Строении свободноживущих и паразитических червей

Обновлено: 19.04.2024

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачи урока:

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.
  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

Разминка (устно).

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

Части организма:

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

II. Изучение нового материала.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

kiyashok93pamaaj

Влияние среды обитания на строение свободно живущих и паразитических червей отражается, в первую очередь, в виде возникновения различных приспособлений к различным ее динамически изменяющимся и статичным факторам. Например:

1) Свободно живущие черви, обитающие в земле, как правило, имеют нитевидную или ланцетоподобную форму тела, что облегчает для них передвижение в ее толще.

2) Свободно живущие круглые черви зачастую обладают сквозной пищеварительной системой, что рационализирует и ускоряет пищеварительный процесс. Ротовое отверстие у них имеет вид беззубого отверстия, что облегчает захват пищи. Связано такое их строение с методикой перемещения червей в земляной толще, которая подразумевает преимущественно движения вперед.

3) Паразитические черви зачастую имеют в своем строении какие-либо элементы фиксирующего аппарата, которые помогают им удерживаться на одном месте. Например, бычьи цепни имеют на головном конце тела специальные присоски, которыми они фиксируются к кишечнику хозяина.

4) У паразитических и свободно живущих червей очень хорошо развиты органы чувств, отвечающих за восприятие вибрации и химическую чувствительность, в то время, как, например, зрение у них отсутствует полностью. Это связано с тем, что как под землей, так и внутри организма хозяина отсутствуют источники освещения, что вынуждает органы, отвечающие за зрение, редуцироваться, но способствует развитию других органов чувств.

Новые вопросы в Биология

1.Парным плавником у речного окуня является… А. Хвостовой Б. Грудной В. Спинной Г. Подхвостовой 2.Главную роль при движении вперёд играет…плавник А. Х … востовой Б. Грудной В. Брюшной Г. Спинной 3.Одной из функций плавательного пузыря является… А. Быстрое переваривание пищи Б. Осуществляет вертикальное перемещение В. Является выделительным органом Г. Все ответы верны 4.Отряд акулы относится к классу… А. Костных рыб Б. Круглоротые В. Кистепёрые Г. Верного ответа нет 5.Скаты питаются преимущественно… А. Донными моллюсками Б. Мелкими рачками В. Рыбами других видов Г. Верного ответа нет 6.Карась относится к отряду… А. Сельдеобразные Б. Осетровые В. Тресковые Г. Верного ответа нет 7.Непарным плавником у речного окуня… А. Грудной Б. Брюшной В. Спинной Г. Все ответы верны 8.Парные плавники играют важную роль … А. При быстром движение вперёд Б. При медленном движении вперёд В. При движение назад Г. Верного ответа нет 9.Основной функцией плавательного пузыря является… А. Переваривание пищи Б. Дыхание рыб под водой В. Обеспечение плавучести рыб Г. Все ответы верны 10.Чем прикрыты снаружи жабры? А. Жаберными тычинками Б. Жаберными лепестками В. Жаберными дугами Г. Жаберными крышками 11.Кровеносная система рыб… А. Замкнутая Б. Незамкнутая 12.Боковая линия рыб воспринимает… А. Силу тока воды Б. Направление тока воды В. Все ответы верны 13.Оплодотворение у костных рыб… А. Наружное Б. Внутренне 14.Отряд Кистепёрые относится к классу… А. Хрящевые рыбы Б. Костные рыбы В. Сельдеобразные рыбы Г. Верного ответа нет 15 Крупная пища попавшая в желудок акулы переваривается в течение. А. Недели Б. Суток В. За 3 часа 16 Пиранья относится к отряду… А. Кистепёрые Б. Карпообразные В. Сельдеобразные Г. Верного ответа нет 17.Наличие усика на подбородке является отличительной чертой отряда… А. Карпообразные Б. Тресковые В. Сельдеобразные Г. Осетровые 18 Скат морской дьявол, или . А. Мантия Б. Манта В.Морская лисица 19 Большинство рыб могут видеть …. А. Далеко Б Близко В.Вообще не видят 20 Наиболее примитивная рыба А.Акула Б. Стерлядь В. Карп г.Скалярия СРОЧНО! ПОМОГИТЕЕЕЕЕ

составить формулу цветка: 1.Яснотка белая: цветок неправильный; двойной околоцветник, в котором чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, а венчик … – из 5 сросшихся лепестков (2 и 3);тычинок 4, из которых 2 длинные и 2 короткие; пестик один. 2. Щавель густой: околоцветник чашечковидный, состоит из 6 зеленых листочков, образующих два круга (в каждом по 3), тычинок шесть, располагаются парами против наружных листочков околоцветника, пестик состоит из 3 плодолистиков.​

Все черви разделяются на три типа: плоские черви, круглые черви и кольчатые черви. Из представителей каждого типа имеются как свободноживущие черви, так и ведущие паразитический образ жизни. Именно образ жизни в разных средах сильно сказывается на внутреннем и внешнем строении червей.

Паразитические черви (черви, которые ведут паразитический образ жизни)

Паразитический образ жизни предусматривает проживание животного либо внутри тела другого организма (хозяина), либо снаружи. Проживающие внутри, называются эндопаразитами, снаружи - экзопаразитами.

Для червей, проживающих внутри организма, чаще в пищеварительном тракте другого животного, сложность обитания представляет агрессивная среда, в состав которой входит желудочный сок (кислоты)с низким содержанием кислорода для дыхания. Особенностью этих двух групп является питание уже готовыми органическими веществами, почти полностью переваренными и обработанными в теле хозяина. В связи с этим у паразитов отпадает необходимость наличия некоторых органов. К особенностям внутреннего,внешнего строения и жизнедеятельности паразитических червей относятся следующие:

  • редукция (упрощение) пищеварительной системы,
  • узкая и сильно вытянутая форма тела,
  • наличие специальных приспособления для прикрепления (присоски, крючки),
  • наличие защитных покровов (кутикула),
  • образование цист в неблагоприятных условиях,
  • наличие специализированных ферментов,
  • сложный жизненный цикл. гермафродитизм и большая плодовитость.

Свободноживущие черви

Места обитания свободноживущих червей в природе разнообразны. Они освоили наземную и водную среды. Встречаются среди них и хищники, и организмы, питающиеся отмершими остатками. Организм свободноживущих червей приспособлен для активного передвижения и добычи себе пищи из окружающей среды. Хотя есть и ведущие неподвижный образ жизни. С целью передвижения в пространстве у червей хорошо развиты несколько слоев мускулатуры (особенно у кольчатых), вытянутая форма также оказывает помощь в передвижении . Для передвижения имеются специальные образования. Наиболее разнообразны они у полихет (многощетинковых червей), проживающих в основном в водной среде. Также благодаря щетинкам передвигается в почве и обычный дождевой червь. У свободноживущих червей более сильно выражены органы чувств, которые расположены на переднем конце тела, а также органы для захватывания пищи.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации из темы “Тип "Плоские черви"”, используя идею технологии критического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы урока: индивидуальная работа, работа в парах.

Цели по содержанию урока.

Образовательные: организовать самостоятельное изучение особенностей строения и жизнедеятельности плоских червей, умение находить необходимые сведения в незнакомом тексте и составлять конспект.

Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, а так же способность к рефлексии.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учёбе, выработке навыков бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: таблица “Тип "Плоские черви"”, интерактивная доска, мультимедиарессурсы.

I. Стадия вызова.

Здравствуйте ребята. Прежде чем продолжить знакомство со следующими представителями типа "Плоские черви", попробуйте, поработав в парах, заполнить кластер .

Через 5 минут несколько пар представляют свои кластеры.

Вопрос учителя: Какие затруднения у вас возникли при заполнении кластера?

II. Стадия осмысления.

Сейчас вы будете работать с текстом учебника и вам необходимо заполнить таблицу. Некоторые конки уже заполнены, дополните таблицу (индивидуальная работа).

Проверяем заполнение таблицы (2-3 учащихся зачитывают свои таблицы).

Учитель задаёт вопросы.

  1. Согласны ли вы, что развитие у печёночного сосальщика более сложное, чем у планарии?
  2. Кто является промежуточным хозяином свиного цепня?

При ответах на данные вопросы, учащие используют интерактивную доску с мультимедиарессурсами или через выход в интернет.

  1. Объясните, как отражается влияние среды обитания на строении свободноживущих и паразитических червей.
  2. Каковы меры защиты от заражения паразитическими червями?

III. Стадия рефлексии.

Пары возвращаются к своим кластерам. Если ученики не смогли их заполнить в начале урока, они их заполняют или исправляют ошибки.


Заказ сочинений

1. Какие системы органов впервые появляются у кольчатых червей?
Вторичная полость тела; замкнутая кровеносная система.

2. Каково строение кожно-мускульного мешка кольчатого червя? Каково его значение?
Кожно-мускульный мешок кольчатого червя состоит из тонкой кутикулы, кожного эпителия и мышц, обеспечивает движения червя.

3. Что такое вторичная полость тела и чем она отличается от первичной? Каковы ее функции?
Вторичная полость тела (целом) – пространство между стенкой тела и внутренними органами, которое поддерживает форму тела червя и служит опорой при передвижении. В отличие от первичной полости тела вторичная изнутри выстлана собственным эпителием и заполнена жидкостью.

4. Как передвигаются кольчатые черви?
Кольчатые черви передвигаются с помощью параподий – кожно-мускульных выростов по бокам тела. Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности поверхности. У сидячих форм червей параподий или очень мало, или они вовсе отсутствуют.

5. Опишите строение кровеносной и нервной систем кольчатого червя.
Кровеносная система замкнутая. Имеются два главных сосуда – спинной и брюшной, которые соединены между собой многочисленными полукольцевыми сосудами. Сердце отсутствует, кровь движется за счет сокращения стенок спинного сосуда.
Нервная система представлена парой надглоточных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, парной брюшной нервной цепочки и нервов.

6. Сравните, какие органы чувств развиты у свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых.
У паразитических круглых червей органы чувств развиты очень слабо. На передней части тела располагаются щетинки, служащие органами осязания, и обонятельные ямки.
Кольчатые малощетинковые не имеют органов чувств; развиты обонятельные, осязательные, вкусовые, светочувствительные клетки.
У кольчатых многощетинковых есть рот, щупики и щупальца, две пары глазков.

Читайте также: