Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с последствиями полиомиелит

Обновлено: 28.03.2024

1. Приему в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей подлежат дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода со следующими заболеваниями:

а) с церебральными параличами;

б) с последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;

в) с различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;

г) с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.

2. Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста. Однако в отдельных случаях как в подготовительный, так и в другие классы допускается прием с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательной школы, на 2 года.

Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.

Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ. Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении.

3. Не подлежат приему в специальную школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

а) дети, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода;

б) страдающие частыми эпилептическими припадками;

в) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы;

г) страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии.

4. Направление в школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата производится органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

5. Директор школы несет личную ответственность за прием в школу в соответствии с порядком, установленным данной инструкцией.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. Приему в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей подлежат дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода со следующими заболеваниями:

а) с церебральными параличами;

б) с последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;

в) с различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;

г) с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.

2. Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста. Однако в отдельных случаях как в подготовительный, так и в другие классы допускается прием с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательной школы, на 2 года.

Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.

Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ. Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении.

3. Не подлежат приему в специальную школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

а) дети, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода;

б) страдающие частыми эпилептическими припадками;

в) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы;

г) страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии.

4. Направление в школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата производится органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

5. Директор школы несет личную ответственность за прием в школу в соответствии с порядком, установленным данной инструкцией.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 14
"О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами"

В целях дальнейшего совершенствования организации обучения детей с дефектами физического и умственного развития приказываю:

1. Ввести в действие Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей о последствиями полиомиелита и церебральными параличами, согласованное с Министерством здравоохранения СССР и Министерством финансов СССР.

2. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик:

а) довести до сведения органов народного образования и руководителей специальных школ Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами;

б) обеспечить контроль за введением данного положения в работу специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

Типовое положение
о специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами
(утв. Минпросом СССР 30 января 1978 г.)

1. Общие положения

1.1. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами являются общеобразовательными, учебно-воспитательными и лечебно-восстановительными учреждениями.

1.2. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами в своей деятельности руководствуются Уставом средней общеобразовательной школы и данным Положением.

1.3. Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами определяется Советами Министров союзных республик. Школы-интернаты находятся в ведении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных отделов народного образования. В столицах союзных республик и городах республиканского подчинения школы-интернаты могут находиться в ведении городских и районных отделов народного образования.

1.4. В зависимости от местных условий создаются следующие специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами:

девятилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс восьмилетней общеобразовательной школы;

одиннадцатилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс средней общеобразовательной школы.

Выпускники этих школ получают соответственно свидетельство о восьмилетнем образовании или аттестат о среднем образовании.

1.5. Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ-интернатов.

Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы проводится на основании заключения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы, на протяжении не менее года, установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении.

Эти классы работают по программе вспомогательной школы, срок обучения в них восемь лет.

2. Организация учебно-воспитательного процесса и лечебной работы

2.1. В специальных школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами обучение, воспитание и лечение ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и двигательных возможностей учащихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.

2.2. Обучение в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР и учебными планами, утверждаемыми министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования средней общеобразовательной школы.

2.3. Продолжительность урока в подготовительном классе - 30 минут, в I классе - 35-40 минут, во II и последующих классах - 45 минут.

На каждом уроке после 20 минут занятий проводится пятиминутная физкультпауза с включением лечебно-корригирующих упражнений.

2.4. Домашние задания даются учащимся с учетом выполнения их в пределах:

домашних заданий не дается

2.5. Индивидуальные занятия по коррекции имеющихся дефектов проводятся в соответствии с учебным планом с целью восполнения пробелов предшествующего развития и предметнопрактической деятельности детей и подчинены общей цели - созданию у учащихся базиса для усвоения программного материала.

Групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике и занятия с учителем-логопедом проводятся как в первую, так и во вторую половину дня согласно расписанию.

2.6. Принятие процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально, но при условии обязательного согласования с учебным расписанием.

Вся учебно-воспитательная работа, распорядок дня, чередование труда и отдыха осуществляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате.

2.7. Количество учащихся в классе и воспитательной группе - 16 человек.

При наличии контингента детей с церебральными параличами для них организуются отдельные классы и группы в составе 12 человек.

Для умственно отсталых детей в составе данных школ-интернатов создаются вспомогательные классы. Количество учащихся в классе - 5-7 человек, в воспитательной группе - 10-12.

2.8. Трудовое обучение в данном типе школ-интернатов одновременно с общими задачами включает в себя элементы трудотерапии, направленной на восстановление или компенсацию двигательных нарушений.

2.9. Для занятий по труду в IV-ХI классах класс делится на две группы, которые комплектуются при участии врачей (ортопеда и психоневролога) с учетом двигательных и познавательных возможностей учащихся.

2.10. Мастерские для занятий по труду организуются и оборудуются с учетом возможности проведения в них занятий с учащимися, имеющими различные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, в пределах ассигнований, выделенных школам-интернатам на эти цели.

Организация рабочего места, приспособление оборудования и установление режима работы по труду проводится при участии и под наблюдением врачей (ортопеда и психоневролога).

2.11. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке с учетом особенностей нарушения речи и затруднений в письме, имеющихся в результате двигательных нарушений.

2.12. По окончании девятилетней и одиннадцатилетней школы педагогический совет дает выпускникам соответствующие рекомендации по трудоустройству.

Трудоустройство выпускников специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, которые к окончанию школы являются инвалидами (II-I гр.), проводится соответствующими отделами социального обеспечения.

3.1. Комплектование специальной школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами проводится министерствами просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, областными (районными, городскими) отделами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии согласно Инструкции по приему в данный тип школы, утвержденной Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен "Типовым положением о республиканской и областных медико-педагогических комиссиях".

3.2. По мере восстановления здоровья, на основании заключения медико-педагогической комиссии, учащиеся должны переводиться в общеобразовательную школу или школу-интернат общего типа.

3.3. Прием детей в специальную школу-интернат допускается с превышением на 1-2 года возрастных норм, установленных для общеобразовательной школы.

3.4. Комплектование школы-интерната проводится соответствующими органами народного образования до 20 августа.

3.5. Дети, которые остаются в интернате в каникулы, выходные и праздничные дни, объединяются в группы круглогодичного пребывания.

3.6. В летний период школа-интернат организует отдых воспитанников в пионерских лагерях профсоюзов, а также путем организации школьных оздоровительных лагерей на общих основаниях.

3.7. Воспитанникам, имеющим родителей, по окончании школы-интерната выдается бесплатно комплект летней одежды и обуви, бывшей в их пользовании в период обучения, а также, по желанию родителей, комплект зимней одежды, срок носки которой истек.

Воспитанникам, выбывшим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, срок носки которых истек.

3.8. Воспитанники, не имеющие родителей, при направлении после окончания школы-интерната на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения, а также на производство, обеспечиваются зимним и летним обмундированием, обувью и постельными принадлежностями, а также единовременным денежным пособием на первоначальные расходы по установленным нормам.

3.9. Воспитанникам, родители которых находятся в затруднительном материальном положении (многосемейные, одинокие матери, инвалиды и т.д.), после окончания школы-интерната по разрешению органов народного образования может выдаваться комплект зимней одежды, бывшей в их пользовании в период обучения в школе-интернате, срок носки которой не истек.

3.10. Воспитанников, не имеющих родителей и по состоянию здоровья не направленных на дальнейшую учебу, на период производственного обучения и получения специальности, разрешается оставлять в школах-интернатах на всех видах довольствия сроком до 6 месяцев, а воспитанников, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, - до года.

3.11. Бывших воспитанников, не имеющих родителей, приезжающих в школу-интернат в каникулярное время из высших, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, разрешается зачислять на питание сроком до двух недель.

4. Учителя и воспитатели

4.1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, учителя и воспитатели в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами должны проводить работу, направленную на восстановление функций опорно-двигательного аппарата, коррекцию недостатков психического развития детей, максимальное приспособление их к самостоятельной жизни и труду:

- определять задания в учебной и воспитательной работе строго индивидуализировано в зависимости от психо-физических возможностей каждого ученика;

- вести работу по коррекции недостатков развития (нарушение пространственной ориентации, развития речи, мышления и др.);

- обучать правилам ортопедического режима и строго контролировать их выполнение;

- следить за осанкой учащихся, их походкой, воспитывать правильные динамические навыки в соответствии с характером заболевания каждого ребенка;

- постоянно прививать навыки правильного пользования протезно-ортопедическими изделиями и ухода за ними;

- контролировать выполнение учащимися назначений врачей (посещение кабинетов лечебной гимнастики, массажа, физиотерапии, логопедии, процедурного, своевременный прием лекарств и др.);

- учитывать в работе с классом и каждым учащимся особенности их психического развития, а также индивидуальные особенности отношения к своему состоянию.

4.2. Учителя-логопеды ведут индивидуально-групповую работу по исправлению дефектов устной и письменной речи учащихся, а также руководят работой учителей и воспитателей в этом направлении. Один учитель-логопед работает с 25-30 детьми с нарушением речи.

5. Руководство школы-интерната

5.1. Права и обязанности руководителей школ и других должностных лиц специальной школы-интерната определены Уставом средней общеобразовательной школы, настоящим Положением, также Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Минпроса СССР.

5.2. Директор специальной школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами наряду с выполнением обязанностей, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, организует и направляет работу педагогического и медицинского персонала на осуществление единства учебно-воспитательного процесса, лечебно-профилактической и восстановительной работы;

несет ответственность за правильную организацию специфики обучения и воспитания, а также восстановительного лечения, направленных на максимальную коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни и участие в производительном труде;

отвечает за создание необходимых санитарно-бытовых условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей, организацию отдыха и питания воспитанников.

5.3. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе помимо обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, организует работу педагогического коллектива школы-интерната по обучению и воспитанию учащихся с учетом их познавательных и физических возможностей;

организует методическую работу по учебным предметам и воспитательной работе, а также по вопросам лечебно-восстановительных мероприятий и специфики развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

организует и контролирует работу, направленную на соблюдение единства учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительной работы, строгое выполнение ортопедического и охранительного режима в процессе обучения и воспитания.

5.4. Руководство воспитательной работой в школе-интернате возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной работе организует воспитательную работу в интернате и несет ответственность за ее коррекционную направленность:

- организует методическую работу среди воспитателей;

- обеспечивает выполнение режимных моментов, соблюдение ортопедического режима.

5.5. Помощник директора по хозяйственной части несет ответственность за состояние хозяйства специальной школы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительной работы, сохранность имущества и инвентаря школы-интерната, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном состоянии.

6. Лечебно-восстановительная работа

6.1. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами имеют штат медицинских работников, необходимый для проведения лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной работы.

6.2. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа в специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами осуществляется врачами-специалистами (психоневролог, ортопед, педиатр, стоматолог, врач ЛФК, физиотерапевт), средним медицинским персоналом (медсестры), инструкторами ЛФК и др.

6.3. Вся лечебная работа в школе-интернате должна быть направлена на максимальное восстановление функциональных возможностей учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности. В комплексное восстановительное лечение детей включается: ортопедоневрологические мероприятия, лечебная физкультура, массаж, физиобальнео-климатотерапия, медикаментозное лечение, протезно-ортопедическая помощь и др.

6.4. Врачи-специалисты: психоневролог, ортопед, педиатр, стоматолог, а также врач ЛФК и физиотерапевт осуществляют диспансерное наблюдение и лечение детей соответственно заболеванию.

Лечебно-консультационная помощь врачей других специальностей при наличии показаний осуществляется поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа-интернат.

В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения и просвещения.

6.5. Врачи являются членами педагогического совета школы-интерната и осуществляют методическое руководство работой педагогического персонала по вопросам восстановительной работы с учащимися в учебное и внеурочное время.

6.6. Контроль за проведением лечебно-профилактической помощи в данном учреждении осуществляется местными органами здравоохранения.

Для получения консультативно-лечебной помощи и методического руководства школа-интернат закрепляется за соответствующими психоневрологическими и ортопедо-травматологическими учреждениями.

6.7. Протезирование, снабжение учащихся ортопедическими изделиями осуществляется областными (городскими) отделами социального обеспечения. Заказ, примерка, подгонка, ремонт и выдача протезно-ортопедических изделий, а также изготовление временных протезов, шин и др. производится в кабинете протезирования при школе-интернате сотрудниками протезного предприятия Министерства социального обеспечения. Мелкий ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется мастером школьного кабинета протезирования.

7. Учебно-материальная база, финансирование и отчетность

7.1. Помимо помещений для школы и школы-интерната, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами должна иметь необходимую материальную базу для организации лечебной работы.

В школе-интернате должны быть оборудованы кабинеты для работы врачей (педиатр, психоневролог, ортопед, врач ЛФК, стоматолог) в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение оборудования и инвентаря.

- ЛФК с учетом возможности проведения групповых и индивидуальных занятий (из расчета один кабинет на одного методиста для работы в две смены);

- прививочный и процедурный;

- физиотерапии (электротерапия, светолечение, термотерапия, водолечение, парафиногрязелечение);

- логопедии (из расчета один кабинет на одного логопеда для работы в две смены).

Лечебный плавательный бассейн.

7.2. Школа-интернат финансируется по республиканскому, областному, районному (городскому) бюджету.

Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских, подсобном хозяйстве, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим законодательством.

7.3. Специальная школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места нахождения школы-интерната.

Министр просвещения СССР

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 14 "О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами"

Текст приказа официально опубликован не был

Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 6 мая 2020 г.

I. Приему в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей подлежат дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:

а) с церебральными параличами;

б) с последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;

в) с различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;

г) с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.

II. Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста. Однако в отдельных случаях, как в подготовительный, так и в другие классы, допускается прием с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года.

Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.

Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ.

Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении.

III. He подлежат приему в спецшколу-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:

а) дети, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального подхода;

б) страдающие частыми эпилептическими припадками;

в) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы;

г) дети, страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии.

IV. Направление в школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата производится органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Директор школы несет личную ответственность за прием в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: