Святой лавр покрыт вшами

Обновлено: 24.04.2024

Пасха – это главное событие церковного года, праздник, который символизирует воскресение Иисуса Христа. Когда будет Пасха в 2022 году, в чём суть праздника, как отмечают этот день верующие, приметы и традиции, связанные с Пасхой, читайте в материале "Царьград Новосибирск"

Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — не просто церковный праздник. Для каждого христианина — это самый главный день, торжество, которое свершилось не однажды в Иерусалиме, а совершается в Пасхальную ночь в каждом православном храме и душах всех верующих.

Какого числа Пасха в 2022 году

Пасха ежегодно отмечается в разные даты – это переходящий праздник. Дата уточняется по лунному календарю. Согласно церковной традиции Пасха не может быть до еврейского праздника Песах, этот день должен выпадать на полнолуние или ближайшие дни после него и только на воскресенье. В 2022 году Пасху отмечают 24 апреля.

В зависимости от того, на какой день выпадает Пасха, уже устанавливают даты других праздников, связанных с ним (Масленица, начало Великого поста, Вознесение, Троица и др.).

Смысл праздника Пасхи

Согласно Новому завету, суть Пасхи заключается в том, что человек получает жизнь вечную через веру в воскресение Спасителя. Главный смысл праздника, по словам представителей Церкви, заключается "в освобождении от духовного рабства, от власти смерти и греха". Сын Божий принял страдание и смерть, чтобы приготовить людям "путь на Небо, в Царство Небесного Отца".

Главный символ Пасхи

Самым главным символом Пасхи является Благодатный огонь. Его явления ежегодно ждут в Великую субботу все верующие. Схождение благодатного огня происходит в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Согласно легенде, его первым увидел апостол Петр, узнав о воскресении Христа.

Как подготовиться к Пасхе

К празднованию Пасхи готовятся всю Страстную седмицу. В этот период верующие вспоминают последние дни земной жизни Христа, а также его смерть на кресте и погребение. Почему Страстная неделя так называется, что можно и чего нельзя делать в эти дни, как питаться читайте здесь.

Самые главные приготовления к празднику делаются в Чистый четверг. Считается, что именно в этот день Христос вместе с учениками установил главное таинство церкви – причастие. Именно поэтому перед Пасхой верующие стараются причаститься, чтобы с чистым сердцем и душой встретить праздник.

Богослужения на Пасху

Пасхальные богослужения всегда проходят особенно торжественно. Пасхальная заутреня начинается в полночь с наступлением Пасхи и продолжаются в среднем до 4 утра. Предваряет богослужение крестный ход. После окончания службы священники либо разносят по храму Священный огонь, либо угощают всех верующих красными яйцами. Вечером служится радостная Пасхальная вечерня.

Как поздравлять с Пасхой

Верующие в Пасху приветствуют друг друга словами "Христос Воскресе!". В ответ принято говорить: "Воистину Воскресе". Эти слова символизируют ту радость, которую испытали апостолы, когда узнали о воскрешении Христа. Традиционно сначала слова говорит тот, кто младше, а потом старший. Приветствовать друг друга словами "Христос воскресе!" можно до праздника Вознесения в течение 40 дней.

Сколько дней празднуют Пасху

Согласно церковной традиции Пасху празднуют 7 дней. Всю пасхальную неделю в храмах проводят торжественные богослужения, прославляющие победу Христа над смертью. В конце этой недели отмечается Фомино воскресенье или Красная горка. Эта дата связана с явлением Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

Что ставить на пасхальный стол

Пасхальный стол накрывают разнообразно. На него ставят всевозможные угощения, которые были под запретом на протяжении 48 дней Великого поста. На нём могут присутствовать мясные и рыбные блюда, но главными украшениями стола являются крашеные яйца, кулич и творожная пасха. Обычно куличи пекут и окрашивают яйца в Великий четверг и Страстную субботу. Освящают куличи и яйца в субботу или во время ночной праздничной службы.

Яйца на Пасху

Яйцо символизирует жизнь и возрождение. Украшать яйца на праздник стали очень давно. Его окрашивали в красный цвет, символ крови Христовой, а потом появилась традиция раскрашивать в разные цвета.

Пасхальное яйцо появилось, когда одна из учениц Христа Мария Магдалина сообщила императору Тиберию о его воскресении. Куриное яйцо, которое она принесла с собой, стало красным.

Куличи на Пасху

Пасхальный кулич – это не просто лакомство, неотъемлемая составляющая пасхальной трапезы. После праздничного ночного бдения в воскресенье верующие начинают разговляться. Первыми едят освящённые в храме яйцо и кусочек кулича.

Что можно и нельзя делать на Пасху: приметы, традиции

Главное, что можно и нужно делать на Пасху – радоваться воскрешению Христа.

Ругаться, ссориться, злиться, жадничать на Пасху категорически запрещено.

В Пасху всегда подавали нищим еду, яйца, куличи и деньги.

В Пасху не рекомендуется злоупотреблять в еде и пить много алкоголя. После длительного воздержания во время Великого поста можно нанести сильный вред своему здоровью.

В Пасху лучше не работать, не делать домашние дела и не трудиться в огороде.

Запрещено выбрасывать остатки пасхальной еды, особенно освящённой. Её скармливают животным и птицам.

Желательно посетить праздничную заутреню или хотя бы сходить днём в церковь.

В течение недели после Пасхи можно посещать кладбища.

На Пасху, как и на Благовещение, можно выпускать на волю птиц.

По традиции на Пасху все берут яйца и стукаются ими. Считалось, что у кого яйцо осталось целым, тот и будет весь год самым здоровым.

Люди на Пасху стараются ударить в колокол на церковной колокольне, чтобы зарядиться силой колокольного звона.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


ЖИТИЯ СВЯТЫХ ИЛИ СИМПТОМЫ ИСТИННОЙ ВЕРЫ

Жития Святых это превосходный материал, вобравший в себя все основные симптомы истинной веры. Они наглядно, детально, последовательно демонстрируют, каким должно быть поведение и мышление верующего человека по меркам церкви. А по меркам и классической, и современной психиатрии 75% святых христианской церкви подлежат немедленной госпитализации и принудительному лечению.

Св. Лавр был покрыт настолько густым слоем вшей, что под ним едва угадывались черты его лица, а смахнуть вшей не мог, ибо постоянно держал руки крестообразно

Св. Нил Столбенский спал только стоя

Св. Мелхиседек "ел кору древес и вместо пития росу лизал"

Св. Василий Блаженный ходил зимой и летом голый и кидался человеческим калом в тех, кого считал еретиками

Св. Тихон Калужский, всю жизнь прожил как белка, в дупле дуба

Св. Корнилий Молчальник всю свою жизнь молчал

Св. Марон Пустынник дал обет "беспокровной" жизни, т.е. всю свою жизнь прожил под открытым небом

Св. Илия Пещерник жил, как барсук, в норе

Св. Марк Гробокопатель всю жизнь носил железный пояс, жил в норе и прославился своей любовью к копке могил

Св. Фотиния всю свою жизнь молилась, 12 раз в день и 24 раза за ночь

Понятно, что все упомянутые святые (попади они в руки психиатрии) были бы навечно размещены в строгорежимных стационарах.

И т.д. и т.п. И весь этот сброд психопатов и садомазохистов, РПЦ навязывает православным как эталон христианской жизни и образец для подражания.

Наверное берегут мозг )))))

"Лишь самое дикое варварство, лишь отменное мошенничество, лишь слепое властолюбие могли вообразить себе догму о вечности мучений. Если бы существовал бог, которого можно было бы оскорблять либо проклинать, не было бы большего проклинателя, чем тот, кто посмел бы сказать, что этот бог – извращенный тиран, наслаждающийся в течение вечности безполезными для него муками своих слабых созданий"
(Поль Гольбах, "Здравый смысл")

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

Фото: Anzenberger/Fotodom

Фото: Anzenberger/Fotodom

Как известно, именно психиатрия взяла на себя роль самого объективного оценщика поступков человека. Она же претендует и на роль последней инстанции в оценке его помыслов.

Столпы русской школы (В. П. Сербский, С. С. Корсаков) для характеристики религиозных проявлений использовали только клиническую терминологию.

Это умиление — еще одна загадка, которую мы попробуем разгадать в нашем кратком очерке.

Напомним, чем именно знамениты упомянутые персонажи. (Эти имена взяты наугад из многих сотен и тысяч католических и православных святых, прославившихся примерно схожими деяниями.)

Св. Лавр был покрыт настолько густым слоем вшей, что под ним едва угадывались черты его лица, а смахнуть вшей не мог, ибо постоянно держал руки крестообразно.

Понятно, что все упомянутые святые (попади они в руки психиатрии) были бы навечно размещены в строгорежимных стационарах.

Благочестивые экстазы простых верующих (благосклонно воспринимаемые церковью) тоже, вероятно, были бы оценены психиатрией как тяжелые расстройства психики.

Иными словами, в поступках святых и благочестивцев мы отчетливо видим способность очень легко перешагнуть через барьеры сложных рефлексов, установленных для защиты как важнейших функций организма, так и его целостности.

Возникает закономерный вопрос. Почему настоящее и достоверно обозримое прошлое не предлагает прецедентов такого типа? Где же они, настоящие проявления того, что самой церковью считается образцами настоящей веры?

Их нет. Но почему?

Изменилась догматика или сама суть христианского учения? Нет. Дезавуированы и деканонизированы святые? Они утратили свой статус образчиков поведения? Тоже нет.

По всей вероятности, это именно так.

Имитация, о которой мы говорим, может быть вполне добросовестной, продолжительной и тщательной.

Она может заключаться в пунктуальном исполнении религиозных обрядов, в декларациях, переодеваниях, в тщательном подборе аксессуаров и лексики. Она еще способна генерировать злобу к инакомыслию и некоторую нетерпимость.

Она никогда не подвигнет натереться калом, надеть на сорок лет каменную шапку или прижечь влагалище пылающим поленом.

Разумеется, все сказанное выше не реабилитирует религию. Даже лишенная смысла и содержания, она остается силой, способной существенно и успешно противостоять развитию человека. Хотя бы потому, что в качестве основных мировоззренческих и поведенческих ориентиров она по-прежнему предлагает образчики несомненной патологии.

Уникальные вши


С нами живет три вида вшей: лобковая вошь (Phthirus pubis), вошь головная и вошь платяная, которые относятся к виду Pediculus humanus capitis. Другие подвиды Pediculus живут на тех же шимпанзе, а Phthirus — на гориллах. Иных млекопитающих они не приемлют, а потому во время разработки вакцины от сыпного тифа ученым приходилось искать добровольцев, которые были готовы кормить вшей собственной плотью. Но откуда такое постоянство?

Вши сосут кровь приматов еще со времен миоцена, то есть максимум около 23 миллионов лет

Но около 5-7 миллионов лет назад головные вши поделились внутри своих видов — это произошло одновременно с отделением ветви Homo от ближайших родственников-приматов. Человек приобрел уникальных вшей, которые приспособлены исключительно к человеческим телам: паразиты удерживаются на волосах с помощью цепких лапок с серповидными когтями на концах, они позволяют захватывать волосы строго определенного диаметра. Именно поэтому лобковая вошь, например, не может поселиться на голове.

Лобковая вошь
Фото: Shutterstock / Anestial

Мумии и финики

Многое о вшах ученым рассказали мумии. На мумифицированных телах паразиты сохранялись практически полностью: на некоторых останках находят даже гнид. Самых старых вшей нашли во время археологических раскопок на северо-востоке Бразилии — образцу было не менее 10 тысяч лет. Вшей снимали с гребней, обнаруженных на территории современного Израиля: согласно анализу, им было не менее 2000 лет. В 2008 году у двух мумий из Перу, датируемых 1025 годом нашей эры, обнаружили 407 и 545 вшей на каждой.

Есть одна древняя цивилизация, в которой борьбе с вшами уделяли особое — но, судя по количеству обнаруживаемых на мумиях вшей, — недостаточное внимание. Раскопки в Египте постоянно приносят новую информацию о доисторических вшах, а в папирусах египтян порой находят указания на способы их профилактики.

В одном из самых знаменитых медицинских папирусов, Папирусе Эберса, обнаруженном в 1872 году в Фивах, автор рекомендует смешать во рту финики и воду, выплюнуть полученную кашицу и намазать ей голову.


Еще в ходу была специальная жидкость на основе уксуса, масла розмарина и терпентинного масла. Тем не менее самым надежным способом избавиться от паразитов оставалось бритье налысо, к которому и прибегали египтяне. И именно поэтому на большинстве рисунков их головы украшены не настоящей шевелюрой, а париками. Если волосы нужно было сохранить, их вычесывали гребнями.

Чаще всего люди были не рады совместному проживанию с кусающимися вшами. Свои способы лечения вшей существовали у каждого народа: в Китае предлагали использовать ртуть и мышьяк, а Плиний Старший рекомендовал принимать ванну с ядом гадюки.

Менее негативно — и, возможно, даже подозрительно странно, — к вшам относился последний ацтекский император Монтесума. Австралийский профессор микробиологии инфекционных болезней Дэвид Гров, автор книги, посвященной паразитам, пишет, что императору ацтеков некоторые не самые богатые поданные приносили целые мешки с дохлыми вшами в знак уважения. По свидетельствам конкистадора Кортеса, у Монтесумы была целая комната с такими подношениями.


Вши — результат частого поедания инжира

Снисходительное отношение к вшам в христианстве сохранялось довольно долго. Уже средневековая католическая святая Екатерина Генуэзская вообще не страшилась тесного контакта с паразитами: помогая больным, она высасывала гной из их ран, а еще ела их вшей. Правда, духовенство было едва ли не единственным сословием, которое было готово мириться с вшами. Остальные люди стремились следить за собой и соблюдать гигиену, хотя и не всегда могли получить должный уход и лечение.


Лечить паразитов предлагалось разными методами. Например, для уничтожения вшей рекомендовалось нюхать лаванду, а чтобы предотвратить вылупление гнид, средневековые люди должны были мыть волосы в морской воде. Больше результата приносили методы, которые могли похоронить не только вшей, но и их носителей: популярным средством была ртуть, смешанная с живокостью. Вши действительно исчезали — правда, не из-за ртути, а благодаря измельченному в порошок растению.

Вшивые придворные

В Европе XVIII века купания стали считать вредительством здоровью: современники подозревали, что королева Англии и Ирландии Елизавета I заболела оспой после банного дня. И, хотя на чистые волосы вши садятся даже активнее, — общий уровень антисанитарии делал жизнь в европейских городах просто невыносимой. Правда, вши буйствовали не только на центральных улицах, но и во дворцах.


Высокие мужские парики, аллонжи (от фр. allonger — удлинять), с которыми ассоциируются европейские придворные второй половины XVIII века, — косвенный результат адаптации моды к суровой реальности. Мужчины обривали головы налысо, чтобы, во-первых, сразу избавляться от вшей, которым лысые черепа были просто неинтересны, а, во-вторых, чтобы прочнее крепить парик.

Тем не менее паразиты довольно быстро поняли, что в париках тоже можно жить. Господам приходилось легче, чем дамам: они просто снимали искусственную шевелюру, кипятили ее в воде и накрахмаливали перед повторным водружением на голову.

Те, кто не носил высокую прическу, справлялись со вшами с помощью простых гребней, которыми можно было вычесывать волосы и заодно снимать с них паразитов. Правда, к концу XVIII века мода на высокие прически ушла, а вместе с ней исчезло и смирение с педикулезом.

Как вшивость стала стыдной

Воспитанные интеллигенты из среднего и высшего классов полагали, что паразиты могут жить на головах только самых несчастных и бедных людей. Викторианцы постоянно ходили в общественные бани, соблюдали гигиену и искренне верили в то, что у благочестивого, порядочного человека вошь не заведется.


Если заражение все-таки происходило, несмотря на частое мытье тела, лечиться приходилось мышьяком и негашеной известью — такая смесь сжигала волосы на всем теле. Именно поэтому в викторианской Англии появились специальные парики-накладки, которыми можно было прикрывать лысины. Бедняки, принимавшие ванны значительно реже, массово страдали от педикулеза. Для лечения они использовали смесь из уксуса и сала.

Именно в этот период вернулось средневековое убеждение о том, что грязь способствует развитию педикулеза. Вшей вновь стали ассоциироваться с бедностью, которая, на самом деле, вовсе не гарантирует появление паразитов. Единственное, чего хочет вошь — крови, и ей совсем неважно, насколько чиста кожа, под которой течет ее еда. А уж с наличием или отсутствием моральных принципов появление вшей тем более не связано.

Из окопов мировых войн до наших дней

Во время Первой мировой войны вши были дополнительной головной болью. На их лечение времени не было, а потому порядка 97% офицеров и солдат, живших в окопах, страдали от педикулеза. В условиях долгой позиционной войны вши могли наслаждаться счастливыми временами. Особенно хорошо их размножение шло потому, что солдаты носили шерстяные кители, а значит, вши постоянно находились в тепле.


Вши дождались Второй мировой войны, а вместе с ними в новые окопы переехал сыпной тиф, эпидемия которого во время Первой мировой войны бушевала на Балканах. Болезнь стала смертельной для жителей разрушенных городских районов, еврейских гетто и концлагерей.

Но как раз в начале 40-х годов во Львове польский биолог Рудольф Вайгль разрабатывал первую вакцину от тифа. И в этом ему, как ни странно, помогли вши, на которых он испытывал первые образцы. Используя нацистский режим, также заинтересованный в излечении тифа, Вайгль нанимал на работу польских интеллигентов и евреев и поставлял лучшие, не разбавленные партии вакцины в концлагеря. В итоге ученый и его вши действительно победили тиф.


Далеко ли люди продвинулись в лечении вшей? В целом, да, хотя гребешок до сих пор остается самым надежным и безопасным для организма способом избавления от паразитов. Разнообразные химические средства либо используют стратегию древности — удушить паразитов, заблокировав их дыхательную систему, — либо действуют по-новому, парализуя нервную систему вшей.

Поменялось и кое-что еще: вши перестали быть чем-то стыдным и страшным. Если ребенок идет в школу (пусть даже элитную), стоит быть готовым к тому, что он может принести оттуда вшей и заразить ими всю семью. От этого заболевания никто не умрет, а вылечить его можно достаточно быстро.

Фото: Anzenberger/Fotodom

Фото: Anzenberger/Fotodom

Как известно, именно психиатрия взяла на себя роль самого объективного оценщика поступков человека. Она же претендует и на роль последней инстанции в оценке его помыслов.

Столпы русской школы (В. П. Сербский, С. С. Корсаков) для характеристики религиозных проявлений использовали только клиническую терминологию.

Это умиление — еще одна загадка, которую мы попробуем разгадать в нашем кратком очерке.

Напомним, чем именно знамениты упомянутые персонажи. (Эти имена взяты наугад из многих сотен и тысяч католических и православных святых, прославившихся примерно схожими деяниями.)

Св. Лавр был покрыт настолько густым слоем вшей, что под ним едва угадывались черты его лица, а смахнуть вшей не мог, ибо постоянно держал руки крестообразно.

Понятно, что все упомянутые святые (попади они в руки психиатрии) были бы навечно размещены в строгорежимных стационарах.

Благочестивые экстазы простых верующих (благосклонно воспринимаемые церковью) тоже, вероятно, были бы оценены психиатрией как тяжелые расстройства психики.

Иными словами, в поступках святых и благочестивцев мы отчетливо видим способность очень легко перешагнуть через барьеры сложных рефлексов, установленных для защиты как важнейших функций организма, так и его целостности.

Возникает закономерный вопрос. Почему настоящее и достоверно обозримое прошлое не предлагает прецедентов такого типа? Где же они, настоящие проявления того, что самой церковью считается образцами настоящей веры?

Их нет. Но почему?

Изменилась догматика или сама суть христианского учения? Нет. Дезавуированы и деканонизированы святые? Они утратили свой статус образчиков поведения? Тоже нет.

По всей вероятности, это именно так.

Имитация, о которой мы говорим, может быть вполне добросовестной, продолжительной и тщательной.

Она может заключаться в пунктуальном исполнении религиозных обрядов, в декларациях, переодеваниях, в тщательном подборе аксессуаров и лексики. Она еще способна генерировать злобу к инакомыслию и некоторую нетерпимость.

Она никогда не подвигнет натереться калом, надеть на сорок лет каменную шапку или прижечь влагалище пылающим поленом.

Разумеется, все сказанное выше не реабилитирует религию. Даже лишенная смысла и содержания, она остается силой, способной существенно и успешно противостоять развитию человека. Хотя бы потому, что в качестве основных мировоззренческих и поведенческих ориентиров она по-прежнему предлагает образчики несомненной патологии.

Читайте также: