Ситуационные задачи по лихорадке

Обновлено: 18.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство здравоохранения Саратовской области

государственного автономного профессионального

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Данная методическая разработка выполнена преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории Аркадакского филиала Сорокиной О.В.

Данная разработка предназначена в качестве помощи преподавателю при преподавании предмета.

Внимание обучающихся акцентируется на роли медицинской сестры в обеспечении потребностей пациента. Для оптимальной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского процесса. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений обучающихся в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями.

В основной части для обучающихся представлены учебные вопросы занятия, указано оснащение занятия, поставлены цели занятия, а также профессиональные компетенции, которыми должен владеть обучающийся. Для проверки уровня усвоения тем прилагаются тестовые задания, задачи, вопросы.

В современных условиях в российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия. Данные исследования может проводить специалист со средним медицинским образованием. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний, а правильно поставленный диагноз - половина успешного лечения. Поэтому медицинский работник, проводящий исследования, должен выполнять манипуляции строго по алгоритмам.

Большое значение имеет грамотная психологическая подготовка пациента, правильное положение во время проведения исследования, что снизит риск получения неверных результатов.

При соблюдении данных условий, диагностика будет проведена качественно, что позволит качественно оказать медицинские услуги на высоком профессиональном уровне.

В разработке представлены основные алгоритмы: измерения температуры тела, показатели нормы и патологии, а также действия медсестры при выявлении отклонений.

Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации у обучающихся предлагаются ситуационные задачи и тесты.

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Таким образом, данная методическая разработка служит теоретической основой и практическим руководством для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при оценке функционального состояния пациента.

Больной С., 30 лет, доставлен на медицинский пункт в тяжелом состоянии. Кожные и слизистые покровы цианотичны. Пульс 146 уд./мин, слабого наполнения. Артериальное давление 90/60 мм рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела 40,6° С. По свидетельству сопровождающих, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение 40 минут работал при температуре воздуха около 70° С и высокой влажности.

Какой патологический процесс обусловил повышение температуры?

Каков патогенез развившихся симптомов?

Какая стадия (фаза) патологического процесса у больного?

Целесообразно ли данному больному назначать жаропонижающие препараты? Почему?

Чем лихорадка отличается от перегревания (5 различий)?

У больной В., 47 лет, после удаления опухоли щитовидной железы появились симптомы гипотиреоза (недостаточность щитовидной железы). Больной был назначен тиреоидин. Состояние улучшилось и больная, не посоветовавшись с врачом, увеличила прием данного препарата. Через некоторое время появилась бессонница, участилась работа сердца, повысилась температура тела до 37,5-37,7° С.

Чем объяснить повышение температуры тела при избыточном приеме тиреоидина?

Является ли повышение температуры тела в данном случае лихорадкой?

Целесообразно ли назначение больной аспирина?

Коля С., 11 лет, был доставлен в приемное отделение в состоянии психомоторного возбуждения. Кожные покровы влажные, гиперемированы. Пульс 120 уд./мин. Артериальное давление 130/85 мм рт.ст. Число дыхательных движений 35/мин. Температура тела 37,7° С. Ребенок в течение двух часов с непокрытой головой находился под палящими лучами солнца.

Какой патологический процесс выявлен у ребенка?

Какая стадия (фаза)?

Каков патогенез развившихся симптомов?

Как изменится теплорегуляция при перегревании?

Какова тактика врача?

Назовите основные отличия лихорадки от гипертермиии.

Больной Н., 27 лет, доставлен в клинику в состоянии психомоторного возбуждения после аварии на стройке, где пострадавший упал с высоты и ударился головой. При осмотре: больной бледен, выявлен нистагм, температура тела 37,7° С, ушибы мягких частей тела, переломов нет. Поставлен диагноз - сотрясение головного мозга.

Объясните патогенез подъема температуры тела у больного.

Целесообразно ли назначение ему аспирина?

Перечислите положительные и отрицательные черты лихорадки.

Какой патологический процесс развился у больной?

Какой тип температурной кривой выявился у больной?

Какие существуют типы температурных кривых?

Какова степень повышения температуры?

Какие стадии данного патологического процесса наблюдались у больной?

Объясните механизм развития слабости, сонливости и снижения аппетита.

Целесообразно ли назначение больной аспирина для снижения температуры?

Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозного воспаления легких. Температура тела 40,5° С. Больной бледен, кожа сухая. Язык обложен белым налетом. Больной жалуется на головную боль, полное отсутствие аппетита, сонливость, сильный кашель с мокротой, одышку, болезненность в мышцах и суставах. АД - 130/90 мм рт.ст. Пульс 98 уд./мин. Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца приглушены. Дыхание частое и поверхностное. В нижних отделах правого легкого вы­слушивается крепитация. Печень слегка увеличена. В крови: лейкоцитов 18×10 9 /л, нейтрофилия, СОЭ 22 мм/час. Содержание сахара в крови 7 ммоль/л, альбуминово/глобулиновый коэффициент снижен.

Составьте патогенетическую цепочку, характеризующую механизм повышения температуры тела у данного больного.

Какова степень повышения температуры?

1. Объясните связь между воспалительным процессом в легких и общими реакциями организма.




С каким феноменом воспаления можно связать появление крепитации?

Объясните механизмы: тахикардии, нейтрофилии, гипергликемии, снижения альбумино/глобулинового коэффициента.

К больному Т., 43 лет, по поводу почечной колики был вызван врач скорой помощи. Больной жалуется на приступообразные боли в правой поясничной области, отдающие в правое яичко. Боль доводит больного до обморочного состояния. Мочеиспускание учащено. В моче свежие эритроциты. Температура тела 37,7° С. Из анамнеза известно, что больной страдает почечно-каменной болезнью. После инъекции морфина с атропином и теплой грелкой на область поясницы боли исчезли. Через 2 часа после приступа тем­пература тела снизилась до нормы.

Какой патологический процесс развился у больного?

Объясните его патогенез и тактику врача.

Какова степень повышения температуры?

Изобразите патогенетическую цепочку, характеризующую механизм повышения температуры тела у данного больного.

Что такое лихорадка?

Чем лихорадка отличается от перегревания?

При объективном обследовании у пациента обнаруживается повышение температуры до 37,8° С. Из анамнеза известно, что субфебрильная температура отмечалась у него практически постоянно на протяжении последнего года, прием жаропонижающих средств типа аспирина не приводит к ее нормализации.

Какой патологический процесс (лихорадка или гипертермия) имеет место в данном случае?

Какие возможные причины могут вызвать его?

Какие дополнительные сведения необходимо получить для уточнения диагноза?

У больного, 72 лет, на протяжении последних 5 лет наблюдаются периодические обострения хронической пневмонии, сопровождающиеся повышением температуры максимум до 38° С.

Целесообразно ли в подобных случаях при субфебрильной лихорадке назначение антипиретиков типа аспирина?

Какие неблагоприятные последствия могут быть связаны с длительно протекающей субфебрильной температурой?

Какой патологический процесс (инфекционная лихорадка, неинфекционная лихорадка, эндогенная гипертермия) обусловил повышение температуры в данном случае?

Чем Вы обосновываете свое заключение?

Каков механизм жаропонижающего действия препаратов, подавляющих белковый синтез?

Способны ли они нормализовать температуру при эндогенной гипертермии?

В стационар доставлен ребенок 8 месяцев с достоверно установленным диагнозом инфекционного заболевания. При объективном обследовании отмечается повышение температуры до 39,7° С.

Какие осложнения повышенной температуры можно ожидать в данном случае?

Целесообразно ли использование методов физического охлаждения в подобных случаях?

Чем Вы обосновываете заключение?

У больного 20 лет с достоверно диагностированным инфекционным заболеванием в момент осмотра отмечается температура 38,7° С.

Является ли факт наличия инфекционной лихорадки безусловным показанием для назначения антипиретиков типа аспирина?

Чем вы обосновываете свое мнение?

Какие дополнительные сведения необходимо получить в данном случае для правильного решения вопроса о целесообразности назначения жаропонижающих средств?

Целесообразно ли использование физических методов охлаждения для терапии инфекционной лихорадки, если да, то в каких случаях?

У больного 42 лет с тиреотоксикозом в течение последнего года отмечается постоянная субфебрильная температура. 5 дней назад у него была диагностирована пневмония. Температура в момент осмотра равна 38,7° С.

Можно ли в данном случае рассматривать повышение температуры как проявление инфекционной лихорадки?

Способно ли назначение жаропонижающих средств типа аспирина нормализовать температуру в подобных случаях?

Является ли целесообразным их назначение?

Кролику локально с помощью термода повысили температуру медиальной преоптической области гипоталамуса до 40° С. Затем внутривенно ввели эндогенный пироген (ИЛ-1) в дозе, повышающей температуру тела до 39° С.

Разовьется ли лихорадка у кролика?

Дайте обоснование Вашего ответа.

В результате предварительного тестирования двум кроликам подобрали дозу эндогенного пирогена (ИЛ-1), которая после внутривенного введения вызывала повышение температуры тела до 38,5° С. С целью изучения влияния факторов внешней среды на развитие лихорадки одного из кроликов по­стригли. Затем обоим кроликам внутривенно ввели эндогенный пироген. Интактного кролика поместили в помещение с температурой воздуха +20° С, а стриженного – в помещение с температурой +5° С. Через 2 часа у обоих кро­ликов измерили температуру тела.

Как изменилась температура тела у стриженного и интактного кроликов?

Отличались ли механизмы изменения температуры тела у интактного и стриженного кроликов?

Дайте обоснование Вашего ответа.

При сыпном тифе подъем температуры в первую стадию лихорадки быстрый, а при брюшном – медленный.

Объясните такое различие подъема температуры при резко выраженной интоксикации в обоих случаях.

При брюшном и сыпном тифе резко выражена интоксикация, однако, при сыпном тифе имеет место тахикардия, а при брюшном – брадикардия. Почему? Ответ аргументируйте.

Объясните это парадоксальное явление при брюшном тифе.

Некоторые исследователи склонны считать, что лихорадка в ходе инфекционного процесса поддерживается исключительно лейкоцитарными эндопирогенами. Однако глубокая лейкопения при инфекционных заболеваниях не препятствует развитию лихорадки.

Почему? Ответ аргументируйте.

При лихорадочной реакции активируется обмен веществ, иммунная и сердечно-сосудистая системы, а функция пищеварительной системы угнетается.

Как объяснить разнонаправленность эффекта ответа острой фазы?

Рабочий литейного цеха к концу смены почувствовал головокружение, резкую слабость, потоотделение, резкую головную боль, шум в ушах, сильный жар. Он обратился за помощью к медсестре, которая посадила его и стала измерять температуру. Во время этой процедуры рабочий потерял сознание и упал, однако состояние больного очень скоро значительно улучшилось. Врач скорой помощи констатировал у больного перегревание, и предложил ему госпитализацию. Больной наотрез отказался, но согласился полежать в медицинском кабинете. Однако вскоре по просьбе мастера возвратился в цех и приступил к работе. Через несколько минут у рабочего наступила остановка дыхания, и он погиб.

Объясните причину смерти больного.

В чем заключалась ошибка сестры и врача?

Почему врач предложил госпитализацию ребенка, несмотря на его хорошее самочувствие?

Объясните причину гибели ребенка.

Молодой врач обслуживает больного на дому по вызову в 8 часов утра. Больной предъявляет жалобы, указывающие на наличие гриппа. Объективные данные подтверждают диагноз. Однако, в связи с нормальной температурой тела (37,0° С), в больничном листе больному было отказано.

Прав или неправ врач?

Дайте обоснованное объяснение.

При гипертиреозе эндогенные пирогены не образуются, однако, наблюдается субфебрильная температура.

Объясните механизм подъема температуры в этом случае.

Поваренная соль не является пирогеном. Если ввести гипертонический раствор этой соли в желудочки мозга, то может повыситься температура тела. Объясните механизм подъема температуры.

Пациент 3., 39 лет, находится в хирургическом отделении больницы в связи с проведенной 8 дней тому назад операцией по поводу прободной язвы 12-ти перстной кишки. Утром почувствовал нарастающую слабость, головокружение, тошноту: температура тела 39,2° С. Жалуется на чувство полноты в эпигастрии. Эхография области живота выявила скопление жидкости размером 4×4×8 см слева от пупка. Пункция очага с жидкостью и последующий посев показали наличие в ней анаэробной флоры. Пациенту была назначена терапия антибиотиками в соответствии с результатами бактериологического анализа. Через 3 суток температура упала до 37,4° С и далее не снижалась.

Каковы причины повышения температуры тела у пациента 3. через 8 дней после операции? Ответ аргументируйте.

Каковы механизмы развития лихорадки в данном случае? Ответ обоснуйте.ачи.

Почему после 3 суток антибиотикотерапии температура тела снизилась, но не нормализовалась?

У пациентки Б., 25 лет, находящейся в стационаре в связи с наличием у нее СПИДа, развилась лихорадка (температура тела 38,9° С), появился кашель с мокротой и боль в правом боку при дыхании. При обследовании выявлена лейкопения за счет снижения числа лимфоцитов и моноцитов; в мокроте (при окраске по Грамму): большое число слущенных эпителиальных клеток, лейкоцитов, различных видов бактерий, положительная реакция на антигены трепонемы.

Каковы возможные источники пирогенов в данном случае? Ответ обоснуйте.

Как Вы объясните развитие у пациентки лихорадки на фоне лейкопении?

Может ли быть связано возникновение данного эпизода лихорадки с наличием у пациентки СПИДа? В случае утвердительного и отрицательного ответа аргументируйте его.

Для какой стадии лихорадки характерны клинические проявления?

Каковы механизмы развития?

У ребенка Е., 5 лет, с тяжелым отравлением ацетилсалициловой кислотой температура тела поднялась до 40°С.

Целесообразно ли назначение парацетамола в данной ситуации?

Можно ли рекомендовать холодное обтирание?

В палату интенсивной терапии доставлен ребенок с ректальной температурой 42,2° С. Подъем температуры родители связывают с длительным пребыванием на солнце. Ребенок заторможен, кожа сухая.

Какие лечебные мероприятия показаны в данной ситуации?

Нужно ли назначать ацетилсалициловую кислоту или парацетамол?

У подростка Ж., 13 лет, который пробежал более 8 км, температура тела поднялась до 39,9° С.

Является ли это патологией?

Поможет ли ацетилсалициловая кислота, принятая перед бегом, сохранить нормальную температуру тела и хорошее самочувствие?

Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозной пневмонии. Температура тела 40,5° С. Больной бледен, кожа сухая, язык обложен белым налетом. Аппетит отсутствует. Границы сердца в пре­делах нормы, тоны слегка приглушены. Пульс 98/мин, АД 130/90 мм рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Содержание сахара в крови увеличено до 10 ммоль/л. За сутки выделилось 900 мл мочи с высоким удельным весом (1,022). В моче обнаружен белок и сахар.

Для какой стадии лихорадки характерна клиническая симптоматика?

Каков патогенез глюкозурии в данной ситуации?

Имеется ли соответствие между степенью увеличения ЧСС и степенью увеличения температуры тела у больного?

У больного Т., 43 лет, жалобы на крайне интенсивные боли в правой поясничной области. Мочеиспускание учащено, болезненно, затруднено, макрогематурия. Температура тела 37,5° С. Из анамнеза известно, что больной страдает почечно-каменной болезнью. После инъекции атропина и теплой грелки на область поясницы боли исчезли. Через два часа после приступа температура тела снизилась до нормы.

Какой тип лихорадки развился у больного?

Играют ли значение пирогенные вещества в развитии данной лихорадки?

Наташа К., 6 лет, поступила в инфекционную больницу с диагнозом эпидемический паротит. Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигала 39,0° С. Высокая температура держалась 10 дней, а затем постепенно стала снижаться, что со­провождалось потоотделением.

Лихорадка . Ситуационные задачи по патологии с ответами

Больной Н., 25 лет, поступил в клинику с приступом болей в животе, которые возникли внезапно и сопровождались од нократной рвотой.

При обследовании: боль локализуется в правой подвздош ной области, носит постоянный характер. При пальпации в правой подвздошной области локальное напряжение мышц брюшной стенки, при надавливании на брюшную стенку и от рыве руки от нее возникает резкая болезненность (положи тельный симптом Щеткина-Блюмберга). Температура тела 37,5° С. Больному выставлен диагноз: острый аппендицит.

1. К какому типовому процессу относится данное заболева ние?

2. Назовите виды экссудатов и охарактеризуйте их?

3. Изложите принципы терапии данного типового патологического процесса ?

У пациента 65 лет с хроническим бронхитом после перенесённого инфаркта миокарда, развились признаки вялотекущей пневмонии: кашель с умеренным количеством вязкой мокроты, притупление в нижних отделах лёгких при перкуссии, мелкопузырчатые хрипы при аускультации, слабо выраженная лихорадка. Анализ крови: эритроцитоз, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы нейтрофилов влево до промиелоцитов, ускорение СОЭ.

1. Каковы возможные причины слабой выраженности воспалительного процесса у больного?

2. Какие системные изменения при развитии воспаления имеют место у больного, объясните механизмы их развития.

3. Каковы механизмы развития каждого из симптомов пациента?

4. С помощью каких мероприятий можно повысить эффективность адаптивных механизмов (назовите их), развивающихся при воспалении?

В фазе альтерации происходит выраженное повышение проницаемости лизосомальных мембран и усиление выхода из клеток в межклеточную среду высокоактивных ферментов: эластазы, коллагеназы, глюкуронидазы, фосфолипазы А2.

1. Указать, какой из перечисленных ферментов индуцирует повышенное образование простагландинов?

2. Источники простагландинов в очаге воспаления и эффекты простагландинов?

а) артериальной гиперемии;

б) венозной гиперемии при воспалении?

Больной И., 36 лет, после переохлаждения в течение недели ухудшилось общее состояние: температура тела поднялась до 39,0 градусов С, появилась головная боль, дыхание через нос стало затрудненным. Слизистая оболочка носовых ходов резко гиперемирована и отечна. На R - грамме придаточных пазух носа: затемнение левой гайморовой пазухи. Со стороны крови отмечается нейтрофильный лейкоцитоз, повышение СОЭ. Больному выставлен диагноз: острый гайморит.

1. Какой патологический процесс имеет место у больного?

2. Перечислите признаки общего и местного характера, свидетельствующие о развитии воспаления у данного больного?

3. Назовите клеточные и плазменные медиаторы воспаления.

Больной П., 17 лет находится на стационарном лечении в БСМП по поводу острой пневмонии, возникшей после острого переохлаждения. Температура тела в подмышечной впадине - 38,3 градуса С. Анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз, СОЭ - 35 мм/час., С - реактивный белок в плазме крови ( ++ ).

1. Какому патологическому процессу присущи выявленные изменения?

2. Укажите общие признаки данного патологического процесса у больного. Дайте характеристику механизмов их развития?

3. Укажите причины перехода острого воспаления в хроническое?

2. Выделяют следующие виды экссудатов:серозный — белка мало (3-5 %), небольшое количество лейкоцитов. Характерен для воспаления серозных оболочек (серозный перитонит, плеврит). При примеси слизи серозный экссудат называют катаральным (катаральный ринит, гастрит) фибринозный отличается высоким содержанием фибриногена (при высокой проницаемости сосудов). Если пленка фибрина на слизистых расположена рыхло, легко отделяется, воспаление называется крупозным. Если плотно спаяна, не отделяется — это дифтеритическое воспаление; гнойный — содержит много лейкоцитов, обычно погибших и разрушенных, ферментов, продуктов аутолиза тканей (зеленоватый мутный); гнилостный — наличие продуктов гнилостного разложения тканей (дурной запах); геморрагический — большое содержание эритроцитов (розовый). Геморрагический характер может принять любой вид воспаления (серозный, фибринозный, гнойный), смешанные.

3. Принципы терапии воспаления базируются на этиотропном, патогенетическом и симптоматическом принципах. Этиотропная терапия: прекращение, уменьшение силы и/или длительности действия на ткани и органы флогогенных факторов. Уничтожение инфекционных агентов, вызывающих воспаление: антибиотики, сульфаниламиды. Патогенетическая терапия : разрыв звеньев патогенеза воспаления, лежащих в основе главным образом процессов альтерации и экссудации: антигистаминные препараты, иммуностимуляторы, физиотерапевтические процедуры. Симптоматическая терапия : болеутоляющие средства.

1. Затяжной характер течения воспаления можно объяснить состоянием больного после перенесенного инфаркта миокарда (развилась миокардиальная форма сердечной недостаточности, что привело к недостаточности системы внешнего дыхания, развитию гипоксии различного генеза – сердечно-сосудистой, респираторной, тканевой). Гипоксия приводит к снижению выработки белков острой фазы в печени, что обусловливает снижение факторов специфической и неспецифической защиты системы иммунобиологического надзора организма. У больного это выражается в вялотекущем характере воспалительного процесса. Развитие воспалительного процесса в миокарде сопровождается гиперцитокинемией, что, в свою очередь, обусловливает патогенную системную активацию мононуклеарных фагоцитов и клеток иммунной системы и приводит к адгезии лейкоцитов на поверхности эндотелиальных клеток после активации на этих клетках селектинов и интегринов. В результате эндотелиоциты активируются как клеточные эффекторы воспаления. Они высвобождают хемоаттрактанты и вместе с активированными лейкоцитами запускают воспалительную реакцию в органах и тканях, удаленных от первичной зоны воспаления (пневмония у данного больного после перенесенного ИМ). Кроме того, нельзя исключить особенности течения типовых патологических процессов в пожилом возрасте. В связи со значительным уменьшением резервных возможностей организма степень выраженности процессов компенсации, гипертрофии и регенерации является низкой. Также менее выраженное течение имеют воспалительный процесс, лихорадочная реакция, реализация механизмов общего адаптационного синдрома. Реактивность и резистентность организма в пожилом возрасте снижены, что проявляется у больного вторичным иммунодефицитным состоянием, что также способствует вялотекущему характеру системного воспалительного процесса у больного.

2. Системные изменения при воспалении у больного: лейкоцитоз — результат мобилизации лейкоцитов из костномозгового пула и активация лейкопоэза; лихорадка вследствие образования избытка ИЛ-1 и ИЛ-6, обладающих пирогенным действием. диспротеинемия: при воспалении, сочетающемся с расстройством функций ССС, дыхательной систем, может нарушаться синтез альбуминов в печени с развитием дисбаланса альбуминов и глобулинов. Ускорение СОЭ в результате диспротеинемии, увеличения прокоагулянтной активности, активации процессов адгезии, агрегации и оседания эритроцитов.

3. Кашель возникает при раздражении эпителия бронхов накапливающейся слизью из-за гиперсекреции желез слизистой бронхов и закупорки просвета бронхов вязким секретом; притупление при перкуссии в нижне‑задних отделах обусловлено развивающимся отёком лёгких в результате миокардиальной формы сердечной недостаточности; мелкопузырчатые хрипы при аускультации связаны со скоплением в просветах мелких бронхов и бронхиол жидкого секрета; лихорадка— результат образования избытка ИЛ-1, ИЛ-6, оказывающих пирогенное действие; эритроцитоз является компенсаторной реакцией организма на респираторную, циркуляторную, тканевую гипоксию.

4. Терапия СН и недостаточности СВД, противовоспалительные препараты, нормализация реологических свойств крови (переливание крови и кровезаменителей).

1. Фосфолипаза А2 индуцирует повышенное образование простагландинов.

2. Основными источниками простагандинов в очаге воспаления являются тромбоциты, активированные лейкоциты, клетки эндотелия, тучные клетки.

Простагландины (Пr) участвуют в формировании всех компонентов воспаления: повышают проницаемость стенок и тонус микрососудов ( артериол, прекапилляров, капилляров), суживают венулы; стимулируют адгезивно-агрегационные свойства тромбоцитов, лейкоцитов и эритроцитов, способствуют эмиграции в очаг воспаления лейкоцитов и фагоцитозу; влияют на состояние системы гемостаза; на развитие лихорадки, образование других медиаторов воспаления. Пг способны потенцировать и подавлять воспалительную реакцию: циклопентеноновые Пг подавляют воспалительную реакцию и способствуют заживлению ран. Пг E 2 , Пг I 2 оказывают выраженный эффект на развитие воспалительной реакции.

3. В основе патогенеза воспалительной артериальной гиперемии лежат следующие механизмы: рефлекторный – активация аксон-рефлекса; нейропаралитический – в силу пареза вазоконстрикторов в кислой среде происходит инактивация действия катехоламинов; миопаралитический – за счет снижения базального тонуса сосудов; в результате накопления вазоактивных медиаторов воспаления и ионов водорода; разрушение соединительной ткани вокруг сосудов.

В основе патогенеза венозной гиперемии при воспалении лежат факторы, влияющие на переход артериальной гиперемии в венозную: внутрисосудистые (сгущение крови, набухание эндотелия, пристеночное стояние лейкоцитов, образование микротромбов) и внесосудистые (избыточное накопление в очаге воспаления медиаторов воспаления с сосудорасширяющим действием, ионов водорода, сдавление экссудатом стенок вен и лимфатических сосудов).

1. У больного имеет место острое воспаление

2. П ризнаками общего характера, свидетельствующего о развитии воспаления у данного больного, являются: лихорадка, нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ. Местными признаками воспаления являются гиперемия и отечность слизистой оболочки носа, нарушение носового дыхания.

3. Клеточные медиаторы воспаления синтезируются в клетках и высвобождаются в активном состоянии: биогенные амины (гистамин, серотонин); производные жирных кислот (простагландины, лейкотриены, липопероксиды); нейромедматоры (ацетилхолин, адреналин, норадреналин); активные пептиды и белки ( лейкокины, ферменты, кейлоны); нуклеотиды и нуклеозиды (аденин нуклеозиды, циклические нуклеотиды, свободные нуклеотиды), оксид азота. Плазменные медиаторы воспаления синтезируются в клетках, высвобождаются в плазму крови или в межклеточную жидкость в неактивном состоянии, активируются в очаге воспаления: кинины (брадикинин, каллидин, метил- каллидин, вещество Р, лейкокинины), факторы системы комплемента; факторы системы гемостаза (прокоагулянты, антикоагулянты, фибринолитики). Медиаторы воспаления обеспечивают развитие и исход воспаления, формирование общих и местных признаков воспаления.

1. У больного имеет место острое воспаление.

2. Общие признаки воспаления: лихорадка — результат образования избытка ИЛ-1, ИЛ-6, оказывающих пирогенное действие, лейкоцитоз — результат мобилизации лейкоцитов из костномозгового пула и активации лейкопоэза; ускорение СОЭ обусловлено нарушением соотношения альбуминов и глобулинов, с избыточным накоплением в крови белков острой фазы воспаления, с активацией процессов адгезии, агрегации и оседания эритроцитов.

3. Основными причинами хронизации воспалительного процесса являются: персистенция в организме микробов и/или грибов с развитием аллергии замедленного типа; факторы иммунной аутоагрессии; хроническое повышение в крови уровней катехоламинов и/или глюкокортикоидов (хронический стресс); пролонгированное действие на ткань или орган чужеродных эндо- или экзогенных повреждающих факторов; фагоцитарная недостаточность.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве


министерства здравоохранения Краснодарского края

ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА

Методическая разработка практического

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело

курс II , семестр IV

Мотивация темы

Температура тела важнейший показатель состояния организма, широко используется в медицине. На разных участках кожи её можно измерять с помощью медицинского термометра. На протяжении суток температура циклически изменяется. Температура тела результат работы двух процессов в организме теплопродукции и теплоотдачи. Благодаря сбалансированности, которых температура тела относительно постоянна.

Сегодня мы с вами изучим патологические процессы терморегуляции и лихорадку.

На анатомии и физиологии человека вы изучили нормальные процессы терморегуляции, поэтому вам будет легче разобраться в патологии этих процессов.

Чтобы быть грамотными медработниками вы должны хорошо знать физиологические и патологические процессы в организме человека, для оказания качественного ухода и первой медицинской помощи, так как нарушения терморегуляции встречаются при многих соматических заболеваниях.

Цели занятия

1.1. Дидактические:

После проведения практического занятия студент должен

иметь представление о:

Ø системе терморегуляции;

Ø основных центрах терморегуляции;

Ø процессах теплопродукции и теплоотдачи.

Ø определение и значение лихорадки;

Ø патологические процессы терморегуляции : гипертермию, гипотермию;

Ø стадии лихорадки;

Ø механизм теплового и солнечного ударов;

Ø отличие гипертермии от лихорадки.

Ø использовать медицинскую терминологию;

Ø строить график температурной кривой.

1.2. Развивающие:

Ø развивать познавательную деятельность;

Ø создавать у студентов положительное отношение к обучению;

Ø развивать научный интерес, логическое мышление, умение применять

накопленные знания на практике.

1.3. Воспитательные:

Ø воспитывать потребность приобретать новые знания, применять их

на практике;

Ø содействовать воспитанию деловых качеств, чувства ответственности.

2. Методическая цель:

- оказать помощь преподавателю в повышении качества УВП;

- обосновать используемые методы и приёмы УВП

3. Продолжительность занятия – 90 минут.

4. Место проведения: кабинет № 16

5. Формы и методы организации учебного процесса по Бабанскому Ю.К.

5.1. Тип занятия: комбинированный

5.2. Вид занятия: практическое

5.3. Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности студентов

5.3.1.Перцептивные методы:

- самостоятельная работа студентов;

- беседа, объяснения

5.3.2. Логические методы:

- аналитико-синтетический;

- дедуктивный.

5.4. Методы стимулирования интереса к учению:

- ситуация занимательности;

- опора на ранее полученный жизненный опыт;

- учебная дискуссия.

5.4.2. Методы развития долга и ответственности в учении:

- метод создания благоприятного обучения.

5.4.3. Метод контроля и самоконтроля в обучении:

- фронтальный;

- тест – эталонный;

- решение задач.

Литература для преподавателя

1. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн. проф. образования. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2. Основы патологии в таблицах и рисунках/ Л.В. Горелова. – Изд. 2-е, стер.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 157с.

Литература для студентов

1. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн. проф. образования. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2016.

Карта МПС

Предмет

Тема

Обеспечивающие

1. МДК 04.02. Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Уход за пациентами в различные периоды лихорадки

2. Основы латинского языка с медицинской терминологией

3. Анатомия и физиология человека

Обеспечиваемые

1. Патология терморегуляции. Лихорадка

Все клинические дисциплины

2. Иностранный язык

Карта ВПС

Тема

Связь изученного и изучаемого

Приспособительные и компенсаторные процессы организма

Нейрогуморальная регуляция процессов теплопродукции и теплоотдачи.

Карта ТСО и наглядностей.

№ пп

Вид

Наименование

ТСО

Наглядности

Хронокарта занятия

№ п/п

Содержание

Время в минутах

Контроль исходного уровня:

Фронтальный опрос

Построение графика температурной кривой

Определение типа лихорадки

Решение ситуационных задач

Итого:

Методы отработки основных приёмов плана занятия

Действия

преподавателя

Действия

студентов

Методическое

обоснование

1. Организационный

момент.

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих

Студенты приветствуют преподавателя. Староста сообщает об отсутствующих

Организует и настраивает студентов на рабочий лад, дисциплинирует, воспитывает аккуратность, ответственность. Создаёт рабочую обстановку

2. Начальная мотивация темы:

Преподаватель отмечает значимость темы, её связь с другими преподавателями, место темы в изучаемом предмете, значимость темы для практической деятельности

Студенты слушают и отмечают важность изучения данной темы

Для возбуждения любознательности, познавательного интереса у студентов, для осознания единства целей изучаемых предметов

Преподаватель сообщает план, цели занятия

Студенты слушают, соотносят свои возможности с поставленными целями

Для достижения осознанной работы на занятии, стремления достичь конечной цели

4. Контроль исходного уровня знаний

1. Преподаватель проводит фронтальный опрос

2. Преподаватель предлагает студентам тест - лестницу, оговаривает время работы. По истечению отведённого времени, преподаватель организует проверку тестирования, используя взаимоконтроль студентов

Студенты внимательно слушают вопрос и дают на них ответы.

Студенты работают с тестами в отведённое время. По истечению данного времени проверяют их, используя метод взаимоконтроля.

Способствует развитию у студентов логического мышления, умения выделить главное

Отработка методов контроля и самоконтроля в обучении позволяет активизировать познавательный интерес

5. Самостоятельная работа

Преподаватель предлагает студентам построить график температурной кривой по заданным параметрам

Преподаватель предлагает студентам определить тип температурной кривой.

Преподаватель предлагает студентам решить ситуационные задачи.

Студенты строят графики температурных кривых, дают им названия, объясняют почему.

Студенты определяют типы температурных графиков.

Студенты решают задачи, используя полученные знания.

Развитие умений и навыков работы с медицинской документацией, способствует более глубокому пониманию темы.

Способствует более глубокому пониманию темы.

Для закрепления изученного материала

7. Подведение итогов

Преподаватель сообщает студентам об уровне достижения целей семинарского занятия. Определяет уровень индивидуальных знаний студентов. Объявляет оценки студентам

Студенты слушают, по мере необходимости задают вопросы

Способствуют возникновению желания более глубоко изучить тему

8. Заключительный момент

Преподаватель благодарит за внимание, напоминает о необходимости убрать рабочие места

Студенты слушают преподавателя, по мере необходимости задают вопросы

Способствует развитию познавательного интереса, возбуждает любознательность, дисциплинирует студентов

Самостоятельная работа

Задание № 1

Инструктаж: построить температурный график, определить тип

температурной кривой, объяснить, почему вы выбрали этот тип.

Задание № 1

1. Субфебрильная лихорадка , суточные колебания не более одного градуса, повышение температуры до 38 градусов.

2. Гектическая лихорадка , суточные колебания 2-4 градуса от нормальной до высокой вечером.

3. Фебрильная лихорадка , суточные колебания не более одного градуса, температура колеблется от 38 до 39градусов.

4. Перемежающая лихорадка характеризуется внезапным повышением температуры до 39 °C и выше, а через несколько часов температура падает до нормальных цифр. Подъем температуры повторяется через каждые 1–2 или 3 дня. Этот тип лихорадки характерен для малярии .

6. Послабляющая лихорадка дает суточные колебания температуры в пределах 2 °C, причем утренний минимум выше 37 °C. При послабляющей лихорадке подъем температуры сопровождается ознобом, снижение температуры – потливостью.

7. Высокая лихорадка , 39-41°С.

8. Волнообразная лихорадка ей свойственно постепенное повышение температуры в течение нескольких дней и постепенное снижение ее до нормы. Затем наступает новое повышение с последующим снижением температуры. Такая температура встречается при лимфогранулематозе, бруцеллезе.


Субфебрильная лихорадка , суточные колебания не более одного градуса, повышение температуры до 38 градусов.


Гектическая лихорадка , суточные колебания 2-4 градуса от нормальной до высокой вечером.


Фебрильная лихорадка , суточные колебания не более одного градуса, температура колеблется от 38 до 39градусов.


Перемежающая лихорадка характеризуется внезапным повышением температуры до 39 °C и выше, а через несколько часов температура падает до нормальных цифр. Подъем температуры повторяется через каждые 1–2 или 3 дня. Этот тип лихорадки характерен для малярии .



Послабляющая лихорадка дает суточные колебания температуры в пределах 2 °C, причем утренний минимум выше 37 °C. При послабляющей лихорадке подъем температуры сопровождается ознобом, снижение температуры – потливостью.


Высокая лихорадка , 39-41°С.


Волнообразная лихорадка ей свойственно постепенное повышение температуры в течение нескольких дней и постепенное снижение ее до нормы. Затем наступает новое повышение с последующим снижением температуры. Такая температура встречается при лимфогранулематозе, бруцеллезе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ситуационные задачи

Корреспондент местной газеты, брал интервью у сталеваров в литейном цехе. Внезапно у него поднялась температура до 42 градусов.

Какое патологическое состояние у него развилось? Каков его механизм?

Целесообразно ли в жаркую погоду кормить собаку мясом?

Одно животное периодически помещают в холодную воду, а другую – в комнату с воздухом той же температуры. У кого более значительно изменится обмен веществ?

Почему человек, находящийся на морозе в состоянии алкогольного опьянения, особенно подвержен угрозе замерзания?

У пациента после прогулки под дождём, повысилась температура до 38 градусов, появился озноб и головная боль. Какое патологическое состояние развилось у пациента?

Какой механизм терморегуляции преобладает?

Всегда ли увеличение количества пота приводит к увеличению теплоотдачи?

Почему в холодную погоду воробьи нахохливаются?

При подготовке кошки к участию в выставке некоторые хозяева содержат её на холоде и при этом кормят жирной пищей. Зачем они это делают?

Почему при одной и той же температуре воздуха мы больше зябнем в сырую погоду, чем в сухую?

Всегда ли увеличение количества выделяющегося пота приводит к увеличению теплоотдачи?

Почему в нейлоновой рубашке жара переносится значительно тяжелее, чем в хлопчатобумажной?

Почему в жаркую погоду ветер приятен, а в холодную наоборот?

У пациента после недельной высокой лихорадки резко упала температура, он покрылся потом, появилась слабость.

Какое патологическое состояние развилось у пациента?

Какой механизм терморегуляции преобладает?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ситуационные задачи

Корреспондент местной газеты, брал интервью у сталеваров в литейном цехе. Внезапно у него поднялась температура до 42 градусов.

Какое патологическое состояние у него развилось? Каков его механизм?

Эталон ответа

У корреспондента развился тепловой удар, из-за долгого пребывания в жарком помещении произошел срыв механизмов терморегуляции, что и привело к интенсивному нарастанию температуры.

Целесообразно ли в жаркую погоду кормить собаку мясом?

Эталон ответа

Белковая пища повышает уровень обмена. В жару это может оказать неблагоприятное действие.

Одно животное периодически помещают в холодную воду, а другую – в комнату с воздухом той же температуры. У кого более значительно изменится обмен веществ?

Эталон ответа

Теплопроводность воды значительно выше. Обмен веществ повысится в холодной воде.

Почему человек, находящийся на морозе в состоянии алкогольного опьянения, особенно подвержен угрозе замерзания?

Эталон ответа

Алкоголь извращает обратную связь в системе терморегуляции.

У пациента после прогулки под дождём, повысилась температура до 38 градусов, появился озноб и головная боль. Какое патологическое состояние развилось у пациента?

Какой механизм терморегуляции преобладает?

Эталон ответа

У пациента первый период лихорадки, преобладает теплопродукция.

Всегда ли увеличение количества пота приводит к увеличению теплоотдачи?

Эталон ответа

Охлаждающий эффект даёт не выделение пота, а его испарение. Если пот выделяется очень обильно, он стекает по коже, не успевая испариться.

Почему в холодную погоду воробьи нахохливаются?

Эталон ответа

При подготовке кошки к участию в выставке некоторые хозяева содержат её на холоде и при этом кормят жирной пищей. Зачем они это делают?

Эталон ответа

При действии холода происходит усиленное отрастание шерсти, это ценится. А затем животных кормят жирной пищей, так как на холоде увеличиваются теплопотери, а жир обладает наибольшей теплопроводностью. Следовательно, такая диета повышает теплопродукцию.

Почему при одной и той же температуре воздуха мы больше зябнем в сырую погоду, чем в сухую?

Эталон ответа

Влажный воздух содержит пары воды и поэтому более теплопроводен по сравнению с сухим. Отсюда во влажной атмосфере отдача тепла идет быстрее, чем в сухой.

Почему в нейлоновой рубашке жара переносится значительно тяжелее, чем в хлопчатобумажной?

Эталон ответа

Нейлоновая ткань в отличии от хлопчатобумажной, очень плохо пропускает воздух и водяные пары. Поэтому пододёжный слой воздуха быстро нагревается до температуры тела. Выделяющийся пот испаряется в то же пространство, и оно насыщается водяными парами, что препятствует дальнейшему испарению пота. Всё это нарушает теплоотдачу и испарение

Почему в жаркую погоду ветер приятен, а в холодную наоборот?

Эталон ответа

Ветер сдувает прогретый слой воздуха, который соприкасается с кожей. На смену этому слою приходит более холодный. В жару это оказывает освежающее действие, а при низкой температуре способствует дополнительному охлаждению.

У пациента после недельной высокой лихорадки резко упала температура, он покрылся потом, появилась слабость.

Какое патологическое состояние развилось у пациента?

Какой механизм терморегуляции преобладает?

Эталон ответа

У пациента наступил кризис – третий период лихорадки. В этом периоде преобладает теплоотдача.

Читайте также: