Способ питания паразитов животных

Обновлено: 22.04.2024

Цель урока: предоставить возможность учащимся 6 класса усовершенствовать свои знания по теме: “Питание животных”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    А) Раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
    Б) определить уровень усвоения темы
  2. Воспитательные:
    А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),
    Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
    В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности
  3. Развивающие:
    А) научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
    Б) продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
    В) развивать умение делать выводы;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных вучебнике, ТСО (слайдовая презентация урока)

Этапы урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Ребята сидят по группам. Группы подобраны с учетом интеллектуальных способностей учащихся и желания ребят.

2. Постановка целей урока перед учащимися.

Для этого учащимся задаются следующие загадки:

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)

Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)

Постановка цели изучения нового материала.

Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О питании животных

На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.

Постановка целей урока для учащихся:

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

3. Изучение нового материала:

Учащимся разных групп задаются вопросы:

А) Что такое процесс питания?

Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?

В) Что вам было знакомо о питании животных?

Г) на какие группы вы делили всех животных по способу питания при изучении окружающего мира в начальной школе?

4. Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.

А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
  2. Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
  3. Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.

Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.

В) Рассказ каждой группы сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя.

Слайдовая презентация. В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.

Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек

Г) Запись групп животных в тетради в виде схемы:

5. Закрепление изученного материала:

А) Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема:

К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)

№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!
№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только …
№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!
№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Б) Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в группах.

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

После окончания работы учащиеся осуществляют проверку друг друга. Ребятам или выдаются правильные ответы для ускорения работы или они проецируются на экране.

волк личинка мухи фазан пиявка свинья
2 4 1 3 5

лев гиена ласточка клещ голубь
2 4 2 3 1

пантера клест акула медведь аскарида
2 1 2 5 3

орел гриф белка гадюка вирус
2 4 1 2 3

сова хомяк вороны махаон блоха
2 1 5 1 3

5 – нет ошибок
4 – одна ошибка
3 – две ошибки
2 – три и более ошибок

6. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

  1. Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
  2. У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
  3. Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:

1. Чем мы сегодня занимались?
2. Что у нас получилось хорошо?
3. Что мы для этого делали?
4. Довольны ли мы результатом?
5. Сегодня я понял . . .
6. Сегодня я научился.. . .

Учащиеся сдают рисунок, отражающий их эмоции по уроку.

На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета: Зеленый цвет – у меня хорошее настроение

Желтый цвет – у меня настроение так себе, ни хорошее, ни плохое

Красный цвет – у меня плохое настроение

Выставление оценок, их аргументация. Выставление отметок по карточкам возможно на следующем уроке.

8. Домашнее задание. Стр. 60–62. Вопросы на стр. 66–67. Возможна запись домашнего задания в начале урока.

1. Многообразие паразитов, особенности их питания. Влияние на организм хозяина. Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма-хозяина или его пищей либо заглатывая и переваривая твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывая жидкие органические вещества всей поверхностью тела (бычий цепень) или с помощью специальных органов (клещи, клопы). Примеры паразитов: вирусы, многие бактерии, грибы (головня, спорынья, трутовик), простейшие (малярийный паразит, лямблии), плоские и круглые черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик, бычий и свиной цепни, кошачья двуустка, эхинококк), клещи (чесоточный, таежный), насекомые (клопы, блохи, вши). Явление паразитизма среди растений (петров крест, заразиха), позвоночных животных (гнездовой паразитизм у кукушки).

Отрицательное влияние на организм хозяина большинства паразитов (вызывают разнообразные заболевания, разрушают клетки или ткани у хозяина, выделяют в организм хозяина ядовитые вещества).

2. Упрощение организации паразитов, обусловленное обилием пищи, отсутствием в организме хозяина врагов, резких колебаний температуры, влажности. Упрощение организации паразитов в процессе эволюции по сравнению со свободноживущими предками. Исчезновение у многих паразитов органов передвижения, органов чувств, более простое строение нервной системы. В связи с питанием переваренной или полупереваренной пищей упрощение строения пищеварительной системы или вообще ее отсутствие у некоторых видов; всасывание пищи, переваренной хозяином, через поверхность тела.

3. Приспособленность паразитов к жизни в организме хозяина. Формирование у паразитов в процессе эволюции приспособлений, защищающих их от неблагоприятных воздействий среды, например особой оболочки, покрывающей тело червей-паразитов и защищающей их от переваривания пищеварительными соками хозяина, приспособлений, позволяющих червям-паразитам удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок, движение пищи и пищеварительных соков: удлиненная форма тела, наличие крючков и присосок. Преимущество в выживании и оставлении потомства в процессе эволюции тех особей, у которых такие черты приспособленности были наиболее развиты. Высокая плодовитость паразитов — важная черта приспособленности. Эволюция паразитов в направлении увеличения численности потомства: у ряда паразитов число яиц достигает нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Причина большой плодовитости —- гибель многих яиц на ранних стадиях развития от воздействия абиотических и биотических факторов. У паразитов многих видов размножение происходит в организме не только основного, но и промежуточного хозяина. Значительное развитие органов размножения, гермафродитизм.

Упрощение организации паразитов, наличие черт приспособленности к жизни за счет организма хозяина, высокая плодовитость и другие признаки приспособленности к паразитическому образу жизни у червей обеспечивают их выживание.

4. Профилактика глистных заболеваний на основе знаний циклов развития червей-паразитов. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, необходимо уничтожать зараженное мясо, хорошо проваривать или прожаривать говядину перед употреблением в пищу.

ВложениеРазмер
Особенности и разнообразие групп паразитов. 2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Разнообразие паразитов Паразиты

Паразиты - грибы Гриб - трутовик

Паразиты - растения Петров крест

Раффлезия Арнольди Паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Чесоточный зудень - клещ

Паразиты - животные Свиной цепень

Паразиты – бактерии (туберкулёзная бактерия)

Разновидности паразитов Паразиты Бактерии Растения Грибы Животные

Каковы пути заражения паразитами?

Нужны ли паразиты?

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений . В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Защитим себя от паразитов!

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Органы пищеварения".

Презентация к року биологии 8 класс.


Понятие Ткань, основные виды тканей растения.


Презентация к уроку биология 5 кл. фгос

Тема " Значение живых организмов в природе и жизни человека ".


Презентация к уроку биология 6 кл. фгос

Тема " Рост и развитие растений ".


Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?".

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов".

Познавательная: Продолжить формирование первоначальных систематизированных представлений о процессе питания животных, о питании паразитов.

Развивающая. Создать условия для развития мышления, развития навыков устной и письменной речи

Воспитательная. Формирование культуры учебного труда, умений аккуратно вести записи в тетрадях, умение контролировать свое поведение на уроке.

УУД, выполняемые учащимися

Обосновывать роль паразитов в природе. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Оборудование: презентация, плодовые тела грибов-трутовиков

УУД, выполняемые учащимися

1.Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют подготовку к уроку, сосредотачивают свое внимание.

  • Смыслообразование,
  • прогнозирование,
  • целеполагание,
  • планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

1. Самостоятельная работа: Отвечаем на тонкие и толстые вопросы ( по выбору – 3 тонких или 1толстый):

1. Как происходит воздушное питание растений?

2. Как осуществляется корневое питание растений?

3. Какие вещества нужны животным для питания растений?

4. Как питается паук?

5. Для чего нужны зубы животным?

6. Каких животных называют растительноядными? Приведите примеры.

7. Какие животные называются хищниками? Приведите примеры.

8 Как питается паук?

1.Объясните, какую роль играет солнечный свет в питании растений?

2. Можно ли сказать, что жизнь всех организмов на Земле зависит от растений? Почему?

3. В чем проявляется связь корневого и воздушного питания растений?

4. Объясните, какую роль играет питание в жизни животных?

2. Демонстрация плодового тела гриба-трутовика, беседа о способах питания грибов-паразитов, определение темы и задач урока

Заполнение таблицы ЗХУ

Растения создают органические вещества из неорганических сами.

Животные используют органические вещества, созданные растениями.

А как питаются паразиты?

Нужны ли они в природе?

Учащиеся отвечают на вопросы письменно в тетрадях

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, заполняют 1 и 2 графы таблицы.

  • выполнение пробного учебного действия;(П)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)
  • целеполагание,

3.Объяснение нового материала

1. Самостоятельная работа с рисунком учебником с самопроверкой по эталону.

Задание. Рассмотрите рисунки 54, 55. Выпишите в тетрадь названия паразитов, распределив их по группам:

  1. Растения – паразиты: петров крест, раффлезия
  2. Грибы – паразиты: трутовики
  3. Животные – паразиты: бычий цепень, печеночный сосальщик, свиной солитер
  4. Бактерии – паразиты: туберкулезные, холерные.

2.Особенности паразитов - работа в группах с текстом учебника, заполнение таблицы в учебнике

3. Формулировка определения паразита:
Паразит – живой организм, извлекающий органические вещества из тела хозяина, в котором он обитает.

3.Широкое распространение паразитизма в природе, роль паразитов в регулировании численности - работа с текстом учебника

Задание на скорость:

Прочитайте текст на странице 64 и ответьте на вопрос: полезны или вредны паразиты в природе?

Работают самостоятельно с рисунком учебника по алгоритму, делают выписки

Читают текст, опираясь на рисунок, заполняют таблицу в учебнике (карандашом),

Выделяют родовое понятие в определении и видовые признаки, записывают определение

Находят ответ в тексте учебника

  • работа с рисунком по алгоритму
  • выделение ключевых предложений в тексте
  • выделение главной и второстепенной информации
  • поиск ответа на вопрос в тексте учебника
  • преобразование информации рисунок - таблица

4.Первичное закрепление с проговариванием вслух

1. Заполнение третьей графы в таблице ЗХУ, проговаривание со взаимопроверкой по эталону

  • выделение главной и второстепенной информации

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Задание: Выписать номера верных утверждений

1.Паразиты создают органические вещества сами.

2. Паразиты получают органические вещества от организмов-хозяев: других растений, животных.

3. Паразиты могут питаться неорганическими веществами.

4. Трутовик – растение паразит.

5. Паразиты приносят вред организму хозяина, ослабляя его и отравляя продуктами жизнедеятельности.

6. Паразитам нужны органы прикрепления, чтобы удержаться в организме хозяина.

7. Паразиты нужны в природе: они мешают чрезмерному размножению некоторых организмов.

8.Туберкулезные бактерии – паразиты.

9. Петров крест – растение, паразит животных.

10. Паразиты широко распространены в природе.

Эталон ответа: 2, 5, 6, 7, 8, 10.

6.Включение в систему знаний и повторение

  1. Беседа сравнение способа питания растений и паразитов, животных и паразитов, формулирование выводов
  • Осознанное произвольное построение речевого высказывания
  • Контроль
  • коррекция

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов работы на уроке

Самооценка работы на уроке по предложенным критериям

Анализируют работу класса на уроке, отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке по предложенным критериям

  • Контроль и оценка процесса и результата
  • Использование критериев для обоснования своего суждения
  • Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

8. Домашнее задание:

1) §20, подготовить рассказ об эмпузе

Записывают домашнее задание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока Как питаются паразиты?

Тонкие 1. Как происходит воздушное питание растений? 2. Как осуществляется корневое питание растений? 3. Какие вещества нужны животным для питания растений? 4. Как питается паук? 5. Для чего нужны зубы животным? 6. Каких животных называют растительноядными? Приведите примеры. 7. Какие животные называются хищниками? Приведите примеры. 8 Как питается синий кит? Толстые 1.Объясните, какую роль играет солнечный свет в питании растений? 2. Можно ли сказать, что жизнь всех организмов на Земле зависит от растений? Почему? 3. В чем проявляется связь корневого и воздушного питания растений? 4. Объясните, какую роль играет питание в жизни животных? Самостоятельная работа: Отвечаем на тонкие и толстые вопросы ( по выбору – 3 тонких или 1толстый):

Знаю Хочу знать Узнал

Знаю Хочу знать Узнал Растения создают органические вещества из неорганических сами. Животные используют органические вещества, созданные растениями. А как питаются паразиты? Нужны ли они в природе?

Узнать, как питаются паразиты, каковы их особенности. Нужны ли в природе паразиты? Задачи урока

Задание. Рассмотрите рисунки 54, 55. Выпишите в тетрадь названия паразитов, распределив их по группам: Растения – паразиты : Грибы – паразиты : Животные – паразиты Бактерии – паразиты : Самостоятельная работа с рисунком учебника.

Задание. Рассмотрите рисунки 54, 55. Выпишите в тетрадь названия паразитов, распределив их по группам: Растения – паразиты : петров крест, раффлезия Грибы – паразиты : трутовики Животные – паразиты : бычий цепень, печеночный сосальщик, свиной солитер Бактерии – паразиты : туберкулезные, холерные. Самостоятельная работа с рисунком учебника – эталон ответа

Петров крест – растение паразит

Раффлезия – растение паразит

Повилика – растение паразит

Знаю Хочу знать Узнал 1.Растения создают органические вещества из неорганических сами . 2.Животные используют органические вещества, созданные растениями. 1.А как питаются паразиты? 2Нужны ли они в природе? 1.Паразиты получают органические вещества из организма хозяина. 2.Паразиты ослабляют организм хозяина 3. Паразиты мешают чрезмерному размножению организмов в природе Э Т А О Н О Т В Е Т А

1.Паразиты создают органические вещества сами. 2. Паразиты получают органические вещества от организмов-хозяев: других растений, животных. 3. Паразиты могут питаться неорганическими веществами. 4. Трутовик – растение паразит. 5. Паразиты приносят вред организму хозяина, ослабляя его и отравляя продуктами жизнедеятельности. 6. Паразитам нужны органы прикрепления, чтобы удержаться в организме хозяина. 7. Паразиты нужны в природе: они мешают чрезмерному размножению некоторых организмов. 8.Туберкулезные бактерии – паразиты. 9. Петров крест – растение, паразит животных. 10. Паразиты широко распространены в природе. Задание: Выписать номера верных утверждений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс.


Методическая разработка "Серия географических диктантов, 7 класс (Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г. )".

Серия диктантов за 7 класс.


Методическая разработка "Серия географических диктантов, 8 класс (Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.)".

Географические диктанты по учебнику 8 класса.


методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап.


Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение ф.


Цель: Изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.

  1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками, живыми и фиксированными объектами.
  2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.
  3. Знакомство с общебиологическим понятием борьба за существование.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа в группах.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с учебником, рисунками, живыми и фиксированными объектами, использование ИКТ и рисуночное письмо (пиктограммы).

Материалы учеников: оценочный лист, маски, розовые и чёрные очки, ручка, тетрадь, учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов “Природа. Введение в биологию и экологию”, 5 класс.

Зрительный ряд: таблицы: “Грибы-паразиты”, “Плоские и круглые черви”, “Бактерии”, рисунки растений и животных паразитов, вырезка из газеты “Жизнь” №46// 2005. “Чужой”.

Раздаточный материал:

  • Фиалка в горшке;
  • Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус – душитель.(см. приложение 1)
  • гриб-трутовик на спиле дерева.
  • Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы спорынья (см. приложение 2)
  • Кальмар(влажный препарат)
  • Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.(см. приложение 3)

Оборудование: компьютер, СD-RОМ “Живая природа. Центр”, Презентация “Паразиты”

  1. Домашнее задание (на доске),
  2. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
  3. Проверка домашнего задания (работа в группах).
  4. Мотивация (зачитать отрывок из “Книга для чтения по ботанике” Трайтак).
  5. Актуализация знаний. Целеполагание.
  6. Изучение нового материала: работа в группах с рисунками и объектами, как с источником новой информации по вопросам.
  7. Отчетное задание: общие признаки паразитов (решение поисковых задач, развивающих системное мышление).
  8. Физкультминутка.
  9. Рассказ о бактериях-паразитах, “человеке”-паразите.
  10. Роль паразитов.
  11. Опорный конспект.
  12. Закрепление и обобщение знаний (с использованием ИКТ).
  13. Подведение итогов.
  14. Д\з дополнение (рассказы о паразитах)
  15. Спасибо за урок, до свидания!

Введение

Ход урока: Тема урока закрыта на доске.

Приветствие. Рефлексия готовности к уроку с помощью ладошек.( Тыльная сторона кисти – не готов к уроку, ладонь – готов к уроку, ладонь горизантально – готов, но не совсем)

1. Домашнее задание: параграф 20.

2. Сегодня мне помогают консультанты 3-х групп.

3. Что мы с вами изучали на предыдущих уроках?

Давайте повторим пройденный материал, так как тема сегодняшнего урока связана с ним. Проверка домашнего задания по группам. Учащиеся группы задают по 2 вопроса другим группам.

4. Мотивация (отрывок из книги).

Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь.

“Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать. отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух к жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”.

Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

Ребята выдвигают предположения. Затем открывается на доске тема сегодняшнего урока: “Как питаются паразиты”.

5. Актуализация знаний. Целеполагание.

Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение,

Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков, живых и фиксированных объектов. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле?”.

6. Изучение нового материала.

Кто такие паразиты? На доске вывешиваются термины: Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

А что за явление паразитизм? Это способ питания. (Просмотр презентации. См. Приложение).

  • О каких паразитах идет речь?
  • Какой организм лишний?
  • Признаки паразита?
  • Где или на чем паразитирует?
  • Нужны ли паразиты на Земле?

7. Отчет групп.

I группа – растения (показ фрагмента на СО-RОМ: повилика, петров крест и рисунки)

II группа – грибы (показ фрагмента на СО-RОМ: гриб чага и трутовик, таблица).

III группа – животные (таблица).

8. Физкультминутка.

9. Послушайте рассказ учителя и подумайте о каких бактериях идет речь. Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями, В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха (бактерии – палочки).

Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий.

Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение исходит при контактах с больными или при употреблении зараженной пищи или воды.

Скорость распространения повышается в местах скопления людей.

Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 мил. Человек.

В результате регулярных предохранительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно.

Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Что бы вы не болели, следует ставить прививки.

А еще в природе очень редко встречается “человек”-паразит. Хотя так называют людей, которые хотят “прожить за счет других ничего не делая”.

В животе 5 летней девочки жил близнец-вампир. Долгое время врачи были уверены, что у малышки рак, который не оперируется, и она обречена. Семья все – таки решилась на операцию. Когда врачи стали оперировать, они испытали ужас. Внутри девочки жило существо похожее на человеческое. Его длинными жесткими, черными волосами было пронзена вся брюшная полость, а ножка этого существа пробила дыру в кишечнике, У прятавшегося внутри существа были: нога, желудок, голова, имевшая глаз, ухо, волосы, пуповина, через которую это существо питалась кровью девочки.

Такие явления редко, но встречаются, когда два зародыша развиваются на одном участке. Один растет, а другой превращается в паразита. Это существо нельзя назвать человеком, у него нет мозга, но оно растет, убивая своего хозяина.

Удивительно, что девочка проходила с этим чудовищем внутри больше 5 лет. Освободившись от своего мучителя, девочка быстро пошла на поправку . Этот случай произошел в результате того, что семья девочки жила рядом с Семипалатинским ядерным полигоном в Казахстане.(см. приложение 4).

10. Итак попробуем ответить на вопрос: “Нужны ли паразиты на Земле?” Дети высказывают свое мнение. Открываем учебник стр. 100-101 и читаем отрывок.

11. Опорный конспект, пиктограммы.

  1. Организм как среда обитания для паразитов.
  2. Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски.
  3. Растения – паразиты лишены хлорофилла.
  4. Паразиты ограничивают численность других организмов.
  5. Паразиты приносят вред растениям (в том числе сельскохозяйственным), человеку и животным.

12. Закрепление и обобщение знаний с помощью ИКТ, презентация. Вывод: в природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле (стр. 73 учебника).

13. Подведение итогов. Консультанты выставляют оценки в оценочный лист, а учащиеся в тетрадь самооценки. Рефлексия, ребята одевают розовые или черные очки или маски. (см.приложение 6)

14. Домашнее задание (дополнение): Найти рассказы о паразитах.

Читайте также: