Средство управления эпидемическим процессом аэрозольных инфекций

Обновлено: 28.03.2024

Продолжается снижение заболеваемости менингококковой инфекцией - по сравнению с прошлым годом на 17% (показатель заболеваемости составил 0,94 на 100тыс., а среди детей до 14 лет - 6,4 на 100тыс. детского населения).

В области, начиная с 2006г., не регистрируются заболевания корью, в т.ч. и при контрольных обследованиях пациентов с клиникой экзантемных заболеваний.

Низкие показатели заболеваемости, высокий охват населения прививками против кори, в том числе из групп риска (95-98%), лабораторное подтверждение всех случаев кори? и краснухи, проведение активного поиска больных корью среди лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью позволяют начать процедуру сертификации территории области, свободной от эндемичной кори, как и большинство территорий Российской Федерации в рамках Программы ликвидации кори к 2010г.

Стабилизация заболеваемости по ряду инфекций достигнута за счет высоких уровней охвата профилактическими прививками населения, в том числе среди взрослых и детей в декретированные сроки (не менее 95-98%). Однако, анализ охвата профилактическими прививками в разрезе участков, населенных пунктов выявил территории не достигшие нормативных показателей 95%: по вакцинации коклюша к 12 мес. (Спасский, Каменский, Кузнецкий, М-Сердобинский, Сердобский районы 94,2- 94,8%); по ревакцинации против коклюша к 24 мес. (Иссинский, Кузнецкий районы, г.Кузнецк 90,5-93,8%); по вакцинации против дифтерии к 12 мес. (Каменский район 94,4%).

План иммунизации 2009г. в рамках национального календаря профилактических прививок в целом по области выполнен удовлетворительно:

  • по вакцинации против коклюша - на 98,8%, по ревакцинации против коклюша - на 99,9%,
  • по вакцинации против дифтерии детей - на 98,8%, по вакцинации против дифтерии взрослых - на 99,4%, по ревакцинации против дифтерии детей - на 99,6%, по ревакцинации против дифтерии взрослых - на 96,8%,
  • по вакцинации против полиомиелита детей - на 97,0%, по ревакцинации против полиомиелита детей - на 100,5%,
  • по вакцинации против кори детей - на 100,1%, по ревакцинации против кори детей - на 102,1%,
  • по вакцинации против эпидпаротита детей - на 100,2%, по ревакцинации против эпидпаротита детей - на 108,5%,
  • по вакцинации против краснухи детей - на 70,4%, по ревакцинации против краснухи детей - на 97,9%,
  • по вакцинации против гепатита В - на 99,5%.

Дополнительная иммунизация населения области в рамках приоритетного национального проекта (ПНП) в сфере здравоохранения.

В рамках приоритетного национального проекта 2009г. подлежали дополнительной иммунизации:

  • против вирусного гепатита В 90 000 чел. - лица в возрасте от 18 до 55 лет не привитые и не болевшие ранее;
  • против кори 2 500 чел.- взрослые до 35 лет, не привитые, не болевшие ранее, не имеющие сведений о прививках;
  • против полиомиелита инактивированной полиовакциной 13 920чел. - все дети в возрасте до 1 года;
  • против гриппа 350 000 чел. - дети, посещающие дошкольные учреждения, учащиеся 1-11 классов, медицинские работники, работники образовательных учреждений, взрослые старше 60 лет и представители прочих групп риска.

В ноябре 2009г. закончена иммунизация взрослых против кори (привито 2 500 чел. в возрасте до 35 лет - 100% от числа подлежащих).

По состоянию на 11.01.10г. привито трехкратно против полиомиелита детей в возрасте до 1 года жизни 12 218чел. (87,7% от числа первоначально планируемых и 100% от числа фактически родившихся (с июля 2008г. по май 2009г. - 12212чел.) детей, которые должны получить законченную трехкратную иммунизацию до конца 2009года).

Продолжается иммунизация против гепатита В взрослых. По состоянию на 11.01.10г. первую прививку получили 59 832чел. (66,5% от числа подлежащих), привито двукратно 37 321чел. (41,5% от числа подлежащих). Окончание иммунизации планируется в августе 2010г.

Прививками против гриппа охвачено 350 000 чел. (100% от числа подлежащих).

Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области проводился выборочный контроль за выполнением графика дополнительной иммунизации в рамках ПНП в сфере здравоохранения. В 2009г. проведено 114 проверок в лечебно-профилактических учреждениях, медпунктах детских и подростковых коллективов, по результатам мероприятий по контролю применены меры административного воздействия - наложено и взыскано 17 штрафов. Выявлены нарушения по:

308. Наблюдение за эпидемическим очагом следует закончить.

А) немедленно после госпитализации больного

Б) по истечения срока максимальной инкубации у контактировавших с больным

В) сразу после проведения заключительной дезинфекции

Г) после введения контактировавшим с больным иммуноглобулина или вакцины

Д) через 24 часа

309. Противоэпидемические мероприятия — это совокупность научно обоснованных мер, обеспечивающих.

А) предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения

Б) снижение заболеваемости совокупного населения инфекционными болезнями

В) снижение заболеваемости совокупного населения неинфекционными болезнями

Г) ликвидацию отдельных инфекций

310. Инфекции, управляемые в основном средствами иммунопрофилактики.

А) антропонозы с аэрозольным механизмом передачи

Б) антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи

В) антропонозы с трансмиссивным механизмом передачи

Г) антропонозы с контактным механизмом передачи

311. Инфекции, управляемые в основном санитарно-гигиеническими мероприятиями.

А) антропонозы с аэрозольным механизмом передачи

Б) антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи

В) антропонозы с трансмиссивным механизмом передачи

Г) антропонозы с контактным механизмом передачи

312. При проведении эпидемиологических исследований можно пользоваться только.

А) абсолютными показателями

Б) относительными показателями

В) как абсолютными, так и относительными показателями

313. При проведении эпидемиологических исследований методом анкетирования.

А) вопросы ставятся в произвольной форме

Б) обязательно указывать паспортные данные респондентов

В) вопросы ставятся в корректной, четкой форме

Г) опрашиваются лица одной возрастной группы

Д) опрашиваются лица разных возрастной группы

314. В официальной статистике РФ для отражения состояния здоровья населения используют.

А) кумулятивный показатель заболеваемости

В) результаты скрининговых исследований

Г) результаты анкетирования

Д) результаты когортных исследований

315. Показатель превалентности (распространенности).

А) показатель заболеваемости, характеризующий риск заболевания у лиц, контактировавших с инфекционным больным

Б) показатель заболеваемости, используемый для оценки риска заболеть хроническими инфекциями (например, туберкулезом)

В) показатель заболеваемости, учитывающий все случаи какого-либо заболевания независимо от времени его возникновения

Г) отражает риск лиц, относящихся к одной профессиональной группе, заболеть определенной болезнью

Д) основываются только на результатах обследования эпидемических очагов

316. Показатель (кумулятивной) заболеваемости (инцидентности).

А) показатель заболеваемости, учитывающий все случаи какого-либо заболевания независимо от времени его возникновения

Б) отражает риск лиц, относящихся к одной профессиональной группе, заболеть определенной болезнью

В) учитывает новые случаи заболевания за определенный отрезок времени на данной территории

Г) отражает риск заболеть определенной болезнью в какой-либо группе населения

Д) основываются только на результатах обследования эпидемических очагов

317. Наблюдательные эпидемиологические исследования отличаются от экспериментальных тем, что.

А) исследуемая и контрольная группы должны быть одной численности

Б) могут быть только проспективными

В) предусматривают вмешательство в естественный ход событий

Г) основываются только на результатах обследования эпидемических очагов

Д) могут быть перспективными

318. Вспышка инфекционного заболевания – это.

А) сезонный подъем заболеваемости

Б) подъем заболеваемости через каждые 5 лет

В) микст – инфекции

Г) подъёмы заболеваемости, возникающие вне ритмических колебаний

Д) эндемическое заболевание

319. Этапы эпидемиологического исследования.

А) подготовительный, сбор данных, описательный, аналитический

Б) организация исследования и анализ

В) сбор информации и ее первичная обработка

Г) анализ статистических данных и формулирование выводов

Д) анализ и организация исследования

320. Подготовительный этап эпидемиологического исследования, в частности, включает в себя.

А) первичную обработку абсолютных показателей

Б) составление программы исследования

В) планирование противоэпидемических мероприятий

Г) очистку баз данных

Д) повторный сбор данных

321. Пробное (пилотное) эпидемиологическое исследование позволяет.

А) составить рабочую гипотезу

Б) составить программу исследования

В) уточнить цели и рабочую гипотезу

Г) оценить факторы риска

Д) планировать противоэпидемические мероприятия

322. В когортном исследовании из популяции отбирают две или более группы людей.

А) изначально не имеющих изучаемого заболевания

Б) одного возраста

Г) одного возраста и пола

Д) разного возраста

А) изначально не имеющих изучаемого заболевания

Б) одного возраста

В) имеющие изучаемое заболевание

Д) разного возраста

324. Скрининговые исследования - это.

А) распределение заболеваний по этиологии

Б) распределение заболеваний по клиническим вариантам

В) распределение заболеваний в соответствии с классификацией

Г) массовое обследование для выявления скрыто протекающих заболеваний или других состояний

Д) распределение заболеваний по полу

325. Экспонированные группы – это.

А) лица, прошедшие медицинские осмотры

Б) лица, прошедшие скрининговые исследования

В) лица, подверженные действию изучаемого фактора

Г) контрольная группа

Д) лица, прошедшие анкетирование

326. Фактором риска называют.

А) мешающие факторы (конфаундеры), искажающие результаты исследований

Б) факторы, способствующие развитию заболеваний

В) систематические ошибки в исследованиях

Г) случайные ошибки в исследованиях

Д) фактор, снижающий риск развития заболевания

327. Когортные исследования могут быть.

Г) как проспективными, так и ретроспективными

328. Доказательная медицина – это.

А) доказательства, представляемые пациенту для объяснения назначенного лечения

Б) подбор объяснений по поводу неблагоприятного исхода лечения

В) медицинская практика по применению методов лечения, полезность которых доказана в доброкачественных исследованиях

Г) паталогоанатомические заключения, представляемые в суд

Д) объяснения пациенту по поводу благоприятного исхода болезни

329. Эпидемиологические исследования используются для изучения только.

А) инфекционных заболеваний

Б) онкологических заболеваний

В) неинфекционных заболеваний

Г) инфекционных и неинфекционных заболеваний

Д) паразитарных заболеваний

330. Цели эпидемиологических исследований при изучении неинфекционных заболеваний.

А) проверка безвредности нового лекарственного средства

Б) проверка эффективности нового лекарственного средства

В) проверка информативности нового диагностического теста

Г) всё перечисленное верно

Д) проверка нового метода лечения

331. Структура заболеваемости.

А) перечень нозологических форм

Б) распределение частотных показателей среди различных групп населения

В) патогенез конкретной нозологической формы

Г) продолжительность основных фаз заболевания

Д) инкубационный период конкретной нозологической формы

332. Клиническая эпидемиология – это.

А) расследование случаев инфекционной заболеваемости в стационаре

Б) противоэпидемические мероприятия в стационаре

В) раздел медицины, основанный на строго доказанных научных фактах

Г) наука о методах лечения в условиях стационара

Д) проведение РЭА

333. К экспериментальным исследованиям относятся.

А) моделирование эпидемического процесса

В) когортные исследования

334. Цели мета-анализа…

А) уточнение диагноза

В) получение новых лекарственных средств

Г) повышение достоверности результатов исследований

Д) повторная диагностика

335. Эпидемиология изучает болезни…

А) на организменном уровне

Б) на популяционном уровне

В) на клеточном уровне

Г) на тканевом уровне

Д) на субклеточном уровне

336. Объектом изучения классической эпидемиологии является…

А) эпидемический процесс

Б) заболеваемость инфекционными болезнями

В) любые массовые явления в населении

Г) состояние здоровья населения

Д) инфекционный процесс

337. Механизм передачи - это…

А) эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида

Б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды

В) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки с помощью элементов внешней среды или их сочетания

Г) биотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

Д) перенос возбудителя от животного к человеку

338. Механизм передачи инфекции соответствует…

А) первичной специфической локализации возбудителя в организме хозяина

Б) характеристикам источника инфекции

В) путям распространения инфекции

Г) устойчивости возбудителя во внешней среде

Д) факторам распространения инфекции

339. Пути передачи - это…

А) эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида

Б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды

В) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки с помощью элементов внешней среды или их сочетания

Г) биотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

Д) абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

340. Факторы передачи - это…

А) элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой

Б) биотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

В) факторы внешней среды, в которых происходит накопление и перенос возбудителя из одного организма в другой

Г) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды

Д) абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

341. Эпидемический очаг - это…

А) место пребывания источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке, при данной инфекции передавать заразное начало окружающим

Б) территория, на которой осуществляется процесс взаимодействия популяции паразита и популяции хозяина

В) территория, на которой после отсутствия случаев инфекционных болезней в течение максимального инкубационного периода выявляется новый случай инфекционного заболевания

Г) территория, на которой постоянно выявляются случаи какого-либо инфекционного заболевания

Д) эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида

342. Для существования эпидемического процесса необходимы…

А) источник инфекции

Б) механизм передачи

В) восприимчивое население

Г) обязательное сочетание всего перечисленного выше, регулируемое социальными и природными факторами

Д) факторы передачи

343. Из перечисленных к медленным инфекциям относятся…

Г) клещевой возвратный тиф

Д) стафилококковая инфекция

344. Вертикальный механизм передачи имеет место…

А) при токсоплазмозе

Б) при геморрагической лихорадке с почечным синдромом

В) при брюшном тифе

4) при стафилококкозах

5) при бешенстве

345. При передаче инфекции вшами происходит…

А) механический перенос возбудителя

Б) перенос возбудителя с его размножением и накоплением в организме переносчика

В) перенос возбудителя с его размножением и накоплением в организме переносчика, а также трансфазной и трансовариальной передачей среди переносчиков

Г) перенос, при котором возбудитель проходит цикл развития в организме переносчика

Д) перенос возбудителя

346. При передаче инфекции клещами происходит…

А) механический перенос возбудителя

Б) перенос возбудителя с его размножением и накоплением в организме переносчика

В) перенос возбудителя с его размножением и накоплением в организме переносчика, а также трансфазной и трансовариальной передачей среди переносчиков

Г) перенос, при котором возбудитель проходит цикл развития в организме переносчика

Д) перенос возбудителя

347. Кровососущими паразитами являются преимагинальные формы…

348. Треххозяинные клещи имеют большее эпидемиологическое значение, чем двух - и однохозяинные, потому что…

А) они способны к трансфазной и трансовариальной передаче

Б) одним из хозяев обязательно является человек

В) выше вероятность их инфицирования

Г) они распространены преимущественно среди животных, имеющих сельскохозяйственное и промысловое значение

Д) меньше вероятность их инфицирования

349. Термином "экзотическая заболеваемость" определяется заболеваемость…

А) инфекционными и неинфекционными болезнями, характерная для данной территории

Б) любыми инфекционными болезнями, характерная для данной территории

В) любыми зоонозными болезнями, характерными для данной территории

Г) любыми инфекционными болезнями, не характерными для данной территории

Д) паразитарная заболеваемость, характерная для данной территории

350. Наличие зонального нозоареала определяется…

А) социальными условиями

Б) уровнем организации медицинской помощи

В) геоклиматическими условиями

Г) уровнем жизни населения

Д) уровнем иммунопрофилактики

351. Наличие цикличности заболеваемости в многолетней динамике характерно…

А) для абсолютно всех инфекционных заболеваний

Б) для всех неинфекционных заболеваний

В) для всех болезней, независимо от их происхождения

Г) для значительного числа инфекционных заболеваний

Д) для паразитарных болезней

352. Параметры цикличности для инфекций с формированием длительного иммунитета определяются…

А) изменением условий жизни

Б) естественными колебаниями иммунной прослойки

В) изменением природно-климатических условий

Г) изменением активности механизма передачи

Д) изменение вирулентности возбудителя

353. Величина иммунной прослойки определяется…

А) только количеством лиц, имеющих естественный напряженный иммунитет

Б) только количеством лиц, имеющих искусственный напряженный иммунитет

В) количеством лиц, имеющих иммунитет независимо от его происхождения

Г) только количеством лиц, имеющих врожденный иммунитет

Д) только количеством лиц, имеющих приобретенный иммунитет

354. Больной представляет эпидемиологическую опасность для окружающих в инкубационном периоде…

А) при брюшном тифе

Б) при вирусном гепатите А

В) при сальмонеллезе

Г) при иерсиниозе

Д) при бешенстве

355. Термином "декретированная" группа населения обозначается…

А) группа лиц, в отношении которых противоэпидемические мероприятия проводят особым образом

Б) группа населения, имеющая наибольший интенсивный показатель заболеваемости

В) группа населения, среди которой отмечается наибольшее число заболеваний

Д) группа населения, имеющая наименьший интенсивный показатель заболеваемости

356. Сезонные подъемы характерны для…

А) абсолютно всех инфекционных заболеваний

Б) всех неинфекционных заболеваний

В) всех болезней, независимо от их происхождения

Г) большинства инфекционных заболеваний

Д) для паразитарных заболеваний

357. Условия, необходимые для существования природного очага…

А) циркуляция возбудителя в популяции животных

Б) биоценотические связи между возбудителями, переносчиками и популяцией восприимчивых животных

В) возможность инфицирования кровососущими членистоногими

Г) трансовариальная передача возбудителя у кровососущих членистоногих

Д) наличие восприимчивого населения

358. Ликвидация той или иной инфекционной болезни в глобальном масштабе означает…

А) отсутствие заболеваний

Б) отсутствие условий для реализации механизмов передачи

В) отсутствие носительства

Г) ликвидацию возбудителя как биологического вида

Д) наличие небольшого количества лиц с транзиторным бактерионосительством

359. Для определения времени возможного заражения необходимо прежде всего знать дату…

Б) обращения за медицинской помощью

360. Какие мероприятия при антропонозах направлено на источник инфекции.

А) активное выявление заболевших и госпитализация больных

Б) дезинфекция нательного и постельного белья

В) проведение истребительных мероприятий, направленных на сокращение численности грызунов

Г) исследование объектов окружающей среды на контаминированность возбудителями инфекции.

Д) дезинсекционные мероприятия

361. Мероприятие при антропонозах направленное на разрыв механизма передачи.

А) выявление и изоляция больного

Б) выявление лиц, контактировавших с больным

В) проведение экстренной профилактики лицам, контактировавшим с больным

Г) дезинфекция квартиры и личных вещей больного и проведение мероприятий, направленных на сокращение численности переносчиков.

Д) плановая иммунизация

362. Медицинское наблюдение в эпидемическом очаге устанавливают.

А) только за лицами, ухаживающими за больным на дому

Б) за всеми лицами, которые находились в контакте с больным

В) только за членами семьи, проживающими в коммунальной квартире

Г) только за маленькими детьми, проживающими вместе с заболевшим

Д) только за лицами, чья профессиональная деятельность связана с высокой степенью риска распространения инфекционного заболевания.

363. К инфекциям, управляемым санитарно-гигиеническими мероприятиями относятся…


В холодный период года активизируются факторы, которые сильно облегчают размножение и распространение данных возбудителей.

К основным из этих факторов относятся:

1) Холод

Переохлаждаясь, слизистая оболочка дыхательных путей теряет защитные механизмы против возбудителей респираторных инфекций.

2) Отсутствие достаточного воздухообмена в помещениях

Зимой люди чаще проводят время в закрытых помещениях, иногда в скученных условиях. Соответственно, среднее расстояние между людьми уменьшается, что существенно облегчает передачу вирусов от одного человека к другому. К тому же зимой помещения хуже проветриваются, чем в теплое время года - происходит накопление в воздухе взвеси из капелек зараженной слюны, мокроты, слизи из носовых ходов.

3) Питание зимой более скудное - меньше свежих овощей и фруктов, меньше витаминов поступает в организм, что может ослабляет иммунитет.

К аэрозольным инфекциям относятся как вирусные: ОРВИ, грипп, аденовирусная инфекция, корь, ветряная оспа, краснуха, так и бактериальные инфекции: туберкулез, коклюш, менингококковая инфекция, дифтерия, и др.

ВАЖНО! Возбудители аэрозольных инфекций высоко заразны и передаются, в основном, воздушно-капельным путем. При чихании и кашле в воздухе вокруг больного человека распространяются микроскопические капли его слюны, мокроты и выделений из носа, содержащие вирус-возбудитель. Более крупные капли оседают на окружающих предметах, мелкие – способны долго находиться в воздухе и переноситься на расстояния до нескольких десятков метров, при этом вирусы сохраняют способность к заражению от нескольких часов до нескольких дней.

Из этого следует, что основные меры гигиенической профилактики направлены на предотвращение контакта здоровых людей с содержащими вирус частицами выделений больного человека.

Что же нужно делать, для того, чтобы предотвратить собственное заражение и обезопасить окружающих в случае уже начавшегося заболевания?

Важно! Наиболее эффективным способом защиты от самых грозных аэрозольных инфекций - грипп, корь, ветряная оспа, краснуха, туберкулез, коклюш, менингококковая инфекция, дифтерия является вакцинация!

Вакцинация приводит к выработке специфических антител для защиты от этих инфекций. Кроме того, если ребенок и заболеет инфекционным заболеванием, то заболевание, как правило, протекает гораздо легче и не возникает грозных осложнений, как у непривитых.

Если же вакцинация по каким-либо причинам не была проведена вовремя, то соблюдение несложных гигиенических правил позволит существенно снизить риск заражения или дальнейшего распространения инфекции.

Неспецифическими способами защиты от аэрозольных инфекций являются:

- выполнение регулярных физических упражнений; закаливание организма с использованием различных водных процедур сбалансированное питание и здоровый образ жизни, занятие спортом, прогулки;

- проведение влажной уборки, а также частое проветривание помещений. Вирус любит теплые и пыльные помещения, поэтому проводить влажную уборку дома в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ необходимо ежедневно, не забывая про дверные ручки, выключатели, пульты управления оргтехникой. Для очищения воздуха дополнительно к проветриванию можно использовать портативные кварцевые лампы и воздухоочистители.



- увлажнение слизистых носа и ротоглотки солевыми растворами. Это можно сделать при помощи солевого раствора (на литр воды 1 ч. ложка соли) или специальными соляными спреями, продаваемыми в аптеках.

- соблюдение гигиены рук. Иначе говоря, множество заболеваний связано с немытыми руками. В период эпидемического подъема инфекционной заболеваемости необходимо избегать приветственных рукопожатий, поцелуев; после соприкосновений с ручками дверей, поручнями в общественных местах, нужно обработать руки антисептиком или тщательно их вымыть. Не трогайте грязными, немытыми руками нос, глаза, рот. Обязательно нужно мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта, прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общественного пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи. Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд) и последующему полному осушению рук, при этом пользоваться автоматической сушкой-обдувом нежелательно, предпочтительны одноразовые бумажные полотенца.



- ограничение контактов в период распространения инфекции, ограничение посещения мест скопления людей. Когда есть выбор, лучше пойти погулять в лес или парк, чем провести выходные в развлекательном центре или кинотеатре. Дети редко заболевают после игр на детской площадке, даже в компании сверстников, нежели в закрытом помещении.



Если вы испытываете недомогание, но вынуждены общаться с другими людьми или пользоваться общественным транспортом, используйте одноразовую маску, обязательно меняя ее на новую каждые два часа.

При кашле или чихании обязательно прикрывайте рот, по возможности – одноразовым платком, при его отсутствии – ладонями или локтевым сгибом. Эта нехитрая мера снижает концентрацию вирусов в окружающей больного воздушной среде до 70 раз!



Надо признать, что абсолютным средством не заразиться является только полное исключение контактов с инфекцией. Но жизнь в вакууме и изоляции не возможна. Поэтому шанс заболеть остается всегда.

Важно! При появлении признаков инфекционного заболевания (высокая температура, интоксикация, кашель, затруднение дыхания, высыпания невыясненной причины) необходима консультация врача!


Воздух – фактор передачи многих инфекции. Возбудители таких инфекций распространяются воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем, то есть при вдыхании воздуха с капельками слюны больного или с частицами пыли, контаминированной микробами. Такой механизм передачи инфекции называется аэрогенным.

К инфекциям с аэрогенным механизмом передачи относятся коронавирус, грипп, парагрипп, корь, краснуха, эпидемический паротит, скарлатина, менингококковая инфекция, туберкулез и многие другие.

Обеззараживать воздух нужно не повсеместно, а только в помещениях с высоким риском распространения инфекций. К ним относятся медицинские организации, некоторые производственные помещения (например, занимающиеся выпуском лекарств), дошкольные и школьные организации, помещения с большим скоплением людей.

Существуют разные способы обеззараживания воздуха:

  • воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей;
  • воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной аппаратуры;
  • применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.

Каждая из этих технологий имеет свои особенности.

К группе А, относятся помещения, в которых обеззараживание воздуха может проводиться в присутствии людей. В них используются ультрафиолетовые облучатели закрытого типа, позволяющие избежать пагубного влияния ультрафиолетового света на организм человека. Такие облучатели могут работать непрерывно, поддерживая безопасный уровень обсемененности воздуха на протяжении всего рабочего дня.

Ультрафиолетовые облучатели закрытого типа могут быть использованы в присутствии людей.

В помещениях группы Б используются ультрафиолетовые облучатели открытого типа. Обеззараживание воздуха этими облучателями возможно только в отсутствие людей. Не только из-за опасности непосредственного воздействия ультрафиолета, но и потому, что в таких облучателях чаще всего устанавливаются лампы, способствующие образованию озона - вещества, которое согласно Гигиеническим нормативам ГН 2.1.6.3492-17 относится к веществам I класса опасности.

Облучатели открытого типа могут быть использованы только в отсутствие людей.

Не следует путать аэрозольную дезинфекцию воздуха с дезинфекцией поверхностей способом распыления. Во втором случае используются ручные распыливающие устройства, например, беспропелентные аэрозольные упаковки - БАУ, а сами капли аэрозоля крупные. Такие капли моментально осаждаются на пол и поверхности, а воздух не обеззараживают.

Аэрозольная дезинфекция воздуха должна проводиться только в отсутствие людей.

Фильтры, используемые для обеззараживания воздуха, встраиваются непосредственно в вытяжные вентиляционные системы и подлежат замене не реже одного раза в 6 месяцев, если другое не предусмотрено инструкцией по эксплуатации.

Фильтры для обеззараживания воздуха могут быть использованы в присутствии людей.

Несмотря на вышесказанное, следует помнить, что воздух - неблагоприятная среда для жизни микробов: в нем нет питательных веществ, а температура может быть слишком высокой или низкой. Потоки сквозняка легко выносят микробы в открытую форточку, а сила тяжести опускает их на землю. Вот почему в обычной не перенаселенной квартире, даже в случае, если кто-то из родственников болен ОРВИ, для санации воздуха вполне достаточно регулярного проветривания; использовать дополнительные способы обеззараживания воздуха не нужно.

Аэрозольный способ передачи COVID-19 лидирует, это многое меняет

В настоящее время исследователи и медицинское сообщество активно обсуждают пути передачи COVID-19.

Ученые склоняются к мнению, что коронавирус передается воздушно-аэрозольным, а не воздушно-капельным путем

Важность пути передачи коронавируса заключается в выводах об эффективности профилактических мер.

Выясняем, чем отличается аэрозольный путь передачи инфекции от капельного на основе статьи, опубликованной в конце апреля в авторитетном научном журнале The Lancet

Главное отличие аэрозоля от капель — размер: капли — большие, аэрозольные частицы — маленькие. И те, и другие появляются в результате разговора, крика, чихания или кашля. Капли, будучи тяжёлыми, сразу падают на землю, а частицы аэрозоля способны оставаться в воздухе часами и переноситься ветром. И частицы, содержащие вирус, в том числе. Измерются частицы в микрометрах, а именно — времени, которое частица остаётся (и перемещается) в воздухе. Подробнее здесь.

Учёные указывают на то, что передачу вируса аэрозольным путём трудно продемонстрировать напрямую. Результаты исследований, направленных на обнаружение жизнеспособных патогенов в воздухе, не являются достаточными для окончательных выводов. Но совокупность научных данных может свидетельствовать в пользу того, что коронавирус передаётся именно через аэрозоли.

Пока аэрозольный способ передачи COVID-19 — только версия, но, похоже, убедительная

Ученые публикуют 10 доводов в пользу аэрозольного пути передачи SARS-CoV-2

Случаи массового заражения, виновниками которых стали суперраспространители, фиксируются по всему миру.

Подробный анализ человеческого поведения и взаимодействия, размеров комнат, вентиляции, где происходили массовые заражения, показал закономерности: передача вируса на большие расстояния адекватно может быть объяснена только аэрозольным способом.

Третье. Бессмптомные ностиели COVID-19 не чихают и не кашляют, но заражают.
На счету бессимптомных носителей или людей, у которых симптомы заболевания ещё не появились, по разным данным, не менее трети, а возможно, до 59% заражений новой инфекции в мире. Как ещё, кроме как аэрозольным путём передачи, объяснить такие заражения?

Авторы добавляют: прямые измерения показывают, что при разговоре образуются тысячи аэрозольных частиц и несколько крупных капель, которые поддерживают маршрут полета.

Четвертое. Передача SARS-CoV-2 в помещении выше, чем на открытом воздухе. Это потому что вентиляция в закрытых помещениях значительно слабее, чем на открытом воздухе. И это тоже говорит в пользу воздушного пути передачи инфекции.

Пятое. В больницах, где эпидемические меры безопасности строго соблюдаются, заражения всё равно происходят.
Авторы указывают, что средства индивидуальной защиты —СИЗы — предназначенны для защиты от капель, но не аэрозолей и приводят пример заражения медиков одной из больниц Бостона, где инфекционная зона была тщательно документирована, в том числе с помощью секвенирования геномов вируса. Два медработник всё же заразились от пациента, несмотря на постоянное ношение масок и очков.

Шестое. Обнаруженный в воздухе вирус SARS-CoV-2 оставался жизнеспособным в течение трёх часов.

Но в лабораторных условиях. Авторы статьи пишут о том, что выделить жизнеспособный вирус в воздухе технически сложно — в процессе выделения он погибает, поэтому что-либо доказать трудно.
Тем не менее, жизнеспособный SARS-CoV-2 был идентифицирован в пробах воздуха комнат с больными коронавирусом и автомобиля инфицированного COVID-19.
Авторы напоминают, что корь и туберкулез — два заболевания, передающихся преимущественно воздушно-капельным путем, не удалось выделить в воздухе.

Седьмое. Коронавирус был обнаружен в системах вентиляции больниц.

Попасть туда он мог только с помощью аэрозолей. В частности, в больнице при Университете Уппсалы в Швеции коронавирус был обнаружен в воздушных фильтрах, расположенных далеко от больных, которые могли стать источником капель и брызг.

Девятое. Нет исследований с убедительными доказательствами, опровергающими гипотезу передачи SARS-CoV-2 воздушным путем.
Да, случаев, когда заражение, казалось бы, неизбежно, но, тем не менее, оно не состоялось, множество. Но это не опровергает сам механизм воздушной передачи, считают аторы материала. Для зарежения необходимы определённые условия, такие как плохо проветриваемое помещение; этап заболевания, на котором находится инфицированный; доза передаваемого вируса.

Десятое. Недосточность доказательств относительно других путей передачи коронавируса.
Это касается, в первую очередь респираторно-капельного способа или посредством поверхностей (фомитов).

Лёгкость инфицирования между людьми, находящимися в непосредственной близости друг от друга, была названа доказательством респираторно-капельного пути SARS-CoV-2.
Но это вовсе не исключает участия эарозолей. Действиетльно, чем дальше вы от заразного человека, тем меньше шансов заболеть. Это можно объяснить тем, что длительность полета капель ограничена, а выдыхаемые аэрозоли разбавляются воздушными массами, то есть конфентрация вируса уменьшается по мере удаления от заболевшего.

Авторы также опровергают утверждение о том, что респираторные капли зарезнее аэрозолей, поскольку они больше, следовательно, содержат больше вируса. Однако исследования показали, что в более мелких аэрозолях концентрация патогенов выше.

Да, проветривание помещений может стать не менее эффективным способом противостоять распространению коронавиреса, чем ношение масок и соблюдение социальной дистанции. И следует избегать плохо провертиваемых помещений с некоторым количеством народа в них.

Читайте также: