатоксином.

При осмотре: состояние ребенка удовлетворительное, активный, играет. Во время осмотра зева развился приступ кашля, серия кашлевых толчков, сопровождающихся глубокими свистящими вдохами. Лицо ребенка гиперемировано, с цианотичным оттенком, набухание шейных вен, язык высунут изо рта. Приступ закончился отхождением небольшого количества вязкой мокроты. Температура в норме. Кожа чистая. По органам и системам без патологии. Диагноз: коклюш, период спазматического кашля.

1. Удовлетворение каких, жизненных потребностей нарушено у ребенка.

2. Проблемы пациента с их обоснованием.

3.Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

4.Продемонстрируйте постановку горчичников.

1. У ребенка нарушены потребности: дышать, выделять, играть, общаться.

2. Проблемы пациента

- инфекционная опасность для окружающих

Потенциальные:

- риск развития осложнений: бронхита, пневмонии, выпадения прямой кишки, грыжи, кровоизлияний в склеру, головной мозг.

Из данных проблем приоритетной является

3. Краткосрочная цель: кашель станет мягче, приступы короче и реже в течение недели.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров в течение 1 мес. без осложнений.

План Мотивация
1. Обеспечить изоляцию ребенка на 30 дней. 2. Объяснить матери необходимость соблюдения охранительного режима (спокойная обстановка, отвлекать ребенка играми, чтением). 3. Объяснить необходимость частого проветривания, сна на свежем воздухе, прогулок на свежем воздухе в отдалении от детей. 4. Обеспечить полноценное питание малыми порциями после приступа кашля. При рвоте - будет докармливать. 5. Следить, чтобы мать по назначению врача давала: антибиотики, седативную терапию, отхаркивающие средства. 6. Обеспечить взятие мокроты на бак.исследование (методом "кашлевых пластинок" или мазок из носоглотки на возбудителя коклюша. 7. Обеспечить наложение карантина на контактных 14 дней. 1. Для предотвращения распространения инфекции. 2. Для уменьшения провокации приступов. 3. Для уменьшения гипоксии. 4. Для правильного развития ребенка. 5. Как противовоспалительное средство для уменьшения частоты приступов для смягчения кашля. 6. Для подтверждения диагноза и выделения возбудителя. 7. Для предотвращения распространения заболевания.

Оценка: приступы кашля уменьшатся через неделю, ребенок будет здоров через 30 дней без осложнений. Цель будет достигнута.

Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость спокойной обстановки в семье.

4. Студент демонстрирует технику забора мазка из зева и носа согласно протоколу простых медицинских услуг.

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Представители СтГМУ – в числе победителей всероссийского и краевого этапов конкурса УМНИК

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Урок-реконструкция, приуроченный ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Представители СтГМУ – в числе победителей всероссийского и краевого этапов конкурса УМНИК

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Урок-реконструкция, приуроченный ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

– Лечение коклюша должно быть комплексным с учетом возраста больного, состояния преморбидного фона, тяжести заболевания.

– Госпитализации подлежат дети с тяжелыми и осложненными формами, дети первых двух лет жизни, не привитые против коклюша, а также пациенты из закрытых детских коллективов.

– Этиотропная терапия назначается в катальном периоде и в течении 3-4 недель периода спазматического кашля. В более поздние сроки антибактериальные средства назначаются больным с бактериальными осложнениями. Предпочтение следует отдавать макролидам (сумамед, ровамицин, рулид, эритромицин), больным старше 8 лет возможно назначение гентамицина внутрь или нетромицина парентерально, тетрациклина. Больным с легкими формами заболевания можно назначить препараты нитрофуранового ряда, сульфаниламиды (бактрим). Курс антибактериальной терапии-5-7 дней.

Патогенетическое лечение:

– С целью улучшения бронхиальной проводимости, купирования бронхоспазма: эуфиллин внутрь при легких и среднетяжелых формах, при тяжелых- парентерально; ингаляции с беродуалом через небулайзер;

– Противокашлевые средства, угнетающие кашлевый рефлекс: детям раннего возраста - неокодион, кодипронт, микстура с белладонной, детям старше трех лет - пакселадин, стоптуссин, синекод, либексин, тусупрекс;

– Муколитические средства: микстура с йодистым калием, амброксол, бромгексин, бронхикум, микстура с корнем подорожника, ингаляционная терапия (с ферментами, амброксолом);

– Малые транквилизаторы больным с легкими и среднетяжелыми формами (внутрь седуксен, реланиум, тазепам), а также показаны настойки или отвары корня валерианы, пустырника, больным с тяжелыми формами- фенобарбитал, седуксен или реланиум назначаются парентерально;

– Сосудистые препараты (циннаризин, кавинтон) и ноотропы (ноотропил, парацетам) с целью восстановления гемодинамики и обменных процессов в центральной нервной системе;

– Витаминотерапия для стимуляции аэробного типа тканевого дыхания;

– Оксигенотерапия в зависимости от формы тяжести: прогулки и сон на свежем воздухе больных с легкой и среднетяжелой формами заболевания, кислородная палатка и увлажненный кислород через носовой картер - для больных с тяжелой и осложненной формами. Перевод на ИВЛ только в крайних случаях (частые и продолжительные остановки дыхания);

– Глюкокортикоиды (преднизолон-1-3 мг/кг массы в сутки);

– Больным с тяжелой формой коклюша, контрикал 1000 ед/кг массы в сутки для восстановления клеточных мембран;

– Инфузионная терапия показана только больным с тяжелой формой коклюша (в том числе и энцефалопатией), объем инфузии- до 50-60 мл/кг массы тела в сутки, соотношение глюкозо-солевых растворов 3:1. Инфузионная терапия должна проводиться методом форсированного диуреза с использованием лазикса;

– Больным с тяжелой, осложненной формой коклюша показаны иммуномодулирующие средства (лейкинферон, ликопид).

При профилактике коклюша в детском учреждении, карантин налагается на 7 дней, следует учитывать эпидемиологическое значение стёртых форм у привитых детей, необходимость ранней изоляции каждого кашляющего больного с бактериологическим обследованием контактных кашляющих детей.

7. Задания на усвоение темы:

1. Контрольные вопросы:

1. Пути заражения коклюшем.

2. Восприимчивость к коклюшу различных возрастных групп.

3. Источники инфекции при коклюше.

4. Эпидемиологическое значение стёртых и ложных форм коклюша в детском коллективе.

5. Сроки карантина для контактных детей.

6. Каковы клинические особенности катарального периода коклюша.

7. Клиника спазматического периода коклюша.

8. Каковы показатели тяжести коклюша.

9. Каковы отдалённые последствия коклюша, перенесенного в раннем грудном возрасте.

10. Особенности клиники и течения коклюша у привитых детей.

11. Чем опасен коклюш для детей грудного возраста?

12. Каковы отдалённые последствия коклюша, перенесенного в раннем грудном возрасте.

13. Какие осложнения характерны для коклюша?

14. Дифференциальный диагноз коклюша в катаральном периоде, в периоде спазматического кашля.

15. Дифференциальный диагноз коклюша и паракоклюша.

16. Методы лабораторной диагностики коклюша.




17. Терапия коклюша.

18. Неотложные мероприятия при приступах апноэ.

19. Профилактические меры в очаге коклюша.

20. Сроки изоляции больного и карантина контактных детей.

21. Сроки проведения профилактических прививок против коклюша.

2. Ситуационные задачи:

Задача 1.Юра К. 3 лет поступил в детскую инфекционную больницу 4 февраля с жалобами на

повышенную температуру до 37,5 С, кашель в течении 8 –10 дней, который постепенно нарастал, приобретая навязчивый характер. Проводимое лечение на дому – горчичники, отхаркивающая микстура, сульфадимезин – оказались не эффективным. Общее состояние ребенка удовлетворительное, самочувствие и поведение без особенностей. Отмечается не резко выраженные катаральные явления – небольшой насморк, легкая гиперемия в зеве. В легких перкуторный звук с коробочным оттенком, непостоянные рассеянные хрипы. Со стороны других внутренних органов патологических изменений не выявлено. Из анамнеза выявлено, что ребенок недели три назад был в контакте с больным коклюше и все необходимые прививки мальчик получил в соответствии с возрастом.

Вопросы:

1. Ваш предположительный диагноз.

2. Что говорит за это заболевание?

3. С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

4. Дополнительные методы исследования

5. Какие изменения типичны со стороны крови?

6. Наметить план лечения

7. Этиология данного заболевания

Ответ:

1. Коклюш, катаральный период.

2. Контакт с больным коклюшем, навязчивый характер кашля, отсутствие эффекта от проводимого лечения.

3. ОРВИ; корь, катаральный период; бронхит.

4. Общий анализ крови; бактериологическое исследование на коклюшную палочку; исследование методом иммунофлюоресценции; рентгенография органов грудной клетки;

5. лейкоцитоз, лимфоцитоз;

6. полноценная диета; антибактериальная терапия – макролиды; свежий прохладный воздух; отвлекающие занятия с ребенком; противокашлевые средства (кодеин); комплекс витаминов; десенсибилизирующая терапия.

7. возбудитель – палочки Борде –Жангу.

Задача 2. Коля С. 4 лет заболел 13 февраля, когда появился кашель, который постепенно нарастал, приобретая все более упорный навязчивый характер. С 23 февраля кашель становится

пристуобразным с репризами, до 12-14 раз в сутки. Длительность приступа 1-2 минуты. Во время кашля лицо больного краснеет, иногда даже синеет, шейные вены набухают. Приступ кашля заканчивается выделением вязкой мокроты, иногда (1-2 раза в сутки) рвотой. Состояние ребенка средне - тяжелое. В межприступный период сохраняется одутловатость лица, бледность кожных покровов, периоральный цианоз. При осмотре на уздечке языка обнаружена язвочка. Сердечные тоны ритмичные, слегка приглушены. Со стороны других органов и систем патологии не обнаружено.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз согласно классификации

2. Основные моменты патогенеза?

3. С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

4. Дополнительные методы исследования

Ответ:

1. Коклюш, типичный, среднетяжелая форма, период спазматического кашля.

2. а) гипоксемия, гипоксия, б) формирование очага возбуждения по типу доминанты Ухтомского.

3. а) острый ларингит, б) ларинготрахеобронхит, в) туберкулез внутригрудных лимфатических узлов (туморозная форма).

4. а) общий анализ крови, б) бактериологический, в) реакция агглютинации, г) реакция связывания комплемента, д) иммунофлюорсеценция, е) рентгенография органов грудной клетки.

5. а) щадащая диета (пища охлажденная, полужидкая, небольшими порциями, непосредственно после рвоты), б) свежий воздух, в) отвлекающие занятия с ребенком, г) антибиотики в течение 10 дней, д) миксура от кашля, е) витаминотерапия, ж) десенсиблизирующая терапия, з) седативные (валерьяна), и) нейроплегические средства (аминазин, пропазин).

Читайте также: